Патриотическое воспитание школьников посредством организации хакасских народных игр и состязаний
статья по физкультуре

Кичеев Валерий Владимирович

Основными задачами для учителя физической культуры в школе становится: активизировать двигательную активность школьников; формировать и развивать у них интерес к национальным спортивным играм и состязаниям, здоровому образу жизни; развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, сообразительность, быстроту реакции и эмоционально-чувственную сферу; воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни; воспитывать толерантность при общении в коллективе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кичеев В.В.

МБОУ Базинская СОШ Аскизского района Республики Хакасия

Патриотическое воспитание школьников посредством организации хакасских народных игр и состязаний

Хакасские народные игры и состязания – часть национальной культуры хакасского народа. Многие из этих игр забыты и ушли из жизни хакасов. Некоторые оригинальные игры, развлечения и спортивные состязания нынче проводятся в основном по праздникам. Но в условиях маленькой средней школы их можно проводить в любое свободное время – на переменах, после уроков или вечером. Некоторые игры связаны с религиозными ритуалами и содержат магические заклинания, с течением времени они стали непонятными нынешнему поколению. А некоторые игры сформировались под влиянием русской культуры.

Цель организации подобных спортивных игры в школе – укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся, развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности, воспитание познавательной активности, интереса и инициативы, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

Основными задачами для учителя физической культуры в школе становится: активизировать двигательную активность школьников; формировать и развивать у них интерес к национальным спортивным играм и состязаниям, здоровому образу жизни; развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, сообразительность, быстроту реакции и эмоционально-чувственную сферу; воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни; воспитывать толерантность при общении в коллективе.

Название игры

Результат

Хазых ойын (кости, обработанные овечьи астрагалы)

Игра делает кисти рук и пальцы гибче, учит быть внимательным, быстро ориентироваться в игровой ситуации, находить нужное решение, развивает глазомер.

Сохыр пырлас ойын (игра в пеструю юлу)

Виды наказания проштрафившихся игроков (спеть песню, рассказать стихотворение) содействуют развитию творческих, коммуникативных способностей, развитию навыков счета

Игра с платком

Игра развивает внимательность, быстроту реакции, скорость бега, умение справляться с неудачами

Спрячь рукавицу

Шелковый пояс

Игра сидя в кругу развивает внимательность, смекалку, наблюдательность, скорость реакции

Игра в кольца

Игра в кругу развивает смекалку, наблюдательность

Ікі ханат

Игра в две команды развивает силу, выносливость, устойчивость, вестибулярный аппарат.

Пала тузах («Рождение ребенка»)

Игра (бита, мячик, камешки, выкопанные лунки) развивает силу, меткость, глазомер, точность удара)

Перескочки (прыжки через руки и ноги)

Развитие прыгучести, глазомера, силы, умение выносить неприятные ощущения в виде боли и т.д.

Чуурана, Чазынчах (вариант игры в прятки)

Игра (палка для жеребьевки и «стукалки») развивает внимательность, скорость, выносливость

Хозан орых (вариант игры «Пустой угол»)

Игра развивает наблюдательность, умение просчитывать ситуацию и т.д.

Таким образом, в Базинской СОШ на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности практикуется использование народных игр, способствующих формированию патриотических чувств у школьников. Эти игры проводятся дополнительно к другим тематическим общешкольным мероприятиям согласно плану воспитательной работы школы.

Список используемых источников

  1. Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасов. Абакан. 1986.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"

В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании» Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании»Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»...

Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей и патриотического воспитания школьников

С раннего детства мы знакомимся с миром народного декоративно-прикладного искусства. Это мир окружает нас всегда и везде. Очень часто мы не обращаем внимание на него. Но он незаметно приучает нас к кр...

Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников среднего звена на уроках литературы при изучении русского народного творчества

Статья написана для участия в работе IIIМеждународной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников"...

Патриотическое воспитание школьников посредством литературного краеведения

В статье рассматривается опыт работы учителя русского языка и литературы по патриотическому воспитанию....

«Патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной туристско- краеведческой деятельности»

laquo;Патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной туристско- краеведческой деятельности»....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «УРОКОВ МУЖЕСТВА»

В статье рассматриваются методика организации патриотического воспитания школьников, описывается эффективность приведенных форм и методов воспитательной работы с целью исторического,культурно-нравстве...