СМГ.
календарно-тематическое планирование по физкультуре (11 класс)
Предварительный просмотр:
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы (далее СМГ) разработана на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации», программы по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальным медицинским группам под редакцией А. П. Матвеева, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина.
Программа предназначена для учащихся 1-11классов СМГ.
Концепция программы:
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС НОО) осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Актуальнось. Данная программа разработана на основе комплексных программ с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей материально-технической базы школы, особенностей контингента школьников. В первую очередь это касается низких параметров их здоровья и уровня физической подготовленности. В связи с этим содержание программы направлено на то, чтобы содействовать всестороннему и гармоничному физическому развитию учащихся СМГ, обеспечить восстановление и укрепление их здоровья средствами физической культуры, способствовать расширению их двигательного опыта, формировать и развивать интерес к самостоятельным занятиям физической культурой.
Целью занятий в специальной медицинской группе, является развитие двигательной активности и сохранение здоровья учащихся отнесенных к специальной медицинской группе.
Исходя из цели, определены задачи:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе основного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- оздоровительные - укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- гигиенические – знание ЗОЖ, режима и распорядка дня, система правильно питания;
- воспитательные – формирование здоровой личности, совершенствование волевых и нравственных качеств, развитие чувства товарищества и коллективизма, повышение дисциплины и воспитание ответственности;
- образовательные – обогащение учащихся знаниями в области физической культуры, овладение программой.
Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (г. Москва), включает в себя методическое пособие для учителя под редакцией автора А.П. Матвеева, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. – М.: Дрофа. УМК соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету физической культуры.
Учебник «Физическая культура» автора Лях В. И., соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету физической культуры и входит в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ.
Обоснование выбора УМК. Данный УМК рассмотрен и рекомендован к использованию методическим объединением учителей физической культуры и ОБЖ протокол №5 от \17. 03. 2018 г.
III. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметом обучения физической культуре в специальной медицинской группе в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.
В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, входят:
– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Формы преподавания: Основной формой занятий в СМГ является урок, который должен быть основан на следующих принципах:
- своевременность применения ЛФК;
- регулярность, оптимальная двигательность и интенсивность ФУ;
- сочетание общего и местного воздействия ФУ.
Методы преподавания:
- словесный (устное изложение учебного материала в форме лекции-беседы);
- наглядный (демонстрация, наглядные пособия);
- метод развития двигательных качеств (повторный, равномерный, игровой, соревновательный).
IV. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа для учащихся 1-11классов СМГ рассчитана на 105 часов в год, при недельной нагрузке 3 часа. Третий час физической культуры введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889. Занятия третьего часа физической культуры в СМГ направлены на индивидуальную коррекцию данных мониторинга здоровья; изложение дополнительных теоретических сведений, необходимых для адаптации учащихся к различным видам занятий физическими упражнениями.
V. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
VI. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРИДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), - о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегаюшую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
VII. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта диагноза заболеваний, индивидуальных способностей детей, региональных, и местных особенностей работы школы.
Знания о физической культуре
- Физические упражнения, их разновидности (общеразвивающие, подводящие, соревновательные) и правила выполнения.
- Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
- Спортивные игры: волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, их история и основные различия (правила игры).
Способы физкультурной деятельности
Индивидуальные занятия комплексами ЛФК (с учетом медицинских показателей).
Выполнение комплексов общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств.
Выполнение подготовительных упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игр: баскетбол, волейбол, настольный теннис,.
Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Проведение элементарных соревнований.
Проведение водных закаливающих процедур (обливание под душем).
Физическое совершенствование. Оздоровительная и корригирующая гимнастика
Комплексы упражнений: упражнения на профилактику нарушения осанки (без предметов и с предметами), локальное развитие мышц туловища, развитие равновесия; упражнения на согласование движений и дыхания, с разным типом дыхания, с произвольным усилением и задержкой дыхания; упражнения на развитие «активной» и «пассивной» гибкости (для верхних и нижних конечностей с большой амплитудой движения, для позвоночника с большой амплитудой движений), на напряжение и расслабление мышц различных звеньев тела и мышц туловища.
Комплексы упражнений из ЛФК разрабатываются в соответствии с рекомендациями врача с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.
