РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
рабочая программа по физкультуре
Уровень основной образовательной программы: базовый
Профессия: 35.01.01 «Мастер по лесному хозяйству»
Профиль: естественнонаучный
Форма обучения: очная
Срок освоения ППКРС: 2 года 10месяцев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОДБ-05 РП ФК МЛХ 2019-2022 | 558.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Байкальский колледж туризма и сервиса»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора
№ 01-7/125-1
от «4» сентября 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Уровень основной образовательной программы: базовый
Профессия: 35.01.01 «Мастер по лесному хозяйству»
Профиль: естественнонаучный
Форма обучения: очная
Срок освоения ППКРС: 2 года 10месяцев
Усть-Баргузин
2019г
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе:
1) ФГОС СПО по профессии 35.01.01 «Мастер по лесному хозяйству», утвержденный Министерством образования и науки РФ «2» августа 2018, №889, зарегистрированный в Министерством юстиции РФ 20 мая 2018г., №29508
2) ФГОС СОО по дисциплине «Физическая культура», утвержденный Министерством образования и науки РФ от 17 мая 2017г., №413, зарегистрированный Министерством юстиции РФ №24480 от 7 июня 2017г.
3) Примерная программа учебной дисциплины «Физическая культура» для среднего профессионального образования, одобренная научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ ФИРО, утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации, протокол №2 от 26.03.2018года
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК по УПР
протокол № 1 от «1» сентября 2019г.,
Председатель ПЦК /Гаськова В.В./
Методист /Гаськова В.В./
Согласовано:
Зав. отделением по УПР /Е. М. Полоновой/
Разработчик(и): Преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ СПО «БКТиС» _______________/В.Ю.Гаськов/
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка | 4 |
2. Общая характеристика учебной дисциплины «Физическая культура» | 5 |
3.Место учебной дисциплины в учебном плане | 6 |
4. Результаты освоения учебной дисциплины | 7 |
5. Содержание учебной дисциплины | 8 |
6. Тематическое планирование | 13 |
7. Характеристика основных видов деятельности студентов | 21 |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Физическая культура» | 27 |
9. Рекомендуемая литература | 28 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура » предназначена для организации занятий по физической культуре в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физическая культура», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей:
формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда;
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Программа учебной дисциплины «Физическая культура» служит основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Содержание учебной дисциплины «Физическая культура» направлено на укрепление здоровья, повышение физического потенциала, работоспособности обучающихся, на формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций.
Реализация содержания учебной дисциплины «Физическая культура» в преемственности с другими общеобразовательными дисциплинами способствует воспитанию, социализации и самоидентификации обучающихся, посредством личностно и общественно значимой деятельности, становлению целесообразного здорового образа жизни.
Методологической основой организации занятий по физической культуре является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и качества здоровья обучающихся.
В соответствии со структурой двигательной деятельности содержание учебной дисциплины «Физическая культура» представлено тремя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная, спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной подготовкой, введение в профессиональную деятельность специалиста.
Первая содержательная линия ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья студентов и воспитание бережного к нему отношения. Через свое предметное содержание она нацеливает на формирование
интересов и потребностей студентов в регулярных занятиях физической культурой и спортом, на творческое использование осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, в самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности.
Вторая содержательная линия соотносится с интересами студентов в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся.
Третья содержательная линия ориентирует образовательный процесс на развитие интереса студентов к будущей профессиональной деятельности и показывает значение физической культуры для дальнейшего профессионального роста самосовершенствования, конкурентоспособности на современном рынке труда.
Основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура» реализуется в процессе теоретических и практических занятий и представлено разделами: теоретическая часть и практическая часть.
Теоретическая часть направлена на формирование у обучающимися мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание студентами значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.
Практическая часть – предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий.
Содержание учебно-методических занятий обеспечивает: формирование у студентов установки на психическое и физическое здоровье; освоение методов профилактики профессиональных заболеваний; овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями; знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи. Темы учебно-методических занятий определяются по выбору из числа предложенных программой.
На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации, на которых по результатам тестирования помогает определить индивидуальную двигательную нагрузку с оздоровительной и профессиональной направленностью.
Учебно-тренировочные занятия содействуют укреплению здоровья, развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма студентов, а также профилактике профессиональных заболеваний.
