Рабочая программа кружка "Баскетбол" 13-15 лет
методическая разработка по физкультуре (7, 8, 9 класс)
Отличительные особенности программы: главной особенностью программы является то, что она рассчитана на индивидуальную и коллективную работу с учащимися. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_basketbol_starshie.docx | 109.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №382
КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РЕКОМЕНДОВАНА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ Решением Педагогического совета ГБОУ СОШ №382 Протокол № 10 от «15» июня 2021г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом ВрИО директора ГБОУ СОШ №382 И.О. Мордвинцева № 153-од от «15» июня 2021г. |
Рабочая программа
по кружку
«БАСКЕТБОЛ»
для обучающихся 13-15 лет
на 2021/2022 уч. год
Составитель:
Педагог дополнительного образования:
Никитина Ю.Н.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Актуальность:
В наше время в жизни современного школьника существует проблема гиподинамии. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся дефицитом двигательной активности. Естественно, что в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация физкультурно-спортивной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Вот почему среди наиболее эффективных средств физкультурно- спортивной работы со школьниками во внеурочное время баскетбол занимает видное место. Развивает двигательную активность, улучшает сердечно-сосудистую и дыхательную систему, укрепление иммунной системы организма. Разнообразное воздействие во время игры
стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними. В
постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходится в зависимости от ситуации. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Отличительные особенности программы: главной особенностью программы является то, что она рассчитана на индивидуальную и коллективную работу с учащимися. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Адресат программы: учащиеся 13-15 лет
Объем и срок реализации программы:
Данная программа рассчитана на один учебный год.
Продолжительность освоения 68 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа, с
перерывом не менее 10 мин.
Цель программы:
Создание условий для формирования у детей и подростков мотивации
здорового образа жизни, путем вовлечения в спортивную деятельность с целью
самореализации личности, физического и духовного развития.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений об игре в баскетбол;
- обучение основам техники и тактики игры в баскетбол;
- обучение основным техническим и тактическим приёмам.
Оздоровительные:
- укрепление здоровья;
- содействие гармоничному физическому развитию
Развивающие:
- развитие и совершенствование жизненно важных двигательных навыков
и умений;
- развитие основных двигательных качеств (быстроты, координации,
ловкости, выносливости, гибкости), а так же психических качеств
(памяти, внимания, мышления).
Воспитательные:
- привитие стойкого интереса к занятиям спортом, к баскетболу.
- формирование потребности в самостоятельном физическом развитии
детей и подростков.
- формирование потребности в здоровом образе жизни детей и
подростков
Организационно – педагогические условия реализации программы
Условия приема - принимаются все желающие, имеющие допуск врача. Программа занятий составлена в соответствии с возрастными психолого- педагогическими особенностями обучающихся. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для дальнейшей деятельности учащихся и реализации своих физических способностей. Условия формирования группы - программа рассчитана на индивидуальную и коллективную работу с разновозрастными учащимися от 13 до 15 лет. Количественный состав группы -10 человек. Особенности организации образовательного процесса – обусловлены её практической значимостью: занимаясь в секции по баскетболу, дети приобретают опыт командной работы, опыт участия в соревнованиях на разных уровнях (школа, район, город).
Этапы работы по программе:
1 этап - 3 месяца (спортивно- физкультурный)
совершенствование необходимых навыков владения баскетбольным мячом и развитие
физических качеств
2 этап - 3 месяца (основной)
Обучение к согласованию движений в целостные комбинации
3 этап - месяца (заключительный)
Совершенствование индивидуальными тактиками, работа в команде (игра в баскетбол)
На первом этапе
Учащие под руководством преподавателя совершенствуют свои навыки
владения баскетбольным мячом. Развивают физические качества -координация,
выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.
На втором этапе
Учащиеся знакомятся с основными комбинациями, используемые в игре
баскетбол. Учащиеся получают личный номер (расположение на игровой
площадке).
На третьем этапе
Учащиеся получают индивидуальные упражнения для совершенствования
индивидуальной тактики.
Формы организации деятельности учащихся на занятии - в ходе реализации
программы сочетается групповая (работа в команде) и индивидуальная работа
(работа с мячом, броски в кольцо).
Формы проведения занятий
1.Теоретические занятия:
• обобщающие теоретические занятия по темам, дающим
представления об основных особенностях спорта; знакомство с
известными баскетболистами;
• теоретические сведения о правилах игры в баскетбол;
• теоретические знания по технике и тактике баскетболиста
2.Практические занятия:
Занятия проводятся по следующим дисциплинам:
• броски в кольцо
• передачи мяча (на месте, в движении)
• комбинации в команде
3.Индивидуальные занятия:
Учитывая принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей,
каждому ребёнку требуются индивидуальные занятия по:
• ведение мяча
• броски в кольцо
• передачи баскетбольного мяча
Это необходимо для выравнивания возможностей детей.
4.Подготовительно – спортивные занятия подготовка и выступление:
• соревнования
Это способствует закреплению изученного материала, даёт учащимся
возможность поделиться своими знаниями и спортивными успехами с
публикой. Спортивные соревнования играют большую роль в психологическом
становлении личности – умение сосредоточиться, сконцентрироваться.
5.Игровые занятия:
• игры
6. Экскурсионные занятия:
• посещение баскетбольных матчей
Материально – техническое обеспечение:
Материально - техническое оснащение спортивного зала должно
соответствовать определенным нормам и требованиям. Инвентарь должен быть
хорошего качества, правильная разметка и размеры поля. Оснащение
спортивного зала следующее:
• спортивный зал, оснащенный баскетбольными кольцами в
количестве 4 шт.
• баскетбольные мячи-20 шт.
• теннисные мячи-20 шт.
• фишки – 12 шт.
• свисток-1 шт.
• секундомер -1 шт.
• манишки – 15 шт.
Кадровое обеспечение – педагог руководитель объединения, реализующий
данную программу владеет следующими профессиональными и личностными
качествами:
• обладает специальным физкультурно - педагогическим образованием;
• владеет навыками и приёмами организации спортивных занятий;
• знает физиологию и психологию детского возраста;
• умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
• умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
воспитанников;
• умеет видеть и раскрывать спортивные способности воспитанников
Планируемые результаты
Предметные
- устойчивый интерес к спорту, здоровому образу жизни;
-общее понятие о значении спорта и физических нагрузок в жизни человека,
- общее представление о спортивной картине мира;
-элементарные умения и навыки в различных видах спортивной деятельности.
- по истечении срока обучения по программе баскетбол, получив знания и
навыки, учащиеся имеют возможность реализовать свои умения в спортивной
деятельности.
Личностные
- развитые физические качества координация, выносливость, ловкость,
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы и технологии
Для реализации задач и содержания программы необходимо учитывать, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, физическим и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и педагогического подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
-принцип гармонического воспитания личности;
-принцип постепенности и последовательности в овладении баскетбольного мяча, от простого к сложному;
-принцип успешности;
-принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения ребенка;
-принцип физического развития;
-принцип доступности;
-принцип ориентации на особенности и способности – природосообразности ребенка;
-принцип индивидуального подхода;
-принцип практической направленности.
В основу разработки программы баскетбол положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- технология компетентностного и деятельностного подхода.
Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы занятия используются следующие формы работы:
1. показ баскетбольных приёмов, правильного выполнения упражнений
2. просмотр разучиваемого движения; исполнения какого-либо профессионального спортсмена;
3. устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного или правильно исполненного движения;
4. разучивание - по элементам; по частям; в целом виде; разучивание ведения мяча, бросок в кольцо, комбинации;
5. репетиционные занятия - подготовка к соревнованиям
Для освоения учащимися полного курса программы баскетбол используются следующие методы:
- словесные: объяснение технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о выдающихся спортсменов и т.д.;
- наглядные: демонстрация педагогом образца исполнения, использование аудио иллюстраций, видео примеров;
-практические: использование спортивных, дыхательных, двигательных упражнений и заданий;
- репродуктивный метод: метод показа и подражания;
- метод импровизации и сценического движения: это один из основных методов программы умение правильно действовать в сложившейся ситуации на спортивной площадке.
Система контроля результативности обучения
Формой оценки обучения воспитанника являются результаты, демонстрируемые им при участии в конкурсах, концертных программах.
Формы и методы оценивания результатов:
-создание ситуаций проявления качеств, умений и навыков
- устный анализ физических заданий
-устный анализ самостоятельных работ
Оценочный материал
Критерии оценок параметров, определяющих уровень подготовленности по
программе:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Для педагога:
1. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980
2. Баскетбол: Пер. с фр./Л. Легран, М.Ра. – М.: ООО «Издательство АСТ»:
ООО «Издательство Астрель», 2004. – 47 (1) с.:ил. – (Уроки спорта).
3. Волков Л.В., Теория и методика детского и юношеского спорта.
«Олимпийская литература», 2002
4. Гагаева Г.М. Подвижные игры в занятиях спортом. – М.: ФиС, 1980
5. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры.
5-11кл.; Метод. Пособие.-М.: Дрофа, 2003
6. Кузин В. В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения.-
Изд.2-е- М.: Физкультура и спорт, 2002.
7. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. – М.:
Академия, 2008 – Серия «Высшее профессиональное образование»
8. Программа дисциплины «Теория и методика баскетбола». Под
редакцией Ю. М. Портнова. – М., 2004 г.
9. Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для
студентов вузов с ссузов физической культуры.-М.: СпортакадемПресс, 2002
10. Полиевский С.А., Костикова Л.В., Давыдов А.М., Ерофеев С.Д.
Специальная подготовленность баскетбольных арбитров. Оценка и
совершенствование. – М.: Физкультура и Спорт, 2005. – 168 с., ил.
11. Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка Баскетболистов: Учебное
пособие/СПб: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2000 – 58 с.
Для детей и родителей:
1. Костикова Л. В. Баскетбол: Азбука спорта. – М.: ФиС, 2001 г.
2. Дрюэт Д., Мэйсон П. Баскетбол. Спорт для начинающих. Издательство:
АСТ, Астрель, 2002 г.
3. Что такое … Баскетбол. Издательство: Урал ЛТД, 2005 г.
4. Спортивные игры. Том 1/ Под редакцией Ю. Д. Железняка, Ю. М.
Портнова. – М.: Изд. Центр Академия, 2002 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 382
Красносельского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _____________И.В. Александров «31» августа 2021г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом исполняющего обязанности директора ГБОУ СОШ № 382 № 171 - од от «31» августа 2021г. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программа: «БАСКЕТБОЛ»
Группа: №1
Педагог дополнительного образования: Никитина Юлия Николаевна
№ | дата | содержание | теория | практика | кол-во часов |
Раздел № 1: «Вводное. Техника безопасности» | |||||
1 | 06.09 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
Раздел №2: «Общая физическая подготовка» | |||||
2 | 13.09 | Правила игры в | 1 | 1 | 2 |
3. | 20.09 | Упражнения для рук и | 2 | 2 | |
4. | 27.09 | Основные правила и | 2 | 2 | |
5. | 04.10 | Упражнения для рук и | 2 | 2 | |
6. | 11.10 | Прыжок толчком двух | 2 | 2 | |
7. | 18.11 | Остановка прыжком, | 2 | 2 | |
8. | 08.11 | Ускорения, рывки на | 1 | 1 | 2 |
Раздел №3: «Специальная физическая подготовка» | |||||
9. | 15.11 | Упражнения для ног. Бег с максимальной частотой шагов. | 2 | 2 | |
10. | 22.11 | Ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Игра в баскетбол. | 2 | 2 | |
11. | 29.11 | Ловля мяча одной рукой при встречном движении, при | 2 | 2 | |
12. | 06.12 | Упражнения для шеи и туловища. Игра в баскетбол. | 2 | 2 | |
Раздел № 4: «Техническая подготовка» | |||||
13. | 13.12 | Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам. Игра в баскетбол. | 2 | ||
14. | 20.12 | Средства и методы технической | 1 | 1 | 2 |
15. | 27.12 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
16. | 10.01 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
17. | 17.01 | Бег за лидером без | 2 | 2 | |
18. | 24.01 | Классификация приемов техники игры. Ведение мяча с | 1 | 1 | 2 |
19. | 31.01 | Передача мяча двумя руками сверху, от плеча, от груди. Игра в баскетбол. Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. | 1 | 1 | 2 |
20. | 07.02 | Ведение мяча без зрительного контроля, на месте, по прямой. Игра в баскетбол. | 2 | 2 | |
21. | 14.02 | Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, | 1 | 1 | 2 |
22. | 21.02 | Передача мяча двумя руками в движении, в прыжке, на одном | 2 | 2 | |
Раздел № 5: «Тактическая подготовка» | |||||
23. | 28.02 | Броски в корзину одной рукой сверху, одной рукой от плеча. Игра в баскетбол. | 1 | 1 | 2 |
24. | 07.03 | Обводка соперника с изменением скорости, с поворотом и переводом мяча. Игра в баскетбол. | 2 | 2 | |
25. | 14.03 | Броски в корзину одной рукой прямо | 2 | 2 | |
26. | 21.03 | Броски в корзину одной рукой с места, в движении, в прыжке | 2 | 2 | |
27. | 04.04 | Ведение мяча по дугам, по кругам, | 2 | 2 | |
28. | 11.04 | Броски в корзину одной рукой ,с | 2 | 2 | |
29. | 18.04 | Обводка соперника с изменением высоты отскока, с изменением | 2 | 2 | |
30. | 25.04 | Упражнения для развития скоростно- | 2 | 2 | |
Раздел № 6: «Контрольные игры. Участие в соревнованиях. | |||||
31. | 02.05 | Соревнования | 2 | 2 | |
32. | 09.05 | Соревнования | 2 | 2 | |
33. | 16.05 | Контрольно - переводные | 2 | 2 | |
34. | 23.05 | Контрольно - переводные | 2 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...