Воспитание – это искусство.
статья по физкультуре

Глотова Ираида Юрьевна

В этой статье я расказываю об искусстве воспитания детей педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание – это искусство.

Воспитание – это педагогическое творчество.  Педагогическое творчество само по себе не приходит. Это целая система деятельности, положительный эффект которой не в итогах прямого влияния на личность, не в подчинении поведения ребенка воле учителя. Искусство воспитания проявляется в состоянии ученика.

В основе искусства воспитания заключено несколько правил, выполнение которых не позволяет учителю переступать грань, за которой начинается полоса непрофессиональных решений.

Во-первых, в общении с ребенком, в оценке поведения следует начинать только с позитивного, с принятия его таким, каков он есть сегодня, после будут выстраиваться планы и программы развития его как личности.

Во-вторых, должен быть разумным режим запретов и разрешений: крайности недопустимы. Необходимо воспитывать установку у детей «не посягать на интересы других» и соблюдать этические нормы.

В-третьих, не бояться авансировать детей: получив такой шанс, большинство детей желают его оправдать.

В-четвертых, при проявлении отклонений в развитии, не следует начинать корректировать их с помощью порицания и устрашения, что вызывает, как правило, агрессивную защитную реакцию, следует попробовать выразить удивление по поводу возникших отклонений.

В-пятых, необходимо создавать ситуации вынужденного высокого уровня поведения, поэтому следует начинать с манер общения, как в детском коллективе, так и педагогическом.

Каждый учитель, проработав немного в школе, пытается выяснить, почему не все намеченное получается.  Первыми под удар попадают вузовские преподаватели – они внушили педагогические иллюзии и не показали реального мира во всей его черноте. Затем возникает мысль о радикальном изменении отношения нового поколения к учебе («мы такими не были!»).  Следующий виновный администрация, потом – система образования в целом. Наконец, виновен он сам в том, что не ту профессию выбрал. Во всем перечисленном есть доля истины. У каких бы звезд педагогики ни обучались студенты, те не могут вложить в них собственный опыт. Собственный опыт предстоит приобрести самостоятельно.

Хороший учитель – это счастливый учитель, умеющий  создавать условия, позволяющие двигаться навстречу ученикам.

Выполнению этих задач способствуют коммуникативные умения учителя и педагогическая техника, умение использовать свои личностные возможности для решения воспитательных задач. Среди коммуникативных умений, пожалуй, основополагающим является эмпатия, сопереживание, умение поставить себя на место другого, эмоционально отзываться на переживания других.

Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были его собственными. Наибольший успех в общении имеют люди с развитой эмпатией. Это умение профессионально значимо.

В нашей жизни многое меняется: ценности, которые казались незыблемыми, а идеалы верными, порой оказываются ложными. Пересмотр ценностей ведет к изменению мировоззрения, взглядов на жизнь, на веру, на профессиональное кредо.  

Учителю необходимо использовать различные воспитательные приемы, он должен уметь показывать огорчение, сочувствие, веселье, разочарование. Обладая богатой мимикой, учитель в отличие от актера играет себя, и это должно быть убедительно. Во время урока жесты должны регулировать отношения, давать сигнал о включении в работу, подсказывать вид деятельности. Сдержанность и выразительность жестов способны решать педагогические задачи.

Внешняя выразительность учителя зависит от одежды, которая также предполагает педагогическую значимость. Деловой костюм, его сдержанные тона создают деловой настрой, подтягивают и дисциплинируют как самого учителя, так и учеников.

Что рождает конфликты с учениками? Это те препятствия, которые создают неадекватное восприятие друг друга: смысловые барьеры, вызванные негативизмом учеников как установкой воспринимать отрицательно любые требования учителя; асоциальные барьеры, спровоцированные унижением собственного достоинства учащихся, обидой, озлобленностью и др. Причины возникновения барьеров в неумении понять и учесть действительные мотивы поступков учеников, беспринципность учителя, отсутствие доброжелательности в отношении к воспитанникам, злоупотребление морализированием, непоследовательность требований.

