ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ БАСКЕТБОЛУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
учебно-методическое пособие по физкультуре

В работе описан опыт применения подвижных игр при обучении учащихся элементам баскетбола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_p.i._pri_obuchenii_basketbolu_v_1-4_kl.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Гимназия №1

ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР

ПРИ ОБУЧЕНИИ БАСКЕТБОЛУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

[методическая работа учителя]

 Выполнила: учитель ф. к. Вяткина Н. С

2020г


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….    3

ГЛАВА I.  ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Понятие об игровой деятельности………………..   4

1.2. Игра на уроке……………………………………… .  5

  1. Игровой метод……………………………………… 5

   

1.4.  Выбор игры………………………………………....  6

1.5.  Особенности проведения игр в младших классах.. 6


ГЛАВА II.  

2.1.  Применение подвижных игр при обучении

учащихся 1-4 классов баскетболу…………………….   7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….  11

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………  12

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………  19

Актуальность.

   Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. В настоящее время правительство уделяет особое внимание  вопросам физического воспитания, массовости физической культуры и спорта.

   Приобщение к спорту с детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство товарищества, что является одним из составляющих здорового образа жизни.

   Большое место во всестороннем физическом развитии детей  занимают спортивные игры (баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон и др.)

   При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую нагрузку на все группы мышц ребёнка. Например, при передвижении по площадке (с мячом или без мяча), ребёнок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, с остановками, в беге приставным шагом (вперёд, спиной вперёд, в стороны) и т. п. Упражнения в бросании, катании, ведении мечей способствуют развитию глазомера, координации, ритмичности, ловкости, согласованности и выразительности движений, пространственной  ориентировке. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в баскетболе привлекают детей к этой игре. В играх с мячом развиваются  физические качества учащихся: быстрота, прыгучесть, сила, координационные способности.

    При обучении двигательным действиям в баскетболе широко применяются подвижные игры. Это позволяет повысить интерес к многократному повторению изучаемого упражнения, применять двигательное действие в нестандартных, меняющихся условиях подвижных игр.

   В настоящее время существует множество источников с описанием

подвижных игр помогающих решать задачи обучения. Поэтому основной задачей данной работы является подбор игр применимых для учащихся начальной школы .

ГЛАВА I.

 Обзор литературы.

1.1. Понятие об игровой деятельности.

Игра – относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, развитии духовных и физических сил.

   Подвижная игра относится  к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные её сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

    В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.

   Коллективные подвижные игры - это игры, в которых одновременно участвуют кок небольшие группы так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

   Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила; а по желанию изменять их. По личному желанию избираются  и пути  для осуществления задуманных действий.

   Игры, подводящие к спортивной деятельности,- это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.(Жуков М.Н). 

1.2. Игра на уроке.

     Подвижные игры и игровые упражнения занимают особое место на занятиях физической культурой детей младшего школьного возраста. Включение игр в урок или учебно-тренировочное занятие во внеклассной работе, всегда вызывает у детей положительные эмоции, особый интерес при обучении и совершенствовании тех или иных умений и навыков. Обучение каким-либо движениям нередко носит однообразный характер, что, естественно, приводит к снижению интереса к занятиям и утомлению. Но если те же движения разучивать в форме игровых  упражнений или подвижных игр, то сразу повышается интерес к ним. Именно в этом

заключается одна из положительных сторон подвижных игр. (Буйлин Ю.Ф., Портных Ю.И.).

1.3. Игровой метод.

    В системе физического воспитания игра используется для решения практически всех задач – образовательных, оздоровительных и воспитательных.

   Применительно к физическому воспитанию игра определяется как сюжетно организованная двигательная деятельность, в основе которой лежит свободный выбор способов достижения цели и получаемое человеком удовольствие.

  в игре обычно присутствует широкий комплекс разнообразных двигательных действий, выполняя которые человек старается добиться условной цели (забить гол, опередить, преодолеть естественное препятствие и т. д.) .здесь игра есть средство физического воспитания.

    А когда организация и сам процесс двигательной деятельности построены по определённому замыслу и плану, т. е. на сюжетной основе, то такой способ использования двигательных действий можно назвать игровым методом.  При этом игровой метод не ограничивается только известными играми в футбол, волейбол, теннис или самыми разнообразными подвижными играми.

