Программа "Здоровье"
рабочая программа по физкультуре
Цель данной программы по внеурочной деятельностью является : обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zdorove_2021-2022_uch.god_.docx | 506.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Федеральный закона «Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
- Приказ№1214 03.06.2016 Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры от
«Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы начального общего образования на территории Ханты -Мансийского автономного округа - Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утверждён приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598, зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015г., регистрационный номер 35847);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 08 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
- Программа воспитания КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Календарного учебного графика КОУ «Урайская школа для обучающихся с ОВЗ»
Цель: обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве.
Задачи:
1) Коррекционно - образовательные:
- сформировать у младших школьников начальное представление о подвижных играх;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных игр;
- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях
2) Коррекционно – развивающие и оздоровительно – профилактические:
Укрепление здоровья и физических качеств учащихся:
- совершенствование двигательных навыков и воспитание культуры движения;
- формирование правильной осанки, гибкости,
- совершенствование выразительности и координации движений;
- совершенствование умения ориентироваться в пространстве;
- улучшение функционального состояния систем организма.
- совершенствование эмоциональной сферы ребенка;
- развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы организма;
-гармонизация межполушарного взаимодействия.
3) Задачи воспитания:
Формирование нравственно – коммуникативных качеств учащихся:
- развитие умения анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы; развитие у детей способностей к действиям;
-воспитание воли, выдержки, дисциплинированности;
- совершенствование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения со сверстниками и взрослыми.
- развить лидерство, инициативу, чувство творчества, взаимопомощи и трудолюбия;
- обеспечить досуг ребёнка, создать фундамент для более серьёзного увлечения.
Решению данных задач в комплексе способствуют полноценному развитию двигательных и творческих способностей школьников.
Коррекционные возможности занятий.
Цель коррекционной работы состоит в целенаправленной эмоциональной игровой нагрузке, которая оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.
Коррекционные задачи заключаются в следующем:
1.Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
2.Активизация защитных сил организма ребёнка.
3.Повышение физиологической активности органов и систем организма.
4.Укрепление и развитие сердечно - сосудистой и дыхательной системы.
5.Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
6.Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
7.Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
8.Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.
9. Развитие межполушарных связей посредством кинезиологических упражнений.
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к
мнению членов коллектива;
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-осознание значимости подвижных игр для досуга.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
-определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при подборе движений
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
В результате учащиеся научатся
-представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
-организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
-в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
-находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
-выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
-избавляться от негативных эмоций, повышенной тревожности с помощью подвижных игр;
-раскрепоститься, приобрести новые навыки общения и установления контактов с другими детьми в процессе подвижных игр;
-самостоятельно предлагать и вносить в игры новые правила, различные варианты игр;
-проявлять инициативу и принимать решения;
-выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные и спортивные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
- соблюдать правила игры.
Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения программы.
Критерии определения оценки достижения программы:
- Личные достижения учащихся
- Спортивные соревнования
- Мотивацию к образовательной деятельности.
- Отношения в коллективе.
- Уровень физической активности.
Формы подведения итогов это:
- эстафеты, старты;
- развлечения и досуги;
-спортивные соревнования.
Описание места предмета внеурочной деятельности в учебном плане
Кружок «Здоровье» физкультурно-оздоровительной направленности, реализуется в рамках дополнительного образования.
Рассчитан на один год обучения:
1 класс – 1 час в неделю, 33 часа в год;
2-4 класс-1 час в неделю, 34 часа вгод.
Продолжительность занятий 40 минут.
2. Содержание тем предмета внеурочной деятельности.
Тема раздела | Виды деятельности обучающихся |
Подвижные игры | Игры свободные, творческие или вольные, в которых участники сами намечают план игры, и сами осуществляют намеченную цель (ролевые). Организованные подвижные игры с установленными правилами, требующими руководства ими взрослыми руководителями или самими ребятами-вожаками.(простые некомандные подвижные игры,командные подвижные игры,более сложные, переходные к командным подвижные игры, в которых играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда, по личному желанию помогают товарищам, выручая их, помогают им спастись от нападающего в игре) |
Русские народные игры | Подвижные, познавательные, ролевые, обрядовые. |
Общеразвивающие упражнения | Практические занятия: комплекс упражнений, направленный на тренировку костного и суставно- мышечного аппарата, для профилактики различных деформаций позвоночника, для укрепления его связочного аппарата, упражнения для развития точности реакции. Релаксация. |
Эстафеты | Беговая, встречная, круговая, с преодолением препятствий. |
Кинезиологические упражнения | Упражнения для развития межполушарных связей: колечко, капитан, лезгинка, ладошки, пальчики, голова-живот и др, рисование двумя руками, таблица Шульте, «посмотри и повтори». |
Учебно- тематическое планирование.
№ | Раздел | Кол-во часов | В том числе | |
Теория | Практическая работа | |||
1. | Общеразвивающие упражнения | каждое занятие | ||
2. | Подвижные игры | 5 | каждое занятие | 14 |
3. | Народные подвижные игры | 3 | каждое занятие | 10 |
4. | Кинезиологические упражнения | 10 | каждое занятие | 6 |
5. | Эстафеты | 8 | 4 | |
Всего: | 34 | 30 |
Описание материально-технического обеспечения.
