Ритмотерапия
учебно-методический материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж»
Методический доклад на тему:
«Ритмотерапия в системе
здоровьесберегающих технологий»
Подготовила О.В.Щербакова
РАССМОТРЕНО
на заседании предметно- цикловой комиссии
классных руководителей
Протокол № ____ от _________ 20 19г.
Председатель комиссии
_____________ О. В. Щербакова
Коломна
2019
Ритмотерапия в системе
здоровьесберегающих технологий.
Основная задача любого учебного учреждения состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а также задаче устранения перегрузок учащихся.
Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья учащихся в образовательном пространстве творческого объединения «Большая перемена» является один из видов здоровьесберегающих технологий - ритмотерапия.
При планировании занятий обязательно включаются различные музыкально-ритмические упражнения, основными функциями которых являются:
- релаксационная функция (переключение внимания на другой вид деятельности – уже отдых),
- функция эмоциональной разрядки,
- функция снятия умственной перегрузки и утомления.
Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, помогает студенту быстро и легко переключиться с одного вида деятельности на другой, взаимодействовать со всеми участниками творческого коллектива, а это имеет определенный психотерапевтический эффект.
Ритмотерапия включает в себя:
1.Упражнения на развитие чувства ритма.
Чувство ритма, которое имеет в своей основе моторную природу, сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению учащихся. Упражнения по формированию чувства ритма носят также и обучающий характер. Они подводят студентов к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.
Особо необходимо выделить ритм танца - это чередование различных длительностей звуков в музыке (соразмерность). С помощью музыкальных средств он отмечается акцентами. Ритм обладает некоторыми нюансами. Так же как в цвете есть основные тона и их составляющие, так и танец имеет основные ритмы и их оттенки. Прежде чем приступить к технике танца, полезно освоить его ритм и сохранить его в танце. Несмотря на появление новых направлений в современных танцах, главное остаётся неизменным – это движение в ритм музыки, когда ритм и движение объединяются вместе, только тогда рождается танец. Состояние человека должно соответствовать ритму музыки. Суть не в том, чтобы просто руками и ногами махать - это и особая манера, и подача, которая требует создания индивидуального образа и стиля в танце, а самое главное, это умение попадать в ритм музыки. Танцуя, можно открыть новые возможности нашего организма, а также укреплять его.
2.Упражнения на развитие координации движений
Развитие координации движения имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является условием его нормального роста и развития.
Развитие координации движения – это
во- первых, совершенствование выполняемых учащимся движений;
во-вторых, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, создающих благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы в целом.
Основная форма тренировки координационных возможностей студента– это двигательная деятельность, выполняемая с различной скоростью и включающая разнообразные движения. Упражнения, направленные на развитие координации, должны иметь определенный уровень нагрузки, а также ограничения во времени.
3.Упражнения на развитие пластики.
Пластика движений - это особенности нашего движения, свобода или скованность. То, как мы двигаемся, отражает наш внутренний мир. Всем хочется, чтобы движения были выразительными, а походка лёгкой.
Упражнения на развитие пластики помогают
- управлять мышечным напряжением;
- управлять мышечным напряжением и расслаблением;
- снимать мышечные зажимы;
- приобретать чувство легкости движений;
- укреплять опорно-двигательный аппарат;
- формировать правильную осанку.
Индийские йоги считают, что причиной всех болезней является недостаточная гибкость тела. Поэтому занятия пластикой просто необходимы.
Педагогу надо помнить, что ритмичные движения – физиологическая потребность организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.
Популярными у студентов являются ритмические игры - танцы: «Помогатор», «Веселая зарядка», «Елочки-пенечки» и другие, которые используются на занятиях в качестве физкультминуток.
И в заключении основные выводы о значении ритмотерапии.
1.Физиологический аспект. Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка.
2. Воспитательный аспект. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями , развивают у учащихся организованность, дисциплину, ответственность, взаимовыручку, внимательное отношение к окружающим, самостоятельность.
3. Эмоциональный аспект. Ритмические упражнения способствуют выработке многих веществ, необходимых организму. Например, гормона радости – серотонина, который вырабатывается только при двигательной активности. Смена деятельности, устранение перегрузок, расслабление нервной системы, создают в творческом коллективе атмосферу психологического комфорта, а также способствуют улучшению настроения, что ведет к повышению работоспособности всего организма.