ПК 3.3
учебно-методический материал по физкультуре
Оформлять педагогические разработки в виде рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Защита реферата | 2.69 МБ |
План внеурочного мероприятия на лыжах | 82.07 КБ |
Положение о открытии стадиона | 28.55 КБ |
Реферат на тему "Повышение общей физической подготовки посредством игры баскетбол" | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы исследования : Актуальность данной работы подтверждается тем, что баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.
Тема исследования: «Повышение общей физической подготовленности посредством спортивной игры баскетбол »
Цель исследования: проанализировать теоретическую литературу о повышении общей физической подготовленности посредством спортивной игры Баскетбол .
Задачи исследования : Провести отбор и анализ тематической литературы по проблеме исследования; Определить место и значение использования спортивной игры «Баскетбол»; Возможность использовать повышение общей физической подготовленности посредством спортивной игры «Баскетбол». Определить методы и средства работы; Обобщить результаты исследования для продолжения раскрытия проблемы исследования в курсовой работе.
Методы теоретического исследования: 1. Отбор литературы. 2. Анализ литературы. 3. Сравнительный анализ. 4. Систематизация. 5. Обобщение.
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 1.1. Характеристики понятий «физическая подготовка», «физическая подготовленность» 1.2. Спортивная игра Баскетбол 1.3. Значение физической подготовки при занятиях баскетболом
Основные понятия исследования : Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.
Баскетбол – спортивная игра, которая развивает у игроков: скорость, ловкость, прыгучесть, быстроту, координацию, гибкость, выносливость, все те качества, которые необходимы баскетболисту для успешного овладения этой игрой.
Конкретно физическая подготовка баскетболиста направлена на решение следующих задач: 1. Повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма (функциональная подготовка). 2. Воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные способности, мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость атлетическая подготовка).
Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.
В курсовой работе мы планируем продолжить изучение данной темы и методически описать повышение общей физической подготовленности посредством спортивной игры баскетбол.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
План внеурочного мероприятия на лыжах
Поход выходного дня
Мероприятие будет проводится на базе 9 Б класса Бродокалмакской СОШ. Проводится будет оно в лесу
Суть мероприятия: В воскресный день, к 12:00 ученики приходят в школу, чтобы отправиться на автобусе до места назначения, где их ждёт один из родителей. После подсчёта всех организованно доходят до места. Ребята берут с собой свои лыжи, которые были в автобусе, далее проходим намеченную дистанцию. Затем возвращаемся на базу и обедаем в заранее арендованном помещении. После катаемся с горки. Затем беседуем и подводим итоги дня. В 17:00 организованно сдаём лыжи, убираем за собой мусор. Кого-то забирают родители, а с остальными вместе с учителем уезжают в 17:30 на автобусе.
Для чего такое мероприятие?
Данное мероприятие предназначено для улучшения и сплочения коллектива класса. Закаливания организма детей, улучшения их физических возможностей.
Ответственные: Вместе с учителем ФК будут присутствовать классный руководитель и так же 2-3 родителя.
Сбор средств: Сбором средств будет заведовать один из родителей заранее выбранный на родительском собрании.
Маршрут:
Дистанция и лыжня: На данном маршруте лыжня уже проложена, маршрут будет на пересечённой местности в лесу. Весь маршрут около 6 км. На его прохождение предположительно уйдёт 1-1.5 часа.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»
Кафедра физического воспитания
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении открытия стадиона ЧПК №1
среди студентов 1-2 курса
Челябинск 2020
1. Цели и задачи:
- Повышение уровня физических качеств
- Воспитание высоких нравственных качеств
- Пропаганда ЗОЖ.
2. Возраст: Студенты 1-2 курса.
3. Место и время проведения: Спортивный стадион ЧПК №1, 30 сентября 2020 года, в 14:00.
4. Организация соревнований:
Организация и проведение соревнований возлагается на 39 группу и непосредственно на судейскую коллегию. Главный судья – Добрынина Н.А.
