ПК 3.4
учебно-методический материал
Участие в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра физического воспитания
Зубенко Валерия Валерьевна
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ С ПОМОЩЬЮ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ПРЫЖКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-14 ЛЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Курсовая работа допущена к | Специальность: 49.02.01 |
защите | Физическая культура |
«_____» декабря 2020 г. | Курс: 3, группа 39 |
Заместитель директора по НМР | Руководитель: Сибиркина Н.В., |
____________ / Анищенко И.Л. | преподаватель МДК 01.01 Методика |
Курсовая работа защищена | обучения предмету «Физическая |
с оценкой___________________ | культура» Первой квалификацион- |
«_____» декабря 2020 г. | ной категории |
Председатель комиссии: | |
_______________ / | |
Члены комиссии: | |
_______________ / | |
_______________ / |
Челябинск, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ | |
1.1. Общая характеристика взрывной силы | 5 |
1.2. Особенности развития взрывной силы у обучающихся 12-14 лет | 6 |
1.3. Виды легкой атлетики | 8 |
1.4. Влияние легкоатлетических прыжков на развитие взрывной силы | 9 |
Выводы по 1 главе | 10 |
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ С ПОМОЩЬЮ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ПРЫЖКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССОВ | |
2.1. Методика развития взрывной силы | 11 |
2.2. Методика обучения легкоатлетическим прыжкам | 16 |
2.3. Практические аспекты выявления уровня взрывной силы | 23 |
2.4. Комплексы упражнений на развитие взрывной силы у обучающихся 12-14 лет | 24 |
Выводы по 2 главе | 25 |
Заключение | 25 |
Список использованных источников | 26 |
Приложение А | 28 |
ВВЕДЕНИЕ
Исходя из вышесказанного, нами была сформулирована цель исследования: изучить особенности развития взрывной силы, с помощью легкоатлетических прыжков у учеников12-14 лет.
Объект исследования: уровень развития взрывной силы
Предмет исследования: легкоатлетические прыжки как средство развития взрывной силы у обучающихся 12-14 лет
Задачи исследования:
1 Изучить теоретические аспекты развития взрывной силы у учащихся 12-14 лет.
2 Изучить методические основы развития взрывной силы у учащихся на уроках физической культуры.
3 Разработать комплексы упражнений на развитие взрывной силы
Методы исследования: теоретический обзор научно-методической литературы.
В школьном возрасте можно заниматься любым видом спорта, этот возраст дает прекрасную возможность целенаправленно развивать скоростно-силовые способности. Приоритет остается за теми видами спортивных занятий, которые максимально компенсируют «двигательный голод», снимают стресс, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают иммунитет.
Исправление осанки, приобретение легкости в движениях, уверенности в себе – это минимум, что могут дать скоростно-силовые упражнения. Активизация кардио-респираторной системы приводит к общему ускорению метаболизма. Все органы начинают работать лучше. Правильно организованные занятия способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что особенно актуально для формирующегося организма
Актуальность темы исследование обусловлена тем, что школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств, в этом возрасте происходит быстрый скачок роста. Именно поэтому особое место в развитии двигательных возможностей школьником занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
- Общая характеристика взрывной силы
К одной из разновидностей мышечной силы относится так называемая взрывная сила, которая характеризует способность к быстрому проявлению мышечной силы. Под взрывной силой понимают способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения, а также – по ходу движения достигать больших показателей проявляемой силы в возможно меньшее время.
Способность к «взрывной силе» зависит от общей способности нервно-мышечного аппарата к проявлению значительных напряжений в короткий промежуток времени, от абсолютной силы мышц, проявленной при предельном их напряжении без ограничения времени: от специфической способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения.
В проявлении взрывной силы очень большую роль играют скоростные сократительные свойства мышц, которые в значительной мере зависят от композиции, т.е. соотношения быстрых и медленных волокон.
К особенностям механизма мышечного сокращения во время взрывной силы относится следующее: при преодолении малых отягощений, когда время усилия ограничено, синхронизируются не все, а максимально возможное количество двигательных единиц с наивысшей степенью напряжения отдельных мышечных волокон. Особое значение при этом приобретает сохранение оптимальных величин частоты поступающих нервных импульсов.