   В принципе игровой метод можно применить на основе любых физических упражнений, если из них удаётся организовать хотя бы элементарную идею, сюжет.

   Во многих случаях игровой метод имеет целый ряд преимуществ по сравнению с методами строго регламентированного упражнения.

   Основными методическими особенностями игрового метода являются следующие:

   1. игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств  и совершенствование двигательных умений и навыков, т. к. в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном  взаимодействии. В случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определённые физические качества (подбирая соответствующие игры).

   2. Наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает её эффективным методом воспитания физических способностей.

   3. широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизированный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, и других ценностных личностных качеств.

   4. Соблюдение требований и правил игры в условиях противоборства даёт возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся

многие нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т. д.

   5. присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

   6. к недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, дозировании нагрузки на организм, а также при занятиях с людьми старших возрастов.

   Все эти особенности игрового метода дают основание считать его одним из эффективных развивающих способов ведения занятий, особенно с детьми и молодёжью.(Максименко А.М.)

   

1.4. Выбор игры.

  Всё, изученное на уроке, должно быть применено в игре. (Бергер Г.И., Ю.Г.).

    Выбор игры зависит от педагогических задач, стоящих перед уроком. Имеет значение также физическая и техническая подготовленность занимающихся. Подвижная игра может быть эффективной только в том случае, если упражнения закрепляемые в ней, достаточно хорошо разучены. Поэтому сначала нужно давать игры с заданиями на правильность  и точность выполнения упражнений, на меньшее количество ошибок и только в последующем – кто быстрее и кто больше выполнит упражнение.

    Важное место занимают подвижные игры при развитии физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости. Игры нужно специально подбирать для решения физической, технической и тактической подготовки. Последовательно усложняя  подвижные игры, вводя всё новые правила, наряду с разучиванием всё новых технических приёмов преподаватель постепенно обучает детей  игре в мини- баскетбол. Многообразие подвижных игр позволяет с их помощью решать задачи общей физической подготовки с учётом её специфики для мини баскетбола и специально подбирать такие игры, которые содержат двигательные действия, наиболее близкие к применяемым в мини-баскетболе.

1.5. Особенности проведения игр в младших классах.

    Учитывая, что двигательный опыт у детей младшего школьного

 возраста ещё крайне, ограничен, рекомендуется сначала проводить простые игры сюжетного характера с элементарными правилами. От простых игр следует переходить к играм более сложным, предъявляющим всё более высокие требования к развитию и совершенствованию координационных движений, физических качеств, к играм с более сложными правилами игры, требующими инициативы и сообразительности. С приобретением двигательного опыта и появлением у детей интереса к коллективным действиям рекомендуется включать в урок игры с элементами соревнования

в парах (в беге, прыжках, упражнениях с мячом). В дальнейшем можно разделить детей на несколько команд и проводить более сложные

соревновательные игры. Для проведения игр следует использовать красочный инвентарь. Объём и вес инвентаря должны соответствовать физическому развитию детей, в частности при упражнениях с мячом следует сначала использовать волейбольные мячи, а затем мячи для мини-баскетбола.

   Объяснять правила игры надо кратко, так как дети стремятся как можно быстрее начать игру. Дети младших классов очень активны, каждый из них стремиться стать водящим. Учитель должен использовать назначение водящих как поощрение наиболее умелых. Желательно чаще менять водящих.

   Принимая во внимание большую подвижность детей и слабо развитые волевые качества, не следует за ошибки и некоторые нарушения дисциплины выводить их из игры. В играх с большой физической нагрузкой следует частые короткие перерывы. Важно воспитывать у детей уважение к правилам игры, умение подчиняться капитану команды, видеть и чувствовать границы площадки. К нарушениям правил игры учитель должен относиться терпимо, помня, что эти нарушения чаще всего происходят  тот неопытности, недостаточного общего и физического развития. Подвижные игры следует проводить в каждом занятии, главным образом в его основной части. Постепенно дети переходят к командным играм с распределением определённых функций. Команды должны быть равными по силам. Дети не могут долго

 дожидаться своей очереди, поэтому лучше делить их на небольшие команды по 8-10 человек (Буйлин Ю.Ф., Портных Ю.И.).

ГЛАВА II.

