Формирование порядка учебных действий на уроках физической культуры в условиях реализации ВФСК ГТО
проект по физкультуре

Шаехов Марат Мавлидянович

Данный проект посвящен проблеме формирования универсальных учебных действий (УУД) посредствам поэтапной реализации ВФСК  ГТО  т.е. обобщенных действий, с одной стороны порождающих мотивацию к обучению, а с другой – позволяющих обучающимся свободно ориентироваться в различных предметных областях. В качестве главного результата рассматривается не знаниевый, а личностный результат.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_gto.docx69.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное автономное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №3 с.Бураево»

муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

на тему:

Формирование порядка учебных действий на уроках физической культуры в условиях реализации ВФСК  ГТО

                                                                     

                             

                                                                                Автор: Шаехов М.М,

учитель физической культуры,

высшей квалификационной категории

                                       

Бураево    

   ОГЛАВЛЕНИЕ

      Введение ____________________________________________________ ______ 3-4

Общие положения проекта_______________________________________________5-8

- Цели проекта _________________________________________________________5

- Задачи проекта ________________________________________________________5

    - Гипотеза проекта ______________________________________________________6

    - Ожидаемые результаты и критерии результативности _______________________6

   - Методы_______________________________________________________________7

   - В реализации проекта участвуют_________________________________________7

   - Актуальность проекта __________________________________________________7

   - Новизна проекта _______________________________________________________7

   - Ключевые методики, технологии, инструментарий__________________________7

   - Комплексный мониторинг эффективности реализации проекта _______________8

                             А) анкетирование обучающихся 1-11классов___________________ 8

                              Б) анкетирование родителей.

       Основная часть _____________________________________________________9-13

- ГЛАВА 1. Понятие о регулятивных учебных действиях

                                (теоретическая часть)_____________________________________13-17  

 - ГЛАВА 2. Методы, приемы, технологии формирования

                       регулятивных учебных действий (практическая часть)._____________17-18

- ГЛАВА  3.  Внеурочная деятельность по физической культуре.

                       Диагностический инструментарий уровня сформированности

                       УУД.________________________________________________________18-19

  1. Заключение ___________________________________________________ 20-21
  2. Литература и источники __________________________________________22

           

                                                             

ВВЕДЕНИЕ.

                                                                                 «Как дом начинается с фундамента,

так и подготовка молодёжи к

высокопроизводительному труду

и защите Родины начинается с детства

со школьной скамьи»

Есть желание - будут возможности, будет действие - появится результат...

Здоровьем сегодня «не блещут» ни старшеклассники, загруженные уроками, ни первоклашки, у которых все нагрузки еще впереди. Подростки стали менее сильными, лишь половина 17-летних мальчиков и девочек способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки. Проблема в том, что обучающихся, которые активно занимаются спортом,  очень мало.

          Одной из приоритетных задач современного общества специалисты всегда называли и называют задачу воспитания здорового человека, стремящегося быть успешным в жизни, способного защитить себя и своих близких в любой жизненной ситуации. В последнее время этот вопрос всё чаще встает на повестке дня, особенно это касается молодого поколения.

     Актуальность представленного опыта работы обусловлена тем, что в условиях  реализации ФГОС особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения обучающихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является самой значимой проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации. Именно поэтому президент РФ В.В. Путин предложил воссоздать физкультурный комплекс ГТО (Готов к труду и обороне). Введение норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» в программу средней школы – новшество, имеющее целью продвижение здорового образа жизни и профилактику хронических заболеваний школьников, гармоничное и всестороннее развитие личности учащихся, воспитание патриотизма и гражданственности, развитие детского спорта. Физкультурная подготовка ГТО существовала с 1931-го по 1991-й год с охватом населения от 10-ти до 60-ти лет, в настоящее время подобный экзамен снова будут сдавать обучающиеся начального, основного и старшего уровня образования. Возрождение комплекса призвано способствовать повышению уровня физического воспитания, формированию здорового образа жизни, готовности к труду и обороне у подрастающего поколения - поколения

будущего. Сдача тестов ГТО позволит более качественно проводить мониторинг состояния здоровья учащихся, отслеживать динамику изменения здоровья (учитывать их спортивный прогресс), понимать его причины. Комплекс ГТО, ФГОС — это те механизмы, которые, на сегодняшний день,  должны способствовать развитию у детей осознанной необходимости здорового образа жизни, учитывая особенности здоровья каждого ребенка.

Обучающиеся школ сдают нормы ВФСК ГТО в соответствии с требованиями 1-6 ступеней (от 6 до 18 лет). На этих уровнях образования (начальное общее, основное общее, среднее общее) физическое воспитание должно быть связано не только с развитием физических качеств обучающихся, но и с формированием ценностного отношения к собственному здоровью, формированием базы, достаточной для организации самостоятельных занятий по физической культуре, организации режима двигательной активности.                                                            

Таким образом, результатами обучения становятся  личностные, метапредметные и предметные достижения обучающихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т. ч. универсальных учебных действий.  К тому же, в силу своей специфики комплекс ГТО обладает огромным воспитательным потенциалом и является одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм. 

Вместе с Единой Всесоюзной спортивной классификацией комплекс ГТО играет основополагающую роль в системе нормативных оценок физической подготовки подрастающего поколения.

         Данный проект посвящен проблеме формирования универсальных учебных действий (УУД) посредствам поэтапной реализации ВФСК  ГТО  т.е. обобщенных действий, с одной стороны порождающих мотивацию к обучению, а с другой – позволяющих обучающимся свободно ориентироваться в различных предметных областях. В качестве главного результата рассматривается не знаниевый, а личностный результат.

Методологической основой опыта стали:  

теория современной дидактики, разработанная отечественными педагогами - В.П. Беспалько, A.B. Хуторским, М.Н. Скаткиным,

теория деятельности и её субъекта, разработанная российскими психологами школ JI.C. Выготского, C.JI. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева;  Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова;  

теория построения движений, разработанная H.A. Бернштейном;  

основные положения теории и методики физической культуры (П.Н. Анохин, Б.А. Ашмарин, В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, А.П. Матвеев, Ю.М. Николаев).  

При разработке системы работы по внедрению и реализации комплекса ГТО я опирался на труды А.Г. Асмолова, М.Я. Виленского, Ю.Н. Синицына.

             Показатели двигательной подготовки, так же как и нормы ГТО имеют возрастное разделение и различные показания для определённого возраста. В обоих случаях присутствует: бег, прыжки в длину, метание мяча, подтягивание на перекладине, метание гранаты.

Физкультурные нормативы должны быть гибкими, как заявил президент РФ Владимир Владимирович Путин, "перегибов быть не должно". Вопрос о невыполнимых для некоторых студентов требований по физической культуре подняла одна из студенток Балтийского университета на встрече с Путиным. По ее словам, зачастую нормативы трудновыполнимы для некоторых студентов, в том числе, физико-математических факультетов, а невыполнение приводит к отчислению из вузов талантливых студентов. «Должны быть гибкие подходы. Одно дело, когда человек может, но сачкует…Нужно побуждать. Нормативы должны быть, но чтоб добросовестные люди не подвергались отчислениям», — сказал президент.

Сдача норм ГТО в школе должна быть доступна и выполнима всеми детьми. Задача состоит в том, чтобы заинтересовать молодёжь и привлечь её к спорту. У некоторых

обучающихся на уроках физической культуры, не получается сдать нормативы, но они стремятся достичь нужного результата. Есть дети, которые сразу опустят руки. Гибкость нормативов должна быть для того, чтобы молодёжь не разочаровалась в своих способностях и не забросила занятия физической культурой.

                                      ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА

Цели проекта:

-систематизировать методы, приемы на первоначальном этапе формирования    регулятивных учебных действий в условиях реализации ВФСК ГТО на уроках физической культуры

            -популяризация здорового образа жизни,

-вовлечение детей, молодежи в регулярные занятия физической культурой,

- развитие массового спорта,

-гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения,

Задачи проекта:

1. Создать благоприятные условия для сдачи норм ВФСК «ГТО» и развития мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом.

 2. Обеспечить учащихся необходимой достоверной информацией о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране.

3. Достичь 90% охват учащихся основной группы здоровья, а также привлечение учителей и родителей при внедрении ВФСК «ГТО» в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №3»  с.Бураево.

