Дидактический материал про травматизм
статья по физкультуре

Политаева Татьяна Николаевна

Школьный спортивный травматизм.  Дидактический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didikticheskiy_material_pro_travmatizm.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный спортивный травматизм сегодня рассматривается как существенная проблема социального плана. Иногда он является одной из основных причин, угрожающих жизни. Если травмировалась ребенок во время занятия физическими упражнениями, то это уже не только медицинская проблема. Она вызывает социальные последствия для педагогического коллектива, которые негативно сказываются на воспитании, обучении, на семейных отношениях, работоспособности родителей и других членов семьи. В травмированных детей возникает и еще долго сохраняется остаточный повышенный уровень тревожности и эмоциональной неуравновешенности, иногда они вообще прекращают заниматься физическими упражнениями.

Авторы выделяют следующие виды травматизма:

семейный; бытовой; уличный (транспортный, другой);

школьный: а) во время перерыва; б) при уроков (на уроках физической культуры, на уроках трудового обучения);

спортивная: а) при организованных занятий спортом; б) при неорганизованных занятий спортом; другой травматизм.

Анализ травматизма при занятиях физическими упражнениями показал, что на его уровень влияет: несоблюдение учебно-тренировочной дисциплины; несоответствие спортивного оборудования условиям эксплуатации; неудовлетворительное состояние спортивного сооружения; несоответствие спортивной обуви и одежды условиям спортивных занятий; передозировки физических нагрузок; несоответствие техники выполнения в биомеханической структуры физического упражнения; неумение учителя применять приемы страховки и его неспособность научить своих воспитанников приемам самостраховки.

Цель исследований: выявить факторы школьного спортивного травматизма и исследовать пути его профилактики.

Основные цели: 1) Выявить травмоопасные виды спортивных занятий и определить общественное мнение относительно школьного спортивного травматизма. 2). Определить дидактические задачи профессиональной деятельности специалистов физического воспитания при проведении уроков физической культуры, спортивно массовых мероприятий, организации самостоятельных занятий спортом.

Результаты и их обсуждение. Исследование составляющих профилактики школьного травматизма в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений показало, что в большинстве своей на частоту травм у детей влияет неоправданный риск и пренебрежение учениками, учителями физической культуры элементарных правил предупреждения травматизма. Кроме этого, внеурочные формы занятий спортом (спортивные секции, популярные виды травмоопасных единоборств) иногда организуют лица без соответствующей квалификации, а тренировки проводят неспециалисты.

С целью выявления мотивации и желания заниматься травмоопасными видами спорта, мы провели опрос детей и их родителей в школах. До проведения опроса респондентов информировали о реальной возможности получения соответствующих травм во время занятий единоборств и другими травмоопасными видами. Нашим исследованием установлено, что занятия единоборства среди детей среднего школьного возраста нашло своих сторонников у мальчиков – 78% и девушек – 24%. Опрос родителей показал, что 68% были не против, а 23% категорически «за», чтобы их дети занимались боксом, карате или борьбой, преследуя цель: «уметь себя защитить».

Есть виды спорта, в которых формула “риск, оригинальность, виртуозность» предусмотрена программой соревнований: гимнастика, акробатика, фигурное катание, фристайл и др. Оценка сложности соревновательных программ, уровень мастерства, эстетика движений определяется именно границей возможностей человека. Вместе с достижением красоты движений, спортсмены постоянно находятся под риском получения травмы. Для родителей учащихся младшего школьного возраста в наших опросах информация о возможности травмирования их детей, если они выберут эти виды спорта для физического развития, существенно не изменила мнение о целесообразности выбора.

Но совсем иначе общество оценивает процесс физического воспитания ребенка в учебных заведениях. На вопрос «оправдываете Вы получения спортивной травмы во время занятий физической культурой в школе?» 87% родителей в наших опросах ответили «Нет», 5% – «Да» и 8% «Не уверен». Комментарии родителей к этой проблеме были требовательными по самой безопасности занятий. Проблема «кто виноват в травматизме детей во время занятий физической культурой?», Обвинялись деятельность учителя, материальная база для занятий спортом в школе, система профилактических мероприятий.

По видам спортивных специализаций чаще встречаются травмы опорно-двигательного аппарата механического воздействия. Исследование частоты спортивных травм позволило сгруппировать их по факторам травматизма по видам спорта. Но для наглядной представление о количестве травмированных в различных видах спорта мы ранжировали результаты анкетирования 2156 респондентов, что позволило выявить наиболее травмоопасны спортивные специализации.

Было обнаружено, что в профилактике травматизма при занятиях физическими упражнениями значительную роль играют дидактические составляющие: травмопрофилактичний инструктаж, выполнения правил страховки, самостраховки, оказание помощи при упражнениях.

В спортивных движениях не всегда удается предусмотреть травмоопасных ситуацию, поэтому минимизация травм достигается за счет соответствующего обустройства мест занятий и экипировки спортсмена. Требования к любому травма предупреждающего обустройства – устранить или уменьшить физическое воздействие на тело.

Спортивная одежда, обувь, экипировка – это то, с чего начинается безопасность занятий. Подбор его зависит от характера занятий физическими упражнениями (интенсивность, продолжительность), места (спортивный зал, стадион, открытая площадка и т.д.), температурных условий и вида спортивной деятельности. Основное назначение спортивной одежды – исключить факторы риска нарушения терморегуляции организма при выполнении физических упражнений в условиях различной температуры окружающей среды, а также обеспечить тело спортсмена от возможности получить травму. Неправильно подобранная одежда для занятий может быть причиной травм и заболеваний (потертости, переохлаждение, аллергические реакции на синтетические ткани и т.д.).

Спортивная обувь подбирается в зависимости от вида спортивной деятельности, покрытия мест занятий (деревянная, резиновая или бетонированная пол в зале; почву, асфальт, гравий на беговых дорожках и площадках и т.п.) и климатических условий. Основное назначение обуви – защитить стопу спортсмена, обеспечить качественные условия передвижения (отталкивания, амортизацию), а в некоторых видах спорта спортивная обувь является элементом экипировки (коньки, лыжи, горнолыжный спорт). Важным в подборе спортивной обуви является его вес и механические свойства. Например, для бега обувь должна иметь минимальный вес и максимальные упругие свойства, чтобы уменьшить распространение ударного действия от стопы на позвоночник.

Для уменьшения физического воздействия на спортсмена при падениях, столкновениях, ударах традиционно использовались такие материалы как песок, опилки, солома, вата и их комбинации. Современные технологии предлагают много синтетических материалов, которые рассеивают механическую энергию. Из них изготавливают спортивные маты, ограждения, ковры, защитное индивидуальное экипировки, и тому подобное.

В учебно-тренировочном процессе в некоторых видах спорта применяются страховочные лонжи, пояса, сетки, подвесные системы (акробатика, гимнастика, батут, альпинизм и т.д.) и другие принадлежности, которые помогают спортсмену в безопорном состоянии выполнить спортивное задание.

К спортивным тренажерам тоже есть определенные требования, которые определяются стандартами безопасности. При занятиях в тренажерных залах необходимо помнить: тренажер – это механическое устройство, которое имеет свойства ломаться и стать мгновенно опасным под действием физических нагрузок; перед началом тренировочного процесса необходимо изучить конструктивное назначение тренажера и его функциональную действие; без опытного инструктора или тренера занятия могут быть травмонебез- безопасную, а их планомерность и доза нагрузок не всегда окажут позитивное оздоровительной или тренировочный эффект; соблюдения гигиены занятий – залог сохранения здоровья.8-(article-picture1)

При организации урочных и внеурочных занятий учитель физической культуры (тренера) необходимо использовать дидактические элементы для профилактики травматизма. Мы предлагаем такую ​​тематику теоретических и практических занятий с воспитанниками:

  1. Понятие о детском травматизме. Его виды: бытовой, уличный, школьный, спортивный -20 минут.
  2. Травматизм и его предупреждение при занятиях физическими упражнениями и подвижными играми: травмирования при организации занятий на открытых площадках, в спортивных залах, на стадионах и беговых дорожках, на нестандартном оборудовании, в открытых водоемах и бассейнах, на лыжных трассах и самоорганизации игровых занятий – 30 минут
  3. Травматизм и его профилактика на уроках физической культуры. Его причины и методики предупреждения на уроках гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр, плавания, зимних видов спорта – 30 минут общего объема на каждом виде.
  4. Профилактика спортивного травматизма (45 минут): правила поведения в специализированных местах для занятий спортом; изучение травмопрофилактичних элементов самостраховки и страховки в избранном виде спортивной специализации; формирование навыков самосохранения при потере равновесия, падении, столкновении – «школа падения»; этика взаимно предупреждения и взаимопомощи в профилактике травматизма
  5. Первая помощь при возникновении травм – 30 минут.
  6. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата – 30 минут (практические занятия). Задания для самостоятельной работы воспитанников:
  7. Выписать все травмоопасные места в спортивных залах и на площадках и указать возможные варианты травмопрофилактикы.
  8. Разработать правила (кодекс) собственной безопасности по алгоритму: дом-улица-школа-спорт-друзья.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

  1. Существуют противоречия общественного мнения общества по оценке травмоопасность занятий физическими упражнениями. В наших исследованиях большинство респондентов определили, что профессиональные знания, функции и деятельность специалиста физической культуры в первую очередь должны быть направлены на сохранение здоровья учащихся
  2.  Реализация задач в профессиональной деятельности специалиста физической культуры, нуждается в модернизации содержания, форм и методов, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения, воспроизводство здорового населения, особенно когда речь идет о травмоопасность уроков физической культуры, спортивно-массовых мероприятий, организации самостоятельных занятий спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

Дидактический материал

Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...

Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»

Дидактический материал по теме  «Уровни организации живой материи»...