5. Программа:
- Отжимания
- Прыжок в длину с места
- Подъем туловища из положения лежа
- Эстафета 4*100
- Челночный бег
- Права и обязанности участника соревнований.
- Участнику запрещено:
−вступать в пререкания с судьями и соперниками;
−оказывать (любым способом) влияние на принятие судьей решения;
−намеренно мешать проведению других заданий.
- Объявление счета:
− Участники соревнований по легкой атлетике (в каждой возрастной группе), занявшие 1, 2, 3 места в отдельных видах и общем зачёте награждаются дипломами и ценными призами.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра психолого-педагогических дисциплин
Шабоян Нарэк Арменович
Повышение общей физической подготовленности посредством спортивной игры Баскетбол
РЕФЕРАТ
Реферат защищен с оценкой «____» (____________) «_____» _____________ 2020 года Участие в Конкурсе рефератов: Рекомендован _________________ подпись руководителя Не рекомендован ______________ подпись руководителя | Специальность: 49.02.01 Преподавание в начальных классах Курс: 2, группа: 29 Руководитель: Ртищева А.В преподаватель Физической культуры |
Челябинск, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1 Характеристики понятий "физическая подготовка", "физическая подготовленность" 4
1.2 Спортивная игра Баскетбол 5
1.3 Значение физической подготовки при занятиях баскетболом 9
Выводы по первой главе
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Среди большого многообразия средств физического воспитания играм принадлежит особое место. Их значение выходит далеко за рамки тех представлений, с которыми мы обычно подходим к оценке средств физического воспитания.
Появление и использование игр в воспитательных целях относится к самым ранним этапам становления человеческого общества. Игры выступают как средство передачи опыта и подготовки к жизни.
В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.
Актуальность данной работы подтверждается тем, что баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.
Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1 Характеристики понятий "физическая подготовка", "физическая подготовленность"
Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения — бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др. Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки В общую физическую подготовку входит развитие основных физических качеств учащихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. При общей физической подготовке необходимо использовать соревновательно-игровой метод, поскольку в процессе соревновательно-игровой деятельности можно уделить большее внимание таким физическим качествам, которые недостаточно развиваются узкоспециальными упражнениями, относящимися к технике или тактике того или иного вида спорта.
Средствами данного метода являются подвижные игры и соревновательные упражнения, оказывающие общее воздействие на физическую и психическую подготовку учащихся. К ним можно отнести соревновательное выполнение упражнений из основной ритмической и атлетической гимнастики, тяжелой атлетики, а также простейшие подвижные игры, связанные с бегом, прыжками и метанием. Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия зависит от задач, решаемых на нем, а также условий обучения.
При этом необходимо учитывать гигиенический фактор, т. е. занятия желательно проводить на свежем воздухе, спортивной площадке, стадионе, в лесопарковой зоне. Хорошая общая физическая подготовка учащегося и как следствие этого — его гармоническое развитие, связанное с совершенствованием мышечного чувства, представляют собой необходимый фундамент для дальнейшей специализации в конкретном виде спорта.
. Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.
1.2 Спортивная игра Баскетбол
Баскетбол – спортивная игра, которая развивает у игроков: скорость, ловкость, прыгучесть, быстроту, координацию, гибкость, выносливость, все те качества, которые необходимы баскетболисту для успешного овладения этой игрой. Большинство технических и тактических приемов относятся к группе скоростных упражнений, и так как баскетбол на сегодняшний день является скоростной игрой, то и требования, предъявляемые к развитию скоростных способностей игроков и быстроты очень высоки. [2]. Условия игры в баскетболе в настоящее время быстро меняются от нападения к защите и наоборот и поэтому игроки вынуждены постоянно выполнять разнообразные движения на площадке в разные стороны во время игры. Различные движения на площадке и взаимодействия с партнерами не могут быть хорошо выполнены если игроки имеют слабую физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность, для развития которых необходимо систематическое и последовательное обучение и совершенствование. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации). Особенностью спортивной игры баскетбол является мгновенная смена ситуаций, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнение разнообразной деятельности, выполнение разнообразных двигательных действий с мячом и без мяча.
