П.К. 3.2.
учебно-методический материал
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Групповая технология на уроках ФК | 912.95 КБ |
Соревновательная технология на уроках ФК | 686.29 КБ |
Конспект урока для 1 класса | 14.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель групповой работы: приобщение учащихся к урокам физической культуры, к здоровому образу жизни, а также подготовка к жизни и к выполнению социальных функций.
Групповой метод используется при изучении нового материала и повторении его, совершенствовании двигательных навыков, развитии физических качеств. Групповой метод может сочетаться с поточными, игровыми, соревновательными методами .
Признаки групповой работы - класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; - каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; - задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; - состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Принципы комплектования групп Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов. Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.
Достоинства групповой работы Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают : - Взаимное обогащение учащихся в группе; -Организацию совместных действий, ведущую к активации учебно-познавательных процессов; -Распределение начальных действий и операций(задается системой заданий, обуславливающихся особенностями изучаемого объекта); -Коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия; -Обмен способами действия – задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы; -Взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность; -Рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Групповая форма обучения решает три основные задачи: Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией Коммуникативно–развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её пределами Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе .
Главные особенности организации групповых технологий : 1. деление на группы для решения конкретных задач 2.Каждая группа получает определенное задание(одинаковое, дифенцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или педагога 3. Возможность учесть и оценить в клад каждого члена группы 4. Состав группы непостоянный и подбирается с учетом возможности максимально эффективной реализации способностей каждого участника в зависимости от содержания и характера работы
Результат групповой работы Добиваюсь 100% присутствия детей на уроке Дети, пришедшие после болезни или освобожденные, участвуют на уроке в роли судей, ассистентов, а также готовят рефераты [сообщения] Анализ тестирования позволяет мне “выравнивать” недостатки физической подготовленности школьников, подводя их к показателям зоны “высокого уровня”. Адаптирую групповое обучение к специфическим обстоятельствам, требованиям и учащимся Постоянно совершенствую навыки командной работы учащихся
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Соревновательный метод исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усваиваемого материала.
Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.
Соревновательный метод можно применять в каждой части урока. В подготовительной части урока дети соревнуются на выполнение большего количества общеукрепляющих упражнений за определенный промежуток времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета учителя. Дети считают сами. При выполнении любых комплексов ребята соревнуются в качестве выполнения. Здесь показ учителем обязателен. Затем выполняют незначительное количество повторений, идет исправление ошибок, после чего следуют соревнование «на лучшее выполнение». Все делается ненавязчиво. Предлагается: кто лучше выполнит, кто быстро найдет ошибку, общую или индивидуальную.
В основной части урока идет решение главной задачи – обучение какому-либо двигательному действию или его совершенствованию. Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут применить их на практике. Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и техничнее (качественнее). А если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок.
В заключительной части урока, после восстановительных упражнений, дети могут соревноваться в теоретических знаниях.
Предварительный просмотр:
Тема: Весёлые старты с мячом
Цель урока: Формирование физических качеств по средствам весёлых стартов. Воспитывать выносливость, дисциплинированность, любовь и интерес к спорту.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать двигательную активность детей, обогащать свой двигательный опыт, обучать ловле и передаче мяча
Личностные: Положительное отношение к уроку; содействовать воспитанию волевых качеств (смелости и решительности), обучать детей коллективной игре, умению видеть и понимать партнеров и соперников
Тип урока: Комбинированный
Место проведения: спортивный зал, МБОУ НОШ № 95 г. Челябинска
Оборудование и инвентарь: свисток, волейбольные мячи, обручи, резиновые мячи, конусы, гимнастические скамьи
Ход урока
№ п/п | Содержание | Дозировка | ОМУ | Формирование УУД |
