Спринтерский бег.
учебно-методический материал по физкультуре

Чуракова Наталья Константиновна

В соревновательном беге на короткие дистанции (от 30 м до 400 м) принято выделять следующие фазы: старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование. Ведущими факторами, влияющими на результат в спринте, являются:   максимальная и субмаксимальная скорости бега;   максимальная частота беговых шагов;   способность набирать и удерживать максимальную скорость;  длина бегового шага. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sprinterskiy_beg.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Спринтерский бег

Бег, прыжки и метание как средство физического воспитания сформировались в Древней Греции, где они входили в программу Олимпийских игр. В средние века эти виды упражнений использовались только в военной подготовке.

 С 18 века они становятся частью различных гимнастических систем, и лишь во второй половине 19 века происходит становление легкой атлетики, как вида спорта. Легкоатлетические клубы появляются в Англии, Франции, Германии, Скандинавских странах и США. В 1871 году было проведено первое Университетское первенство, а затем и чемпионат страны (1875 год) в США. Начиная с первых Олимпийских игр современности (1896 год) легкая атлетика занимает главное место в их программе. И на сегодняшний день она содержит 48 видов. Бег – один из способов передвижения (локомоции) человека; отличается наличием так называемой «фазы полѐта» и осуществляется в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей (рис. 2). Для бега характерен, в целом, тот же цикл движений, что и при ходьбе, те же действующие силы и функциональные группы мышц. Отличием бега от ходьбы является отсутствие при беге фазы двойной опоры. Наиболее распространенными видами физических упражнений является бег, который, будучи естественным способом передвижения, входит составной частью во многие виды спорта (футбол, баскетбол, ручной мяч и др.), и одним из основных средств всестороннего физического развития.

Изменяя длину дистанции, скорость передвижения и дозируя нагрузку, занимающиеся способны целенаправленно воздействовать на свои физические и волевые качества. Бег – наиболее доступное физическое упражнение в легкой атлетике и подразделяется на следующие виды: гладкий, с препятствиями, эстафетный, в естественных условиях. Разновидностями гладкого бега являются:  

бег на короткие дистанции (от 30 до 400 м) – спринт;  

бег на средние дистанции (от 500 до 2000 м);  

бег на длинные дистанции (от 3000 м до 10000 м) – стайерский бег);  

бег на сверхдлинные дистанции (от 20000 м до 30000 м);  

марафонский бег (42 км 195 м).

Бег на короткие дистанции

 Бег на короткие дистанции является самым древним видом легкоатлетических упражнений.  В современном мире бег на короткие дистанции впервые проводился в Англии в 1860 году. Первый официальный мировой рекорд в беге на 100 м был зарегистрирован в 1912 году и равнялся 10.6 с, который принадлежит американцу Д. Липпинкотту. Среди женщин на этой дистанции мировой рекорд был зарегистрирован в 1934 году и принадлежит польке С. Власевич (11.7 с). В беге на 200 м рекорды были впервые зарегистрированы у мужчин –  в 1951 г. (Э. Стенфилд, 20.6 с, США), у женщин – в 1935 г. (С. Власевич, 23.6 с, Польша). В беге на 400 м первым официальным рекордсменом является англичанин Дербишир (1864 г., 56.0 с).

Особенности техники бега на короткие дистанции

В соревновательном беге на короткие дистанции (от 30 м до 400 м) принято выделять следующие фазы: старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование. Ведущими факторами, влияющими на результат в спринте, являются:   максимальная и субмаксимальная скорости бега;   максимальная частота беговых шагов;   способность набирать и удерживать максимальную скорость;  длина бегового шага. Старт. В спринте используют низкий старт с колодок (рис. 3), что позволяет быстрее выполнить стартовый разгон и достигнуть максимальной дистанционной скорости. Установка колодок индивидуальна и зависит от роста и длины звеньев тела бегуна, уровня развития у него силы и быстроты.  

Старт выполняется под следующие команды: «На старт!», «Внимание!», «Марш!».  «На старт!» – бегун принимает стартовое положение: ноги упираются в колодки, сзади стоящая нога опускается на колено, кисти с вытянутыми пальцами располагаются на линии старта на ширине плеч, руки выпрямлены, спина прямая, голова слегка опущена.

«Внимание!» – бегун поднимает таз, плечи перемещаются вперед, выходят за линию старта и находятся чуть ниже таза. Находясь неподвижно в позе «Внимание!», бегун ждет команду «Марш!», после которой производит быстрое отталкивание от колодок и от опоры.

 Стартовый разгон начинается с первого бегового шага (с момента отрыва сзади стоящей ноги от колодки) и продолжается до момента достижения максимальной скорости (рис. 5). Бег со старта – это бег по двум линиям, сходящимся в одну к 12– 15-му метру дистанции.

Бег по дистанции осуществляется с максимальной скоростью и при этом:  1) частота и длина шагов максимальны; 2) нога опускается на дорожку упруго на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой; 3) в опорном положении угол в коленном суставе в пределах 140– 150 градусов; 4) маховая нога после отрыва от опоры быстро складывается в коленном суставе так, что пятка почти касается ягодицы, перемещается вперед-вверх с активным продвижением таза вперед; 5) в безопорной фазе (в полете) в момент наивысшего подъема общего центра масс тел (ОЦМТ) бедро маховой ноги располагается почти горизонтально; 6) туловище наклонено немного вперед (75–80 градусов); 7) руки, согнутые в локтевых суставах, движутся вперед-назад: при движении вперед локоть поднимается до высоты середины туловища, назад – почти до высоты плечевого сустава.  При беге на повороте (по виражу) туловище наклоняется в сторону поворота, ноги поворачиваются носками в сторону поворота, дальняя от поворота рука движется по широкой амплитуде и больше в сторону (как бы поперек). В конце дистанции бегун стремительно делает «бросок» грудью на финишную ленточку за счет наклона туловища вперед или наклона и поворота в последнем шаге. Окончание дистанции фиксируется в момент, когда бегун коснется воображаемой плоскости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическое пособие. Планирование спринтерской дистанции по спортивному ориентированию.

Научно-методическое пособие. Планирование спринтерской дистанции по спортивному ориентированию....

Спринтерский бег

Спринтерский бег...

Техника спринтерского бега

Техника спринтерского бега...

Спринтерский бег. Низкий старт.

Конспект урока по легкой атлетике для 6 класса с применением информационных технологий. Спринтерский бег. Низкий старт....

План–конспект открытого урока по физической культуре "Спринтерский бег, эстафетный бег".

Тема урока: Спринтерский бег, эстафетный бег.Класс 7Цель: Развитие двигательных качеств: выносливости, ловкости, скоростно-силовых, координации в беге на короткие   дистанции.Задачи:I....

План конспект урока по физической культуре по легкой атлетике для учащихся 10а класса (мальчики). Тема урока: «Техника спринтерского бега - 100м »

Бег ведет к перестройке костей, что ведет к снижению травм у человека в обычной жизни. Бег заставляет работать все основные группы мышц тела и возмещает недостающие энергозатраты, что ведет похуданию ...

Научно-методическое пособие. Планирование спринтерской дистанции по спортивному ориентированию.

Научно-методическое пособие. Планирование спринтерской дистанции по спортивному ориентированию....