Причина может заключаться в недостаточном глубоком осмыслении учителем принципа единства обучения и воспитания. Сегодня особенно заметна неоднозначность его понимания.

Многими учеными и практиками ставится вопрос об относительной независимости воспитания в едином процессе образования. Не могут быть изобретены уникальные методики обучения, если в их основе не отражена сущность воспитания. В едином процессе формирования личности обучение делает то, чего не может делать воспитание, а воспитание в отличие от возможности приобрести знания конечным результатом предполагает поведение, привычки, ценностные отношения. Воспитание представляет собой деятельность по приобщению ребенка к социальному опыту во всем его многообразии (знания, эмоции, этические нормы, развитие внутренних возможностей и склонностей).

Источником воспитания является сама личность и общество. Личность вступает в противоречие с обществом, так как в социальной жизни сформирован механизм поддержания стабильности личности – идеология. Каждая социальная группа порождает свою идеологию.

Когда речь идет о технологии воспитания, чаще всего под воспитанием понимают искусство развития личности. Воспитание содержит в себе процесс социализации, но и предполагает активное воздействие самого воспитуемого на опыт, то есть – самовоспитание. Правомерно в воспитании акцентировать внимание не только на общественно значимых целях, но и на индивидуальных.

Суть воспитательного процесса отражается в его динамике: социализация, самовоспитание, профессионально – педагогическое воздействие. Социализация предполагает предоставление возможности вступать в общение с широким кругом лиц и явлений, в среду, реакция которой на поведение становится для ребенка мерой выработки собственных критериев оценки. Это как относительно самостоятельный процесс, так и профессионально управляемый. Гуманный характер социализации выражается в создании оптимальной для развития ребенка среды, за которую несет ответственность семья и школа. Профессиональная деятельность учителя является координатором между процессом социализации и самовоспитания. Здесь следует согласиться с исследователями, утверждающими, что учитель должен иметь три высшие квалификации: по предмету, педагогическую, умение проектировать процессы обучения в соответствии с конечным эффектом.

Норма условий для самовоспитания может быть охарактеризована как вероятность самовыражения: проявление способности личности, своей индивидуальности. Учитель становится посредником между личностью и обществом. Естественен вопрос о средствах сближения личности с обществом. Идея ценностного воспитания может быть оправдана как природой растущего человека, так и культурой народов. Знания, труд, общество, мир, природа, прекрасное – основные жизненные ценности, венцом которых является сам человек. Тогда целью воспитательной деятельности становится приобщение человека к этим ценностям: сопричастность им дает основы духовности.

Итак, педагогическая техника представляет собой форму организации поведения учителя, ее компоненты. Организуя отношения с учениками, педагог применяет сложный комплекс приемов и методов. Прежде всего, это общие методы воспитания: методы словесного воздействия, методы выработки навыков и привычек, стимулирования поступков и поведения. В качестве средства используются книги, произведения искусства, слово учителя, фильмы. В зависимости от педагогической ситуации учитель порой интуитивно, что зависит от быстротечности ситуации, применяет педагогические приемы, которые обусловлены целями, задачами воспитательного процесса, возрастными особенностями учеников, уровнем развития коллектива, мастерством самого учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эстетическое воспитание средствами искусства

художественно-эстетическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла  и художественно - прикладных дисциплин...

«Духовно-нравственное воспитание средствами искусства, важнейшие нравственные истины, их осмысление и «проживание» учащимися на уроке»

Искусство играет большую роль в духовно-нравственном воспитании детей. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека....

Воспитание детей искусством хореографии

Статья о роли хореографического искусства в воспитании культуры детей. Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии....

Реферат «Воспитание детей искусством хореографии»

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах иску...

Задание на областной конкурс «Учитель года Магаданской области-2019» Эссе по теме: «Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела»

laquo;Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуются Бог ...

Воспитание детей искусством хореографии

Воспитание детей искусством хореографии           Журнал «Дополнительное образование» (танец)...