Характеристика здоровьесберегающих технологий школьников
методическая разработка по физкультуре
Данная методическая разработка посвящена вопросу здоровьесберегающих технологий школьников. Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_shkolnikov.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика здоровьесберегающих технологий школьников
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, которая направлена на сохранение и упрочение здоровья участников образовательного процесса, на формирование здорового образа жизни воспитанников и всего коллектива, на создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения. Данная деятельность направлена на создание оптимальных условий для сохранения, укрепления и формирования здоровья всех участников образовательного процесса в образовательном учреждении. Эта система состоит из методов, приемов, способов решения задач здоровьесбережения.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение возможности школьнику сохранить здоровье за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Главной задачей учителя физической культуры является не только качественное преподавание и передача школьникам необходимых знаний, умений и навыков своего предмета, но и содействие сохранению здоровья, активному пропагандированию здорового образа жизни среди школьников, формирование физически и духовно здоровых граждан государства.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов:
1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
3. Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1) технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
3) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
В современной школе существует понятие культуры здорового образа жизни личности, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Главной задачей учителя физической культуры является не только качественное преподавание и передача школьникам необходимых знаний, умений и навыков своего предмета, но и содействие сохранению здоровья, активному пропагандированию здорового образа жизни среди школьников, формирование физически и духовно здоровых граждан государства.
Важным звеном физической культуры является целенаправленное формирование здорового образа жизни, который основан на фундаментальных знаниях о здоровье, убеждениях и мотивации, а также устойчивом стереотипе систематически заниматься своим здоровьем; привитии навыков организации режима дня и повседневной физической активности.
Настоящая культура физической деятельности упорядочивает поведение человека, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности личность. Исходя из этого, систематическая двигательная активность является базисом культуры здоровья личности, ее фундаментальным компонентом.
Известно, что повышение уровня здоровья связано, прежде всего, не только с развитием медицины, но и с сознательной умственной работой самого школьника по восстановлению и развитию жизненных ресурсов.
Здоровьесберегающая деятельность школы может быть организована с помощью таких форм и методов, как:
− диспансеризация;
− профилактические прививки;
− дни и недели здоровья;
− спортивные школьные праздники;
− участие в районных спортивных соревнованиях;
− беседы о здоровье с учащимися и их родителями;
− оформление классных и школьных «Уголков здоровья» и др.
В школах и высших учебных заведениях в учебный процесс внедрены здоровьесберегающие образовательные технологии.
Данное направление включает психолого-педагогические технологии, программы, методы, обеспечивающие воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению, укреплению здоровья, представление о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. В связи с этим остаются важными вопросы оздоровления организма, иммуномодуляции, правильного развития и функционирования систем.
Двигательная активность является одним из важнейших факторов формирования общей культуры общества, где здоровье школьника является не только медицинской, но и экономической и социальной проблемой. Показатели двигательной активности формируют фундамент здоровьеформирующего воспитания школьников.
Уровни физической и функциональной подготовленности являются основными критериями оценки эффективности двигательной активности, где физическая подготовленность занимает особое важное место.
Вопрос физической подготовленности в контексте здоровья позволяет сформировать взгляд на культуру общества, уровень мотивации школьников к различным формам двигательной активности, заинтересовать в пропаганде здорового образа жизни.
Выводы
Сохранение и укрепление здоровья нации зависит во многом от отношения каждого индивидуума к своему здоровью. Формирование рационального отношения к здоровому образу жизни, пропаганда здорового образа жизни является важными приоритетами государственной политики. Проблема здоровья молодежи приобретает особую остроту в условиях сложной современной действительности, так как постоянные стрессовые, социальные, экологические и психические загрузки оказывают негативное влияние на здоровье населения. Основой решения проблемы формирования и сохранение здоровья школьника есть такая организация учебной деятельности в школе, в которой создается личная установка каждого школьника на здоровье, уверенность в себе и своих возможностях.
Одной из важнейших задач физического воспитания в школе является формирование у школьников устойчивого интереса и мотивации к физическому самосовершенствованию как основного фактора их качественной жизнедеятельности.
Несмотря на многочисленное количество исследований, направленных на изучение и повышение мотивации школьников на здоровый образ жизни и к занятиям физической культурой и спортом, отмечается отсутствие согласованности между теорией и практикой. Теоретический анализ современных литературных источников показал, что физическое воспитание отражает уровень целенаправленного использования физических упражнений с целью укрепления здоровья и гармонического развития личности.
Согласно современным концепциям занятия физическим воспитанием и спортом оказывают тренирующее воздействие на школьника: повышаются умственная и физическая работоспособность, уровень развития двигательных качеств, формируются и совершенствуются жизненно важные двигательные умения и навыки.
Анализ научных исследований свидетельствует о значительном интересе ученых к решению проблемы, касающейся формированию здорового образа жизни у школьников. Однако в практическом отношении данная проблема требует дальнейшего изучения осведомленности школьников о здоровом образе жизни, современных направлениях и тенденциях внедрения здоровьеформирующих технологий в процесс физического воспитания студенческой молодежи. Полученные результаты побудили нас к оценке представлений школьников о здоровом образе жизни, а также их физической подготовленности, как необходимой составляющей здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медведева В.Н. ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья школьников Современное традиционное состояние си
Медведева В.Н.ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение...
Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании современных школьников.
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества...
Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании современных школьников
Здоровьесберегающие технологии в нашей школе...
Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьников
Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведёт к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей...
Применение здоровьесберегающих технологий в аспекте выбора учебной мебели. Сравнительные характеристики парт и конторок в аспекте здоровьесбережения школьников.
Доклад на педагогическом совете школы 06.12.2017, посвящённый вопросам выбора школьной мебели. Приводится перечень основных проблем со здоровьем, связанных с сидячим образом обучения за традиционными ...
Урок для 8 класса с использованием здоровьесберегающих технологий «Кислород. Общая характеристика, нахождение в природе, получение».
Структура урока усвоения новых знаний разработана с учетом ФГОС . Так как данный урок проводится в системе исправительного учреждения, то пункт "Домашнее задание" отсутствует....
Доклад "Здоровьесберегающие технологии – понятие и общая характеристика"
Вопросы:Слайд 2. 1. Здоровье как основа благополучия человека и общества.2. Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их функции.3. Классификация здоровьесберегающих технологий.Слайд 3.1....