4.Отбор перспективных и талантливых в видах спорта учащихся  и передача их в специализированные учебно-спортивные учреждения.

5. Тесное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, специализированными учебно-спортивными учреждениями по формированию здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры и спорта;

            Гипотеза: 

формирование у учащихся регулятивных учебных действий в условиях реализации ВФСК ГТО  даст нам ученика мобильного, способного анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, нацеленного на здоровый образ жизни.

Ожидаемые результаты и критерии результативности.

-Внедрение в практику системно-деятельного подхода, направленного на развитие творческих способностей учащихся, лежащих в основе познавательных УУД.

            -Разработка комплекса уроков, внеклассных мероприятий, направленных на формирования УУД.                

- Привлечение 90 % детей и подростков, отнесённых к основной группе здоровья к сдаче нормативов ВФСК «ГТО» через повышение мотивации школьников к занятиям

физической культурой и спортом и создание для этого благоприятных условий.

-100% информированность учащихся о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране;

-положительная динамика выполнения нормативов ВФСК ГТО обучающимися школы.

Методы

-Социологическое исследование вовлеченности обучающихся в занятия по предмету «Физическая культура» посредством электронного анкетирования учащихся 1-11 классов и их родителей

 - обучающие занятия, направленные на пропаганду сдачи ВФСК «ГТО» ;

 - мероприятия, направленные на укрепление и сохранение здоровья, в том числе спортивные;

- издание листовок и рекомендаций для школьников и родителей и их размещение на стенде школы;

 - выпуск информационно-справочного материала (буклеты, брошюры);

 - оповещение обучающихся и их родителей о проводимых мероприятиях через информационные стенды и сайт школы.

- предоставление информации для СМИ.

В реализации проекта участвуют:

 -учитель физической культуры для организации и проведения приёма нормативов комплекса «ГТО» (организация и проведение соревнований,спортивных мероприятий);

 -медицинский работник (медицинское сопровождение, организация контроля за состоянием здоровья участников, осуществление допуска к сдаче нормативов и наблюдение за проведением мероприятий)

-родительская общественность;

-инициативная группа обучающихся 9-11 классов – (разработка информационных материалов – стенд, мультимедийная презентация, проведение информационных мероприятий для младших классов,проведение встреч с обучающимися с целью повышения у них мотивации к сдаче нормативов комплекса «ГТО» и к занятиям спортом)

 Актуальность проекта:

Задачи сохранения здоровья учащихся в школе на сегодня стоят очень остро. Поэтому работа по организации физкультурно - оздоровительной деятельности даст возможность не только укрепить здоровье школьников, но и сформировать знания о культуре здоровья, мотивировать детей на здоровый образ жизни, создать условия для    раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма. Поэтому комплекс ГТО будет способствовать внедрению физической культуры в повседневную жизнь

подрастающего поколения, создаст необходимые возможности для всесторонней физической подготовки к труду и обороне своей Родины.

Новизна проекта:

 заключается в возрождении системы комплекса ГТО эпохи Советского Союза в новом современном формате с учетом приоритетов государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта и потребностей общества. Таким образом,  образовательная деятельность осуществляется посредством формирования у обучающихся опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, что обеспечивает развитие личности через формирование универсальных учебных действий.

            Реализация  нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в практику  работы школы требует совершенствования программ по дисциплине «Физическая культура», поиска новых форм и методов практической работы.

Ключевые методики, технологии, инструментарий:

Личностно-ориентированные технологии

формирование таких качеств личности как воля, дисциплинированность, ответственность, креативность, а также наличие позитивных изменений в  опыте и самосознании школьника

   

             Физическая культура

                        и спорт

целесообразная и полезная деятельность, инструмент всеобщего развития личности, необходимый для успешной сдачи нормативов «ГТО».

     

              Ориентация учащихся

       на здоровый образ жизни

подготовка к самостоятельному и осознанному жизненному самоопределению и социальная технология развития личности обучающихся

Социальное партнерство

открытая система социально-творческих инициатив. Это совместная коллективно-распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам

Комплексный мониторинг эффективности реализации проекта

Анкетирование обучающихся 1-11 классов.

  1. Знаете ли вы  что такое ВФСК «ГТО»?/ да, нет/
  2.  Хотите ли вы сдать нормы ВФСК «ГТО»? / да, нет/
  3. Занимаетесь ли вы спортом? / да, нет/

Результаты анкетирования:

  1. да-60 %, нет-40 %
  2. да-75%,нет-10%,не знаю-15%.
  3. да-65%, нет-35%

Анкетирование родителей

1.Нравятся ли вам увлечения вашего ребенка спортом ? / да, нет/

2.Удовлетворены ли вы результатами работы вашего ребенка? / да, нет/

3. Вы хотите чтобы ваш ребенок сдавал нормативы ГТО? / да, нет/

Результаты анкетирования.

  1. Да-85%, нет-15%

  1. Да-90%, нет-10%

  1. Да-95%, нет-5%.

                                                      Основная часть

ГЛАВА 1. Понятие о регулятивных учебных действиях (теоретическая часть)

Организация современного процесса обучения по предмету «Физическая культура» предполагает, что средством формирования физической культуры личности обучающегося является физкультурная деятельность, которая имеет множество видов: образовательная, спортивная, рекреационная, оздоровительная, адаптивная, коррекционная и др. Физическое упражнение трансформируется из основного средства физического воспитания в главный элемент (способ) видов физкультурной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, теоретической основой которого является системно-деятельностный подход, подразумевает, что базовым результатом образования в области физической культуры является освоение обучающимися основ физкультурной деятельности, совершенствование физической подготовленности, привитие навыков здорового образа жизни. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств обучающихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей. Эти способности выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными учебными действиями по физической культуре являются:

-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

-умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

- подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными

учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

- выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся вариативных условиях.

Урок физической культуры в соответствии

с требованиями ФГОС

В соответствии со структурой физкультурной деятельности, предмет включает в себя три основных учебных раздела:

- «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности);

- «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности;

- «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

В соответствии с программным содержанием предмета уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-обучающей и образовательно-тренировочной направленностью.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают обучающимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что обучающиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.

Эти уроки имеют свои особенности. Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).

Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение обучающимися учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств обучающихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.

В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих уроках обучающиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).

В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.

Отличительные особенности планирования этих уроков:

— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;

— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;

— планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.

В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.

Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью обучающихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.

Отличительные особенности целевых уроков:

— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;

— планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);

— использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;

— обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются обучающимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.

Исходя из технологических этапов проектирования урока, определены следующие компоненты:

– анализ и планирование новых образовательных результатов (цели) урока (личностных, метапредметных, предметных) и задач;

– подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;

– выбор средств обучения и оценивания, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов.

Все три типа уроков позволяют  школьникам подготовиться к сдаче норм ГТО на уроках физической культуры, и во внеурочное время.

          Школьный возраст включает в себя 5 ступеней комплекса:

I ступень: 1 - 2 классы (6 - 8 лет);

II ступень: 3 - 4 классы (9 - 10 лет);

III ступень: 5 - 6 классы (11 - 12 лет);

IV ступень: 7 - 9 классы (13 - 15 лет);

V ступень: 10 - 11 классы (16 - 17 лет);

     1 ступень охватывает детей дошкольного возраста и школьников 1-2 классов. Из девяти тестов 6 обязательных и 3 по выбору, из них 3 многовариантных. Для получения

бронзового, серебряного или золотого знака ГТО мальчики и девочки должны выполнить нормативы соответственно четырех, пяти или шести тестов, при этом выполненные нормативы должны содержать тесты на силу (подтягивание на перекладине, выжимание из положения лежа на полу, прыжок в длину), быстроту (бег на 30 метров, челночный бег 3х10 метров, гибкость (наклоны вперед) и выносливость (смешанное передвижение на 1 км, кросс на 1 км).

     2 ступень предназначена мальчикам и девочкам 9-10 летнего возраста (школьникам 3-4 класса). На данной ступени дети (мальчики и девочки) для сдачи нормативов бронзового, серебряного или золотого знака должны из девяти предлагаемых тестов выполнить соответственно пять, шесть или семь тестов.

     3 ступень ГТО рекомендуется мальчикам и девочкам 11-12 лет (школьникам 5-6 классов). На этой ступени сохраняется игровое упражнение (метание мяча), к которому добавляется туристский поход, и продолжается наращивание интенсивности упражнений и продолжительности рекомендованного двигательного режима. На этой ступени появляются тесты на стрельбу из пневматической винтовки, т.е. уделяется внимание началу подготовки не только к труду, но и к обороне.

     4 ступень охватывает возраст 13-15 лет. Интенсивность упражнений в этой ступени учитывает два противоположных фактора: уменьшаются затраты энергии на процессы роста, но половое созревание возбуждает психическую неустойчивость. Поэтому интенсивность упражнений, по сравнению с детскими этапами, наращивается. Сохраняются игровые и увлекательные виды упражнений (метание мяча, туристский поход). Количество необходимых для получения бронзового, серебряного и золотого знаков тестов возрастает соответственно до шести, семи и восьми штук из одиннадцати обязательных и по выбору.

      5 ступень ГТО разработана для возраста юношей и девушек 16-17 лет (старший школьный возраст. Особенности 5 ступени позволяют повысить интенсивность всех видов упражнений, заменить игровой вид упражнений (метание мяча) силовым (метание снаряда), но окончание полового созревания сопровождается явлением юношеской гипертонии, что повлекло сокращение продолжительности двигательного режима и сохранение на уровне 4 ступени требуемого для сдачи нормативов количества тестов.

         Таким образом, новые требования ФГОС позволяют также  решить  задачу  по подготовке максимального числа учащихся, которые смогли бы выполнить все нормативные показатели требований физической подготовленности комплекса ГТО для награждения бронзовым, серебряным, золотым знаком. Решаю данную задачу главным образом путём максимального использования возможностей, которые заложены в уроках физической культуры.

 

ГЛАВА 2.  Методы, приемы, технологии формирования регулятивных учебных действий (практическая часть).

                Реализация комплекса ГТО в урочной и внеурочной деятельности осуществляется мной   через разнообразные формы работы с обучающимися:

1. Анкетирование «Что ты знаешь о ГТО»  

2. Информационное сопровождение ( буклеты, информация на сайте школы, конкурс рисунков и плакатов, стенд)

3. Формирование групп по возрастным ступеням для сдачи норм «ГТО».

4.  Мастер-классы «Делай как я!» для учащихся 3 и 5 классов ( участников республиканского проекта «Здоровое поколение – сильный регоин»)  по разным видам нормативов ГТО (силовые, на гибкость, на скорость и выносливость)

5. Спортивный праздник для начальных классов.

6. Выполнение  силовых нормативов и нормативов на гибкость (спортзал школы). Сдача беговых нормативов (стадион  на площади Сабантуя).

9. Выполнение нормативов ГТО в рамках урочной деятельности.

Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий. Наиболее полно отвечают особенностям  как новых стандартов , так и  работе по достижению нормативов ГТО следующие ключевые методики, технологии, инструментарий:

      Личностно-ориентированные технологии – формирование таких качеств личности как воля, дисциплинированность, ответственность, креативность, а также наличие позитивных изменений в  опыте и самосознании школьника.

     Физическая культура и спорт – целесообразная и полезная деятельность, инструмент всеобщего развития личности, необходимый для успешной сдачи нормативов «ГТО».

      Ориентация учащихся на здоровый образ жизни – подготовка к самостоятельному и осознанному жизненному самоопределению и социальная технология развития личности обучающихся.

     Социальное партнерство - открытая система социально-творческих инициатив. Это совместная коллективно-распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.

      Главный способ, с помощью которого осуществлялись проектируемые преобразования –создание условий, побуждающих учащихся к активной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, для подготовки и сдачи нормативов ВФСК «ГТО».

Структура урока физической культуры в рамках системно- деятельностного подхода

Урок физической культуры проектирую в деятельностной модели обучения (по Л. Г. Петерсон) по следующим этапам:

Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Задача: осознание учащимися смысла и значимости предстоящей учебной деятельности, возникновение положительной эмоциональной направленности.

Актуализация знаний и умений.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для освоения нового знания и умения, выявление имеющихся затруднений, проблем.

Постановка учебной задачи.

Задача: обсуждение имеющихся затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса или практической задачи, на которые предстоит найти ответ в виде темы урока.

4. «Открытие» нового знания и умения (предложения как выйти из затруднительной ситуации).

Задача: решение учебной задачи, обсуждение путей её решения в групповом (парном) диалоге.

Первичное закрепление.

Задача: проговаривание нового знания и практическое выполнение продуктивных вариантов решения учебной проблемы, их комментирование.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Задача: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет через самоконтроль и самооценку.

Включение нового знания и умения в систему знаний и умений, их повторение.

Задача: закрепление и использование нового материала вместе с изученным ранее.

Рефлексия деятельности (итог урока).

Задача: осознание учащимися своей выполненной деятельности, оценка результатов деятельности своей и одноклассников. Вопросы:

– Какую цель мы ставили?

– Удалось ли её решить?

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

– Где можно применить новое знание и умение? и др.

Цель урока ставлю из заданной в программе по физической культуре, соответствующей требованиям ФГОС, планируемых результатов, т. е. включаю формирование тех или иных умений. При этом   учитываю, формирование каких видов универсальных учебных действий (УУД) предусматривает освоение данной темы урока. Для осуществления процедуры целеполагания урока физической культуры в рамках использую следующий алгоритм действий:

1. Определить тему урока в избранном классе в соответствии с программой обучения и тематическим планированием, ознакомиться с материалом учебника и методических пособий.

2. Определить, на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока, и исходя из этого сформулировать предметную и метапредметную цели урока. Личностный результат зачастую не формулируется как цель урока, т. к. не может быть достигнут за столь короткое время, которым располагает отдельный урок. Личностный результат рассматривается и измеряется в более долгосрочных проектах и программах обучения.

3. Определить, какие предметные действия следует включить в содержание урока, для того, чтобы способствовать формированию общего умения, сформулированного в «планируемых результатах» и обозначить их в качестве предметных «планируемых достижений» (задач).

4. Выделить из программы универсальные учебные действия (УУД), формируемые на данном этапе обучения и обозначить их в качестве метапредметных «планируемых достижений» (задач).

5. Зафиксировать выделенные цели и планируемые достижения (задачи) в проекте урока.

При подборе видов учебной деятельности на уроке, обеспечивающих достижение поставленных целей и задач урока, учитываю, что вся учебная деятельность на уроке должна быть представлена как система неких учебных задач. Эти учебные задачи даю обучающим через создание определённых учебных ситуаций, которые и предполагают осуществление определённыхуниверсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных.

Классификацию типов учебных ситуаций для построения учебной деятельности:

– ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (вырабатывается умение находить оптимальное решение);

 

– ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предлагаемым решением, которое следует оценить, а затем предложить своё адекватное решение;

– ситуация-иллюстрация – прообраз жизненной ситуации, которая включается в качестве факта в учебный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами электронных образовательных ресурсов, которая вырабатывает умение находить более простой и целесообразный способ её решения);

– ситуация-тренинг – образец стандартной или другой ситуации (предлагается описать или (и) решить ситуацию).

         Прежде чем начать работу по комплексу ГТО с учащимися по результатам диспансеризации, я составляю списки учащихся I – XI классов, которые допускаются по состоянию здоровья к подготовке и сдаче норм комплекса. Списки составляю по возрастным группам в соответствии со ступенями комплекса.

           К числу не допущенных относятся учащиеся, входящие в подготовительную и специальную медицинскую группы. Кроме этого по усмотрению медицинских работников от сдачи норм комплекса могут быть освобождены и те учащиеся, которые уже после диспансеризации перенесли продолжительные болезни.

          В начале своей работы я проведу тестирование. Наиболее эффективным является следующий порядок тестирования физической подготовленности обучающихся:

1. Тестирование в силовых упражнениях:

подтягивание из виса лежа на низкой перекладине и из виса на высокой перекладине;

сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу;

рывок гири;

поднимание туловища из положения лежа на спине.

наклон вперёд из положения стоя.

2. Бег на 30, 60, 100 м в зависимости от возрастных требований и ступени Комплекса.

3. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, прыжок в длину с разбега.

4. Кроссовая подготовка: 1; 1,5; 2; 3 километра.

          По результатам тестирования индивидуально с каждым обучающимся определяю на какой вид двигательной деятельности стоит обратить больше внимания, и с помощью каких упражнений и комплексов можно устранить данные пробелы в умениях и навыках.

      Приведу пример урока физической культуры, который направлен исключительно на подготовку школьника к выполнению норм и требований ВФСК ГТО. Данный урок имеет преимущество в том, что его можно использовать с 5 по 11 класс, изменяя лишь силовую нагрузку. Цель данного урока: подготовка к сдаче нормативов ГТО.

        Для функциональной подготовки организма проводится разминка, в неё я включаю:  разновидности бега, прыжков и общеразвивающие упражнения на месте.           На основном этапе урока обучающиеся решают поставленные задачи: выполняют упражнения, совершенствующие координационные способности. Обучающиеся делятся на группы случайным (или по силе физических способностей) образом.  Каждая группа выполняет определённую работу в течение 4-х минут по очереди на каждой станции. Соревновательный метод на каждой станции способствует эмоциональному фону занятий, увеличивает интерес к уроку. Упражнения на каждой станции направлены не только на развитие собственно двигательных качеств, но и на формирование прикладных умений, для этого использовались такие упражнения, как подтягивание, метание в цель, которые могут

быть использованы ученикам в реальной жизни. Освобожденные от физических нагрузок ученики активно принимают участие в уроке, помогая на станциях фиксировать лучшие результаты.

           Групповая форма проведения занятий способствует сплочённости учеников, повышению их коммуникативных способностей, развитию волевых качеств, самоконтролю, самоорганизации дисциплинированности, сдержанности, взаимовыручке.

          В заключительной части занятия провожу  опрос, направленный на закрепление знаний по физической культуре и спорту, чему способствует не только восстановительный характер, но и эмоциональный фон игры. Возможен опрос по правилам различных соревнований, знаний истории спорта, истории ГТО, знаний полного комплекса ГТО.

          Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществляется преимущественно в устной форме (вопросно-ответная; диалог и монологическое высказывание). У учеников также развиваются навыки самоконтроля.

          Высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока обеспечивается созданием благоприятного микроклимата и фона за счет разнообразия видов работы и единой её динамичности, хорошего взаимопонимания. Форма проведения урока и эмоциональный настрой позволяют обучающимся на завершающем этапе самостоятельно сделать вывод, а также дать оценку своей деятельности.

           Таким образом, моя задача на уроке физической культуры обратить внимание на все физические качества, а также знания о физической культуре и спорте для того, чтобы подготовить учащихся для успешного выполнения норм и требований ГТО

ГЛАВА3.     Внеурочная деятельность по физической культуре. Диагностический инструментарий уровня сформированности УУД

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий достичь нового качества образования. Именно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность по физической культуре отличается от учебной тем, что не только осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства обучающихся и условий школы, и строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей. Так возникла идея разработки Программы по физической культуре во внеурочной деятельности «Игровое ГТО», цель которой повышение интереса школьников к  комплексу  ГТО, удовлетворения их  разнообразных  потребностей.  Программа предусматривает следующее:

1)   совершенствование  процесса  подготовки  и  сдачи  норм  ГТО  на

основе его «игровой рационализации»;

2)  оценку  ГТО  как  такого  важного  элемента  системы  физического

воспитания школьников, который вовсе не заменяет эту систему в целом;

3) понимание системы физического воспитания как комплексной как по задачам, так и по формам и методам их решения.

В  основе  «игровой  рационализации»  ГТО  –  игровой  метод,  как

наиболее привлекательный и естественный для детей и подростков, который в  непринужденной  форме  повышает  физическую  подготовленность школьников  и

 который  оказывает  значительное  влияние  на  их  личностное  развитие  и  социализацию.

Диагностический инструментарий уровня сформированности УУД

Показателями эффективности  работы по формированию УУД в условиях реализации комплекса ГТО являются:

  • сформированность позитивных установок и ценностей ЗОЖ (увеличение количества занимающихся в спортивных секциях);
  • снижение случаев противоправного поведения учеников;
  • увеличение числа лиц, отказавшихся от вредных привычек;
  • увеличение числа родителей, поддерживающих реализацию комплекса ГТО.

Основные результаты реализации проекта оцениваются:

  • в количестве учащихся, принявших участие в сдаче норм ГТО, результатах сдачи контрольных тестов ГТО и в рамках мониторинговых исследований.

Развиваемые у обучающихся компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе их урочной и внеурочной деятельности. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты:

  • результаты сдачи контрольных тестов ВФСК ГТО;
  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих их людей;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта

        для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении собственного здоровья;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Общие и планируемые показатели сдачи нормативов ГТО.

Учебный год

Количество сдававших ГТО

   

  % от

общего   числа

2020-2021

80

16

Сводная информация о планируемом выполнении нормативов ВФСК ГТО» на 2018-2019 учебный год

400

90

Заключения и выводы

Создание комфортной культурно-досуговой среды, в которой бы уютно себя почувствовали различные слои населения, учет в деятельности запросов, интересов и потребностей обучающихся, создание условий для массового занятия физкультурой и спортом не только в урочное, но и во внеурочное время – первостепенные задачи, которые стоят в настоящее время не только в нашей школе, но и в районе.

           Таким образом важным  результатом реализации проекта по внедрению ВФСК «ГТО»  можно считать   привлечение большинства детей, отнесённых к основной группе здоровья к сдаче нормативов ВФСК «ГТО» через урочную и внеурочную деятельность.   Для достижения успеха, исхожу из следующего:

1.Сегодня важно отходить от применения   традиционных технологий в направлении   системно-деятельностного подхода, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. 

2.Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках физической культуры способствует общему развитию школьника, его адаптации  в обществе.  

 3.Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, успешность в различных видах деятельности.

            Применение на практике системно-деятельностного подхода позволяет  сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итог.           Результат  100% информированности  учащихся о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране, также является следствием использования данного подхода в обучении, поскольку формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разного учебного материала.  

Введение новых стандартов и реализация комплекса ГТО  нацелило на пересмотр позиций по оцениванию результатов деятельности учащихся на уроках физической культуры. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, учитывают взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке. 

Поэтому на своих уроках я применяю критериальное и формирующее оценивание, что позволяет определить уровень подготовки каждого ученика на всех этапах учебного процесса, уровень его готовности к сдаче норм комплекса ГТО; отследить индивидуальный прогресс и провести коррекцию индивидуальной траектории физической подготовленности школьников.

      Здоровые, социально-активные, коммуникабельные дети, ориентированные на здоровый образ жизни, приученные к самостоятельной активной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности – это тот результат, который, несомненно, даст взаимодействие новых государственных стандартов в образовании в сочетании с реализацией на всех уровнях обучения комплекса ГТО.

Литература и источники

1. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. – №5. – С. 15-18.

2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2015. — 288 с.

3. Кумарин В. Педагогика природосообразности и реформа школы.

     М., Народное образование, 2004 г.

  1. Миронов, А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А. В. Миронов. – Волгоград : Учитель, 2013. – 174 с.
  2. Селевко Г.К. Профориентация Энциклопедия образовательных технологий. Т1, М., НИИ школьных технологий. 2006 г.
  3.    Закон РФ «Об образовании».М.,2009
  4. Новикова Т. Проектные технологии  на уроках и во внеурочной деятельности.// Народное     образование .- 2000, - №6
  5. Новый Федеральный закон   «Об образовании в Российской федерации» 2012 год
  6. Федеральный Государственный  Стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 года  № 1897.
  7. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры.

Рассмотрен вопрос формирования УУД на уроках физической культуры....

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры.

Представлена презентация на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры"....

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры  данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэ...

Формирование универсальных учебных действий на уроке физической культуры

Доклад.  Формирование УУД на уроке физической культуры....

обобщение опыта по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС"

Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование регулятивных учебных действий на уроках физической культуры в условиях реализации ВФСК ГТО »

Знак "ГТО"На груди у него.Больше не знаютО нем ничего……..               Это стихотворение известного детского п...

Конструктор учебно-практических заданий – средство оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры.Презентация

Презентация на тему оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных  действий на уроках физической культуры по средствам конструктора учебно-практических заданий....