Материал для проведения лекционных занятий по атлетической гимнастике
методическая разработка по физкультуре

Клюева Дарья Игоревна

В данной методразработке представлен материал для проведения лекционных занятий по атлетической гимнастике

Скачать:


Предварительный просмотр:

АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

1.Определение, средства и задачи атлетической гимнастики.

Как много мы знаем и как мало понимаем.

Альберт Эйнштейн

Атлетическая гимнастика- это научно обоснованная система упражнений с различными отягощениями (масса собственного тела, гантели, штанга, гири, амортизаторы, тренажеры), развивающих силу, в сочетании со всесторонней физической подготовкой, направленная на укрепление здоровья и развития основных физических качеств.

Следует различать понятия «атлетизм» и «атлетическая гимнастика». Атлетизм — производное от слова «атлет», то есть спортсмен высокого класса подразумевает высокий уровень развития физических качеств или процесс достижения наивысших результатов в занятиях физическими упражнениями конкретной направленности (вид спорта). Атлетическая же гимнастика — более объемное понятие, отражающее систему оздоровительно-развивающих воздействий с целью укрепления здоровья человека и улучшения его жизнеспособности.

Например, что такое бодибилдинг? Это система физических упражнений, направленных на увеличение объемов отдельных мышечных групп и их гипертрофированное развитие, формирование рельефной мышечной массы с целью реализации результатов тренировок в соревновательных или конкурсных условиях. Этот вид занятий физическими упражнениями близок к понятию «культуризм».

Пауэрлифтинг — вид физиче-ских упражнений, направленных на преодоление максимального веса штанги в силовом троеборье: жим штанги лежа, приседание со штангой на плечах, тяга штанги в положении наклона, то есть основная задача заключается в максимальном развитии силы тех групп мышц, которые обеспечивают выполнение соревновательных упражнений. Армрестлинг (или армспорт) — силовое единоборство в конкретной статической позе, требующее максимального силового напряжения в действиях рабочей руки.

Не умаляя значимости и популярности занятий различными видами силовых упражнений, следует подчеркнуть, что атлетическая гимнастика — это один из оздоровительных видов гимнастики, представляющий собой систему гимнастических упражнений силового характера, направленных на гармоничное физическое развитие человека и решение конкретных частных задач силовой подготовки. Занятия атлетической гимнастикой в школе являются наиболее пригодным направлением для массового оздоровления детей. Упражнения атлетической гимнастики могут включаться в подготовительную и основную части урока гимнастики со школьниками всех возрастов и любого уровня подготовленности.

Задачи атлетической гимнастики

  1. Способствует достижению высокого уровня гармонического физического развития и укрепления здоровья.
  2. Повышает надежность функционирования нервной и мышечной систем, вырабатывает хорошую осанку.
  3. Позволяет дать нагрузку на отстающие в развитии отдельные группы мышц, исправить или даже устранить приобретенные и врожденные дефекты телосложения (О- или Х-образное искривление ног, впалая грудь, тонкие или толстые бедра, плоский таз и т.д.).
  4. Совершенствует дыхательный аппарат, работу сердечно-сосудистой системы и улучшает обмен веществ.
  5. В силу разнообразия применения нагрузок позволяет молодым и пожилым людям, разных физических данных, заниматься активно и с большой пользой.
  6. Воспитывает устойчивый интерес и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
  7. Воспитывает такие качества, как готовность к нагрузке, высокая работоспособность, умения делать большие усилия над самим собой, упорство, принятие решения к риску.

Средства атлетической гимнастики

Атлетическая гимнастика использует шесть групп специальных упражнений:

1-я группа — упражнения без отягощений и предметов, связанные с преодолением сопротивления собственного веса тела (звена);

2-я группа — упражнения на снарядах массового типа и гимнастического многоборья;

3-я группа — упражнения с гимнастическими предметами определенной конструкции и тяжести (мячи, палки, амортизаторы и т. п.);

4-я группа — упражнения со стандартными отягощениями (гантели, гири, штанга);

5-я группа — упражнения с партнером (в парах, тройках);

6-я группа — упражнения на тренажерах и специальных устрой-ствах.

Вспомогательная группа упражнений. Она включает все средства основной гимнастики: ходьба, бег, прыжки, ОРУ (с предметами и без), упражнения направленные на растягивание и расслабление, а также на развитие «сопутствующих» физических качеств (гибкости, ловкости, быстроты), а при необходимости — переключение на более легкую работу, активный отдых.

2. Физиологические основы атлетической гимнастики

П. Ф. Лесгафт писал: «Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом, но такое нарушение гармонии в перестройке и отправлениях организма не остается безнаказанным,— оно влечет неизбежно за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике».

Мышцы

Среди компонентов веса тела человека мышцам пренадлежит большая часть. Их количество зависит от возраста и пола. Так, доля мускулатуры у женщин составляет от 30 до 35%, а у мужчин – около 42%. Доля мускулатуры может быть увеличена в результате силовой тренировки или уменьшена если мышцы бездействуют.