Основная задача физической подготовки — это постоянное повышение функциональных возможностей, которые обеспечивают рост специальной работоспособности занимающихся, а также достижение оптимальных спортивных результатов. Именно физическая подготовка способствует развитию быстроты, силы, ловкости, выносливости.
Для всех желающих овладеть навыками игры в баскетбол разработаны общие и специальные методики физической подготовки. Общая физическая подготовка представляет собой комплекс упражнений, необходимых для развития физических качеств базового характера или разносторонней физической подготовленности и нацеленные на переход к предстоящей более сложной специальной физической подготовке.
Общая физическая подготовка включает в себя, прежде всего: разностороннее физическое развитие занимающихся; укрепление здоровья; повышение функциональных возможностей; приобретение спортивной работоспособности;
развитие основных физических качеств и т. Д
История зарождения баскетбола.
Баскетбол – игра с мячом, двух противоборствующих команд. Игра родилась в США в 1891г., после чего со временем очень быстро стала популярной во всем мире.
На площадке играют по пять человек в каждой из сторон, где перемещение (ведение) мяча осуществляются только руками игроков в пределах площадки и по определенным правилам.
Это подвижная, весёлая игра, развивающая ловкость и выносливость. Как и любая другая спортивная игра, баскетбол помогает организму поддерживать и восстанавливать здоровье, сохранять молодость. В баскетбол играют и дети, и молодёжь, и люди старшего поколения. Современный баскетбол находится в стадии бурного спортивного подъема, направленного на активизацию жизни всех категорий людей. В том числе и людей с ограниченными возможностями.
Баскетбол является одним из средств активного физического развития и морального воспитания детей, подростков и молодежи. Данный вид спорта включен во всемирные олимпийские и паралимпийские игры.
Изобретение современного баскетбола принадлежит уроженцу Канады доктору Джеймсу Нейсмиту. В отличие от других видов спорта баскетбол не явился эволюцией уже существующей игры - Нейсмит изобрел абсолютно новую игру, и точно известны дата и место проведение первого матча.
Нейсмит работал преподавателем Международной тренировочной школы в Спрингфилде (штат Массачусетс, США). Он, конечно, и не мечтал изобрести вид спорта, который в скором времени начнет соперничать с футболом, а хотел всего лишь найти более интересный, чем гимнастика, вид зимних занятий, чтобы студентам не было скучно в те месяцы, когда погода не позволяла заниматься футболом и бейсболом. И Нейсмит остановился на игре с мячом просто в силу того, что мяч всегда вызывал эмоциональную реакцию человека. Игра, как задумал Нейсмит, должна была проводиться в закрытом помещении. Следовало подумать о предупреждении возможных травм у занимающегося в условиях ограниченного игрового пространства. Чтобы мастерство превалировало над силой, Нейсмит решил исключить из игры линию ворот или другую подобную мишень. Его мишень должна была быть горизонтальной и приподнятой над полом, вне пределов досягаемости для игроков. Чтобы её поразить, требовалась ловкость, а не сила. Кстати сказать, сам Нейсмит играл в баскетбол всего два раза, причём вёл себя на площадке довольно грубо.
Сначала Нейсмит намеревался прибить картонные коробки на каждой стороне зала, и основная идея игры заключалась бы в том, чтобы забросить мяч в коробку. Такая игра могла получить название «боксбол» (от англ. box - коробка и ball - мяч). Не найдя коробок, он воспользовался подвернувшимися под руку корзинами из под- персиков. Так игра начала называться «баскетболом» (от англ. basket - корзина, ball - мяч).