Взрывная сила отражает способность человека к быстрому наращиванию рабочего напряжения мышц до возможного максимума (прыжки, метания и удары, подрыв штанги в рывке и другие). Взрывную силу можно подразделить на две составляющие: стартовую силу и ускоряющую. [5].
1.2. Особенности развития взрывной силы у обучающихся 12-14 лет
Подростковый возраст считают самым важным для развития и совершенствования физических возможностей и двигательных способностей. Этот возраст является оптимальным для развития взрывной силы. Это обусловило начало интенсивной спортивной специализации во многих видах спорта как раз в это время. В некоторых видах спортивной деятельности подростки добиваются высоких результатов.
Самой яркой особенностью 12-14 лет является комплекс физиологических процессов, характеризующих начало полового созревания. Для этого периода характерны высокая активность роста и развития организма, вероятность возникновения временных анатомо-физиологических диспропорций в его развитии.
В подростковом возрасте появляются отчетливые анатомо-физиологические половые различия. Поэтому необходимо дифференцировать нормы физических нагрузок, выбирать спортивную специализацию соответственно полу занимающихся.
Наиболее интенсивно мышечная сила увеличивается в подростковом возрасте. У мальчиков прирост силы начинается в 13 - 14 лет, у девочек раньше - с 10-12 лет, что, возможно, связано с более ранним наступлением у девочек полового созревания. В 13-14 лет четко проявляются половые различия в мышечной силе, показатели относительной силы мышц девочек значительно уступают соответствующим показателям мальчиков. Поэтому в занятиях с девочками-подростками и девушками следует особенно строго дозировать интенсивность и тяжесть упражнений.
В связи с тем, что у детей к 12-13-летнему возрасту созревают центры двигательного анализатора, основные двигательные функции у них достигают высокой степени совершенства.
С возрастом увеличивается скорость бега, вплоть до 13-летнего возраста. Снижение выносливости в скоростном беге у 14-15-летних подростков, видимо, связано с периодом полового созревания.
По мере роста ребенка развивается и такое движение, как прыжок. Дальность прыжка в длину с места возрастает у мальчиков до 13 лет, у девочек - до 12-13 лет.
После 13 лет разница в прыжках в длину, в зависимости от пола, становится ярко выраженной, а при прыжках в высоту эта разница проявляется уже с 11 лет.
Период естественного активного развития физических качеств начинается у мальчиков приблизительно в конце 6 класса и продолжается в 7 классе. В это время у подростков заметно увеличиваются результаты в упражнениях на быстроту движения.
У девочек к 13 годам отмечается наиболее активный период в развитии большинства физических способностей, после чего (примерно с конца 7 класса) наступает длительный период постепенной стабилизации общего уровня двигательной подготовленности.
В целом подростковый возраст благоприятствует развитию взрывной силы. Достижения наук о человеке дали возможность выделить характерные периоды восприимчивости детей к обучению тем или иным двигательным действиям и этапы формирования отдельных сторон двигательной функции. Есть убедительные основания считать, что ответная реакция детского организма на тренировочную физическую нагрузку различна в разные периоды роста и развития, и она дает большой и длительно сохраняющийся эффект в определенные периоды.
1.3. Виды легкой атлетики
Виды легкой атлетики принято подразделять на пять разделов: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья. Каждый из них, в свою очередь, подразделяется на разновидности [1].
Спортивная ходьба – на 20 (мужчины и женщины) и 50 км (мужчины).
Бег – на короткие (100, 200, 400 м), средние (800 и 1500 м), длинные (5000 и 10000 м) и сверхдлинные дистанции (марафонский бег – 42 км 195 м), эстафетный бег (4х100 и 4х400), бег с барьерами (100 м – женщины, 110 м – мужчины, 400 м – мужчины и женщины) и бег с препятствиями (1000 м и 3000 м).
Прыжки подразделяются на вертикальные (прыжок в высоту и прыжок с шестом) и горизонтальные (прыжок в длину и тройной прыжок)
Метания – толкание ядра, метание копья, метание диска и метание молота.