Различают следующие виды мышц: гладкие, сердечная мышца, скелетные мышцы.

Гладкие мышцы находятся внутри организма, работают медленно и практически не устают. Их работа практически не зависит от воли человека.

Сердечная мышца занимает промежуточное положение между скелетными (поперечно-полосатыми) и гладкими мышцами. Подобно гладким мышцам она чрезвычайно устойчива к усталости и не подчиняется непосредственно воле человека. Подобно скелетным мышцам она обладает способностью быстро сокращаться и интенсивно работать.

При помощи силовой тренировки можно оказывать влияние не только на развитие работоспособности, но и изменить структуру и улучшить функционирование как сердечной мышцы, так и гладких мышц. Сердечная мышца при помощи силовой тренировки на выносливость может быть увеличена и укреплена. При больших нагрузках сердце способно почти десятикратно увеличить свою производительность. Происходит это за счет увеличения количества крови, выбрасываемой каждым сокращением (увеличения ударного объема). Не тренированное сердце не может увеличить ударный объем, удовлетворяя потребность в крови за счет учащения пульса, тем самым уменьшая паузу для отдыха сердечной мышцы. В результате сердце быстро устает, процесс восстановления замедляется.

Систематические занятия силовой гимнастикой, улучшают обмен веществ, снижается уровень холестерина в крови, улучшается взаимодействие функцианальных систем организма, снижается число сокращения сердцебиений при относительно тех же нагрузках. В сердечной мышце происходит увеличение и расширение кровеносных сосудов, стенки сердца утолщаються, они делаются более гибкими и эластичными. Увеличенный поток крови получает более свободный проход, что позволяет сердцу снизить число сокращений.

Скелетная мышца состоит из множества волокон. Мышечные волокна соединяются в мышечные пучки, которые и составляют скелетную мышцу. Мышца переходит в сухожилие, через которые срастается с костями, где силовые усилия передаются на скелет. В результате целенаправленной тренировки объем мышц увеличивается за счет их утолщения и роста саркоплазмы.

Каждая мышца состоит из двух типов волокон: медленно сокращающихся (медленные волокна) и быстро сокращающихся (быстрые волокна). Медленные волокна (красные, от большого содержания гемоглобина) работают при не больших нагрузках- 20-25% от максимальной силы и обладают большой выносливостью. Быстрые волокна (белые, меньше гемоглобина) характеризуются высокой скоростью сокращения и могут развивать большую силу. У каждого человека доля участия в работе медленных и быстрых волокон индивидуальна и не может быть изменена с помощью специальной тренировки. В среднем человек имеет 40% медленных и 60% быстрых волокон (бегун на длинные дистанции в икроножных мышцах имеет значительно больше медленных волокон, чем спринтер, у которого преобладают быстрые волокна).

Виды работы мышц

Различают два вида работы мышц: статическую, когда мышца сокращается в изометрическом режиме (она напряжена, движение в суставе отсутствует) и динамическую, при которой происходит перемещения звена в суставе. Она может быть преодолевающая, направленная на преодоление силы тяжести, или уступающая, выполняемая под действием силы тяжести или иного сопротивления.

3.Врачебный контроль и самоконтроль

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезней...

ИБН СИНА

Приступая к занятиям силовой гимнастики, в первую очередь, надо определить состояние своего здоровья и получить разрешение врача. Затем тренируясь, регулярно (не реже одного раза в год) проходить обследование во врачебном кабинете.

Можно завести дневник самоконтроля и систематически записывать результаты: состояние самочувствия, аппетита, сна, работоспособности, веса, частоты дыхания и пульса, результаты тестирования силовых упражнений и физические нагрузки.

Частота пульса является основным мерилом физического состояния. Так у мужчин в положении стоя частота пульса считается нормальной 60-70 ударов в минуту, у женщин 70-80.

Начинающим тренироваться и пожилым людям следует пользоваться указаниями ВОЗ (Всемирной Организацией Здравоохранения) : максимальное значение ЧСС не должно превышать 80%, а минимальное 70% от разницы. 220- минус возраст.

Контроль за ЧСС необходимо осуществлять в следующих случаях:

  • Проверка пульса перед тренировкой
  • Непосредственно после окончания наиболее интенсивной нагрузки на тренировке (начинающим)
  • Непосредственно после тестирования силовых упражнений (начинающим)
  • Непосредственно после прохождения круга в круговой тренировке
  • Непосредственно после окончания тренировки и через 2-3 минуты.

Если восстановление пульса за период отдыха не происходит (пульс остается высоким), надо на следующим уроке снизить нагрузку.

Частота дыхания в средних значениях составляет 16-18 дыханий в минуту, после систематических занятий силовой гимнастикой может быть снижена до 10-14.

