"Учебно-методическое пособие по физической культуре для учащихся с ОВЗ"
учебно-методическое пособие по физкультуре
Методическое объединение учителей физической культуры совместно с медицинской службой с учетом тяжести заболевания пришло к разделению учащихся на 8 групп, эти группы впоследствии будут разделены по половому признаку.
Итогами данной работы с помощью математической обработки и анализа будут утверждены нормы оценивания показателей физической подготовленности «особых» групп учащихся.
Таким образом, учебные нормативы для учащихся с ОВЗ должны соответствовать требованиям:
1) должны быть естественными и доступными для школьников всех возрастно-половых групп;
2) не выражали собой сложных двигательных умений, требующих длительного специального обучения;
3) не требовали сложного оборудования и приспособлений, и были относительно просты по условиям организации и проведения;
4) давали достаточно полную картину о динамике изменения физических способностей.
5) учебные нормативы для данных групп не должны негативно влиять на двигательный аппарат.
Разработанные тестирования помогут решить ряд задач и оценить физическое состояние учащихся. В дальнейшем тестирования будут применяться учителями физической культуры с учащимися с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskoe_posobie_dlya_uchashchihsya_s_ovz.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ НОРАМАТИВОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для них в учебных заведениях создаются специальные условия прохождения программы по физической культуре и специальные условия оценивания их деятельности.
Контрольные нормативы и испытания по физической культуре учащихся с ОВЗ (1-4 классы) в комплексных программах воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича, А.П. Матвеева для данной группы учащихся с отклонениями в развитии отсутствуют.
С целью контроля физической подготовленности на разных этапах обучения необходим подбор специальных тестов, которые не были бы противопоказанны для данной категории учащихся.
Тестирование помогает решать ряд педагогических задач:
1) выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей;
2) оценивать качество физической подготовленности учащихся.
На основе результатов тестирования можно сравнивать подготовленность, как отдельных учащихся, так и целых групп; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением; наконец, обосновать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей и подростков.
В МБОУ школы-интерната № 4 г. Челябинска (директор А.С. Захаренко) в согласовании с медицинской службой (глав. врач Г. А. Казакова) были разрешены к использованию следующие учебные нормативы (тесты):
1. Отжимание, в упоре лежа.
2. Поднимание туловища (раз за 30 сек).
3. Бег 30 м (сек).
4. Мелкая моторика.
5. Прыжок в длину с места (см).
6. Метание мяча (м).
7. Челночный бег (сек).
Контрольные испытания носят название «Выиграй сам у себя!» (приложение 1), проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока, с целью выявления динамики, оценки физического развития учащихся и более правильного распределения нагрузки на уроках.
В силу того что, не все учащиеся могут выполнить по состоянию здоровья, были исключены такие нормативы как:
1) бег на 1000м. и выносливость (бег 6 мин.) – т.к. у многих детей слабая сердечно-сосудистая и дыхательная система.
2) наклоны вперед из положения сидя, невозможно достоверное измерение из-за спастичности мышц, а это, прежде всего двигательное нарушение, которое сопровождается повышением тонуса мышц.
Вместо этого используется тест – мелкая моторика рук (поднятие груза от себя, сек.). Развитие мелкой моторики является одним из наиболее сложных движений, так как участвует огромное количество мышц.
Задачи улучшения координации движения конечностей решается параллельно, с помощью простых движений, проводимых в различных комбинациях, с различной скоростью, со сменой напряжения.
Автоматизация разрабатываемых движений руки один из положительных моментов физического воспитания детей, поэтому тест является одним из наиболее действенных.
В перспективе, чтобы разработать учебные нормативы по физической подготовленности учащихся с ОВЗ необходимо сделать дифференциацию учащихся на группы по структуре заболевания.
При детском церебральном параличе существует 5 форм заболевания:
1) спастическая диплегия;
2) атонически-атактическая форма;
3) гиперкинетическая;
4) гемипаретическая форма;
5) тетрапарез.
Каждая форма заболевания ДЦП имеет 3 степени тяжести заболевания:
1) легкая;
2) средняя степень;
3) тяжелая.
Учащиеся с тяжелой степенью патологии заболевания учебные нормативы не сдают, так как вместо урока физической культуры посещают только занятия ЛФК. Допускаются к сдаче тестов учащиеся с легкой и средней степенью.
