РП ВУД
рабочая программа по физкультуре
Программа внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС НОО «Корригирующая гимнастика». Направление: спортивно-оздоровительное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrigiruyushchaya_gimnastika.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №34
имени Амелина Станислава Александровича"
(МБОУ «СОШ № 34»)
Программа внеурочной деятельности
в условиях перехода на ФГОС НОО
«Корригирующая гимнастика»
Направление: спортивно-оздоровительное.
Составитель:
Учитель физической культуры
Волкова Мария Сергеевна
Кемерово
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Воспитательные результаты внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников (корригирующая гимнастика) распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе и различным ее проявлениям (животным, растениям, деревьям, воде и т.д.).
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
Личностные и метопредметные результаты освоения курса
Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по двум компонентам:
метопредметному и личностному.
Метопредметные результаты – учащиеся достигнут более высокого уровня развития двигательных способностей, у них будут сформированы навыки правильной осанки и рационального дыхания; укреплен мышечный корсет и мышечно-связочный аппарат стоп; укреплена дыхательная мускулатура и диафрагма; учащиеся овладеют знаниями о правилах поведения здорового образа жизни; о физическом, психическом, нравственном здоровье; будут уметь самостоятельно выполнять упражнения на расслабление, самомассаж и взаимомассаж; выбирать целевые установки для своих действий и поступков; разрабатывать комплексы упражнений и презентовать свои работы.
Личностные результаты – ответственность за свое физическое и нравственное здоровье, поступки, слова и мысли; представление о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения; сформировано сознательное отношение к здоровью вообще и к занятиям корригирующей гимнастикой в частности; внедрение упражнений корригирующей гимнастики в повседневный режим.
Содержание деятельности
Раздел 1. Вводное занятие (1 час).
Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (2 час).
2.1. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений (1 час). Здоровье физи-
ческое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.
2.2.Влияние питания на здоровья. Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы. Гигиенические и этические нормы . Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающим и окру-жающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
Раздел 3. Общая физическая подготовка (12 часов).
3.1. Упражнения в ходьбе и беге (2 часа). Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с
соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра;
захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
3.2. Упражнения для плечевого пояса и рук (2 часа). На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнером.
3.3. Упражнения для ног (2 часа). На месте в различных исходных положениях; у опоры; в
движении; с предметами; с партнером.
3.4. Упражнения для туловища (2 часов). На месте в различных исходных положениях (стоя,сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером.
3.5. Комплексы общеразвивающих упражнений (2 часа). На месте в различных исходных
положениях; с чередованием исходных положений; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (12 часов).
4.1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж (2 часа). Упражнения в
различных исходных положениях; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Потребность и навык красивой походки. Осанка, походка и имидж.
4.2. Укрепление мышечного корсета (2 часа). Упражнения на месте в различных исходных
положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнером.
4.3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени (2 часа). Упражнения у
опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
4.4. Упражнения на равновесие (3часа). На месте в различных исходных положениях ту-
ловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палка- ми, скакалками, мячами, обручами); с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
4.5. Упражнения на гибкость (3 часа). Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и дина-мических упражнений на растягивание: на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).
4.6. Акробатические упражнения (2 часа). Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки,
стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику.
Раздел 5. Дыхательные упражнения (2 часа)
Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания;
упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт единения с природой.
Раздел 6. Упражнения на расслабление (1 часа)
Упражнения в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнером.
Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция (1 часа).
Самоконтроль по: общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоцио-нального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные, дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).
Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж (1 часа)
Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка
организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приемы массажа в различных исходных положениях массируемого (лежа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приемы массажа.
Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления (2 часа).
9.1. Физкультурный праздник (1 час).
Мероприятие для начальной школы: соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с не занимающимися. Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты физической подготовленности:
- гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;
- гибкость плечевых суставов;
- силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45˚;
- сила мышц ног: прыжок в длину с места;
- силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удержание
ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах;
- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке
одной ноги с открытыми глазами;
- комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы
мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
9.2. Праздник здоровья (1 час).
I вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Конкурсы по корригирующей гимна-
стике и здоровому образу жизни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ. Постановка сценок на тему ЗОЖ.
Возможны также семейные конкурсы.
II вариант (мероприятие для начальной школы). Показательные сольные и групповые вы-
ступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности (на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости).
Формы контроля
1. Показательные выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку комплексов гимнастических упражнений (с предметами и без).
2. Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с
предметами и без).
3. Праздник здоровья. Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жиз-
ни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ, конкурсы.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Общее кол-во часов | Часы аудиторных занятий | ||||
|
|
| 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
1 | Вводное занятие (правила техники безопасности) | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
2 | Теоретические сведения (основы знаний) | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2.1 | Здоровье человека и влияние на него физических упражнений | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
2.2 | Влияние питания на здоровье | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3 | Общая физическая подготовка | 48 | 12 | 12 | 12 | 12 | |
3.1 | Упражнения в ходьбе и беге | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3.2 | Упражнения для плечевого пояса и рук | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3.3 | Упражнения для ног | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3.4 | Упражнения для туловища | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3.5 | Комплексы общеразвивающих упражнений | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
4 | Специальная физическая подготовка | 48 | 12 | 12 | 12 | 12 | |
4.1 | Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
4.2 | Укрепление мышечного корсета | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
4.3 | Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени | 10 | 2 | 2 | 2 | 3 | |
4.4 | Упражнения на равновесие | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
4.5 | Упражнения на гибкость | 6 | 2 | 2 | 2 | 1 | |
4.6 | Акробатические упражнения | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
5 | Дыхательные упражнения | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
6 | Упражнения на расслабление | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
7 | Самоконтроль и психорегуляция | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
8 | Самомассаж | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
9 | Контрольные испытания и показательные выступления | 3 | - | 1 | 1 | 1 | |
9.1 | Физкультурный праздник | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
9.2 | Праздник здоровья | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
| Всего | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тестирование.
а) Для контроля эффективности занятий, тест на статическую мышечную выносливость, предложенные И.Д.Ловейко[1]
* тест для мышц шеи:
И.П. - лежа на спине, руки вниз
1 - приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.
* тест для мышц живота:
И.П. - лежа на спине, руки вниз
1 - поднять ноги до угла 45є и зафиксировать положение.
* тест для мышц спины:
И.П. - лежа на животе, руки вверх
1 - прогнувшись и зафиксировать положение
б) Для определения подвижности позвоночника, методика, разработанная научными сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г.И.Турнера (г.Санкт-Петербург) О.С.Байловой и К.Ф.Зенкевич:
* И.П. - стоя на скамейке, стопы параллельно.
1 - наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах - 0 от скамейки).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тесты физической подготовленности:
- гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;
- гибкость (выворотность) плечевых суставов;
- силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45˚;
- сила мышц ног: прыжок в длину с места;
- силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удержание ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах;
- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;
- комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»
1. Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребенка?
а) хорошее
б) нормальное
в) плохое
2. Как часто Вы проверяете состояние здоровья своего ребенка?
а) раз в месяц
б) раз в полгода
в) раз в год
г) в этом нет необходимости
3. Вы занимаетесь физкультурой и спортом?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимаюсь
4. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимается
5. Как Вы относитесь к употреблению спиртных напитков?
а) считаю недопустимым
б) возможно умеренное употребление во время праздников
в) это недопустимо в присутствии ребёнка
г) не считаю это проблемой
6. Как Вы относитесь к курению?
а) это вредная привычка
б) это недопустимо в присутствии ребёнка
в) не считаю это проблемой
7. Считаете ли Вы свое питание рациональным?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
8. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне школы рациональным?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
9. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?
а) на море
б) дома
в) в санатории
г) в селе
д) другое
10. Как Ваш ребенок проводит досуг?
а) у бабушки
б) гуляет во дворе
в) смотрит телевизор
г) с друзьями
11. Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
12. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?
а) из специальных книг
б) из средств информации
в) из беседы с _____________________________________________________________
г) в школе
13. Вы прививаете здоровый образ жизни своему ребенку?
а) да
б) затрудняюсь ответить
14. Если прививаете, то каким образом?
а) с помощью бесед
б) личным примером
в) совместно