Выступление на ШМО По теме: «Понятие выносливости и её виды» 2018-2019 учебный год
материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 имени В.Д. Сабанеева»
(МОУ СОШ №15)
Выступление на ШМО
По теме:
«Понятие выносливости и её виды»
Выполнил:
Коринец Александр Владимирович
ФИО
2018-2019 учебный год
Содержание
Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие выносливости и её виды..........................................................................4
1.1. Понятие выносливости........................................................................................4
1.2. Виды выносливости.............................................................................................5
2. Методика развития выносливости.........................................................................8
2.1. Методика развития общей выносливости..........................................................8
2.2. Методика развития специальной выносливости ..............................................9
Заключение.................................................................................................................11
Литература..................................................................................................................12
ВВЕДЕНИЕ
Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека. Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения - сердечно-сосудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе. Выносливость - это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. А уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость. Это качество необходимо при длительном беге, ходьбе на лыжах и при выполнении более кратковременных упражнений скоростного и силового характера. Учитывая то, какое огромное значение имеет выносливость для здоровья, физического развития и трудовой деятельности, актуальность данной темы вне всяких сомнений. Выносливость нужно развивать для того, чтобы иметь способность к длительному перенесению каких-либо физических нагрузок, в общем, чтобы как можно дольше не утомляться.
Выносливость, это как привычка - привычка тела к определённому количеству нагрузок. Зависимость выносливости естественно зависит от возраста человека, то есть с возрастом она изменяется; есть момент, когда выносливость увеличивается, а потом идёт на спад.
Существуют методы и программы развития выносливости. Это различные тренировки, имеющие свои особенности. Естественно, что слабо подготовленному человеку большие нагрузки тренировок не выдержать, поэтому методы применяют разные, иногда индивидуальные.
1. ПОНЯТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ И ЕЕ ВИДЫ
1.1. ПОНЯТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ
Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории физического воспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как способность организма противостоять утомлению.
Выносливость - многофункциональное свойство человеческого организма и интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма.
Приведенное определение дает общее представление о выносливости, но не исчерпывает разнообразия видов ее проявления в практической деятельности человека. В частности, при изменении интенсивности работы предельное время ее выполнения может изменяться в широком диапазоне. Например, в беге с максимальной скоростью уже на 10-15-й секунде наблюдается значительное ее падение. В то же время марафонцы более двух часов поддерживают непредельную для себя скорость бега. Естественно, что механизмы утомления, а, следовательно, и выносливости в этих случаях разные и зависят от специфики выполняемой работы. В зависимости от специфики работы (умеренной интенсивности, скоростная, силовая, координационная) можно говорить о способности преодолевать утомление при нагрузках умеренной интенсивности скоростной, силовой или координационной направленности. Это дает основания к выделению разных видов выносливости: общая, скоростная, силовая, координационная. Выносливость как качество проявляется в двух основных формах: в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности и в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
1.2. ВИДЫ ВЫНОСЛИВОСТИ
На практике различают несколько видов выносливости: общую и специальную.
Необходимо отметить, что большое количество изометрических упражнений в тренировочном занятии вызывает специфические приспособления организма к статической работе и не оказывает положительного влияния на динамическую силу. Дозировка упражнений, на развитие силы такова, что при выполнении упражнения появилось чувство усталости, но не предельного утомления.
Под общей выносливостью понимают совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности.
С точки зрения теории спорта общая выносливость - это способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в действие многие мышечные группы. Уровень развития и проявления общей выносливости определяется: аэробными возможностями организма (физиологическая основа общей выносливости); степенью экономизации техники движений; уровнем развития волевых качеств.
Функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе такой направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью.
Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности. Основным показателем выносливости является максимальное потребление кислорода (МПК). Средствами развития общей выносливости являются упражнения, позволяющие достичь максимальных величин сердечной и дыхательной производительности и удерживать высокий уровень МПК длительное время.
Специальная выносливость - это способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку за время, обусловленное требованиями его специализации.
Иными словами - это выносливость к определённому виду спортивной деятельности, способность эффективно проводить технические приёмы в течение схватки, игры и т.д.
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.
Специальная выносливость с педагогической точки зрения представляет многокомпонентное понятие, т.к. уровень её развития зависит от многих факторов: общей выносливости; скоростных возможностей спортсмена (быстроты и гибкости работающих мышц); силовых качеств спортсмена; технико-тактического мастерства и волевых качеств спортсмена.
Под силовой выносливостью понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течение определённого времени. В зависимости от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую силовую выносливость.
Статическая силовая выносливость характеризуется предельным временем сохранения определённых мышечных усилий (определённая рабочая поза).
Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо упражнения. С возрастом силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям возрастает.
Под скоростной выносливостью понимают способность к поддержанию предельной и околопредельной интенсивности движений (70-90% max) в течение длительного времени без снижения эффективности профессиональных действий.
Эти действия специфичны для многих профессий, в том числе и для спорта. Поэтому методика совершенствования скоростной выносливости будет иметь сходные черты при профессиональной и спортивной подготовке. Координационная выносливость характеризуется способностью выполнять продолжительное время сложные по координационной структуре упражнения.
В зависимости от механизма энергообеспечения выносливость может быть аэробная и анаэробная. Во время аэробной работы тело работает на уровне, при котором требуется кислород для потребления телом «топлива». При этом образуется такие отходы как диоксид углерода и вода, которые выводятся из организма вместе с потом и дыханием.
Аэробная выносливость в свою очередь делится на типы: короткая - от 2 до 8 минут; средняя - от 8 до 30 минут; длинная - от 30 и более. Аэробная выносливость тренируются с использованием непрерывного и интервального тренинга.
Аэробный порог - это точка, при достижении которой начинают работать анаэробные «энергетические каналы». Он наступает при достижении примерно 65% от максимальной частоты сердечных сокращений, это примерно на 40 ударов ниже анаэробного порога.
При анаэробной работе, связанной с максимальными усилиями, тело работает так, что потребности в кислороде и топливе превышают скорость их подачи в мышцы. Мышцы при нехватке кислорода принимают состояние, при котором в них начинает накапливаться молочная кислота. Эта точка называется молочным или анаэробным порогом.
Анаэробную выносливость можно разделить на следующие типы: короткую - менее 25 секунд; среднюю - от 25 до 60 секунд; длинную - от 60 до 120 секунд. Анаэробную выносливость можно развивать путем повторения работы высокой интенсивности с ограниченным временем на восстановление.
Анаэробный порог - это точка, при которой в мышцах начинает накапливаться молочная кислота. Принято, что она наступает при достижении 80-90% от максимальной частоты сердцебиения, это примерно на 40 ударов чаще, чем при аэробном пороге.
2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
2.1. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
Уровень развития выносливости зависит от функциональных возможностей всех органов и систем организма, особенно центральной нервной системы (ЦНС), сердечно-сосудистой системы (ССС), дыхательной и эндокринной систем, а также состояния обмена веществ и нервно-мышечного аппарата.
Некоторые виды выносливости могут не коррелировать друг с другом. Можно обладать высокой выносливостью в динамической работе и малой в удержании статического усилия. Это обусловлено различиями в биохимических механизмах обеспечения работ и в особенностях развития торможения в ЦНС. Чем больше интенсивность, тем меньше выносливость.
В процессе развития общей выносливости необходимо обеспечить тренировочные воздействия на факторы, которые лимитируют ее проявление.
Это требует последовательного решения следующих задач:
1. Развитие мощности функциональных систем аэробного энергообеспечения. Обобщенным показателем является максимальное потребление кислорода (МПК).
2. Развитие емкости аэробного источника энергообеспечения. Характеризуется способностью человека по возможности дольше выполнять определенную работу на максимальном для нее уровне потребления кислорода.
3. Совершенствование подвижности функциональных систем аэробного энергообеспечения. Характеризуется уменьшением времени на развертывание работы систем аэробного энергообеспечения к максимальной их мощности.
4. Улучшение функциональной и технической экономичности. Характеризуется уменьшением затрат энергии на единицу стандартной работы.
5. Повышение мощности и емкости буферных систем организма и его реализационных возможностей. Характеризуется способностью человека переносить изменения во внутренней среде организма (возрастание температуры тела, накопление молочной кислоты, тяжесть или даже боль в отдельных звеньях тела и т.п.).
Наиболее эффективно указанные задачи могут быть решены методами строго регламентированного и соревновательного упражнения. При определении длительности тренировочных заданий по развитию общей выносливости необходимо учитывать время и пути образования энергообеспечения мышечной работы.
В процессе работы над повышением аэробных возможностей возникает необходимость совершенствования мощности аэробного процесса, выражаемая величинами максимального потребления кислорода и емкости аэробного процесса, проявляющаяся в способности к длительному удержанию высоких показателей аэробной производительности, определяемой по продолжительности удержания максимально доступных для данной работы величин потребления кислорода.
2.2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
Можно выделить два основных методических подхода к развитию специальной выносливости:
1. Аналитический, основанный на избирательно направленном воздействии на каждый из факторов, от которых зависит уровень её проявления в избранном виде спорта. Это связано с тем, что в одних видах спорта выносливость непосредственно определяет достигаемый результат (ходьба, бег на разные дистанции и т.д.), в других - она позволяет лучшим образом выполнить определённые тактические действия (бокс, спорт. игры и т.д.).
2. Целостный подход, основанный на интегральном воздействии на различные факторы специальной выносливости. Начиная работу по развитию и совершенствованию выносливости, необходимо придерживаться определенной логики построения тренировки, так как нерациональное сочетание в занятиях нагрузок различной физиологической направленности может привести не к улучшению, а, наоборот, к снижению тренированности.
На начальном этапе необходимо сосредоточить внимание на развитии аэробных возможностей одновременно с совершенствованием функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением опорно-двигательного аппарата, т.е. на развитии общей выносливости. Эта задача методически не очень сложная, но требует для своего решения определённых волевых усилий, постепенности усложнения требований, последовательности применения средств и систематичности тренировок.
На втором этапе необходимо увеличить объем нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения, применяя для этого непрерывную равномерную работу в форме темпового бега, кросса, плавания и т.д. в широком диапазоне скоростей до субкритической включительно, а также различную непрерывную переменную работу, в том числе, и в форме круговой тренировки.
На третьем этапе, в случаях, когда предъявляются повышенные требования к профессионально-прикладной физической подготовке, необходимо увеличить объёмы тренировочных нагрузок за счёт применения более интенсивных упражнений, выполняемых методами интервальной и повторной работы в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах, и избирательно воздействуя на отдельные компоненты специфической выносливости. Если же повышенные требования к уровню развития выносливости условиями профессиональной деятельности не предъявляются, то необходимо лишь поддерживать достигнутый ее уровень освоенными объемами тренировочных нагрузок.
Заключение
Таким образом, выносливость – способность организма человека преодолевать наступающее утомление. Характеризуется оно временем выполнения работы определённой интенсивности. Выносливость определяется свойствами ЦНС и процессами, происходящими в ней при мышечной деятельности, прежде всего энергетическим обменом.
Далее можно сделать вывод о том, что у каждого человека она развивается по-разному, это зависит как от индивидуальных физических качеств, так и от возраста, а также от пола.
Тренировки по развития выносливости следует делать постепенно, в размеренном темпе. Не следует делать резких перепадов. В зависимости от методов развития выносливости варьируется и протяжённость занятий. Существуют программы развития общей выносливости и для людей в возрасте 30-50 лет.
Литература
Использованы материалы с сайтов:
- http://www.fizkult-ura.ru/physical_kachestva/41
- http://gendocs.ru/v14586/выносливость_и_методика_ее_направленного_
развития
- http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/fizicheskaia-kultura-chikurov-a-i/5-6-vynoslivost-opredelenie-poniatiia-vidy-vynoslivosti
4. Агеев В.В.Физическая культура. М., 2005.
5. Верхошанский Ю.В. //Теория и практика физической культуры, 2003, №8, с. 21-28.
6. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. - М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: "Понятие гиперссылка. Способы и виды ее использования"
В ходе данного занятия раскрывается понятие Гиперссылка, виды и способы ее создания...
Выступление на педсовете. Тема: «Театрально-игровая деятельность, ее виды, в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой».
Показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором ...
Выступление на ШМО По теме: «Международные спортивные движения, цели и задачи» 2018-2019 учебный год
2 выступление на ШМО 2019 год...
Выступление на ШМО По теме: «Основы санитарного контроля за спортивными сооружениями различных типов» 2018-2019 учебный год
ШМО 2019 год...
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования...
3.11.21 и 5.11.21 для МСТ1 и 2.11.21 ПКД1 Тема: "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов. Способы описания алгоритмов".
Задание:1) Приготовить сообщение по данной теме.2) Создать кроссворд со словами описывающие способы записи алгоритмов и виды вычислительных процессов при решении задач....
Отчет учителя Клюевой И.Д. по итогам успеваемости за 2018-2019 (мониторинг учебной деятельности учащихся)
Отчет учителя Клюевой И.Д. по итогам успеваемости за 2018-2019 (мониторинг учебной деятельности учащихся)...
- Мне нравится (1)