Исследовательская работа по теме "Использование информационной технологии в обучении школьников по баскетболу"
материал по физкультуре

Мирошниченко Юрий Андреевич
В ходе обучения элементам техники и тактики в спортивных играх, в том числе и баскетболу, важно четко понимать занимающимися основных деталей движения. Это имеет значение, как на этапе начального обучения, так и на этапе спортивного совершенствования. Основой для отражения в сознании деталей выполнения элементов техники и тактики какого-нибудь вида спорта, в том числе, и разнообразных видов спортивных игр, выступает образное представление необходимого движения или комплекса движений. Для того, чтобы представить выполнение какого-нибудь тактического или технического приема, его необходимо увидеть. Так как именно через зрение передается 90 % всей информации, которую получает человек. Это актуально не только для юных спортсменов, воспроизводящих движение в соответствии с непосредственным воспроизведением зрительного образа, но и для взрослых людей, которые пытаются освоить элементы техники и тактики какого-либо вида спорта, к примеру, для студентов как физкультурных, так и нефизкультурных вузов. При этом нужно не просто непосредственно воспроизводить увиденное, но и необходимо «прокручивание» в собственных мыслях образа технических и тактических действий. Однако отчетливое представление технических и тактических элементов в спортивных играх нередко бывает затруднено прежде всего в связи с быстротой их выполнения. Особенно это свойственно для ударных движений по баскетболу. В связи с чем показ техники выполнения какого-либо приема по баскетболу более квалифицированным спортсменом не всегда дает нужный результат занимающемуся, так как быстрота выполнения большинства технических не дает возможности понять деталей. И для решения рассматриваемой проблемы необходимы статические и динамические модели элементов спортивной техники и тактики. Такой цели обычно служат рисунки, видеограммы, схемы. Однако на сегодняшний день несмотря на существование широкого круга информационных возможностей для наглядного представления элементов техники и тактики в спортивных играх, аспект наглядного представления элементов техники и тактики все еще выражен в недостаточной степени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

В ходе обучения элементам техники и тактики в спортивных играх, в том числе и баскетболу, важно четко понимать занимающимися основных деталей движения. Это имеет значение, как на этапе начального обучения, так и на этапе спортивного совершенствования. Основой для отражения в сознании деталей выполнения элементов техники и тактики какого-нибудь вида спорта, в том числе, и разнообразных видов спортивных игр, выступает образное представление необходимого движения или комплекса движений.

Для того, чтобы представить выполнение какого-нибудь тактического или технического приема, его необходимо увидеть. Так как именно через зрение передается 90 % всей информации, которую получает человек. Это актуально не только для юных спортсменов, воспроизводящих движение в соответствии с непосредственным воспроизведением зрительного образа, но и для взрослых людей, которые пытаются освоить элементы техники и тактики какого-либо вида спорта, к примеру, для студентов как физкультурных, так и нефизкультурных вузов. При этом нужно не просто непосредственно воспроизводить увиденное, но и необходимо «прокручивание» в собственных мыслях образа технических и тактических действий. Однако отчетливое представление технических и тактических элементов в спортивных играх нередко бывает затруднено прежде всего в связи с быстротой их выполнения. Особенно это свойственно для ударных движений по баскетболу.

В связи с чем показ техники выполнения какого-либо приема по баскетболу более квалифицированным спортсменом не всегда дает нужный результат занимающемуся, так как быстрота выполнения большинства технических не дает возможности понять деталей. И для решения рассматриваемой проблемы необходимы статические и динамические модели элементов спортивной техники и тактики. Такой цели обычно служат рисунки, видеограммы, схемы. Однако на сегодняшний день несмотря на существование широкого круга информационных возможностей для наглядного представления элементов техники и тактики в спортивных играх, аспект наглядного представления элементов техники и тактики все еще выражен в недостаточной степени.

Проблемой использования информационных технологий при обучении баскетболу занимались такие авторы как Л.В. Архандеева, Н. Бардшвили, А.И. Башмаков, О.В. Бодня, П. Вары, В.Ю. Волков, Е.А. Голодов, И.В. Гроцкая, В.Е. Бельченко, А.И. Зиятдтнова, Л.Г. Еремина, А.С. Асхатов, Ж.Л. Козина, А.М. Магыд, А.В. Осин, В.А. Сальников, Е.М. Ревенко, С.Е. Бебинов, А.А. Филимонов, В.В. Храмов, В.А. Чистяков и другие.

Объект: процесс обучение с помощью информационных технологий.

Предмет исследования: использование информационной технологии в обучении школьников по баскетболу.

Цель работы: заключается в рассмотрении возможности использования информационной технологии в обучении школьников по баскетболу.

Задачи:

1. Изучить теоретические источники по проблеме использования информационных технологий в обучении школьников баскетболу;

2. Провести изучение уровня технической подготовки баскетболистов;

3. Внедрить информационные технологии в обучении баскетболу;

4. Разработать рекомендации при использовании информационной технологии в обучении школьников баскетболу.

Гипотеза: процесс обучения баскетболу будет более успешный при условии использования информационных технологий в процессе обучения.

Методы исследования: анализ литературных источников; наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент; метод математической обработки по Стьюденту.

Выборка: 20 старших школьников.

База исследования: МОАУ СОШ №4 города Шимановска.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В БАСКЕТБОЛЕ

1.1. Сущность понятия информационных технологий в обучении школьников в сфере физической культуры и спорта

Понятие «информатизация» Г.М. Киселев определяет, как процесс создания наилучших условий с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей посредством использования соответствующих технологий. Во время информатизации происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в современный, постиндустриальный на основе применения методов и средств кибернетики (универсальных или управляемых ЭВМ, микро- и персональных ЭВМ, микропроцессорных блоков, программируемых контроллеров) [7, с. 9].

Информатизация образования представляет собой процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой создания и применения современных новых информационных технологий, которые ориентированы на осуществление психолого-педагогических целей обучения [2, с. 45].

Информационные технологии являются комплексом, состоящим из устройств, методов и средств, которые позволяют манипулировать информацией независимо от человека. К ним относятся компьютеры и программное обеспечение, периферийные устройства и системы связи вплоть до спутниковых [12, с. 16].

Одна из тенденций общества на сегодняшний день – это всевозрастающая роль и ценность информационных технологий и информации. Информационные технологии находят свое применение и в сфере физической культуры и спорта. Но, здесь применяются в основном системы и программное обеспечение общего назначения, такие как: компьютеры, оргтехника, системное программное обеспечение, пакеты прикладных программ по математической статистике и т.д. Стремления решать специфические для сферы физической культуры и спорта задачи с применением информационных технологий предпринимаются крайне редко. 