4.Методы развития силы

Мышцы позвоночных несут... двоякую функцию (кинетическую и статическую), что накладывает функциональный отпечаток и на самую мышечную ткань

Н. А. БЕРНШТЕИН


Развитие силы в атлетической гимнастике осуществляется различными методами.

Метод повторных усилий. Упражнения выполняются с привычной скоростью без отягощения, с отягощением или с преодолением сопротивлением партнера, резинового амортизатора, тренажера до явно выраженного утомления мышц, которые осуществляют основную работу. Упражнение повторяется не более 10-12 раз. Если упражнение выполняется большее количество раз, то его надо усложнить, так как в этом случае преимущественное развитие получает силовая выносливость. Тренирующее воздействие в этом методе оказывают последние повторения. Данный метод является основным в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста.

Метод больших (максимальных) усилий. В данном методе применяются такие отягощения или упражнения, которые можно выполнить не более 3-4 раз (силовые упражнения до 90-100% МТ). Перерыв для отдыха 3-4 минуты. Развивает максимальную силу. Работа протекает в анаэробных условиях. Этот метод применяется преимущественно в спортивной практике и не рекомендуется для проведения занятий с оздоровительной направленностью. Преимущество этого метода заключается в уменьшении времени занятий и объема выполняемой работы. Самостоятельно этот метод может рекомендоваться школьникам старшего возраста, прошедшим предварительную специальную подготовку.

Метод динамических усилий. В данном методе максимальное силовое напряжение создается за счет перемещения какого-то непредельного отягощения 45-55% (массы своего тела) с максимальной скоростью. Упражнение необходимо выполнять максимальное количество раз за определенное время, например за10-30 секунд. Прекращать упражнение следует с наступлением замедления скорости выполнения, а иначе действие перейдет в развитие скоростной выносливости. При таком выполнении упражнения повышаются не только силовые, но и скоростные качества (скоростная сила). Этот метод может использоваться в занятиях с учащимися всех возрастных групп, так как дети и подростки обладают большими функциональными возможностями при выполнении кратковременной и скоростной работы.

Метод изометрических усилий. В упражнениях выполняемых в изометрическом режиме, можно сохранять напряжение сравнительно длительное время. Для этого применяются статические упражнения, а также динамические упражнения с остановками и удерживанием статических положений 5-6 с. Рост силы проявляется по преимуществу лишь при том положении тела, в котором выполнялось упражнение, Следовательно, выбирая положение тела для изометрических упражнений. Надо либо давать на одну и туже мышечную группу несколько упражнений при различных углах в суставе, либо находить положения, соответствующие наиболее трудным моментам изучаемого упражнения. Данный метод рекомендуется хорошо физически подготовленным учащимся старшего школьного возраста. Однако следует учитывать, что у нетренированных людей при выполнении изометрических упражнений повышается кровяное давление и нагрузка на ССС увеличивается.

Комбинированный метод развития силы. Этот метод является сочетанием нескольких, так как при использовании только одного метода показатели силы увеличиваются недостаточно или вовсе приостанавливаются, а методы максимальных и изометрических усилий применять отдельно в занятиях с детьми не рекомендуется, в сочетании же с другими методами они могут использоваться с успехом.

В комбинированном методе практически применяются все вышеперечисленные методы развития силы для одних и тех же групп мышц, выполняемых по круговому способу. Последовательность упражнений в комбинированном методе развития силы: упражнение методом динамических усилий (максимально быстрые движения с преодолением небольшого веса за определенное время, 10-30 с.), упражнения с большими усилиями (максимальное количество повторений не должно превышать 5-6раз), упражнения методом изометрических усилий ( динамические и статические упражнения с остановками и удержанием статических положений в каждом из них 5-6 с.), упражнения методом повторных усилий ( упражнения выполняемые до отказа, чтобы возможность повторений была не более 10-12 раз).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для проведения теоритических занятий по физической культуре

24 вопроса по предмету "Физическая культура" для проведения теоритических занятий....

Календарно-тематическое планирование по атлетической гимнастике (факультативные занятия)

темы занятий для секции по атлетической гимнастике для студентов СПО...

Материал для проведения практического занятия "Решение задач на нахождение элементов призм и пирамид"

В работе представлены задачи для проведения практического занятия при изучении темы "Многогранники" в курсе математики СПО. Содержится подборка задач для самостоятельного решения....

Методика проведения занятий атлетической гимнастикой в средних профессиональных учебных заведениях

В учебно-методическом пособии рассмотрены основные вопросы использования комплексов атлетической гимнастики на занятиях физической культуры в системе среднего профессионального образования. Изложено ф...

Подборка материала для проведения внеклассного занятия «Числа в загадках, пословицах и поговорках».

В подборке собраны загадки о числах,пословицы, поговорки в которых есть число. Данный материал будет полезен учителям математики для разработки внеклассного мероприятия....

Дидактический материал для проведения дефектологических занятий.

Дидактические  игры, коррекционные упражнения....