Гибкость
статья по физкультуре
Предварительный просмотр:
Гибкость
Гибкость как координационно - двигательное качество.
Вся двигательная деятельность человека определяется строением и свойствами его тела. Многообразие свойств человеческого тела даёт чрезвычайное богатство и разнообразие движений, которые проявляются в перемещениях тела человека в пространстве и во времени.
Гибкость является одним из четырёх основных двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость). Именно эти двигательные качества в значительной мере определяют физическую подготовленность, всестороннее физическое развитие и здоровье человека.
Нельзя, однако, забывать, что проявление этих качеств есть внешнее
выражение многообразной внутренней деятельности - органов и систем организма человека, его психической сферы.
Не случайно эти двигательные качества нередко называют психофизическими. Способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой называется гибкостью. Гибкость определяют и как способность человека изменять форму тела и его отдельных звеньев в зависимости от двигательной задачи.
Достаточная гибкость суставно-связочного аппарата позволяет сравнительно легко выполнять различные движения с наибольшей быстротой, выразительностью и эффективностью.
Упражнения, развивающие гибкость, одновременно укрепляют суставы, упрочняют связки и мышечные волокна, повышают эластичность мышц, их способность упруго растягиваться, что также является весьма действенным средством предупреждения мышечных травм.
Классификация видов гибкости.
К основным видам гибкости относят динамическую гибкость, проявляемую при произвольных движениях самого человека, и статическую гибкость, имеющую место при фиксированных положениях тела.
Различают также гибкость активную и пассивную. Активной называют гибкость, требующую дополнительных усилий. Активная гибкость непосредственно связанная с силой мышц. Это вызвано необходимостью преодоления сопротивления суставно-связочного аппарата. В отличие от активной гибкости, имеющей целью растягивание мышц, пассивная гибкость направлена на повышение эластичности суставно-связочного аппарата. Плотность суставно -связочного аппарата гораздо выше, чем плотность мышц, и человеку трудно без посторонней помощи развивать эту разновидность гибкости. Поэтому пассивную гибкость определяют как гибкость, проявляемую под воздействием внешних сил.
Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость - это подвижность во всех суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - это предельная подвижность отдельных суставов, определяющая эффективность спортивной деятельности.
По анатомическому признаку проявления гибкости можно выделить гибкость шейных позвонков, плечевых суставов, грудной и поясничной частей позвоночника, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Гибкость различных суставов имеет неодинаковое значение. Наибольшая нагрузка чаще всего приходится на поясничную часть и тазобедренные суставы. Гибкость отмечается большим разнообразием её проявлений, поэтому при её формировании нужно уделять внимание всем её разновидностям, делая акцент на специфических для конкретного вида деятельности.
Факторы, влияющие на развитие гибкости:
К основным факторам, влияющим на развитие гибкости, относятся строение суставов, их формы и площади; длина и эластичность связок, сухожилий и морфофункциональные особенности работающих мышц; функциональное состояние нервных центров, регулирующих тонус мышц; наследственность, пол и возраст; изменение ритма двигательного действия; температура мышц; температура окружающей среды; время суток; вид предыдущей мышечной деятельности.
Специфика развития гибкости в значительной мере определяется наследственными особенностями формирования организма. Эластичность мышц и суставно – связочного аппарата находится в прямой зависимости от структурных особенностей костно-мышечной системы, содержания плотных веществ, воды, а также от вязкости мышц и ряда других факторов. Лучшую гибкость имеют женщины и дети.
Изменение ритма двигательных действий:
Ритм движений имеет большое значение для достижения определённой
рационализации двигательной активности человека. Ритмичные движения
поддерживают стабильный уровень возбудимости мышц, что является благоприятным фактором для повышения их эластичности. При аритмичных движениях возбудимость мышц снижается, что приводит к уменьшению их эластичных свойств.
Психоэмоциональное состояние:
Положительные эмоции активизируют деятельность вегетативных органов, повышают газообмен, увеличивают частоту сердечных сокращений. Всё это позитивно сказывается на состоянии возбудимости мышц, их эластичности и упругости. Упражнения для развития гибкости необходимо выполнять в атмосфере положительных эмоций, что стимулирует гормональную деятельность, обеспечивает улучшение регуляторных процессов.
Температура мышц:
Состояние температуры мышц также существенно влияет на увеличение показателей гибкости. Зависимость эластичных свойств мышц от температуры определяется интенсивностью окислительных процессов. В хорошо разогретых мышцах сильнее циркулирует кровь, поэтому предварительная разминка, направленная на подготовку к основной физической нагрузке, - необходимое условие эффективности занятий на развитие гибкости.
Уровень изменения морфологических, биохимических и функциональных особенностей работающих мышц – важнейший фактор повышенной гибкости. В процессе активной мышечной деятельности увеличивается содержание сократительных белков, повышается количество миоглобина, возрастают кислородная ёмкость мышц и интенсивность окислительных процессов. Под воздействием физической нагрузки происходят морфологические и биохимические изменения в работающих мышцах, выявляются функциональные сдвиги, повышающие возбудимость и лабильность мышц. Все эти изменения способствуют увеличению растяжимости мышц и приросту гибкости.