Корзины из-под персиков для новой игры принёс сторож по имени Стеббинс. Их прикрепили на разных сторонах к балкону, опоясывающему зал. Совершенно случайно высота балкона, к которому были прибиты корзины, оказалась равной 3, 5 метра, и с тех пор в баскетболе корзины всегда поднимаются над полом на эту высоту. Сначала они просто прибивались к балкону. Позднее, чтобы избежать вмешательства в игру сидящих на балконе чересчур эмоциональных болельщиков, корзины были отгорожены от них щитами.
Правила игры.
В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков.
Цель каждой команды в баскетболе — забросить мяч в корзину соперника, и помешать другой команде, овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды.
Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.
Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.
За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:
1 очко — бросок со штрафной линии
2 очка — бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёх очковой линии)
3 очка — бросок из-за трёх очковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24см в Национальной баскетбольной ассоциации)
Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх периодов по десять минут с перерывами по две минуты.
Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры — пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами.
Нарушения.
аут — мяч уходит за пределы игровой площадки;
пробежка — игрок, контролирующий «живой» мяч, совершает перемещение ног сверх ограничений, установленного правилами
нарушение ведения мяча, включающее в себя пронос мяча, двойное ведение;
три секунды — игрок нападения находится в зоне штрафного броска более трех секунд в то время, когда его команда владеет мячом в зоне нападения;
пять секунд — игрок при выполнении вбрасывания не расстается с мячом в течение пяти секунд;
восемь секунд — команда, владеющая мячом из зоны защиты не вывела его в зону нападения за восемь секунд;
24 секунды — команда владела мячом более 24 секунд и не произвела точного броска по кольцу. Команда получает право на новое 24 секундное владение, если мяч, брошенный по кольцу коснулся дужки кольца, либо щита, а также в случае получения фола защищающейся командой.
плотно опекаемый игрок — игрок держит мяч более пяти секунд, в то время как соперник его плотно опекает;
нарушения возвращения мяча в зону защиты — команда, владеющая мячом в зоне нападения перевела его в зону защиты.
Фолы.
Фол — это несоблюдение правил, вызванное персональным контактом или неспортивным поведением.
Виды фолов:
- персональный;
- технический;
- неспортивный;
- дисквалифицирующий.
Игрок, получивший 5 фолов в матче должен покинуть игровую площадку и не может принимать участие в матче (но при этом ему разрешается остаться на скамейке запасных). Игрок, получивший дисквалифицирующий фол должен покинуть место проведения матча (игроку не разрешается остаться на скамейке запасных).
Тренер дисквалифицируется, если:
- он совершит 2 технических фола;
- официальное лицо команды или запасной игрок совершат 3 технических фола;
- тренер совершит 1 технический фол и официальное лицо команды или запасной игрок совершат 2 технических фола.
Запрещена нецензурная брань и оскорбления.
1.3 Значение физической подготовки при занятиях баскетболом
Конкретно физическая подготовка баскетболиста направлена на решение следующих задач:
1. Повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма (функциональная подготовка).
2. Воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные способности, мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость атлетическая подготовка). Решение этих задач осуществляется в процессе общей и специальной физической подготовки. Современные тенденции игры определяют направленность технической подготовки. Высоких результатов можно достичь только в процессе всесторонней технической подготовки игроков. Для этого баскетболист должен:
1. Владеть всеми известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях.
2. Уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях перемещения.
3. Владеть комплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, а выполнять их с наибольшим эффектом; острая комбинационная игра требует максимального использования индивидуальных способностей и особенностей.
4. Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их выполнения.
Процесс тренировки должен быть организован таким образом, чтобы поступательно повышались требования к уровню развития способностей спортсмена, обеспечивающему ведение борьбы в условиях возрастающего противоборства.
Овладение рациональной техникой в наиболее короткие сроки предполагает знание путей развития игры и планомерное построение многолетнего тренировочного процесса. На каждом этапе подготовки перед спортсменом ставятся задачи, в соответствии с которыми подбираются методы и средства. Задачи совершенствования техники меняются с возрастом и ростом квалификации игрока.
