Использование педагогических технологий на уроках физической культуры.
статья по физкультуре
Быть здоровыми – природное стремление каждого, а формирование, сохранение и укрепление здоровья детей остаётся актуальной проблемой и предметом первоочередной важности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ped_tehnologiy_na_urokah_fiz.kult_.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование педагогических технологий на уроках физической культуры
Сегодняшнее состояние здоровья детей, подростков и молодёжи вызывает крайне серьёзную тревогу. По данным Минздрава России, только 5%выпускников общеобразовательных школ являются практически здоровыми.
Быть здоровыми – природное стремление каждого, а формирование, сохранение и укрепление здоровья детей остаётся актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Школа- идеальное место для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ. Мы хотим видеть выпускников крепкими, сильными, энергичными, способными выдержать конкуренцию в любой сфере деятельности, а значит цель работы- формирование стойкого положительного отношения к занятиям спортом, воспитание потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями.
Важнейшая задача, стоящая перед школой- создание таких условий, при которых каждый ученик сможет развивать свои способности, т.е. учитель должен осуществить личностно-ориентированный подход. Физическая культура сегодня-это учителей и родителей, учащихся над укреплением здоровья. Наши уроки- и для мышц, и для мозга. Никто не возражает против утверждения учителей, медиков, учёных, что одна из дорог к спасению детей- доступная всем дорога к регулярным занятиям физической культурой.
Одним из важнейших факторов физического воспитания является воспитание потребностей и мотивов к регулярным занятиям физической культурой и спортом. От класса к классу мотивы занятий физической культурой у подростков становятся всё более конкретными и дифференцированными: одним начинает всё больше нравиться лёгкая атлетика, другим – спортивные игры, третьим – лыжная подготовка. Если проводишь уроки интересно, разнообразно, постоянно повышаешь координационную сложность заданий, учащиеся довольны уроками, они ходят на занятия ради своего удовольствия, физического и психического развития, укрепления здоровья.
Мотивационная сфера личности школьника характеризуется трудностью выбираемых целей. Трудность задач, которые ставит перед собой подросток, определяет уровень его притязаний: чем труднее цель, тем выше уровень притязаний.
С целью воспитания внутренней отметочной мотивации и активного интереса к физической культуре эффективно использовать отметки за сдвиги (положительную динамику) в результатах обучения и развития двигательных способностей, метод отсроченной отметки, оценку и взаимооценку учащихся. Наиболее приемлемыми методами комплексного воздействия на мотивационную сферу школьников являются следующие:
-обучение школьников самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
-рациональная организация внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию учащихся;
-работа с родителями учащихся;
-формирование интереса у школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- пропаганда физической культуры и спорта.
Интерес к занятиям у старших подростков во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроках физической культуры, и как учителю удаётся формировать такое отношение к занятиям. В этом процессе наиболее серьёзное значение придаётся учащихся с учителем, что является одним из важнейших условий появления положительных мотивов к занятиям физической культурой.
Чтобы определить, какими – внешними или внутренними – мотивами руководствуются школьники, занимаясь физическими упражнениями, нужно предоставить им реальную возможность заниматься этими упражнениями по собственной инициативе. Эту задачу успешно можно реализовать проведением третьего урока физкультуры в неделю. И если школьники продолжат сами заниматься, это значит, что в основе данной деятельности лежат внутренние мотивы, свидетельствующие о выработке у детей активного интереса к занятиям физическими упражнениями.
Выбор приемов и методов воспитания нравственных и волевых качества школьников требует учёта их возрастных, половых и индивидуальных признаков. Основными психологическими особенностями подростков являются их потребности в общении и стремлении к самоутверждению.
Во время занятий, на уроках, секциях, спортивных кружках следует ненавязчиво, с выдумкой, на конкретных примерах из спорта, жизни, в ходе спортивных и подвижных игр, других упражнений формировать у подростков такие нравственные чувства, как самоуважение, чувство собственного достоинства, сочувствие другим людям, желание оказать им необходимую помощь.