Подготовительная часть (15 мин.) | ||||
1 | Построение Приветствие Сообщение темы урока | 1 мин. | Построение по команде: «В одну шеренгу, становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «Вольно!» «Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Андреевна, сегодня урок физкультуры проведу я. Отгадайте загадку: Его бьют, а он не плачет Только прыгает и скачет. (мяч) Тема урока: Веселый старты с мячом» «По порядку, рассчитайсь!» «На право, раз-два!» «В обход налево, шагом марш!» | ЛУУД: формирование потребности в занятиях физической культурой, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни |
2 | Ходьба с заданиями: -на носках, руки вверх; -на пятках, руки за голову; -на внешней стороне стопы, руки в стороны | ½ круга ½ круга ½ круга | «Дистанция 2 шага «Руки вверх, на носках, марш! Ладони направлены друг на друга, спина прямая, закончили» «Руки за голову, на пятках, марш! Спина прямая, локти развернуты, закончили.» «Руки в стороны, на внешней стороне, марш! Руки прямые, спина прямая, закончили.» | ЛУУД: навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. |
3 | Бег: бег -с захлестом голени; -с высоким подниманием бедра; -приставным шагом правым/левым боком | 2 мин. ½ круга ½ круга ½ круга | «Следить за дистанцией 2 шага «Медленным темпом, марш!» «Бег с захлестом голени, марш! Руки работают разноименно, закончили.» «С высоким подниманием бедра, марш! Поднимаем бедро на уровне пояса, закончили.» «Приставным шагом правым/левым боком, марш! Взгляд направлен вперед, спина прямая, закончили.» | КУУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
4 | Перестроение в 3 шеренги | 30 сек. | «Направляющий на месте!» «Левой, левой, раз, два, три!» «Класс, на месте стой, раз-два!» «Налево, раз-два!» «На первый, второй, третий, четвёртый, рассчитайсь!» «Первые номера – на месте Вторые номер – 2 шага вперед Третьи номера – 4 шага вперед Четвертые номера – 6 шагов вперед По заданию шагом, марш!» | |
5 | ОРУ на месте. 1) И.п - о.с, руки на пояс. 1-Наклон головы вправо; 2-И.п; 3-Наклон головы влево; 4-И.п. 2) И.п.- стойка ноги врозь, руки к плечам. 1,2-Круг плечом вперед; 3,4-Круг плечом назад. 3) И.п – стойка ноги врозь, правая рука вверх. 1-2 – рывок руками назад; 3-4 – смена рук, рывок назад. 4) И.п.- стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон к левой ноге; 2 – наклон к центру; 3 – наклон к правой ноге; 4 – И.п. 5) И.п – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-наклон туловища влево, правую руку вверх; 2- И.п.; 3- наклон туловища вправо, левую руку вверх; 4- И.п. 6) И.п.- широкая стойка, руки на пояс. 1,3-наклон вперед, правая рука к левой ступне; 2,4-наклон вперед, левая рука в правой ступне. 7) И.п. – выпад правой ногой вперёд, руки за спину. 1-3 – пружинистые покачивания; 4 – смена положения ног прыжком. 8) И.п.- стойка ноги вместе, руки на коленях. 1-4 – круг коленями в правую сторону; 5-8 – круг коленями в левую сторону. 9) И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1,2 – круг голеностопом в правую сторону; 3,4 – круг голеностопом в левую сторону. 10) И.п – ноги вместе, руки на пояс. 1-Прыжок вперед; 2-Прыжок назад; 3-Прыжок вправо; 4-Прыжок влево. | 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз | «Посмотрите упражнение!». «И. п. принять!». «Упражнение в право начи-най!». «Спина прямая, взгляд вперед» «Посмотрите упражнение!». «И. п. принять!». «Упражнение вперед начи-най!». «Спина прямая, полная амплитуда движения» «Посмотрите упражнение!». «И. п. принять!». «Упражнение с правой руки начи-най!».«Спина прямая, руки прямые, взгляд вперед» «Посмотрите упражнение!». «И. п. принять!». «Упражнение к правой ноге начи-най!» «Спина прямая, ноги прямые, тянемся вниз» «Посмотрите упражнение!». «И. п. принять!». «Упражнение в право начи-най!» «Рука прямая, ноги прямые» «Посмотрите упражнение!». «И. п. принять!». «Упражнение к правой ноге начи-най!» «Ноги прямые, спина прямая, руки в локтях не сгибаем» «Посмотрите упражнение!». «И. п. принять!». «Упражнение правой ногой начи-най!» «Спина прямая, глубже выпад» «Посмотрите упражнение!». «И. п. принять!». «Упражнение в право начи-най!» «Взгляд направлен вперед, колени чуть согнуты, полная амплитуда движения» «Посмотрите упражнение!». «И. п. принять!». «Упражнение в право начи-най!» «Спина прямая, взгляд вперед» «Посмотрите упражнение!». «И. п. принять!». «Упражнение вперед начи-най!» «Спина прямая, прыгаем выше» «Класс, налево, раз-два!» «В обход на лево на скамейку, марш!» | РУУД: Воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляя пошаговый контроль своих действий Умение воспринимать педагога, слушать и слышать его. КУУД: формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспех ПУУД: осмысление самостоятельного выполнения упражнений в оздоровительных формах занятий . |
Основная часть (25 мин.) | ||||