Быстрое овладение основными движениями зависит от последовательности постановки педагогических задач. Вначале спортсмен должен освоить исходное положение, узнать, какие части тела принимают участие в движении, каковы направления и согласованность движений. Затем игрок должен научиться выполнять движения по оптимальной амплитуде в произвольном, удобном для него темпе, добиться точности выполнения структуры движений, а затем осваивать детали приема.
В ходе обучения нужно усложнять обстановку, чтобы подвести занимающихся к применению приема в элементарной игре.
Тактическая подготовка баскетболистов предполагает овладение искусством ведения спортивной борьбы. Она базируется на способностях спортсмена быстро и правильно анализировать складывающуюся соревновательную ситуацию, находить оптимальное решение данной тактической задачи и решать ее с партнерами.
В процессе создания теоретического фундамента для тактической подготовки нужно широко использовать все формы самостоятельной работы спортсмена. Баскетболист должен изучить особенности судейства и правила соревнований, научиться детально анализировать личный соревновательный опыт. Так, разбор записей в личном дневнике учебно-тренировочной работы баскетболиста дает возможность установить причины быстрого роста спортивных результатов или их снижения, сопоставить особенности тактической подготовленности на различных этапах и сделать необходимые выводы:
1.Развитие у занимающихся быстроты сложных реакций, внимательности, ориентировки, сообразительности, творческой инициативы.
2.Овладение индивидуальными действиями и типовыми взаимодействиями с партнерами, основными системами командных действий в нападении и защите.
3.Формирование умения эффектно использовать средства игры и изученный тактический материал, учитывая собственные силы, возможности, внешние условия и особенности сопротивления соперника.
4.Развитие способности по ходу матча переключаться с одних систем и вариантов командных действий на другие.
Если первые задачи присущи этапу начального овладения тактикой игры, то две другие решаются на протяжении многих лет совершенствования
Физическая подготовка в баскетболе складывается из двух видов – общей и специальной физической подготовки. Между ними существует тесная связь.
В число общей физической подготовки входят:
1. Укрепление здоровья;
2. Воспитание основных физических качеств;
3. Повышение уровня обшей работоспособности;
4. Совершенствование жизненно важных навыков и умений.
Специальная физическая подготовка – процесс воспитания физических способностей и функциональных возможностей спортсмена, отвечающих специфике баскетбола.
Задачи по специальной физической подготовке следующие:
1. Повышение функциональных возможностей, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности;
2. Воспитание специальных физических способностей
3. Достижение спортивной формы;
Развитие специальной выносливости
Специальная выносливость- это способность эффективно выполнять специфическую работу в заданный отрезок времени.
Упражнения для развития специальной выносливости
Беговые упражнения, специальные подготовительные («челнок», слаломный бег) и основные технико-тактические упражнения.
Развитие силы
Сила- это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных усилий.
От силы в большой мере зависит успешность овладения техникой и тактикой игры. Поэтому развитию силы необходимо уделять внимание с первых этапов подготовки.
Полезны упражнения статического характера с напряжением 50-75%, а также динамические с малыми и средними отягощениями.
Методы развития силы
1. Максимальных усилий
2. Динамических усилий
3. Повторных нагрузок
4. Изометрических усилий
Метод максимальных усилий используется при подготовке взрослых спортсменов, поэтому в школе его лучше не применять.
Метод динамических усилий заключается в использовании непредельных отягощений. Вес 20-50% от максимума, 6-10 повторений, пауза для отдыха 2-5 мин. Развивает нервно-мышечную координацию и скоростно-силовые качества.
Метод повторных нагрузок развивает способность проявлять силу длительное время. Используются средние и субмаксимальные напряжения, которые преодолеваются до отказа (5-12 раз.). Перерыв между сериями 2-4 мин.
Метод изометрических упражнений совершенствует внутримышечную координацию. В школе использовать напряжение 50-70%. Длительность напряжения от 2 до 5 сек., число повторений 2-3, число упражнений 6-9.