Многоборья – десятиборье (мужской вид) и семиборье (женский вид), которые проводятся в течении двух дней подряд в следующем порядке. Десятиборье – первый день: бег 100 м с барьерами, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту и бег 400 м; второй день: бег 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья и бег 1500 м. Семиборье – первый день: бег 100 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, бег 200 м; второй день: прыжок в длину, метание копья, бег 800м.
Кроме перечисленных олимпийских видов соревнования по бегу и ходьбе проводятся на других дистанциях, по пересеченной местности, в легкоатлетическом манеже; в метаниях для юношей используются облегченные снаряды; многоборье проводят по пяти и семи видам (мужчины) и пяти (женщины).
1.4. Влияние легкоатлетических прыжков на развитие взрывной силы
Прыжок – естественный способ преодоления препятствий, характеризующихся кратковременными, но максимальными нервно-мышечными усилиями. Благодаря легкоатлетическими прыжками, мы учимся концентрировать усилия, развивать силу, быстроту, ловкость, смелость, совершенствуем умение владеть своим телом.
Легкоатлетические прыжки делятся на два вида:
- через вертикальное препятствие, где преследуется цель прыгнуть, как можно выше;
- через горизонтальное препятствие, где прыгун стремится прыгнуть, как можно дальше. [3].
Отличительной чертой упражнений на развитие взрывной силы является динамический преодолевающий режим работы с максимальной степенью напряжения в минимальный промежуток времени. Данный режим используется в одиночных двигательных действиях (прыжок в длину с места, запрыгивание на тумбу). В некоторых формах двигательной активности (прыжки, «отжимание» с хлопками) преодолевающему режиму работы (при отталкивание) предшествует уступающий (при приземление). В данном случае мышца перед сокращением растягивается на оптимальную амплитуду вовлекая в работу максимально возможное количество мышечных единиц и обеспечивая наибольшую мощность физической активности. Такой режим работы в практике физической тренировки называется плиометрическим. Он используется в “силовом” беге и многократных прыжках, то есть в циклических видах двигательной активности с силовой направленностью. [4].
Прыжковые упражнения с успехом применяются для развития «взрывной» силы мышц ног (прыгучести) и выполняются с однократными или многократными отталкиваниями с максимальными усилиями.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ С ПОМОЩЬЮ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ПРЫЖКОВ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-14 ЛЕТ
2.1. Методика развития взрывной силы
Способность человека к проявлению взрывной силы обусловливается оптимальным возбуждением ЦНС, внутримышечной и межмышечной координацией и собственной реактивностью мышц.
Для ее развития применяются упражнения с отягощением массой предметов (штанга, гири и т.п.), упражнения баллистического характера (метание разных предметов, прыжки и т.п.), упражнения в скоростных (взрывных) изометрических напряжениях мышц, упражнения с комбинированным отягощением (масса собственного тела + специальный пояс массой несколько килограммов и т.п.).
Тренировочные задания с отягощением массой предметов и с применением изометрических упражнений целесообразно выполнять преимущественно интервальным методом.
При выполнении прыжковых упражнений и метаний преимущество следует отдавать игровому и соревновательному методам. При этом следует ограничивать массы предметов, которые применяются для метаний, общий объем упражнений, продолжительность и характер отдыха между отдельными упражнениями.
Методические рекомендации относительно применения упражнений с отягощением массой предметов (в том числе предметов для метания).
Величина внешнего отягощения - от 20-30 до 70-80% максимального в конкретном упражнении.
Количество повторений в одном подходе - от 3-4 до 8-10 раз, продолжительность от 5 до 10 с.
Темп движений от 70 до 100% с конкретным отягощением. Установка делается не на возможно большую частоту движений, а на быстрое выполнение рабочей (преодолевающей) фазы движения.
Количество подходов - от 2-3 до 5-6 в упражнениях общего воздействия. При выполнении упражнений локального воздействия на разные группы мышц количество подходов может быть в 2-3 раза больше.
Продолжительность интервалов отдыха зависит от объема мышц, которые работают, тренированности и качества процессов восстановления и может колебаться в широких пределах (от 1-3 до 8-10 мин). Надежным критерием готовности человека к повторному выполнению упражнения является динамика ЧСС в интервале отдыха. Ее восстановление до 101-120 уд-мин свидетельствует об оптимальном состоянии оперативной работоспособности организма.
6. Характер отдыха - активный: медленная ходьба, упражнения на восстановление дыхания, расслабление, упражнения в умеренном растягивании мышц. Это на 10-15% ускоряет восстановление работоспособности и усиливает тренировочный эффект (Платонов, Булатова, 1995; Линец, 1997).
Методические рекомендации относительно применения изометрических упражнений.
Кратковременное (2-3 с) взрывное усилие мышц с установкой на возможно быстрое достижение величины изометрического напряжения 80-90% максимального. Напряжение выполняется с задержкой дыхания после неполного вдоха и с натуживанием. После напряжения делается медленный выдох и 2-3 неполных вдоха-выдоха перед повторным напряжением.
В одном подходе следует выполнять от 2-3 до 5-6 повторений изо метрических напряжений через 6-10 с отдыха.
Для одной группы мышц выполняют 2-4 подхода. При выполнении напряжений общего воздействия (например, напряжение разгибателей ног и туловища) выполняется 1 серия из 2-4 подходов. При локальных напряжениях мышц количество серий может быть доведено до 3-4 в одном занятии.
Интервал отдыха между подходами экстремальный и составляет около 1,5-3 мин. Целесообразно также ориентироваться на ощущение субъективной готовности человека к следующему подходу. Интервал отдыха между сериями - полный и составляет около 3-6 мин.
Характер отдыха между подходами - активный: упражнения на восстановление дыхания, легкий массаж, упражнения на расслабление и умеренное растягивание мышц. Между сериями упражнений характер отдыха комбинированный.
Лучший тренировочный эффект дает комплексное применение в тренировочном задании изометрических упражнений (1-2 подхода) и динамических упражнений (2-3 подхода).
В основе тренировочного влияния прыжковых упражнений (ударный метод развития взрывной силы) лежит использование энергии упругой деформации умеренно напряженных мышц, которые растягиваются под влиянием инерционных сил во время приземления. При этом следует по возможности активнее осуществлять переход от фазы амортизации к преодолевающему режиму работы соответствующих мышц. Лишь тогда потенциальная энергия эластичных элементов растянутых мышц прибавляется к энергии мышечного напряжения и оказывает содействие максимальному проявлению взрывной силы. В случае отсутствия быстрого перехода от предшествующего растягивания к сокращению мышц эффект тренировки резко снижается. Такой режим работы мышц при выполнении физического упражнения приводит к жесткому механическому влиянию на соответствующие мышцы и опорно-двигательный аппарат в целом. Поэтому, прежде чем применять подобные упражнения для развития взрывной силы, следует хорошо укрепить опорно-двигательный аппарат с помощью других силовых упражнений. В противном случае возникает угроза травмирования мышц, связок и суставов и снижения тренировочного эффекта.
Критерием готовности человека к применению ударных упражнений может послужить его способность проявить в соответствующем упражнении силу, которая вдвое больше массы собственного тела. Например, прежде чем применять прыжки в глубину, следует быть способным выполнить приседания со штангой, масса которой вдвое больше массы собственного тела (Gambetta, 1987).
Методические рекомендации относительно применения прыжковых упражнений.
При выполнении прыжков в глубину, приземляться следует на носки с дальнейшим упругим опусканием на всю ступню. В момент приземления и последующего отталкивания ноги согнуты в коленных суставах (120-140°). Сгибание ног в коленных суставах в наиболее низкой фазе амортизации должно быть не менее 90°. Иначе резко падает скорость перехода от фазы амортизации к отталкиванию. При угле сгибания в коленных суставах свыше 140° не создаются условия для накопления в мышцах потенциальных сил упругой деформации (вследствие недостаточного растягивания мышц) и тренировочный эффект падает. Непосредственно перед приземлением мышцы ног следует немного напрячь и активно встретить опору ногами. В момент опоры дыхание задерживается с одновременным натуживанием.
Спрыгивание следует осуществлять с высоты 30-100 см в зависимости от силовой подготовленности человека и массы его тела. Необходимо помнить, что высота спрыгивания всегда должна быть лишь такой, с которой человек может качественно преодолевать силы инерции во время приземления и мощно выпрыгивать вверх или вперед. Эффективность отталкивания значительно улучшается, если применяются дополнительные ориентиры. Например, при отталкивании вверх достать рукой подвешенный предмет или перепрыгнуть через барьер определенной высоты, который установлен на оптимальном расстоянии и т.п.
В одной серии целесообразно выполнять, в зависимости от тренированности, от 5-6 до 9-10 прыжков. При этом они могут выполняться непрерывно (например, прыжки через 6 барьеров, которые установлены на оптимальном расстоянии), или повторно через 10-30 с (например, спрыгивание со стула высотой 50 см).
Оптимальное количество серий, в соответствии с уровнем тренированности, составляет от 2 до 4 в одном занятии.
Интервал отдыха между сериями - до полного восстановления, которое продолжается около 10-15 мин.
Характер отдыха - комбинированный: медленный бег, упражнения на расслабление, на умеренное растягивание соответствующих мышц и т.п.
Развитие взрывной силы осуществляется в начале основной части занятия после тщательной разминки. Это создает условия для оптимального возбуждения ЦНС. При первых признаках усталости и снижения качества выполнения упражнений следует увеличить интервалы отдыха между упражнениями или совсем прекратить выполнение.
Целенаправленное развитие взрывной силы в системе смежных занятий целесообразно осуществлять не чаще чем через 2-3 дня. Менее чем за 2 дня мышцы не успевают полностью восстановиться и это может стать причиной снижения тренировочного эффекта и даже травм.
Для расширения адаптационных возможностей организма следует вариативно менять упражнения и режимы их выполнения как в одном занятии, так и в системе смежных занятий.
Приведенные методические советы могут быть применены и относительно выполнения других упражнений: взрывные отжимания в упоре лежа, взрывные упражнения на специальных тренажерах, прыжки с дополнительным отягощением (до 20-30% от массы собственного тела), скачки на одной ноге, прыжки на двух ногах через барьеры и т.п.
2.2. Методика обучения легкоатлетическим прыжкам
Прыжок в длину с разбега делится на четыре фазы: разбег, отталкивание, полет и приземление.
В фазе разбега прыгун выполняет ускорение до оптимальной и контролируемой скорости.
В фазе отталкивания прыгун переводит горизонтальную скорость в вертикальную. При этом стремясь минимизировать потери горизонтальной скорости.
В фазе полета переносит тело по воздуху и готовится к приземлению. Во время полета могут использоваться три варианта техники – «согнув ноги», «прогнувшись» и «ножницы».
В фазе приземления прыгун старается увеличить потенциально возможную дальность прыжка и уменьшить потери при приземлении.
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».
Один из вариантов техники полета в прыжках в длину, в процессе которого спортсмен принимает положение группировки после окончания отталкивания.
Задача: Учить прыжку с места Средства:
1. Показ прыжка с места.
2. И.п. – присед, руки отведены назад. Выполнить мах руками и, активно разгибая ноги, оттолкнуться, потянуться вперед вверх. Группировка и приземление на две ноги.
3. То же, но отталкиваясь двумя ногами выполнить прыжок вверх.
4. То же, но напрыгнуть на препятствие высотой до 50 см.
5. И.п. – упор присев. Прыжок вверх с выносом рук вверх. Приземление в присед, руки вперед.
6. И.п. – присед, руки отведены назад. Прыжок вперед с последующим приземлением в присед, руки вперед.
7. Прыжок с места, стоя боком (правым, левым) в сторону прыжка.
8. Прыжок с места, стоя спиной в сторону прыжка.
Задача: Учить отталкиванию
Средства:
1. Показ выполнения отталкивания в длину с разбега.
2. И.п. – толчковая нога впереди, маховая сзади, руки опущены вдоль туловища. Имитация движений плечевого пояса, рук и таза при отталкивании. Потянуться вверх.
3. И.п. – стоя в шаге, толчковая нога на возвышении, маховая на опоре внизу. Подняться на толчковой ноге, вынося маховую ногу бедром вверх.