Методическое объединение учителей физической культуры совместно с медицинской службой с учетом тяжести заболевания пришло к разделению учащихся на 8 групп, эти группы впоследствии будут разделены по половому признаку.
Итогами данной работы с помощью математической обработки и анализа будут утверждены нормы оценивания показателей физической подготовленности «особых» групп учащихся.
Таким образом, учебные нормативы для учащихся с ОВЗ должны соответствовать требованиям:
1) должны быть естественными и доступными для школьников всех возрастно-половых групп;
2) не выражали собой сложных двигательных умений, требующих длительного специального обучения;
3) не требовали сложного оборудования и приспособлений, и были относительно просты по условиям организации и проведения;
4) давали достаточно полную картину о динамике изменения физических способностей.
5) учебные нормативы для данных групп не должны негативно влиять на двигательный аппарат.
Разработанные тестирования помогут решить ряд задач и оценить физическое состояние учащихся. В дальнейшем тестирования будут применяться учителями физической культуры с учащимися с ОВЗ.
Список литературы
1. Лях В.И.. Тесты в физическом воспитании школьников / Пособие для учителя, М., 1998., – 16с.
2. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М., «Медецина», 2000. – 21с.
3. Руководство к действию по улучшению состояния здоровья детей и повышению их дееспособности средствами физического воспитания в детских домах и интернатах. М., «Школа здоровья», 1995. – 37с.
Приложение 1
Индивидуальная карта
Физической подготовленности школьников «Выиграй сам у себя»
Ф.И.О ____________________________________________________
Год рождения _____________ Пол_________
№ | Учебный год (класс) | |||||||||||||||||||||||||||
Экспресс - тесты (развитие физических способностей) | I | II | Пр иро ст | I | II | Пр иро ст | I | II | Пр иро ст | I | II | Пр иро ст | I | II | Пр иро ст | I | II | Пр иро ст | I | II | Пр иро ст | I | II | Пр иро ст | ||||
1 | Отжимание в упоре лежа (раз) (силовые способности) | Р-т | ||||||||||||||||||||||||||
Оц. | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | Поднимание туловища (брюшной пресс), (раз за 30 сек) (силовые способности) | Р-т | ||||||||||||||||||||||||||
Оц. | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | Бег 30 м (сек) (скоростно-силовые способности) | Р-т | ||||||||||||||||||||||||||
Оц. | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | Мелкая моторика | Р-т | ||||||||||||||||||||||||||
Оц. | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | Прыжок в длину с места (см) (скоростно-силовые способности) | Р-т | ||||||||||||||||||||||||||
Оц. | ||||||||||||||||||||||||||||
6 | Метание мяча (м) | Р-т | ||||||||||||||||||||||||||
Оц. | ||||||||||||||||||||||||||||
7 | Челночный бег (сек) | Оц. | ||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по физической культуре для начальной школы
Учебно-методическое пособие по физической культуре подвижные игры в начальной школе...
учебно-методический материал Самоанализ урока физической культуры по теме "Подвижные игры в 3 классе"
Использование национальных игр, нестандартного оборудования приводит к росту мотивации учащихся для самостоятельных занятий физическими упражнениями, интересу к предмету «физическая культура» что, без...
Учебно-методическое пособие по физической культуре «Методика преподавания легкой атлетики в образовательном учреждении»
Учебно-методическое пособие можно рекомендовать в качестве методического пособия для учителей физической культуры общеобразовательных учреждений....
Учебно-методическое пособие по физической культуре «Методика преподавания легкой атлетики в образовательном учреждении»
Учебно-методическое пособие можно рекомендовать в качестве методического пособия для учителей физической культуры общеобразовательных учреждений.....
Учебно - методическое пособие по физической культуре для 3 - 7 классов.
Тестовые задания. Для изучения теоретической части физической культуры....
«Актуальность создания учебно – методических видеопособий в области физической культуры и спорта»
В статье показан опыт при создании видеопродукции и необходимости создания методических и учебных фильмов по физической культуре и спорту...
Учебно - методическое пособие по физической культуре
Методическое пособие.Физическая культура 10 - 11 классы, авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич....