Лёгкая атлетика — основополагающая дисциплина в системе физического воспитания школьников
статья по физкультуре

Савицкая Надежда Олеговна

Система физического воспитания — исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни. Лёгкая атлетика в системе физического воспитания школьников играет ведущую роль.

Укрепление физического здоровья детей, формирование полноценного крепкого и здорового подрастающего поколения – это главные цели и задачи занятий лёгкой атлетикой. Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лёгкая атлетика основополагающая дисциплина в системе физического воспитания школьников

Тренер по лёгкой атлетике

Савицкая Н.О.

Система физического воспитания — исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни. Лёгкая атлетика в системе физического воспитания школьников играет ведущую роль.

Укрепление физического здоровья детей, формирование полноценного крепкого и здорового подрастающего поколения – это главные цели и задачи занятий лёгкой атлетикой. Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения.

Основы системы физического воспитания.

Выделяют следующие основы физического воспитания:

Таблица 1 – Основы системы физического воспитания

Основы

Пояснения

Теоретико-методические основы

Научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

Мировоззренческие основы

Направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья.

Программно-нормативные основы

Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту. Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

Организационные основы

Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях.

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий.

Формы лёгкой атлетики в системе физического воспитания

Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: ходьбу, бег, прыжки, метание. Разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метании позволяют успешно использовать эти упражнения для занятий детей и подростков разного возраста и разной степени физической подготовленности.

Легкая атлетика не имеет себе равных. Качества – выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость умение преодолевать трудности. Навыки – бег, прыжки, метания.

 Спортивные тренировки в легкой атлетике и соревновательная деятельность дают возможность учащимся реализовать свои потенциальные способности, проявить себя как личность, сформировать характер и оптимальную психическую сферу.

Существуют следующие формы занятий лёгкой атлетикой:

Таблица 2 – Формы занятий лёгкой атлетикой

Форма занятия

Цель

Секционные занятия

Подготовка к соревнованиям внутри школы, овладение техникой движений и развитие физических качеств.

Самостоятельные занятия

Развитие физических качеств, изучение техники несложных элементов.

Учебно-тренировочные занятия

Подготовка занимающихся к соревнованиям по легкой атлетике и повышению спортивного мастерства.

Соревнования

Проявление своих возможностей, получение соревновательного опыта

По структуре секционные занятия напоминают трехчастный урок, но только больше уделяется внимания подготовке организма к основной части, где продолжительность упражнений и нагрузка выше, чем на уроке.

Самостоятельные занятия могут проводиться как в школе, так и вне ее.

На учебно-тренировочных занятиях ученики овладевают техникой легкоатлетических видов, развивают до оптимальных возможностей физические качества, необходимые для конкретного вида легкой атлетики. По своей структуре занятия также напоминают трехчастный урок. Больше времени уделяется подготовке организма к основной части, так как в ней выполняются большие нагрузки и по объему, и по интенсивности. В основной части много разнообразных упражнений различной направленности.

Соревнования как форма занятий легкой атлетикой являются венцом всевозможных занятий. В связи с тем что, соревнования несут в себе высокую физическую нагрузку, высокую психическую напряженность, то они приближаются к действиям в экстремальных условиях, оказывая тренировочный эффект на организм спортсмена.

Легкая атлетика является неотъемлемой частью системы физического воспитания. Она вбирает в себя не только ценный многовековой опыт подготовки человека к жизни, освоения заложенных в него природой физических и психических способностей, но, что не менее важно, также опыт развития проявляющихся в процессе физкультурной деятельности нравственных качеств личности, благодаря разнообразию форм и методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этническая система физического воспитания школьников

У народов Севера в результате многовекового опыта жизни сложились собственные идеалы, особая культура и традиции физического воспитания. Воспитания молодого поколения в духе гуманности отношений ...

Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников

Учебная и внеурочные формы,  урок легкой атлетики в системе физического воспитания....

ЗНАЧЕНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

Выносливость - физическое качество, необходимое в той или иной степени в каждом виде спорта. В одних видах спорта и упражнениях выносливость не­посредственно определяет результат (ходьба, бег на с...

Кроссовая подготовка в системе физического воспитания школьников

Общая характеристика бега на средние и длинные дистанции, техника бега, использование кроссовой подготовки на уроке физической культуры в школе....

легкая атлетика в системе физического воспитания школьников

Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания школьников. Проведение уроков физической культуры по разделу учебной программы Лёгкая атлетика содействует дост...

Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников

Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников играет ведущую роль.Разные формы занятий помогают выбрать педагогу наиболее интересные, построить свою работу разнообразно, вовлекая в занят...