П.К. 3.4.
учебно-методический материал
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курсовая работа | 42.56 КБ |
Проект "Движение - ключ к здоровью" | 12.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра психолого-педагогических дисциплин
Хилажев Артём Артурович
СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕМ ЗВЕНЕ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Курсовая работа допущена к защите «__» декабря 2020 г. Заметитель директора по НМР _________/ Анищенко И.Л, Курсовая работа защищена с оценкой _____________________ «_____» декабря 2020 года Председатель комиссии: __________________/ Члены комиссии: __________________/ __________________/ | Специальность: 49.02.01 Физическая культура Курс: 3, группа: 39 Руководитель: Сибиркина Н.В. Преподаватель МДК 01.01. Методика обучения предмету «Физическая культура» первой квалификационной категории. |
Челябинск, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПОМОЩИ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СТАРШЕМ ЗВЕНЕ | |
1.1. Организация воспитательной работы со старшими школьниками | 6 |
1.2. Роль учителя физической культуры в воспитательной работе школы | 11 |
1.3. Формы воспитательной работы учителя физической культуры | 12 |
1.4. Спортивно-массовые мероприятия как форма воспитательной работы со старшими школьниками Выводы по 1 главе ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПОМОЩИ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СТАРШЕМ ЗВЕНЕ 2.1. Методы организации спортивно-массового мероприятия в старшем звене 2.2. Возрастные особенности страших школьников | 15 18 20 24 |
Выводы по 2 главе | 27 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 29 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ | 31 33 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Среди социально-культурных проблем, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, выделяется проблема формирования всестороннего развитие личности. В основе характеристики личности лежат три ведущих признака:
а) гармоничное развитие;
б) социальная активность;
в) готовность к высокоэффективный профессиональный деятельности и защите Родины.
Готовность человека к адаптации в условиях современный жизни, современного производства зависит от уровня его здоровья.
В настоящее время всё больше замечается развитие гиподиномии. Недостаток двигательной активности приводит к разрушению уровня жизнедеятельности организма школьников, появлению новых болезней. Цель спортивно-массовых мероприятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся, углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их регулярным тренировкам в свободное от учебы время.
Существующая система школьного образования при всей ее научности не учитывает главного: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Несоответствие школьной системы образования и развития личности ребенка конкретным закономерностям индивидуальности накладывает своеобразный порочный стереотип на так называемое домашнее воспитание, когда каждая мать исходит не из потребностей своего ребенка, изученного досконально, а из общей позиции «так принято, так надо! Что же касается отцов, то они вообще в большинстве своем, не озадачивают себя данной проблемой.
На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Спортивно-массовые мероприятия как одна из эффективных форм воспитательной работы учителя физической культуры в старшем звене»
Цель исследования: На основе анализа и обобщения научно - методической литературы разработать спортивно - массовое мероприятие для старшего звена.
Объект исследования: Спортивно-массовое мероприятие в системе внеурочной деятельности у старших школьников.
Предмет исследования: Методика проведения спортивно - массового мероприятия в старшем звене.
Задачи исследования:
1) Изучить организацию воспитательной работы со старшими школьниками;
2) Изучить роль учителя физической культуры в воспитательной работе школы;
3) Выявить основные формы воспитательной работы учителя физической культуры;
4) Выявить основные методы организации спортивно-массовых мероприятий для старшего звена;
5) Раскрыть возрастные особенности в старшем звене;
6) Разработать положение и сценарий спортивно-массового мероприятия для старшего звена.
Методы исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, обобщение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО СРЕДСТВАМ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1.1 Организация воспитательной работы со старшими школьниками
Воспитание – одно из важнейших понятий в педагогике. Однако оно широко используется и в повседневной жизни. В широком смысле воспитание – это воздействие общества на человека. В узком, педагогическом смысле воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.
Воспитание – это процесс, то есть динамическое явление, предполагающее конкретные качественные и количественные изменения в людях, с которыми взаимодействует преподаватель [4].
Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации [8].
Педагоги школы осуществляют целенаправленную профессиональную деятельность, направленную на решение воспитательных задач. Эта деятельность не ограничивается целенаправленным воздействием на ученика: она предполагает, как учёт особенностей окружающей ребенка среды, так и активное воздействие на эту среду. Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой.
Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания, учащихся в соответствии с поставленными воспитателями задачами и сам процесс их реализации. Эта работа предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся и предусматривает также регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка.
В воспитательной работе следует выделить три группы функций.
Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика:
- изучение индивидуальных особенностей его развития, окружения, интересов;
- программирование воспитательных воздействий;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;
- анализ эффективности воспитательных воздействий.
Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды:
- сплочение коллектива;
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;
- развитие детского самоуправления.
Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:
- социальная помощь семье;
- взаимодействие с педагогическим коллективом;
- коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
- нейтрализация негативных воздействий социума [9].
Направления воспитательной работы:
1) Художественно-эстетическое.
Художественно-эстетическое образование — процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и в жизни, выработка эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства, формирование способности воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве; способности жить и преобразовывать мир по законам красоты; развитие творческих навыков; развитие художественно-образного мышления и воображения, творческого отношения к жизни.
2) Духовно-нравственное.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
3) Военно-патриотическое.
В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества.
Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.
4) Научно-познавательное.
Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности [5].
5) Спортивно-оздоровительное.
Всестороннее развитие личности, ее самоопределение в процессе творческого овладения способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также ориентируют на формирование привычек здорового образа жизни.
Содержание физического воспитания должно пониматься как единство двух компонентов, ориентирующего детей и подростков к творческой деятельности.
Первый компонент призван создать у детей целостное теоретическое представление о физической культуре, культуре здоровья как элемента общей культуры человека. Это достигается путем усвоения основ знаний о всестороннем физическом и духовном развитии личности, материалов таких наук как теория и история физической культуры и спорта, гигиена, психология, физиология физического воспитания, биомеханика физических упражнений.
Второй компонент содержания ориентирует процесс физического воспитания на творческое усвоение способов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности и умения их применять при решении оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Основное средство овладения физической культурой – освоение учащимися базовых ее основ – объективно необходимо для каждого человека. Без обязательного физического воспитания невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ученик заниматься в будущем.
Этот компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры.
Выделение базового компонента относительно стабильной части общего среднего образования в социальном плане позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности общества в достижении оптимального уровня физкультурного образования, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья. Он является основой для накопления и обогащения физического и духовного потенциала общества, создает предпосылки для развития системы непрерывного физкультурно-спортивного образования. Только на основе базового компонента можно определять степень
формирования привычек здорового образа жизни, уровень физической культуры у детей. В педагогическом плане базовый компонент содержания является исходной точкой для организации развивающего обучения.
Задачи спортивно-оздоровительного направления воспитательной работы:
- осуществлять пропаганду здорового образа жизни, формировать индивидуальный стиль жизни, потребность в нем, учить понимать значение здорового образа жизни, для этого использовать все возможности физической культуры;
- всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
Виды деятельности и формы занятий:
- занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры;
- спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья;
- утренняя зарядка, физкульт минутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня;
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований;
- оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми;
- тематические беседы, беседы – встречи с школьным фельдшером;
- интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт»;
- поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса;
- агитация и запись учащихся класса в спортивные секции. Организация походов выходного дня [6].
1.2. Роль учителя физической культуры в воспитательной работе школы
Министерство здравоохранения РФ и Министерство образования и науки РФ одной из актуальных приоритетных задач считают привлечение людей всех возрастов к активным практическим спортивным занятиям. Расширилась проблематика изучения возможности применения средств физической культуры в оздоровительных целях. В этом направлении в настоящее время проводится большая спортивная работа, например, проведение таких всероссийских спортивно-массовых мероприятий, как «Лыжня России», «Кросс нации», «Зарядка со звездой», «Тропа здоровья» и многое другое. Динамично развивается физкультурно-спортивная инфраструктура. Построены и еще строятся большие спортивные арены и крупные спортивные объекты. Открываются все более значимые спортивные школы, училища олимпийского резерва, новые физкультурно-оздоровительные комплексы не только в крупных городах, но и в сельских районах. Проблема повышения здоровья подрастающего поколения и населения осознается как педагогическая, и тем самым современный этап развития общества предъявляет новые, повышенные требования к подготовке специалистов в области физической культуры, их профессионализму и компетентности. Одним из специалистов в этой области, несомненно, является учитель физической культуры. Именно от него во многом зависит физическое, психологическое и духовное развитие детей, молодежи и в конечном итоге – будущее ребенка. Здоровье детей и молодежи считается основным показателем личного успеха учителя физической культуры. Он должен иметь широкую разностороннюю подготовку, чтобы на высоком уровне проводить уроки, принимать совместно с детьми активное участие во всех спортивно-массовых мероприятиях, организовывать занятия в спортивных секциях во внеурочное время. Учитель физической культуры всегда должен быть в хорошей спортивной форме. Проявление активности учениками на уроках физической культуры во многом зависит от личного примера самого учителя. Проводимые им занятия всегда должны носить разнообразный характер и приносить ученику только положительные эмоции, радость и удовлетворенность. Многие учителя физической культуры не полностью вкладывают свое знание в работу по воспитанию подрастающего поколения [3, с. 94].
Сегодня современному учителю физической культуры в своей педагогической деятельности необходимо использовать научные, организационные и методические приемы, которые заставляли бы ученика заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, приучить его к ежедневным занятиям физическими упражнениями. В то же время учитель физической культуры не должен забывать о своем педагогическом самосовершенствовании. От современного специалиста потребуются глубокие знания в области технологий естественного развития физического потенциала человека. Они должны постоянно вести поиск новых педагогических условий и технологий, позволяющих повысить интерес подрастающего поколения, молодежи и населения к занятиям физическими упражнениями, и выявлять эффективные формы и средства формирования здорового образа жизни. Физическая культура – единственный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, способствует воспитанию волевых и моральных качеств [3, с.95].
Таким образом, современному специалисту физической культуры предстоит решить ряд проблем, которые требуют совершенствования обучения и воспитания, ориентированности на индивидуальный подход к формированию компонентов здоровья человека, его психического и физического развития с учётом двигательной подготовленности.
1.3. Формы воспитательной работы учителя физической культуры
Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.
Форма воспитательной работы выполняет чрезвычайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности [11].
В целях всестороннего физического воспитания в школе используются различные его формы:
-классно-урочные
-внеклассные
-внеурочная
При условии правильного взаимосочетания они образуют стройную, единую систему. Основной формой в этой системе являются уроки физической культуры (классно-урочные, учебные занятия). Они включены в школьное расписание наравне с другими учебными дисциплинами и обязательны для всех учащихся. Содержание их определяется государственной программой, обусловливающей систематическое, строго последовательное освоение учащимися определенного учебного материала. Уроки физической культуры направлены на обеспечение максимально широкой общей подготовки школьников к любой деятельности и играют решающую роль в обеспечении их всестороннего, гармонического физического развития, образования и воспитания. Уроки отличаются от других форм наибольшим богатством содержания учебно-воспитательной работы и разнообразием используемых средств. В частности, уроки играют весьма существенную роль в создании предпосылок для организации и успешного проведения спортивной подготовки учащихся. В процессе классно-урочных занятий ученики знакомятся с типичными формами спортивных упражнений, овладевают основами их техники, достигают элементарного развития соответствующих двигательных и других качеств, а также приобретают начальные сведения о некоторых видах спорта. Во время сдачи классных нормативов постепенно накапливается некоторый опыт соревновательной борьбы, начинает формироваться умение мобилизоваться и проявлять повышенные усилия, приходят и первые радости достижений [8, 9].
Наряду с уроками важное место в системе физического воспитания детей школьного возраста занимают физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, тоже обязательные для всех учащихся. Типичными видами таких мероприятий являются: гимнастика перед уроками, физкультурные минуты и паузы, организованные игры на переменах. По своей сути все они представляют собой формы общей физической подготовки, но значительно ограниченной по содержанию вследствие их подчиненности относительно узким, по преимуществу гигиеническим задачам, связанным с повышением или восстановлением умственной работоспособности. При условии вдумчивого выбора средств и правильной организации занятий физкультурные мероприятия в режиме учебного дня могут сыграть немаловажную роль и в обеспечении гармонического физического развития детей: являясь ежедневными, они существенно дополняют классно-урочные занятия, которые проводятся лишь два раза в неделю. Очень важным звеном в системе физического воспитания школьников являются внеклассные физкультурные занятия, организуемые школой для желающих приобщиться к ним на добровольных началах. Необходимо различать два характерных рода этих занятий: а) различные массовые эпизодические мероприятия – игры, спортивные развлечения, прогулки, экскурсии и походы, спортивные соревнования, выступления и праздники, а также дни здоровья; б) систематические занятия в кружках физической культуры, секциях общей физической подготовки и спортивных секциях.
Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.
Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры и оптимистической перспективы. Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т.п. Развиты художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т.д.
Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность [10].
Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
1.4. Спортивно-массовые мероприятия как форма воспитательной работы со старшими школьниками
В зависимости от направленности массовые физкультурно-спортивные мероприятия подразделяются на:
- агитационно-пропагандистские;
- учебно-тренировочные;
- спортивные соревнования.
Агитационно-пропагандистские мероприятия проводятся с целью привлечения детей к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, повышения уровня их знаний в области физической культуры и спорта.
Данные мероприятия проводятся обычно в форме показательных выступлений (конкурсов, блицтурниров и т.д.) или открытых соревнований, в которых могут принять участие все желающие.
Учебно-тренировочные мероприятия проводятся для занимающихся на учебных занятиях и в секциях по видам спорта. Их задача – сделать занятия физической культурой и спортом более эффективными, повысить их эмоциональность, стимулировать повышение уровня физической подготовленности (сдача зачетных нормативов, соревнования по упрощенным правилам, подвижные игры, различные эстафеты и т.п.)
Спортивные соревнования проводятся по видам спорта по общепринятым правилам с целью достижения высоких спортивных результатов. К участию в них допускаются занимающиеся в спортивных секциях, а также в других группах при условии овладения ими техникой спортивных упражнений и достижения достаточного уровня физической подготовленности [12].
При проведении массовых физкультурно-спортивных мероприятий решаются следующие задачи:
- осуществляют пропаганду физической культуры и спорта;
- способствуют выявлению желающих заниматься различными видами
спорта;
- предоставляют возможность выявить сильнейших из числа занимающихся для комплектования спортивных команд факультета, вуза;
- помогают подведению итогов работы коллективов физической культуры факультета и вуза за семестр и учебный год.
Эти задачи можно эффективно решить только при условии выполнения следующих принципов:
- соответствие организации мероприятия его задачам;
- доступность участия в мероприятии по времени и месту проведения, с учетом режима учебы и работы занимающихся;
- посильность и соответствие соревновательных упражнений уровню подготовленности, полу и возрасту занимающихся;
- безопасность участников, судей и зрителей;
- наглядность и воспитывающий характер мероприятия, заключающийся в четкости и красочности его проведения, ритуала открытия и закрытия, в объективности определения результатов участников, в своевременном подведении итогов и награждении победителей и др.
Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации. Особое внимание при проведении этих мероприятий уделяется соответствию учебному материалу, изучаемому на уроках, чтобы сочетание учебных и внеклассных мероприятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей, содействовало укреплению здоровья, прививало учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом [12].
Подростковый возраст (7 – 9 классы)
Характеризуется интенсивным развитием и перестройкой всего организма. В занятиях физическими упражнениями находят отражение многие особенности этого переходного возраста, для которого характерно превращение мальчика в юношу, девочки – в девушку. Усиленно растет костная система (особенно трубчатые кости), дети заметно прибавляют в росте. Сердечно-сосудистая система хорошо приспосабливается к длительным двигательным действиям непрерывного характера. К 14 – 15 годам заканчивается развитие двигательного анализатора, что способствует улучшению координации, точности и экономичности движений. Физиологическая перестройка организма осложняет деятельность нервной системы, что нередко выражается в нарушении уравновешенности, обострении чувства самолюбия. Поэтому необходимо проявлять тактичность и выдержку, сочетая эти качества с требовательностью.
У старшеклассников (10 – 11 классы)
Широко применяю упражнения военно-прикладного характера, спортивные игры (волейбол, футбол и др.), все игровые формы сюжетно-конфликтного характера без соприкосновения и с соприкосновением соперников [13].
Знание особенностей физического развития детей позволяют проводить спортивно-массовые мероприятия на высоком педагогическом уровне.
Выводы по первой главе
В первой главе нами были рассмотрены понятия воспитания.
Воспитание - одно из важнейших понятий в педагогике. Однако оно широко используется и в повседневной жизни. В широком смысле воспитание – это воздействие общества на человека. В узком, педагогическом смысле воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.
Так же выяснили, что учитель физической культуры всегда должен быть в хорошей спортивной форме. Проявление активности учениками на уроках физической культуры во многом зависит от личного примера самого учителя. Проводимые им занятия всегда должны носить разнообразный характер и приносить ученику только положительные эмоции, радость и удовлетворенность.
Ещё мы выяснили, что во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации. Особое внимание при проведении этих мероприятий уделяется соответствию учебному материалу, изучаемому на уроках, чтобы сочетание учебных и внеклассных мероприятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей, содействовало укреплению здоровья, прививало учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПОМОЩИ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СТАРШЕМ ЗВЕНЕ
2.1. Методы организации спортивно-массового мероприятия в старшем звене
Подготовка спортивно-массового мероприятия начинается задолго до проведения самого мероприятия. Эти периоды можно разделить на несколько этапов:
1. Подготовительный;
2. Организационный;
3. Этап проведения;
4. Заключительный этап.
На каждом из этапов выполняются различные виды деятельности. Общее количество, длительность и содержание этапов мероприятий зависит от масштабов и возможностей материально-технической базы[3].
Подготовительный этап
Подготовительный этап начинается с планирования мероприятий на год. Документ утверждается администрацией. План составляется на начало учебного года с учётом возраста учащихся и школьных традиций, наличие и состояние спортивной базы школы, спортинвентаря и погодными явлениями региона. Он должен перекликаться с планом работы городских и районных мероприятий. Подготовка к отдельным спортивным мероприятиям–это серьёзно не должна ускользнуть не одна деталь. Поэтому больше внимание уделяется оформлению и определению место проведения в зале или на спортивной площадке, парке, в зависимости от масштаба мероприятия. Демонстрация рекламного щитка о проведение будущего мероприятия, где предусмотрено краткое описание содержания и положение о проведения мероприятия. Определение формы проведение, количество участников, подбор инвентаря соответствие возрасту. На подготовительном этапе важно подготовить судей мероприятий знающих правил технику безопасности. Это могут быть учителя или учащиеся по желанию, посещающие школьные спортивные клубы или участники многих соревнований на более высоком уровне.
Вместе с судейской бригадой подготовить бланки для судейских протоколов и выбор систему подсчёта очков. В подготовке мероприятий важно продумать форму, эмблему для участников соответственно содержанию.[6]
Организационный этап
Количество участников на этом этапе зависит от масштаба мероприятий и место проведения. Например, день здоровья или туристический слёт с выходом за территорию в парк, лес, то участвуют все представители администрации и классные руководители, приминающие участие, родители, а так же учителя физической культуры.
