Игровые упражнения для развития физических качеств при занятиях волейболом
методическая разработка по физкультуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_uprazhneniya_primenyaemye_.docx | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые упражнения для развития физических качеств в процессе урочной и внеурочной деятельности при занятиях волейболом
Упражнение | Инвентарь, место | Содержание | Правила | ОМУ |
«Мяч над веревкой» Задачи: развитие быстроты реакции, внимательности, ловкости, совершенствование командных действий. | Инвентарь: 1—2 малых или гимнастических мата, волейбольная сетка или веревка. Место: игровое поле 4х8 или 10х12 м. | Каждая команда старается перебросить мяч через сетку или веревку на площадку соперников так, чтобы он коснулся площадки, и одновременно не допустить этого на своей стороне. Игрок, поймавший мяч, должен бросить его обратно (или передать партнеру) | За каждую ошибку соперники получают очко. После этого мяч снова разыгрывается. Ошибкой считается: падение мяча; касание его площадки; положение мяча «вне игры»; попадание в веревку или проброс под ней; выход игрока за линию площадки. Попадание мячом в сетку ошибкой не считается. Игра продолжается определенное время (5- 10 мин) или до условленного количества очков (10-20). Побеждает команда, набравшая больше очков. | При использовании веревки на расстоянии 1 м от нее с обеих сторон проводятся линии броска. На каждой половине поля располагается одна команда. Для более равномерного участия в игре игроки на первой и второй линиях могут меняться местами |
«Мяч в воздухе» Задачи: развитие навыка владения мячом, характерного для игры в волейбол; воспитание ловкости, меткости, согласованности действий. | Инвентарь: 1—2 волейбольных мяча. Место: спортивная площадка, зал. | Команды располагаются в кругах, водящий - в центре. Подбросив мяч, он отбивает его любому игроку, стоящему в круге. Тот отбивает мяч ладонями или пальцами кому-либо из играющих или водящему, который в свою очередь передает мяч дальше. Задача игроков — не дать мячу коснуться земли, как можно дольше продержать его в воздухе. | Как только мяч коснется земли, водящего заменяет игрок, сделавший ошибку, а водящий становится на его место. Нельзя касаться мяча больше одного раза. Мяч разрешается отбивать головой и плечом так же, как и кистью. Побеждает команда, дольше удерживавшая мяч и сделавшая меньше замен водящих. | Игру лучше проводить при небольшом количестве учащихся в кругах. Перед игрой следует напомнить технику передачи мяча. Лучшим игроком считается тот, кто ни разу не водил. |
«Эстафета с элементами волейбола» Задачи: совершенствование навыков передачи, подачи и удара по мячу; развитие групповых действий при передаче мяча; воспитание быстроты реакции, внимания. | Инвентарь: 2 волейбольных мяча. Место: спортивный зал, площадка. | По сигналу преподавателя первые пары от стартовой черты продвигаются вперед, пасуя мяч друг другу по воздуху (волейбольная передача) до своей стойки, обходят ее и возращаются обратно, продолжая передовать мяч друг другу. Добежав до начальной (стартовой) черты, они пасуют мяч следующей паре, которая повторяет действия первой пары, вернувшиеся пары становятся в конце своих колонн. Вариант эстафеты: каждая команда выстраивается в колонну по одному. По сигналу игроки по очереди бегут вперед, отбивая мяч в воздухе, добегают до стены, 3 раза отбивают мяч в стену и бегут обратно, продолжая отбивать мяч над собой. | Мяч во время перебежки можно только пасовать, а не перебрасывать, разрешается ловить мяч только паре, начинающей бег. Если мяч во время отбивания упал, игрок, допустивший ошибку, должен поднять его и продолжить задание. За ошибки начисляются штрафные очки. Выигрывает команда, выполнившая задание раньше, чем другая и не имеющая штрафных очков. | В эстафету следует включать элементы, с которыми учащиеся ознакомились ранее. Граница передач обозначается линией, которую необходимо пересечь, в противном случае начисляются штрафные очки. |
«Удочка» Задачи: развитие скоростно-силовых физических качеств; совершенствование прыгучести как одного из элементов техники игры в волейбол. | Инвентарь: веревки длиной 2—3 м, грузик или скакалки. Место: спортивный зал, площадка. | Команды располагаются в кругах. Водящий в центре круга берет веревку за свободный конец, а на другом ее конце - грузик. По сигналу преподавателя водящий начинает крутить веревку по земле. Играющие подпрыгивают, чтобы веревка не задела их ног. Варианты игры: игроки могут принимать различные исходные положения: боком, спиной, упор присев. | Игра начинается только по сигналу преподавателя. Игрок, которого задела веревка, выбывает из круга. Побеждает команда, у которой за определенное время, отведенное на игру, выбыло меньше игроков из круга. | Необходимо следить, за правильностью выполнения задания. При использовании вместо веревки механического стержня через определенное время высоту его можно поднимать. |
«Гонка паровозов» Задача: развитие прыгучести в игровых условиях. | Инвентарь: 6—10 набивных мячей. Место: спортивный зал, площадка. | Все играющие делятся на две команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну по одному, причем каждый игрок держит впереди стоящего учащегося за талию. По сигналу преподавателя команды передвигаются слитной колонной подскоками до заранее установленного места и возвращаются обратно. Вариант игры: продвижение по извилистой дорожке. | Прыгать можно только установленным способом. За каждое нарушение начисляются штрафные очки. Выигрывает команда, закончившая продвижение первой, но при условии, что все игроки прыгали, а не бежали. | К судейству следует привлекать учащихся, не занятых в игре. |
«Падающая палка» Задачи: развитие быстроты; воспитание ловкости, точности, внимательности в игровых условиях. | Инвентарь: гимнастическая палка. Место: спортивный зал, площадка. | Игроки каждой команды рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Водящий в центре держит вертикально гимнастическую палку. Выкрикнув чей-нибудь номер, он отпускает палку и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, должен выбежать и успеть схватить палку до ее падения. | Если выбежавшему игроку удалось схватить палку, он возвращается на свое место и получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. | В зависимости от числа имеющихся зон можно организовать несколько кругов. Следует обратить внимание учащихся на то, что они должны четко и громко произносить номера. |
«Мяч с четырех сторон» Задачи: развитие быстроты; совершенствование техники передачи мяча в игровой обстановке. | Инвентарь: мячи. Место: спортивный зал, площадка. | Игроки образуют четыре команды. По одному игроку от каждой команды с мячом в руках стоят в круге. Напротив шеренги своих игроков направляют его следующему игроку и т.д. последний игрок, получив мяч, бежит с ним в круг, а в круге становиться первым в колонне. Игра длится до тех пор, пока игрок первым стоявший в круге, снова не окажется в нем. | Передавать мяч только установленным способом. Нельзя создавать помех сопернику. Выигрывает команда, все игроки которой быстрее побывали в круге. | Для игры необходимо разметить круг диаметром 2 м. и от него на расстоянии 3 – 4 м. контрольные линии. |
«Эстафета с мячом» Задачи: развитие скоростной выносливости, прыгучести; совершенствование передвижения приставными шагами боком в соревновательной обстановке. | Инвентарь: мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные, набивные). Место: спортивный зал, площадка | Команды выстраиваются за лицевой линией. Напротив каждой команды на площадке лежит мяч. По сигналу первый номер бежит, затем делает остановку в два прыжковых шага и берет мяч. Возвратившись с мячом, передает его за лицевую линию, следующему игроку, который выполняет те же действия, и т. д. Варианты эстафеты: 1) выполнять задание из необычных стартовых положений — сидя, лежа на спине, на груди; 2) сначала прыгая на правой ноге до середины площадки, затем до конца — на левой ноге, а назад — обычным бегом; 3) сначала вперед, прыжками правым боком, возвращаясь прыжками левым боком. | Передвигаться и останавливаться только указанным способом. Не создавать умышленных помех сопернику при потере мяча. Начинать передвижение только после передачи эстафеты. Команда, раньше закончившая задание, становится победительницей. | Начинать игру только по сигналу преподавателя. Можно использовать вместо мяча эстафетную палочку или контрольный круг. Обратить особое внимание на технику выполнения передвижений и остановки. |
«Кто сильнее и быстрее» Задачи: развитие быстроты двигательной реакции; отработка силового удара для подач в игровой обстановке. | Инвентарь: мяч. Место: спортивный зал, площадка. | Игроки команд располагаются в шеренгах на лицевой линии волейбольной площадки. Боковая линия площадки разделена на отрезки 0,5 м. Преподаватель вызывает по одному игроку из каждой команды, они входят в круги, по сигналу преподавателя подбрасывают мяч, как можно сильнее ударяют кистью его об пол и сразу же бегут вдоль боковой линии. Сколько отрезков успеет пробежать игрок, пока мяч находится в воздухе, столько начисляется ему очков. | Побеждает команда, набравшая больше очков. | Удар по мячу игроки должны проводить на уровне лица. При освоении его переходят к удару в прыжке с места. |
«Бой всадников» Задачи: развитие силовой выносливости, ловкости; воспитание чувства товарищества | Инвентарь: не требуется. Место: спортивный зал, площадка. | В каждой из двух команд игроки распределяются по парам. «Всадники» садятся на плечи «коней», и команды выстраиваются возле средней линии. По сигналу преподавателя начинается бой «всадников». Каждый игрок старается стащить своего соперника с «коня». | Если оба «всадника» оказались на земле, поражение засчитывается тому, кто коснулся ее первым. «Кони» участия в игре не принимают. Выигрывает команда, имеющая большее количество побед в поединках. | Следует привлекать к судейству не занятых в игре учащихся. После того, как оба «всадника» оказались на земле, они меняются местами со своими партнерами. |
«Гонка тачек» Задачи: развитие силовой выносливости; воспитание ловкости, координации движений, чувства взаимопонимания в соревновательных условиях. | Инвентарь: не требуется. Место: волейбольная площадка | В команде должно быть четное количество игроков. Участники команд стартуют попарно. Один из них в упоре на руках, другой удерживает партнера за ноги, имитируя движение «тачки». По сигналу преподавателя игроки продвигаются вперед от одной боковой линии к другой. Как только первая пара игроков пересечет боковую линию, начинают передвижение вторая, третья пары и т. д. Гонка «тачек» продолжается и в обратном направлении, но игроки предварительно меняются ролями. | Побеждает команда, раньше закончившая гонку. | В зависимости от количества играющих можно образовать и большее количество команд. По мере освоения передвижения на руках можно задание усложнять, например вводить извилистую дорожку. |
«Пас над собой» Задачи: совершенствование техники передачи мяча; воспитание ловкости, точности движений в игровых условиях. | Инвентарь: мячи. Место: спортивный зал, площадка. | Игроки каждой команды занимают свою половину волейбольной площадки и располагаются в двух шеренгах. В каждой шеренге столько человек, сколько имеется в наличии мячей. Шеренги по очереди выполняют 10 передач над собой или удерживают мяч в воздухе определенное время. Вариант игры: 1) соревнуются парные шеренги в верхней передаче мяча; 2) то же, но передача нижняя; 3) то же, но передача комбинированная. | Каждая передача должна быть не менее чем на 2 м. выше роста игрока. Игроки получают штрафное очко за недостаточную высоту передачи и за потерю мяча. Побеждает команда, сумевшая набрать меньшее количество штрафных очков. | На площадке должна быть начерчена прямая линия, зона передачи. В зависимости от числа игроков можно образовать несколько шеренг, расположенных на указанном расстоянии. |