В результате выполнения школьниками различных поручений и заданий, связанных с подготовкой к урокам (подготовка инвентаря, помощь в проведении урока, спортивного вечера, судейства школьных соревнований ), а также вовлечение подростков в соревнования за честь класса, школы, эстафеты и спортивные игры на уроках, формирует такие «базовые» нравственные качества, как чувство долга, ответственности.
На занятиях, особенно при проведении подвижных, спортивных игр и всевозможных соревнований, можно найти немало ситуаций и попутно привести примеры, воспитывающие у подростка такие нравственные качества, как честность и справедливость.
Воспитанию чувства долга и ответственности служат объективные оценки, самооценки и взаимооценки успеваемости и формирование серьёзного отношения к занятиям физическими упражнениями. Важным условием воспитания волевых качеств подростков является неуклонная и высокая требовательность к ним, опирающаяся на строгий контроль над точностью и качеством выполняемых упражнений. Подросток способен подчиниться самым строгим требованиям, если считает их справедливыми.
При воспитании волевых качеств подростка необходим индивидуальный подход. Он базируется на изучении учителем индивидуальных особенностей и индивидуальном планировании нагрузок. В ходе тренировок нужно выяснить сильные и слабые стороны ( признаки ) в развитии волевых качеств, чтобы воздействовать в дальнейшем на подтягивание отстающих и последующее укрепление сильных признаков волевых качеств. В этом плане помощь учащемуся заключается в совместном составлении программы самовоспитания воли, которая включает постановку определенных задач, подбор средств и методов их выполнения и контроле оценки достижения результатов.
Полезно при обучении всевозможным движениям и при развитии двигательных особенностей опираться на знания физики, биологии, химии, истории, иначе говоря, опираться на межпредметные связи.
Использование во время обучения точных представлений о биомеханических характеристиках совершаемых движений активизирует мышление подростка и улучшает качественные и количественные стороны этого процесса.
Большое значение при обучении двигательным действиям имеет выработка у школьников умения мысленно воспроизводить движения, то, что называется идеомоторной тренировкой. Такая тренировка особенно эффективна, когда движение особенно хорошо освоено. При этом, целесообразно сочетать мысленное воспроизведение движений с проговариванием их вслух, а затем про себя, сосредоточивая внимание на наиболее трудных или недостаточно закрепленных элементах движения. Заниматься идеомоторной тренировкой можно во время ожидания своей очереди для выхода к снаряду, перед прыжками в длину или высоту и т.п.
Интерес к физической культуре – одно из проявлений мотивационной сферы. На уроках использую анализ выполненной работы и самоанализ. Предлагаю детям после выполнения задания найти совершённые ошибки, объяснить, почему что-то не получилось, что выполняющий сделал неправильно. Сначала это делается с помощью учителя, а затем под его контролем, но обязательно в конце обсуждения надо сделать акцент на удачно выполненных элементах упражнения. Это помогает утвердить в сознании связь между достигнутым результатом и своей активной деятельностью.
Целесообразно также применять средства срочной информации и специальные приёмы, направленные на развитие двигательных ощущений: чувства времени, пространства, степени мышечных усилий.
Вышеназванные приёмы, средства и методы интеллектуализации обучения превращают овладение двигательными навыками из подражательной, пассивно- исполнительной деятельности, в деятельность, насыщенную умственной активностью.
Эстетическому воспитанию способствует показ гармонического телосложения, забота о красивой осанке, позах, походке.
Самостоятельная подготовка к занятиям спортивной одежды и обуви, труд по поддержанию её чистоты, забота об опрятном внешнем виде – эти факторы также имеют большое значение в эстетическом воспитании подростка.
Положительным фактором является то, что с первого класса начинаю работать с детьми, и могу за годы обучения проследить динамику развития способностей учащихся. Среди первоклассников есть те, кто в детском саду занимался с педагогом дополнительного образование по физической культуре и приобрел определенные навыки; те, кто физкультурой раньше не занимался. Лучший результат в начальных классах дает применение игровых педагогических технологий. На уроках легкой атлетики игры: «Кто быстрее, выше, сильнее», «Перестрелка», «Олимпийцы среди нас», на уроках подвижных и спортивных игр чаще проводим эстафеты «Гонка мячей», «Челнок», на уроках гимнастики – игры по станциям.