4. И.п. – стоя на маховой ноге, толчковая нога согнута впереди. Активная постановка толчковой ноги на опору загребающим движением.
5. И.п. – толчковая впереди, маховая сзади. Прыжок в длину с места за счет маха и отталкивания.
6. И.п. – толчковая нога впереди, маховая сзади. Мах ногой и руками с последующим отталкиванием вверх вперед. Приземление в выпаде на возвышение.
7. То же, но прыжок через препятствие.
8. То же, но приземление на две ноги.
Задача: Учить сочетанию разбега и отталкивания
Средства:
1. Показ изучаемого элемента прыжка.
2. Ускорения до 60 метров. Достигая оптимальной контролируемой скорости.
3. Прыжки «в шаге».
4. Разбег по прямой линии в коридоре шириной 40-50 см. Пробегая, установить место отталкивания.
5. Бег с ускорением, отталкиваясь на 8-10 шаге, с последующим пробеганием.
6. Бег через набивные мячи (по отметкам) с последующим отталкиванием.
7. Подбор индивидуального разбега.
8. Разбег с последующим отталкиванием.
Задача: Учить прыжку в целом
Средства:
1. Показ прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».
2. Прыжки на одной ноге на месте с активным выведением таза вперед в момент окончания отталкивания и небольшим подъемом колен маховой ноги после отрыва от дорожки.
3. Бег по разбегу до контрольной отметки.
4. Прыжки в длину с короткого разбега (5-9 шагов) через препятствие (высота до 50 см). Приземление на две ноги.
8. Прыжки в длину с разбега с 3-5 беговых шагов разбега «в шаге» с последующей группировкой в полете. Бедром маховой ноги коснуться мяча. Приземление на две ноги.
9. Прыжок со среднего разбега через препятствие, установленного у места приземления.
10. Прыжок в длину с полного разбега на результат.
Задача: Учить отталкиванию
Средства:
Использовать упражнения, рекомендованные при решении аналогичной задачи прыжку способом «согнув ноги».
Задача: Учить сочетанию разбега и отталкивания
Средства:
Использовать упражнения, рекомендованные при решении аналогичной задачи прыжку способом «согнув ноги».
Задача: Учить прыжку в целом
Средства:
1. Показ прыжка в длину с разбега способом «прогнувшись».
2. Отталкивание в шаге.
3. Прыжок в шаге с приземлением на маховую ногу.
4. И.п. – стойка на возвышении 70-80 см. Маховая нога впереди, толчковая сзади. Спрыгивание на толчковую ногу с последующим прыжком в длину.
5. С 4-6 беговых шагов, отталкиваясь с подкидного (гимнастического) мостика. Прыгнуть в длину способом «прогнувшись».
6. Прыжок в длину способом «прогнувшись» с 7-9 шагов разбега.
7. Прыжок в длину способом «прогнувшись» с полного разбега.
8. Прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись» на результат.
Прыжок в длину способом «ножницы»
Один из вариантов техники полета в прыжках в длину.
Он несколько отличается от других способов тем, что прыгун не принимает в полете какого-либо фиксированного положения, а выполняет почти такие же движения, как при разбеге (2,5-3,5 шага по воздуху).
Он как бы продолжает «бежать в воздухе». После взлета маховая нога опускается вниз и отводится назад, а толчковая выводится вперед (первый шаг). Опускание маховой ноги сопровождается выведением таза вперед. Вслед за этим назад отводится уже толчковая нога, а маховая выносится вперед. Ноги при этом согнуты в коленных суставах, руки двигаются в ритме движений ног. При подготовке к приземлению прыгун соединяет ноги, подтягивает их к груди (группировка), а затем выбрасывает вперед. Таким образом, в прыжке способом «ножницы» прыгун, совершает почти такие же движения, как при беге.
Задача: Учить отталкиванию
Средства:
1. Показ постановки толчковой ноги в прыжке в длину с разбега.
2. Использовать упражнения, что и при решении аналогичной задачи в прыжках способом «согнув ноги».
