Ритмотерапия
учебно-методический материал по физкультуре

Щербакова Ольга Владимировна

Методика применения ритмотерапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritmoterapiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж»

Методический доклад на тему:

«Ритмотерапия в системе

здоровьесберегающих технологий»

Подготовила О.В.Щербакова

РАССМОТРЕНО

на заседании предметно- цикловой комиссии

классных руководителей

Протокол № ____ от _________ 20 19г.

Председатель комиссии

_____________ О. В. Щербакова

Коломна

2019

                                 Ритмотерапия в системе

здоровьесберегающих технологий.

              Основная задача любого учебного  учреждения состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а также задаче устранения перегрузок учащихся.

             Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья учащихся  в образовательном пространстве  творческого объединения «Большая перемена» является один из видов здоровьесберегающих технологий - ритмотерапия.

             При планировании занятий обязательно включаются различные музыкально-ритмические упражнения, основными функциями которых являются:

  • релаксационная функция (переключение внимания на другой вид деятельности – уже отдых),
  • функция эмоциональной разрядки,
  • функция снятия умственной перегрузки и утомления.

          Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, помогает студенту быстро и легко переключиться с одного вида деятельности на другой, взаимодействовать со всеми участниками творческого коллектива, а это имеет определенный  психотерапевтический эффект.

Ритмотерапия включает в себя:

1.Упражнения на развитие чувства ритма.

 Чувство ритма, которое имеет в своей основе моторную природу, сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению учащихся. Упражнения по формированию чувства ритма носят также и обучающий характер. Они подводят студентов к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.

Особо необходимо выделить ритм танца - это чередование различных длительностей звуков в музыке (соразмерность). С помощью музыкальных средств он отмечается акцентами. Ритм обладает некоторыми нюансами. Так же как в цвете есть основные тона и их составляющие, так и танец имеет основные ритмы и их оттенки. Прежде чем приступить к технике танца, полезно освоить его ритм и сохранить его в танце. Несмотря на появление новых направлений в современных танцах, главное остаётся неизменным – это движение в ритм музыки, когда ритм и движение объединяются вместе, только тогда рождается танец. Состояние человека должно соответствовать ритму музыки. Суть не в том, чтобы просто руками и ногами махать - это и особая манера, и подача, которая требует создания индивидуального образа и стиля в танце, а самое главное, это умение попадать в ритм музыки. Танцуя, можно открыть новые возможности нашего организма, а также укреплять его.

2.Упражнения на развитие координации движений

Развитие координации движения имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является условием его нормального роста и развития.

Развитие координации движения – это

во- первых, совершенствование выполняемых учащимся движений;

во-вторых, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, создающих благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы в целом.

Основная форма тренировки координационных возможностей студента– это двигательная деятельность, выполняемая с различной скоростью и включающая разнообразные движения.  Упражнения, направленные на развитие координации, должны иметь определенный уровень нагрузки, а также ограничения во времени. 

3.Упражнения на развитие пластики.

Пластика движений - это особенности нашего движения, свобода или скованность. То, как мы двигаемся, отражает наш внутренний мир. Всем хочется, чтобы движения были выразительными, а походка лёгкой.
Упражнения на развитие пластики помогают

  • управлять мышечным напряжением;
  • управлять мышечным напряжением и расслаблением;
  • снимать мышечные зажимы;
  • приобретать чувство легкости движений;
  • укреплять опорно-двигательный аппарат;
  • формировать правильную осанку.

Индийские йоги считают, что причиной всех болезней является недостаточная гибкость тела. Поэтому занятия пластикой просто необходимы.

         Педагогу надо помнить, что ритмичные движения – физиологическая потребность организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.

      Популярными у студентов являются ритмические игры - танцы: «Помогатор», «Веселая зарядка», «Елочки-пенечки» и другие, которые используются на занятиях в качестве физкультминуток.

 И в заключении  основные выводы о значении ритмотерапии.

 1.Физиологический аспект. Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка.

2. Воспитательный аспект. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями ,  развивают у учащихся организованность, дисциплину, ответственность, взаимовыручку, внимательное  отношение к окружающим, самостоятельность.

3. Эмоциональный аспект. Ритмические упражнения способствуют выработке многих веществ, необходимых организму. Например, гормона радости – серотонина, который вырабатывается только при двигательной активности. Смена деятельности, устранение перегрузок, расслабление нервной системы, создают в творческом коллективе атмосферу психологического комфорта, а также способствуют улучшению настроения, что ведет к повышению работоспособности всего организма.