Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
статья по физкультуре (5 класс)

Данная статья будет полезна педагога, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_na_urokah.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:


Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках физической культуры

Рудков Алексей Игоревич, учитель физической культуры

ГБОУ кадетской школы Пушкинского района Санкт- Петербурга

Каждый учащийся должен знать, что основными критериями здорового образа жизни являются: гигиеническая обоснованность поведения человека, физиологически оптимальный режим труда, достаточная двигательная активность, отсутствие вредных привычек, рациональное питание, правильно организованный отдых, оптимальные межличностные отношения, полезные для личности формы досуга. Последовательное приобретение учащимися знаний об основах формирования здорового образа жизни позволит акцентировать их внимание на том, что ЗОЖ - это не только специальная деятельность, направленная на осознание необходимости сохранения и совершенствования его здоровья, но и организующее начало для формирования жизненных ценностей на различных этапах развития.

Согласно мнению ученых, «Здоровье - это обычное состояние духа, эмоциональной, психической и физической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, талантов и способностей, для осознания им неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него».

В процессе обучения и воспитания, учащиеся начинают понимать, что такое здоровье человека и характеризуют его как динамический процесс приспособления к окружающей среде, который следует рассматривать, как адаптацию организма к различным условиям жизни.

Для формирования ЗОЖ очень важно, чтобы каждый обучающийся усвоил, что критериями оценки здоровья являются:

- уровень физической работоспособности и морфологического развития на данном этапе;

- отсутствие хронических заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность;

- социальное благополучие, возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранение определенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Понятие «здоровье» существует в противовес понятию «болезни».  Когда здоровье есть, его не чувствуют, как только «его» потеряли, появляется «боль». Боль - это сигнал о неблагополучии в нашем организме.

Здоровье человека - это удивительное свойство, о котором в свое время сказал Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто».

Установлено, что главными факторами здоровья являются:

- движения, обеспечивающие долголетие;

- интенсивные физические нагрузки, благоприятно влияющие на функционирование организма;

- правильное рациональное питание, обеспечивающее здоровье;

- закаливание, являющееся залогом здоровья;

- водные процедуры, дающие нам бодрость;

- массаж, применяемый для здоровья, уход за телом, профилактика заболеваний.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. На всех этапах обучения в системе непрерывного образования следует усвоить, что здоровье помогает выполнять наши планы, успешно решать жизненное важные задачи, преодолевать трудности и, если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, здоровый образ жизни обеспечивают ему долгую и активную жизнь.

К сожалению, здоровье часто теряется потому, что многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм ЗОЖ. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие не соблюдают меру в еде, что приводит к ожирению, склерозу сосудов, в отдельных случаях - к сахарному диабету, третьи не умеют правильно отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот. Эти люди всегда беспокойны, нервны, страдают заболеванием внутренних органов. Определенная часть людей страдают пристрастием к курению и алкоголю, тем самым активно укорачивают свою жизнь.

Как известно, понятие «образ жизни» рассматривается как тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации.

Для взрослых основными параметрами образа жизни является труд, для учащихся - учеба, а также - быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, различные поведенческие привычки и проявления.

Болезнь - есть жизнь, стесненная в своей свободе, тогда как здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивая полноценное развитие и реализацию возможности индивида, способствует формированию активной жизненной позиции и является необходимым условием воспитания гармонически развитой личности.

Формировать ЗОЖ у учащихся педагог должен с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей и подростков.

На каждом возрастном этапе следует дать определенный объем знаний о ЗОЖ, выработать соответствующие умение, навыки и положительные привычки по выполнению каждого его компонента.

При организации деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни в системе непрерывного образования, следует предусмотреть следующее:

- рациональный режим труда (учебы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях;

- оптимальная и систематическая физическая активность;

- научно-обоснованное, эффективное закаливание;

- нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания;

- комплекс психогигиенических и психопрофилактических воздействий;

- учет и коррекция влияния окружающей среды на здоровье;

- вред и польза самолечения;

- аргументированная и действенная пропаганда вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;

- формирование у детей и подростков правильных представлений о половом созревании, знаний и мер профилактики СПИДа;

- обучение по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.

Здоровый образ жизни - это наука и искусство помогать людям изменить их образ жизни для достижения состояния оптимального здоровья.

Последовательное выполнение всех этих требований ЗОЖ от одной возрастной группы к другой, позволит сформировать у обучающихся твердое убеждение в том, что здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья человека, и что формирование этого стиля жизни у населения - важнейшая социальная технология государственного значения и масштаба.

Внедрение здорового образа жизни в определенной мере зависит от того, насколько сильна и прочна нравственно-психологическая позиция человека, т.к. именно от неё зависит, поддается ли он алкоголизму, наркотикам  и другим вредным привычкам. Суммарно, негативное вышеназванное явление очень легко может привести к развитию стрессовых состояний, нервному напряжению, заболеваниям, тем самым, блокируя ЗОЖ человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Правильное физичес­кое развитие детей не­возможно без анатомо­физиологического познания возрастных осо­бенностей детского орга­низма. Убеждена, что основой гармонического развития физических и даже нр...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры I ступени по формированию здорового образа жизни

из обобщения опыта учителя физической культуры МБОУ «СОШ№20 с УИОП» Фоминой Оксаны Ивановны...

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ            Главная задача учителя физической культуры - сохранен...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры по формированию здорового образа жизни

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Но в соответствии с Законом “Об образовании” именно здоровье школьников относится к...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.

Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...

Конспект урока «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

Актуальность данной работы вытекает из того  что, по мнению специалистов - медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Доказано, что существующая система школьного образования спо...