Дополнительное образование
методическая разработка по физкультуре
Рабочие программы секционных занятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ «СОЛЯРИС»
«Согласовано» Руководитель МО /_____________/ Протокол № 1 от «___» ___________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ «Лицей «Солярис» ______ /________________/ «___» сентября 20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Лицей «Солярис» _________/Е.Б.Перепелицина / Приказ № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеучебной деятельности « ОФП. Баскетбол »
для обучающихся 6 класса
на 2017-2018 учебный год
Направление: спортивно-оздоровительное
Составитель:
Попов Алексей Викторович
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_ от ____
2017-2018 учебный год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………стр. 3-5
Ожидаемые результаты ……………………………...................................... стр.6-8
Тематический план обучения и содержание программы...................................…………………………………….............стр.9-11
Учебно-тематический план обучения…….................................................стр.12-13
Формы промежуточной и итоговой реализации программы……………....стр.14
Список литературы………………………………………………………….стр.15
Методическое обеспечение программы……………………………………..стр.16
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивной секции «ОФП. Баскетбол» для учащихся 6 классов разработана на основании следующих нормативно- правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от «17» декабря 2010 г.
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (29.12.12г. № 273-ФЗ)
- Пособия по внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол» авторы: В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий М.: Просвещение, 2013г.
В настоящее время баскетбол как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия баскетболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению баскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, баскетбольные щиты и мяч.
Актуальность программы заключаются в том , что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, но и обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Отличительная особенность программы.
Программа предоставляет возможности детям, достигшим 11-12 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий баскетболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе.
Цели и задачи.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта. Цели конкретизированы следующими задачами:
обучающие
- формирование у учащихся необходимых теоретических знаний
развивающие
- способствовать укреплению опорно–двигательного аппарата, развитию быстроты, гибкости, ловкости;
- развивать координационные способности и силу воли.
воспитательные
- содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;
- воспитать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику;
- формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом
Основные формы организации учебных занятий: теоретические и практические занятия, соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские игры, тестирование.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения.
Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного, районного и городского масштабов.
Программа предполагает проведение занятий с обучающимися 11-12 лет.
Обучение по программе осуществляется в течение 1 года.
Продолжительность обучения – 34часа в год.
В учебную группу принимаются все желающие без специального отбора.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в количестве одного академического часа.
2. Ожидаемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности «Баскетбол».
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» являются следующие умения:
- определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
- первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности поспортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий;
- уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды; Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» учащиеся должны:
знать
- -значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
−правила безопасного поведения во время занятий по баскетболу;
−название разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники;
−наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;
−упражнения на развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости и гибкости);
−контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
-основное содержание правил соревнований по баскетболу;
-жесты баскетбольного судьи;
-игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;
уметь
-соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях по баскетболу;
-выполнять технические приемы и тактические действия;
-контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях по баскетболу; играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
-демонстрировать жесты баскетбольного судьи;
-проводить судейство по баскетболу.
3.Тематический план обучения и содержание программы
№ п/п | Наименование разделов | Общее кол-во часов | В том числе | ||
теоретические | практические | ||||
1 | Теоретическая подготовка | 2 | 2 | ||
2 | Общая физическая подготовка | 3 | 1 | 2 | |
3 | Специальная физическая подготовка | 5 | 1 | 4 | |
4 | Техническая подготовка | 12 | 3 | 9 | |
5 | Тактическая подготовка | 12 | 3 | 9 | |
ИТОГО: | 34 | 10 | 24 |
В процессе обучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
Основы знаний
Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов.
Тактические действия в баскетболе.
Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей.
Передвижения и остановки без мяча
Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений Остановки: двумя шагами, прыжком Прыжки, повороты вперед, назад
Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)
Ловля мяча
Ловля мяча:
двумя руками на уровне груди;
двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)
Передачи мяча
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении
Передача мяча одной рукой от плеча.
Передача мяча двумя руками сверху
Ведение мяча
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении).
Ведение мяча с изменением скорости передвижения.
Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении).
Ведение мяча в движении с переводом другую руку.
