Статья "Актуализация оздоровительной направленности уроков физической культуры"
статья по физкультуре

В статье рассмотрена проблема актуальности оздоровительной направленности уроков физической культуры для подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualizatsia_ozdorovitelnoy_napravlennosti.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Основополагающим фактором на сегодняшний день является все большее осознание физической культуры, как элемента общей культуры личности и общества. Наиболее существенной проблемой школьной физической культуры можно считать проблему приоритетной направленности учебного предмета «физическая культура». Какому из направлений отдать предпочтение: оздоровительному, тренировочному или образовательному? Дискуссии по этому вопросу ведутся далеко не первый год, и до сих пор направленность урока физической культуры в школьной программе однозначно не определена.

Однако, существует реальная актуальность развития оздоровительного направления, поскольку, исходя из проведенного экспертами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков при ФГАУ  «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ, можно судить о том, что полностью здоровых старшеклассников в России практически нет[2]. В рамках указанного исследования медиками непрерывно наблюдалось более 400 школьников Москвы. Контрольные обследования проводились в течение всех 11-ти лет ежегодно в апреле. Школьников осматривали педиатры, ортопеды, неврологи, отоларингологи, кардиологи и  производилось трехкратное измерение артериального давления. Помимо перечисленного, проводилось анкетирование учащихся для выявления жалоб и анкетирование родителей для уточнения анамнеза функциональных отклонений и хронических заболеваний у школьников. Фактически было осуществлено 25 тыс. врачебных осмотров и проанализировано 3,6 тыс. анкет.

По результатам исследования всех детей  условно разделили на четыре группы по состоянию здоровья. К I группу были отнесены абсолютно здоровые школьники, во II – те, кого можно считать «практически здоровым», а к III и IV те, у кого в анамнезе отражены острые и хронические заболевания.

В первом классе к I и II группам относились 4,3% и 44% школьников, а уже к 11 классу абсолютно здоровых школьников не осталось. Доля «практически здоровых» снизилась до 34%. У каждого второго выпускника диагностированы хронические заболевания.

Самый ощутимый  рост заболеваемости наблюдается среди так называемых «школьных» болезней, причины которых обусловлены образом жизни: нарушения в работе опорно-двигательного аппарата (в основном связанные с осанкой), ухудшение зрения, заболевания органов пищеварения[1].

Развитие этих нарушений объясняется неправильным режимом питания, сна и отдыха, уменьшение двигательной активности, неконтролируемое использование электронных устройств. Унифицированный подход к занятиям физкультурой в школе, рассчитанный на «среднего» ученика, не вызывает интереса к таким урокам,а, скорее, отталкивает. Порядка 10 % подростков попросту их не посещают, к тому же неправильно подобранные одежда и обувь, тяжелые рюкзаки с учебниками делают ситуацию только хуже.

При этом, показатели заболеваемости и показатели, полученные в результате исследований не способны отразить в полной мере реальную ситуацию, поскольку школьники и их родители чаще всего обращаются в медицинские учреждения только при наступлении острой клинической ситуации.

Итак, оздоровительный подход к проведению занятий физической культурой, это подход, где базовой ценностью является здоровье учащихся и соответствующий уровень их физического развития и физической подготовки.

В педагогическом аспекте оздоровительную направленность уроков физической культуры связывают с решением конкретных дидактических вопросов: укреплением здоровья, гармоничным физическим развитием, формированием правильной осанки, коррекцией «отстающих» мышечных групп, функциональных систем организма школьника, а также с реализацией воспитательной функции.

Стоит отметить и подчеркнуть, что уроки физической культуры сами по себе не могут решить всех проблем физического воспитания и здоровья подрастающего поколения. Увы, уроки физической культуры только отчасти восполняют недостаток двигательной активности современных школьников. Согласно научным исследованиям, уроки физической культуры способны компенсировать в среднем лишь 11% необходимой физической нагрузки, а при максимальной моторной плотности урока – порядка 40% необходимого объема двигательной активности. Даже  проведение ежедневных уроков не способно восполнить дефицит двигательной активности, что, в свою очередь, недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья подрастающего поколения.

Отсюда можно сделать вывод, что не стоит преувеличивать возможности школьного урока физической культуры. Такой урок выступает всего лишь элементом, одной из возможных форм всего процесса физического воспитания подрастающего поколения. Но, при этом, он действительно способствует укреплению здоровья школьников, развитию физических качеств и повышению функциональных возможностей каждого, хотя и не может решить всех этих проблем. Для того, чтобы урок физической культуры стал самым главным и действенным инструментом по формированию и поддержанию здоровья школьников, требуется изменить современное содержание образовательного процесса в сфере физической культуры, повысить его привлекательность для современных школьников, а также повысить эффективность учебно-воспитательного процесса посредством разработки новых подходов и методик с учетом проблем со здоровьем у современной молодежи.

Список источников

  1. Официальный сайт Всемирной Ассоциации Здоровья//[Электронный ресурс]//Режим доступа: https://www.who.int/ru, Дата обращения:09.03.2019
  2. ФГАУ МЗ РФ Национальный медицинский исследовательский Центр Здоровья Детей//[Электронный ресурс]//Режим доступа: nczd.ru/, Дата обращения:09.03.2019
  3. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н. и др. Результаты профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации / Российский педиатрический журнал, 2016, том 19, №5, С. 287-293.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков здорового образа жизни школьников через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, уроков физической культуры в общеобразовательной школе».

«Формирование целостного отношения к физической культуре  в процессе взаимодействия семьи и школы» Тезисы: -  формирование у учащихся, а также их родителей системы ценностей, связанных с ве...

Здоровьесберегающая направленность урока физической культуры

 [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4683768","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"385","width":"480"}}]]...

Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Лечебная физическая культура» 1 - 4 класс

Программа  по курсу внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» разработана  в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта образован...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...