Развитие быстроты
Быстрота- это способность выполнять действия в короткие промежутки времени. Это одно из важнейших качеств баскетболиста, но оно во многом зависит от врожденного характера, хотя под влиянием тренировки поддается развитию.
Успешнее всего быстрота развивается в младшем и среднем возрасте, а уже к 15 годам она достигает уровня, характерного для взрослых.
При развитии быстроты важно осуществить воздействие на все его составляющие: быстроту реакции, скорость одиночного движения, частоту движений, стартовую и дистанционную скорости; быстроту переключения с одного действия на другое. Важно также учитывать, что быстрота действия во многом определяется и совершенствованием техники, которую осваивает спортсмен.
На этапе начального обучения лучшими средствами для развития быстроты считают бег на короткие дистанции, прыжки, гимнастические и акробатические упражнения, особенно подвижные игры, эстафеты, непосредственно специальные игровые упражнения и игра в баскетбол.
В дальнейшем все больше внимания уделяется развитию скоростно-силовых качеств с помощью специально-подготовительных упражнений. Для этого используются небольшие по весу отягощения, не вызывающие значительного напряжения и замедления движений.
Скоростные упражнения выполняются с высокой интенсивностью, а это довольно быстро вызывает утомление, высокие величины кислородного долга и уровня молочной кислоты, что снижает быстроту выполнения. Поэтому такие упражнения следует повторять с достаточными паузами отдыха.
К числу основных методов развития быстроты относят повторный, игровой и соревновательный методы.
Конечная цель развития быстроты - это совершенствование игровой скорости.
Специальная задача- развитие быстроты реакции на мяч. Один из способов – это помехи зрительному восприятию (мячи, сливающиеся по цвету со стенами помещений, использование очков с зауженным полем зрения, с затененными стеклами). Полезно с этой целью использование маленьких мячей в специальных упражнениях.
Развитие ловкости
Ловкость понимается как способность к совершенной координации, перестройки управлению движениями в соответствии с изменяющейся обстановкой в игре.
Общая ловкость
Общая ловкость проявляется в овладении разнообразными двигательными навыками.
Ловкость успешно развивается у школьников младшего возраста. Своего максимума она достигает у человека 20-22 лет. Вначале развивается общая ловкость, а затем на ее основе специальная.
Специальная ловкость
Имеет много оттенков и проявляется в совершенном владении игровыми приемами. Выделяют прыжковую ловкость, акробатическую, скоростную и др.
К числу средств развития этого качества относятся гимнастические и акробатические упражнения, отдельные упражнения из легкой атлетики, спортивных единоборств, катание на горных лыжах, прыжки ( на лыжах, в воду), подвижные и спортивные игры, специально-подготовительные и игровые упражнения.
Методы развития ловкости - повторный, игровой, соревновательный.
Упражнения на ловкость планируются в начале занятий. Они лучше воспринимаются в неутомленном состоянии.
Развитие специальной ловкости.
1. Необычные исходные положения
2. Изменение скорости
3. Зеркальное выполнение
4. Изменение способа выполнения
5. Усложнение дополнительными движениями (кувырками, переворотами)
6. Изменение пространства
7. Изменения в действиях соперника
Одно из основных требований к методике развития ловкости – это постоянство и разнообразие. Совершенствовать это качество нужно на всех этапах подготовки, при этом стремиться использовать широкий круг упражнений, видоизменять и разнообразить их.
Развитие гибкости
Гибкость – это способность выполнять движения с наибольшей амплитудой. Гибкость бывает активная и пассивная.
Активная гибкость – это степень подвижности, возникающая в результате мышечных усилий.
Пассивная гибкость – это подвижность в результате воздействия внешних сил на движущуюся часть тела.
Широкая амплитуда движений имеет немалое значение для обыгрывания соперника в единоборстве.
Для развития гибкости нет более благоприятного периода, чем детский возраст. При условии систематической работы можно добиться ощутимых результатов, если учесть, что формирование связочного аппарата суставов заканчивается уже в подростковом возрасте, а в дальнейшем их эластичность довольно быстро теряется.