При организации спортивного праздника или соревнований не требует большого количества участников, это могут быть учитель физической культуры, классный руководитель или родители.
При организации спортивно-массовых мероприятий очень важно оформления место проведения, а так же нужно учитывать возрастные особенности детей. Для учащихся начального и среднего звена важно, какого цвета оформления. Цвет влияет на здоровья человека на эмоциональное состояние. Лучше для младшего возраста применять в оформлении, а так же при выборе инвентаря, тёплые тона, например, красный цвет –это цвет энергии, страстей, но с этим цветом очень нужно быть осторожно он действует на людей раздражающе, возбуждающе. В таком случае нужно обратиться к таким цветам, как оранжевый и жёлтый. Оранжевый цвет вызывает радость, создают ощущение благополучия, стимулирует умственную способность. Жёлтый цвет стимулирует способность активной работе мышц. Он воспринимается нами как солнце – светлым согревающим. Цвет лёгкий, сияющий, возбуждающий. Он как будто согревает. Это цвет радости, бодрости, производит «тёплое» впечатление. Если в пасмурный зимний день посмотреть через жёлтое стекло, то появится ощущение тепла, чувство радости. Эти два цвета также нужно включать при оформлении и выборе инвентаря. А так же зеленый цвет можно использовать без осторожности. Зелёный цвет вызывает чувство свежести, успокаивает, снижает кровяное давление, агрессивность, снимает усталость, вносит гармонию в настроение, способствует оздоровления. Если использовать такую гамму тёплых тонов цвета, то будет ожидаемый результат положительным и эмоциональным. В среднем школьным возрасте смело можно использовать и холодные тона цвета, такие как синий, голубой, фиолетовый. Голубой цвет так же, как и зеленый, способен успокаивать, снимать усталость, снижает кровяное давление. Он даёт ощущение прохлады и уверенности в себе, спокойствия. Синий цвет тоже снимает напряжение, а также создают охлаждающий эффект. Это цвет вызывает состояния безмятежного покоя. При рассмотрении тёмно-синего цвета наступает успокоения, снижает и регулирует пульс, давление и частоту дыхания. А вот фиолетовый цвет нужно применять осторожно, так как цвет вызывает лёгкую печаль, пассивность, покой.[13]
Цвет даёт положительные эмоции и влияет на физическое здоровье учащегося. Физически здоровый ребёнок воспринимает содержание положительно не зависимо от масштабности мероприятия. После оформление в организации мероприятия важную роль играет содержание, соответственно возрасту ребёнка. Перед началом любого мероприятия учитель, всё продумав и взвесив, составляет сценарий – строгая очередность предстоящего место сбора участников, время начала, кто что говорит и за кем очередность выступлений, кто обслуживает соревнование (судит), когда и какая музыка звучит.
Сценарий должен быть подготовлен в двух экземплярах: краткий и подробный.
Краткий сценарий должен быть у помощника, он составляется без нюансов и подробностей в самой краткой форме. Например:
1. Построение;
2. Рапорт директору школы;
3. Речи, приветствия;
4. Подъём флага и т.д.
Для массовых мероприятий в содержании применяются игровые технологии для любого возраста – это специально организованные условия по определённым правилам. Основными критерием оценки дня здоровья и спорта является массовость.
Этап проведения
Этап проведение насыщен эмоциональными нотками мероприятия. Учащиеся ставят для себя цель и прогнозируемые результаты в спортивном мероприятии.
Сроки проведения мероприятий зависит от содержания. Например, день здоровья может занять по времени от 2 до 4 часов в зависимости от возраста участников. Туристический слёт так же может проходить в один день, а если позволяют условия проведение два дня. Первенство по спортивным играм, зависит от количества команд от одного дня до пяти дней. Спортивный праздник в течение дня: начальное звено от 50 минут до 2 часов, среднее и старшее звено от 1 часа до 3 часов. В содержание дня здоровья могут входить несколько частей это театрализованная часть или художественная самодеятельность от участников. Вторая часть спортивные эстафеты, испытания на станциях, спортивные или подвижные игры, а также сдача спортивных нормативов. В содержание туристических слётов входят испытание из школы безопасности прохождение этапов полосы препятствия, различных дистанций оказание первой медицинской помощи, ориентирование на местности с привлечение учителя по ОБЖ и учителя географии. Содержание спортивных праздников ограниченно по времени, в него могут войти музыкальные номера с привлечение театрализованных, сказочных героев. Герои в течение всего праздника помогают или создают проблемы, тем самым побуждают участников находить способы решения и выхода из сложившейся ситуации[6].
В содержании в проведения мероприятий должно соблюдать дозировка двигательной активности и техника безопасности при выполнении испытаний на этапах мероприятий.
Немало важное, значение имеет судейство во время проведение мероприятия. В методической литературе по проведения внеклассных мероприятий часто указываться, что судейство должно быть наглядным. При прозрачном протоколе судейство у учащихся проявляется интерес к результату, они стремятся к победе, оценивая ситуацию, и при этом не возникает споров опровергнуть результат соревнований.
Заключительный этап
Заключительный этап должен быть самым взрывным от него зависит положительный результат всего мероприятия. От результата зависит, с каким настроением учащиеся будут ждать новой встречи с организаторами и другими участниками. На этом этапе должны увидеть результат достижения цели проведение мероприятия. Важная и волнительная часть это объявление результата и награждения. Награждение нужно запланировать заранее, продумать каждую деталь. По завершении мероприятия награждения проводиться по номинациям грамотами или победителями. Если предусмотрено медали за участие каждому участнику соревнований или только награждением призовых мест. Церемония награждения происходит под музыкальное сопровождение или под аплодисменты участников[8].
2.2. Возрастные особенности старших школьников
В старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам: подростковый возраст – юноши 13 – 16 лет, девушки – 12 – 15 лет и юношеский возраст – юноши 17 – 21 год и девушки – 16 – 20 лет. Возрастная периодизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допустимые нагрузки, нормативные требования.
Возраст 15 – 20 лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма.
Формирование скелета заканчивается в основном к 17 – 18 годам. К этому времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16 – 18 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте 15 – 16 лет особое внимание преподавателя физического воспитания должно быть обращено на формирование правильной осанки и развитие стопы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия для функционирования внутренних органов и организма в целом[5].
У женщин рост заканчивается в 20 – 22 года, у мужчин в 23 – 25 лет. Рост тела сочетается с изменениями в строении костной системы. Чрезмерные физические нагрузки могут привести к задержке роста.