При правильной организации игр и игровых упражнений (например, в разминке «Пятнашки», «У медведя во бору», «Караси и щука» или упражнения соревновательного характера «Бой петухов», «Фламинго»), они дают возможность для проявления личной активности и инициативы. И это, естественно, повышает интерес к занятиям.
Полезно также предлагать детям при освоении новых движений найти, где в жизни дети их используют или применяют похожие, например, лазанье по гимнастической стенке – лазанье по деревьям; прыжок в длину - перепрыгивание лужи и т.д. Если дети не справились с этим заданием, учитель вместе с ними ищет примеры в окружающем мире.
С учащимися 5-7 классов применяю поэтапное обучение. Учебный материал, физическая нагрузка распределяются от простого к сложному, от неизвестного к известному. Учащиеся находятся в постоянном поиске к своему физическому совершенству.
К восьмому классу учащиеся определяют, какой вид спорта им ближе. В старших классах больше внимания тренировочному процессу и индивидуальному подходу к развитию определенных физических способностей. Индивидуальные комплексы упражнений, работа в парах, группах дает возможность скорректировать закрепление и развитие умений и навыков. Большие возможности для развития двигательных качеств дает круговая тренировка, которая позволяет учитывать уровень подготовленности, способностей, темперамент каждого и учит саморегуляции, адаптации, релаксации.
Перед старшеклассниками возникает проблема: как с наименьшими затратами выполнить ту или иную нагрузку. Они учатся самостоятельному решению учебной задачи: сравнить различные способы передвижения и техники выполнения упражнений.
Использование технологии проблемного обучения дает ученикам возможность творческого самостоятельного выбора движения в зависимости от длины дистанции, поставленных задач, самочувствия, уровня владения техникой.
Именно этими приёмами, методами и средствами у школьников формируется убеждение, что физическое здоровье и гармоническое развитие выступают важными слагаемыми красоты нашего выпускника, определяют его успехи в трудовой деятельности и в его семейной жизни.
Дифференцированный подход на уроках физкультуры позволяет детям подготовительной группы заниматься совместно с учащимися основной группы здоровья, осваивая единую программу по индивидуально разработанному плану. Учащиеся научены контролировать нагрузку на занятиях, быстро восстанавливать свои силы.
Учащиеся ведут исследовательскую работу, изучают вопросы физического развития, пишут рефераты о роли физической культуры и спорта. Учителями создаются комплексы домашних заданий, которые приобщают учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Важным является формирование теоретических знаний по физической культуре у учащихся. Наиболее часто применяемые формы передачи знаний в нашей практике: рассказ, объяснение, показ фотографий, графических изображений, просмотр программ по каналу «Спорт».
Общешкольные физкультурно- массовые и спортивные мероприятия являются важнейшей составляющей процесса физического воспитания школьников. Именно эти мероприятия – прекрасная пропаганда физической культуры и создание предпосылки для привлечения учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом. К этой форме внеклассной работы относятся: внутришкольные соревнования, товарищеские встречи с командами других школ, игры «Зарница» и «Щит и меч». Год от года все больше ребят занимаются в секциях.
Наши школьники учатся достойно выступать за честь класса, школы, города. Доброй традицией стали соревнования: легкоатлетический кросс «Золотая осень», лыжные гонки, «Веселые старты», первенство по баскетболу, футболу, шахматам. Особой зрелищностью отличаются соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья».
Каждый год в школу приходят новые дети, а значит снова и снова будут звучать команды: «На старт! Внимание! Марш!», будут новые достижения и победы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогических технологий на уроках физической культуры.
Для современной школы уже недостаточно обеспечивать выпускника знаниями на десятилетия вперед. На рынке труда и с точки зрения жизненных перспектив более востребованными становятся способность и готов...
Использование педагогических технологий на уроках физической культуры.
использование педагогических технологий на уроках физической культуры...
Использование педагогических технологий на уроках физической культуры
педагогические технологии...
Использование педагогических технологий на уроках физической культуры
Использование педагогических технологий на уроках физической культуры...
Использование педагогических технологий на уроках физической культуры
Использование педагогических технологий на уроках физической культуры...
Использование педагогических технологий на уроках физической культуры
Методическая разработка...