Упражнения на гибкость необходимо включать в подготовительную часть занятия. Каждое упражнение выполнять 10-15 раз и разделять паузами для отдыха. Амплитуду и количество повторений увеличивают постепенно. В начале выполняются свободные маховые движения, а затем статические и динамические движения с максимальной амплитудой. При появлении болевых ощущений в мышцах упражнения больше не выполняются.
Основные средства для развития гибкости
Общеразвивающие гимнастические упражнения (без предметов, с предметами и на снарядах), элементы акробатики, упражнения с мячами, подвижные игры, упражнения со вспомогательным инвентарем или партнером.
Важным условием при развитии гибкости нужно считать стремление самого занимающегося выполнять упражнения с максимальным усилием на грани своих реальных возможностей.
Заключение
Успех обучения и его длительность находятся в прямой зависимости от построения процесса обучения. Основой его являются закономерности педагогического процесса. В силу специфики баскетбола дидактические принципы находят свое воплощение в определенных условиях организации учебного процесса и соответствующих методах. Грамотная реализация дидактических принципов не только ускоряет процесс обучения, но и делает его более эффективным и интересным.
Принцип научности, систематичности и последовательности. Эф-фективность баскетбола, его привлекательность в наши дни свя-заны со значительным преобразованием самой игры, обусловленным ростом физических возможностей, совершенствованием техники и тактики. Все это приводит к тому, что на каждом новом этапе развития игры представления о ее сущности, ведущих приемах и тактических взаимодействиях меняются; одни приемы уступают место другим, видоизменяются и преобразуются в существующие.
Принцип научности требует при выборе материала обучения постоянного ориентирования на тенденции развития игры, пре-образования методики обучения в соответствии с развитием игры.
Игра имеет свою логику, свое построение, и постичь ее сразу невозможно. Систематичность должна просматриваться и в тренировочном режиме (работа, отдых), и в чередовании форм, средств 1 и методов обучения, нагрузок и т. п.
Количество занятий должно быть оптимальным с учетом возраста, пола, степени тренированности. Важно соблюдать преемственную последовательность в изучении видов подготовки. Одно и то же время, отводимое на изучение материала, может быть использовано по-разному.
Для реализации принципа научности необходимо:
• тщательно отбирать материал для обучения, учитывая современные тенденции игры;
• соблюдать последовательность в изучении материала, позволяющую правильно сочетать в системе занятий повторения;
• при выборе материала для обучения руководствоваться правилом - от главного к второстепенному, а при подборе упражнений -от простого к сложному;
• проводить занятия по плану, охватывающему последовательно
все стороны подготовки;
• учитывать конкретный материал, избранный для реализации задач обучения, подчиняя этому все средства, методы и общий режим занятий;
• периодически оценивать работу.
Принцип сознательности и активности. Творческое отношение к обучению - непременное условие, которое ускоряет процесс подготовки.
Осмысливание упражнений и способов решения двигательных задач, познание закономерностей движений позволяют ученику самостоятельно добиваться их правильного выполнения, творческого их совершенствования.
Однако даже если ученик хорошо понимает задачу, но не проявляет активности и заинтересованности в ее решении, успех будет незначительным. В баскетболе активность и сознательное отношение к обучению особенно важны, так как, с одной стороны, на протяжении всей игры ученик должен самостоятельно принимать решения, как ему действовать, а с другой - если он не будет проявлять творческой и двигательной активности, то не будет иметь должного контакта с партнерами.
В соответствии с требованиями этого принципа занятия должны быть организованы так, чтобы у занимающихся воспитывались сознательное, творческое отношение, двигательная активность, самостоятельность.
