Как дать теорию на уроках физической культуры
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Таран Аркадий Анатольевич

Предмет «Физическая культура» практико-ориентированный, обучающийся должен усвоить в процессе обучения большой объем практического материала. По программе (основываемся на программе В.И.Ляха, А.А.Зданевича), согласно ФГОС, обучающийся должен уметь работать с учебником, то есть освоить определенный объем теоретического материала. Как это сделать? Проанализируем существующую линейку учебников с 1 по 11 классы, под редакцией  авторов В.И.Ляха (1 - 4 классы; 8 – 9 классы; 10 - 11 классы), М.Я.Виленского (5 – 7 классы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_uchebnikom_na_urokah_fizkultury.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Как дать теорию на уроках физической культуры

А.А.Таран, учитель физической культуры

МБОУ «Большеуковская СОШ»

1.Условия применения учебника на уроках физической культуры

Федеральный государственный образовательный Стандарт большое внимание уделяет работе учащихся с информацией как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в системе учебников «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри системы, а также выходить за ее рамки в поисках других источников информации.

Несомненно, ценность системы учебников «Школа России» состоит в том, что ей присущи характеристики, которые очень значимы для учителя: фундаментальность, надёжность, стабильность, и вместе с этим открытость новому, соответствие требованиям современной информационно - образовательной среды. В этой связи учебники дополнены электронными приложениями, содержание которых усиливает мотивационную и развивающую составляющие содержания [6].

Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено [1], что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами.

Предмет «Физическая культура» практико-ориентированный, обучающийся должен усвоить в процессе обучения большой объем практического материала. По программе (основываемся на программе В.И.Ляха, А.А.Зданевича), согласно ФГОС, обучающийся должен уметь работать с учебником, то есть освоить определенный объем теоретического материала. Как это сделать? Проанализируем существующую линейку учебников с 1 по 11 классы, под редакцией  авторов В.И.Ляха (1 - 4 классы; 8 – 9 классы; 10 - 11 классы), М.Я.Виленского (5 – 7 классы).

Учебник «Физическая культура. 1 – 4 классы» содержит материал разного уровня сложности, так как он адресован учащимся сразу четырёх классов [2]. Это дети разного возраста и степени подготовленности. В нём много иллюстраций. Одни знакомят ребят со строением человека, другие — с комплексами упражнений, третьи содержат необходимые сведения о игре, закалке, питании, поданные в занимательной форме. Этот материал предназначен для первоклассников, не имеющих пока навыка чтения. Они изучают темы, рассматривая иллюстрации, выполняя задания, отвечая на вопросы. Учатся думать, сравнивать, выбирать правильное решение. Так в ненавязчивой, доступной форме первоклассник получает необходимые знания, развивается интеллектуально.

Школьники II—IV классов могут уже самостоятельно прочитать текст, соотнести его с рисунками, выполнить задания, зарядку, играйте, закаляйтесь, правильно питайтесь и т. д. Видя вашу заинтересованность, он поймёт, что физическая культура нужна всем не на словах, а на деле!

Учебник «Физическая культура. 5 — 7 классы» помогает школьникам овладеть системой знаний о физической культуре, необходимыми двигательными умениями и навыками, умением использовать их в повседневной жизни для укрепления здоровья, улучшения своего физического развития и физической подготовленности [3].

Раздел «Основы знаний» содержит сведения об истории физической культуры, о составляющих здорового образа жизни, влиянии физических упражнений на основные системы организма, самоконтроле, первой помощи при травмах и другие.

Раздел «Развитие двигательных способностей» направлен на самостоятельное использование учащимися средств физической культуры и спорта для развития гибкости, силы, быстроты, выносливости, ловкости.

Раздел «Двигательные умения и навыки» оказывает помощь в освоении техники выполнения физических и спортивных упражнений, входящих в школьную программу.

Работа с учебником помогает повторить и закрепить материал, пройденный на уроке, и при самостоятельных занятиях дома добиться правильного выполнения осваиваемых упражнений.

Учебник «Физическая культура. 8 - 9 классы» содержит знания, необходимые для хорошего овладения программным материалом по физической культуре, а также для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями [4]. С учетом возраста и индивидуальных возможностей обучающихся большое внимание отводится описанию упражнений для развития силы, выносливости, ловкости и скорости движений. Описаны также самостоятельные занятия хоккеем, бадминтоном, коньками и скейтбордом. В учебнике содержится информация, как и сколько заниматься физическими упражнениями и разными видами спорта.  Работа с учебником по разделам: «Что вам надо знать», «Базовые виды спорта школьной программы», «Самостоятельные занятия физическими упражнениями», - влияет на успешную подготовку к экзамену по физической культуре.

В учебник «Физическая культура. 10— 11 классы» включены теоретические сведения об основах физической культуры, обязательный учебный материал по спортивным играм, легкой атлетике, гимнастике, элементам единоборств, лыжной подготовке и плаванию [5]. Описаны также самостоятельные занятия роликовыми коньками, дартсом, ритмической и атлетической гимнастикой.