С возрастом увеличивается относительная доля мышц в общем весе тела. Вес тела продолжает возрастать примерно до 25 лет. У женщин вес тела, как и рост, увеличивается в меньшей мере, чем у мужчин. Вес мышечной массы к весу тела у подростков15 лет составляет 32,6%, а у юношей 17 – 18 лет – 44,2%.
К 18 – 21 годам в основном заканчивается функциональное развитие отделов центральной нервной системы и вегетативных систем. Нервные процессы отличаются большой подвижностью. Сила возбудительных процессов преобладает над тормозными процессами.
В возрасте 11 – 18 лет отмечается усиленный рост сердца. Линейные размеры сердца к 15 – 17 годам увеличиваются в три раза в сравнении с размерами новорожденных. Объем полостей сердца в 13 – 15 лет составляет 250 см3, а у взрослых 250 – 300 см3. Если за семь лет (от 7 до 14) его объем возрастает на 30 – 35%, то за четыре года (от 14 до 18) – на 60 – 70%. Увеличение емкости полости сердца опережает увеличение просветов сосудов. Сердце нередко «не поспевает» за увеличением общих размеров тела. В возрасте 15 – 20 лет у 10 – 15% юношей и девушек отмечается относительное «малое» сердце, что приводит к увеличению периода восстановительных процессов после нагрузки[9].
Частота сердечных сокращений в возрасте 15 лет составляет 76 ударов в минуту, а в возрасте 20 лет – у юношей 65 – 70, у девушек 70 – 75 ударов в минуту.
В обеспечении снабжения тканей кислородом важным фактором является скорость кровотока. Время кругооборота крови в 14 - 16 лет составляет 18с, а у взрослых - 17 - 29с.
Для укрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и постепенное повышение физических нагрузок, систематичность занятий физическими упражнениями.
С возрастом происходят изменения и в дыхательной системе с ростом тела потребность в кислороде увеличивается и органы дыхания работают более напряженно. Так, минутный объем дыхания у 14-летнего подростка составляет на 1 кг веса 110 – 130 мл, у взрослого же всего лишь 80 – 100 мл. Функциональные возможности аппарата дыхания еще недостаточно совершенны. Жизненная емкость легких и максимальная легочная вентиляция меньше, чем у взрослых. Объем вентиляции составляет в 14 – 16 лет – 45 л, в 17 – 18 лет – 61 л в минуту[2].
Особенно велика роль физического воспитания в развитии дыхательного аппарата. Преподаватель должен обращать внимание на правильное формирование и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, на укрепление дыхательных мышц. Учащихся необходимо научить правильно дышать и помочь им овладеть навыками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания. При этом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единстве с развитием других систем организма и в различные возрастные периоды предъявляются разные требования к развитию физических качеств. Развитие тех или иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрения совершенствования двигательных способностей, но и обязательно с точки зрения обеспечения нормального протекания процесса физического развития и повышения функциональных возможностей растущего организма.
Уровень развития физических качеств и степень приспособляемости организма к физическим нагрузкам на быстроту, силу, гибкость зависят от возрастных особенностей организма. Высокие показатели гибкости и быстроты могут быть достигнуты к 18 годам, сила мышц увеличивается до 20 лет и более; высокий уровень выносливости наблюдается обычно к 23 – 25 годам. Упражнения на выносливость в возрасте 17 – 18 лет и особенно в 15 – 16 лет необходимо строго дозировать.
В возрасте 15 – 16 лет отмечается значительное увеличение мышечной массы и совершенствование нервно-мышечного аппарата, создаются предпосылки к развитию силы. Однако в занятиях с учащимися этого возраста следует воздерживаться от силовых упражнений с предельными нагрузками, так как условия для развития силы создают несколько позднее в 19 – 20 лет.
Необходимо подчеркнуть, что обучение в старших классах совпадает с периодом полового созревания. В этот период наблюдается повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы. Индивидуальные особенности физического развития учащихся определяются по данным медицинского контроля. Физиологические возможности учащихся одного и того же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического воспитания важен индивидуальный подход[10].
Выводы по второй главе
Во второй главе нами была рассмотрена методика организации спортивно-массового мероприятия в старшем звене.
Можно выделить, что для спортивно-массового мероприятия надо начинать подготовку задолго до его начала. Эти периоды можно разделить на несколько этапов: подготовительный, организационный, этап проведения, заключительный этап.
На каждом из этапов выполняются различные виды деятельности. Общее количество, длительность и содержание этапов мероприятий зависит от масштабов и возможностей материально-технической базы.
Мы рассмотрели возрастные особенности старших школьников.
Можно выделить, что в старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам: подростковый возраст - юноши 13 – 16 лет, девушки – 12 – 15 лет и юношеский возраст – юноши 17 – 21 год и девушки – 16 – 20 лет. Возрастная периодизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допустимые нагрузки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении курсовой работы можно отметить, что педагогическая работа по укреплению здоровья подрастающего поколения требует систематизации накопленного опыта, материала, так же изучения новых методических пособий, литературы.
Родители, иногда и учителя убеждены, что забота о здоровье входит в обязанности врача. Но это далеко не так. Здоровье человека лишь на 2-10% зависит от здравоохранения, а более 50% от образа жизни, т.е. от знаний и умений сохранять его самим человеком. Задача учителей и врачей – это убеждение на примерах научит подрастающее поколение дорожить своим здоровьем, укреплять его, что пренебрежение этим в дошкольные и школьные годы приводит к тому, что человек не принимает на себя ответственность за собственное здоровье, не рассматривает здоровье как высшую ценность.
Результативность работы, эффект обучения и воспитания снижаются, если игнорируются состояние здоровья учеников. Необходима ежедневная скрупулезная работа, проводимая по четкой системе при различных формах обучения и воспитания. Необходимо показывать преимущество здорового образа жизни, обучать радости ощущать себя здоровым, сильным, удовлетворительным. Сохранение и укрепление здоровья должны стоять на первом месте в жизни человека.
Самообразование учителя, повышение профессиональных навыков на курсах, организуемых Министерством образования, связанно с потребностью в освоении информации, поиске нового в обучении и воспитании, также его собственного здоровья и в умении сохранить его на долгие годы.
Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, занятия в спортивных секциях, кружках должны быть первым шагом для учеников в сохранении и укреплении здоровья. Актуальность внеурочного физкультурного воспитания школьников обусловила выбор исследования этого реферата. Была проанализирована научная и методическая литература, на основе которой была из изучена система спортивно-массовых мероприятий.
Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается во время обучения. Спортивно-массовая работа, решает много важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе в которой принимают активное участие администрация, классные руководители, медицинский работник школы, родители. Следовательно, спортивные мероприятия есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции. Это наиболее ярко выражается в детском возрасте, поскольку спортивно-оздоровительная деятельность учеников проходит во внеурочное время и осуществляется через внеклассные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах педагога. Прекрасной формой отдыха являются спортивно-массовые мероприятия. Участвуя в таких массовых мероприятиях, учащиеся развиваются, демонстрируют двигательную активность и свои двигательные качества. Двигательная активность оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребенка, воспитывает «стойкий иммунитет» к вредным привычкам. Только совместная работа всех звеньев управления образовательного учреждения даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу направленную на оздоровление школьников, приобщение их к ЗОЖ.
В дипломной работы мы планируем провести спортивно-массовые мероприятия для студентов 1 курса Челябинского педагогического колледжа №1.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гурьев, Технологии физического воспитания/ С.В. Гурьев//Технологии физического воспитания – 2017 – 67 с.
2. Дубровский, спортивная медецина/В.И. Дубровский//Спортивная медецина- 2012 - 512 стр.
3. Ильина, Физическая культура студента/В.И. Ильина//ФИзическая культура студента - 2014 - 448 стр.
4. Кагорова, книга учителя физической культуры/ В.С. Кагорова// Книга учителя физической культуры – 2009 - 114 с.
5. Курамшина, Попова, теория и методика физической культуры/Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова//Теория и методика физической культуры - 2009 - 324 стр.
6. Курцевич, теоория и методика физического воспитания/Т.Ю. Круцевич// Олимпийская литература - 2013 - 424 стр.
7. Кофмана, настольная книга учителя физической культуры/Л.Б. Кофмана// Физкультура и спорт – 2014 -127 с.
8. Кукоба, Фитнес-технологии / Т.Б. Кукоба//Курс лекций – 2020 – 69 с.
9. Морозов, Физическая культура и здоровый образ жизни/ В.О. Морозов// учебное пособие – 2015 – 123 с.
10. Попова, спортивная медецина, лечебная физическая культура/С.Н. Попова//Спортивная медецина, лечебная физическая культура- 2015 - 416 стр.
11. Солодкова, Сологуб, физиология человека/А.С. Солодкова, Е.Б. Сологуб//Физиология человека: общая, спортивная, возрастная - 2014 - 520 стр.
12. Тимушкин, физическая культура и здоровье/А.В. Тимушкин//Физическая культура и здоровье - 2013 - 139 стр.
13. Тимушкин, физическая культура и здоровье/А.В. Тимушкин//Физческая культура и здоровье - 2014 - 120 стр.
14. Шашкин, Рукавишников, роль учителя физической культуры в физическом воспитании подрастающего поколения/Шашкин, Рукавишников//Исследовательская работа-2014-№4(18)-с 94-96
15. Главный этап воспитательного процесса//студопендия [сайт] 2020 - https://studopedia.ru/12_204838_glavniy-etap-vospitatelnogo-protsessa--deyatelnost.html
16. Методы организации внеклассной работы по физической культуре//Студопедия [сайт] 2020 -https://studopedia.ru/21_18229_metodi-organizatsii-vneklassnoy-raboti-po-fizicheskoy-kulture.html
17. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // студопендия [сайт] 2020 - https://studopedia.ru/11_38155_organizatsiya-fizkulturno-sportivnih-meropriyatiy-po-fizicheskoy-kulture.html
18. Принципы, методы, формы и средства воспитания учащихся в сфере физической культуры// электронная библиотека студента [стай] 2020 -https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=564556
11. Система воспитательной работы школы//студенченская библиотека онлайн [сайт] 2020 –
https://studbooks.net/1939833/pedagogika/sistema_vospitatelnoy_raboty_shkoly
19. Спортивные и физкультурно-массовые мероприятия в школе//открытый урок [сайт] 2020 - https://urok.1sept.ru/статьи/416912/
20. Характеристика направлений деятельности школы// [сайт] 2020 - http://nenuda.ru/характеристика-направлений-деятельности-школы.html
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»
Кафедра физического воспитания
Хилажев Артём Артурович
ПРИЛОЖЕНИЕ
к курсовой работе по теме:
«Спортивно-массовые мероприятия как одна из эффективных форм воспитательной работы учителя физической культуры в старшем звене»
(блок положений для спортивно-массовых мероприятий и сценарий)
Специальность: 49.02.01
Физическая культура
Курс: 3, группа: 39
Руководитель: Сибиркина Н.В.
Преподаватель МДК 01.01. Методика обучения предмету «Физическая культура» первой квалификационной категории.
Челябинск 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ А: Положении о проведении спортивно-массового мероприятия «Спортивного дефиле» среди студентов 1 курса
ПРИЛОЖЕНИЕ Б: Положение о проведение спортивно-массового мероприятия «Мисс и мистер спорт» среди студентов 1 курса
ПРИЛОЖЕНИЕ В: Сценарий спортивно-массового мероприятия «Мисс и мистер спорт»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г: Положение о проведение спортивно массового мероприятия «Сам себе турист» среди студентов 1 курса
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Положение о проведении спортивно-массового мероприятия
«Спортивного дефиле» среди студентов 1 курса
1. Цели и задачи:
- Развитие и популяризация спортивных игр других стран;
- Воспитание высоких нравственных качеств;
- Определение интереснейших команд.
2. Возраст: Студенты 1 курса колледжа.
3. Место и время проведения: Спортивный зал ЧПК №1, 11 апреля 2020 года, в 14:00.
4. Организация соревнований:
Организация и проведение мероприятия возлагается на Хилажева Артёма Артуровича. Главный судья – Хилажев А.А.
5. Участники соревнований:
К участию в спортивно-массовом мероприятии допускаются юноши и девушки с первого курса колледжа ЧПК №1.
6. Программа соревнований:
- Доклад о начале соревнований;
- Объяснение правил конкурса;
- Проведение конкурсных заданий;
- Суммирование результатов;
- Награждение победителей.
7. Правила конкурса:
Участники выполняют домашнее задание, которое даётся за 14 дней до конкурса. В домашнее задание входит:
1) Рассказ о одной из игр в другой стране. Участники должны выбрать одну игру из другой страны и рассказать о форме, особенностях, правилах этой игры в творческом виде. Представление игры должно быть не больше 4 минут.
2) Демонстрация выбранной игры. Участники должны продемонстрировать игру по всем правилам. Демонстрация игры должна быть не больше 3 минут.
Выигрывает команда, которая креативно и по всем правилам рассказала и продемонстрировала игру.
8) Награждение:
Команды награждаются дипломами 1, 2 и 3 степени в соответствии с занятым местом. Остальные получают диплом участника.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Положение о проведении спортивно-массового мероприятия
«Мисс и мистер спорт» среди студентов 1 курса
1. Цели и задачи:
- Развитие и популяризация спорта;
- Воспитание высоких нравственных качеств;
- Определение сильнейших участников.
2. Возраст: Студенты 1 курса колледжа.
3. Место и время проведения: Спортивный зал ЧПК №1, 28 октября 2020 года, в 14:00.
4. Организация соревнований:
Организация и проведение мероприятия возлагается на Хилажева Артёма Артуровича. Главный судья – Хилажев А.А.
5. Участники соревнований:
К участию в спортивно-массовом мероприятии допускаются юноши и девушки с первого курса колледжа ЧПК №1.
6. Программа соревнований:
- Доклад о начале соревнований;
- Объяснение правил конкурса;
- Проведение конкурсных заданий;
- Суммирование результатов;
- Награждение победителей.
5. Правила конкурса:
Из каждой группы выступают не больше 3 человек. Они должны пройти все испытания, которые будут им предложены, начиная от физических качеств и заканчивая интеллектуальной деятельностью. Все задания оцениваются по критериям. По окончанию всех конкурсов подводятся результаты и выявляется лучшие. Победителями становятся один парень и одна девушка.
8) Награждение:
Юноша и девушка, которые заработали больше всего баллов, награждаются дипломами победителей, а остальные дипломами участников.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Сценарий спортивно-массового мероприятия «Мисс и мистер спорт»
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас! И вам крупно повезло. Только сегодня и только у нас состоится конкурс «Мисс и мистер спорт»!
Итак, встречайте конкурсантов: Представитель и представительница группы 10 ... и ... . Следующие представители из группы 11 ... и ... . Встречаем ... и ... из группы 12 . И сразу выходят представители группы 13 ... и ... . Группу 17 будут представлять ... и ... . Заключительные представители из группы 19 ... и ... .
Давайте поддержим всех наших конкурсантов громкими аплодисментами! А теперь перейдем к первому конкурсу.
1) Конкурс «Мастер-класс»
Конкурсанты должны подготовить само-презентацию с мастер-классом по спортивной тематики не более 2 минут. Объяснить в ней почему он должен получить звание мисс или мистер спорт. В данном конкурсе он может выступить как один, так и задействовать одногруппников. Конкурс оценивается по пятибалльной шкале.
Ведущий: отлично, все само-презентации были шикарны. Думаю пора проверить их силу! Поэтому следующий конкурс!
2) Конкурс «Штанга»
Конкурсанты должны выполнить подъёмы штанги вверх. Девушки поднимают штангу весом 5 кг, юноши - 7 кг. Упражнение выполняется в течении 1 минуты. За каждое повторение даётся 1 балл.
Ведущий: Я вижу, что все конкурсанты у нас сильные, а как у вас с выносливостью? Давайте проверим.
3) Конкурс «Выносливость»
Конкурсанты должны выполнить максимальное количество повторений прыжков на скакалке за 30 секунд. За каждые 5 повторений начисляется балл.
Ведущий: В прыжках со скакалкой вы неповторимы! Но это были самые лёгкие задания. Пора начинать переходить к сложным.
4) Конкурс «Меткий бросок»
Конкурсанты должны выполнить забрасывание теннисного мяча в конус столовой ложкой левой рукой. У него есть 3 попытки. За каждое попадание насчитывается 3 балла.
Ведущий: я вижу, что у всех получилось отлично, вы молодцы! Я чувствую, что вы давно не надували шары, ну что ж, давайте вспомним как это.
5) Конкурс «Шар»
Конкурсантам выдаются одинаковые воздушные шары. Их задача лопнуть шарик за 30 секунд. Если конкурсант укладывается во время, то ему начисляется 5 баллов.
Ведущий: отлично! Как мы знаем, что все спортсмены должны быть не только сильными, но и эрудированными, так что заключительный конкурс.
6) Конкурс «Викторина»
Конкурсантам выдаётся карточка, которые они должны будут поднять если будут готовы ответить. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за каждый неправильный вычитается 1 балл.
Вопросы:
1) Как называют игрока в футбол, который мечтает о безразмерных воротах? (Нападающий.)
2) Сколько игроков находятся на площадке в одной команде во время игры баскетбол? (5)
3) Какое самое высокое спортивное звание? (Олимпийский чемпион.)
4) В каком виде спорта важен попутный ветер? (В парусном.)
5) Что у туриста находится за душой? (Рюкзак.)
6) Почему атлеты древних Олимпийских игр соревновались без одежды? (Видеть себя и других, сравнивать.)
7) Как часто проводятся Олимпийские игры? (Через 4 года.)
8) Какое количество игроков в футбольной команде? (11: 10 полевых и 1 вратарь.)
9) Без чего судья не может выйти на поле? (Без свистка.)
10) Неправильно взятый старт. (Фальстарт.)
11) Где проводились первые Олимпийские игры? (В Греции.)
12) Как называется борьба на руках? (Армреслинг.)
13) Сколько фигур играет в шахматы с одной стороны? (16)
14) Назовите девиз Олимпийских игр. (Быстрее, выше, сильнее.)
Ведущий: молодцы! Давайте поаплодируем нашим спортсменам! А пока подсчитываются баллы потанцуем массовые танцы.
Судейская коллегия подводит итоги. Награждение победителя.
Ведущий. Дорогие конкурсанты и уважаемые зрители, наша встреча подошла к концу. Все участники с честью выдержали предложенные им испытания, убедив нас, что у человека душа и тело должны существовать в гармонии. Хорошего дня!
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Положение о проведение спортивно массового мероприятия
«Сам себе турист» среди студентов 1 курса
1. Цели и задачи:
- Развитие и популяризация спорта;
- Воспитание патриотичности;
- Воспитание высоких нравственных качеств;
- Определение сильнейших команд.
2. Возраст: Студенты 1 курса колледжа.
3. Место и время проведения: Стадион ЧПК №1, 24 февраля 2020 года, в 14:00.
4. Организация соревнований:
Организация и проведение мероприятия возлагается на Хилажева Артёма Артуровича. Главный судья – Хилажев А.А.
5. Участники соревнований:
К участию в спортивно-массовом мероприятии допускаются юноши и девушки с первого курса колледжа ЧПК №1.
6. Программа соревнований:
- Доклад о начале соревнований;
- Объяснение правил конкурса;
- Проведение конкурсных заданий;
- Суммирование результатов;
- Награждение победителей.
5. Правила конкурса:
Из каждой группы собирается команда в количестве 6 человек, но не больше 2 юношей. Вся команда готовит домашнее задание состоящее из строевой подготовки. После демонстрации строевой подготовки по две команды идут на каждые станции. После успешного прохождения всех станций идёт подсчет баллов. Выигрывает команда, которая больше всего набрала баллов.
8) Награждение:
Команды награждаются дипломами 1, 2 и 3 степени в соответствии с занятым местом. Остальные получают диплом участника.
Предварительный просмотр:
Проект по совершенствованию физической культуры «Движение – ключ к здоровью»
Тип проекта: долгосрочный, монопредметный, спортивный, групповой
Сроки работы над проектом и режим реализации: 30 июня 2016 – 20 июля 2020 г
понедельник, вторник, среда, четверг, пятница с 9.00 – 10.00
Участники, осуществляющие деятельность по проекту: обучающиеся 1 курса ЧПК 1,, 26 человек
Место проведения занятий: стадион ЧПК 1
Инновационность: проект направлен не только на развитие физических показателей, но, главным образом, на снятие психоэмоционального напряжения, накопившегося к концу учебного года. Занятия способствуют поднятию работоспособности на уроках, подобная организация досуга и общение учителя с детьми в неформальной обстановке, где учитель позиционируется как такой же участник проекта и демонстрирует личный позитивный пример, способствуют установлению более доверительных отношений с детьми, что делает работу по профилактике правонарушений, на которую так же ориентирован проект, более эффективной.
Актуализация: данный проект помогает решать сразу несколько проблем, связанных с весенним периодом обучения, который для большинства учащихся характеризуется упадком сил, вялостью, авитаминозом, подверженности к депрессивным состояниям, деструктивному поведению, увеличению случаев правонарушений среди учащихся, как показывает современная статистика, начиная с 1 класса.
Всё нарастающие темпы современной жизни, технический и научный прогресс требуют от каждого активно живущего человека повышения устойчивости к действию стрессовых факторов, выносливости, поддержания физической и умственной работоспособности на должном уровне.
Справиться с этим может помочь только постоянная физическая нагрузка тела, занятия в неформальной игровой форме, проводимые на свежем воздухе под руководством опытного наставника и в кругу своих друзей. Таким образом, проект отвечает психофизическим потребностям младшего школьника и способствует решению намеченных проблем, отраженных в задачах проекта.
Цель: спортивно-оздоровительная деятельность как средство совершенствования физических показателей, коррекция психоэмоциональных нарушений и метод профилактики правонарушений и неуспеваемости младших школьников в весенний период обострения депрессивных состояний и снижения работоспособности.
Задачи:
-формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности;
- совершенствовать двигательную сферу младших школьников;
- развивать физические характеристики, способности и выносливость у детей;
- повышать положительный эмоциональный настрой, стрессоустойчивость и работоспособность;
- обеспечивать активный отдых на фоне психо-физической усталости в 4 четверти учебного года;
- осуществлять профилактику правонарушений у детей группы риска, у детей с неорганизованным досугом, лишенных внимания родителей;
-готовить к итоговой сдаче нормативов ГТО;
-укреплять дружеские связи в коллективе
Этапы работы:
- Подготовительная работа
- Анализ динамики работоспособности учащихся на уроках
- Наблюдение за психо-эмоциональным и физическим состоянием детей
- Учет показателей нормативов на уроках физической культуры и медицинских групп детей
- Мониторинг родителей по организации досуга детей и обеспечение их двигательной активности
- Рекомендации родителям детей группы риска, детей с неорганизованным досугом, лишенных внимания родителей;
- Основной этап проекта
- Создание группы по интересам
- Определение характера деятельности с учетом интересов учащихся
- Установка оптимального режима с целью охвата большего количества детей
- Занятия 5 дней в неделю
- Заключительный этап
- Анализ динамики работоспособности учащихся на уроках и результатов работы по профилактике правонарушений
- Наблюдение за психо-эмоциональным и физическим состоянием детей
- Сдача нормативов ГТО
- Рефлексия
План работы
Одно занятие включает в себя:
- Оздоровительный бег 20 мин. (велопробежка, бег на роликовых коньках, скейтборде, скандинавская ходьба)
- Утренняя зарядка 10 мин.
- Эстафета (индивидуальная и групповая) по разным видам испытаний 10 мин.
- Подвижные игры 20 мин.
Ожидаемые результаты, экономическая и социальная эффективность проекта
Для города:
- краткосрочные: снижение случаев правонарушений среди населения детского подросткового возраста
- долгосрочные: воспитание здорового работоспособного контингента
Для группы осуществляющей деятельность по проекту:
- краткосрочные:
-снижение случаев острой заболеваемости в весенний период
-позитивные сдвиги в эмоциональной сфере и повышение работоспособности на уроках
-успешная сдача нормативов ГТО
- помощь родителям в организации досуга детей
-отсутствие правонарушений среди учащихся
- долгосрочные:
-привитие потребности к здоровому образу жизни
- совершенствование функций физиологических систем организма
-положительный опыт взаимоотношений внутри коллектива, укрепление дружеских связей
-социализация и повышение культуры поведения в общественных местах
-возможность участия в соревнованиях
Риски:
-большая загруженность учителей
-обострение хронических заболеваний у детей с ослабленным здоровьем
-недостаточная мотивация у детей группы риска посещать данные занятия
Перспектива продолжения деятельности
- родительский лекторий
- анализ полученного опыта
- участие в соревнованиях по физической культуре, сдаче нормативов ГТО
Оценка эффективности
Цели и задачи были достигнуты в полном объеме. В проекте приняли участие 20 человек, ежедневно удавалось собирать группу от 5 до 15 человек. Методом наблюдений и бесед выявлена положительная динамика, связанная с повышением эмоционального фона обучающихся, повышением культуры поведения в общественных местах, стремлением к здоровому образу жизни. После завершения проекта группа учеников продолжила самостоятельное посещение стадиона. Это свидетельствует и об укреплении связей по интересам внутри коллектива и о повышении самостоятельности в выборе жизненных позиций. В период реализации проекта не зафиксировано ни одного случая правонарушений среди учащихся или действий, указывающих на депрессивные состояния. 100% обучающихся, имеющих основную группу здоровья справились с нормативами ГТО. Свои физические показатели повысили учащиеся с низким уровнем подготовки по физкультуре.