6. | Техника безопасности | Шнурки заправить в кроссовки, футболки заправлены в штаны, кофты застегнуты. Не толкаться, раньше времени не выбегать, бежим строго по своей линии, передаем предмет только в руки. «Ребята, вам дается 1 минута, чтобы придумать название Вашей команды, время пошло!» | ЛУУД: Умение использовать знания, полученные на уроках в повседневной жизни РУУД: Планирование своих действий во внезапно сложившихся условиях; Оценка выполненных действий; Способность к волевому усилию ПУУД: Выделение необходимой информации; Выбор эффективных способов решения поставленных задач; Сравнение выполненных действий; Действия во внезапно сложившейся ситуации. КУУД: Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом; Разрешение конфликтов. | |
7. | Верхняя свеча. | По сигналу игроки под № 1 добегают до обруча, становятся в него и подбрасывают перед собой мяч с хлопком 3 раза, далее возвращаются к команде, оббегают скамью, передают мяч следующему игроку и садится в конце своей команды на скамейку. Эстафета заканчивается, когда последний участник передаст мяч капитану команды. ТБ-На обруч не наступаем, раньше времени не выбегаем, не толкаемся. | ||
8. | Каракатица. | В положение упор – сзади, ногами в сторону движения. На расстоянии 10 метров конус. В таком положении передвигается до конуса с мячом на животе, обратно бегом, оббегает скамью, передаёт мяч следующему игроку и садится в конце своей команды на скамейку. ТБ- быстро не передвигаемся, не толкаемся, раньше времени не выбегаем. | ||
9. | Передай, не уронив. | Команды сидят на скамейках, друг за другом. У направляющего, в руках волейбольный мяч. По команде все поднимают руки и мяч передаётся назад. Замыкающий, получив мяч, бежит вперёд команды, садится и передаёт мяч назад. Следующие повторяют то же самое задание, пока первые не станут на своё место. ТБ-мяч точно в руки, не кидать, смотреть под ноги. | ||
10. | Кенгуру | Первый участник, зажав мяч между коленями, прыгает до конуса, берет в руки мяч, возвращается бегом, оббегает скамью, передаёт мяч следующему игроку и садится в конце своей команды на скамейку. ТБ- мяч точно между коленями, передвигаемся прыжками, если мяч выпал, возвращаемся на то место где выпал мяч, и продолжаем движение. | ||
11. | Поймай, отдай и убегай | По сигналу капитаны бросают мячи впереди стоящим игрокам своих команд. Поймав мяч, игрок выполняет бросок обратно капитану, а сам занимает место в конце колонны на скамье. Затем капитан бросает мяч второму игроку, и т.д. по порядку. Кинув мяч капитану, каждый играющий убегает в конец колонны. ТБ- бросаем мяч, только когда убедились, что напарник готов его принять, кидаем в руки. | ||
12. | Поменяй, не потеряй | На расстоянии 10 метров лежит обруч, в котором находится резиновый мяч. В руках у направляющих каждой команды волейбольный мяч. По команде первые в команде бегут к своему обручу, меняют мячи и возвращаясь назад, оббегают скамью, передают мяч следующему игроку и садятся в конце своей команды на скамейку. ТБ- мячи из обручей не должны укатываться, мячи в обруч кладем, на обручи не наступаем. | ||
13. | По кочкам с мячом | На протяжении дистанции, обручи расположены чтобы из одного можно было допрыгнуть до следующего. Задача участника, прыгая из обруча в обруч с мячом в руках, до обруча, оставив мяч там, следующий игрок, прыгая из обруча в обруч забирает мяч и также возвращается к команде. Оббегают скамью, передают эстафету следующему игроку и садятся в конце своей команды на скамейку. ТБ- на обручи не наступать, мяч крепко держать в руке. | ||
14. | Пронеси, не урони | У участника в руках 2 волейбольных мяча. Задача пробежать до обруча, пролезть через него, добежать до обруча, оставить мячи в обруче, добежать обратно до команды также пролезть через обруч, оббежать скамью, передать эстафету следующему игроку и сесть в конце своей команды на скамейку. Следующий участник также пролазает через обруч, добегает до фишки и берет 2 мяча и возвращается к команде, и т.д ТБ- мячи держим крепко, мячи около фишки не бросаем, мячи передаем точно в руки, раньше времени не выбегать. | ||
15. | Подведение итогов | 1 мин. | «А теперь подведем итоги! Самые быстрые… Самые ловкие… Самые смелые… Первое место…» | |
Заключительная часть (5мин.) | ||||
15. | Перестроение | 30 сек. | «В одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно!» | |
16. | Игра на внимание «Цветы, кусты, деревья» | 1,5 мин | Учитель поднимает руки вверх и называет «деревья», принимает полуприсед и говорит «кусты», принимает глубокий присед и говорит «цветы». Затем она называет цветы-кусты-деревья в разброс, а сама путает детей, показывая рукой несоответствие с названием. Задача детей не спутаться, и показывать то, что называет учитель, но не показывает. Ребята, которые ошибаются, делают шаг вперед. «Молодцы!» | РУУД: преодоление импульсивности, непроизвольности. |
17. | Построение в одну шеренгу Подведение итогов урока | 3 мин. | «В одну шеренгу, становись!» «Ребята, какая была тема урока? Какая эстафета больше понравилась? Как вы оцените свою работу на уроке? Спасибо за урок Класс, напра-во, раз-два!» | ЛУУД: Определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке РУУД.: Оценка выполнения двигательных действий согласно поставленным задачам. Выявление типичных ошибок |