ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по физкультуре
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кто не хочет видеть своих детей здоровыми и красивыми? Но не все знают, что красота и здоровье человека во многом зависят от его осанки. Различные нарушения и дефекты осанки отрицательно сказываются на работе сердца и легких, ухудшают обмен веществ, приводят к тяжелым моральным переживаниям.
Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в младшем школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у младших школьников еще не закончено, кости гибки и податливы. Неправильная посадка за партой, перенос тяжести в одной руке могут вызвать эти нарушения. Так же может способствовать возникновению различных нарушения и дефектов осанки неправильная организация ночного сна детей: узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки. Привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело и поджав ноги к животу, влечет нарушению кровообращения и нормального положения позвоночника. Отрицательно сказывается на состояние осанки и внутренних органов перетягивание живота в верхней его части тугими резинками и поясами. Неправильная осанка часто возникает при использовании мебелью, не соответствующей росту. Не только в школе, но и дома мебель должна соответствовать росту.
Часто плохая осанка возникает у ослабленных, болезненных школьников. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. Затем эта поза становится привычной и приводит к неправильной осанке и искривлению позвоночника [1, 2].
Причины возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у учащихся младшего школьного возраста самые разнообразные. Исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов. При этом практически все специалисты считают наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки физические упражнения. Чтобы получить максимальный корригирующий эффект физические упражнения нужно выполнять по определенным правилам, а также использовать наиболее эффективные из них.
Я как учитель физической культуры в начальных классах с первых дней преподавания стала обращать внимание на осанку детей, их здоровье. Сначала это направление моей деятельности носило лишь профилактический характер и большее внимание формированию осанки уделялось на уроках гимнастики. Серьезно изучая литературу по данной теме, я пришла к выводу, что необходимо заняться этой проблемой более серьезно.
Уроки и комплексы упражнений по профилактике и исправлению осанки, отобранные мною из учебной и методической литературы, были систематизированы, усовершенствованы, подобраны на каждый раздел учебной программы: легкая атлетика, кроссовая подготовка, подвижные и спортивные игры, гимнастика. Формированию, сохранению правильной осанки уделяю внимание на каждом уроке физической культуры. Решение этой проблемы тесно связанно со здоровьесберегающими образовательными технологиями. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим людям, не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи. Только личная ответственность за свое здоровье в сочетании с необходимой компетенцией в приемах и технологиях сохранения и укрепления здоровья, а также знание своих индивидуальных особенностей позволяют достигать целей, которые ставит здоровьесберегающая педагогика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navyka_pravilnoy_osanki.doc | 1023 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кто не хочет видеть своих детей здоровыми и красивыми? Но не все знают, что красота и здоровье человека во многом зависят от его осанки. Различные нарушения и дефекты осанки отрицательно сказываются на работе сердца и легких, ухудшают обмен веществ, приводят к тяжелым моральным переживаниям.
Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в младшем школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у младших школьников еще не закончено, кости гибки и податливы. Неправильная посадка за партой, перенос тяжести в одной руке могут вызвать эти нарушения. Так же может способствовать возникновению различных нарушения и дефектов осанки неправильная организация ночного сна детей: узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки. Привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело и поджав ноги к животу, влечет нарушению кровообращения и нормального положения позвоночника. Отрицательно сказывается на состояние осанки и внутренних органов перетягивание живота в верхней его части тугими резинками и поясами. Неправильная осанка часто возникает при использовании мебелью, не соответствующей росту. Не только в школе, но и дома мебель должна соответствовать росту.
Часто плохая осанка возникает у ослабленных, болезненных школьников. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. Затем эта поза становится привычной и приводит к неправильной осанке и искривлению позвоночника [1, 2].
Причины возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у учащихся младшего школьного возраста самые разнообразные. Исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов. При этом практически все специалисты считают наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки физические упражнения. Чтобы получить максимальный корригирующий эффект физические упражнения нужно выполнять по определенным правилам, а также использовать наиболее эффективные из них.
Я как учитель физической культуры в начальных классах с первых дней преподавания стала обращать внимание на осанку детей, их здоровье. Сначала это направление моей деятельности носило лишь профилактический характер и большее внимание формированию осанки уделялось на уроках гимнастики. Серьезно изучая литературу по данной теме, я пришла к выводу, что необходимо заняться этой проблемой более серьезно.
Уроки и комплексы упражнений по профилактике и исправлению осанки, отобранные мною из учебной и методической литературы, были систематизированы, усовершенствованы, подобраны на каждый раздел учебной программы: легкая атлетика, кроссовая подготовка, подвижные и спортивные игры, гимнастика. Формированию, сохранению правильной осанки уделяю внимание на каждом уроке физической культуры. Решение этой проблемы тесно связанно со здоровьесберегающими образовательными технологиями. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим людям, не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи. Только личная ответственность за свое здоровье в сочетании с необходимой компетенцией в приемах и технологиях сохранения и укрепления здоровья, а также знание своих индивидуальных особенностей позволяют достигать целей, которые ставит здоровьесберегающая педагогика.
В вводной части урока в виде беседы обращаю внимание учащихся на сохранение правильной осанки. В подготовительной части урока использую строевые упражнения, комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без для профилактики осанки и развития корсетных мышц. Данные комплексы упражнений привожу ниже:
Общеразвивающие и специальные упражнения на формирование правильной осанки и исправление ее дефектов:
- Упражнения для формирования и закрепления
навыка правильной осанки:
1. Принять правильную осанку стоя у стены, касание затылком, лопатками, ягодичными мышцами, икроножными мышцами и пятками.
2. И.п. − принять правильную осанку у стены. Отойти от стены на 1 – 2 шага, сохраняя и.п.
3. И.п. − принять правильную осанку у стены. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Принять и.п.
4. И.п. − принять правильную осанку у стены. Сделать 1 − 2 шага вперед. Расслабить последовательно мышцы шеи, рук и туловища. Принять и.п.
5. И.п. − принять правильную осанку у гимнастической стенки. Встать на носки, удерживаясь в этом положении 3 − 4 секунды. Вернуться в и.п.
6. То же упражнение, но без гимнастической стенки.
7. Принять правильную осанку. Ходьба с остановками.
8. Ходьба с предметом (книгой, мешочком) на голове с сохранением правильной осанки, перешагивая через препятствия. Остановка с проверкой правильной осанки.
II. Упражнения с гимнастической палкой:
1. И. п. — прямой хват снизу за конец палки прямой рукой. На счет «раз» палка горизонтально вперед. На счет «два» палка внизу.
2. И. п. — ноги вместе, палка внизу. На счет «раз» палка горизонтально вперед. На счет «два» палка горизонтально вверх. На счет «три» палка на грудь. На счет «четыре» палка горизонтально вперед. На счет «пять» вернуться в и. п.
3. И. п. — ноги врозь, палка за спиной. На счет «раз» палка поднята резко вверх (вдох). На счет «два» палка отводится назад-вверх (выдох). На счет «три» опустить палку за спину (вдох). На счет «четыре» вернуться в и. п. (выдох).
4. И. п. — ноги врозь, палка за плечами. На счет «раз», не отрывая ноги от пола, повернуться вправо (вдох). На счет «два» вернуться в и. п. (выдох). На счет «три» повернуться налево (вдох), ноги от пола не отрывать. На счет «четыре» вернуться в и. п. (выдох).
5. И. п. — ноги на ширине плеч, палка горизонтально вперед. На счет «раз» наклониться вперед, палка вперед, прогнуться в спине, это положение задержать до счета «четыре» (вдох). На счет «два» наклониться вниз, сесть на пол, согнув одну ногу, палка горизонтально вперед (выдох), выделить тех, кто не сгибает ноги. На счет «три» принять и. п. На счет «четыре» встать, палку наверх (вдох). На счет «пять» прогнуться с палкой в руках, зафиксировать это положение (выдох). На счет «шесть» вернуться в и. п.
6. И. п. — руки на пояс. Подняться на носки, переступить через палку.
III. Общеразвивающие упражнения с короткой скакалкой:
1. И. п. — основная стойка, скакалка, сложенная вдвое, внизу. Правую ногу поставить назад на носок, руки поднять вверх; левую ногу поставить назад на носок, руки поднять вверх, вернуться в и. п.; темп медленный.
2. И. п. — основная стойка, сложенная вчетверо скакалка за головой, руки согнуты. Левую ногу поставить в сторону на носок, туловище наклонить влево, руки поднять вверх, вернуться в и. п.; то же в другую сторону.
3. И. п. — стойка: ноги широко расставить, правой рукой держать один конец скакалки; на другой конец скакалки наступить левой ногой. Наклон вперед, растягивая скакалку, левой рукой (ладонью) коснуться носка правой ноги, правой рукой коснуться носка левой ноги, вернуться в и. п.; темп медленный.
4. И. п. — ноги врозь, сложенная вчетверо скакалка сзади внизу. Туловище повернуть вправо, слегка прогнуться, вернуться в и. п.; то же в другую сторону; темп медленный.
5. И. п. — сидя на полу, ноги прямые, сложенная вчетверо скакалка вверху. Туловище наклонить вперед, вернуться в и. п.; темп медленный, помочь слабым учащимся.
6. И. п. — основная стойка, сложенная вдвое скакалка внизу. Присесть на носках, руки вперед, вернуться в и. п.; темп медленный, ппомочь слабым учащимся.
7. И. п. — скакалкой обозначить круг (диаметр 40—50 см). Стоя в круге, руки на пояс. Прыжки на обеих ногах из круга и в круг (назад, вперед, влево, вправо. Ходьба на месте.
IV. Общеразвивающие упражнения с обручем:
1. И. п. — основная стойка, обруч вертикально за спиной. Обруч назад, подняться на носки, вернуться в и. п.; темп медленный.
2. И. п. — упор сидя, ноги согнуты, обруч на полу перед носками. Ноги врозь на полу, вернуться в и. п.
3. И. п. — основная стойка, обруч держать впереди хватом сверху. Левую ногу отставить в сторону, вернуться в и. п.; то же правой ногой.
4. И. п. — основная стойка в центре обруча. Присесть, взять обруч, встать, обруч вверх горизонтально, вернуться в и. п.
5. И. п. — лежа на спине, обруч горизонтально на груди. Приподнимая обруч и сгибая ноги, продеть их в обруч, вернуться в и. п.
6. И. п. — основная стойка, обруч держать впереди вертикально прямыми руками хватом снизу. Обруч вверх, левую ногу отставить назад, вернуться в и. п.; то же правой ногой.
7. И. п. — обруч держать перед собой хватом снизу. Вращая обруч вниз и назад, выполнить прыжки на обеих ногах. Ходьба на месте [5].
В основной части урока (особенно в разделе гимнастика) многие упражнения оказывают положительное влияние на формирование правильной осанки (упражнения в равновесии, смешанные висы и упоры, акробатика и т.д.).
В заключительной части урока использую подвижные игры, рассчитанные на профилактику нарушений осанки. Данные игры не только помогут закрепить навык правильной осанки, но и повысят интерес ребёнка к занятиям. Игры можно проводить как в зале, так и во время прогулки. Игры помогают детям общаться друг с другом, а так же развивают физические качества.
Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребёнка. В задачи игр входят:
- укрепление опорно – двигательного аппарата;
- усиление мышечного «корсета» позвоночника;
- улучшение функций дыхания и сердечно – сосудистой системы.
В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперёд, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями. Приобретение правильной осанки – очень длительный процесс, поэтому ребёнку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» - это ошибка, так как в бессознательном человека частица «не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки (иди прямо, выше подбородок) и непосредственно на теле ребёнка показывать правильное положение [6, 7].