Причиной тому, как пишет А.А. Филимонов, отсутствие программных средств по вышеуказанной проблематике, апробированные и имеющие нужную для эксплуатации документацию. Наряду с этим в последние годы вышло существенное количество публикаций, которые посвящены компьютерным программам, разработанным для физической культуры и спорта. Но в этих публикациях отсутствует описание таких этапов разработки, как концептуализация и идентификация, формализация и алгоритмизация, без чего их научная ценность почти равняется нулю и работы имеют рекламно-информационный характер [13, с. 100].  

В подобного рода работах применяется определение компьютера, которое произрастает на почве компьютерной безграмотности, и сам применения вычислительной техники представляется в качестве научного достижения, даже если она применяется как пишущая машинка. А так как собственно процесс сведения решаемой задачи к математической и ее решение выступают наибольшим интересом для рассматриваемого класса разработок, так как математическое моделирование становится методом исследования и позволяет получать новые результаты.

Как пишет Л.В. Архандеева сферы физической культуры и спорта не готова к применению информационных технологий. По ее мнению, неподготовленность к внедрению информационных технологий сферы физической культуры и спорта обусловлена рядом факторов:

1) ресурсный, под ним имеется в виду: 

а) малая компьютерная грамотность, которая усугубляется психологической ситуацией, заключающейся в том, что специалисты такой сферы не ощущают потребности в применении информационных технологий, так как не только недостаточно знакомы с возможностями последних, но и не каждый раз готовы преодолевать сложности, связанные с получением новых навыков и знаний; 

б) неполная техническая оснащенность организаций сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации; 

в) практически полное отсутствие программного обеспечения, применение которого позволило бы увеличить качество решения специфических для сферы физической культуры и спорта задач.

2) отсутствие концепции и программы информатизации в отрасли. Это приводит к фрагментарности тем по информатизации, которые выполняются в отрасли, отсутствию устойчивых источников инвестирования, отсутствию единых требований к создаваемым компьютерным системам и сопроводительной документации, отсутствию плана по внедрению и учета имеющихся разработок и т.д.

3) отсутствие специализированного подразделения (НИИ, Центр и т.д.), в функции которого вошли бы:

а) создание концепции и программы информатизации отрасли;

б) контроль над выполнением заказов по информатизации;

в) создание новых информационных технологий для физической культуры и спорта;

г) внедрение информационных технологий в сфере физической культуры и спорта и обучение работников отрасли;

д) изучение новых достижений информатики.

4) значительная степень сложности характерных для сферы физической культуры и спорта задач (планирование спортивной тренировки, контроль над состоянием тренирующегося, оптимизация технического мастерства спортсменов и др.) определен следующим:

а) высокой размерностью пространства решений;

б) неясностью, противоречивостью и неполнотой применяемых данных и знаний; 

в) непредставимостью задач в количественной форме;

г) непредставимостью цели в определениях отчетливо установленной целевой функции и т. д. [2, с. 46].

В качестве примера можно привести математическое моделирование спортивных движений человека. Данное направление почти не предоставило никаких новых факторов и теоретических положений, которые углубляли наше понимание биомеханики человека, а также не вызвало новых способов выполнения спортивных упражнений.

Основное число специфических задач физической культуры и спорта располагают еще одной особенностью, которую можно установить, как отсутствие фундаментальных зависимостей, связывающих характеристики цели с характеристиками промежуточных и начального состояний. Например, нет отчетливой зависимости, связывающей параметры тренировочной нагрузки со спортивным результатом, не представляется возможным даже с высокой степенью неясности определить связь между показателями физической подготовленности и характеристиками здоровья, работоспособности и т.д. [3, с. 36].

В сложившейся ситуации разумно ставить и решать задачи проектирования, т.е. выражать требования, которым должен отвечать проектируемый объект (план, тест и т.д.), далее каким-нибудь образом генерировать такой объект и проверять на соответствие объекта этим требованиям. Такой подход рационально применять в ходе при разработки экспертных систем для планирования тренировочного процесса, теста для оценки физической подготовленности и в иных случаях [7, с. 16].

Таким образом, информационные технологии дозволяют значительно повысить результативность физкультурно-оздоровительной деятельности, мотивируют персональную заинтересованность, поднимают интерес к собственному здоровью, способностям и показывают возможности для их последующего развития. Всевозможный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели подымают процесс освоения на существенно новый уровень.

Современному школьнику намного увлекательнее воспринять информацию именно в данной форме, чем с помощью устарелых показов таблиц и схем. При применении компьютера на уроке информация представляется не статичной, не озвученной картинкой, а динамичными видео и звукорядом, что существенно повышает результативность освоения материала. [19, с. 48].

1.2. Принципы, средства и методы обучения технике игры в баскетбол

Специалист физической культуры на сегодняшний день должен иметь глубокие общие и специальные знания и в безупречности обладать методологией и технологией профессиональной деятельности. Теоретическая подготовка требует, в первую очередь, умения ориентироваться в специальной терминологии, разбираться в сущности базовых понятий. В данной главе представлены краткая характеристика дидактических принципов, методов и средств, описание закономерностей обучения основным техническим игровым приемам в баскетбол.

Процесс обучения основывается на некоторых общих положениях - принципах, отражающих закономерности педагогического процесса и в связи с чем, имеют обязательный характер при решении воспитательных и образовательных задач. К основным принципам обучения принято относить: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности [15, с. 50].

Принцип сознательности и активности в ходе обучения навыкам игры в баскетбол подразумевает:

- понимание и осознание занимающимися сущности и сложной структуры изучаемого технического приема или тактического действия;

- самоанализ качества решения двигательной задачи с последующей корректировкой собственных действий при их повторном воспроизведения [15, с. 52].

Эффективности обучения содействует активное, заинтересованное отношение занимающихся к расширению своего двигательного потенциала. Видимых успехов может достичь лишь тот ученик, который знает, чего хочет, и целенаправленно идет к намеченному.

Кроме традиционного объяснения и демонстрации упражнений преподавателем или использования наглядных пособий в виде плакатов, фотографий, рисунков и т.п. для такого принципа незаменимы современные технические средства, включая видеоматериалы и компьютерные технологии. По мнению А.В. Осина, они в значительной степени расширяют возможности демонстрации лучших образцов техники и тактики игры в баскетбол [23, с. 82].

В последующем акцент смещается в сторону формирования двигательного образа. Определяющая роль на данном этапе отводится вестибулярному аппарату и рецепторам мышц. Таким образом, ведущими средствами становятся физические упражнения во всех допустимых вариантах.

Принцип доступности и индивидуализации базируется на предварительной оценке преподавателем исходного уровня подготовленности и индивидуальных возможностей воспитанников с дальнейшим подбором посильных заданий в соответствии с общими закономерностями обучения и воспитания. Трудности в обучении должны преодоляться учеником, а его учебная деятельность приносить ощутимый для него результат в изучении материала [15, с. 53].

Подбор и конструирование тренировочных и игровых упражнений, которые требуют взаимодействия, занимающихся в пространстве и времени, также должны основываться на учете достигнутого уровня развития физического, технического и тактического потенциала вовлеченных в них участников.