Осмысливание упражнений помогает развивать тактическое мышление игроков, прививать навыки тактического поведения. Знание законов построения движений позволяет создавать новые сочетания. Воспитание трудолюбия и развитие интеллекта - одна из задач обучения. Здесь очень важно:
создавать в процессе занятий обстановку для развития познавательной активности учащихся;
учить обобщению и вычленению существенных признаков игровой обстановки;
поощрять активные действия и выбор точных решений; строить обучение таким образом, чтобы в изучении были логическая связь и последовательность;
воспитывать творческое воображение, самостоятельность в разработке вариантов действий;
воспитывать способность анализировать обстановку, определяя личное участие в ней;
совершенствовать основы методики спортивной тренировки;
привлекать к участию в анализе работы и составлении планов подготовки;
поощрять самостоятельность, привлекать к общественной работе в качестве помощников тренера, судей;
учить вести дневник тренировки в тесном контакте с тренером и врачом.
Принцип сознательности и активности требует глубокого проникновения в процессы осмысливания учеником задач учебно тренировочного процесса.
Принцип наглядности. Чувственное восприятие - первое звено познания. На основе впечатлений возникает представление. Правильное представление позволяет быстрее овладеть изучаемым материалом. Необходимое количество информации можно получить с помощью пособий, кинокольцовок и т.п. Они облегчают познавательную деятельность, организуют и направляют восприятие и наблюдения. Благодаря наглядности обучения абстрактные понятия становятся более конкретными.
Правильно подобранные наглядные средства обучения позволяют более ярко продемонстрировать различные стороны движений, складывающиеся в игровой ситуации. Средства реализации этого принципа:
различные виды показа;
рассказ с привлечением образных сравнений;
применение наглядных пособий;
привлечение дополнительных ориентиров, способствующих сосредоточению внимания занимающихся на наиболее ответственных моментах;
просмотр тренировок и соревнований с соответствующими заданиями;
использование макетных досок для анализа игровых ситуаций игры;
разбор игры противника и составление плана на игру.
Принцип доступности и индивидуализации. Всякое обучение успешно только тогда, когда задача, поставленная перед учеником, Посильна. Непосильные задачи приводят к тому, что занимающийся не добьется результата и в конечном итоге приобретет неуверенность в себе, потеряет интерес к обучению.
Реализовать этот принцип позволяет аналитический подход К изучению отдельных сторон подготовки. Изучение техники и тактики вначале ведется раздельно.
Соблюдается ступенчатость в нарастании трудностей и переходе от одних заданий к другим. Особенно тщательно надо подходить к процессу игры, продумывая систему соревнований, уровень
требований.
Требования должны повышаться постепенно и не превышать возможностей ученика, его готовности к перенесению соответствующих нагрузок. Требования надо выдвигать такие, чтобы ученик смог справиться с ними, затратив определенную долю труда. Легкие упражнения, с которыми он справляется без труда, задерживают прогрессирование.
Этот принцип требует учета индивидуальных особенностей, многообразно проявляющихся в познавательных процессах, двигательной активности, работоспособности, уровне волевого развития и т.д.
Командный характер деятельности в баскетболе затрудняет учет и специализированную индивидуальную работу. Занятия надо строить таким образом, чтобы коллективные формы сочетались с индивидуальными
Список литературы.
1.Баскетбол. Справочник. М., 1993
2. Баскетбол. Правила соревновании. М., 1996.
3.Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры// Под. Ред.
Ю.М.Портнова. – М: Физкультура и спорт, 1998.
4. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры// Под. Ред. М.Портнова. – М: Физкультура и спорт, 1997.
5. Вальтин А.И. «Мини-баскетбол в школе».- М.: Просвещение,1996.
6. Джон Р., Вуден Современный баскетбол.- М: Физкультура и спорт, 1997.
7. История баскетбола: https://infourok.ru/sportivnaya-igra-basketbol-istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-igri-pravila-igri-2187084.html
8.Физическая подготовка https://lycu1523.mskobr.ru/files/metodicheskaya_razrabotka_basketbol.pdf
9. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г.
10.Давыдов М.А. Судейство в баскетболе. – М., «Физкультура и спорт», 1983.