Применение подвижных игр при обучении учащихся 1-4 классов баскетболу.

        1 класс

Основы знаний.

Правила поведения на уроках баскетбола. Основные линии спортивного зала.

Специальная подготовка.

Остановка в движении по звуковому сигналу. Броски, ловля мячей, передача партнёру. Подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные качества, совершенствующие владение ловлей и передачей мяча;

        2 класс

Основы знаний.

Правила поведения на уроках баскетбола. Ознакомление с баскетбольной площадкой.

Специальная подготовка.

Различные игры и игровые упражнения с малыми и большими (резиновыми) мячами. Стойка игрока. Передвижения игрока в стойке. Остановка по звуковому сигналу (свистку). Различные комплексы упражнений с малыми и большими мячами;    

       3 класс

Основы знаний. Правила поведения на уроках баскетбола. Немного истории баскетбола.

Специальная подготовка.

Передвижения в стойке. Остановка прыжком.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя  на месте.

Ведение мяча правой и левой рукой, по прямой.

Бросок мяча  двумя руками от груди с места с отражением от щита.

       4 класс

Основы знаний. Правила поведения на уроках баскетбола. Правила мини-баскетбола.

Специальная подготовка. Передвижение бегом.

Совершенствование остановки прыжком. Приставные шаги.                        

Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении.

Ведение мяча правой и левой рукой, по прямой. Бросок мяча по кольцу

 двумя руками от груди  после ведения и остановки. Сочетание приёмов техники.

Подвижные игры с элементами баскетбола;

   Подвижные игры,  применяемые на занятиях условно можно разделить на два вида  «подводящие» это в основном на развитие двигательных качеств, это могут быть любые подвижные игры, и «обучающие» где изучаемое двигательное действие закрепляется или совершенствуется. Первые я широко использую  в 1-2 классах, «обучающие» в большей степени использую в 3-4-ых.

   На этапе закрепления двигательного навыка применяются игры- соревнования на правильность и точность выполнения упражнения. Далее на этапе совершенствования – изучаемое двигательное действие применяется в знакомых для детей играх. Например, при закреплении техники ведения мяча на месте в 3-их классах, применяется игра «День и ночь», где играющие с мячами по сигналу, //день наступает всё оживает//, выполняют ведение мяча, а по сигналу, //ночь наступает всё замирает//, выполняют стойку игрока с мячом в руках..

   Подвижные игры были распределены согласно образовательным задачам, а также по степени усложнения от индивидуальных к групповым и командным. (Приложение № 2)

    Для оценивания уровня формирования изучаемых двигательных действий и навыков применяются контрольные упражнения - (К. У.).

   На освоение навыков подбрасывания, ловли и передачи мяча.

 (К.У.- количество подбрасываний  м/мяча с хлопком за 10 секунд )

 «Горы, шлёпы», «10 передач на месте», «Собачка в тройках» », «Гонка мячей в колоннах», «У кого меньше мячей», «Собачка в команде».

    Н освоение навыков ведения мяча.  «Нагонялы».

    На совершенствование стойки игрока.

 «День и ночь», «Салки с приседом», «Воробьи и вороны».

    На совершенствование остановки  прыжком. «Салки с приседом».

    На совершенствование передвижений баскетболиста.

(К.У. -  передвижение на время: до средней линии правым боком, до условной отметки  левым боком, обратно до средней линии спиной вперёд, после лицом вперёд).

 «День и ночь», «Зеркало»,  «Пятнашки в тройках».

    На закрепление и совершенствование ведения мяча на месте.

(К.У.- ведение б/ мяча удобной рукой сидя на скамье за 10 сек.).

 «Море волнуется» (фигура мяч правой рукой веди), «День и ночь с ведением», «Зеркало», «Веди, веди, на мяч не смотри» (выполнять движения за партнёром, выполнять задания учителя).        

   На закрепление и совершенствование ведения мяча в движении. 

(К.У. – челночное ведение б/ мяча на время).

«Веди, веди, на мяч не смотри», «День и ночь», «Мотоциклисты», «Салки с ведением», Эстафеты с ведением, «Мяч капитану с ведением».

  На закрепление и совершенствование передач мяча на месте.

( К.У. – передача мяча в стену с расстояния 1м. за 10 сек.).

 «10 передач», «Мяч капитану», «Не давай мяч водящему», «Попади в мяч».

   На совершенствование передач мяча в движении.

 «Перебрасывание мячей», «Свободное место», «Мяч капитану», «Свободное место».

   На совершенствование броска по кольцу.

( К.У.- число попаданий в кольцо изученным способом из 5-ти бросков). «Попади в квадрат», «Кто больше».

  В 4 классе ребята пробуют играть в мини-баскетбол 3х3.

    Занятия по баскетболу запланированы на конец I четверти (4 часа) и II четверть (12 часов). В первой четверти проходит повторение пройденного материала  в прошлом году, а во второй совершенствование и разучивание нового материала. ( ПРИЛОЖЕНИЕ №1 четвертное планирование на примере 3 класса). 

     В качестве оценки  степени влияния занятий по баскетболу на развитие ф.к. учащихся, а также динамики формирования двигательных умений третиклассников.  В начале и конце II четверти были приняты следующие тестовые задания:

       - Передача в стену с расстояния 1м. за 10 сек.

        -Ведение мяча на месте, в исходном положении сидя на скамье, в течение 10 сек.

        -Прыжок в высоту с места у стены.    (Приложение № 3)

 В конце четверти повторное тестирование выявило следующие  изменения в результатах:

   В прыжках в высоту с места; (сдавало 17чел.)

 результат улучшили - (16) чел. – 94%.

показали результат ниже, чем в начале четверти - (1) чел.-6%

   В тесте на ведение мяча на месте, в исходном положении сидя на скамье, в течение 10 сек.: (сдавало 15 чел.)

улучшили результат -  (11) чел. – 73%

показали результат ниже, чем в начале четверти - (4) чел. – 27%

   В тесте с выполнением передачи в стену с расстояния 1м. за 10 сек: (сдавало 15 чел.)

улучшили прежний результат - (12) чел. -80%

показали прежний результат - (2) чел. - 13%

показали результат ниже, чем в начале четверти - (1)чел. – 27%        

Достоверность результатов не рассчитывалась.

Заключение

 В настоящее время учителю физической культуры дано право самому разрабатывать различные виды технологий, программ по физической культуре с учётом всех особенностей школы и учащихся.

   Недостаточная „домашняя“ двигательная активность, повышенная учебная нагрузка, сниженный интерес к занятиям физическими упражнениями,  это  проблемы большинства наших  школьников. Всё это подтолкнуло на проведение работы по внедрению уроков баскетбола в начальную школу, а в частности разработку игровой деятельности  при обучении данному виду спорта с учётом подготовленности детей, условий проведения занятий.  

  В настоящее время игровая и соревновательная деятельность широко используется, в повышении двигательной активности и эмоциональности на уроках физической культуры, а также в совершенствовании изученных двигательных навыков. Эта деятельность даёт возможность воздействовать на укрепление здоровья учеников, повышать функциональные возможности органов и систем организма, воздействовать на развитие двигательных качеств.

   Итак, в работе произведён анализ литературы по данной проблеме. Произведён, подбор игровых заданий и подвижных игр в соответствии с образовательными задачами, условиями занятий, с акцентом на закрепление и совершенствование двигательного навыка, и  развитие двигательных качеств.

  Данная разработка ещё требует своего совершенствования. Но, то, что уже было применено на практике, показало положительный результат.

   Проведённый эксперимент по обоснованию внедрения подвижных игр, в процессе обучения баскетболу  в течение второй четверти 2017 года в Гимназии позволил установить, что данные занятия  способствуют формированию двигательных  навыков, развитию скоростно-силовых  качеств нижних  и верхних конечностей, формированию положительного эмоционального настроя учащихся.

    Внедрение в учебно-воспитательный процесс младших

школьников игровых заданий и подвижных игр по баскетболу позволяет повысить уровень двигательной активности детей, интерес к занятиям физической культурой.  

     

                                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ    №3

Результаты и динамика развития двигательных качеств третиклассников за II четверть

        

тесты

Ф.И.

Прыжок в

высоту с

места (см.)

Изменение  рез-та.

Передача  мяча в сте-

ну  за 10с.

(кол. раз)

Изменение  рез-та.

Ведение мяча сидя на скамье за 10с.

(кол. раз)

Изменение  рез-та.

3-а класс

Нач.ч.

Кон.ч.

Нач.ч.

Кон.ч.

Нач.ч.

Кон.ч.

Болдин А.

190

Бузин М.

205

211

+

19

19

0

30

34

+

Жигалин Д.

196

201

+

27

17

-

30

32

+

Замотаев В.

201

203

+

21

17

-

26

29

+

Корнилов С.

199

197

-

13

16

+

20

39

+

Малихов А.

194

200

+

10

14

+

20

32

+

Пьяниченко И

196

198

+

12

15

+

23

26

+

Хвосточенко Н.

196

199

+

11

13

+

42

32

-

Чернов К.

196

199

+

13

28

+

45

44

-

Шелопугин В.

191

197

+

10

12

+

35

20

-

Квасова К.

191

194

+

10

20

Колчина В.

187

191

+

10

9

-

12

21

+

Логунова А.

213

214

+

11

14

+

27

30

+

Лоскутникова Н

209

10

34

Лисина  А.

202

204

+

9

13

+

25

27

+

Марченко Я.

183

9

20

 Пименова С.

197

201

+

12

15

+

31

33

+

Проданюк И.

185

191

+

---

14

---

29

Свешникова Ю.

198

200

+

14

16

+

28

27

-

Шумеева М.

192

194

+

11

11

0

30

36

+

Улучшили результат- (+)

Показали прежний результат -(0)

Показали результат ниже прежнего- (-)

   

 Итоги тестирования

Тест

Прыжок

в высоту

с места

Передача  мяча в стену  за 10с.

Ведение мяча сидя на скамье за 10с.

Всего сдавало

(кол. чел.)

17

15

15

Динамика результатов

(+)

(0)

(-)

(+)

(0)

(-)

(+)

(0)

(-)

Показатель

в кол. человек

16

1

12

2

3

11

4

Показатель в процентах

94%

6%

80%

13%

7%

73%

27%

                                                                                                                         

ПРИЛОЖЕНИЕ    № 2

Подвижные игры

индивидуальные

групповые

командные

   На освоение навыков подбрасывания, ловли и передачи мяча.

«Горы, шлёпы»

«10 передач на месте»  «Собачка в тройках» »

 «Гонка мячей в колоннах»

 «У кого меньше мячей», «Собачка в команде».

«Гонка мячей по кругу»

На освоение навыков ведения мяча.

  «Нагонялы»

На совершенствование стойки игрока

 «День и ночь»

 «Салки с приседом»

«Воробьи и вороны».

        На совершенствование остановки  прыжком

«Салки с приседом»

На совершенствование передвижений баскетболиста

 «День и ночь»

 «Зеркало»

На закрепление и совершенствование ведения мяча на месте

 «Море волнуется» (фигура мяч правой рукой веди)

 «День и ночь с

ведением»

«Зеркало»

 «Веди, веди, на мяч не смотри» (выполнять движения за партнёром, выполнять задания учителя).

На закрепление и совершенствование ведения мяча в движении

«Веди, веди, на мяч не смотри»

 «День и ночь» «Мотоциклисты»

«Салки с ведением»

«День и ночь» «Мотоциклисты»

«Салки с ведением»

Эстафеты с ведением «Мяч капитану с ведением»

На закрепление и совершенствование передач мяча на месте.

«10 передач»

«Не давай мяч водящему»

«10 передач»

 «Мяч капитану»

 «Не давай мяч водящему»

 «Попади в мяч».

На совершенствование передач мяча в движении

«Свободное место»

 «Перебрасывание мячей» «Мяч капитану» «Свободное место»

На совершенствование броска по кольцу

«Попади в квадрат»

 «Чья команда больше»

Описание подвижных игр.

        Горы, шлёпы.

Задача выполнить серию упражнений в подбрасывании мяча  и не уронить.

ГОРЫ- показать обеими руками полукруги (очертания гор).

ШЛЁПЫ - выполнить хлопок в ладоши,

МОТЫ –  выполнить баскетбольный жест „пробежка“,

ЖМОТЫ – поднести кисти рук, сжатые в кулаки, к плечам,

ПЛЕСТИ - поднести кисти рук к плечам,

КРЕСТИ – приложить руки скрестно на груди,

КУ-КУ – поднести ладони ко рту,

В ОДНУ РУКУ – поймать мяч одной рукой,

ИЗ ПОД РУЧКИ – подбросить мяч из под руки,

ИЗ ПОД НОЖКИ – подбросить мяч из под ноги,

ВЗАД-НАЗАД – хлопнуть в ладоши за спиной и спереди,

ЛОКТИ В ЗАД – выполнить рывок назад согнутыми в локтях руками,

ПРИСЕДАЛЫ – выполнить приседание,

ГАЛЫ – поймать мяч после отскока от пола.

«Передача мячей в колоннах»

Играющие делятся на несколько команд. Они выстраиваются параллельно в колонну по одному. Впереди стоящий получает мяч. По команде учителя команды начинают передавать мячи в колоннах. Последний игрок команды, получив мяч, бежит в начало колонны и передаёт мяч  сзади стоящему. Игра продолжается до тех пор, пока впереди стоящий не займёт своё место и не поднимет мяч над головой. Учитель сам определяет способ передачи мяча и следит, чтобы игроки передавали мяч только определённым способом. За нарушение правил снимается очко. Выигрывают те, чья команда набрала большее количество очков.

«Гонка мячей по кругу»

Задачи: развивать быстроту в передаче мяча, умение сосредоточиться.

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук  друг от друга. У игроков стоящих в круге напротив друг друга мячи разного цвета или размеров. После сигнала игроки начинают передавать мячи друг другу (по указанному направлению), стараясь догнать другой мяч.

 Игру можно усложнить меняя исходные положения ( сидя, стоя спиной к центру круга), количество и размер мячей. Игрок у которого оказалось два мяча получает штрафное очко, которое по окончании игры должен отработать, например, выполнив 5 приседаний.).

        «10 передач»

По сигналу играющие выполняют 10 передач, заданным способом, чья команда быстрее.

        «Собачка» или « Не давай мяч водящему»

Игру можно использовать для совершенствования защитных действий, и отработке передач. Минимальное количество участников- трое.

Пятеро игроков образуют круг, шестой, водящий,- в центре круга. каждый из пятерых игроков имеет право передать мяч любому из партнёров, стоящих на против но только не соседу с права или с лева. Водящий каждый раз пытается помешать передаче или перехватить мяч. Если ему это удалось, он меняется местами с игроком, от которого получил мяч.  

      «Перебрасывание мячей» или «У кого меньше мячей»

Группа делится на две команды. Одна произвольно располагается на одной стороне площадки, другая на противоположной. Игрокам обеих команд выдаётся равное количество мячей(2,3, 4, и т. д.). по сигналу начинается переброска мячей на противоположную сторону площадки. Через определённое время (от 30 сек. до 1 мин.) игра останавливается и подсчитывается количество мячей в командах. Побеждает команда, у которой оказалось меньше мячей.

«Свободное место»

Играющие образуют круги по 6-8 человек в каждом. В руках у одного из них мяч. Игрок с мячом выполняет передачу  любому партнёру, и бежит за мячом. Игрок, получивший мяч, тоже передаёт его любому партнёру, но бежит уже на освободившееся место.

   Эта игра требует большого внимания: надо не перепутать, когда бежать за мячом, а когда - на свободное место.

Применяю в 4-ых классах при совершенствовании передачи мяча.

 «Мяч капитану»

Проводится почти по всем правилам баскетбола за исключением броска в кольцо.

Варианты: Выполняя только передачи мяча, с передачами и ведением мяча.

Игроки двух команд, стремятся завладеть мячом и передать его в руки своего капитана, который находится в зоне противника в ограниченном пространстве, (под щитом противника  стоя в обруче). Капитаны не имеют права ловить мяч за пределами обруча, а игроки заходить в обруч к капитану. Команда сумевшая передать мяч своему капитану зарабатывает очко.

 «Мотоциклисты»

Задачи: совершенствовать ведение мяча на месте и в движении, приучать детей видеть площадку.

На площадке размечается дорога шириной 2-3 м. и длинной 4-5м. все дети мотоциклисты. Они свободно ведут мяч по площадке. Около дороги стоит регулировщик. Он зелёным и красным флажками регулирует движение по дороге. Красный свет мотоциклист стоит но мотор не выключает – ведёт мяч, зелёный - езжай без остановки - провести мяч бегом или шагом.(Движение по улице проходит в одном направлении).

Методические указания: через определённое время игры, по сигналу, дети меняют руку.

  «Чья команда больше»

Задачи: учить метко бросать в мяч в корзину.

Дети делятся на команды по 4-5 игроков. Они становятся в колонну на расстоянии .1,5-2 м. от корзины. Первые в каждой колонне с мячами. После сигнала они бросают мячи стараясь попасть в корзину. Каждый ловит мяч и передаёт его следующему товарищу по команде, и становится в конец колоны. Тоже повторяют и следующие игроки. Выигрывает та команда, которая в установленное время больше мячей забросит в корзину.  

  «День и ночь»

День наступает, всё оживает (играющие выполняют условия: ведение мяча, передвижения игрока и др.) Ночь наступает, всё замирает (замирают в стойке баскетболиста, после остановки прыжком и др.). учитель отмечает ошибки  учащихся при выполнении задания.

  «Воробьи и вороны».

Две команды строятся в шеренги с двух сторон средней линии. По сигналу

“ Воробьи„ команда воробьи убегает, а команда вороны догоняет (заранее оговоренным способом: в стойке игрока правым боком, левым, лицом вперёд, а также из разных исходных положений: спиной вперёд, из положения упор присев и лёжа, седа и т. д.).

Команда убегает в „дом“, затем подсчитывается количество настигнутых игроков, и игра начинается заново. Выигрывает команда догнавшая большее количество соперников.

        «Зеркало»- игровое задание

Две команды выстраиваются на линии старта в колонны по одному. По договорённости одна команда выполняет передвижения игрока, изменяя их на своё усмотрение, а вторая должна повторять, как можно точнее. Затем команды меняются ролями.

   «Веди, веди, на мяч не смотри»- игровое задание.

Дети работают в парах. Задача играющего с мячом  свободной рукой повторять числа, на пальцах, которые показывают свободный от мяча партнёр (игрок с мячом может считать количество приседаний партнёра или выполнять какие-либо другие задания).

    «Салки»

Задача водящего догнать и осалить касанием руки.

Варианты:

-у всех играющих мячи, убегают и догоняют с ведением мяча;

-ведение мяча осуществляет только водящий;

-игрока выполнившего положение приседа слить нельзя и др.        

   «Море волнуется» (фигура мяч правой рукой веди)

Играющие с мячами свободно располагаются на площадке. Со словами море волнуется три, даётся задание, мяч правой рукой веди. (Варианты: левой, шагом, сидя на полу, вокруг себя и др.) Выигрывают учащиеся, допустившие меньшее количество ошибок.

        Библиография

   1.  Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников: Из опыта работы. –            М.: Прсвещение, 1983.

   2. Бергер Г.И. Бергер Ю. Г. Урок физкультуры М. Владос 2002г.  

   3. Буйлин Ю. Ф. Портных Ю.И. Мини-баскетбол в школе. - М..Просвещение,

1976.

   4. Дихтярёв В.Я. Обучение баскетболу 1 класс.//Физическая культура в школе        № 1-3 2006.

   5. Зинин А. Детский баскетбол. М.: Физкультура и спорт 1969.

   6. Литвинов Е. Н., Виленский М.Я., Туркунов Б. И. Программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов основанная на одном из видов спорта (баскетбол).

М.: Просвещение 1992.

   7. Матвеев А.П. Программа Физического воспитания учащихся 1-4 классов.

   8.  Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – Москва 2001.

   9.  Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. -  М.: Физкультура и спорт , 1991.        

   10. Неизвестный  Баскетбол в играх и эстафетах. //Физическая культура в школе        № 2 1985.

   11.  Жуков М. Н. Подвижные игры. - М.. Просвещение, 1990.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное применение подвижных игр при обучении элементам игры в баскетбол

Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека, - это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения и получения информации....

"Активные методы обучения с применением мультимедийных игр на уроках музыки в начальных классах для развития творческих способностей учащихся".

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и ...

Вопросы преемственности в обучении математики учащихся начальных классов и среднего звена.

Вопросы преемственности в обучении математики учащихся начальных классов и среднего звена....

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов...

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов...

Применение здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании учащихся начальных классов.

Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья, основ зд...