Как дать теорию на уроках физической культуры
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Предмет «Физическая культура» практико-ориентированный, обучающийся должен усвоить в процессе обучения большой объем практического материала. По программе (основываемся на программе В.И.Ляха, А.А.Зданевича), согласно ФГОС, обучающийся должен уметь работать с учебником, то есть освоить определенный объем теоретического материала. Как это сделать? Проанализируем существующую линейку учебников с 1 по 11 классы, под редакцией авторов В.И.Ляха (1 - 4 классы; 8 – 9 классы; 10 - 11 классы), М.Я.Виленского (5 – 7 классы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_uchebnikom_na_urokah_fizkultury.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Как дать теорию на уроках физической культуры
А.А.Таран, учитель физической культуры
МБОУ «Большеуковская СОШ»
1.Условия применения учебника на уроках физической культуры
Федеральный государственный образовательный Стандарт большое внимание уделяет работе учащихся с информацией как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в системе учебников «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри системы, а также выходить за ее рамки в поисках других источников информации.
Несомненно, ценность системы учебников «Школа России» состоит в том, что ей присущи характеристики, которые очень значимы для учителя: фундаментальность, надёжность, стабильность, и вместе с этим открытость новому, соответствие требованиям современной информационно - образовательной среды. В этой связи учебники дополнены электронными приложениями, содержание которых усиливает мотивационную и развивающую составляющие содержания [6].
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено [1], что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами.
Предмет «Физическая культура» практико-ориентированный, обучающийся должен усвоить в процессе обучения большой объем практического материала. По программе (основываемся на программе В.И.Ляха, А.А.Зданевича), согласно ФГОС, обучающийся должен уметь работать с учебником, то есть освоить определенный объем теоретического материала. Как это сделать? Проанализируем существующую линейку учебников с 1 по 11 классы, под редакцией авторов В.И.Ляха (1 - 4 классы; 8 – 9 классы; 10 - 11 классы), М.Я.Виленского (5 – 7 классы).
Учебник «Физическая культура. 1 – 4 классы» содержит материал разного уровня сложности, так как он адресован учащимся сразу четырёх классов [2]. Это дети разного возраста и степени подготовленности. В нём много иллюстраций. Одни знакомят ребят со строением человека, другие — с комплексами упражнений, третьи содержат необходимые сведения о игре, закалке, питании, поданные в занимательной форме. Этот материал предназначен для первоклассников, не имеющих пока навыка чтения. Они изучают темы, рассматривая иллюстрации, выполняя задания, отвечая на вопросы. Учатся думать, сравнивать, выбирать правильное решение. Так в ненавязчивой, доступной форме первоклассник получает необходимые знания, развивается интеллектуально.
Школьники II—IV классов могут уже самостоятельно прочитать текст, соотнести его с рисунками, выполнить задания, зарядку, играйте, закаляйтесь, правильно питайтесь и т. д. Видя вашу заинтересованность, он поймёт, что физическая культура нужна всем не на словах, а на деле!
Учебник «Физическая культура. 5 — 7 классы» помогает школьникам овладеть системой знаний о физической культуре, необходимыми двигательными умениями и навыками, умением использовать их в повседневной жизни для укрепления здоровья, улучшения своего физического развития и физической подготовленности [3].
Раздел «Основы знаний» содержит сведения об истории физической культуры, о составляющих здорового образа жизни, влиянии физических упражнений на основные системы организма, самоконтроле, первой помощи при травмах и другие.
Раздел «Развитие двигательных способностей» направлен на самостоятельное использование учащимися средств физической культуры и спорта для развития гибкости, силы, быстроты, выносливости, ловкости.
Раздел «Двигательные умения и навыки» оказывает помощь в освоении техники выполнения физических и спортивных упражнений, входящих в школьную программу.
Работа с учебником помогает повторить и закрепить материал, пройденный на уроке, и при самостоятельных занятиях дома добиться правильного выполнения осваиваемых упражнений.
Учебник «Физическая культура. 8 - 9 классы» содержит знания, необходимые для хорошего овладения программным материалом по физической культуре, а также для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями [4]. С учетом возраста и индивидуальных возможностей обучающихся большое внимание отводится описанию упражнений для развития силы, выносливости, ловкости и скорости движений. Описаны также самостоятельные занятия хоккеем, бадминтоном, коньками и скейтбордом. В учебнике содержится информация, как и сколько заниматься физическими упражнениями и разными видами спорта. Работа с учебником по разделам: «Что вам надо знать», «Базовые виды спорта школьной программы», «Самостоятельные занятия физическими упражнениями», - влияет на успешную подготовку к экзамену по физической культуре.
В учебник «Физическая культура. 10— 11 классы» включены теоретические сведения об основах физической культуры, обязательный учебный материал по спортивным играм, легкой атлетике, гимнастике, элементам единоборств, лыжной подготовке и плаванию [5]. Описаны также самостоятельные занятия роликовыми коньками, дартсом, ритмической и атлетической гимнастикой.
Этот учебник предназначен в помощь учащимся 10—11 классов для лучшего усвоения теоретического и практического программного материала уроков физической культуры, а также для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Исходя из больших информационных возможностей учебника физической культуры, считаю необходимым применение его на уроках и во внеурочное время.
2.Технология применения учебника на уроках физической культуры
При использовании учебника на уроках физической культуры в 1 - 4 классах целесообразно:
- Размещать сканированные цветные рисунки из учебника в виде методических заданий на демонстрационных досках. Под рисунками открытые вопросы с вариантами ответов, которые можно найти при рассмотрении рисунка. Информационные стенды располагать на стенах на уровне глаз школьников, количество стендов должно быть не менее трех, чтобы было удобнее работать с ними по группам;
- Рисунки могут быть вариантами ответов на один, из поставленных учителем вопрос.
Порядок ознакомления с материалом на уроках планируем в соответствии с учебником по следующим направлениям:
1.Теоретические знания:
- о возникновении и истории физической культуры;
- об Олимпийских играх;
- об организме ребенка;
- об осанке;
- о личной гигиене;
- о режиме дня и самоконтроле;
- о первой помощи при травме и как избежать этого;
- о разделах программы (правила проведения, техника безопасности).
2.Методическая помощь при обучении двигательным действиям, согласно разделам программы:
- легкая атлетика;
- гимнастика;
- подвижные игры;
- плавание;
- лыжи.
3. Приобщение к самостоятельным занятиям:
- выполнение зарядки (комплексы упражнений);
- организация и проведение подвижных игр;
- проведение самоконтроля за состоянием организма после нагрузки.
При использовании учебника на уроках физической культуры в 5 - 9 классах применяем:
- Размещение сканированных рисунков из учебника в виде методических заданий на демонстрационных досках. Под рисунками возможно размещение как открытых вопросов с вариантами ответов, так и закрытых, ответы на которые нужно искать самим;
- Размещение вопросов из учебников на демонстрационных досках, можно с вариантами ответов;
- Размещение на демонстрационных досках формулировок, понятий, определений, соответствующих теме урока. Во время урока можно неоднократно обращаться к выделенным понятиям, чтобы улучшить их запоминание.
Информацию планируем в соответствии с построением материала учебника:
1.Теоретические знания:
- об Олимпийских играх;
- о познании собственного организма;
- о здоровом образе жизни;
- о самоконтроле;
- о первой помощи при травме.
2.Методическая помощь при формировании универсальных учебных действий, в следующих разделах программы:
- легкая атлетика;
- гимнастика;
- волейбол;
- плавание;
- лыжная подготовка;
- баскетбол;
- гандбол;
- футбол.
3. Развитие двигательных способностей:
- гибкость;
- сила;
- выносливость;
- ловкость;
- быстрота;
- туризм.
Использование учебника на уроках физической культуры в 10 - 11 классах предполагает:
- Размещение сканированных рисунков из учебника на демонстрационных досках для помощи учащимся при освоении упражнений. Можно размещать краткое описание упражнений, взятое из учебника;
- Под рисунками возможно размещение вопросов из учебников, ответы на которые надо найти в процессе урока;
- Формулировки, понятия, определения, соответствующие теме урока. Во время урока можно неоднократно обращаться к выделенным понятиям, чтобы улучшить их запоминание;
- Нормативы, выполнение которых запланировано на уроках.
Информацию учащимся предоставлять в соответствии с построением материала учебника:
1.Теоретические знания:
- общетеоретические и исторические сведения.
2.Методическая помощь при формировании универсальных учебных действий:
- базовые виды спорта.
3. Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Источники информации
- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Лях В.И. Физическая культура. 1 — 4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. И. Лях. — 13-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 190 с. : ил.
- Физическая культура. 5 — 7 классы : учеб. для общеобразоват. уч-Ф50 реждений / [М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова и др.]; под ред. М. Я. Виленского. — М.: Просвещение, 2012. — 239 с.: ил.
- Физическая культура. 8 - 9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И. Ляха. — 8-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 207 с. : ил.
- Физическая культура. 10 — 11 классы : учеб. для общеобразоват. учреж дений/В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под ред. В. И. Ляха. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 237 с.: ил.
- http://school-russia.prosv.ru/info.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...
Контрольные тесты по результатам освоения программы по гандболу по предметной области «Теория и методика физической культуры и спорта».
Разработанные тесты основаны на знании истории возникновения вида спорта гандбол....
Тестовые задания по теории и истории физической культуры 6 класс
Интересные задания по теории и истории физической культуры (в игровой форме) Пашковой С.Ю....
«Теория и методика физической культуры»
У каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Неуклонно возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. ...
Теория и методика преподавания бадминтона на уроках физической культуры в специальной медицинской группе.
Бадминтон - один из самых безопасных видов спорта. Эта игра дает большую нагрузку многим группам мышц, способствует гармоничному развитию тела, развивает физические качества: гибкость, координацию дви...
ПУБЛИКАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОП.10. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПУБЛИКАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОП.10. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...