Физическая подготовка:
Легкая атлетика: бег с равномерной скоростью по дистанции; прыжки в высоту с прямого разбега; метание малого мяча на точность и дальность стоя на месте.
Гимнастика с основами акробатики: построение в шеренгу и колонну; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в колонну и шеренгу; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком,составление и выполнение индивидуальных комбинаций учащимися старших классов. Лазание по канату.Упражнения на бревне(д),упражнения на брусьях(м).
Мини-футбол: приёмы мяча и передачи в парах,удары по воротам,комбинации элементов.
Настольный теннис: хват ракетки; стойки и перемещения; жонглирование теннисным мячом; удар и подача; ПИ с ракеткой и теннисным мячом «Порази цель», «В парах».Двустороняя игра.
Бадминтон: стойка игрока; хват ракетки; упражнения с воланом и ракеткой; жонглирование; броски волана; удары справа, слева, сверху, снизу.Игра в парах.
Подвижные игры: игровые задания с использованием строевых упражнений, заданий на координацию движений типа «веселые задачи», с «включением» (напряжением) и «выключением» (расслаблением) звеньев тела; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест», «Змейка», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка», «Раки», «Через холодный ручей», «Петрушка на скамейке», «Не урони мешочек», «Конники-спортсмены», «Запрещенное движение», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики», «Парашютисты», «Медвежата за медом», «Увертывайся от мяча», «Гонки мячей по кругу», «Догонялки на марше», «Альпинисты», эстафеты (типа: «Веревочка под ногами», «Эстафета с обручами»).
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Дата | Всего часов |
1 | Легкая атлетика | 15 | |
2 | Гимнастика с элементами акробатики | 15 | |
3 | Настольный теннис | 10 | |
4 | Мини-футбол | 12 | |
5 | Бадминтон | 9 | |
6 | Лёгкая атлетика | 9 | |
7 | Индивидуальная коррекция данных мониторинга здоровья | Каждый третий урок. | 35 |
Итого: | 105 |
Контрольно – оценочная деятельность
№ п/п | Тема раздела, урока | Виды контрольно – оценочной деятельности | Количество | Сроки проведения |
1 | Легкая атлетика | Тест. Фиксирование результатов. | 15 | |
2 | Гимнастика с элементами акробатики | Тест. Комплекс упражнений. | 15 | |
3 | Настольный теннис | Фиксирование результатов. | 10 | |
4 | Мини-футбол | Элементы движений с мячом.Фиксирование результатов. | 12 | |
5 | Бадминтон | Фиксирование результатов. | 9 | |
6 | Лёгкая атлетика | Тест. Фиксирование результатов. | 9 | |
7 | Индивидуальная коррекция данных мониторинга здоровья | Индивидуализация нагрузки. | 35 | |
Итого: | 105 |
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Текущий контроль – контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения комплексов упражнений, практических заданий, контрольных нормативов;
- Промежуточный контроль – тест (проверка теоретических знаний);
- Итоговый контроль – в форме практических упражнений.
Результаты проверки фиксируются в журнале учителя.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В результате освоения программного материала по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы (далее СМГ) 1-11классов должны иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов утренней зарядки.
уметь:
-выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
-выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять упражнения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
IX. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование и приборы:
- спортивный зал, зал ЛФК;
- спортивное оборудование: гимнастическое бревно, теннисный стол.
- спортивный инвентарь: мячи, гимнастическая стенка и палки, набивные мячи, гимнастические маты, скакалки, обручи, теннисные мячи и ракетки; ракетки и воланы для бадминтона.
- ТСО: музыкальный центр.
Пособия для учителя:
Т.В.Дарева и др. «Программа по физической культуре. Специальная медицинская группа 1-11 классы. М: Издательство «Глобус», 2014.
Л.Н.Коданёва, М.А.Шуть «Методика физкультурных занятий в специальной медицинской группе общеобразовательного учреждения». М:Аркти, 2008.
К.Р.Мамедов. «Физкультура для учащихся специальных медицинских групп». Волгоград: Учитель, 2014.
А.П. Матвеев «Программа по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальным медицинским группам». М: Просвещение, 2012г.