Лишь в высшей степени слаженные действия занимающихся обеспечивают результативность таких средств комплексного характера [40, с. 69].

Принцип постепенности органически связан с предыдущим принципом и формулируется как методологическое правило: «от простого к сложному, от легкого к трудному». Его выполнение обеспечивает нефорсированное усложнение программного материала с тенденцией к расширению технико-тактического арсенала занимающихся и последующему его усложнению. Игровые приемы, усвоенные самостоятельно, далее улучшаются в сочетании и в вариативных условиях, понемногу приближаемых к игровым. Противодействие меняется от пассивной до активной формы.

Принцип систематичности и последовательности требует конкретного планирования и регулярности в обучении; соблюдения рациональной преемственности между разделами учебного материала согласно сущности и внутренней логики игры. Новый материал должен базироваться на прежде изученный. Отсутствие системности в занятиях приводит к угасанию двигательных навыков и приобретенных знаний.

Все вышесказанные принципы обучения тесно переплетаются между собой на практике. Ни один из этих принципов не может эффективно осуществляться вне связи с остальными. Единство, взаимообусловленность и взаимодополняемость принципов - основа их эффективности на занятиях по баскетболу.

К специфическим средствам обучения принято относить физические упражнения, подразделяющиеся на основные и вспомогательные. Критериями данного деления служат их содержание и направленность воздействия на организм [35, с. 54].  

Реализация на практике принципов обучения подразумевает применение адекватных средств и методов. На уроках по баскетболу применяют не только общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия), но и специфические средства (физические упражнения).

Формирование четкого, достоверного представления об изучаемом техническом приеме или тактическом взаимодействии предполагает демонстрацию их рациональных образцов при помощи средств наглядности: учебных фильмов, фотоиллюстраций, макетов и схем, а также непосредственного показа. [21, с. 72].

Общепедагогические средства распространенно используются почти на всех этапах обучения. Практическому освоению материала на занятиях всегда предшествует сообщение конкретной информации о предмете изучения. При помощи слова педагог организует занимающихся, устанавливает перед ними задачи, оценивает выполнение и вносит коррективы в процесс обучения. Речь учителя должна быть конкретна, лаконична, образна, должна у занимающихся интерес и творческую активность усваиваемых технико-тактических действий на площадке [20, с. 253].

Вспомогательные упражнения включают двигательные действия, которые создают специальный фундамент для удачного овладения техникой и тактикой игры. К ним следует относить упражнения остальных разделов школьной программы: гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, практикуемых видов спортивных игр.

Основные упражнения устремлены на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол. К ним относят также игровые задания, требующие результативного воспроизведения технико-тактических действий в вариативных условиях противодействия, включая игровое противоборство. При овладении техникой игры в зависимости от трудности учебного материала применяют упражнения с выполнением игровых приемов в целом и по частям (по разделениям) [29, с. 144].

На занятиях по баскетболу широко используются подводящие упражнения. По своей координационной структуре они схожи с основными или выступают их составными компонентами и выполняются в облегченных условиях: на месте, в замедленном темпе, при отсутствии или ограничении влияния сбивающих факторов и т. п. Поэтому подводящие упражнения элементарны в изучении, ускоряют процесс обучения и подводят занимающихся к овладению рациональной техникой и тактикой игры [30, с. 24].

На этапе улучшения результативны упражнения сопряженного характера, предполагающие выполнение освоенных технических действий в режиме, стимулирующем одновременное развитие специальных физических качеств или освоение тактики игры.

Освоенные приемы игры и технико-тактические действия укрепляются в подвижных играх, которые адаптированы к баскетболу. А в последующем шлифуются в подготовительных, учебных и контрольных играх, которые ориентированы на приобретение навыков целостной игровой деятельности и непосредственную подготовку к участию в соревнованиях. Такие средства комплексного воздействия в занятиях баскетболом наиболее эмоциональны [24, с. 101].

Конкретный результат любого педагогического средства определяется не лишь его содержанием и формой, но и способом использования, т.е. методом. Применяемые на уроках баскетбола методы следует разделить на три группы:

1) словесные;

2) наглядные;

3) практические [18, с. 202].

Словесные методы: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.

Рассказ представляет собой короткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействиях, способах их применения, месте и значении в игровой деятельности.

Объяснение раскрывает содержание, форму и структуру конкретного двигательного движения или действия, а также факторы, которые определяют его результативность. Верное и доступное объяснение формирует предпосылки для изучения новых приемов игры, правильного выполнения тактических установок. Одним из требований к объяснению является краткость. Учитель должен уметь выделять основное, не заостряя внимание на второстепенных деталях. [22, с. 82].

Команды и распоряжения являются специфическими формами речевого воздействия для оперативного управления деятельностью занимающихся. Они отличаются особой лаконичностью. На уроках по баскетболу предпочтительно пользуются распоряжениями, которые в отличие от команд не имеют строго регламентированной формы, просты и доступны по содержанию. Распоряжения даются для подготовки, начала или завершения упражнения, или игрового задания.

Задание является формой постановки индивидуальной или коллективной задачи, которая ставится перед занимающимися для выполнения упражнений или в учебных играх.

Указание различается от задания краткостью формы и устремлено на внесение коррективов в действия занимающихся в процессе выполнения упражнения или в ходе игрового противоборства.

Беседа является диалогом между учителем и занимающимися, с помощью которого происходит обмен мнениями и намечается план последующих действий в ходе обучения или совершенствования [28, с. 103].

Разбор, в основном, производится после выполнения упражнения, игры или занятия. Разбор является коротким или обстоятельным анализом всех действий и их результата.

Наглядные методы разнообразны и устремлены на активизацию сенсорных процессов у учеников. К ним, в первую очередь, относят показ упражнений или их элементов педагогом или наиболее подготовленными учениками. Показ должен иметь образцовый, четкий характер и формировать полное представление у учеников о движениях или действиях. Для чего следует сформировать соответствующие предпосылки: выбрать место для показа упражнения и сформировать оптимальные условия для его обзора; реализовать показ в целом или по частям, в обычном или замедленном темпе и т.д. [25, с. 111].

Высоко эффективны и вспомогательные наглядные методы. Демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий, использование демонстрационных досок, планшетов и других средств. Результативны также повторный и замедленный показ или демонстрация.

Методы ориентирования имеют определенное значение. При помощи предметных или условных ориентиров (скажем, линии разметки, мячи, переносные стойки, стулья, ориентиры на щите и т.д.).

Применение наглядных методов всегда должно сочетаться с разновидностями словесных. Это выступает одним из главных условий результативности проведения учебных занятий. Практические методы основываются на активной двигательной деятельности учеников. Их правильное применение имеет решающее значение в освоении умений и навыков игры в баскетбол [27, с. 10].

