Внеурочная деятельность Гимнастика 1ч
рабочая программа по физкультуре
Программа по внеурочной деятельности по разделу Гимнастика. Расчитана на 5-9 класс на 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_1_ch.docx | 37.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 58
с углубленным изучением предметов
естественно-математического цикла
города Ярославля
РАССМОТРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ МО Протокол № 1 от 28.08.2021 г.
| УТВЕРЖДЕНА Приказ № 01-18 /322 от 31.08.2021г. |
программа
внеурочной деятельности
спортивного направления
«Гимнастика»
5, 6,7 КЛАСС
Учитель: Смирнов И.А.
2021 -2022 учебный год
г. Ярославль
Пояснительная записка
Рабочая программа по гимнастике разработана на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания,
объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Федерацией фитнес-аэробики России в 2008 году была разработана «Примерная программа дополнительного образования учащихся V-VII классов «Фитнес». Программа была апробирована в 2008г. и в настоящее время успешно используется.
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и призвана способствовать повышению уровня физического развития школьников, профилактике и коррекции нарушений осанки, а также формированию позитивного отношения к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни.
Цель программы:
- Общая цель программы по оздоровительной гимнастике - улучшение контроля за физическим развитием каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие и др.). Основная цель - укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития.
Задачи:
- Развитие силовой выносливости как основы оптимизации адаптационных процессов и повышения резервов здоровья;
- Достижение нормативного уровня физической подготовленности и поддержание объема двигательной активности;
- Восстановление мышечной константы (отношение мышечного массы к весу тела) и создание «мышечного корсета» позвоночника, формирование и закрепление навыка правильной осанки;
- Улучшение деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, координирование взаимодействия моторных и вегетативных функций организма;
- Формирование моральных и волевых качеств и снятие «комплексов неполноценности» за свою физическую несостоятельность у школьников, освобожденных от уроков физического воспитания по состоянию здоровья.
- Постановку диафрагмального дыхания, предотвращающего повышение внутрибрюшного и внутричерепного давления, перегрузку сердечно-сосудистой системы, улучшающего вентиляцию лёгких и общее кровообращение;
- Комплекс партерной гимнастики (без применения тренажеров), включающей аэробный и стретчинговый компоненты;
- Обучение учащихся правильному статико-динамическому режиму во время занятий в школе и дома.
Структура организации учебного процесса.
Программа составлена по принципу последовательного практического изучения различных направлений (тем) занятий. Каждое занятие является комплексным уроком, включающим упражнения на развитие выносливости, координации движений, силы и гибкости или упражнения, направленные на коррекцию осанки и состояния позвоночника. Включен также теоретический курс о фитнес-аэробике как виде спорта с использованием видеоматериалов различных соревнований.
Формы организации учебного процесса.
Занятия проводятся в форме практических уроков, проводимых преподавателем «вживую» под фонограмму в формате занятий аэробикой, фитнес-аэробикой, классической гимнастикой, силовой аэробикой с различным оборудованием, а также в формате занятий «здоровая спина» и «стретчинг».
Уроки могут носить игровой характер, проводиться в виде мини-состязаний и игровых заданий. Предполагается наличие индивидуальных заданий для самостоятельной работы дома.
В целях четкой организации учебно-воспитательного процесса, травмобезопасности занятий, а также учитывая специфику программы, в занятиях используются:
- строевые упражнения;
- проведение урока, в основном, фронтальным методом, поточным способом, сочетая одновременный показ и рассказ, при этом осуществляется выполнение всего урока в режиме «нон стоп».
Результаты апробирования программы.
1. Обучающие.
Постоянная физическая нагрузка под музыкальное сопровождение с ясно выраженными ритмическими акцентами, где музыка определяет темп движений, повышается ритмичность у детей, музыкальный слух и музыкальная культура.
Корригирующие упражнения на осанку в программе «Здоровая спина» улучшают осанку, создают мышечный корсет позвоночника, повышают уровень здоровья.
2. Развивающие.
Значительный рост понимания значения здорового образа жизни и всех его составляющих.
Повышение уровня здоровья школьников, их устойчивости к инфекционным простудным заболеваниям, повышение уровня иммунитета, повышение общего жизненного тонуса.
3. Воспитательные.
Коллективные занятия школьников во внеурочное время способствуют укреплению дружбы в коллективе, улучшают психологический климат в классе. Регулярные дополнительные занятия формируют потребность в физической нагрузке.
4. Образовательный эффект программы выражается в повышении уровня знаний о физиологии и анатомии физических упражнений; улучшается осведомленность школьников о новых современных видах спорта с музыкально-ритмической компонентой.
Программа предполагает проведение занятий 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30-40 минут.
Занятия по программе включают в себя теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть занятий включает в себя:
- технику безопасности во время занятий фитнесом;
- основы здорового образа жизни;
- информация о различных видах гимнастики, аэробики, танцах, играх, истории фитнеса.
Практическая часть занятий включает в себя:
- обучение двигательным действиям аэробики, гимнастики, акробатики, подвижных игр;
- организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений.
Тематический план по программе «гимнастика»
Вид программного материала | Количество часов |
Теория | в процессе обучения |
Фитнес-гимнастика и акробатика | 20 |
Занятия со снарядами | 5 |
Подвижные игры | 7 |
Контрольное занятие | 2 |
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия |
1. | Общие правила техники безопасности при занятиях фитнесом, в спортивном зале. |
2. | Что такое Гимнастика? Основы гимнастического стиля. |
3. | Ориентационные упражнения. Подвижные игры. |
4. | Общеразвивающие упражнения в гимнастике. |
5. | Основные шаги и перестроения. |
6. | Игра: полоса препятствий. |
7. | Акробатика и ее особенности. |
8. | Разучивание акробатических элементов под счет. |
9. | Разучивание комбинации под музыку. Подвижные игры с музыкой. |
10. | Фитнес на платформе. |
11. | Разучивание упражнений с обручем. |
12. | Упражнения с гантелями под музыку. |
13. | Партерная гимнастика. |
14. | Контрольное занятие (тесты ОФП). |
15. | Образно-сюжетные игры: «Повтори за мной». |
16. | Атлетическая гимнастика. |
17. | Игры для развития физических качеств. |
18. | Лазанье по канату. |
19. | Правила техники безопасности на занятиях гимнастикой и акробатикой. |
20. | Понятия гимнастика и акробатика. |
21. | Комплекс упражнений на формирование правильной осанки. |
22. | Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия. |
23. | Комплекс упражнений с гимнастической палкой. |
24. | Комплекс упражнений с мячом. |
25. | Комплекс упражнений со скакалкой. |
26. | Комплекс упражнений с обручем. |
27. | Комплекс упражнений с набивным мячем. |
28. | Комплекс упражнений для мышц туловища. |
29. | Акробатические элементы. |
30. | Гимнастические снаряды: параллельные (разновысокие) брусья, перекладина, конь, козел, подкидной мостик. |
31. | Игры с использованием гимнастических снарядов. |
32. | Игры для силы, гибкости, быстроты. |
33. | Разучивание и совершенствование контрольных комбинаций. |
34. | Контрольное занятие (выполнение упражнений с предметами и элементов акробатики). |
Планируемые результаты освоения программы.
Программа по внеурочной деятельности способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут формироваться умения:
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «фитнес», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие;
раскрывать понятия: синхронно, ритмично;
ориентироваться в видах аэробики, гимнастики;
выявлять связь занятий фитнесом с досуговой и урочной деятельностью;
характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, танцах.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
установка на здоровый образ жизни;
основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства с русскими народными танцами, играми;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
знание основных моральных норм на занятиях фитнесом и ориентации на их выполнение;
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Фитнес-гимнастика и акробатика (20 часов)
Общие правила техники безопасности на занятиях фитнесом и в спортивном зале. Что такое фитнес. Ориентация в пространстве. Основные шаги базовой аэробики. Партерная гимнастика. Восстановление.
Практика:
Ориентационные упражнения: вправо-влево, вперёд-назад, вниз- вверх, в круг , из круга, по кругу.
Основные шаги базовой аэробики.
Линейный метод разучивания. Выполняются элементы сначала под счет, потом под музыку в ритм. Многократно повторяется элемент ногами, затем, продолжая выполнять его, добавляют движения руками. Далее переходят к следующему элементу. Таким образом выстраивается цепочка из элементов.
Правила техники безопасности на занятиях гимнастикой и акробатикой. Понятия гимнастика, акробатика.