3. Прыжок на толчковой ноге с активным выведением таза вперед в момент окончания отталкивания и небольшим подъемом колена маховой ноги после отталкивания.
4. Прыжок на одной ноге с продвижением вперед.
5. То же, но по ступенькам лестницы или наклонной дорожке вверх, затем вниз.
Задача: Учить сочетанию разбега и отталкивания
Средства:
1. Использовать упражнения, что и при решении аналогичной задачи в прыжках способом «согнув ноги».
2. Показ движения в полете при прыжке в длину с разбега способом «ножницы».
3. И.п. – стоя на толчковой ноге, маховая нога сзади. Движения плечами и руками, как при отталкивании. Потянуться вверх.
4. И.п. – то же. Стоя на месте круговые движения руками, как в полете, с последующим отведением рук назад, как при приземлении. Стопы поставить вместе.
5. Прыжок вверх на месте с подъемом прямых ног перед собой.
6. Прыжок в длину с 6-12 шагов разбега, доставая рукой мяч, подвешенный на высоте до 3 м. Руки, при этом, выполняют круговые движения, а ноги беговые.
Задача: Учить прыжку в целом
Средства:
1. Показ прыжка в длину с разбега способом «ножницы».
2. Прыжок в длину, отталкиваясь с возвышения.
3. То же, но прыгая через препятствие.
4. Прыжок способом «ножницы» с 5-12 шагов разбега.
5. Прыжок в длину способом «ножницы» с полного разбега.
6. Прыжок в длину способом «ножницы» на результат.
Ошибки, встречающиеся у школьников, при обучении прыжку в длину с разбега и рекомендации по их устранению приведены ниже в таблице 1.
Таблица 1 - ошибки, встречающиеся у школьников, при обучении прыжку в длину с разбега
Элементы техники | Основные ошибки | Рекомендации по устранению |
Разбег и подготовка к отталкиванию. | Излишнее напряжение. Нестабильность беговых шагов. Увеличение последних двух-четырех шагов перед отталкиванием Излишний наклон вперед в разбеге Излишнее подседание на последних шагах разбега. Не попадание на брусок толчковой ногой. | - специальные беговые упражнения. - бег до контрольной отметки. - бег до контрольной отметки - бег последних шагов по отметкам |
Отталкивание. | Наклон вперед. Стопорящее отталкивание. Отталкивание заканчивается неполным выпрямлением толчковой ноги Излишний наклон туловища вперед или назад. Низкий подъем бедра маховой ноги. Пассивная работа рук. | - поднять плечи. - вывести таз вперед за сет удлинения шага. - нога ставиться активно загребающим движением с передней части стопы. - прыжки с укороченного разбега. Вперед вверх: - фиксировать спину - поднять голову - прыжки через препятствие - рукам активно. |
Полет. | Преждевременное подтягивание толчковой ноги. | - выполнить прыжки «в шаге». |
Приземление. | Приземление на прямые ноги. Падение назад. | - прыжки с места. - поднять плечи; - руки вперед. |
2.3. Практические аспекты выявления уровня взрывной силы
Проявление форм скоростно-силовых способностей зависит от целого ряда факторов:
1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;
2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
3) силы мышц;
4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
5) энергетических запасов в мышце;
6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
7) способности к координации движений при скоростной работе;
8) биологического ритма жизнедеятельности организма;
9) возраста и пола;
10) скоростных природных способностей человека.
2.4. Комплексы упражнений на развитие взрывной силы у обучающихся
12-14 лет
Комплексы упражнений на развитие взрывной силы представлены в таблицах № 2, 3, 4
Таблица 2
Комплекс №1
№ | Упражнение | Дозировка | Методические указания |
1. | Бег 30 м. | 3 раза | Выполняется с максимальной скоростью. |
2. | Прыжки на одной ноге. | 2 раза по 15 метров | Выполняются с продвижением вперед. Прыжок выполнять как можно дальше. |
3. | Прыжки в шаге. | 3 раза по 15 метров | Спина прямая, бедро поднимать как можно выше, носки натянуты на себя. |
4. | Прыжки в длину с короткого разбега. | 5 раз | Разбег 3-5 шагов. Приземление на 2 ноги. |
5. | Прыжки со среднего разбега через препятствие. | 3 раза | Препятствие (высота до 50 см) ставится перед линией отталкивания. |
Таблица 3
Комплекс №2
№ | Упражнение | Дозировка | Методические указания |
1. | Спрыгивание с возвышенности с последующим прыжком на возвышенность. | 15 раз | Делать в быстром темпе. При запрыгивании на возвышенность, вставать на всю стопу. |
2. | Прыжок с места. | 5 раз | Стопы врозь, руками помогать себе. Мощное отталкивание, бедра стараться прижать к себе. |
3. | Бег через набивные мячи. | 3 раза по 15 метров | Расстояние между набивными мячами 1-1,5м. После прохождения всех мячей, сделать отталкивание как перед прыжком в длину с разбега. |
4. | Прыжок в длину способом «ножницы». | 5 раз | из положения «шага» в полете (первый шаг) маховая нога, выпрямляясь, опускается, а толчковая продвигается вперед. |
Таблица 4
Комплекс №3
№ | Упражнение | Дозировка | Методические указания |
1. | Запрыгивание на возвышенность. | 15-20 раз | Стопы ставить полностью на опору. |
2. | Прыжки со сменой ног. | 10 раз | Максимально резко выпрыгнуть из выпада и поменять ноги. |
3. | «Лезгинка» И.п.- стоя, руки согнуты в локтях, ноги врозь, правая нога впереди. Подпрыгнуть, поменять ноги так, чтобы правая осталось впереди. | По 6 раз на каждую ногу | Руки работают вдоль туловища. |
4. | Падение с высоты с последующим прыжком. | 12 раз | С возвышенности (скамьи) спортсмен падает вниз. Во время приземления выпрыгиванием вверх. |
5. | Прыжки из полуприседа. | 10 раз | Резкие выпрыгивания, как можно выше. |
В таблице № 5 представлена программа обучения на 12 уроков.
Таблица 5
Программа на 12 занятий
№ | Тесты/ упражнения | Уроки | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
1 | Бег 30 м,с | 1;2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | 5 | 4 | 1;2 | 3 |
2 | Прыжок в длину с места | ||||||||||||
3 | Тройной прыжок с места | ||||||||||||
4 | Комплекс №1 | ||||||||||||
5 | Комплекс №2 | ||||||||||||
6 | Комплекс №3 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Легкая атлетика: учебник / М.Е. Корбинский [ и др.]; под общ. Ред. М.Е. Корбинского, Т.П. Юшкевича, А.Н. Конникова. –Мн.: Тесей, 2005. – 336 с.
- Селиверстова, Н.Н. Практикум по легкой атлетике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физкультурной направленности, 2012. – 176 с.
- Легкоатлетические прыжки в школе: учебное пособие: - 2-е изд. – Екатеринбург, Урал. Гос. Пед. Ун-т, 2016. – 62 с.
- http://sportwiki.to/Взрывная_сила (дата обращения 01.05.2020)
- Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт,-1970. -250 с.
- Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учеб. М.: Советский спорт. 2003. 464 с.
- Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика Физического воспитания и спорта, М.: Академия, 2004. 247 с.
- Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»/ Б.А. Ашмарин., Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина, - М.: Просвещение, 1990.-287 с.
- Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт., 1970.-250 с.
- Булич Э.Г. Физическая культура и здоровье. - М.: Знание, 1991. - 64 с
- Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости: Очерки по физиологии движений. М.: Физической культуры и спорта, 1989. 206 с.
- Теория и методика физической культуры/ Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова.- СПб.:СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта,-1999.-374 с.
- https://studbooks.net/1570414/turizm/skorostnaya_sila#27
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1 – Классификация легкоатлетических прыжков
Вид | Разновидность | Способы |
Прыжки через горизонтальное препятствие | В длину Тройной прыжок | - «согнув ноги»; - «прогнувшись»; - «ножницы»; - «общепринятый». |
Прыжки через вертикальное препятствие | В высоту С шестом | - «перешагивание»; - «волна»; - «перекат»; - «перекидной»; - «фосбери-флоп»; - «общепринятый». |