Спортивно-игровая программа: "Межвежьи игрища"
методическая разработка по физкультуре (6, 7 класс)
Спортивное мероприятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sportivno_igrovaya_programma_medvezhi_igrishcha.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Леушинская СОШ
Спортивно игровая программа: «Медвежьи игрища»
6-7 класс
Учитель по физической культуре: Семёнова Н.Ф.
с. Леуши
« МЕДВЕЖЬИ ИГРИЩА»
Национальная спортивно-игровая программа для учащихся 6-7классов.
ЦЕЛЬ: ВОЖРАЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ЮГРЫ ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА.
Место проведения ЛСОШ (спортивный зал).
Время проведения : 14.20. 19.12.08.
Инвентарь: мячи баскетбольные ,секундомер, обручи, необходимое оборудование для проведения национальных игр, конкурсов народов ханты ,манси.
Деление на команды проходит с помощью жеребьевки .В игре принимают участие 2 команды.
Количественный состав команды: 7 человек.
Ведущие мероприятия: Семенова Н.Ф.
Построение, выбор капитана команды, правила игры.
Ведущий: Здравствуйте ребята. 10 декабря исполнилось 78 лет нашему ХМАО, который образовался 10 декабря в 1930 году. Вот поэтому мы с вами проводим сегодня «Медвежьи игрища», которые издревле проводились народами ханты и манси.
Построение команд
ПРАВИЛА ИГРЫ: В игре принимают участие 2 команды.
В каждом этапе игры определены правила и штрафные баллы, которые учитывает судья соревнований и правильность выполнения каждого этапа.
По окончании игры высчитываются баллы, команда набравшая большее количество баллов является победительницей.
Ход мероприятия
В: Легенда: Вскоре в одну точку будут стянуты пространство и время, сойдутся вместе разные миры. На этом маленьком пятачке развернется и предстанет перед вами сама история.
От сотворения хантыйского мира до наших дней. Провожая душу медведицы, мы предлагаем вам встретится с прошлым ,посмеяться над настоящим, задуматься о прошлом.
Первой всегда поют песню спуска медведя на землю
-Илы вухалты ар. Исполняется она от лица самого медведя.
У великого Торума-отца, где воды золотых ветров протекают,
В доме его внутри,
С бессильными руками маленький зверь,
С бессильными ногами маленький зверь,
Я жил.
Увидев однажды случайно «желтым сукном покрытую счастливую землю, зеленым сукном покрытую счастливую землю», медведь-сын Торума просится вниз.
Не соглашается сначала небесный отец, но, поддавшись уговорам сына, собирает он многочисленных кузнецов своих, которые выковывают железную колыбель с железной цепью, а в этой колыбели медведь опускается на землю.
Но прежде отец дает свои наставления.
Когда будешь жить на земле, говорит Великий Торум, «со ста оленями, с оленями пастбище, если найдешь ты, за густым укрытием в три дерева, стороной обойди. С четырьмя ногами, с ногами лабаз, если найдешь, ты , за густым укрытием в три дерева, стороной обойди…..Кладбище, кладбище если найдешь ты ,за густым укрытием в три дерева, стороной обойди».
Все наказы обещает медведь выполнить. Но опустившись, он видит «зеленью трав покрытые многочисленные непроходимые леса» и понимает, что земля не так приспособлена к жизни, как казалось ему сверху. Гонимый голодом и одолеваемый гнусом, медведь бродит в поисках пищи и выходит на оленье пастбище. Забыв про обещание, данное отцу, набрасывается он на стадо и превращает его в «большую груду мяса». В другой раз усталый истощенный зверь находит лабаз и смешивает его «с черным, торфяным мхом». А попав на кладбище, разоряет могилы.
За людей заступается сама Мать-земля. За нарушение наказов Торума, лишает она медвдя бессмертия. Теперь охотники могут убить медведя, но каждый раз они должны проводить особый ритуал, чтобы очисть и вернуть его бессмертие души Небесному отцу.
Песни, где рассказывается о встречах людей с медведем, составляют цикл так называемых звериных песен-вой арат или кайойн арат. Каждый день праздника исполняют несколько таких песен: три, пять или 7.В них заключен многовековой опыт взаимоотношений человека и медведя.
Когда спеты звериные песни, наступает время танца. По обычаю, каждый из присутствующих на игрищах должен станцевать для медведицы: сначала танцуют мужчины, а потом женщины. Затем начинается вторая часть медвежьих игрищ-Мищь-арат-песни духов Миш-охранителей отдельных родов, хозяев рек, озер, лесов .Все песни в этой части праздника исполняются от имени пришедшего божества.
Одним из первых приходит на игрища Вошн ик-Юильского городка мужчина ,ему близко идти. Великая Казымская богиня назначила его духом – охранителем жителей Юильска.
Зимой и летом провожает он людей, проезжающих устья реки Вошн юган. Все путники одаривают его монетой .А тех ,кто забывает обычаи предков, Вошн ики строго
наказывает, насылая зимой сильную пургу, а летом-ураган или затяжной ливень.
Духи миш покидают «веселый дом», оставляя людям «удачу приносящей танец».
Далее приходит время для представлений берестяных масок.
Нях арат-шутливые песни или луналтуп-так называется эта часть медвежьих игрищ.
В персонаже сценок каждый может узнать себя, своих близких и вместе со всеми посмеяться над собственными пороками. Череда веселых сценок продолжается до утра.
И лишь когда забрезжет рассвет, гости укладываются спать.
Хозяин заботливо накидывает на голову медведицы платок-она тоже будет отдыхать.
Следующий день начинается с «пробуждающей песни». Давно уже встали птицы, поют на разные голоса. Звери бегают по лесным тропам.
А теперь пришло время нам с вами принять участие в «Медвежьих игрищах».
Ведущий:
1этап: Плыли по Оби на обласе два охотника. Вдруг выскочил из воды огромный осетр, ударил хвостом и перевернул лодку. Выплыли охотники один на один остров, второй на другой. Мокрые оба, замерзли. Спички правда у обоих были, а вот топор только у одного .Наколол он дров ,развел костер, а затем перебросил топор на другой остров, чтобы друг мог наколоть дров и согреться у костра. С тех пор и повелось у народов ханты и манси метание топора проводить на соревнованиях. Сегодня нам предстоит принять участие в «Медвежьих игрищах»
МЕТАНИЕ ТОПОРА НА ДАЛЬНОСТЬ___________________________________
Правила метания:
-участник входит в сектор метания только по вызову преподавателя;
-запуск топора производится только по команде преподавателя;
-метание производится с 3-х попыток, в зачет идет лучший результат;
-на выполнение броска дается 3 минуты;
-попытка засчитывается: если учащийся при запуске топора не сделал заступ линии броска и запущенный им топор приземлился в пределах коридора метания;
-попытка не засчитывается: бросок без команды ведущего; участник наступил или коснулся линии броска; топор приземлился вне пределов коридора. (какая команда быстрее справилась и без штрафных баллов первой начинает прохождение 2 этапа)
2 этап:
ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ____________________________________________
Преодоления нарт:
-прыжки выполняются с одновременным отталкиванием двух ног с места;
-нарты расставляются строго по прямой линии;
- преодолев 4пары нарт, учащийся прыжком делает ворот на 180 градусов, обязательно с одновременным отталкиванием двух ног, продолжает преодоление нарт в обратном направлении (на поворот дается 5 сек.)
-прыжки через нарты выполняются до первой ошибки.
Ведущий прекращает прыжки если:
- во время преодоления нарт учащийся сделал остановку между ними, т.е. сбился с ритма
прыжков;
-нарушил право 5 сек.при повороте;
-сдвинул нары с места любой частью тела;
-совершил переступание или передвижение стоп;
-произвел перенос ног через нарты разведением их в правую или левую сторону;
-коснулся нарт руками или любой частью тела выше пояса;
-самостоятельно прекратил прыжки.
3 этап:
МЕТАНИЕ ТЫНЗЯНА НА ХОРЕЙ_____________________________________
Правила метания:
-участник имеет право на 3 попытки;
-в каждой из трех попыток метание продолжается до первого промаха;
-на выполнение одного броска дается 2 минуты;
-для набора тынзяна дается 3 минуты;
-результат броска засчитывается, если участник в пределах правил произвел бросок, не заступил линию круга и хорей оказался накрытым тынзяном;
-бросок тынзяна не засчитывается, если после команды «можно» участник не произвел броска, заступил, переступил линию круга, при броске конец тынзяна падает мимо хорея.
4 этап:
КУБ В КВАДРАТЕ__________________________________________________
Правила:
- участник должен передвигать разные по высоте кубы;
- кто быстрее дойдет до финиша, участники той команды выиграл на данном этапе;
5 этап:
ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ПАЛКИ__________________________________________
Правила:
-палку перетягивают по 2 игрока, они садятся друг против друга и опираются ногами (ступни в ступню). Тянут палку до тех пор, пока один из игроков не перетянет другого на свою сторону.
- участники, какой команды больше раз перетянут других участников, та команда выигрывает.
6 этап:
БОРЬБА____________________________________________________________
Правила:
-борьба является очень азартной игрой ,суть ее в том, что два игрока руками обхватывают друг друга, а ноги у них как бы танцуют.
Ногами они должны зацеплять, а руками помогать, чтоб перебороть друг друга.
7этап:
КОЧКИ____________________________________________________________
Правила:
-участник команды передвигая «кочки» должен первым добраться до финишной прямой,
- оступившись, участник автоматически выбывает из игры,
- в какой команде больше прошло человек через мнимое «болото», та является победителем в данном этапе игры.
8 этап:
КОНКУРС КАПИТАНОВ____________________________________________
Правила:
- капитанам команд предлагается 2, основы на которые кладутся жерди,
- участник должен передвигая основы класть жерди на основы и переходить данный отрезок до финишной прямой,
-капитан какой команды приходит первым к финишу, приносят своей команде 5 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестеваль спортивно-игровой деятельности "Папа, мама, я -спортивная семья"
На базе школы №19 реализуется комплексно – целевая программа развития «Школа – пространство созидания человека». Одной из составляющей этой программы – работа центра «Здоровье», деятельнос...
Спортивно-игровой праздник"Папа,мама,я-спортивная семья"
Спортивно-игровой праздник состоит из 8 конкурсов,где учавствуют дети и родители.Семьи в этом празднике показывают свою быстроту,силу,выносливость,смекалку,сообразительность....
Спортивно-игровая программа «Спортивные девчата!»
Спортивно-игровая программа предназначена для популяризации физической культуры у девушек; формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорта; воспитание взаимовыручки и красоты...
Спортивно-игровая программа «Спортивные девчата!»
Спортивно-игровая программа предназначена для популяризации физической культуры у девушек; формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорта; воспитание взаимовыручки и красоты...
Спортивно-игровая программа «Спортивные девчата!»
Спортивно-игровая программа предназначена для популяризации физической культуры у девушек; формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорта; воспитание взаимовыручки и красоты...
Сценарий спортивно-игрового мероприятия «Станция спортивная»
Немного истории: "Зарождение физической культуры и спорта в древности", "Олимпийские игры в Древней Греции", "Самые необычные виды спорта в мире". В основной части меропр...
Цель: Развитие интереса к спортивным играм и универсальных способностей посредством двигательного и коммуникативного опыта обучающихся в спортивно-игровой деятельности. Тип урока - Образовательно-тренировочной направ
Внеклассное спортивное мероприятие состоящее из 18 этапов прохождения...