Рабочая программа по ЛФК
рабочая программа по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Чапаево»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО ___________ Гуляева Я.А. Протокол № от «__» ___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Огородникова Е. А. «___» августа ____ | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ с.Чапаево» __________ Григорьева Е.Б. Приказ № от «___» декабря. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛФК
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)
3 КЛАСС
ФГОС НОО
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2 всего за год 68
УЧИТЕЛЯ: Бедиекова А.А., без категории
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2).
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК
Частные методики адаптивной физической культуры» Л.Ф. Шапкова М., 2011г
«Физическая реабилитация» С.Н. Попов М, 2009г.
Физическая культура» 1-4 классы В.И. Лях 2013г.
Корсаковский городской округ
с.Чапаево
2019
I. Пояснительная записка
1.1. Нормативная база
Рабочая программа по лечебной физической культуре при НОДА разработана для детей младшего школьного возраста в соответствии с:
- Федеральным законом утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
- Рекомендациями ТПМПК Корсаковского городского округа от 28.11.2018 г. №160
- Законом РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2013 г.)
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2).
1.2. Название учебного предмета и УМК
Учебный предмет «Лечебная физическая культура»
В состав УМК входит:
- «Частные методики адаптивной физической культуры» Л.Ф. Шапкова М., 2011г
- «Физическая реабилитация» С.Н. Попов М, 2009г.
- « Физическая культура» 1-4 классы В.И. Лях 2013г.
1.3. Цели изучения предмета с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса
Цель - улучшение общего состояния детей, обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам, укрепления здоровья, адаптация в социуме.
II . Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися.
ДЦП относят к тяжелым заболеваниям ЦНС, при котором, особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Характерны для ДЦП двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др. При ДЦП формируются устойчивые порочные позы и движения, меняется осанка, возникают контрактуры и деформации ОДА и другие нарушения. Имеет место расстройство деятельности анализатора, что затрудняет нормальную адаптацию больных к окружающей среде. Типична повышенная эмоциональная возбудимость, инертность психики и т.п. ЛФК представляет собой, прежде всего, терапию регуляторных механизмов, в которой используются наиболее оптимальные биологические способы мобилизации собственных компенсаторных и защитных свойств организма пациента для устранения патологических процессов. Методика ЛФК при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным. Большое значение имеют упражнения на расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц
III. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса
1.1.Личностные результаты
1)Знать основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1.2 Предметные результаты
1) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений: освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений; совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости; умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и другое.
2) соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью: умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения и другое; повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании двигательных умений.
IV. Содержание учебного предмета, коррекционного курса.
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
Дыхательная и звуковая гимнастика. Звуковая гимнастика с удлиненным выдохом.Дыхательные упражнения динамического характера с удлиненным выдохом.Дыхательные упражнения динамического характера в сочетании со звуковой гимнастикой и удлиненным выдохом. Упражнения в ходьбе с выговариванием звуков, стихотворения.
Упражнения на расслабление. Покачивания на фитболе в различных И.П.Расслабление под музыку.Грудное дыхание при расслаблении.Брюшное дыхание при расслаблении.Упражнения с отягощением с последующим расслаблением.
Профилактика контрактур.Пассивная гимнастика с каждым суставом с максимальной амплитудой. Пассивно - активная гимнастика в каждом суставе с помощью инструктора.Пассивная гимнастика с каждым суставом с максимальной амплитудой. Пассивно - активная гимнастика в каждом суставе с помощью здоровых конечностей.Активная гимнастика для каждого сустава.Активная гимнастика с отягощением: гантели, утяжелители.Активная гимнастика у гимнастической стенки.
Формирование опороспособностиПассивная гимнастка стоп.Упражнения на стуле с опорой конечностей.Пассивно-активная гимнастика стоп.
Развитие равновесия.Повороты головы, наклоны туловища сидя на стуле.Повороты головы, наклоны туловища с закрытыми глазами на стуле.Ходьба по гимнастической скамье, руки в стороны, за голову. Ходьба по узкому коридору. Удерживать равновесие, лежа на фитболе.Удерживать равновесие, сидя на фитболе при подталкивании с разных сторон.Наклоны, повороты головы; наклоны, повороты туловища, сидя на фитболе.Комплекс упражнений на фитболе в различных И.П.Комплекс ОРУ сидя на фитболе у гимнастической стенки.
Формирование правильной осанки.Контроль осанки, сидя с мешочком на голове, стоя у гимнастической стенки с мешочком на голове.ОРУ с гимнастической палкой и контролем осанки.Простые ОРУ, сидя с мешочком на голове.Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса в И.П. лежа.Упражнения на фитболе для мышц спины и пресса.
Развитие координации движений.Разносторонние движения рук и ног, с поворотами головы в разные стороны.Упражнения с гимнастической палкой.Упражнения с мячом: подкидывание ловля руками.Упражнения с мячом: отбивание поочередно каждой ногой, нога на мяче (вращения) и пр.Упражнения с мячом и гимнастической палкой: закатывание мяча в ворота.Игра на скорость реакции, с частой сменой движений конечностей.Координационные упражнения для верхних конечностей.Координационные упражнения для нижних конечностей.Сложные координационные упражнения для верхних конечностей.Сложные координационные упражнения для нижних конечностей.Координационные упражнения с отягощением.
Развитие мелкой моторики.Пальчиковая гимнастика для верхних конечностей.Самомассаж кистейУпражнения с малым мячом.Самомассаж кистей с помощью предметов.Упражнения с отягощением и сопротивлением.Работа с мелкими предметами.Перенос крупных предметов: мячи, конусы и пр.Перенос мелких предметов: карандаши, пуговицы и пр.Ладонный захват. Поднятие, перенос, установка предметов.Собирание конструктора, разворачивание конфет и пр. манипуляции со щипковым захватом.Упражнения со щипковым захватом при супинации и пронации кисти.Определение мышечной силы по пяти бальной шкале. Работа с кистью. Сборка пирамидки. Зашнуровывание (гриб, квадрат, сапоги). Скручивание, закручивание пробки. Работа с кубик- рубиком Подведение итогов за год. Домашнее задание на лето.
V. Описание материально технического обеспечения образовательной деятельности
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Мяч волейбольный | 5 шт. |
2 | Мяч баскетбольный | 5 шт. |
3 | Мяч для метания | 15 шт. |
4 | Медицинбол | 10 шт. |
5 | Гантели | 14 шт. |
6 | Гимнастические ковры | 18 шт. |
7 | Обруч металлическая | 15 шт. |
8 | Скакалка | 10 шт. |
Тематический план
№ п/п | Вид программного материала | Всего часов |
1 | Дыхательная и звуковая гимнастика | 8 |
2 | Упражнения на расслабление | 5 |
3 | Профилактика контрактур. | 7 |
4 | Формирование опороспособности. | 3 |
5 | Развитие равновесия. | 9 |
6 | Формирование правильной осанки. | 5 |
7 | Развитие координации движений. | 10 |
8 | Развитие мелкой моторики. | 21 |
всего | 68 |
Календарно-тематическое планирование по лечебной физической культуре
№ занятий | Направленность | Содержание | Дата проведения | |
план | факт | |||
1-2 | Дыхательная и звуковая гимнастика | Звуковая гимнастика с удлиненным выдохом. | ||
3-4 | Дыхательные упражнения динамического характера с удлиненным выдохом. | |||
5-6 | Дыхательные упражнения динамического характера в сочетании со звуковой гимнастикой и удлиненным выдохом. | |||
7-8 | Упражнения в ходьбе с выговариванием звуков, стихотворения | |||
9 | Упражнения на расслабление | Покачивания на фитболе в различных И.П. | ||
10 | Расслабление под музыку. | |||
11 | Грудное дыхание при расслаблении. | |||
12 | Брюшное дыхание при расслаблении. | |||
13 | Упражнения с отягощением с последующим расслаблением. | |||
14 | Профилактика контрактур. | Пассивная гимнастика с каждым суставом с максимальной амплитудой. | ||
15 | Пассивно - активная гимнастика в каждом суставе с помощью инструктора. | |||
16 | Пассивная гимнастика с каждым суставом с максимальной амплитудой. | |||
17 | Пассивно - активная гимнастика в каждом суставе с помощью здоровых конечностей. | |||
18 | Активная гимнастика для каждого сустава. | |||
19 | Активная гимнастика с отягощением: гантели, утяжелители. | |||
20 | Активная гимнастика у гимнастической стенки. | |||
21 | Формирование опороспособности. | Пассивная гимнастка стоп. | ||