Для организации учебно-тренировочных занятий студентов по физической культуре кроме обязательных видов спорта (легкая атлетика, кроссовая подготовка, лыжи, плавание, гимнастика, спортивные игры) дополнительно предлагаются нетрадиционные виды спорта (ритмическая и атлетическая
гимнастика, ушу, стретчинг, таэквондо, армрестлинг, пауэрлифтинг и др.). Вариативные компоненты содержания обучения выделены курсивом.
Специфической особенностью реализации содержания учебной дисциплины «Физическая культура» является ориентация образовательногопроцесса на получение преподавателем физического воспитания оперативной информации о степени освоения теоретических и методических знаний, умений, о состоянии здоровья, физического развития, двигательной, психофизической, профессионально-прикладной подготовленности студента.
С этой целью до начала обучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, студенты проходят медицинский осмотр (диспансеризацию) и компьютерное тестирование. Анализ физического развития, физической подготовленности, состояния основных функциональных систем позволяет определить медицинскую группу, в какой целесообразно заниматься обучающимся: в основной, подготовительной или специальной.
К основной медицинской группе относятся студенты, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием и достаточной физической подготовленностью.
К подготовительной медицинской группе относятся лица с недостаточным физическим развитием, слабой физической подготовленностью, без отклонений или с незначительными временными отклонениями в состоянии здоровья.
К специальной медицинской группе относятся студенты, имеющие патологические отклонения в состоянии здоровья.
Используя результаты медицинского осмотра студентов, их индивидуальные желания заниматься тем или иным видом двигательной активности, преподаватель физического воспитания распределяет студентов в учебные отделения: спортивное, подготовительное и специальное.
На спортивное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, имеющие сравнительно высокий уровень физического развития и физической подготовленности, выполнившие стандартные контрольные нормативы, желающие заниматься одним из видов спорта, культивируемых в СПО. Занятия в спортивном отделении направлены в основном на подготовку к спортивным соревнованиям в избранном виде спорта.
На подготовительное отделение зачисляются студенты основной и подготовительной медицинских групп. Занятия носят оздоровительный характер, направлены на совершенствование общей и профессиональной двигательной подготовки.
В специальное отделение зачисляются студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Занятия с этими студентами нацелены на устранение функциональных отклонений и недостатков в их физическом развитии, формирование правильной осанки, совершенствование физического развития, укрепление здоровья и поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения.Таким образом, освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» предполагает, что студентов, освобожденных от занятий физическими упражнениями, практически нет. Вместе с тем в зависимости от заболеваний двигательная активность обучающихся может снижаться или прекращаться. Студены, временно освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебно-методический материал, готовят рефераты, выполняют индивидуальные проекты. Темой реферата может быть: «Использование индивидуальной двигательной активности и основных валеологических факторов для профилактики и укрепления здоровья» (при том или ином заболевании).
Все контрольные нормативы по физической культуре студенты сдают в течение учебного года для оценки преподавателем их функциональной и двигательной подготовленности, в том числе и для оценки их готовности к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).1
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Физическая культура» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физическая культура» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ОПОП СПО дисциплина «Физическая культура» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, к целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
потребность к самостоятельному использованию физической культуры, как составляющей доминанты здоровья;
приобретение личного опыта творческого использования профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности;
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;
готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры.
способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
готовность к служению Отечеству, его защите;
предметных:
способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, в оздоровительной и социальной практике;
готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;
освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;
формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности;
предметных
умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Т е о р е т и ч е с к а я ч а с т ь
Введение. Физическая культура в обшекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО
Современное состояние физической культуры и спорта. Физическая культура и личность профессионала. Оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек.
Особенности организации занятий со студентами в процессе освоения содержания учебной дисциплины «Физическая культура». Введение Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Требования к технике безопасности при занятиях физическими упражнениями
1. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья
Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья молодежи. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Двигательная активность.
Влияние экологических факторов на здоровье человека. О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового образа жизни. Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной деятельности. Активный отдых. Вводная и производственная гимнастика. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж. Материнство и здоровье. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.
2. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание.
Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы
регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств.
3. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки
Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений — тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
4. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда студентов профессиональных образовательных организаций. Динамика работоспособности в учебном году
и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния студентов в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического, и психофизического утомления. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации.
Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.
5. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
Личная и социально-экономическая необходимость специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Тестирование состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь
Учебно-методические занятия
Содержание учебно-методических занятий определяется по выбору преподавателя с учетом интересов студентов. 1. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов.
2. Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.
3. Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении.
4. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения.
5. Составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности обучающихся.
6. Методика определения профессионально значимых психофизиологических и двигательных качеств на основе профессиограммы специалиста. Спортограмма и профессиограмма.
7. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов состояния здоровья и общефизической подготовки. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности.
8. Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальная карта здоровья). Определение уровня здоровья (по Э.Н. Вайнеру).
9. Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с учетом профессиональной направленности.
Учебно-тренировочные занятия
При проведении учебно-тренировочных занятий преподаватель определяет оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья обучающихся, дает индивидуальные рекомендации для самостоятельных занятий в том или ином виде спорта.
1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка
Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления.
Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег 100 м, эстафетный бег 4´100 м, 4´400 м; бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши), прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной; метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра.
2. Лыжная подготовка
Решает оздоровительные задачи, задачи активного отдыха. Увеличивает резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает защитные функции организма. Совершенствует силовую выносливость, координацию движений. Воспитывает смелость, выдержку, упорство в достижении цели.
Переход с одновременных лыжных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км (юноши). Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях.
3. Гимнастика
Решает оздоровительные и профилактические задачи. Развивает силу, выносливость, координацию, гибкость, равновесие, сенсоторику. Совершенствует память, внимание, целеустремленность, мышление.
Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями, с набивными мячами, упражнения с мячом, обручем (девушки). Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки). Упражнения для коррекции зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики.
4. Спортивные игры
Проведение спортивных игр способствует совершенствованию профессиональной двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию координационных способностей, ориентации в пространстве, скорости реакции; дифференцировке пространственных временных и силовых параметров движения, формированию двигательной
активности, силовой и скоростной выносливости; совершенствованию взрывной силы; развитию таких личностных качеств, как восприятие, внимание, память, воображение, согласованность групповых взаимодействий, быстрое принятие решений; воспитанию волевых качеств, инициативности и самостоятельности.
Из перечисленных спортивных игр профессиональная образовательная организация выбирает те, для проведения которых есть условия, материально-техническое оснащение, которые в большей степени направлены на предупреждение и профилактику профзаболеваний, отвечают климатическим условиям региона.
Волейбол
Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием
мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
Баскетбол
Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защиты - перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
Ручной мяч
Передача и ловля мяча в тройках, передача и ловля мяча с откосом от площадки, бросок мяча из опорного положения с сопротивлением защитнику, перехваты мяча, выбивание или отбор мяча, тактика игры, скрестное перемещение, подстраховка защитника, нападение, контратака.
Футбол (для юношей)
Удар по летящему мячу средней частью подъема ноги, удары головой на месте и в прыжке, остановка мяча ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения, техника игры вратаря, тактика защиты, тактика нападения. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам.
5. Плавание
Занятия позволяют учащимся повышать потенциальные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В процессе занятий совершенствуются основные двигательные качества: сила, выносливость, быстрота. В образовательных учреждениях, где есть условия, продолжается этап углубленного закрепления пройденного материала, направленного на приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.
Специальные плавательные упражнения для изучения (закрепления) кроля на груди, спине, брасса. Старты. Повороты, ныряние ногами и головой. Плавание до 400 м. Упражнения по совершенствованию техники движений рук, ног, туловища, плавание в полной координации.
Плавание на боку, на спине. Плавание в одежде. Освобождение от одежды в воде. Плавание в умеренном и попеременном темпе до 600 м. Проплывание отрезков 25–100 м по 2–6 раз. Специальные подготовительные, общеразвивающие и подводящие упражнения на суше. Элементы и игра в водное поло (юноши), элементы фигурного плавания (девушки). Правила плавания в открытом водоеме. Доврачебная помощь пострадавшему. Техника безопасности при занятиях плаванием в открытых водоемах и в бассейне.
Самоконтроль при занятиях плаванием.
6. Виды спорта по выбору
Ритмическая гимнастика
Занятия способствуют совершенствованию координационных способностей, выносливости, ловкости, гибкости, коррекции фигуры. Оказывают оздоровительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную системы. Использование музыкального сопровождения совершенствует чувство ритма.
Индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью. Комплекс упражнений с профессиональной направленностью из 26–30 движений.
Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах
Решает задачи коррекции фигуры, дифференцировки силовых характеристик движений, совершенствует регуляцию мышечного тонуса. Воспитывает абсолютную и относительную силу избранных групп мышц.
Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой. Техника безопасности занятий.
Элементы единоборства
Знакомство с видами единоборств и их влиянием на развитие физических, нравственных и волевых качеств.
Каратэ-до, айкидо, таэквондо (восточные единоборства) развивают сложно-координационные движения, психофизические навыки (предчувствие ситуации, мгновенный анализ сложившейся ситуации, умение избежать стресс, снятие психического напряжения, релаксация, регуляция процессов психического возбуждения и торможения, уверенность и спокойствие, способность принимать правильное решение мгновенно).
Дзюдо, самбо, греко-римская, вольная борьба формируют психофизические навыки (преодоление, предчувствие, выбор правильного решения, настойчивость, терпение), обучают приемам самозащиты и зашиты, развивают физические качества (статическую и динамическую силы, силовую выносливость, общую выносливость, гибкость).
Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка. Подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» и т.д. силовые упражнения и единоборства в парах. Овладение приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами.
Правила соревнований по одному из видов единоборств. Гигиена борца. Техника безопасности в ходе единоборств.
Дыхательная гимнастика
Упражнения дыхательной гимнастики могут быть использованы в качестве профилактического средства физического воспитания.
Дыхательная гимнастика используется для повышения основных функциональных систем: дыхательной и сердечно-сосудистой. Позволяет увеличивать жизненную емкость легких. Классические методы дыхания при выполнении движений. Дыхательные упражнения йогов. Современные методики дыхательной гимнастики (Лобановой-Поповой, Стрельниковой, Бутейко).
Спортивная аэробика
Занятия спортивной аэробикой совершенствуют чувство темпа, ритма, координацию движений, гибкость, силу, выносливость.
Комбинация из спортивно-гимнастических и акробатических элементов. Обязательные элементы: подскоки, амплитудные махи ногами, упражнения для мышц живота, отжимание в упоре лежа – четырехкратное исполнение подряд. Дополнительные элементы: кувырки вперед и назад, падение в упор лежа, перевороты вперед, назад, в сторону, подъем разгибом с лопаток, шпагаты, сальто.
Техника безопасности при занятии спортивной аэробикой.
При заинтересованности обучающихся и наличии соответствующих условий и специалиста в образовательном учреждении могут проводиться также занятия по гиброаэробике, стретчинговой гимнастике, по гимнастической методике хатхи-йоги, ушу — динамические комплексы упражнений, пауэрлифтинг, армрестлинг, бейсбол.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) вне зависимости от профиля профессионального образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по профессиям СПО – 257 час. Из них: аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, – 171 час, внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 86 час;
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 257 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 0 |
практические занятия | 171 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 86 |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | |
- выполнение упражнений | |
- сообщения | |
1Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа(проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||
Раздел 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов | ||||||||||||||||||
Тема 1.1. Физическая культура и спорт, физическое воспитание, самовоспитание, самообразование. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Понятие «Спорт», «Физическая культура» | 1 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Роли физической культуры в обществе, конспект | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 2. Легкая атлетика | ||||||||||||||||||
Тема 2.1. Старты (высокий, низкий) | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
Практические занятия. 1. Техника стартов. Выбегание с низкого и высокого старта. | 2 | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение комплексов утренней гигиенической гимнастики. | 1 | |||||||||||||||||
Тема 2.2. Старты (высокий, низкий). | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Старты (высокий, низкий). | 2 | ||||||||||||||||
Тема 2.3 Стартовый разгон, бег по дистанции, финиш. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Стартовый разгон, бег по дистанции, финиш. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. 1. Совершенствование техники и тактики | 1 | |||||||||||||||||
Тема 2.4. Кроссовая подготовка | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Кроссовая подготовка. Челночные бег 3-по 100 метр | 8 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 4 | |||||||||||||||||
Тема 2.5 Бег 2000м | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Бег 2000м (без учета времени) | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||||||||||||
Тема 2.6 Спортивная ходьба | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Спортивная ходьба | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Выполнение изучаемых двигательных действий, их комбинаций в процессе самостоятельных занятий. | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 3 Методико-практические занятия. | ||||||||||||||||||
Тема 3.1. Методика эффективных и экономичных способов владения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание | 1 | Методика эффективности и экономичных способов владения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание) | 2 | |||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 4. Легкая атлетика. | ||||||||||||||||||
Тема 4.1. Эстафетный бег (передача палочки) | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Эстафетный бег. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||||||||||||
Тема 4.2. Прыжки в длину с разбега способом – «согнув ноги» | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Прыжки в длину с разбега способом-«согнув ноги» | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 5. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. | ||||||||||||||||||
Тема 5.1. Профессиональная подготовка студентов. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Профессиональная подготовка. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||||||||||||
Тема 5.2. Ценности физической культуры, физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность, психофизическая и профессионально-прикладная физическая подготовка. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Ценности физической культуры, физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность, психофизическая ППФП. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение ППФП | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 6. Методико-практические занятия | ||||||||||||||||||