Ведение мяча с изменением направления движения.
Ведение мяча с обводкой препятствий
Броски мяча
Бросок мяча двумя руками от груди с места.
Бросок мяча одной рукой от плеча с места.
Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения.
Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке.
Штрафной бросок.
Отбор мяча
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении Вырывание мяча из рук соперника Накрывание мяча при броске
Отвлекающие приемы (финты)
Финты без мяча
Финты с мячом
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
Сочетание приемов без броска мяча в кольцо
Сочетание приемов с броском мяча в кольцо
Тактика игры
Индивидуальные действия в нападении и защите Групповые действия в нападении и защите:
- взаимодействие двух игроков;
- взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1);
- взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2)
- взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»;
- взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2);
- взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»);
- взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»);
- взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»)
Двусторонняя учебная игра
Подвижные игры и эстафеты
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий.
Игры, развивающие физические способности.
Физическая подготовка
Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости.
Судейская практика
Судейство игры в баскетбол.
4.Учебно-тематический план обучения
№ п/п | Содержание занятия | Дата план | Дата факт |
Техника безопасности на занятиях в секции. История развития баскетбола. ОФП | |||
Техника передвижений и остановок баскетболиста. Стойка баскетболиста. ОФП. | |||
Остановка после движения прыжком и в 2-а шага. Техника ловли и передачи мяча. Развитие выносливости баскетболиста. | |||
Техника ловли мяча: ловля мяча на месте и в движении, ловля высоколетящего мяча, ловля катящегося мяча. Передача мяча без движения. | |||
Правила игры баскетбол. Техника передачи мяча двумя руками от груди, тоже самое снизу с отскоком от пола на месте и в движении. | |||
Техника передачи мяча одной рукой от плеча, одной рукой с отскоком от пола. Ловля и передача мяча в движении. | |||
Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра. | |||
Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. | |||
Общая характеристика спортивной тренировки. ОФП. Совершенствование техники передачи мяча. | |||
Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Учебная игра. | |||
Действия одного защитника против двух нападающих. СФП | |||
Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. | |||
Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Учебная игра. | |||
Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. | |||
Физическая подготовка спортсмена. СФП. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. | |||
Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. | |||
Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов. Учебная игра. | |||
Тактическая подготовка юного спортсмена. Учебная игра. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | |||
Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. | |||
Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону». СФП | |||
Действия одного защитника против двух нападающих. СФП | |||
Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. | |||
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | |||
Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Учебная игра. | |||
Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва. Учебная игра. | |||
Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку. | |||
Контрольные испытания. Учебная игра. | |||
Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. | |||
Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону». СФП | |||
Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных). | |||
31. | Совершенствование техники бросков мяча. | ||
32. | Совершенствование тактических действий в нападении. Учебная игра. | ||
33. | Совершенствование тактических действий в защите. Учебная игра. | ||
34. | Учебная игра. |
5.Формы промежуточной и итоговой реализации программы
Планируемая дата | Мероприятие (реализация целей и задач программы) | Форма | Место проведения | Организаторы (класс), руководитель | Возраст, класс (участники мероприятия) |
Декабрь | Соревнования по баскетболу среди 6 классов | Конкурс | Спортивный зал МАОУ «Лицей «Солярис» | Попов А.В. | 11-12 лет |
В течение года | Участие в районных спортивных соревнованиях, месячниках | Соревнования | По плану Кировского района, г.Саратов | Попов А.В. | 11-12 лет |
6. Список литературы
- Внеурочная деятельность учащихся «Баскетбол» В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий ; М.: Просвещение, 2013 г.
- Программа физическое воспитание учащихся 5-9 классов. В.И. Лях; М.: Просвещение, 2014 г.
- Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000
- «Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2003»
- «Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008
- «Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум» ,2007
7.Методическое обеспечение программы
Формы занятий:
- групповые и индивидуальные формы занятий - теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций - и практическую части: ОФП и игры;
- занятия оздоровительной направленности;
- соревнования;
- эстафеты
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
- информационно-познавательные (беседы, показ);
- творческие (развивающие игры);
- методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
24-26 | Веселые старты с мячом. Гимнастические упражнения: | 14.03 | |||
лазание по гимнастической скамейке. Знакомство с | |||||
элементами акробатики, перекаты. Игра «Удочка». | |||||
27 | Игра с мячом «Охотники и утки». Упражнения на | 21.03 | |||
гибкость а парах. Перекаты. Игра «Невод», «Гусеница». | |||||
28 | Игра с мячом «Охотники и утки». Группировки. Кувырок | 4.04 | |||
вперед. | |||||
29 | Беседа о правильном режиме дня. Игра «Волк во рву». | 11.04 | |||
Группировки. Кувырок вперед | |||||
30 | Игры со скакалкой, мячом. Гимнастические упражнения | 18.04 | |||
на шведской лестнице. | |||||
31 | Открытое мероприятие. Игры со скакалкой, мячом. | 25.04 | |||
32 | Эстафета с мячом. Ходьба по гимнастической скамейке | 16.05 | |||
разными способами. Игра «Гусеница». | |||||
33 | Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «прыгающие | 23.05 | |||
воробушки». |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ «СОЛЯРИС»
«Согласовано» Руководитель МО /_____________/ Протокол № 1 от «___» ___________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ «Лицей «Солярис» ______ /________________/ «___» сентября 20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Лицей «Солярис» _________/Е.Б.Перепелицина / Приказ № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеучебной деятельности « Юный турист »
для обучающихся 6 класса
на 2017-2018 учебный год
Направление: спортивно-оздоровительное
Составитель:
Попов Алексей Викторович
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_ от ____
2017-2018 учебный год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………стр. 3-4
Ожидаемые результаты ……………………………...................................... стр.5-6
Тематический план обучения и содержание программы...................................……………………………………...............стр.7-9
Учебно-тематический план обучения…….................................................стр.10-11
Формы промежуточной и итоговой реализации программы……………....стр.12
Список литературы………………………………………………………….стр.13
Методическое обеспечение программы……………………………………..стр.14
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Спортивный туризм» (автор Д.В. Смирнов/ Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. -М.: Просвещение, 2010).
Назначение программы. Программа предназначена для школьников 6 классов, которые стремятся приобрести знания и навыки по направлению «Спортивный туризм».
Актуальность программы. Занятия туризмом способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья школьников, развитию лидерских качеств, преодолению определенных комплексов, помогают решить не только воспитательные, но и социальные задачи (обеспечение занятости в свободное от учебы время, профилактика беспризорности и безнадзорности детей, асоциального поведения подростков).
Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что, обучающиеся привлекаются к проектной деятельности, исследовательской работе.
Цель программы – совершенствование нравственного и физического воспитания учащихся средствами спортивного туризма, подготовка в области спортивного туризма и туристского многоборья, удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего края.
Задачи курса:
- Обучающие:
-развивать познавательный интерес в области туризма и краеведения;
-способствовать приобретению и углублению знаний учащихся, дополняющих школьную программу по биологии, математике, и физической подготовке;
-способствовать приобретению специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, краеведения, простейшей медицинской помощи;
-развивать мотивацию к изучению проблем экологии и охраны природы.
- Развивающие:
-развивать самостоятельность и волевые качества воспитанников;
-формировать умение вести себя в коллективе, организаторские навыки
-способствовать приобретению опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности,
-совершенствовать физическое развитие школьников (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);
-формировать у юных туристов потребность в добросовестном отношении к труду и общественной собственности, чувства долга, товарищества и взаимовыручки.
- Воспитательные:
-совершенствовать потребность в духовном и физическом развитии;
-формировать потребность обучающихся в здоровом образе жизни,
-формировать потребность в бережном отношении к памятникам, истории, культуре края, сохранении традиций малой родины.
Формы проведения занятий:
Игры, спортивные конкурсы, состязания (групповое, межгрупповое взаимодействие); индивидуальная работа; экскурсии, походы.
Программа предполагает проведение занятий с обучающимися 11-12 лет.
Обучение по программе осуществляется в течение 1 года.
Продолжительность обучения – 34часа в год.
В учебную группу принимаются все желающие без специального отбора.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в количестве одного академического часа.
2. Ожидаемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
- педагога.
- Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…).
- Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (« Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия: («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)
Метапредметными результатами изучения курса являются: формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий.
- Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с демонстрационным материалом.
- Уметь работать по предложенному учителем плану, самостоятельно разрабатывать план действий.
- Уметь давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
-Добывать новые знания, :находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
-Уметь доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и воспринимать речь других.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
-Получение первоначальных представлений о значении физической культуры и спорта в жизни человека и общества, о видах туризма, важности правильного выбора профессии.
-Приобретение навыков самообслуживания, освоение правил техники безопасности во время туристических походов.
-Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных технологических и организационных задач.
Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами.
В ходе реализации программы дети должны
Знать:
- правила поведения юных туристов;
- требования техники безопасности в походе;
-правила поведения в природной среде, в школе, дома;
-правила первой медицинской помощи;
-перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
-правила обустройства бивака;
-нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к
группе;
-историю семьи, школы, города;
-основы топографии и ориентирования.
Уметь:
-применять указанные знания на практике;
-ориентироваться на местности при помощи карты и компаса, местным
признакам;
-выполнять общие обязанности участника похода;
-обустраивать бивак;
-выполнять отдельные элементы техники пешеходного туризма.
3. Тематический план обучения и содержание программы
№ п/п | Наименование разделов | Общее кол-во часов | В том числе | ||
теоретические | практические | ||||
Туризм | 27 | 12 | 15 | ||
1 | Роль туризма. Правила техники безопасности и поведения юного туриста в природной среде, школе, дома. | 3 | 2 | 1 | |
2 | Личное и групповое снаряжение юного туриста. | 4 | 2 | 2 | |
3 | Правила личной гигиены и первая медицинская помощь | 3 | 2 | 1 | |
4 | Ориентирование по сторонам горизонта. | 5 | 2 | 3 | |
5 | Ориентирование на местности. | 5 | 2 | 3 | |
6 | Разбивка бивака. | 3 | 1 | 2 | |
7 | Туристская группа на прогулке. | 4 | 1 | 3 | |
Краеведение | 7 | 3 | 4 | ||
8 | Мой город. | 2 | 1 | 1 | |
9 | Моя школа. | 2 | 1 | 1 | |
10 | Природа родного края. | 3 | 1 | 2 | |
ИТОГО: | 34 | 15 | 19 |
Содержание курса
1.История становления, развития спортивного туризма. Основные понятия, термины в спортивном туризме История становления и развития различных видов спортивного туризма (туристского многоборья) в России. Основные понятия и термины в спортивном туризме (туристском многоборье). Становление и развитие государственно-общественной системы детского туризма. Опыт успешной деятельности туристских объединений (команд) обучающихся.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет с опытом развития детского туризма в России, с сайтами федераций спортивного туризма.
2.Физико-технические основы топографии и ориентирования на местности. Особенности изображения рельефа местности на географических картах и на спортивных картах. Условные обозначения различных географических объектов на спортивных картах. Особенности работы с компасом при ориентировании на местности. Определение расстояний и азимутов на местности. Особенности ориентирования и преодоления (пробегания) различных видов местности (горы, речные поймы, болота, лесные завалы и т. п.). Соревнования по туристскому ориентированию на местности.
Практическая работа: освоение опыта движения по компасу на пересечённой местности; соревнования по туристскому ориентированию на местности.
3.Правила выполнения расчётов оптимальных вариантов преодоления препятствий и дистанций на соревнованиях.
Планирование работы команды на различных этапах туристских слётов. Взаимодействие членов туристской команды при преодолении естественных или искусственных препятствий на дистанции во время соревнований. Определение времени (оптимальное время, контрольное время, нормальное время), необходимого для преодоления различных технических этапов. Обязанности капитана, штурмана и хронометриста на дистанции во время соревнований при контроле за временем прохождения дистанции (преодоление технического этапа).
Практическая работа: выполнение расчётов преодоления естественных или искусственных препятствий на дистанции во время соревнований; определение времени, которое необходимо для преодоления различных технических этапов (при использовании различных тактико-технических приёмов).
3.Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях. Законы РФ об охране окружающей среды. Понятия «экологическая обстановка»,
«экологическое загрязнение», «экологически чистый маршрут, источник, продукт». Туризм и охрана окружающей среды. Туристский бивак. Благоустройство бивака. Самообслуживание в спортивном туризме. Комфорт в туризме и его самостоятельное создание туристами-спортсменами на туристских слётах и соревнованиях при размещении в полевых условиях. Организация отдыха туристов-спортсменов, их культурных развлечений на туристских слётах. Оборудование и благоустройство туристского костра. Оборудование места отдыха, приёма пищи. Соблюдение правил охраны природы при организации и проведении соревнований. Обеспечение личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена.
Практическая работа: занятия по освоению опыта спортивного мастерства различных видов туристско-бытовых навыков; соблюдение экологических норм и правил охраны природы при участии в туристских соревнованиях и на тренировках на местности.
4.Топография и ориентирование
Виды спортивных соревнований по туристскому многоборью: преодоление полосы препятствий (личные, командные и лично-командные соревнования), прохождение контрольно-туристского маршрута (личный и командный), прохождение эстафетных дистанций. Вязка узлов.
Практическая работа: выступление команды туристов - спортсменов на школьном туристском слёте.
5.Техника безопасности в спортивном туризме.
Основные правила безопасности при проведении соревнований по ориентированию на местности и туристскому многоборью. Соблюдение требований безопасности при выполнении различных видов физических упражнений. Требования безопасности при использовании различных спортивных снарядов, туристского снаряжения. Требования безопасности при тренировках и занятиях на местности. Значение физической и тактической подготовки для предупреждения безопасности. Утомление, усталость, беспечность, самоуверенность, пренебрежение и другие факторы, являющиеся причинами нарушения правил безопасности, травматизма.
Практическая работа: ознакомление с правилами соблюдения безопасности при движении по дистанции во время соревнований, на технических этапах, на этапах ориентирования, при работе на склонах, в опасных местах.
Краеведение.
Мой город.
Теоретические знания. История города. История названия улицы, на которой я живу. Архитектурные памятники. Знаменитые земляки.
Практические задания. Проект «Любимых улиц имена».
Моя школа
Теоретические знания. Изучение истории школы: «Моя школа», «Мой класс», «Мои учителя». Выдающиеся люди, ветераны войны.
Практические задания. Акция «Ветеран живёт рядом».
Природа родного края.
Теоретические знания. Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды. Времена года, сезонные изменения в природе. Растения и животные своей местности в разные времена года.
Практические задания.
Движение группы по маршруту протяженностью до 2-3 км с использова-нием плана местности. Организация лагеря туристской группы, бивака совместно с родителями. Туристские и другие игры и состязания («Спортивная семья» и пр.). Конкурс знатоков растений на поляне привала.
4.Учебно-тематический план обучения
№ | Тема | Кол-во часов | дата | |||
План. | Факт. | |||||
Технические приемы (6 ч.) | ||||||
1. | История становления, развития спортивного туризма. Основные понятия, термины в спортивном туризме. | 1 | ||||
2. | Подъем по наклонной плоскости | 1 | ||||
3. | Спуск по наклонной плоскости | 1 | ||||
4. | Переправа методом "вертикальный маятник" | 1 | ||||
5. | Переправа маятником по бревну (горизонтальный маятник) | 1 | ||||
6. | Транспортировка снаряжения | 1 | ||||
Топография и ориентирование (4 ч.) | ||||||
7. | Топографические туристские, спортивные карты и схемы. Топографические знаки. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. | 1 | ||||
8. | Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам. | 1 | ||||
9. | Азимут. Определение азимута по карте и на местности, на заданный ориентир движение группы по азимуту на заданное расстояние. | 1 | ||||
10. | Ориентирование по компасу. Пользование компасом в походе. | 1 | ||||