Этот учебник предназначен в помощь учащимся 10—11 классов для лучшего усвоения теоретического и практического программного материала уроков физической культуры, а также для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Исходя из больших информационных возможностей учебника физической культуры, считаю необходимым применение его на уроках и во внеурочное время.

2.Технология применения учебника на уроках физической культуры

При использовании учебника на уроках физической культуры в 1 - 4 классах целесообразно:

  1. Размещать сканированные цветные рисунки из учебника  в виде методических заданий на демонстрационных досках. Под рисунками открытые вопросы с вариантами ответов, которые можно найти при рассмотрении рисунка. Информационные стенды располагать на стенах на уровне глаз школьников, количество стендов должно быть не менее трех, чтобы было удобнее работать с ними по группам;
  2. Рисунки могут быть вариантами ответов на один, из поставленных учителем вопрос.

Порядок ознакомления с материалом на уроках планируем  в соответствии с учебником по следующим направлениям:

1.Теоретические знания:

- о возникновении и истории физической культуры;

- об Олимпийских играх;

- об организме ребенка;

- об осанке;

- о личной гигиене;

- о режиме дня и самоконтроле;

- о первой помощи при травме и как избежать этого;

- о разделах программы (правила проведения, техника безопасности).

2.Методическая помощь при обучении двигательным действиям, согласно разделам программы:

- легкая атлетика;

- гимнастика;

- подвижные игры;

- плавание;

- лыжи.

3. Приобщение к самостоятельным занятиям:

- выполнение зарядки (комплексы упражнений);

- организация и проведение подвижных игр;

- проведение самоконтроля за состоянием организма после нагрузки.

При использовании учебника на уроках физической культуры в 5 - 9 классах применяем:

  1. Размещение сканированных рисунков из учебника  в виде методических заданий на демонстрационных досках. Под рисунками возможно размещение как открытых вопросов с вариантами ответов, так и закрытых, ответы на которые нужно искать самим;
  2. Размещение вопросов из учебников на демонстрационных досках, можно  с вариантами ответов;
  3. Размещение на демонстрационных досках формулировок, понятий, определений, соответствующих теме урока. Во время урока можно неоднократно обращаться к выделенным понятиям, чтобы улучшить их запоминание.

Информацию планируем в соответствии с построением материала учебника:

1.Теоретические знания:

- об Олимпийских играх;

- о познании собственного организма;

- о здоровом образе жизни;

- о самоконтроле;

- о первой помощи при травме.

2.Методическая помощь при формировании универсальных учебных действий, в  следующих разделах программы:

- легкая атлетика;

- гимнастика;

- волейбол;

- плавание;

- лыжная подготовка;

- баскетбол;

- гандбол;

- футбол.

3. Развитие двигательных способностей:

- гибкость;

- сила;

- выносливость;

- ловкость;

- быстрота;

- туризм.

Использование учебника на уроках физической культуры в 10 - 11 классах предполагает:

  1. Размещение сканированных рисунков из учебника на демонстрационных досках для помощи учащимся при освоении упражнений. Можно размещать  краткое описание упражнений, взятое из учебника;
  2. Под рисунками возможно размещение вопросов из учебников, ответы на которые надо найти в процессе урока;
  3. Формулировки, понятия, определения, соответствующие теме урока. Во время урока можно неоднократно обращаться к выделенным понятиям, чтобы улучшить их запоминание;
  4. Нормативы, выполнение которых запланировано на уроках.

Информацию учащимся предоставлять в соответствии с построением материала учебника:

1.Теоретические знания:

- общетеоретические и исторические сведения.

2.Методическая помощь при формировании универсальных учебных действий:

- базовые виды спорта.

3. Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Источники информации

  1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
  2. Лях В.И. Физическая культура. 1 — 4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. И. Лях. — 13-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 190 с. : ил.
  3. Физическая культура. 5 — 7 классы : учеб. для общеобразоват. уч-Ф50 реждений / [М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова и др.]; под ред. М. Я. Виленского. — М.: Просвещение, 2012. — 239 с.: ил.
  4. Физическая культура. 8 - 9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И. Ляха. — 8-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 207 с. : ил.
  5. Физическая культура. 10 — 11 классы : учеб. для общеобразоват. учреж дений/В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под ред. В. И. Ляха. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 237 с.: ил.
  6. http://school-russia.prosv.ru/info.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

Тестовые задания по теории и истории физической культуры 6 класс

Интересные задания по теории и истории физической культуры (в игровой форме) Пашковой С.Ю....

«Теория и методика физической культуры»

У каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Неуклонно возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. ...

Теория и методика преподавания бадминтона на уроках физической культуры в специальной медицинской группе.

Бадминтон - один из самых безопасных видов спорта. Эта игра дает большую нагрузку многим группам мышц, способствует гармоничному развитию тела, развивает физические качества: гибкость, координацию дви...

ПУБЛИКАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОП.10. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПУБЛИКАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОП.10. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...