Работа с детьми на уроках физической культуры имеющих ограниченные возможности здоровья
методическая разработка по физкультуре

Кузнецов Михаил Александрович

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_ovz.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с детьми на уроках физической культуры имеющих ограниченные возможности здоровья

Составитель: Учитель физической культуры

Кузнецов Михаил Александрович

Введение

В настоящее время все больше и больше становится в школах детей имеющих ограничения для занятий физической культурой. Знание особенности детей с ограниченными возможностями в здоровье и детей относящихся к специально – медицинским группам, дает учителю возможность организовывать и строить урок удобным для детей способом. Таким образом, домашние задания по физической культуре могут стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

Предмет исследования: процесс формирования теоретических и практических умений у детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Объект исследования: блоки домашних заданий.

Цель: разработать комплекс дидактических материалов способствующих формирования теоретических и практических навыков, средствами блоков домашних заданий по физической культуре.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Задачи:

1. Проанализировать современные подходы в формировании теоретических и практических умений у детей с ограниченными возможностями в здоровье;

2. Изучить и проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу с целью формирования теоретических и практических умений у детей с ограниченными возможностями в здоровье;

3. Выявить значение домашних заданий для повышения уровня знаний в области физической культуры и спорта;

4. Разработать и экспериментально проверить эффект блоков домашних заданий и методические рекомендации по использованию комплекса дидактических материалов, способствующих успешному формированию теоретических и практических умений у детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Понятие о специально - медицинских группах

В Российской Федерации существует система раннего выявления нуждающихся в терапии детей и дальнейшей организации их жизнедеятельности. В частности, ежегодные медицинские осмотры обучающихся позволяют разбить их на медицинские группы в соответствии с четырьмя критериями :

-наличие или отсутствие хронических заболеваний

-характер функционирования основных функциональных систем организма;

-степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;

-уровень физического развития и степень его гармоничности.

Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:

1-я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Сюда относятся школьники без хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие. К этой группе относятся 20 – 25% школьников, и такое наполнение первой группы не изменилось за последние 50 лет. Но сейчас характеристика здоровья этих детей не совсем объективна, так как к первой группе чаще всего относят тех, кому просто не поставили диагноз, хотя у них несомненно снижены адаптационные возможности, т.е. они находятся в «третьем состоянии».

2-я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений. Это не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (четыре и более раз в году) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие школьники. Эта группа имеет довольно расплывчатые критерии, поэтому отнесение к ней конкретного школьника часто является компетенцией (или не компетенцией) врача.

3-я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

4-я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.

5-я группа – больные в декомпенсированном состоянии: с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями; как правило, они не посещают образовательные учреждения общего профиля, а обучаются либо в специализированных школах, либо на дому и наблюдаются по индивидуальным схемам .

Комплексную оценку состояния здоровья и распределение по группам здоровья дает врач-педиатр.

Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода в организации занятий физкультурой или лечебной физкультурой. Так, для детей первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений в соответствии с государственными программами по физическому воспитанию для соответствующей возрастной категории. Дети второй группы здоровья как группа риска нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей. С ними необходимо проводить специальные мероприятия по закаливанию, занятия лечебной физкультурой, диетотерапию; для них требуется организовать рациональный режим жизнедеятельности в соответствии с состоянием их здоровья. Дети с третьей, четвертой и пятой группами здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей, их двигательный режим ограничен определенными противопоказаниями (но должен быть обязательной частью образа жизни), и для них удлиняется продолжительность отдыха и сна .

После распределения по группам здоровья детей, признанных годными к обучению в общеобразовательной школе, разбивают по медицинским группам, принадлежность к каждой из которых определяет и тот режим занятий физической культурой, который наиболее соответствует их состоянию здоровья. Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача-педиатра и учителя физкультуры.

На основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, делятся на четыре группы: основная, подготовительная, специальная и группа лечебной физической культуры.

К основной медицинской группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

К подготовительной группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья при недостаточном физическом развитии, а также с незначительными отклонениями в здоровье. К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями. Наибольшую наполняемость этой группы составляют школьники с очаговой инфекцией ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа и др. Такие дети часто болеют в период подъема острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения хронического тонзиллита, отита, гайморита. Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких, переход их в хроническую форму.

К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок или определенных противопоказаний в применяемых средствах физической культуры. В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из-за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку.

Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки, степень которой зависит от состояния здоровья данного школьника, его заболевания и других критериев состояния организма. Так, специальные медицинские группы комплектуются из обучающихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения. Поэтому физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе, соответствующей особенностям занимающегося в данной медицинской группе контингента.

К группе лечебной физкультуры относят детей (чаще всего относящихся к четвертой и пятой группам здоровья), которые имеют те или иные выраженные нарушения здоровья и освобождаются от занятий физкультурой в школе. Такие группы должны работать непосредственно при лечебных учреждениях под контролем соответствующего специалиста.

Таким образом, ни один ребенок, посещающий общеобразовательное учреждение, не должен быть полностью освобожден от физического воспитания. В случае, если такое положение имеет место, ответственность за него должен нести врач, принявший такое решение.

Физическое воспитание в специально - медицинских группах

Занятия физкультурой в медицинских группах непосредственно в образовательных учреждениях проводятся по соответствующим программам.

Основная группа. Здесь занятия проводятся по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) физического воспитания в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.

Подготовительная группа. Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя физической культуры и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.

Специальная медицинская группа. Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы заменяются выполнением индивидуальных заданий. Основной формой и средством работы специальной медицинской группы являются занятия лечебной физкультурой.

Перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.

Особенности проведения занятий физической культурой в специально - медицинской группе

В соответствии с ФГОС занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 40 - 45 мин. Учебные группы должны быть постоянными на весь период обучения и закрепиться за преподавателем, который обязан не только проводить непосредственно занятия средствами физического воспитания, но и вести систематические наблюдения за всеми изменениями и отклонениями в состоянии здоровья и успеваемости учащихся. Только при взаимном контакте преподавателя по физическому воспитанию и врача можно по – серьезному оказать помощь в улучшении здоровья учащихся .

Самоконтроль – одна из форм наблюдения за состоянием здоровья. Необходимо обучить простейшим методам самонаблюдения за результатами занятий. Ведение дневника самоконтроля вырабатывает у занимающихся сознательное отношение к занятиям, а также оказывает большую помощь врачу и преподавателю в определении физической нагрузки. Нередко причиной повышенной нервной возбудимости, плохого настроения, раздражительности, апатии, снижения аппетита, появления быстрой усталости является чрезмерная физическая нагрузка на занятиях. Анализ дневника самоконтроля поможет установить причину и своевременно выявить расстройство отдельных органов и систем. При выставлении текущей оценки обучающемуся СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным , использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию и стимулировала на дальнейшие занятия физкультурой. Итоговая отметка по физической культуре выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно – оздоровительную деятельность, а также с учетом динамики физической подготовленности .

Для обеспечения разносторонней физической подготовки и закрепления приобретаемых навыков во время уроков большое значение приобретают самостоятельные занятия во внеурочное время по заданию преподавателя и врача.

Учитель физической культуры должен хорошо знать характеристику каждого занимающегося в группе и так строить свои знания, чтобы учащиеся специально – медицинской группы не испытывали неудобств от присутствия. Каждое занятие должно быть продуманным от начала до конца. Не рекомендуются громкие команды во время проведения занятий. Не следует считать каждое упражнение, надо указывать только темп, ритм, дыхание. При плохом исполнении упражнения учащимися не нужно на этом акцентировать внимание всей группы, направлять необходимо тактично, исключаются отклики и реплики. Отношение преподавателя должно быть ровным, доброжелательным, спокойным. Такт, и еще раз такт, особенно при разъяснении недостатков в выполнении упражнений. В процессе контроля и самоконтроля за состоянием здоровья следует избегать заострения внимания на мнимых ощущениях, избегать «прислушивания» к реакции пульса и к дыханию. Надо у занимающихся выработать веру в их возможности и в применяемые средства физвоспитания содействующие нормальному функционированию их организма.

Соблюдая такт по отношению к занимающимся не должно быть послаблений за счет «неполноценности».

Следует иметь ввиду , что начинающие занятия в спецгруппах , как правило, на первых занятиях ведут себя очень стесненно и не только не согласовывают свои действия с товарищами , но даже дышать начинают как- то по особому.

Поэтому, именно с дыхательных упражнений, с обучения дышать правильно и должен начинать свои уроки преподаватель. При всех дыхательных и общеразвивающих упражнениях дышать следует через нос (за исключением специальных со звуковым выдохом). Через нос надо делать и вдох и выдох. И обычные команды отсчета в спец- группах следует заменять командами «вдох-выдох» и делать это следует до тех пор, пока преподаватель не убедиться в правильной постановке дыхания, вошедшей в привычку.

При выполнении динамических дыхательных упражнений и общеразвивающих упражнений необходимо помнить, что вдоху способствует разгибание туловища, разгибание ранее согнутых ног, разведение рук в стороны, поднятие вверх и за голову, а выдоху – сгибание туловища, опускание головы, сгибание ног, опускание рук, приседание. При выполнении прыжков, при метании, бросках набивного мяча и других ациклических движений, а выдох – в момент наибольшего усилия. Для снижения нагрузки и нормализации дыхания после физических упражнений целесообразнее использовать упражнения в статическом дыхании с одновременным расслаблением мышц в любом исходном положении.

Обучение учащихся правильному дыханию – очень важная и трудная задача. Большинство ослабленных учащихся медленно усваивают навыки правильного дыхания, особенно в сочетании в с движениями. Поэтому преподаватель физкультуры должен быть тактичен, терпелив, но и настойчив в решении этого вопроса. Учащиеся значительно быстрее осваивают и закрепляют навыки правильного дыхания, если получают задания по «дыхательной гимнастике» на дом.

Не менее важной задачей физического воспитания учащихся является воспитание правильной осанки, т.к. правильная осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение. Она способствует деятельности всего организма, обеспечивает нормальную работу внутренних органов, особенно легких и сердца, ведет к экономии в затратах энергии при физических нагрузках, в быту, труде и спорте, что повышает работоспособность. Даже небольшое плоскостопие понижает функцию всего опорно – двигательного аппарата и общий тонус учащихся, что ухудшает их физическое развитие и снижает работоспособность.

Основным средством формирования правильной осанки, коррекции ее нарушений и профилактики являются физические упражнения. В урок физической культуры необходимо включать не менее 10-12 упражнений для мышц плечевого пояса, спины и живота, способствующих образованию «мышечного корсета», удерживающего тело в правильном положении. Упражнения на воспитание осанки проводят в различных исходных положениях: стоя, сидя, стоя на коленях и на четвереньках, лежа на спине и на животе, в висе на гимнастической стенке.

В рамках реализации ФГОС сегодня в общеобразовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Вырастить здорового ребёнка – задача непростая. Здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельности.

В период школьного возраста у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Одной из причин медленного ухудшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости является недостаточная неосведомлённость родителей относительно способов организации физического воспитания в семье.

Дневник здоровья – это вид совместной работы родителей с детьми, не только по ведению здорового образа жизни, но и другого вида деятельности. В своих дневниках родители рассказывают нам, воспитателям, как они проводят свободное время со своими детьми, как они их развивают, и применяют методы здоровьясбережения, а также много другое. В Дневнике можно использовать не только текст, но и фотографии, цитаты. «Дневник здоровья» может использоваться в качестве дополнительного материала при изучении семьи, её устоев и внутрисемейных взаимоотношений.

Родители имеют возможность взглянуть на свою семью, взаимоотношения в ней, и на самих себя глазами ребенка.

«Дневник здоровья» содержит заметки из жизни ребенка, расположенные на нескольких страницах.

Основное содержание дополнительных заданий по предмету физическая культура

Подготовка учащихся к выполнению требований программы по физической культуре, развитие двигательных качеств и приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Задачи, которые решаются с помощью домашних заданий:

1) увеличение двигательной активности учеников;

2) развитие основных физических качеств;

3) профилактика нарушений осанки;

4) подготовка к выполнению требований программы по физической культуре;

5) выработка у ребят простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку.

Выполняя домашние задания, можно решать и такие оздоровительные задачи, как профилактика и коррекция осанки учащихся, формирование навыков личной гигиены.

Домашние задания состоят из упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств. Они также могут включать простейшие элементы техники движения, имитационные упражнения, упражнения, выполняемые систематически, и одноразовые задания, подводящие упражнения. Это могут быть развивающие упражнения, упражнения для формирования прочных навыков ходьбы и бега.

Домашние задания могут быть как теоретического, так и практического характера.

Как форма домашнего задания приветствуется самостоятельная двигательная деятельность детей, которая заключается в том, что они сами выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, подвижные, игры с друзьями и т. д).

Домашние задания должны быть гармонично связаны с работой на уроке и должны даваться после их освоения. Необходимо чтобы учитель наглядно показывал технику выполнения упражнения и давал строгую нагрузку. Задания задаются на дом, соответственно по теме, проходимого материала.

Не рекомендуется давать задания по выполнению сложных упражнений, требующих условий и страховки.

Дома выполняются упражнения, требующие длительного, многократного повторения. Может входить в домашнее задание ежедневное выполнение под наблюдением родителей тех комплексов упражнений, которые разучивались в школе.

Домашние задания могут быть как общими для всех, так и индивидуальными, если присутствует отставание в каком-либо разделе или теме.

При заданиях на дом учителю необходимо ориентировать учеников на обязательное соблюдение санитарно-гигиенических условий для их выполнения, обращать большое внимание на обеспечение ими безопасности во время выполнения упражнений (подготовленность места - отсутствие лишних предметов, и т. д.).

Время, затраченное на выполнение домашних заданий не должно превышать 15-20 мин.

Чтобы домашние задания были результативными, необходимо выполнять их систематически. Учитель должен осуществлять контроль над их выполнением. Такой контроль осуществляется, прежде всего, на уроках. Он может состоять в проверке правильности выполнения упражнений, мониторинге физического развития, также в выполнении техники определённого упражнения.

Контроль над выполнением домашних заданий проводится текущим, фронтальным способом. Проверяется правильность выполнения упражнений, оценивается прирост показателей уровня физической подготовленности.

Вместе с тем учителю следует нацеливать и родителей на необходимость наблюдения, стимулирования и поощрения выполнения детьми заданных упражнений.

Контроль за выполнением домашних заданий осуществляется методом опроса, проведением регулярного тестирования, оценивания правильности выполнения заданных упражнений, которые демонстрируются учениками.

Правила организации самостоятельных занятий по физической культуре.

1. Упражнения должны быть несложными по координации и доступными для учеников.

2. Подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.

3. По времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные.

4. Задания задаются индивидуально и по группам.

5. Задания со временем усложняются.

6. Задание соответствуют индивидуальным особенностям.

При подборе упражнений для домашних заданий надо ориентироваться на:

Содержание и задачи изучаемой темы.

Индивидуальное развитие физических возможностей учащихся, их возрастные и половые особенности.

Чтобы учащиеся в домашних условиях самостоятельно выполнили упражнения, рекомендуется давать им:

Общеразвивающие упражнения типа зарядки, упражнения на осанку, разученные на уроке и предназначенные для ежедневного выполнения учащимися утром.

Упражнения с предметами – мячами, скакалками, гимнастической палкой, если учащиеся недостаточно точно и четко выполняли их на уроке.

Повторение поворотов на месте под свой счет или под счет товарища.

Разучивание текста физкультминуток.

Вопрос о домашних заданиях по физической культуре является проблемным, так как он очень слабо отражён в педагогической литературе, да и домашние задания по физической культуре характерно отличаются от заданий на дом по другим общеобразовательным предметам. В основном в школах в принципе отсутствуют домашние задания по физкультуре. Проблемы организации самостоятельных занятий в начальной школе не раскрыты в программах по физической культуре .

Расширение физкультурной и спортивной работы, улучшение ее организации по месту учебы является одной из актуальных проблем физического воспитания в школе. Большое значение здесь имеет формирование у школьников стремления к самостоятельному физическому самосовершенствованию.

Необходимо организовать ежедневные занятия всех учащихся физической культурой на уроках и во внеурочное время. Решение этой проблемы во многом зависит от умения учащихся использовать средства физической культуры для укрепления своего здоровья, поддержания высокой работоспособности, навыков самостоятельных занятий.

Физическая культура, являясь частью общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

На протяжении педагогической деятельности мы наблюдаем за физической подготовкой и теоретическим уровнем знаний детей в области физической культуры и спорта. К сожалению, дети в современном мире редко интересуются историей спорта, спортивными достижениями, результатами соревнований не только в мире, но и в нашей стране.

Заключение

Достаточно исследовав проблему, мы пришли к выводу, что теоретическая часть физической культуры, а так же домашние задания по предмету вызывают повышенный интерес у учащихся и не ущемляют их возможность в получении оценок по физической культуре. Блоки домашних зданий могут быть использованы не только для детей отнесённых к специально - медицинским группам и временно освобожденных от занятий физической культуры, но и детям с ограниченными возможностями в здоровье.

Таким образом, подводя итог проделанной работы, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что домашние задания являются главной движущей силой к повышению интереса детей по предмету физическая культура и усилия учителя должны быть направлены на создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями, особенно в наше время, когда ФГОС является сохранением фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-педагогическая направленность коррекционно-профилактической работы с детьми «группы риска», имеющими ограниченные возможности здоровья».

Опыт социально-педагогической работы в школе 8 вида. Даются понятия девиантного поведения, методы коррекции социально-негативных черт личности с ОВЗ. Основные направления коррекционно-профилактической...

Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»

«Успешное выполнение деятельности, является  важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества,  острое социально-экономическое значе...

Презентация на тему: "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми на уроках физической культуры"

"Коррекционно-оздоровительная работа с детьми на уроках физической культуры"...

выступление "Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )(НОДА) на занятиях ручной вышивкой".

    Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа.   Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых  их обуча...

Роль учителя-дефектолога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обучающимися в общеобразовательной школе.

Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обуч...

Особенности построения работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях логопедической группы.

Систематическая комплексная коррекционная работа и работа по изодеятельности является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок ...