Программа секции по волейболу
рабочая программа по физкультуре
В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные научные методические разработки по волейболу отечественных и зарубежных специалистов, применяемые в практике подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Программа является основным документом при организации и
проведении занятий по волейболу в Саратовском областном педагогическом колледже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_voleybolu.docx | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Саратовский областной педагогический колледж»
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГАПОУ СО «СОПК»
____________Д. Д. Каримов
Рабочая образовательная программа
Волейбол
Составитель: Щербакова В.А.
Саратов 2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.................................................................................3
1.2. Основные задачи............................................................................................3
1.3. Режим работы ................................................................................................4
2. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ......................................................................6
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.............................................................................................7
3.1. Спортивно-оздоровительныйэтап..............................................................7
3.2. Этап начальной подготовки.........................................................................8
3.3. Учебно-тренировочный этап…….................................................................8
3.4. Этап спортивного совершенствования......................................................8
4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.................................................................9
5. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ............................................................................10
6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ....................................................................10
7. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА..................................11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................14
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные научные методические разработки по волейболу отечественных и зарубежных специалистов, применяемые в практике подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Программа является основным документом при организации и
проведении занятий по волейболу в Саратовском областном педагогическом колледже.
Данная программа более полно раскрывает как нормативную, так и
учебно-методическую части с учетом не только современных тенденций развития техники и тактики волейбола. В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных этапах подготовки волейболистов в зависимости уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей занимающихся.
1.2. Основные задачи
Секция по волейболу, как составная часть внеурочной деятельности СОПК, призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно
способностям.
Изложенный в программе материал предполагает решение следующих
задач:
– содействие гармоничному физическому и психическому развитию,
разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья занимающихся;
– воспитание смелых, волевых, настойчивых, инициативных,
трудолюбивых и дисциплинированных спортсменов, готовых к трудовой деятельности и защите Родине;
– обучение технике и тактике в волейболе, подготовка
квалифицированных спортсменов;
– подготовка грамотных инструкторов и судей по волейболу.
В соответствии с положениями определены следующие задачи для секции по волейболу:
– подготовка всесторонне развитых спортсменов;
– подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и
судей по спорту;
– улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие,
повышение уровня физической подготовленности, профилактику вредных привычек и правонарушений.
Студент должен знать /понимать:
– роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни,
организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
– основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
– способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь:
– составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей
гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
– выполнять технические действия по волейболу;
– выполнять комплексы упражнений на развитие основных физических качеств,
адаптивной физической культуры с учетом состояния здоровья и физической
подготовленности;
– осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической
подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами
физической нагрузки;
– соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального
телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию
техники движений;
– включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
1.3. Режим работы
Подготовка спортсменов рассчитана на 4 года работы и предусматривает определенные требования к занимающимся волейболом в соответствии с этапом подготовки. Секция по волейболу комплектуется в соответствии с нормативно-правовыми требованиями с учетом спортивной подготовленности занимающихся.
Главным отличием является подготовленность занимающихся,
зачисляемых в группу. При зачислении занимающиеся проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности.
После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные
программой нормативы. Повышение уровня спортивной подготовки по
волейболу в соответствии с определенными этапами предусмотрено нормативными требованиями. Требования по спортивной подготовленности, наполняемости групп и количеству часов тренировочной работы в неделю
представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Этап подготовки | Год обучения | Минимальное число учащихся в группе | Максимальное кол-во учебных часов в неделю | Требования по спортивной подготовке |
Спортивно- оздоровительный | Весь период | 15 | 4 | Прирост показателей ОФП |
Начально- подготовительный | До года | 15 | 4 | Выполнение нормативов ОФП |
Свыше года | 15-20 | 4 | ||
Учебно- тренировочный | До года | 25 | 4 | Выполнение нормативов ОФП, СФП,ТТП, |
Свыше года | 15-20 | 4 | ||
Спортивного совершенствования | До года | 15 | 6 | Выполнение нормативов СФП,ТТП, |
Свыше года | 15 | 6 |
Режим учебно-тренировочный работы и требования по физической,
технической и спортивной подготовке
Таблица 2
Наименование этапа | Год обучения | Минимальное количество учебных часов в неделю | Продолжительность одного занятия (акад. час.) | Кол-во занятий в неделю |
Спортивно- оздоровительный | Весь период | 2-4 | 1,5 | 1-2 |
Начально- подготовительный | 1 | 2-4 | 1,5 | 2 |
Учебно- тренировочный | 2-3 | 4 | 2 | 2-3 |
Спортивного совершенствования | 4 | 4-6 | 2 | 3 |
2. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ
ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ
На этап спортивно-оздоровительный зачисляются студенты, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом
этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники в волейболе.
На этап начальной подготовки зачисляются студенты, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра . На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Учебно-тренировочный этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых студентов, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно- переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.
Нормативы по технико-тактической подготовке
Спортивно-оздоровительный этап
Тестирование подготовленности
Для общей физической подготовке:
1. Бег 30м.
2. Прыжок в длину с места.
3.Прыжок в высоту с места толчком двух ног.
4. Метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками – сидя., - стоя.
Для технической подготовке:
5. Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4
6. Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены (чередование)
7. Подача прямая в пределы площадки
8. Прием подачи и первая передача в зону 3
9. Нападающий удар по мячу через сетку с набрасывания тренера
10. Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий)
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
На протяжении периода обучения в СОПК волейболисты проходят несколько этапов, на каждом из них предусматривается решение определенных задач.
Общая направленность многолетней подготовки спортсменов от
этапа к этапу следующая:
– постепенный переход от обучениятехнических и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
– постепенное, планомерное увеличение объема тренировочных нагрузок;
– повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование
восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья волейболистов.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.
3.1. Спортивно-оздоровительный этап
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного
процесса:
1. Привлечь студентов к систематическим занятиям по волейболу.
2. Утверждение здорового образа жизни.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей,
укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Овладение базовыми видами по волейболу.
3.2. Этап начальной подготовки
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного
процесса:
1. Отбор способных к занятиям по волейболу студентов.
2. Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям
волейболом.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей,
укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей (быстроты, ловкости, силы, выносливости) для успешного овладения техникой и тактикой по волейболу.
5. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами по волейболу.
3.3. Учебно-тренировочный этап
(до 2-х лет обучения – этап начальной спортивной специализации)
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного
процесса:
1. Повышение общей физической подготовленности (особенно ловкости, скоростно-силовых способностей, выносливости).
2. Совершенствование специальной физической подготовленности.
3. Овладение всеми основами техническими приемами на уровне
умений и навыков.
4. Овладение техническими и тактическими действиями.
5. Выявление задатков и способностей детей.
6. Начальная специализация. Развитие физических качеств.
7. Воспитание навыков соревновательной деятельности по волейболу.
3.4. Этап спортивного совершенствования
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного
процесса:
1. Развитие и дальнейшее совершенствование специальных физических качеств для волейболистов.
2. Дальнейшее совершенствование техники по волеболу, повышение ее
вариативности, точности, стабильности и устойчивости к сбивающим
факторам.
3. Освоение повышенных тренировочных нагрузок.
4. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых
больших успехов
5. Дальнейшее приобретение соревновательного опыта.
Общая физическая и техническая подготовка имеют тенденцию к
уменьшению в общем соотношении нагрузки. Процент специальной
физической, тактической и соревновательной нагрузки постоянно возрастает.
4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Управление спортивной подготовкой по волейболу
предусматривает постоянное внесение корректив в выполнение тренировочных планов. Эффективность управления находится в прямой зависимости от систематичности, своевременности и качества информации, полученной посредством измерения, наблюдений и оценок. С этой целью применяется педагогический контроль, который должен быть комплексным и включать в себя следующие разделы:
– контроль соревновательной деятельности;
– контроль тренировочной деятельности;
– контроль за состоянием спортсменов.
Контроль за соревновательной деятельностью осуществляется непосредственно в процессе соревнований по следующим разделам:
–контроль за отношением занимающихся к соревнованиям;
–контроль за переносимостью игроками соревновательных нагрузок;
–контроль тренировочной деятельности;
–контроль за технико-тактическими и техническими показателями волейболистов.
Контроль тренировочной деятельности осуществляется по следующим
направлениям:
–контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу;
–контроль за применяемыми тренировочными нагрузками (объем,
интенсивность, характер и направленность нагрузок).
Контроль за отношением занимающихся к занятиям осуществляется по
оценке их поведения. Критерием оценки служат данные о посещаемости
занятий, степень проявления занимающимися активности и самостоятельности в выполнении упражнений и требований тренера, трудолюбие и настойчивость в преодолении трудностей, сосредоточенность, внимание и дисциплинированность. Данные о посещаемости занятий и оценку поведения занимающихся на каждом занятии тренер вносит в журнал или дневник.
Контроль состояния спортсмена осуществляется по следующим
разделам:
–состояние здоровья спортсменов;
–функциональное состояние организма и соответствие его этапу
подготовки;
–контроль уровня развития физических качеств;
–степень переносимости больших тренировочных и соревновательных
нагрузок.
Состояние здоровья и функциональные возможности организма оцени-
ваются с помощью медико-биологического контроля, описанного ниже, а также в рамках углубленного медицинского обследования, осуществляемого не менее двух раз в год. Такое обследование проводится врачами и специалистами функциональной деятельности.
5. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
Медико-биологический контроль служит для получения информации о состоянии здоровья, функциональных возможностях и индивидуальных
особенностях каждого легкоатлета. Контроль за состоянием здоровья спортсмена является одним из основных и регулярно проводимых мероприятий.
Для получения объективной оценки уровня физической работоспо-
собности и функционального состояния спортсмена необходимо стандартизировать методику тестирования:
–режим дня, предшествующий тестированию, должен строиться по
одной схеме; в нем исключаются средние и большие нагрузки, но могут
проводиться занятия восстановительного характера;
–разминка перед тестированием должна быть стандартной (по
длительности, подбору упражнений, последовательности их выполнения);
–тестирование, по возможности, должны проводить одни и те же
умеющие это делать люди;
–схема выполнения теста не должна меняться и оставаться постоянной от
тестирования к тестированию;
–интервалы между повторениями одного и того же теста должны
проводиться после полного восстановления после первой попытки;
–спортсмен должен стремиться показать в тесте максимально возможный
результат.
6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Личностное развитие студента – одна из основных задач СОПК.
Высокий профессионализм педагога способствует формированию у каждого занимающегося способности выстраивать свою жизнь в
границах достойной жизни достойного человека. На протяжении многолетней работы в спортивной подготовке тренер (преподаватель) формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), эстетические
чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.
Воспитательные средства:
-личный пример и педагогическое мастерство тренера;
-высокая организация учебно-тренировочного процесса;
-атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
-дружный коллектив;
-система морального стимулирования;
-наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
-просмотр соревнований (видео и телевидение) и их обсуждение;
-регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
-проведение тематических праздников;
-встречи со знаменитыми спортсменами;
-экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;
-тематические диспуты и беседы;
-оформление стендов и газет.
7. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
В течение всего периода обучения тренер (преподаватель) должен готовить себе помощников, привлекая занимающихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практики проводятся на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований. По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки:
1. Овладеть терминологией по волейболу и применять ее на занятиях.
2. Уметь построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
3. Уметь составить конспект и провести разминку в группе.
4. Уметь определить и исправить ошибку в выполнении техники
упражнений.
5. Провести тренировочное занятие под наблюдением тренера.
6. Уметь составить конспект занятия по волейболу и провести это занятие.
7. Уметь организовать и провести индивидуальную работу с
младшими товарищами по совершенствованию техники.
8. Уметь руководить командой на соревнованиях.
9. Оказать помощь тренеру в проведении занятий в наборе в группу.
10. Уметь самостоятельно составить план тренировки. Вести дневник
самоконтроля. Проводить анализ тренировочных и соревновательных нагрузок.
Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся должен
освоить следующие навыки:
1. Уметь составить положение для проведения первенства колледжа по
волейболу.
2. Уметь вести протоколы соревнований.
3. Участвовать в судействе по волейболу в качестве ведущего судьи, секретаря, главного судьи.
4. Судейство соревнований в роли главного судьи, старшего судьи,
ведущего судьи, главного секретаря.
5.Участие в судействе официальных городских соревнований в роли
судьи, старшего судьи и в составе секретариата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.
2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП), 1983 (УТТ), 1985 (ГСС).
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998.
12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М, 1982.
14. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.
15. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.
16. Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа секции по волейболу
Программа секции по волейболу...
программа секции по волейболу
Данная программа может быть использована для внеурочных занятий как в общеобразовательной школе так и ДЮСШ ...
Программа секции по волейболу
Краткое методическое пособие для секции по волейболу....
Программа секции по волейболу
Программа расчитана на 2 раза в неделю по 2 часа....
Программа секции по волейболу
Спорт является важной составляющей здоровья детей. Секция волейбола направлена на подготовку обучающихся к школьным и районным соревнованиям, формирование здорового образа жизни, физического...
Рабочая программа секции по волейболу
Спортивная секция...
Рабочая программа секции по волейболу. МБОУ "Родомановская средняя школа"
Данная рабочая программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре....