Особенности проведения уроков физической культуры в малокомплектной школе
статья по физкультуре
Планирование учебной работы сводится к правильному распределению программного материала, подготовке материально-технической базы и умения учителя использовать все возможности, которыми располагает школа. Организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя: тщательной подготовки сразу к нескольким занятиям, умение осуществлять дифференцированный подход к учащимся и умение применять различные методы организации и их сочетания. Оценивание на уроках физической культуры сводится к тому, чтобы научить учащихся выполнять упражнения в оптимальной форме, независимо от результатов, но с акцентированным вниманием на технику выполнения. Организация учебных занятий в Шимшургинской основной общеобразовательной школе направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей, а также на воспитание чувства товарищества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья из опыта работы учителя физической культуры | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка статьи
описание из опыта работы:
« Особенности проведения уроков физической культуры в малокомплектной школе»
Баринова Анна Алексеевна,
учитель физической культуры:
МОУ «Шимшургинская основная общеобразовательная школа»
Д.Шимшурга, Звениговский район,Республика Марий Эл.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Урок, как основная форма проведения занятий по физической культуре в малокомплектной школе.
1.1. Планирование учебной работы.
1.2. Методика проведения уроков физической культуры.
1.3. Оценивание на уроках физической культуры.
2. Организация урочных занятий в МОУ «Шимшургинская основная общеобразовательная школа».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ.
Малокомплектная школа – это школа с малой наполняемостью классов, а вследствие этого небольшим составом учителей. В школе может отсутствовать какой-либо класс. В типичной малокомплектной школе может обучаться от одного до десяти детей в классе, поэтому к такому разряду можно отнести школы, в которых обучается до 100 учащихся. Термин «малокомплектная школа» характеризует не только начальную, но и среднюю сельскую школу. [4,7 c.]
Примером этого является наша Шимшургинская основная общеобразовательная школа с количеством обучающихся с1 по 9 классы- 29 человек.
Малокомплектная школа имеет ряд особенностей, которые влияют не только на содержание обучения, но и на выбор средств, форм и методов. [2,8 c.]
Вследствие малого числа классов в школе работают 7 учителей. Выделяя особенности малокомплектной школы, мы в первую очередь говорим о трудностях, а вот о преимуществах вспоминаем не сразу. А таких преимуществ довольно много, их нужно не только знать, но и рационально использовать в повседневной практической деятельности. В условиях деревни школа ставится всем миром. Здесь легко создать обстановку хорошей и большой семьи, организовать разностороннее сотрудничество детей и взрослых, создать разновозрастные коллективы по интересам. В малой деревне все события в школе становятся достоянием населения. Малокомплектная школа живёт жизнью семьи и села, остро реагирует на всё новое, приобщает детей к материальной и нравственной культуре, всему укладу сельской жизни. [3,3 c.]
Малое количество учащихся в школе и соответственно в классе – ещё одна особенность.
Общение в малокомплектной школе более тесное, чем в обычной, из-за относительно небольшого количества сверстников. Отношения между детьми внутри класса, как правило, ровны: нет отвергнутых детей и эмоциональных лидеров. [2,9 с.]
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1.Урок,как основная форма проведения занятий по физической культуре в малокомплектной школе.
1.1. Планирование учебной работы.
Эффективность уроков физической культуры в большой степени зависит от умения учителя в максимально использовать все возможности, которыми располагает школа, и от чёткой организации проведения занятия.
При подготовке к уроку учитель подбирает соответствующий программный материал и дифференцирует его по классам. При подборе материала для совместных занятий с учениками разного возраста существенное внимание следует уделять сложности и дозировке упражнений.
После того, как учитель определил конкретные задачи урока, подобрал соответствующий программный материал для совместной и индивидуальной работы учеников, он составляет план урока. В плане должно быть зафиксировано содержание урока, по каким видам упражнений будет проведена проверка знаний и умений, какие виды упражнений предназначены для самостоятельной работы, место проведения занятий, перечень учебных пособий. Решая вопрос о месте занятий, нельзя исключать того, что урок, начатый на площадке, в связи с изменением погоды может быть перенесён в помещение. Таким образом, учитель малокомплектной школы должен быть готов к этому и предусмотреть другой вариант проведения урока. [1, 5 с.]
Урок физической культуры в малокомплектной сельской школе является основной формой обучения двигательным навыкам и умениям, воспитанию физических качеств учащихся. Задачи оздоровительные, образовательные и воспитательные решаются на уроках в тесной взаимосвязи.
Осуществляя дифференцированный подход в обучении учащихся разного возраста, необходимо более сложные задания предлагать старшим детям и упрощённый вариант тех же заданий – младшим школьникам в соответствии с программой каждого класса. Соответственно предъявляются и требования к качеству (технике) выполняемых упражнений.
1.2.Методика проведения уроков физической культуры.
Уроки физической культуры в малокомплектной школе проводятся по общепринятой структуре – с вводной, основной и заключительной частями.
Подготовительная часть урока (8-10 минут) направлена на организацию учащихся, сосредоточенность их внимания, подготовку к предстоящей двигательной нагрузке в основной части.
В этой части урока используются упражнения в ходьбе, беге, построениях, перестроениях, несложные игровые задания, игры малой интенсивности. Учитель акцентирует внимание старших детей на чёткое выполнение команд и распоряжений, умение сохранять дистанцию в ходьбе и беге.
В беговых упражнениях впереди находятся старшие ребята, а позади младшие с небольшим интервалом от них. Физическая нагрузка регулируется в соответствии с программными нормативами и по внешним признакам утомления всех учащихся.
В основной части урока (25 минут) решаются наиболее сложные задания обучения – прохождение нового программного материала по развитию движений, повторение пройденного с целью совершенствования двигательных навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся каждого класса.
Ведущее место занимает обучение основным видам движений – ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, упражнениям в равновесии, лазанью, акробатике, передвижению на лыжах. Обязательным компонентом каждого урока является подвижная игра.
Наиболее рациональный вариант – это построение ребят по классам с небольшим интервалом между ними, тогда учителю легче контролировать действия учащихся и регулировать физическую нагрузку.
Целесообразно с первых уроков научить детей, как старших, так и младших, самостоятельно брать инвентарь и затем по окончании выполнения упражнений класть в указанное место, что позволяет не только экономить время, но и осознанно действовать в различных ситуациях.
При обучении упражнениям общеразвивающего характера наряду с общепринятыми требованиями к методике и организации их проведения желательно находить способы и приёмы, позволяющие шире учитывать специфику работы с детьми разного возраста.
Как правило, используют единый комплекс гимнастических упражнений, который одновременно выполняют все дети, однако дозировка (количество повторений) упражнений, требования к технике (качеству) должны быть различны.
Подвижная игра является обязательным компонентом практически каждого урока, но проводить подвижные игры на уроках физической культуры в малокомплектной школе сложно. Новую игру учителю следует объяснять кратко и понятно, показать некоторые действия до начала, а не в процессе игры. Если игра детям знакома, то можно ограничиться напоминанием лишь основных правил.
Предложенные варианты игры (разработанные учителем) должны быть посильны и доступны для младших ребят, занимательны для старших и младших одинаково, а также нести смысловую и двигательную нагрузку без искажения правил игры.
Распределение детей в играх и эстафетах на команды желательно не только по классам, но и по группам с примерно равными двигательными возможностями, чтобы играть было весело и интересно.
В содержание заключительной части урока, задачей которой является приведение организма детей в спокойное состояние, входят упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, игры малой интенсивности, хороводы и т.д.
Во всех частях урока при решении поставленных задач учителю важно осуществлять процесс обучения в соответствии с требованиями программы и возможностями учащихся каждого класса, то есть дифференцированно. [5,5 c.]
1.3. Оценивание на уроках физической культуры.
Оценка успеваемости – это средство повышения эффективности занятий и учёт усвоенного программного материала. Проверку успеваемости можно проводить разными способами. Наиболее распространённый: учитель следит за выполнением задания (бег, метание, лазанье, и т.д.) всеми или несколькими учениками одного класса. Другой способ – вызывать учеников индивидуально или группами для демонстрации усвоенных упражнений. Периодически необходимо проводить учёт успеваемости и на специальных контрольных (учётных) уроках, в конце четверти или после прохождения определённого раздела программы. На каждом уроке учитель выставляет оценки нескольким ученикам. На учётных уроках оцениваются все ученики каждого класса. При проведении учётного урока ученики освободившейся группы помогают учителю( засечь секундомер, приготовить инвентарь и тд). [1, 22 с.]
3. Организация урочных занятий в МОУ «Шимшургинская основная общеобразовательная школа».
МОУ «Шимшургинская основная общеобразовательная школа» располагается в Республике Марий Эл Звениговского района в деревне Шимшурга. На период 2019-2020 учебного года в школе обучается 29 человек.
Радиус разбросанности деревень, входящих в микрорайон школы достигает 3 км. Ребята этих деревень добираются до школы на личном транспорте, а некоторые из них ходят в школу пешком.
В школе работают 7 учителей. В классах обучается от 1 до 7 человек.
Уроки физической культуры являются обязательным для всех практически здоровых учащихся.
В младшем звене для проведения уроков по физкультуре ребят делят на две группы: в одной - ученики первого и второго классов, в другой – третьих и четвёртых классов. В среднем звене вместе занимаются учащиеся 5-6 классов и отдельно учащиеся 7-9 классов.
Уроки проводятся в спортивном зале. В школе очень мало спортивного инвентаря, все мячи, которыми дети играют на уроках, приобретены учителем лично.
Подвижные игры являются обязательным компонентом почти каждого урока. Игры повышают положительный эмоциональный тонус всех классов. Обычно первую игру учитель предлагает сам, а вторую выбирают дети.
Обучающиеся Шимшургинской школы очень редко принимают участие в соревнованиях различного уровня, в связи с нехваткой количества учащихся для создания команды. Поэтому обучающиеся стараются участвовать в соревнованиях лично. Для кандидатов на соревнования проводятся специальные тренировки. По итогу ребята вместе с учителем анализируют свои ошибки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Планирование учебной работы сводится к правильному распределению программного материала, подготовке материально-технической базы и умения учителя использовать все возможности, которыми располагает школа. Организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя: тщательной подготовки сразу к нескольким занятиям, умение осуществлять дифференцированный подход к учащимся и умение применять различные методы организации и их сочетания. Оценивание на уроках физической культуры сводится к тому, чтобы научить учащихся выполнять упражнения в оптимальной форме, независимо от результатов, но с акцентированным вниманием на технику выполнения. Организация учебных занятий в Шимшургинской основной общеобразовательной школе направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей, а также на воспитание чувства товарищества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
1. Горчакова, Л.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе: пособие для учителей /Л.П.Горчакова.- М.: Просвещение, 1983. – 160с.
2. Суворова, Г.Ф. Обучение в малокомплектной сельской школе: 5-9 классы: книга для учителя /Г.Ф. Суворова. – М.: Просвещение, 1990. – 157с.
3. Фролова, П.Т. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе: книга для учителя /П.Т. Фролова. – М.: Просвещение, 1991. – 158с.
4.Алексеева, А.В. Особенности учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе/А.В.Алексеева. -Ярославль.:ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1984. – 104с.
5. Пензулаева, Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе: книга для учителя/Л.И. Пензулаева. – М.: Просвещение, 1990.- 142с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации и проведения уроков физической культуры в начальной школе.
При проведении уроков физической культуры нужно обязательно учитывать специфику младших школьников, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. Все уроки должны ...
Особенности проведения уроков физической культуры в ГБОУ СКОШ VII вида
В статье освещены особенности проведения уроков физкультуры в школе VII вида, трудности, формы работы с детьми с ЗПР на уроках для учащихся начальной школы. В приложении даны упражнения на релаксацию,...
Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"
Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"...
Особенности проведения уроков физической культуры с женскими группами
ВЫСТУПЛЕНИЕ на методическом объединении преподавателей общеобразовательных дисциплин с докладом «Особенности проведения уроков физической культуры с женскими группами»...
Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения
В настоящее время физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами (общекультурными, политическими, с...
Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности...
Справка о представлении опыта работы по теме: "Методические особенности проведения урока физической культуры в рамках реализации ФГОС"
Справка о представлении опыта работы по теме "Методические особенности проведения урока физической культуры в рамках реализации ФГОС"...