Температура окружающей среды:
Перепады температуры существенно влияют на состояние активной мышечной деятельности человека. В условиях низкой температуры мышца быстро охлаждается, теряя свою эластичность. При этом резко падает её возбудимость, что является наиболее распространенной причиной травматизма. В условиях холодного воздуха или помещения требуется значительно больше усилий для разогревания организма и поддержания оптимального режима работы мышц. Повышенная температура вызывает усиленное потоотделение, потерю большого количества жидкости. В результате мышечная ткань становится более вязкой, снижаются её сократительные свойства.
Время суток:
Физическое состояние человека неодинаково ранним утром, днём и поздним вечером. У многих людей в утренние часы общая работоспособность снижена, требуется время для врабатывания после ночного отдыха. При занятиях физическими упражнениями необходима более длительная и интенсивная разминка. В течение дня системы организма достигают «рабочего состояния», органы функционируют в полном объёме, мышцы находятся в оптимальном напряжении. Всё это создаёт наиболее благоприятные условия для вечерних тренировок, когда появляются наилучшие предпосылки для увеличения прироста гибкости.
Характер предыдущей деятельности:
Если характер предыдущей деятельности способствует достаточному разогреванию мышц, не вызывая при этом утомления, то двигательная деятельность организована рационально. В процессе спортивной тренировки особые требования должны предъявляться к эффективному подбору и использованию специальных упражнений. Так, предварительное выполнение силовой нагрузки положительно сказывается на приросте гибкости. Поэтому в конце тренировочного занятия целесообразно выполнять упражнения для развития гибкости.
Гибкость может изменяться в довольно большом диапазоне, в зависимости от различных внешних условий и состояния организма. Представление об этом даёт результат опыта, приведенного в таблице № 2 (см. приложение). В данном опыте амплитуда движений измерялась в положении максимального наклона вперёд с прямыми ногами; положение пальцев опущенных рук фиксировалось на измерительной планке; за ноль была принята плоскость скамейки, минусом отмечалось положение выше этой плоскости, а плюсом - ниже её. Амплитуда движений улучшается во всех случаях, когда в растягиваемых мышцах увеличивается кровоснабжение, и наоборот - ухудшается, когда кровоснабжение уменьшается.
Возрастные особенности развития гибкости.
В детском возрасте опорно - двигательный аппарат характеризуется большим содержанием хрящевых тканей, что определяет более высокую степень гибкости. В дальнейшем, по мере постепенного окостенения хрящевой ткани, а также морфологических изменений в мышцах и связках, эластичность снижается. У подростков к 13-15 годам завершается окостенение суставов, уменьшается количество воды в мышцах, повышается их вязкость, что приводит к замедлению темпа прироста активной и пассивной гибкости. В юношеском возрасте, в 15-17 лет, растяжимость мышечно-связочного аппарата снижается ещё больше. Это связано с остановкой темпов роста тела в длину, увеличением поперечника мышц, интенсивным приростом силовых показателей. Критерии оценки гибкости.
Для определения эффективности учебно-тренировочного процесса необходимо использовать критерии оценки гибкости с учётом её разновидностей и проявлений. Каждому проявлению гибкости должны соответствовать определённые критерии оценки. Гибкость измеряют в линейных (в сантиметрах) или в угловых (в градусах) единицах.
Объективная информация даёт возможность занимающимся самим определить необходимость дополнительных усилий, направленных на прирост гибкости. Критерии оценки гибкости могут подбираться самые различные, но важно, чтобы они соответствовали таким принципам как простота, доступность и наглядность.
Методы развития гибкости:
- повторный;
- при помощи партнёра;
- применения отягощения и амортизаторов;
- игровой и соревновательный.
Средства развития гибкости:
- упражнения на расслабление;
- плавные движения по большой амплитуде;
- повторные пружинящие движения;
- пассивное сохранение максимальной амплитуды;
- активное сохранение максимальной амплитуды;
- махи с постепенным увеличением амплитуды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста
Содержание Введение. ...
Без гибкости нет здоровья.
Без гибкости нет здоровья....
Акробатика – гибкость, координация, двигательная активность
Цели урока: Привести в систему, знания учащихся по акробатике через повторение и обобщение...
Формирование гибкости мышления.
Презентация может использоваться на уроках ОЗОЖ, занятиях по психологии. Представлены практические задания для учащихся 7-8 классов для развития гибкости мышления, умения логически мыслить....
Презентация "Гибкость и методика её развития"
Развитие физических качеств, по моему глубокому убеждению, должно основываться на специальных знаниях, которые учащимся нужно давать интересно, красочно, полно. Основы теории, нагладный материал, граф...
Для чего нужна гибкость
Презентация к уроку физкультуры по разделу "Гимнастика"...
Развитие гибкости.
Гибкость является одной из физических способностей человека. Наряду со скоростными, силовыми, координационными способностями и выносливостью. В данной работе даны основные определения, формы, режимы р...