22 | Пассивно-активная гимнастика стоп. Упражнения на стуле с опорой конечностей. | |||
23 | Пассивно-активная гимнастика стоп. | |||
24 | Развитие равновесия. | Повороты головы, наклоны туловища сидя на стуле. | ||
25 | Повороты головы, наклоны туловища с закрытыми глазами на стуле. | |||
26 | Ходьба по гимнастической скамье, руки в стороны, за голову | |||
27 | Ходьба по узкому коридору | |||
28 | Удерживать равновесие, лежа на фитболе. | |||
29 | Удерживать равновесие, сидя на фитболе при подталкивании с разных сторон. | |||
30 | Наклоны, повороты головы; наклоны, повороты туловища, сидя на фитболе. | |||
31 | Комплекс упражнений на фитболе в различных И.П. | |||
32 | Комплекс ОРУ сидя на фитболе у гимнастической стенки. | |||
33 | Формирование правильной осанки. | Контроль осанки, сидя с мешочком на голове, стоя у гимнастической стенки с мешочком на голове. | ||
34 | ОРУ с гимнастической палкой и контролем осанки. | |||
35 | Простые ОРУ, сидя с мешочком на голове. | |||
36 | Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса в И.П. лежа. | |||
37 | Упражнения на фитболе для мышц спины и пресса. | |||
38 | Развитие координации движений. | Разносторонние движения рук и ног, с поворотами головы в разные стороны. | ||
39 | Упражнения с гимнастической палкой. | |||
40 | Упражнения с мячом: подкидывание ловля руками. | |||
41 | Упражнения с мячом: отбивание поочередно каждой ногой, нога на мяче (вращения) и пр. Упражнения с мячом и гимнастической палкой: закатывание мяча в ворота. | |||
42 | Игра на скорость реакции, с частой сменой движений конечностей. | |||
43 | Координационные упражнения для верхних конечностей. | |||
44 | Координационные упражнения для нижних конечностей. | |||
45 | Сложные координационные упражнения для верхних конечностей. | |||
46 | Сложные координационные упражнения для нижних конечностей. | |||
47 | Координационные упражнения с отягощением. | |||
48 | Развитие мелкой моторики. | Пальчиковая гимнастика для верхних конечностей. | ||
49-50 | Самомассаж кистей. | |||
51 | Упражнения с малым мячом. | |||
52-53 | Самомассаж кистей с помощью предметов. | |||
54 | Упражнения с отягощением и сопротивлением. | |||
55-56 | Работа с мелкими предметами. | |||
57-58 | Перенос крупных предметов: мячи, конусы и пр. | |||
59 | Перенос мелких предметов: карандаши, пуговицы и пр. | |||
60 | Ладонный захват. Поднятие, перенос, установка предметов. | |||
61-62 | Собирание конструктора, разворачивание конфет и пр. манипуляции со щипковым захватом. | |||
63 | Упражнения со щипковым захватом при супинации и пронации кисти. | |||
64 | Определение мышечной силы по пяти бальной шкале. Работа с кистью | |||
65 | Сборка пирамидки | |||
66 | Зашнуровывание (гриб, квадрат, сапоги) | |||
67 | Скручивание, закручивание пробки | |||
68 | Работа с кубик- рубиком Подведение итогов за год. Домашнее задание на лето. |
Система оценки достижения планируемых результатов
Уровень усвоения
Тестирование моторики рук детей с ДЦП
№ п/п | содержание | Правая рука | Левая рука | Правая нога | Левая нога | Время 30-40 сек | Кол раз | На 2х ногах |
1 | Супинация- пронация | |||||||
2 | Собрать кубики (штук) | |||||||
3 | Собрать пирамиду 5 колец |
Тестирование двигательных умений детей с ДЦП
№ п/п | Содержание | Правая рука | Левая рука | Правая нога | Левая нога | Время | Кол раз | На 2х ногах |
1 | Лежа на спине сесть кол.раз - махом рук - руки за голову | |||||||
2 | Лежа на спине удерживать голову (время) | |||||||
3 | Стоя на четвереньках (время) - на трех точках опоры, левая рука вперед, правая в опорном положении - правая рука вперед, левая в опорном положении | |||||||
4 | Ловить теннисный мяч 3 м - сидя - стоя | |||||||
5 | Метание в цель 5 попыток расстояние 3 м - левой рукой - правой рукой | |||||||
6 | Прыжки на двух ногах (кол раз) - на левой ноге - на правой ноге |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...