Тема 6.1. Простейшие методики оценки работоспособности, усталости, утомления. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Простейшие методики оценки работоспособности, усталости, утомления. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||||||||||||||
Тема 6.2. Специальные упражнения и технические действия без мяча, ведение мяча, удары с места и движения. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Специальные упражнения | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||||||||||||||
Тема 6.3. Остановка мяча | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Методика техники остановка мяча | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 7. Баскетбол. | ||||||||||||||||||
Тема 7.1. Специальные упражнения и технические действия без мяча. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Специальные упражнения и технические действия без мяча. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена | 1 | |||||||||||||||||
Тема 7.1. Специальные упражнения и технические действия без мяча. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Специальные упражнения и технические действия без мяча. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Технические действия без мяча | 1 | |||||||||||||||||
Тема 7.2. Ведение мяча на месте и в движении | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Ведение мяча на месте. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||||||||||||||
Тема 7.3. Ловля и передача на месте. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Ловля и передача на месте. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрено. | 1 | |||||||||||||||||
Тема 7.4. Ловля и передача мяча в движении. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Ловля и передача мяча в движении. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа. | 1 | |||||||||||||||||
Тема 7.5. Игра по правилам. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Игра по правилам соревновании. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||||||||||||||
Тема 7.6. Броски мяча стоя на месте, совершенствование передач. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Броски мяча стоя на месте, совершенствование передач. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||||||||||||
Тема 7.7. Броски мяча в прыжке, совершенствование ведения мяча. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Броски мяча в прыжке, совершенствование ведения мяча. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||||||||||||
Тема 7.8. Групповые и индивидуальные действия, отбор мяча. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Групповые и индивидуальные действия без мяча, отбор мяча. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||||||||||||
Тема 7.9. Игра по правилам, судейство. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Игра по правилам, судейство. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||||||||||||||
Тема 7.10. Блиц-турнир на первенство группы. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Блиц-турнир на первенство группы. | 2 | ||||||||||||||||
Тема 7.11. Ведение мяча с изменением направления. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||||||||
1 | Ведение мяча с изменением направления. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||||||||||||
Тема 7.12. Передачи, ловля мяча, ведение мяча (баскетбол). | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Передачи, ловля мяча, ведение мяча. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 8. Лыжная подготовка. | ||||||||||||||||||
Тема 8.1. Передвижение лыжными ходами. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Лыжная подготовка. Техника лыжных ходов. Повороты. Передвижение лыжными ходами. | 8 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |||||||||||||||||
Тема 8.2. Повороты на месте, в движении, при спусках. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Повороты на месте, в движении. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||||||||||||||
Тема 8.3. Торможение. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Торможение со спуска елочкой. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 9. Социально-биологические основы физической культуры и спорта. | ||||||||||||||||||
Тема 9.1. Организм человека. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Понятие организма человека | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 10. Методико-практические занятия. | ||||||||||||||||||
Тема 10.1. Применение средств физической культуры для улучшения работоспособности, усталости утомления. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Применение средств физической культуры для улучшения работоспособности, усталости, утомления. | 4 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||||||||||||||||
Раздел 11. Лыжная подготовка. | ||||||||||||||||||
Тема 11.1. Подъем и торможение. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Подъем и торможение. | 6 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||||||||||||||||
Тема 11.2. Спуски в низкой и основной стойки. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Спуски в низкой стойке. | 4 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||||||||||||||||
Тема 11.3. Преодоление препятствий. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Преодоление препятствий. | 4 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||||||||||||||||
Тема 11.4. Прохождение дистанций 3-5 км с применением изученных ходов. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Прохождение дистанций 3-5 км с применением изученных ходов. | 4 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||||||||||||||||
Тема 11.5. Прыжки с небольшого трамплина. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Прыжки с небольшого трамплина. | 4 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||||||||||||||||
Тема 11.6. Слалом, горная подготовка. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Слалом, горная подготовка. | 4 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||||||||||||||||
Тема 11.7. Техника спуска с горы. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Техника спуска с горы. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||||||||||||||||
Раздел 12. Методико-практические занятия. | ||||||||||||||||||
Тема 12.1. Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Основы массажа. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||||||||||||
Тема 12.2. Основы методики массажа. Разогревающий, восстановительный, успокаивающий массаж. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Основы методики массажа. Разогревающий, восстановительный, успокаивающий массаж. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 13. Мини-футбол. | ||||||||||||||||||
Тема 13.1. Приземление летящего мяча. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Остановка летящего мяча. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||||||||||||
Тема 13.2. Групповые и индивидуальные действия; игра по правилам. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Групповые действия. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 14. Волейбол. | ||||||||||||||||||
Тема 14.1. Специальные упражнения и технические действия без мяча. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Передачи. Специальные упражнения. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Тема 14.2. Верхняя передача. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Верхняя передача. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Тема 14.3. Прием-передача мяча снизу. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Прием-передача мяча снизу. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Тема 14.4. Передача мяча в движении. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Передача мяча в движении. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Тема 14.5. Передача мяча (волейбол). | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Передача мяча в прыжке. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 15. Социально-биологические основы физической культуры и спорта. | ||||||||||||||||||
Тема 15.1. Функциональные системы, саморегуляция, самосовершенствование. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Приемы саморегуляции. Функциональные системы. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 16. Легкая атлетика. | ||||||||||||||||||
Тема 16.1. Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись» | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Способы прыжков. Прыжки разными способами. Прыжки в длину способом «прогнувшись» | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Тема 16.2. Прыжки в высоту способом перешагивание. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Прыжки в высоту способом «перешагивания» | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Тема 16.3. Подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание туловища. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Поднимание-опускание туловища. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Тема 16.4. Прыжки со скакалкой за 30 сек. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Прыжки со скалкой за 30 сек. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 17. Правила соревнований. | ||||||||||||||||||
Тема 17.1. Правила соревнований по легкой атлетике, лыжам, конькобежному спорту. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Правила соревнований. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 18. ППФП (профессионально-прикладная физическая подготовка) | ||||||||||||||||||
Тема 18.1. Физические упражнения и комплексы на силу рук, спины. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Комплексы физических упражнений. Комплексы на силу рук, спины. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Тема 18.2. Физические упражнения на силу мышц живота, ног. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | На силу мышц и живота. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Тема 18.3. «Челнок», упражнения на гибкость. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | «Челнок», упражнения на гибкость. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Тема 18.4. Упражнения для развития прыгучести. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Упражнения для развития прыгучести. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 19. Спортивные игры. | ||||||||||||||||||
Тема 19.1. Правила соревнований по волейболу, баскетболу. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Правила соревнований по волейболу, баскетболу. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 20. Вводный урок. | ||||||||||||||||||
Тема 20.1. Правила техники безопасности. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Правила техники безопасности. | 2 | ||||||||||||||||
Тема 20.2. Бег 30 м. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Бег 30 м. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Тема 20.3. Бег 2000 м. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Бег 2000 м. | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Тема 20.4. Подтягивание на перекладине, опускание-поднимание туловища из положения лежа. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Подтягивание на перекладине. | 4 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Тема 20.5. Толкание ядра. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Толкание ядра. | 4 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Раздел 21. Баскетбол. | ||||||||||||||||||
Тема 21.1. Броски мяча крюком. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Выполнение бросков мячом способом крюком. | 4 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Тема 21.2. Прессинг на чужой площадке. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Прессинг на чужой площадке. | 4 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||||||||||||||
Тема 21.3. Прессинг на своей площадке. | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||
1 | Прессинг на своей площадке. | 2 1 | ||||||||||||||||
Раздел 22. Методика организации спортивно-массовых соревнований. | ||||||||||||||||||
Тема 22.1. Организации спортивно-массовых соревнований в колледже. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||||||||
1 | Организация соревнований. Зачет(дифферецированный) | 2 | ||||||||||||||||
ИТОГО | 171 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Все помещения, объекты физической культуры и спорта, места для занятий физической подготовкой, на которых реализуется учебная дисциплина «Физическая культура», должны быть оснащены соответствующим оборудованием и инвентарем в зависимости от изучаемых разделов программы и видов спорта. Все объекты, которые используются при проведении занятий по физической культуре, должны отвечать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Оборудование и инвентарь спортивного зала:
стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической; гимнастические скамейки; гимнастические снаряды (перекладина, брусья, бревно, конь с ручками, конь для прыжков и др.), тренажеры для занятий атлетической гимнастикой, маты гимнастические, канат, шест для лазания, канат для перетягивания, стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона приземления для прыжков в высоту, беговая дорожка, ковер борцовский или татами, скакалки, палки гимнастические, мячи набивные, мячи для метания, гантели (разные), гири 16, 24,32 кг, секундомеры, весы напольные, ростомер, динамометры, приборы для измерения давления и др.;
кольца баскетбольные, щиты баскетбольные, рамы для выноса баскетбольного щита или стойки баскетбольные, защита для баскетбольного щита и стоек, сетки баскетбольные, мячи баскетбольные, стойки волейбольные, защита на волейбольные стойки, сетка волейбольная, антенны волейбольные с карманами, волейбольные мячи, ворота для мини-футбола, сетки для ворот мини-футбольных, гасители для ворот мини-футбольных, мячи для мини-футбола и др.
Открытый стадион широкого профиля:
стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона приземления для прыжков в высоту, решетка для места приземления, указатель расстояний для тройного прыжка, брусок отталкивания для прыжков в длину и тройного прыжка, турник уличный, брусья уличные, рукоход уличный, полоса препятствий, ворота футбольные, сетки для футбольных ворот, мячи футбольные, сетка для переноса мячей, колодки стартовые, барьеры для бега, стартовые флажки или стартовый пистолет, флажки красные и белые, палочки эстафетные, гранаты учебные Ф-1, круг для метания ядра, упор для ног для метания ядра, ядра, указатели дальности метания на 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55 м, нагрудные номера, тумбы «Старт-Финиш», «Поворот», рулетка металлическая, мерный шнур, секундомеры.
В зависимости от возможностей, которыми располагает профессиональные образовательные организации, для реализации учебной дисциплины «Физическая культура» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, могут быть использованы: тренажерный зал;
плавательный бассейн;
лыжная база с лыжехранилищем;
специализированные спортивные залы (зал спортивных игр, гимнастики, хореографии, единоборств и др.);
открытые спортивные площадки для занятий: баскетболом; бадминтоном волейболом, теннисом, мини-футболом, хоккеем;
футбольное поле с замкнутой беговой дорожкой, секторами для прыжков и метаний.
В зависимости от возможностей материально-технической базы и наличия кадрового потенциала перечень учебно-спортивного оборудования и инвентаря может быть дополнен.
Для проведения учебно-методических занятий целесообразно использовать комплект мультимедийного и коммуникационного оборудования: электронные носители, компьютеры для аудиторной и внеаудиторной работы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С.Барчуков; под общ. ред. Г.В.Барчуковой. – М.: 2011
Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для нач. и сред. проф. образования. – М.: 2010
Гамидова С.К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий. – Смоленск, 2012
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Палтиевич Р.Л., Погадаев Г.И Физическая культура: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений. – М.: 2010
Сайганова Е.Г.Физическая культура. Самостоятельная работа : учебное пособие. Бакалавриат / Е.Г.Сайганова, В.А.Дудов. – М. : 2010
Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / (И.С.Барчуков, Ю.Н.Назаров, С.С.Егоров и др.); под ред. В.Я.Кикотя, И.С.Барчукова. – М.: 2010
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480.