Туристский быт (10ч.) | ||||||
11. | Бивак и бивачные работы. | 1 | ||||
12. | Типы костров. Выбор места для кострищ. | 1 | ||||
13. | Питание в походе. Дары природы: правила рыбной ловли, сбора грибов, диких плодово-ягодных растений. | 1 | ||||
14. | Личная гигиена туриста. | 1 | ||||
15. | Выбор источника и обеззараживание воды. | 1 | ||||
16. | Состав медицинской аптечки. | 1 | ||||
17. | Первая помощь при ожогах, кровотечениях, повреждение кожного покрова, ушибы, вывихи. | 1 | ||||
18. | Искусственное дыхание, наложение повязок. | 1 | ||||
19. | Вязание носилок, транспортировка пострадавшего | 1 | ||||
20. | Санитарные и экологические требования при организации лагеря. | 1 | ||||
21. | Узлы для присоединения веревки к опоре. | 1 | ||||
22. | Узлы для связывания веревок. | 1 | ||||
23. | Схватывающие узлы. | 1 | ||||
24. | Вязка узлов на время. | 1 | ||||
25. | Прыжки на скакалке, поднимание туловища. | 1 | ||||
26. | Работа с набивными мячами 1 кг. | 1 | ||||
27 | Работа с набивными мячами 2 кг. | 1 | ||||
28. | Упражнения на плечевой пояс. | 1 | ||||
29. | Упражнения для ног. | 1 | ||||
30. | Упражнения для туловища. | 1 | ||||
31. | Упражнения на укрепление вестибулярного аппарата. | 1 | ||||
32. | Преодоление естественных препятствий в пешеходном туризме. | 1 | ||||
33. | Бег по сильно пересеченной местности. | 1 | ||||
34. | Движение по ровной или сильно пересеченной местности, движение по лесу, через кустарники и завалы. | 1 | ||||
Итого | 34 ч |
- Формы промежуточной и итоговой реализации программы.
Планируемая дата | Мероприятие (реализация целей и задач программы) | Форма | Место проведения | Организаторы (класс), руководитель | Возраст, класс (участники мероприятия) |
Февраль | Проект «Любимых улиц имена». | Круглый стол | Спортивный зал МАОУ «Лицей «Солярис» | Попов А.В. 6 класс | 11-12 лет |
Апрель-май | Акция «Ветеран живёт рядом». | Акция | Попов А.В. 6 класс | 11-12 лет | |
Май | Туристический слет. | Спортивное мероприятие | Территория МАОУ «Лицей «Солярис» | Попов А.В. 6 класс | 11-12 лет |
- Список литературы.
1.Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов (в помощь учителю, руководителю кружка). — М., Просвещение, 1992.
2.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010.
3.Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. — М.: Экон-Информ, 2009.
4.Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. — М.: РМАТ, 2001.
5.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В.А. Горского. — М.: Просвещение,
2010.
Литература для обучающихся
1. .В. В. Барбин. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1973.
- Карманная энциклопедия туриста /Автор-составитель Шабанов А. М. — М.: Вече,
2000.
2.Талм Е. И. Энциклопедия туриста. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
3.Энциклопедия туризма, авторы Ю. Н. Федотов, И.Е. Востоков. - М.: Просвещение,
1990.
4.Справочник туриста, автор Ю. А. Штюрме. - М.: Профиздат, 1985.
- Методическое обеспечение программы
Перед началом работы секции на родительском собрании познакомить родителей с программой, планами занятий и походов, условиями их проведения, необходимом личном снаряжении юных туристов-краеведов.
Так как данный вид деятельности предполагает длительный прогулки и экскурсии, руководитель кружка обязан познакомиться с медицинскими картами воспитанников, чтобы предупредить нежелательные перегрузки.
Перед каждым походом или экскурсией обязателен инструктаж по мерам безопасности.
Теоретические задания помогают выполнить образовательную функцию. Формы их проведения разнообразны: беседа, лекция, работа с архивными документами, обзор печатного материала на краеведческую тематику.
Практические занятия позволяют реализовать воспитательную цель и развивать творческие способности учащихся. Виды практической деятельности: экскурсии, походы, конкурсы, ролевые и интеллектуальные игры, викторины, составление отчётов, проектов и др.
Методы работы:
- Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
- исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);
- эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
7
8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...