ПРОГРАММА «НАРОДНЫЕ ИГРЫ 30-40 ГОДОВ ХХ ВЕКА»
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7 класс)
В предлагаемой программе предоставлено содержание спортивно – игровой деятельности с обучающимися начальной и средней школы. Внеклассная работа по физическому воспитанию школьников является одной из основных форм работы по предмету «Физическая культура», содействует всестороннему развитию личности ребенка, способствует решению основных педагогических задач, развивает познавательный интерес, восстанавливаются забытые традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey.docx | 34.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«НАРОДНЫЕ ИГРЫ 30-40 ГОДОВ ХХ ВЕКА»
Пояснительная записка
Направленность программы.
В предлагаемой программе предоставлено содержание спортивно – игровой деятельности с обучающимися начальной и средней школы. Внеклассная работа по физическому воспитанию школьников является одной из основных форм работы по предмету «Физическая культура», содействует всестороннему развитию личности ребенка, способствует решению основных педагогических задач, развивает познавательный интерес, восстанавливаются забытые традиции.
При всем многообразии используемых средств и методов, такая форма организации занятий, как внеклассная работа, способствует более полному и качественному решению основных задач физического воспитания школьников, осуществляемого в системе обязательных уроков по предмету «Физическая культура», содействует проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом упражнений, развивает социальную активность занимающихся.
Современное государственное экономическое и социально-психологическое переустройство общества требует преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, его сознания и мировоззрения, его отношения ко многим явлениям общественной жизни.
Однако, общество в современном мире развивается очень быстрыми темпами, требуя от отечественной системы физического воспитания совершенствования и модернизации. Одним из важнейших разделов физического воспитания, особенно в начальной школе, являются подвижные игры. Благодаря большому разнообразию и содержанию, игровая деятельность влияет на развитие организма и личности ребенка, способствуя решению основных педагогических и специальных задач физического воспитания.
Подвижные игры на сегодняшнем этапе содействуют правильному физическому развитию, закаливанию организма детей, обучая их жизненно важным двигательным и гигиеническим навыкам, а также воспитывают основные физические, морально-волевые качества, развивается познавательный интерес, восстанавливаются утраченные традиции.
В результате поиска, путем обновления содержания учебно-воспитательного процесса принято решение строить внеклассную работу на основе знакомства обучающихся с традициями народной игровой культуры.
Цели занятий
- Популяризация народных игр и забав 30х – 40х годов.
- Воспитание у подрастающего поколения чувства коллективизма.
- Развитие познавательного, коммуникативного и эстетического потенциала личности школьника.
- содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности растущего организма и профилактике заболеваний.
- привитие интереса и потребности к повседневным занятиям по движными играми, физическими упражнениями, спортом.
- создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр.
- подготовка учащихся к выполнению нормативных требований.
Содержание программы рассчитано на 2 года занятий с обучающимися на начальной и средней школы, проявляющими интерес к народным играм. Рекомендуемый минимальный состав группы 1-го года обучения 15 человек.
Учебная программа каждого года занятий рассчитана на 144 часов, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиции и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать 2 академических часов. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
Актуальность программы.
В условиях современной жизни данная программа является новой, актуальной и педагогически целесообразной. Она позволяет детям более глубокие всесторонние знания, помогает познакомить с народными играми 30-40 годов.
Программа способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.
На учебных занятиях многие виды работы выполняются коллективно, сообща. Вследствие этого у обучающихся возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляют взаимоотношения детей.
Программа насыщена активными видами деятельности, что очень помогает целенаправленному использованию энергии обучающихся.
Самому педагогу программа также приносит большую пользу. Занимаясь с детьми, он обогащается знаниями, повышает свое педагогическое мастерство, знакомится ближе с родителями своих учеников. Это путь к научной исследовательской деятельностью.
Цель программы.
приобщить детей через народную игру к русской национальной культуре и дать представление о других национальных культурах.
Задачи программы.
- Обучающие:
- познакомить детей с многообразием народных игр;
- приобщить к национальной культуре России;
- научить детей самостоятельно и с удовольствием играть;
- Воспитывающие:
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, навыков здорового образа жизни.
- Развивающие:
- развитие навыков совместной деятельности
- умения сотрудничать со сверстниками
- согласовывать собственное поведение с поведением других детей, навыков толерантного поведения
Отличительные особенности программы.
Данная программа предусматривает базовую подготовку. Вариативная часть программы отвечает ее направленности на определенную специализацию (с первого года обучения). В данной программе уделяется очень большое внимание общей и специальной физической подготовке.
Обучение по данной программе происходит с учетом особенности территории Смоленской области.
Данная программа для обучения народным играм рассчитана на детей в возрасте 10-15 лет. Срок ее реализации 2 года.
Занятия носят преимущественно практический характер, лишь небольшая их часть проводиться в форме теоретических уроков.
Содержание заданий следует постоянно усложнять, не допуская при этом перегрузки детей.
Занятия должны проводиться только в том случае, если руководитель обеспечил условия для безопасного проведения занятий.
Учебные занятия по программе «Народные игры 30-40 годов ХХ века» могут проходить в различной традиционной и нетрадиционной форме.
Общие формы работы с детьми:
- Индивидуально – групповые
- Групповые
- Индивидуальные
Конкретные формы работы с детьми:
- Занятия в объединениях
- Игры
- Экскурсии соревнования
- Практические занятия
- Домашняя работа
Кроме этого программа предусматривает проведения различных массовых мероприятий с детьми в форме игр, турниров, соревнований, мастер классов, позволяющих детям максимально проявить свою физическую активность, развивать их эмоциональное восприятие.
Режим занятий.
Программой на каждый год занятий отводиться определенное количество часов, в число которых включены теоретические занятия, сочетающиеся с практическими занятиями в помещении и на стадионе. Занятия проводятся 2 раза в неделю в определенный день и час.
Ожидаемый результат.
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- знать и уметь играть в народные игры;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ- это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов
Содержание программы:
- История народных игр
- История возникновения игры «Кубарь». Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- История возникновения игры «Городки». Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- История возникновения игры «Чиж». Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- История возникновения игры «Накидушки». Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- История возникновения игры «Ходули». Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- История возникновения игры «Самокат». Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- История возникновения игры «Калечина-малечина». Правила игры. Состав команды, форма игроков.
- История возникновения игры «Гонок». Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- История возникновения игры «Лапта». Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- Необходимость разминки в занятиях спортом.
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на секционных занятиях.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
- Правила народных игр, судейская жестикуляция и терминология.
- Подведение итогов года.
- Методика тренировки игроков.
- Техническая подготовка игроков.
- Психологическая подготовка игроков.
- Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).
-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).
- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.
- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.
- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
- Метание различных мячей в цель.
- Эстафеты с разными мячами.
- Игровая подготовка
- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке.
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами народных игр.
7. Контрольные и календарные игры
- Двухсторонние контрольные игры.
- Товарищеские игры с командами соседних школ.
- Итоговые контрольные игры.
В результате обучения учащиеся должны знать:
- цель и задачи разминки, основной и заключительной частей занятий
- спортивной секции;
- гигиенические требования к инвентарю и спортивной одежде;
- названия, историю и правила различных подвижных и народных игр;
- характерные спортивные травмы и их предупреждение при участии в подвижных и народных играх;
- понятия «эстафета», «соревнование»;
- виды и формы подвижных игр;
- считалки;
- правила ведения баскетбольного мяча;
уметь:
- выполнять комплекс общеразвивающих упражнений самостоятельно;
- играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием;
- владеть мячом: ведение, держание, передача, ловля, броски в процессе подвижных игр;
- играть в игры разных народов
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№п\п | Наименование тем и разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Провести беседу о правилах техники безопасности. | 4 | 4 | |
2 | Обучение детей народным играм | 99 | 10 | 89 |
3 | Подготовка инвентаря | 2 | 2 | 3 |
4 | Подготовка к соревнованиям | 36 | 28 | |
5 | Экскурсии | 3 | 3 |
№ | Тема занятия | Дата |
1 | 1. Провести беседу о правилах техники безопасности. | |
2-5 | 1.Ознакомить детей с народными играми (теория). | |
6-7 | 1.Кубарь. 2.Закручивание кубаря на различных поверхностях. | |
7-8 | 1. Совершенствовать технику закручивание кубаря. 2.Соревнование на закручивание кубаря на время | |
9 | 1.Городки. 2.Ознакомить с правилами игры «Городки» (теория). | |
10-15 | 1.Построение фигур: «Пушка», «Звезда», «Колодец», «Серп». 2.Разбивание фигур в квадрате. | |
15-18 | 1 Построение фигур: «Вилка», «Самолет», «Стрела», «Закрытое письмо», «Коленвал» 2.Разбивание фигур в квадрате. | |
19 | 1.Соревнование по разбитию фигур. 2.Вспомнить изученные фигуры. | |
20-21 | 1. Чиж 2.Ознакомить с правилами игры «Чиж» (теория). | |
22-23 | 1.Запускание мяча на дальность 2.Провести соревнование. | |
24-25 | 1.Накидушки 2.Ознакомить с правилами игры «Накидушки» (теория). | |
26-27 | 1.Набрасывание накидушек с 3 метров 2.Провести соревнование. | |
28-29 | 1.Набрасывание накидушек с 5 метров 2.Провести соревнование. | |
30-35 | 1.Подготовка инвентаря изученных игр, своими руками 2. Формирование чувства коллективизма, взаимовыручки. | |
36-37 | 1.Ходули 2.Ознакомить с правилами игры «Ходули» (теория). | |
38 | 1.Напомнить обучающимся о техники безопасности во время изучения новых видов. 2.Прохождение на ходулях 5 метров | |
39-41 | 1.Прохождение на ходулях 10 метров 2.Развивать скоростные способности. | |
42-43 | 1.Прохождение на ходулях 20 метров 2.Провести соревнование. | |
44-45 | 1.Самокат 2.Ознакомить с правилами игры «Самокат» (теория). | |
46-50 | 1.Объезд препятствий наперегонки. 2. Совершенствовать езду по прямой. | |
51-52 | 1.Скоростная езда по прямой, восьмеркой. 2.Провести соревнование. | |
53-54 | 1.Колечина - Малечина 2.Ознакомить с правилами игры «Колечина - Малечина» (теория). | |
55-58 | 1.Поддерживание Колечины – Малечины в равновесии. 2. Удерживание палочки на ладони. | |
59-62 | 1. Пронос палочки 5, 10 метров 2. Пронос палочки на пальцах. | |
63-65 | 1. Пронос палочки на локте, на носке ноги. 2. Совершенствовать мастерство. | |
66-68 | 1. Пронос палочки на локте, на носке ноги 10, 15 метров 2. Совершенствовать мастерство. | |
69 | 1. Увеличить продолжительность переноса палочки. 2. Провести соревнование. | |
70-71 | 1. Гонок. 2. Ознакомить с правилами игры «Гонок» (теория). | |
72-75 | 1. Ведение гонка по прямой. 2. Совершенствование техники ведения. | |
76-78 | 1. Ведение гонка по кругу. 2. Совершенствование техники ведения. | |
79-80 | 1. Выполнение ведения гонка на время. 2. Провести соревнование. | |
81-85 | 1. Напомнить обучающимся о техники безопасности во время изучения новых видов. 2. Совершенствовать мастерство при ведении гонка | |
86-90 | 1. Подготовка инвентаря изученных игр, своими руками 2. Формирование чувства коллективизма, взаимовыручки. | |
91-95 | 1. Лапта 2. Ознакомить с правилами игры «Лапта» (теория). | |
96-98 | 1. Отработать удар битой по мячу 2. Совершенствовать мастерство удара по мячу. | |
99-100 | 1. Отбой мяча на дальность. 2. Провести соревнование. | |
101-105 | 1. Вспомнить все изученные вид. 2.Совершенствовать мастерство | |
106-116 | 1. Подготовка к соревнованию «Гагаринские старты» | |
117-119 | 1.Посещение музея | |
120-130 | 1. Подготовка к соревнованию «Лапта» | |
131-144 | 1. Подготовка к соревнованию «Космические старты» |
Критерии оценки производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели:
- уровень соответствующих знаний
- степень владения двигательными умениями и навыками
- знание и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность
При оценке знаний надо учитывать их глубину, полноту, аргументированность, умение использовать знания применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
- 3 балла выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, приводя примеры из практики или своего опыта.
- 2 балла ставится за ответ, в котором содержаться небольшие
неточности и незначительные ошибки. - 1 балл получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения применять знания в своем опыте.
Критерии оценки успеваемости по технике владения двигательными действиями:
- 3 балла - двигательное действие выполнено правильно, точно в надлежащем темпе, легко и четко.
- 2 балла - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
- 1 балл - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Критерии оценки успеваемости по способам осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:
- 3 балла - учащийся демонстрирует полный и разнообразный
комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, ритмической, атлетической гимнастики. Может самостоятельно организовать место занятия, подобрать инвентарь и применить в конкретных условиях, проконтролировать ход выполнения заданий и оценить его. - 2 балла - имеются незначительные ошибки или неточности в
осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной
деятельности. - 1 балл - допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической (двигательной) способности. Испытывает затруднение в организации мест занятий, подборе и инвентаре. Удовлетворительно контролирует ход и итоги задания.
Сдвиги ученика в показателях физической подготовленности в период времени. При оценке сдвигов в показателях определенных качеств руководитель должен принимать во внимание особенности развития отдельных двигательных способностей, динамику их изменения у детей различного возраста, исходный уровень.
Список спортивного инвентаря.
- Ходули - 4 пары.
- Кубарь - 10 шт.
- Городки - 4 набора.
- Калечина-малечина - 6 шт.
- Накидушки - 5 шт.
- Колышки для накидушек - 5 шт.
- Гонок - 3 шт.
- Самокат - 2 шт.
- Конус – 10 шт.
- Секундомер – 2 шт.
- Флажки.
- Щиты со стартом и финишем.
- Карточки для городков с названием фигур.
- Указатели на этапах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический зачет. Литература в годы Великой Октябрьской революции и литературный процесс 20-х годов ХХ века.
Тематический зачет состоит из двух частей: тестовых заданий (с выбором ответа) и творческой работы....
Образовательная программа «Народная игра – лапта»
Лапта - полезная и увлекательная игра, не требующая особых дорогостоящих принадлежностей и специальных фундаментально оборудованных площадок. Основу игры составляют естественные движения: бег, прыж...
НАРОДНЫЕ ИГРЫ 30-40 ГОДОВ ХХ ВЕКА
Программа дополнительного образования детей...
Народные игры Республики Саха (Якутия) в культурно- спортивной программе «Игры предков»
В данной работе представлен ход организации национальной игры народа Саха "Чыысхай"...
«НАРОДНЫЕ ИГРЫ 30-40 ГОДОВ ХХ ВЕКА»
В предлагаемой программе предоставлено содержание спортивно – оздоровительной деятельности с обучающимися начальной и средней школы. Программа дополнительного образования детей «Народные и...
Народные игры 30-40 годов ХХ века
В предлагаемой программе предоставлено содержание спортивно – игровой деятельности с обучающимися начальной и средней школы. Внеклассная работа по физическому воспитанию школьников является одно...
Развивающие игры – загадки для детей дошкольного возраста по программе «Народные игры и забавы для дошколят»
Игровая деятельность – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основны...