Упражнения предполагают неоднократное повторение движений для овладения техникой приема игры, сочетания приемов некоторыми занимающимися или технико-тактических взаимодействий группой учеников.

Изучение техники может быть осуществлено в целом или по частям. Сравнительно простые приемы игры (скажем, стойки, передвижения, ведение мяча и т.п.) изучаются в целостном виде, поскольку их разделение нарушает структуру движений и усложняет процесс обучения. Разучивание по частям (расчлененным методом) предполагает временное освоение отдельных элементов единого двигательного действия с дальнейшим их объединением в единое целостное. Разделенным методом в баскетболе изучают координационно-сложные приемы игры (скажем, бросок в прыжке одной рукой от головы) [16, с. 41].

При освоении техники и тактики баскетбола распространённо применяются подводящие упражнения. В основном, их объединяют в блоки так, чтобы при помощи планомерного и постепенного изучения более простых движений или двигательных действий подвести учеников к усвоению сложными технико-тактическими действиями в целом. Рассматриваемые задания следует выполнять в строгой последовательности персонально или при помощи партнера. Они включают в себя:

- имитацию некоторых фаз движения с мячом или без него (например, подбрасывание мяча над собой при изучении бросков;

- фиксацию положений звеньев тела в ключевые моменты рассматриваемого приема (при изучении броска в прыжке игрок, запрыгнув на гимнастическую скамейку, принимает положение замаха, т.е. мяч поднят к голове);

- формирование условий принудительного ограничения амплитуды и направления движений (использование учителем или партнером вертикально расположенной картонки или планшета для предотвращения отклонения в сторону локтя бросающей руки занимающимся, осваивающим технику дистанционного броска одной рукой от плеча);

- временное выключение из целостного движения отдельных звеньев тела (например, выполнение штрафных бросков из положения сидя на стуле) [26, с. 45].

Эффективному изучению современных навыков игры в баскетбол на определенном этапе обучения способствует метод сопряженных воздействий. Он заключается в формировании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного улучшения приемов игры и необходимых для их результативного воспроизведения физических качеств. Такое может быть достигнуто с помощью серийного повторения элементов техники игры с увеличенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чередованием заданий на улучшение приемов техники и акцентированное развитие специальных физических качеств в логической последовательности, которая присуща баскетболу [31, с. 73].

Как самостоятельные методы на уроках по баскетболу применяют игровой и соревновательный. Их использование формирует одобрительный эмоциональный фон для изучения и улучшения навыков игры, пробуждает у учеников интерес к систематическим занятиям.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях, которые регламентированы установленными игровыми правилами. Он может быть представлен упражнениями в форме игры, эстафетами и непосредственно самой игрой [38, с. 165].

Основу соревновательного метода формирует специально сформированная соревновательная деятельность. В особенности действенен данный метод на этапе совершенствования. Он может быть в качестве соревнования на количественный или качественный результат при выполнении отдельных двигательных действий, играми по упрощенным правилам, двусторонними учебными, контрольными играми и, в конце концов, официальными соревнованиями.

Необходимо выделить, что, несмотря на всю привлекательность игрового и соревновательного методов, их использование требует конкретной подготовки учеников в плане обучения и овладения основами техники и тактики игры. Длительность игровых заданий и игр должна быть нормированной, поскольку наибольший результат достигается при концентрации времени, которое отводится на решение поставленной задачи.

На начальном этапе обучения следует отдавать предпочтение персональным состязаниям на точность и качество выполнения заданий. И лишь по степени увеличения уровня технико-тактической подготовленности смещать акценты: переходить к командным видам соревнований, мотивировать оперативность и эффективность действий в условиях возрастающей активности противоборства [36, с. 48].

Результат педагогических воздействий на уроках по баскетболу целиком зависит от профессионального мастерства учителя, его умения взаимосвязано и целесообразно применять комплекс средств и методов, которые соответствуют возрасту и подготовленности учеников.

1.3. Характеристика информационных технологий в обучении школьников баскетболу

По программе физического воспитания в школе закладываются основы техники специфических действий по различным видам спорта. К таким могут относиться бросок баскетбольного мяча и так далее. Обучение двигательному действию результативно начинать с демонстрации показа техники осваиваемого элемента. Данная цель очень действенно осуществляется посредством использования при показе всевозможных презентаций [39, с. 190].

Как пишет Ж.Л. Козина, просмотр школьниками техники двигательных действий по баскетболу формирует базу для теоретических знаний, содействует развитию логического, образного мышления. А использование цветового эффекта позволяет воссоздать реальную технику движений, содействует более оперативному изучению учебного материала [34, с. 47].

На занятиях физической культуры по баскетболу использование интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложным видам спорта (в том числе и в баскетболе). У педагога, работающего с доской, имеется возможность, разбив технический прием на слайды, продемонстрировать их с такой скоростью, с какой это нужно для детального изучения и осознания в данном классе. При помощи маркера на доске в ходе показов слайдов можно показывать стрелками направления движения ног, рук, туловища.

Как результат - возможен разбор ошибок. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Данный метод обучения техническим действиям и приемам очень результативен, нагляден и нравится обучающимся.

Результатами применения интерактивной доски на занятиях по физкультуре по баскетболу выступают:

а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности;

б) заинтересованность учеников в изучении техники приемов;

в) использование полученных знаний и умений в жизни (на отдыхе, в летних лагерях).

Мыслительная деятельность учеников на занятиях физической культурой по баскетболу с применением компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков по баскетболу станет интенсивнее и многообразнее.

Как пишет А.А. Филимонов, наблюдается влияние частоты применения информационно технологий на результативность процесса обучения. Оно определено тем, что информационные технологии оказывают влияние на оценочно-мотивационную сферу индивида. Если информационные технологии применяются достаточно редко, то каждое их использование превращается в чрезвычайное событие и формирует у учеников повышенное эмоциональное возбуждение, которое мешает восприятию и изучению учебного материала. Наоборот, чересчур частое применение информационных технологий в течение большинства уроков подряд приводит к утрате интереса к ним [32, с. 105].  

Наилучшая частота и длительность использования традиционных информационных технологий в учебном процессе по баскетболу устанавливаются возрастом обучающихся и целесообразностью их применения в познавательной деятельности учеников.

Верное применение информационные технологии по баскетболу в начале освоения каждого раздела программы по физической культуре для становления зрительного образа осваиваемых двигательных действий и закрепления ассоциативного мышления.

В процессе всего курса физической культуры в средней школе можно выделить несколько этапов изучения учащимися спортивно-компьютерных умений и навыков.

I этап - визуальный (5-7 классы) - предполагает просмотр учениками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание целостного двигательного действия из элементов. Такие упражнения содействуют развитию абстрактного, образного мышления. У учащихся появляется возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, удачно переносить теоретические знания по выполнению упражнений в практические навыки.

II этап - технический (8-9 классы) - предполагает применение видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов) для съемки двигательного действия, а далее его изучение и обработку подетально. У учеников развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, ученики получают возможность подробно освоить технику двигательного действия.

III этап - аналитический (10-11 классы) - старшеклассники учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, активности сопротивления), у них создается адекватная самооценка [37, с. 42].  

Использование информационных технологий возможно на всех этапах учебного процесса. В ходе освоения нового материала педагог координирует, направляет, руководит и организует процесс обучения, а сам материал «объясняет» взамен него компьютер. Посредством видеозаписи, звука и текста ученик получает представление об осваиваемом двигательном действии по баскетболу, учится моделировать последовательность движений в игре, обнаруживает ошибки и самостоятельно ликвидирует их, что делает урок более содержательным и занимательным.

На этапе закрепления знаний компьютер позволяет разрешить проблему традиционного урока - индивидуального учета знаний, а также содействует коррекции полученных знаний и навыков в каждом определенном случае. На стадии повторения в компьютерном варианте ученики решают различные проблемные ситуации. В следствие в мыслительную деятельность улучшения двигательного действия взаимодействованы все школьники. Уровень их самостоятельности в процессе освоения материала регулируется педагогом.

В виде домашнего задания каждый учащимся может быть получен набор элементов двигательного действия (бег, прыжки и т. д.), из которых он должен сформировать целые спортивные композиции на основе освоенного материала.

Применение информационных технологий в ходе учебного процесса по баскетболу очень актуально. Увеличиваются возможности использования дифференцированного подхода в обучении, реализуются межпредметные связи. Но самое основное преимущество применения информационных технологий на уроках - увеличение мотивации обучения, формирование положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности школьников. Информационные технологии содействует созданию творческой личности учеников, делает урок наиболее разносторонним, увлекательным и насыщенным [10, с. 44].

Разумно применять информационные технологии также во внеклассной работе и внеурочной деятельности. Одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по физическому воспитанию выступает олимпиада по предмету «Физическая культура». Основной особенностью олимпиады выступает тесная связь с учебным материалом школьной программы и одновременная проверка качества его освоения учениками в жёстких условиях конкурсных проверок. В вязи с чем на сегодняшний день увеличивается роль применения информационных технологий в ходе подготовки к олимпиаде по предмету «Физическая культура».

Баскетбол охватывает беспредельное множество движений, положений, упражнений, включая такие, которые не совсем присущи повседневной жизни личности, в связи с чем у него своя специальная терминология. Здесь представлены схемы построения и перестроения школьников в игре. Наглядные пособия помогают учащимся лучше ориентироваться; контролирующие программы: для контроля уровня знаний и умений. Рассматриваемые программы являются разнообразными проверочными заданиями в форме теста. Применяются как индивидуальный подход, фиксируют детальную картину удач и ошибок учеников.

Ж.Л. Козина предлагает при обучении баскетболу использовать такие информационные технологии как формирование мультипликационных фильмов, которые позволяют акцентировать некоторые особенности техники и тактики спортивных игр. Для этого, по мнению автора, необходимо обеспечить наличие прямого наглядно-образного восприятия в ходе изучения и улучшения техники и тактики баскетбола, т.е. разработать динамические пособия, в которых отразить главные детали техники и тактики баскетбола. Для разработки динамических пособий Ж.Л. Козиной использован метод мультипликации по ряду причин:

1) мультфильмы всегда привлекали и привлекают внимание людей разного возраста;

2) при помощи мультфильмов можно формировать разные динамические схемы в зависимости от целей обучения;

3)  информационные технологии на сегодняшний день позволяют довольно оперативно и результативно формировать необходимые динамические сюжеты, которые без наглядного воспроизведения нередко трудны для восприятия;

4) современные технические средства позволяют воспроизводить мультипликации, разработанные в программе «Flash», как на персональных компьютерах, так и на видеоплейерах и даже мобильных устройствах [17, с. 49].

Следовательно, посредством использования современных информационных технологий можно обеспечить на довольно высоком уровне процесс наглядности, который воздействует на наглядно-образное, художественное восприятие учеников, занимающихся баскетболом. Использование информационных технологий в образовательном процессе по баскетболу позволяет решать одну из существенных задач обучения - это повышение уровня знаний. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и взбодрить учебный процесс по баскетболу, увеличить стимулирование обучения баскетболу. Методически оправданное применение компьютерных технологий в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности школьников, формирует благоприятный психологический климат на уроках, создает у учеников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности.

2. СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В БАСКЕТБОЛЕ

2.1. Организация и методы исследования

Исследование проведено на базе МОАУ СОШ № 4 города Шимановска.

В исследовании участвовали 20 старших школьников. До эксперимента группа занималась по школьной программе, а во время эксперимента проводились занятия по школьной программе с использованием информационных технологий.

Задачи исследования:

1. Определить уровень технической подготовленности баскетболистов;

2. Разработать и внедрить в занятия по баскетболу информационные технологии для обучения техническим приемам;

3. Разработать рекомендации по проведению обучения по баскетболу с использованием информационных технологий.

Нами употреблены следующие методы исследования:

1. Анализ литературных источников;

2. Наблюдение;

3. Тестирование;

4. Педагогический эксперимент;

5. Метод математической обработки по Стьюденту.

Литературные данные анализировались по следующим направлениям: теория и методика спортивной тренировки: управление учебно-тренировочным процессом баскетболистов; педагогический контроль в системе подготовки баскетболистов.

В результате теоретического анализа и обобщения данных научно-методической, общепедагогической и специальной литературы была изучена исследуемая проблема, выявлены основные направления современных исследований, определены и теоретически обоснованы наименее изученные аспекты рассматриваемого вопроса.

В настоящей работе использовались данные отечественных специалистов по вопросам спортивной тренировки; теории и методики физической культуры, преподаванию; анализировались статьи, учебно-методические пособия и др. Всего было освоено 40 научно-методических источников. Данные, которые были получены в ходе анализа и обобщения материалов по рассматриваемой вопросу, позволили сформировать теоретическое обоснование проблемы и установить основные пути её решения.

Программа обследований баскетболистов включала тесты по технической подготовленности. Для оценки уровня технической подготовленности баскетболистов, нами проведено 4 теста, указанных в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта баскетбол, утвержденного Приказом Минспорта России от 10.04.2013 N 114 (ред. от 23.07.2014) [1]:

1. Передвижение в защитной стойке – игрок, находясь за лицевой линией, по сигналу начинает перемещение спиной в защитной стойке в направлении линии штрафного броска, где изменяет направление движения вновь к лицевой линии, а затем в центр площадки, откуда выполняет заключительный рывок лицом вперед до лицевой линии под кольцом. Фиксируется общее время (в секундах).

2. Скоростное ведение – игрок, находящийся за лицевой линией, по сигналу начинает ведение левой рукой в направлении первых «ворот» (две стойки), переводит мяч на правую руку и проходит внутри «ворот» и т.д. еще через четверо «ворот», установленных зигзагом между осевой и боковой линиями площадки; при проходе каждых последующих «ворот» игрок меняет ведущую руку; пройдя пятые «ворота», игрок ведет мяч правой рукой и затем выполняет бросок в движении с 2-х шагов в кольцо также правой рукой, затем снимает мяч с кольца и начинает движение в обратном направлении при условии ведения мяча правой рукой, а затем, преодолев последние, 10-е «ворота», выполняет ведение левой рукой и ею же выполняет бросок по кольцу также с двух шагов. Для групп НП – перевод мяча выполняется попеременно с одной руки на другую, задание выполняется в две дистанции, или 4 броска по кольцу. Фиксируется общее время и количество попаданий мяча в кольцо. В протоколе отражается время, из которого вычитается по 1 с за каждый заброшенный мяч.

3. Передачи мяча – игрок стоит лицом к центральному кругу, выполняет передачу в щит, снимает мяч в высшей точке и левой рукой передает его партнеру № 1, затем начинает движение к противоположному кольцу. Получает обратно мяч и передает его партнеру № 2 левой рукой и т.д.; после передачи от партнера № 3 игрок выполняет атаку в кольцо, снимает свой мяч и повторяет тот же путь к противоположному кольцу, отдавая передачи уже правой рукой. Для групп НП – передачи выполняются одной рукой от плеча, задание выполняется в две дистанции, или 4 броска. Фиксируется общее время выполнения упражнения и количество попаданий. В протокол записывается время, с которого снимается по 1 с за каждый заброшенный мяч.

4. Броски с дистанции. Выполнить 10 бросков с 5-ти указанных точек 2 раза – туда и обратно, фиксируется число попаданий. Заданное время выполнения – 2 минуты. Фиксируется количество бросков и заброшенных мячей.

Нами использован метод педагогического наблюдения. Мы наблюдали за поведением занимающихся, их активностью, эмоциональным состоянием, дисциплиной, за качеством выполнения упражнений и заданий, за тем, как они переносят тренировочные и соревновательные нагрузки.

Также нами проведен педагогический эксперимент.  Во время эксперимента использовались при обучении баскетболу информационные технологии.

Методы математического анализа использовались для объективной интерпретации материала исследования. Оценку на достоверность полученных результатов проводили по критерию Стьюдента (для параметрических данных) с вероятностью P=0,05.

Прирост показателей уровня подготовленности спортсменов в ходе эксперимента определялся в единицах измерения и процентах.

На первом этапе нами был проведён теоретический анализ научной и методической литературы с целью теоретического обоснования проблемы, конкретизации основных положений работы.

На втором этапе по результатам обследования 20 старших школьников одинаковой спортивной квалификации определялся уровень технической подготовленности баскетболистов, были внедрены информационные технологии в обучении выполнения школьниками технических приемов в баскетболе.

2.2 Анализ результатов исследования

Результаты технической подготовленности баскетболистов по проведенным характеристикам представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты исследований технической подготовленности баскетболистов до эксперимента

п/п

Статистические показатели

«До» Эксперимента

Характеристики

Символы

1

Передвижение в защитной стойке (в секундах)

М

±m

10,0

±0,36

2

Скоростное ведение (в секундах)

М

±m

14,5

±0,36

3

Передачи мяча (в секундах)

М

±m

13,9

±0,36

4

Броски с дистанции (кол-во бросков)

М

±m

32

±0,36

На рисунке 1 представлена диаграмма результатов.

Рисунок 1 – Диаграмма технической подготовленности баскетболистов

до педагогического эксперимента

Далее мы на протяжении месяца проводили занятия по баскетболу с использованием информационных технологий в экспериментальной группе. Для этого мы использовали персональные компьютеры и интерактивную доску, что позволило восстановить реальную технику движений по баскетболу и сделать легким процесс обучения технически сложным приемам.

Школьникам мы показывали слайды технически сложных приемов. Скорость показа при этом мы регулировали самостоятельно, время определялось для подробного изучения и понимания у школьников. При помощи маркера на доске в ходе показов слайдов возможно рисовать стрелками направления движения ног, рук, туловища, мяча.

Важен тот факт, что имеется возможность детально разобрать ошибки. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и понравился школьникам экспериментальной группы. 

Мы использовали информационные технологии 2 раза в неделю.

На занятиях с использованием информационных технологий отрабатывалась техника умений:

1. Техника ловли и передач мяча.

Детально на слайдах изучали три фазы ловли мяча: подготовительную, основную и завершающую. При изучении подготовительной фазы ловли мяча обсуждали моменты: как держать руки, действия при приближении мяча на уровне груди или головы и т.д. На слайдах при показе основной фазы ловли мяча детально обсуждали момент соприкосновения с мячом. На завершающей фазе ловли мяча анализировали позу туловища, локтей и т.д.

Обсуждались ошибки при выполнении техники ловли и передач мяча.

При обсуждении техники передачи мяча анализировались форма и работа кистей и пальцев в основной фазе приема, важность держать равновесие.

2. Техника нападения.

На слайдах и видео обсуждались передвижения по площадке игроков, прыжки, остановки, повороты и т.д. Проводили дискуссию о правильности выбора места для нападения, направления для последующей атаки, достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений для выполнения приемов.  Просматривалась техника бега, прыжков, ходьбы, внезапные остановки и повороты.

3. Броски в корзину.

На слайдах и видео обсуждались траектории полета мяча в зависимости от дистанции, роста игрока, высоты его прыжка и активности противодействия высокорослого защитника; как при бросках со средних (3-6,5 м от кольца) и дальних (свыше 6,5 м от кольца) дистанций лучше всего выбирать оптимальную траекторию полета мяча - параболу, при которой высшая точка над уровнем кольца примерно 1,4-2 м.

На слайдах изучали классификацию бросков в корзину и способы броска в корзину. Обсуждались моменты точки замаха (от плеча, снизу, над головой, за головой); точки выпуска мяча (впереди себя, высоко над головой); оперативности выполнения; высоты траектории полета мяча.

4. Введение мяча.

На слайдах и видео транслировался показ техники ведения мяча: как уйти от плотно опекающего защитника, выйти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную контратаку, как с помощью ведения можно поставить заслон партнеру или отвлечь на время соперника, опекающего партнера, чтобы далее передать ему мяч с целью атаки.

5. Техника защиты.

На слайдах изучали технику защиты исходя из двух основных групп: технику передвижений и технику овладения мячом и противодействия. По технике передвижений изучали виды стоек, при передвижении расположение соперников.

Изучение с помощью компьютера техники выполнения приемов по баскетболу способствовало быстрому изучению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков стало интенсивнее и многообразнее.

При обучении мы соблюдали последовательность: вначале изучают индивидуальные тактические действия, затем групповые взаимодействия двух и трех игроков и командные действия, в процессе которых уточняются наиболее характерные индивидуальные и групповые действия.

Мультимедиа, применяемые в обучении баскетболу, позволяют ученикам увидеть, как приёмы техники тактики используются непосредственно в ходе игры, в какой ситуации разумно применение тех или других манёвров. Применение мультимедиа в сочетании с традиционными методами позволяют сделать рассказ педагога, объяснение и комментарий более насыщенными, запоминающимися, сосредоточить внимание учеников на основных моментах.

После проведенных занятий в конце месяца проведено повторное тестирование, обработаны результаты и представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты исследований технической подготовленности баскетболистов в конце учебного года

п/п

Статистические показатели

После эксперимента

Характеристики

Символы

1

Передвижение в защитной стойке (в секундах)

М

±m

11,6

±0,36

2

Скоростное ведение (в секундах)

М

±m

14,9

±0,36

3

Передачи мяча (в секундах)

М

±m

15,1

±0,36

4

Броски с дистанции (кол-во бросков)

М

±m

37,0

±0,36

Таким образом, мы видим, что результаты после эксперимента по уровню технической подготовленности значительно выше, чем были до экспериментальной работы.

По показателю «передвижение в защитной стойке» в группе результат стал лучше на 1,6 сек. Результат в экспериментальной группе по скоростному введению мяча улучшился на 0,9 сек. По показателю «передача мяча» мы видим повышение технической подготовленности на 1,2 сек., а также на 5,0 сек. показатель по броскам увеличился в экспериментальной группе.

На рисунке 2 представлена диаграмма результатов после проведенного эксперимента.

Рисунок 2 – Диаграмма технической подготовленности баскетболистов

после педагогического эксперимента

Это позволяет сделать вывод, что на уровень обучения технической подготовленности баскетболистов оказало влияние внедрение в обучение баскетболу информационных технологий.

В таблице 3 представлен сводный результат проведенного эксперимента.

Таблица 3 – Сводная таблица результатов исследований технической подготовленности баскетболистов

п/п

Статистические показатели

До эксперимента

После эксперимента

Разница

Характеристики

Символы

1

2

3

6

7

В ед. изм.

В %

1

Передвижение в защитной стойке (в секундах)

М

±m

10,0

±0,36

11,6

±0,36

1,6

9,9 %

2

Скоростное ведение (в секундах)

М

±m

14,0

±0,36

14,9

±0,36

0,9

7,1 %

3

Передачи мяча (в секундах)

М

±m

13,9

±0,36

15,1

±0,36

1,2

9,9 %

4

Броски с дистанции (кол-во бросков)

М

±m

32,0

±0,36

37,0

±0,36

4

3,0 %

Таким образом, в экспериментальной группе, которая занималась по стандартной системе обучению баскетболу, по тесту «передвижения в защитной стойке» результаты в конце педагогического эксперимента улучшились на 1,0 %.

По тесту «скоростное ведение» результаты в конце педагогического эксперимента в контрольной группе улучшились на 1,4 %. При этом в экспериментальной группе данный показатель улучшился на 22,1 %.

Результаты по тесту «передача мяча» в конце педагогического эксперимента в контрольной группе улучшились на 1,0 %. При этом в экспериментальной группе данный показатель улучшился на 29,5 %.

По броскам с дистанции у контрольной группы техника улучшилась на 3,2 %. На рисунке 3 представлены сводные результаты.

Рисунок 3 – Сводная диаграмма результатов исследования

Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение: процесс обучения баскетболу будет более успешный при условии использования информационных технологий в процессе обучения.

2.3. Рекомендации при использовании информационной технологии в обучении школьников баскетболу

Использование информационных технологий при обучении требует соблюдение определенных санитарных, гигиенических условий. Такое применение в обучении не должно каким-либо образом сказаться на здоровье обучающихся. Рекомендации касаются не только соблюдения санитарно-гигиенических правил, но и правил эстетичности.

При создании презентаций, слайдов, по мнению О.В. Бодня, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1) Отдельный слайд должен быть доступным с умеренным количеством информации.

2) Каждый слайд должен вытекать из предыдущего. На слайдах должно использоваться не более двух картинок.

3) Размер шрифта не менее 24-28 пунктов.

4) Анимация может быть один раз в течение 5 минут.

5) Презентация должна быть выдержана в одном стиле (фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Основная цель – читаемость, а не субъективная красота. Наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем; белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор – признаком стиля.

6) Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать. Например, фон светлый, а шрифт темный, или наоборот.

7) Для оптимального восприятия должно быть дозированное количество фотографий и рисунков (3-5), рисунки должны быть подписанымим; подпись располагается снизу, хорошего качества, иначе стоит вообще отказаться от данной иллюстрации.

8) В презентации не нужно применять музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, тоже относится и к анимационным эффектам [5, с. 96].

Каждый слайд на уроках физической культуры должен иметь простую, понятную структуру и включать в себя графические элементы, которые несут в себе зрительный образ в качестве основной идеи слайда. Безукоризненным вариантом выступает такое сочетание текста и презентации, когда слушатель, упустив какую-нибудь зрительную информацию, мог бы восполнить ее из того, что доносит лектор, и напротив увидеть на слайдах то, что он им было прослушано. Лектор не должен «соревноваться» со своим иллюстративным материалом (выделяет аудитории достаточно времени на восприятие информации на слайдах). Следовательно, чем проще, тем лучше.

Согласно требованиям современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») для занятий допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

Каждое рабочее место в компьютерном классе формирует своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учеников, которые работают за остальными компьютерами. В связи с чем расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м. Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, поскольку для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

С целью профилактики зрительного и общего утомления на уроках следует соблюдать рекомендации, представленные ниже:

1. Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером должна составлять не более 15 минут.

2. Для профилактики зрительного утомления учеников после работы на персональных компьютерах необходимо проводить комплекс упражнений для глаз, которые должны выполняться стоя или сидя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности они могут быть проведены в форме игры.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

Проведенное исследование по проблеме использования информационных технологий в обучении выполнения школьниками технических приемов в баскетболе позволило сделать ряд выводов.

 Информационные технологии в обучении выполнения школьниками технических приемов в баскетболе с помощью разнообразного материала (мультимедиа, слайды и т.д.) поднимают процесс обучения физической культуры и спорта на качественно новый уровень, так как существует возможность обеспечить на довольно высоком уровне процесс наглядности, который оказывает влияние на наглядно-образное, художественное восприятие учащихся баскетболу.

Процесс обучения с помощью информационных технологий также опирается на основные принципам обучения (принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности). Практическая реализация принципов обучения подразумевает применение адекватных средств и методов. На уроках по баскетболу используют как общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия), так и специфические средства (физические упражнения). Методы используют словесные; наглядные и практические.

Проведенное тестирование перед проведением педагогического эксперимента показало разную техническую подготовленность в обучении баскетболу. На протяжении месяца нами в экспериментальной группе использовались информационные технологии (показ слайдов, персональные компьютеры, интерактивная доска с целью воссоздания реальной техники движений по баскетболу) при обучении баскетболу.

С помощью данных информационных технологий показывали слайды технически сложных приемов, разбирали ошибки и отрабатывали технику движений. Повторное проведенное тестирование технической подготовленности показало улучшение результатов в группе.  Это позволяет сделать вывод, что на уровень обучения технической подготовленности баскетболистов оказало влияние внедрение в обучение баскетболу информационных технологий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Архандеева, Л.В. Информатизация отрасли «Физическая культура и спорт» / Л.В. Архандеева // Вектор найки Тольятинского государственного университета. – 2016 – № 3. – с. 45-50.
  2. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2015. – 616 с.
  3. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании / Г.М.Киселев, Р.В.Бочкова. – М.: Дашков и К, 2016. – 214 с.
  4. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании / Г.М.Киселев, Р.В.Бочкова. – М.: Дашков и К, 2018. – 214 с.
  5. Козина, Ж.Л. Методы применения современных информационных технологий для активизации образного восприятия занимающимися элементов техники и тактики в спортивных играх / Ж.Л. Козина // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2015. - № 1. – С. 45-50.
  6. Кокоулина, О.П. Основы теории и методики физической культуры и спорта / О.П. Кокоулина. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2018. – 88 с.
  7. Костикова, Л.В. Баскетбол: Азбука спорта / Л.В. Костикова. – М.: ФиС, 2014. – 176 с.
  8. Костикова, Л.В. Баскетбол: Азбука спорта / Л.В. Костикова. – М.: ФиС, 2018. – 176 с.
  9. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для вузов / В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов. - М. : Академия, 2016. – 525 с.
  10. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для вузов / В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов. - М. : Академия, 2012. – 525 с.
  11. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2017. – 320 с.
  12. Магыд, А.М. Методика проведения уроков физического воспитания с использованием технических средств обучения / А.М. Магыд. – Каир: Пресс-Хелван, 2017. – 141 с.
  13. Магыд, А.М. Методика проведения уроков физического воспитания с использованием технических средств обучения / А.М. Магыд. – Каир: Пресс-Хелван, 2015. – 141 с.
  14. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2016. - 542 с.
  15. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие / Д.И. Нестеровский. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 336 с.
  16. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие / Д.И. Нестеровский. – М.: Издательский центр «Академия», 20147. – 336 с.
  17. Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. – М.: Агентство Издательский сервис, 2016. – 96 с.
  18. Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. – М.: Агентство Издательский сервис, 2015. – 96 с.
  19. Приказ Минспорта России от 10.04.2013 N 114 (ред. от 23.07.2014) «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. –  N 31. - 05.08.2013.
  20. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Академия, 2019. – 320 с.
  21. Сальников, В.А. Инновационное физическое воспитание: спортивно-ориентированный подход / В.А. Сальников, Е.М. Ревенко, С.Е. Бебинов // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. – № 4. – С. 25-30.
  22. Седова, Л.Н. Теория и методика воспитания: Конспект лекций / Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких. – М.: Норма-М, 2016. – 326 с.
  23. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2015. – 256 с.
  24. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2016. – 256 с.
  25. Спортивные и подвижные игры. Учебник для физ. техникумов / Под ред. Ю.И.  Портных. – М.: «Физкультура и спорт», 2018. – 382 с.
  26. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 520 с.
  27. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ «Сфера», 2019. – 145 с.
  28. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова // Учитель. – 2017. – №1. – С. 25-27.
  29. Филимонов, А.А. Новые технологии на уроках физической культуры / А.А. Филимонов // Проблемы педагогики. – 2015. – № 3 (4). – С. 100-106.
  30. Филимонов, А.А. Новые технологии на уроках физической культуры / А.А. Филимонов // Проблемы педагогики. – 2015. – № 3 (4). – С. 100-106.
  31. Харин, А.А. Организация и проведение соревнований: метод. пособие / А.А. Харин. – Ижевск, 2015. - 57 с.
  32. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 480 с.
  33. Храмов, В.В. организационные и методические особенности проведения урока физической культуры с использованием электронного учебно-методического пособия / В.В. Храмов, В.А. Чистяков, Е.П. Врублевский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 7 (113). – С. 41-46.
  34. Храмов, В.В. организационные и методические особенности проведения урока физической культуры с использованием электронного учебно-методического пособия / В.В. Храмов, В.А. Чистяков, Е.П. Врублевский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 7 (113). – С. 41-46.
  35. Храмов, В.В. Специфика потребностей в информатизации образовательного процесса по физической культуре / В.В. Храмов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2018. – № 11. – С.150-156.
  36. Храмов, В.В. Специфика потребностей в информатизации образовательного процесса по физической культуре / В.В. Храмов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2015. – № 11. – С.150-156.
  37. Чернова, Е.А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов / Е.А. Чернова. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 82 с.
  38. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - Вып. 21. - С. 83-86.
  39. Чудиновских A.B., Чернякова Ю.С. Тестирование обученности школьников технико-тактическим действиям в баскетболе / А.В. Чудиновских, Ю.С. Чернякова // Тестовые технологии и педагогические тесты: реальность и перспективы. – Екатеринбург, 2017. – С. 66-67.
  40. Шерстюк, А.А. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки / А.А. Шерстюк. – Омск, 2017. – 60 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Слайды на тему «Броски в баскетболе»

Слайд 6

Слайд 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Слайд 8

Слайд 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Слайд 10

Слайд 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Слайд 12

Слайд 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Слайд 14

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....

Курсовая работа по теме "Использование новых информационных технологий в обучении английскому языку в школе"

Курсовая работа по теме "Использование новых информационных технологий в обучении английскому языку в школе"ГБОУ ВПО МГПУСлушатель курсов повышения квалификации МГПУ "Современные методики обучения анг...

"Информационно коммуникационные технологии в обучении школьников".

В статье описаны иформационно коммуникационные средства, которые я как учитель применяю при подготовке к уроку и на уроке....

Организация занятий с использованием современных телекоммуникационных технологий для обучения школьников в актированные дни на основе смешанной технологии обучения

Города Крайнего Севера, в то числе Нижневартовск ежегодно зимой сталкиваются с проблемой актированных дней, когда дети не посещают учебные занятия в школе из-за низкой температуры воздуха. В связи с э...

Использование современных информационных технологий в обучении немецкому языку (из опыта работы)

Статья посвящена обобщению опыта внедрения курса «Информационно-компьютерные технологии в обучении иностранным языкам» в средней школе с углубленным изучением немецкого языка....

Использование информационных технологий при обучении химии: из опыта работы

В статье рассказывается о применении различных форм информационного сопровождения на уроках химии....

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности....