Статья «Игровые технологии на уроках физической культуры»
статья по физкультуре (5 класс)

Новиков Руслан Александрович

Учитель физической культуры Новиков Руслан Александрович

«Игровые технологии на уроках физической культуры»

Введение.

Одной из главных проблем современного общества является гиподинамия, то есть низкая двигательная активность. Её последствием является повышение уровня заболеваний. Мы часто можем заметить, что дети предпочитают современные гаджеты прогулкам, играм, физическим упражнениям. Приобщение ребенка к игровой деятельности на уроках физической культуры способно изменить положение дел.

 

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игровые технологии обучения – это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. С помощью игры можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Существует огромное количество игр, но их трудно разделить на группы и дать им точную классификацию, так как каждая игра может содержать элементы другой игры. Из всего многообразия можно выделить лишь некоторые подгруппы игр:

- Подвижные игры (игры, разные по содержанию, организации и сложности правил, среди которых можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы) и спортивные (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей и др.). Подвижные игры — это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре обычное становится необычным, а значит особенно привлекательным. Главный признак подвижных игр — это наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития. Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только таких ценных физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются многие интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность.

- Игры – состязания. Такие игры помогают самоутвердиться, выявить скрытые способности и продемонстрировать имеющиеся.

- Хороводные игры – это игры, в которых принимают участие все желающие. Эти игры рассчитаны на большое количество игроков. Подобные игры повышают настроение, предполагают заучивание песен, стихотворений и потешек. Данные игры примиряют, способствуют развитию здорового детского коллектива, учат дружбе и равенству.

-По числу участников — одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые.

Групповые игры - это игры трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель. Такие игры помогают учителю

не только разрядить обстановку но дать детям возможность выбрать соперников или помощников.

Командные игры. Обычно в таких играх участвуют две команды и основа таких игр – соперничество. Играя в командные игры, дети должны выбрать капитанов или командиров, которые будут отвечать за порядок в команде и правила выполнения заданий.

- Игры – эстафеты – эти вид спортивных игр, в которых участники поочередно выполняют какое-либо действие, и каждый участник, закончив свой этап, передает «ход» следующему игроку. В играх-эстафетах развиваются физические возможности детей: скорость бега, ловкость, сила, выносливость, быстрота реакции, координация движений.

- Подражательные игры - это игры весёлого и игривого характера. В подражательной игре ребенок что-то воспроизводит. Участие принимают все без исключения. Обычно это дразнилки, пантомимы, которые помогают детям открыть свои актёрские способности.

- Игры на развитие внимания. Такие игры помогают активизировать учащихся, заставить их мобилизовать всё внимание и выдержку, умение не только концентрировать своё внимание и зачастую умение держать равновесие.

- Музыкальные игры. Данные игры требуют музыкального сопровождения и необходимой аппаратуры или музыкального инструмента. Эти игры развивают чувство ритма и такта. Звуки музыки положительно влияют на развитие определённых областей детского мозга, поэтому такие занятия должны быть регулярными. Подобные игры помогают малышам погружаться в мир звуков и инструментов, но всё это происходит в интересной форме, что значительно упрощает процесс обучения.

Таким образом, игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания школьников. Она способствует физическому, умственному, нравственному, эстетическому, коммуникативному развитию ребенка. Обучающиеся, в работе с которыми регулярно используется игровая технология, посещают уроки физической культуры регулярно и с удовольствием.

 

Список использованной литературы:

1. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы С-Пб.: Изд-во РГТ1У им А.И.Герцена, 1992.

2. Александров С.А., Мацкевич М.В. Игра сказка на уроке физической культуры в младших классах средней школы. - Минск: 1991- 48 с.

3. Байер И. Воспитание детей в играх. // Дошкольное воспитание 1965 -№ 2.

4. Былеева Л., Яковлев В. Подвижные игры. Учебник для физкультурных ВУЗов М.: Физкульгура и спорт, 1965 - 192 с.

5. Водолажский Г.Г., Державец М.А. Игровые и соревновательные приемы проведения общеразвивающих упражнений Ставрополь, 1968 -48 с.

6. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребён-ка.//Вопросы психологии,- 1966,- N 6 с. 72.

7. Геллер Е М. Основные функции подвижных игр.//Теория и практика физической культуры 1987 - N 3 - с. 20-21.

8. Глобенко Т.К. Подвижные игры на уроках физической культуры в школе.- Нальчик, 1971.- 53 с.

9. Капустина, Ю. Н. Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры / Ю. Н. Капустина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 10-11.

10. Золотухина И. А. Подвижные игры на уроках физической культуры в начальной школе как фактор формирования мотивации к учебным занятиям / Золотухина И. А., Дедловская М. В., Беликова Е. В. // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2018. - № 2– С. 41-46

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovye_tehnologii_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель физической культуры Новиков Руслан Александрович

«Игровые технологии на уроках физической культуры»

Введение

Одной из главных проблем современного общества является гиподинамия, то есть низкая двигательная активность. Её последствием является повышение уровня заболеваний. Мы часто можем заметить, что дети предпочитают современные гаджеты прогулкам, играм, физическим упражнениям. Приобщение ребенка к игровой деятельности на уроках физической культуры способно изменить положение дел.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игровые технологии обучения – это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. С помощью игры можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся.
Существует огромное количество игр, но их трудно разделить на группы и  дать им точную классификацию, так как каждая игра может содержать элементы другой игры. Из всего многообразия можно выделить лишь некоторые подгруппы игр:

 - Подвижные игры (игры, разные по содержанию, организации и сложности правил, среди которых можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы) и спортивные (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей и др.). Подвижные игры — это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре обычное становится необычным, а значит особенно привлекательным. Главный признак подвижных игр — это наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития. Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только таких ценных физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются многие интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность.

 - Игры – состязания. Такие игры помогают самоутвердиться, выявить скрытые способности и продемонстрировать имеющиеся.

 - Хороводные игры – это игры, в которых принимают участие все желающие. Эти игры рассчитаны на большое количество игроков. Подобные игры повышают настроение, предполагают заучивание песен, стихотворений и потешек. Данные игры примиряют, способствуют развитию здорового детского коллектива, учат дружбе и равенству.

-По числу участников — одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые.

Групповые игры - это игры трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель. Такие игры помогают учителю не только разрядить обстановку но дать детям возможность выбрать соперников  или помощников.

Командные игры. Обычно в таких играх участвуют две команды и основа таких игр – соперничество. Играя в командные игры, дети должны выбрать капитанов или командиров, которые будут отвечать за порядок в команде и правила выполнения заданий.

 - Игры – эстафеты – эти вид спортивных игр, в которых участники поочередно выполняют какое-либо действие, и каждый участник, закончив свой этап, передает «ход» следующему игроку. В играх-эстафетах развиваются физические возможности детей: скорость бега, ловкость, сила, выносливость, быстрота реакции, координация движений. 

 - Подражательные игры - это игры весёлого и игривого характера. В подражательной игре ребенок что-то воспроизводит.  Участие принимают все без исключения. Обычно это дразнилки, пантомимы, которые помогают детям открыть свои актёрские способности.

- Игры на развитие внимания. Такие игры  помогают активизировать учащихся, заставить их мобилизовать всё внимание и выдержку, умение не только концентрировать своё внимание и зачастую умение держать равновесие.

 - Музыкальные игры. Данные игры требуют музыкального сопровождения и необходимой аппаратуры или музыкального инструмента. Эти игры развивают чувство ритма и такта. Звуки музыки положительно влияют на развитие определённых областей детского мозга, поэтому такие занятия должны быть регулярными. Подобные игры помогают малышам погружаться в мир звуков и инструментов, но всё это происходит в интересной форме, что значительно упрощает процесс обучения.

Таким образом, игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания школьников. Она способствует физическому, умственному, нравственному, эстетическому, коммуникативному развитию ребенка. Обучающиеся, в работе с которыми регулярно используется игровая технология, посещают уроки физической культуры регулярно и с удовольствием.

Список использованной литературы:

  1. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы С-Пб.: Изд-во РГТ1У им А.И.Герцена, 1992.
  2. Александров С.А., Мацкевич М.В. Игра сказка на уроке физической культуры в младших классах средней школы. - Минск: 1991- 48 с.
  3. Байер И. Воспитание детей в играх. // Дошкольное воспитание 1965 -№ 2.
  4.  Былеева Л., Яковлев В. Подвижные игры. Учебник для физкультурных ВУЗов М.: Физкульгура и спорт, 1965 - 192 с.
  5.  Водолажский Г.Г., Державец М.А. Игровые и соревновательные приемы проведения общеразвивающих упражнений Ставрополь, 1968 -48 с.
  6.  Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребён-ка.//Вопросы психологии,- 1966,- N 6 с. 72.
  7.  Геллер Е М. Основные функции подвижных игр.//Теория и практика физической культуры 1987 - N 3 - с. 20-21.
  8. Глобенко Т.К. Подвижные игры на уроках физической культуры в школе.- Нальчик, 1971.- 53 с.
  9. Капустина, Ю. Н. Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры / Ю. Н. Капустина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 10-11. 
  10. Золотухина И. А. Подвижные игры на уроках физической культуры в начальной школе как фактор формирования мотивации к учебным занятиям / Золотухина И. А., Дедловская М. В., Беликова Е. В. //  Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. –  2018. - № 2– С. 41-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»...

Игровые технологии на уроках физической культуры

Данный материал содержит презентацию и фотографии по теме....

Проект педагогического эксперимента по теме: "Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников".

Цель проекта : экспериментально доказать необходимость применения игровых технологий, как средства развития уровня физической подготовленности школьников на уроках физической культуры....

«Игровые технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств»

laquo;Игровые технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств»...