«Эстафета с мячом по кругу» Задачи: закрепление техники передач мяча; воспитание ловкости, точности, координации движений в соревновательных условиях. | Инвентарь: мячи. Место: спортивный зал, площадка. | Игроки располагаются в кругах в затылок друг другу на расстоянии 2 м. Первые игроки держат в руках мяч. По сигналу преподавателя первый в круге игрок передает мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же и т. д. Когда мяч доходит до последнего в круге, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передает мяч за голову предпоследнему игроку и т. д. При потере мяча эстафета продолжается с того места, где она была прервана. Вариант эстафеты: последний участник, получивший мяч, делает пас первому номеру, который ловит мяч, сигнализируя об окончании эстафеты | Способ передачи мяча — верхняя передача. Выигравшей считается команда, у которой игрок, начавший игру, первым ее и заканчивает | По мере освоения задания можно переходить к более сложным способам передачи и использовать два мяча |
«Подвижная цель» 3адача: закрепление техники бросковых движений; развитие ловкости, меткости, точности движений в игровой обстановке. | Инвентарь: теннисные (волейбольные) мячи, обручи. Место: спортивный зал, площадка. | На площадке следует начертить две параллельные линии на расстоянии 5 — 6 м одна от другой. Возле параллельных линий игроки выстраиваются парами в шеренгу. Между парами интервал 1 м. В руках у направляющих игроков волейбольный мяч. Игрок с обручем, поднятым вверх, начинает передвигаться вдоль пар. Как только обруч оказывается напротив игроков, те должны пасовать, передавать мяч, стремясь попасть в обруч. Игра продолжается до тех пор, пока не выполнит передачу все участники команды. | За каждое попадание команде начисляется очко, а за более быстрое окончание эстафеты — 5 очков. Побеждает команда, которая набрала больше очков. | Водящий после первого паса может передвигаться с обручем дальше либо находиться между участниками до тех пор, пока они не попадут в обруч. |
«25 передач» Задачи: совершенствование передач мяча на месте; развитие точности, глазомера, ловкости, быстроты двигательной реакции | Инвентарь: мяч. Место: волейбольная площадка, спортивный зал. | Учащиеся, разбившись на пары, встают напротив друг друга на расстоянии 3—5 м. Игра заключается в том, чтобы за возможно короткое время сделать без ошибок 25 передач. Варианты передач: 1) смешанные; 2) только верхом; 3) только низом; 4) передача верхом, а прием снизу. | Передавать мяч можно любым указанным способом, не переступая условную линию (сетку). Если мяч упадет перед линией (сеткой), его надо вывести за линию и лишь потом выполнить передачу. Выигрывает команда или пара, которая первой и без ошибок сделает 25 передач. | При выполнении передач несколькими командами необходимо следить, чтобы они не создавали помех друг другу. |
«Эстафетная передача мяча» Задачи: совершенствование техники передачи; воспитание ловкости, точности движений в игровых условиях. | Инвентарь: мячи. Место: спортивный зал, площадка. | Игроки располагаются в колонны по одному. По очереди они добегают до круга и выполняют над собой верхнюю передачу, после чего возвращаются и передают эстафету мячом следующему игроку. Варианты: 1) количество передач над головой – 10 раз; 2) верхняя передача с отскоком от стены; 3) нижняя передача с отскоком от стены. | Каждая передача должна быть не менее чем на 2 м. выше роста игрока. Игроки не получают очко за неправильные передачи или потерю мяча. Команда, раньше закончившая эстафету и получившая больше очков, побеждает. | При большом числе игроков можно образовать несколько колонн, чтобы была более частая смена игроков. По мере усвоения задание можно усложнить, например, попаданием в первую, вторую, третью цель. |
«Эстафета через сетку» Задачи: совершенствование техники верхней передачи мяча; отработка техники взаимодействия с партнером в игровых условиях. | Инвентарь: мячи. Место: волейбольная площадка с натянутой сеткой. | Каждая команда строится в две колонны, которые располагаются лицом друг к другу на разных сторонах площадки. Первые игроки находятся на линии передачи. По сигналу преподавателя они передают мяч двумя руками сверху через сетку, а сами убегают в конец своей колонны. То же выполняют на противоположной стороне. | Команда, допустившая ошибку, повторяет передачу. Побеждает команда, раньше закончившая эстафету | Вначале учащиеся могут осваивать верхнюю передачу, затем нижнюю, после этого — комбинацию из этих передач. |
«Снайперы» Задачи: совершенствование техники подачи мяча в соревновательных условиях, развитие точности глазомера, скоростно-силовых качеств. | Инвентарь: мячи. Место: волейбольная площадка. | Команды располагаются в шеренгах за лицевыми линиями. Игроки обеих команд по очереди выполняют по 6 подач, стремясь набрать больше очков. | При ошибках на подаче перебивать мяч не разрешается и очки не начисляются. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. | Способ выполнения подачи устанавливает преподаватель. Цифра в квадрате соответствует количеству начисляемых очков. |
«Прими и передай» Задача: совершенствование техники действий в нападении и защите в соревновательных условиях. | Инвентарь: мячи. Место: волейбольная площадка. | Играют две команды. Одна поочередно нападает из зон 2 и 4 с передачи из зоны 3, а шесть игроков другой команды, расположившись в зонах, защищаются. | Если защитник принял нападающий удар и послал мяч к сетке или за нее, то обороняющаяся команда получает 3 очка; если мяч принят, но не доведен до сетки, - 2 очка; если защитник не сыграл в защите, но пытался принять мяч и коснулся его, -1 очко (без касания мяча защитнику очко не засчитывается). После 2 мин. игры нападающие и защитники меняются зонами. Нападающим разрешается выполнять обманные удары, а защитникам – применять блок. | Игра длится 4 — 10 мин, затем участники меняются ролями. |
«Атака крепости» Задача: закрепление техники нападающих ударов; воспитание точности, быстроты реакции в соревновательных условиях. | Инвентарь: мячи, гимнастические палки. Место: волейбольная площадка. | Две команды по 6 человек соревнуются в точности выполнения нападающих ударов. Игроки каждой команды выполняют нападающие удары из зоны 4 с передачи из зоны 3. | Команда, раньше разрушившая крепости или в установленное время затратившая меньше ударов на поражение равного количества целей, считается победительницей. | На обеих половинах площадки в зоне 5 установлено по 3 крепости (каждая крепость состоит из трех связанных между собой гимнастических палок или отдельно трех булав, мячей). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спец. упражнения для развития физических качеств на уроке физкультуры
Упражнения для развития физических качеств: силы, гибкости, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, для формирования стройной фигуры....
Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста
Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста...
Использование игровых упражнений для развития физических качеств у детей в секции лыжных гонок на этапе начальной подготовки
В данном методическом пособии осуществлена попытка подобрать из всего многообразия упражнения и игры, наиболее простые для выполнения и уровня подготовленности детей на этапе начальной подготовки в се...
Упражнения для развития физических качеств
В помошь учителю...
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ В ЗАНЯТИЯХ ВОЛЕЙБОЛОМ
В учебно-тренировочном процессе по волейболу подвижные игры, соревновательно-игровые задания и эстафеты применяются для закрепления технических приёмов и тактических действий. Они могут быть включены ...
Развитие физических качеств на уроках волейбола
Игра в волейбол таит в себе большие возможности для развития у занимающихся двигательных качеств, воспитания у них лучших человеческих свойств....
Игровые упражнения для развития физических качеств
Игровые упражнения для развития физических качеств в процессе урочной и внеурочной деятельности при занятиях волейболом...