1.Технические средства: музыкальный центр, интернет, ноутбук.
2.Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи.
3.Учебно - практическое оборудование: стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая, мячи разных размеров, палки гимнастические, скакалки, мат, рулетка, мягкие модули,кегли, игра «городки», «бочча».
Методическое обеспечение программы.
1.Балабанова В. В. Биология, экология, здоровый образ жизни [Текст]: учеб. пособие / В. В. Балабанова, Т. А. Максимцева – Волгоград: Учитель, 2003. – 152 с.
2.Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья [Текст]: метод. пособие / Н. И. Дереклеева - М.: Вако, 2004. – 198 с.
3.Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: метод. пособие / В. И. Ковалько - М.: Вако, 2004. – 295 с.
4.Обухова Л. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья [Текст]: метод. пособие / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина - М.: Вако, 2005. – 208 с.
5.Психофизиологическое сопровождение образовательного процесса: методическое пособие// Под ред. Э. М. Казина. – Кемерово, 2006. – 91 с.
6.Симкина П. Л. Азбука здоровья. Физкультминутки здоровьесберегающей направленности [Текст]: метод. пособие / П. Л. Симкина - М.: Амрита-Русь, 2006. – 103 с.
7.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе [Текст]: метод. пособие / Н. К. Смирнов - М.: Просвещение, 2005. – 275 с.
8.Соловьёва Т. А. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде [Текст]: метод. пособие / Т. А. Соловьёва, Е. И. Рогалева - М.: Вако, 2008. – 365 с.
9.Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе [Текст]: метод. пособие / О. А. Степанова - М.: 2003. – 184 с.
3. Тематическое планирование
Тематическое планирование на 2021 - 2022 учебный год. | ||||
№ урока | Раздел программы/тема занятия | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | |
I четверть. | ||||
1 | Подвижные игры | 1 | Правила по технике безопасности. Комплекс ОРУ в движении, с мячами, с гимнастическими палками, в разных исходных положениях. Подвижные игры «Медведи и пчёлы», «У медведя во бору», «Репка», «Карикатура», «Колечко», «Рыбак и рыбки» «Укротитель диких зверей». Народные игры «Курочки и петушки», «Горелки», «Утка-Гусь» Упражнения для развития межполушарных связей: колечко, капитан, лезгинка, ладошки, пальчики, голова-живот и др, рисование двумя руками, таблица Шульте, «посмотри и повтори». Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками) | |
2-3 | Кинезиологические упражнения | 2 | ||
4 | Народные игры | 1 | ||
5 | Подвижные игры | 1 | ||
6 | Народные игры | 1 | ||
7 | Подвижные игры | 1 | ||
8 | Эстафеты | 1 | ||
Проведено за I четверть: 8 ч. | ||||
II четверть. | ||||
9-10 | Подвижные игры | 2 | Правила по технике безопасности. Подвижные игры с мячом. Народные игры «Ловишка», «Жмурки», «Колечко», «Двойные горелки». Упражнения для развития межполушарных связей: колечко, капитан, лезгинка, ладошки, пальчики, голова-живот и др, рисование двумя руками, таблица Шульте, «посмотри и повтори». Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками). | |
11 | Народные игры | 1 | ||
12 | Кинезиологические упражнения | 1 | ||
13-14 | Народные игры | 2 | ||
15 | Эстафеты | 1 | ||
Проведено за II четверть: 7 ч. | ||||
Проведено за I полугодие: 15ч. | ||||
III четверть | ||||
16 | Народные игры | 1 | Правила по технике безопасности. Подвижные игры с мячом., «Бочча». Народные игры «Ловишка», «Жмурки», «Колечко», «Двойные горелки». Упражнения для развития межполушарных связей: колечко, капитан, лезгинка, ладошки, пальчики, голова-живот и др, рисование двумя руками, таблица Шульте, «посмотри и повтори». Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками). | |
17 | Кинезиологические упражнения | 1 | ||
18-19 | Подвижные игры | 2 | ||
20 | Кинезиологические упражнения | 1 | ||
21-22 | Народные игры | 2 | ||
23-24 | Подвижные игры | 2 | ||
25 | Эстафеты | 1 | ||
Проведено за III четверть: 10 ч. | ||||
IV четверть | ||||
26 | Подвижные игры | 1 | Правила по технике безопасности. Подвижные игры «Бочча», «Земля, вода, небо», «Боулинг», «Падающая палка». Народные игры «Городки», «Жмурки», «Испорченный телефон», «Капканы». Упражнения для развития межполушарных связей: колечко, капитан, лезгинка, ладошки, пальчики, голова-живот и др, рисование двумя руками, таблица Шульте, «посмотри и повтори». Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками). | |
27-28 | Народные игры | 2 | ||
29 | Кинезиологические упражнения | 1 | ||
30-33 | Подвижные игры | 4 | ||
34 | Эстафеты | 1 | ||
Проведено за IV четверть: 9ч. | ||||
Проведено за II полугодие:19ч. | ||||
Итого за год: 34 ч. |