Современные подходы к реализации программы при занятиях тэг-регби, общий план работы и особенности тренировочного процесса
статья по физкультуре
Статься рассказывает о методических подходах к реализации программы при занятиях тэг-регби, общий план работы и особенности тренировочного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teg-regbi_statya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 175 Калининского района г. Санкт- Петербурга
Статья
«Методические подходы к реализации программы при занятиях тэг-регби, общий план работы и особенности тренировочного процесса»
Белоус Павел Валерьевич,
учитель физической культуры
Санкт-Петербург
2021
Современные тенденции развития игровых видов спорта, включая регби, идут по пути воспитания у обучающихся творческого участия в учебном процессе с решением задач, которые перед ним ставит преподаватель.
Тренер должен учитывать особенности возраста и подготовленности игрока, направлять его на опережение действий игроков противника. Следует учить юного игрока обыгрывать противника в неожиданный момент, быть готовым отдать пас партнеру и перейти в защиту.
Всегда удобно работать с талантливыми, быстрыми и ловкими игроками, забывая про остальных. Но настоящий преподаватель будет работать и находить радость от прогресса обучения со всеми.
Генетический багаж ребенка находится вне сферы влияния учителя, но генетические данные определяют предел его возможностей, поэтому одна из главных задач - это развитие у ребенка способностей не только выходить успешно из сложившейся игровой ситуации, но и самому пытаться создавать их. Обучить азбуки тэг-регби и научить игрока складывать полученные знания в форму ведения спортивной борьбы.
Уровень сложности психологических задач, а главное их последовательность на занятиях приведет к тому, что юные игроки будут осознано выполнять задания учителя. Во время игр важно не повышать голос, а внимательно смотреть на то, что не получается у игрока. Разговаривая с учениками, следует внушать, что важно не только быть сильнее и техничнее, но и «опережать в мыслях». Преподавание должно строится таким образом, чтобы ученики сами могли бы стать участниками процесса по дальнейшему развитию унаследованной практики и приобретении новых знаний.
Задачей обучения является тренировка понимания и освоения тэг- регби (игры). Процесс обучения должен нести новые знания и приносить радость. Урок и тренировку необходимо строить так, чтобы они вызывали восторг от полученных эмоций, в противном случае, в случаях неудачи ребенок будет искать повод не учувствовать в тренировке.
Преподаватель должен знать, где находятся границы возможностей конкретного ребенка, хорошо знать и преподносить свой материал, пробуждая любознательность, разжигая интерес и формируя уважения к игре.
Важнейшей из всех педагогических задач является внушение детям оптимистических взглядов на собственные способности. Работа учителя по воспитанию командного духа сводится к тому, что они строят свои отношения с каждым учеником в отдельности, подчеркивая его значимость для успеха всей команды. Преподавательский состав должен функционировать как «товарищество» людей, разделяющих ответственность за всестороннее развитие всех учеников, которые играют в тэг- регби. Учителя также должны тесно сотрудничать с родителями.
Первое знакомство с элементами тэг-регби (игры) у обучающихся обычно происходит в детском саду на занятиях по физической культуре. Инструктора по физической культуре в дошкольных учреждениях применяют в своей работе подводящие упражнения, игры с элементами тэг-регби, знакомят детей с инвентарем, площадкой, правилами игры. Перейдя в школу, дети продолжают знакомиться с игрой на уроках, на дополнительных занятиях, в секциях.
По результатам внедрения основ тэг- регби в образовательных учреждениях была создана система «ЖИВОЕ ЗЕРКАЛО», которая прошла апробацию и получила положительные отзывы педагогического сообщества при демонстрации на различных семинарах курсах повышения квалификации и мастер- классах для учителей города Москвы.
«Живое зеркало общения»
Когда ученики освоились с простыми заданиями, их учат работать в системе «живого зеркала». Этот метод помогает педагогу, показывающему упражнения, общаться с аудиторией своих учеников. «Зеркалом» являются те, кому упражнение демонстрируется, при этом предполагается, что педагог, проводящий работу, прежде всего смотрит на учеников, находящихся у него на занятии (на свое отображение в живом зеркале»), выявляя их реакцию на предложенные технические движения. Преподаватель может снижать или увеличивать нагрузку своих движений, изменять сложность и скорость их выполнения, в зависимости от ответной реакции «живого зеркала» - своих учеников. Метод «живого зеркала» был создан преждевсего как форма общения учителя с детьми средствами физической культуры.
Общение в движении
Урок физкультуры проводится в большом пространстве. На этом уроке дети постоянно двигаются, перемещаются, идет активная работа зрительной и слуховой систем. Этот прием учитель использует для того, чтобы максимально эффективно использовать пространство зала: и для активного перемещения, и для общения.
Ученики встают на линии разметки по всему залу. Звучит музыка, все начинают перемещаться по разметке. Начинается хаотическое движение. Но дети не толкаются, потому что здесь бегать нельзя – надо ходить.
Через некоторое время в игру включается участник с регбийным мячом. Он пытается «запятнать» им других игроков, поэтому теперь они должны осторожнее выбирать маршруты движения, чтобы не встретиться с водящим.
В игру вводится еще один мяч, и водящим приходится договариваться друг с другом о выборе маршрута, чтобы обойти группу одноклассников с двух сторон и «запятнать».
После этого начинается игра с названием «Бездомный котенок». Для того чтобы быть в ней успешными, от учеников требуются не только быстрота перемещений в поисках свободного «домика», но и хорошие коммуникативные способности.
Игра проводится так: все стоят в двух шеренгах лицом друг к другу. Каждый ученик стоит рядом со специальной меткой, а тот, которому метки не досталось, и есть «бездомный котенок». Каждый из игроков должен взглядом или жестами договориться с кем-то из шеренги напротив и быстро поменяться с ним местами, чтобы «котенок» не смог первым подбежать к его метке. Долго стоять на одном месте запрещается.
Завершается этот этап совместным изучением и исполнением парного танца.
Упражнения с мячами
Перед началом данного этапа учитель отмечает: «Теперь мы переходим к упражнениям с мячами – продолжаем развивать умение общаться, понимать других, проявлять свою индивидуальность в движении». Чтобы показать направление движения или его изменение, используются различные предметы (например, фишки) различного цвета. Все задания, которые дает учитель, ребята обязательно проговаривают вслух, обсуждают детали – это помогает им запомнить и осознать свои действия.
Вначале ученики строятся в две шеренги. Игрок, передав мяч партнеру напротив, перебегает в конец шеренги, объявляя: «Отдаю пас, двигаюсь в сторону -«паса», -встаю в конце шеренги», – причем преподаватель акцентирует внимание на последовательности выполнения задания. Звучит ритмичная музыка. Еще не начиная выполнять упражнение, ученики делают ритмичные движения. С одним мячом упражнение не вызывает сложности, но когда вводятся два, три мяча, появляются первые ошибки: мячи падают, но преподаватель не убирает их, напротив, добавляет другие. Вдруг ребята начинают справляться с заданием: был введен мяч другого цвета. Ориентируясь на него и сказав после его передачи, «последний», – ученики перемещаются в конец шеренги.
Следующую группу упражнений можно использовать для занятий на малых площадках. Осваивая технику владения мячом, дети вчетвером выходят в центр площадки и одновременно передают мяч в заранее оговоренном направлении. Ключевой фразой для выполнения является следующее: «выхожу в центр - вправо отдаю –вправо ухожу». Появление рядом с этой группой преподавателя или ученика в цветной жилетке является сигналом к смене задания или его усложнению обязательным является касание мячами игроками в центре.
Следующее упражнение, демонстрируемое учителем, можно условно назвать «Флаг Великобритании»: если на листе бумаги начертить схему передвижения учеников в этот момент, получится рисунок, напоминающий флаг этой страны. При этом ребята учатся основам тактического перемещения, характерного для многих спортивных игр.
Метками двух цветов отмечают углы и середины сторон прямоугольника (расстояние между метками по периметру – примерно 1,5–2 м). На двух сторонах (одной – длинной, а другой – короткой) метки красного цвета, на двух других – желтые.
Игру начинают 4 ученика, которые встают вдоль меток одного цвета лицом в центр площадки. Ключевая фраза: вправо отдаю –перебегаю. После передачи мяча направо каждый ученик перебегает к метке другого цвета, первый игрок – прямо, второй игрок - по диагонали, третий -прямо, и последний игрок - по диагонали. В результате мяч описывает контур «флага Великобритании», а дети, меняющиеся местами, как бы чертят на нем линии.
Все эти упражнения позволят изучать технику игры в тэг-регби на малых площадках и с большой моторной плотностью, но самая большая роль принадлежит учителю который, взаимодействуя с «ЖИВЫМ ЗЕРКАЛОМ» - СВОИМИ УЧЕНИКАМИ, должен так давать запланированный материал, чтобы ученики осваивали его в зависимости от физической и психологической готовности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ОТДЕЛЕНИЯ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА МОУ ДОД ДЮСШ «СПАРТАК-ОРЕХОВО»
Описание способов и видов воспитательной работы на отделении настольного тенниса нашей спортивной школы...
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в основном общем образовании на примере урока истории в 5 классе «Военные походы феодалов».
Разработка урока истории в 5 классе по теме "Военные походы феодалов" показывает на практике возможности формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС....
Анализ реализации программы дефектологических занятий
В материале проанализирована деятельность по ревлиизации задач рабочей программы учителя-дефектолога....
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В последние годы наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений человека. Исследования пространственных представлений имеют сравнительно короткую историю. Начало здесь положено т...
Интеграция общего и дополнительного образования в реализации программы развития общеобразовательной школы (на примере опыта работы ОДОД «ДеТвоРа» ГБОУ школы №404 Колпинского района Санкт-Петербурга)
В материале раскрывается опыт работы школы и ОДОД в рамках интеграйии основного и дополнительного образования...
Современные подходы к проектированию коррекционно-развивающего занятия
Презентация к семинару методического объединения учителей индивидуального обучения...
Особенности тренировочного процесса женской баскетбольной команды
Особенности тренировочного процесса женской баскетбольной команды...