Практика:
- комплексы упражнений направленные на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия (без предметов, с мячом, со скакалкой, упражнения для мышц брюшного пресса, спины в положении лежа на коврике)
- различные виды ходьбы и передвижений (ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем сводах стопы)
- разновидности бега (бег на носках, с захлестыванием голени, высоко поднимая колени, выбрасывая прямые ноги вперед т. д.)
- прыжки (на двух ногах, на одной ноге; одну выставить вперед, другую назад; прыжки, сгибая ноги «лягушка», в упоре присев «мячики», из упора присев – выпрыгивание вверх, с поворотом на 90°, 180° и т. д.)
- наклоны
- выпады
- выполнение акробатических элементов (перекаты в группировке, кувырки боком, через плечо, вперед, назад; стойка на лопатках, стойка на голове и руках, стойка на руках, мост)
Занятия со снарядами (5 часов)
Выполнение отдельных упражнений на гимнастических снарядах и выполнение комбинаций элементов:
-наскок, соскок.
-мах, перемах, оборот.
-стойки, висы, упоры.
подвижные игры (7 часов)
подвижные игры на основе спортивны игр, выполняются в парах, в группах
различные виды передач мяча (над головой, между ног, боковая передача, от груди , одной рукой, об пол и т.д.), постановка рук при приеме мяча положение ног и туловища при приеме мяча.
- варианты челночного бега;
- подвижные и спортивные игры;
-упражнения на быстроту и точность реакции.
Контрольное занятие (2 часа)
Контрольное занятие проводится два раза в год, в конце каждого полугодия и начинается с разминки и пробного выполнения задания. Оценка проводится по основным базовым элементам по пятибалльной системе. Оценивается качество исполнения исходя из правильности исполнения самих движений в 5 повторениях
Методическое обеспечение образовательной программы.
Формы занятий:
- групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: упражнения выполняемые из различных И.П, с предметами и без них, игры и игровые упражнения;
- занятия оздоровительной направленности;
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
В процессе занятий применяются следующие методы:
1)методы строго регламентированного упражнения;
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме),
4)словесные методы: рассказ, описание, объяснение ,беседа инструктирование , комментарии и замечания, распоряжения, команды, указания.
5)методы наглядного воздействия : показ упражнения, демонстрация .
С помощью этих методов происходит запоминание и овладение двигательным действием. На занятиях дети учатся наблюдать друг за другом, анализировать ,контролировать свои действия и эмоции.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
- наглядные пособия: карточки с описанием комплексов упражнений, альбомы, фотографии;
- спортивный инвентарь и оборудование : секундомер, свисток, мячи разного диаметра, веса, скакалки, гимнастические палки, гантели, теннисные и резиновые мячи, кегли , обручи, координационные лестницы, гимнастические скамейки, маты, перекладина, конь, мостик, брусья, гимнастическая стенка, гимнастическое бревно.
- Магнитофон
Список используемой литературы
- Т. С. Лисицкая «Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64 с.
- С. В. Колесникова Детская аэробика: Методика, базовые комплексы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 157 с.
- Гимнастика и методика преподавания/Учебник для институтов физической культуры (Под ред. Смолевского В.М.). – Физкультура и спорт. – 1987. – 336с.
- Петров П. К.О Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности для 1-4 классов " Корригирующая гимнастика"
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательног...
Программа внеурочной деятельности "Ритмическая гимнастика"
Программа внеурочной деятельности начального общего образования в контексте нового ФГОС «Ритмическая гимнастика» по уровню освоения носит общеразвивающий характер, по цели обучения – ...
Программа по внеурочной деятельности «Корригирующая гимнастика»
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, имеет место рост количества детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности - в состоянии опор...
рабочая программа внеурочной деятельности КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 класс
программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 1 класса...
Программа внеурочной деятельности (спортивно – оздоровительное направление). Кружок "Гимнастика" для учащихся с 1 по 4 классы.
Программа внеурочной деятельности «Гимнастика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения, на основе авторской программы В....
Организация занятий в формате программы внеурочной деятельности"Оздоровительная гимнастика"
Система работы по коррекции осанки у младших школьников в рамках внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности "Гимнастика Work Out"
Воркаут - неформальный вид спорта, привлекающий молодежь.Все упражения выполняются с собственным весом на перекладине, // брусьях.Занятия проводятся на открытом воздухе, что имеет оздоровительный...