Взаимосвязь физической и умственной деятельности
статья по физкультуре

Миллер Сергей Сергеевич

В данной статье рассмотрено взаимодействие физической и умственной деятельности. Выявлена и обоснована необходимость развития обоих этих видов деятельности для предотвращения переутомления и состояния стресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь физической и умственной деятельности

В  данной статье будет рассмотрено взаимодействие физической и умственной деятельности.  Целью работы является обоснование важности занятий спортом для достижения успехов в развитии умственного потенциала.

Физическая активность, занятия спортом - это одно из главных составляющих здорового образа жизни. Физические упражнения развивают силу, выносливость организма, в следствие чего, будут оказывать влияние на умственную деятельность человека. Они способствуют развитию психофизиологических свойств личности.

Еще со школьных лет на занятиях по физической культуре детям прививаются знания о пользе физических активностей, безопасной и рациональной методике выполнения упражнений, происходит развитие координации и общефизической подготовки, что, несомненно, является важной составляющей в период развития и устройства организма ребёнка. Последующее использование и развитие полученных навыков и умений будут положительно сказываться на жизни и трудовой деятельности людей. Но также не стоит забывать о влиянии физического труда на умственное развитие.

Занятия спортом инспирируют секрецию таких важных гормонов, как гормон роста, инсулин, адреналин, эндорфины и многие другие [1].  Все они бесспорно важны для нормального функционирования человеческого организма. Так, к примеру, с увеличением секреции гормона роста  ускоряется энергетический обмен, повышается концентрация внимания.

А адреналин, являющийся одним из гормонов стресса, в свою очередь увеличивает ритмичность сердечных сокращений, повышает артериальное давление. Регулярные занятия спортом позволяют бороться с постоянным нервно-психическим перенапряжением, которое провоцирует снижение работоспособности и  усидчивости.

Студенческие будни, работа в офисе, обязывающие к длительному нахождению тела в одном положении, сдерживающие мышцы в  определенной позиции, не соблюдение режима сна и отдыха, переработка, приводит к переутомлению. В данной ситуации желательна смена вида деятельности. При длительной умственной работе желателен активный отдых. Это может быть занятие в тренажерном зале или бег в умеренном темпе.

Уже давно сформированы методики физической активности направленные на отдельные группы мышц, чего не скажешь о способах, которые сохранили бы активную деятельность мозга человека при напряженной умственной работе. Этот вопрос до сих пор остается открытым.

К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений.

Так какие же виды спорта лучше всего подойдут для психологической разрядки, снятия усталости и выплеска негативных эмоций? На первом месте по эффективности психологической разрядки уже долгие годы стоит бокс, позволяющий выпустить агрессию. Велосипед способствует концентрации энергии. Для выплеска эмоций отлично подойдут танцы, а для расслабления - плавание.

Многие известные ученые отдавали предпочтение активному образу жизни. Известно, что в круг интересов выдающегося русского ученого М. В. Ломоносова входили такие занятия как верховая езда, фехтование, стрельба, борьба на руках, танцы, английский бокс, а также поднятие гирь. А знаменитый физик В. К. Рентген, известный изобретением рентгена, был любителем гребли и альпинизма, катания на коньках и санного спорта. Перечислять ученых, видящих несомненную пользу спорта для общего развития организма, в том числе и умственного, можно долго. Занятие спортом для современного ученого должно быть крайне важно. Ведь из-за больших умственных и эмоциональных нагрузок, частого нарушения режима труда и отдыха, малоподвижного образа жизни, переутомления могут возникнуть абсолютно разные, хронические заболевания, к числу которых можно отнести болезни сердечнососудистой системы, остеохондроз, ожирение и др. Исходя из вышесказанного, ученому в современном мире жизненно необходимо найти баланс между периодом, отводящимся на научную деятельность и временем, когда он будет заниматься поддержанием собственного здоровья с помощью занятия спортом.

Несомненно, спорт, активный образ жизни, нормальный режим труда и отдых, правильное питание – это все составляющие жизни современного человека, приоритетом которого является его здоровье, как моральное, эмоциональное, так и физическое. В условиях быстрого развития современного общества, крайне важно быть стрессоустойчивым, но при этом активным человеком. Чтобы справиться со стрессом и утомление можно посветить хотя бы полчаса в день на физические упражнения. А поход в спортзал стал бы прекрасной альтернативой вечеру на диване за просмотром телевизионных передач. Причем делать это необходимо регулярно. У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.

Библиографический список:


1. Анатомия человека. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.И. Козлова. - М. : ФиС, 1978. – 684 с. 

2. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие/Под общ. ред. Л. М. Волковой, П. В. Половникова: СПбГТУ, СПб, 1998.- С. 76. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФИЗИЧЕСКАЯ И УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕДЕЛИМОЕ ЦЕЛОЕ

Се­год­ня мно­гие де­ти пред­по­чи­та­ют те­ле­ви­зор спор­тив­ным за­ня­ти­ям. И не муд­ре­но - си­деть и смот­реть на­мно­го про­ще, чем до­сти­гать ре­зуль­та­та с по­мощью фи­зи­чес­ких уси­лий. С...

Физическая и умственная деятельность как неделимое целое

Физическая и умственная деятельность как неделимое целое...

Взаимосвязь физического воспитания с умственным

Взаимосвязь физического воспитания с умственным...

Доклад на ШМО. По теме: «Физическая и умственная деятельность как неделимое целое»

Доклад на ШМО. По теме:  «Физическая и умственная деятельность как неделимое целое»...

Взаимосвязь физической и умственной деятельности

Физическая активность, занятия спортом - это одно из главных составляющих здорового образа жизни. Физические упражнения развивают силу, выносливость организма, а также оказывает воздействие на ум...

Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека

Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что здоровым быть невозможно без занятий физической культурой. Древнегреческий философ Платон называл движение “целительной частью медицины&rdq...