Чаще всего принято использовать подвижные игры с мячом. Занятия с мячом зрелищны, интересны для детей - а это очень важно для усиления мотивации при необходимости заниматься здоровьем. Можно использовать следующие игры:
«Кто быстрее донесёт мяч»
Цель: укрепление опорно – двигательного аппарата; формирование правильной осанки.
МТО: волейбольные мячи.
Ход игры: Дети стоят парами лицом друг к другу (или спиной друг к другу). Между ними на уровне груди – волейбольный мяч, который они поддерживают своим телом без помощи рук. Каждая пара старается дойти до финиша, не уронив мяч.
«Самый меткий»
Цель: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование навыков при разнообразном метании мяча; формирование правильной осанки.
МТО: мячи, обручи, кегли.
Ход игры: На расстоянии, до которого ребёнок может добросить мяч, кладется обруч. Пусть ребёнок сделает несколько попыток попасть в цель – в обруч.
Модифицированный вариант: расставляются кегли, и их надо сбить. Выигрывает тот, кто собьет кегли за меньшее количество попыток.
«Мастер мяча»
Цель: укрепление мышц туловища и конечностей; развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.
МТО: волейбольные мячи, по одному на каждого игрока.
Ход игры: Учитель раздает детям мячи, и они по его команде выполняют задания.
1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.
2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.
3. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.
4. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч.
5. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться концами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч [3].
Основные требования к упражнениям
по формированию правильной осанки школьника.
Следует подбирать посильные для каждого ребенка упражнения. Они не должны быть слишком сложны для выполнения (например, не рекомендуется использовать кувырки, перевороты, двигательные действия на повышенной опоре). При выполнении упражнений по формированию правильной осанки не допускается натуживаний. Все упражнения должны быть хорошо освоены и выполняться без напряжения, легко и красиво. Только в этом случае будет достигаться реальная польза от занятий по формированию осанки.
Золотое правило выполнения упражнений для формирования осанки - регулярные занятия. Стабильного результата можно добиться только при систематическом и длительном использовании рекомендуемых упражнений. Организм человека медленно меняется под воздействием тренировки, но достаточно быстро теряет достигнутое при бездействии. Это непреложный закон нашей жизни, и с ним приходится считаться.
Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии – то есть система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка [4].
На основании выше сказанного можно утвердительно сказать, что учебный предмет «физическая культура» – это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к состоянию своего здоровья, содействует воспитанию физических и моральных качеств, укрепляет здоровье и способствует самосовершенствованию. Именно на уроках физической культуры я использую все возможные и доступные здоровьесберегающие технологии, которые сохраняют, стимулируют здоровье учащихся и формируют правильную осанку. Основными из этих технологий являются комплексы физических упражнений, которые могут включать не только общеразвивающие упражнения, но дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.
Вопросам формирования правильной осанки и исправлению ее дефектов я уделяю большое внимание не только на уроках физической культуры, но и во внеурочной деятельности. Здоровьесберегающие технологии прочно вошли в занятия моего кружка «Общая физическая подготовка». В программу кружка входят профилактические и оздоровительные методики: специально подобранные физические упражнения, упражнения для релаксации, игровые упражнения и т.д., – направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения.
Эффект физических упражнений доказывается как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой. В этой связи не вызывает сомнения эффективность использования специальных корригирующих упражнений, особенно такой как система хатха-йога. Эта индийская система отрабатывалась на протяжении многих веков и на деле доказала свою эффективность. На занятиях моего кружка «Общая физическая подготовка» дети выполняют специальные комплексы упражнений из системы хатха-йога в виде игрового стретчинга, подобранные для учащихся младшего школьного возраста. Упражнения выполняются от 10 до 30 с. Между ними - период отдыха от 30 до 40 с.
Игровой стретчинг − это система статистических растяжек, опирается на хатха-йогу.
Для выполнения упражнений игрового стретчинга существуют определенные правила. Все упражнения выполняются без излишнего напряжения, задержек дыхания (за исключением специально оговоренных случаев). Необходимо исключить возникновение всех неприятных ощущений. Если же они возникают, это служит признаком либо неверного выполнения упражнения, либо неподготовленности школьника. Постепенно нужно увеличивать время выполнения упражнений и интенсивность нагрузки. Но чувства усталости не должно наступать: ведь эти упражнения не предназначены для тренировки физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), а формируют правильное положение головы, туловища, рук и ног. Если при тренировке физических качеств основное правило - достижение утомления, то при формировании осанки оно будет только мешать поддержанию правильной позы [8, 9].
Систематическое использование перечисленных мною упражнений и игр приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Легко воспитывается и закрепляется у школьников навык правильной осанки, если одновременно с выполнением разнообразных физических упражнения учащиеся изучают общеукрепляющие организм оздоровительные мероприятия (рациональный распорядок дня, гигиенически полноценный сон, питание и закаливание) и правильно используют их в своей жизни.
Деятельность любого педагога, в какой школе бы он не трудился, должна быть направлена на основные цели: образование и здоровьесбережение обучающихся, а алгоритмы этой деятельности должны быть таковы:
-своевременность и правильность постановки задач в освоении здорового образа жизни;
-учет нагрузки, исходя их возрастных особенностей и работоспособности обучающихся;
-умение правильно планировать и сочетать компетентности в обучении;
-оптимальность распределения учебного материала по мере его освоения;
-использование наиболее приемлемых методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью обучающихся;
-создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в процессе обучения;
-квалифицированное медицинское сопровождение;
-воспитание у обучающихся потребности в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании в области здорового образа жизни;
-использование ИКТ в области оздоровительных систем;
-систематическая работа с родителями, коллегами по данному вопросу [4].
Думаю, учителям, освоившим этот алгоритм действий по формированию навыка правильной осанки и устранению ее дефектов, станет интереснее и проще работать в достижении конечного результата. Пока еще здоровый образ жизни не на вершине пирамиды ценностей у некоторых учащихся в наших школах. Но именно современный учитель личным примером и своим мировоззрением должен научить детей с раннего возраста беречь, ценить и укреплять свое здоровье.
Литература
- Красикова И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт., 2003.
- Потапчук А.А, Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб: Речь, 2001.
- Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы доп. образования и родителей. Серия «Игровые технологии»- М.:ТЦ Сфера, 2003.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
- Мозговой В.М. Уроки физической культуры в начальных классах : Пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . – М.: Просвещение, 2009.
- Фокин Г. Ю. Уроки физической культуры в начальной школе: 1-4 классы. Пособие для учителя физкультуры. – М.: Школьная пресса, 2003.
- Мишин Б. И. Настольная книга учителя физкультуры: справ.-метод. пособие/ сост. Б. И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.
- Васильев Т.Э. Начала Хатха-Йоги. - М.: Прометей, 1990.
- Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Валиев Н.М. Восточные системы оздоровления детей младшего школьного возраста: Метод. разраб. для студ. Академии. - М.: РГАФК, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыка правильной осанки у младшего школьника с помощью игровых технологий.
Методическая разработка содержит два раздела: конспект урока для учащихся 1 класса и презентацию. В конспекте представлены игры и игровые задания, которые помогают решать поставленные задачи урок...
«Особенности развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастики»
Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...
Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на уроке физической культуры
В системе начального школьного образования большое место занимают проблемы, связанные с противоречием между монопредметным обучением и необходимостью применения интегративных знаний, а также с противо...
Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"
Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....
Статья: Формирование навыка правильной осанки у младших школьников
Актуальность профилактики нарушений осанки у младших школьников, формирование навыка правильной осанки....
СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ"
В статье расскрывается понятие "координационные способности"к функции центральной нервной системы. Статья содержит комплекс общеразвивающих упражнений на развитие координационных способ...