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Бишаева А.А. Профессионально – оздоровительная физическая культура студента. Учебное пособие. – М.: 2013
Евсеев Ю.И. Физическое воспитание / Ю.И.Евсеев. – Ростов н/Д, 2010
Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи [Текст]: науч.-метод. пособие / В.А.Кабачков, С.А.Полиевский, А.Э.Буров. – М.: 2010
Литвинов А. А., Козлов А.В. ,Ивченко Е.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание. – М.: 2014
Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании. Учебное пособие.– Тюмень, 2010
Миронова Т.И. Реабилитация социально-психологического здоровья детско-молодёжных групп. / Т.И. Миронова. – Кострома, 2014
Тимонин А.И. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью Учебное пособие / под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – 3-е изд. – М. : 2013
Хомич М.М., Эммануэль Ю.В., Ванчакова Н.П. Комплексы корректирующих мероприятий при снижении адаптационных резервов организма на основе саногенетического мониторинга / под ред. С.В.Матвеева. – СПб.: 2010
Интернет ресурсы
http://minstm.gov.ru –Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»:
http://www.infosport.ru/xml/t/default.xml –Национальная информационная
сеть «Спортивная Россия»
www.olympic.ru – Официальный сайт Олимпийского комитета России
http://goup32441.narod.ru – Сайт: Учебно-методические пособия Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009)
Приложения
Оценка уровня физических способностей студентов
|
|
|
|
| ||||||||||
Юноши |
| |||||||||||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |||||||||
1 | Скоростные | Бег 30 м, с | 16-17 | 4,4 и выше 4,3 | 5,1–4,8
5,0–4,7 | 5,2 и ниже 5,2 | 4,8 и выше 4,8 | 5,9–5,3
5,9–5,3 | 6,1 и ниже 6,1 | |||||
2 | Координационные | Челночный бег 3*10 м, с | 16-17 | 7,3 и выше 7,2 | 8,0–7,7
7,9–7,5 | 8,2 и ниже 8,1 | 8,4 и выше 8,4 | 9,3–8,7
9,3–8,7 | 9,7 и ниже 9,6 | |||||
3 | Скоростно- силовые | Прыжки в длину с места, см | 16-17 | 230 и выше 240 | 195–210
205–220 | 180 и ниже 190 | 210 и выше 210 | 170–190
170–190 | 160 и ниже 160 | |||||
4 | Выносливость | 6- минутный бег,м | 16-17 | 1500 и выше
1500 | 1300–1400
1300–1400 | 1100 и ниже 1100 | 1300 и выше
1300 | 1050–1200
1050–1200 | 900 и ниже
900 | |||||
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения стоя, см | 16-17 | 15 и выше 15 | 9–12
9–12 | 5 и ниже 5 | 20 и выше 20 | 12–14
12–14 | 7 и ниже 7 | |||||
6 | Силовые | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, количество раз (девушки) | 16-17 | 11 и выше 12 | 8–9
9–10 | 4 и ниже 4 | 18 и выше 18 | 13–15
13–15 | 6 и ниже 6 |
Оценка уровня физической подготовленности юношей основного и подготовительного учебного отделения
|
| ||||
5 | 4 | 3 | |||
1. Бег 3000 м (мин, с) | 12,30 | 14,00 | б/вр | ||
2.Бег на лыжах 5 км (мин, с) | 25,50 | 27,20 | б/вр | ||
3.Плавание 50 м (мин, с) | 45,00 | 52,00 | б/вр | ||
4.Приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз на каждой ноге) | 10 | 8 | 5 | ||
5.Прыжок в длину с места (см) | 230 | 210 | 190 | ||
6.Бросок набивного мяча 2 кг из-за головы (м) | 9,5 | 7,5 | 6,5 | ||
7.Бросок набивного мяча 2 кг из-за головы (м) | 13 | 11 | 8 | ||
8.Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз) | 12 | 9 | 7 | ||
9.Координационный тест челночный бег 3*10 м (с) | 7,3 | 8,0 | 8,3 |
Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом специфики профессий (специальностей) профессионального образования.
Требования к результатам обучения студентов специального учебного отделения
Уметь определить уровень собственного здоровья по тестам.
Уметь составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики.
Овладеть элементами техники движений релаксационных, беговых, прыжковых, ходьбы на лыжах, в плавании.
Уметь составить комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления.
Уметь применять на практике приемы массажа и самомассажа.
Овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов.
Повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов спорта (терренкур, кроссовая и лыжная подготовка).
Овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений, для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений.
Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия двигательной активности.
Уметь определить индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.
Уметь выполнять упражнения:
- сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для девушек — руки на опоре высотой до 50 см);
- подтягивание на перекладине (юноши);
- поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (девушки);
- прыжки в длину с места;
- бег 100 м;
- бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени);
- тест Купера — 12-минутное передвижение;
- плавание — 50 м (без учета времени);
- бег на лыжах: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства молочной продукции»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производств...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства молочной продукции»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства м...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.02 «Докер-механизатор»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.02 «Докер-механизатор»...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.07 «Сварщик на электронно-лучевых сварочных установках»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.07 «Сварщик на электронно...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.07 «Сварщик на электронно-лучевых сварочных установках»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.07 «Сварщик на электро...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 08.01.12 «Оператор технологического оборудования в производстве стеновых и вяжущих
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 08.01.12 «Оператор технологи...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.14 «Оператор процессов колбасного производства»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.14 «Оператор процессов ко...