Обобщение опыта работы
статья по физкультуре
Одной из главных и гуманитарных ценностей любого государства является здоровье детей. Особую значимость приобретает работа школы по формированию у них правильного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, повышению двигательной активности. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Это требует от учителя особых подходов в образовании и воспитании. Проблема сохранения здоровья школьников стала главной проблемой современного общества. Для решения этой проблемы в школе запланировано проведение дней Здоровья, спортивно-оздоровительных мероприятий, праздников, систематические занятия физической культурой и спортом, основными задачами которых являются: содействие активному отдыху, укреплению здоровья и физическому развитию учащихся, повышение интереса к занятиям физическими упражнениями и приобщение к здоровому образу жизни. В течение десяти лет я работаю над проблемой «Формирование физической активности и здоровый образ жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_uchitelya_fizkultury.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»
Большеберезниковского муниципального района
Республики Мордовия
Портфолио
учителя физической культуры
Манина
Николая Ивановича
2020 год
Общие сведения об учителе
Ф.И.О.: Манин Николай Иванович
Дата рождения: 4 января 1960 г.
Образование: высшее. Окончил факультет физического воспитания МГПИ имени М.Е.Евсевьева в 1981году
Специальность: учитель физического воспитания
Место работы: МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»
Должность: учитель физической культуры
Трудовой и педагогический стаж: 39 лет
Адрес сайта: nsportal.ru manin-nikolay-ivanovich
Публичное представление собственного
инновационного педагогического опыта
«Формирование физической активности и здоровый образ жизни»
Автор опыта:
Манин Николай Иванович
учитель физической культуры
МБОУ «Шугуровская СОШ»
2020 год
Одной из главных и гуманитарных ценностей любого государства является здоровье детей. Особую значимость приобретает работа школы по формированию у них правильного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, повышению двигательной активности. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Это требует от учителя особых подходов в образовании и воспитании. Проблема сохранения здоровья школьников стала главной проблемой современного общества. Для решения этой проблемы в школе запланировано проведение дней Здоровья, спортивно-оздоровительных мероприятий, праздников, систематические занятия физической культурой и спортом, основными задачами которых являются: содействие активному отдыху, укреплению здоровья и физическому развитию учащихся, повышение интереса к занятиям физическими упражнениями и приобщение к здоровому образу жизни. В течение десяти лет я работаю над проблемой «Формирование физической активности и здоровый образ жизни»
Актуальность опыта.
Школьники, сегодня сидящие за партой, уже в ближайшем будущем будут участвовать в повышении благосостояния страны, накапливании ее потенциала в экономической, научной и культурной сфере. Поэтому наиболее актуальна проблема оптимизации физкультурно-оздоровительной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей, ведь во все времена здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью. Физическая активность и полноценное здоровье влияют на все сферы человеческой деятельности, способствуют включению человека в социальную реальность, реализацию задуманных им планов, они – залог активной насыщенной жизни и долголетия.
Основная идея опыта.
Моя педагогическая идея - использование физической активности учащихся, приобщение к здоровому образу жизни, которые направлены на освоение учеником общественных норм и ценностей путем организации, проведения и участия в школьных, муниципальных и российских соревнований по учебной программе и во внеурочной деятельности.
Цель физического воспитания в нашей школе – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательной активности. Над формированием представлений о здоровье, здоровом образе жизни работаю как на уроках физкультуры, так и через систему воспитательной внеурочной работы. Внеклассная работа по физическому образованию и воспитанию – главный фактор школьной спортивной жизни. Это проведение спортивных секций, соревнований между классами, проведение спортивных суббот, дней Здоровья, участие в районных и республиканских соревнованиях.
Теоретическая база опыта.
Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько, использую работу Н.К.Смирнова. В основе опыта лежит комплексная программа физического воспитания 1-11 класс авторов доктора педагогических наук В.И. Ляха, и кандидата педагогических наук А.А. Зданевич.
Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знаний теоретических основ, так же владения информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах района, республики, страны. На каждом уроке провожу информационные беседы, а в конце учебного года на II и III ступени образования – экзамен по теории физической культуры.
Большое внимание уделяю внеклассной работе, организую дни здоровья и спорта, провожу школьные соревнования.
В школе на протяжении всей педагогической деятельности функционируют спортивные секции и кружки: «Волейбол», «Настольный теннис».
За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: проектирование, проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий.
Новизна моего опыта
Новизна заключается в систематизации и усовершенствовании опыта по обновлению содержания современного физического воспитания в условиях сельской школы, выработке методической системы, реализующей системно-деятельностный подход.
Технология опыта.
Основной целью педагогической деятельности считаю создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.
Основной задачей учебной деятельности является:
1.Комплексная реализация базовых компонентов программы.
2.Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.
В отборе содержания лежит комплексная программа по физическому воспитанию.
Планируя учебный материал, руководствуюсь следующим:
- учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям стандарта и ориентирован на конечный результат;
- в основу положен базовый уровень содержания образования, но в то же время каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных способностей и состояния здоровья.
Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой использую:
- валеологическое просвещение учащихся и их родителей;
- нетрадиционные уроки;
- современные средства физической культуры;
- комбинирование методов, приёмов физического воспитания.
- внеклассные формы физического воспитания.
Валеологическое просвещение учащихся и их родителей.
На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления.
На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняю детям значение каждого из них.
С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.
На всех уроках прививаю школьникам гигиенические навыки, предусматриваю участие детей в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня.
Нетрадиционные уроки.
Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые игры, уроки здоровья. На уроках здоровья дети делятся на группы. В группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, коррекционные упражнения. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Регулярно применяю специальные комплексы, формирующие изящность, грациозность, пластичность. Обязательно включаю в каждый урок упражнения на психорегуляцию и релаксацию.
Современные средства физической культуры.
Работа с девушками занимает особое место в моей педагогической деятельности. Как создать условия, способствующие мотивации старшеклассниц к занятиям физической культурой и осознанному отношению к своему здоровью? Решение проблемы я нашел в выборе средств физического воспитания:
- ритмическая гимнастика;
- аэробика;
Для повышения интереса и эмоционального настроя на своих уроках применяю технические средства: магнитофон, компьютер.
Комбинирование методов, приёмов физического воспитания.
Для создания здоровьесберегающего пространства комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод, учитывая возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.
С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Уверен, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.
Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного организма и составлять комплексы упражнений. Ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты, достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно.
При выборе методов и приёмов учитываю общепедагогические и методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их.
На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у ребёнка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.
Внеклассные формы физического воспитания.
Школьникам необходимо овладеть основами личной физической культуры, под которой понимаются единство знаний, потребностей, мотивов достичь оптимального уровня здоровья, физического развития, разностороннего развития двигательных способностей, умения осуществлять собственную двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объём двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала.
С целью повышения двигательной активности учащихся внеклассную работу строю в такой последовательности, которая направлена на закрепление умений и навыков, полученных на уроках. Основными внеклассными формами физического воспитания являются:
- Спортивные кружки.
- Дни здоровья и спорта.
- Туристические походы.
- Физкультурные праздники.
- Внутришкольные соревнования.
В школе организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, товарищеские встречи, организуется подготовка команд к школьным, районным соревнованиям. В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараюсь задействовать как можно больше детей.
Третий год зимой устраиваю лыжные походы «Воскресная лыжня». Работа в этом направлении оказывает действенное влияние на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья школьников. Дети, как правило, не болеют и показывают высокий уровень физической подготовленности.
Участие в туристических походах способствует укреплению здоровья; пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и физическая нагрузка - всё это повышает выносливость, работоспособность, создает заряд бодрости на весь год.
Результативность опыта
Грамотная организация обучения с применением игрового и соревновательного методов помогает разрешить многие подростковые проблемы, побуждает школьников к рациональному использованию своих физических возможностей, пониманию необходимости здорового образа жизни и формированию важнейших социальных компетенций.
Участие в спортивных играх и соревнованиях позволило развить физические качества практически каждого ученика школы: быстроту, силу, ловкость, гибкость, выносливость.
Наблюдается рост социальной компетенции большинства учащихся школы: дети умеют сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровой, учебной, трудовой, общественно - полезной деятельности; умеют удовлетворять свои потребности и желания в соответствии с правилами игры и традициями классного коллектива; умеют предвидеть потребности, желания, поступки других людей; умеют адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения сверстников; готовы (то есть обладают кругом соответствующих умений) следовать правилам командной игры.
Учащиеся школы научились взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне неё. Участвуя в играх и соревнованиях, расширили круг друзей, приобрели опыт общения с малознакомыми людьми.
Принимая установки учителя на игру как более опытного и знающего человека, научились прислушиваться к словам старших, не отвергать их мнение и советы.
Желание лучше проявить себя в игре мотивировало учащихся овладевать новыми умениями и навыками, которые они перенесли и в другие виды деятельности. В неформальном общении подростки передают эти умения друг другу.
Выработалась психологическая стойкость: умение контролировать свои эмоции, выслушивать и правильно воспринимать критику товарищей и учителя в свой адрес.
Самым значимым результатом в своей педагогической деятельности считаю то, что мои выпускники Шугуровской школы поступают в Мордовский государственный педагогический институт на факультет физического воспитания.
Я не останавливаюсь на достигнутом, постоянно в поиске нового. Своим опытом делюсь на заседаниях методического объединения, педсоветах, районных семинарах учителей физической культуры, конференциях, а также систематически повышаю педагогическую квалификацию. Весь накопленный мною опыт работы размещен на https://nsportal.ru/manin-nikolay-ivanovich
И я счастлив, если полезен кому-то, если дарю минуты радости и капельки счастья другим, поэтому завтра у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самому, творить и побуждать здоровому образу жизни.
Список литературы:
1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2009.
3.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. 1966. Кибернетика, математика, спорт. 1969.
4. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта. 2002.
5.Солодков А.И. Сологуб Е.Б. Физиология человека. 1998.
6.Физическая культура в школе. 4, 2012;
7.Физическая культура в школе. 6, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы
обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...