Программа секции по волейболу
рабочая программа по физкультуре

Щербакова Виктория Александровна

В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные научные методические разработки по волейболу отечественных и зарубежных специалистов, применяемые в практике подготовки высококвалифицированных  спортсменов.

Программа является основным документом при организации и

проведении занятий по волейболу в Саратовском областном педагогическом колледже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_voleybolu.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Саратовский областной педагогический колледж»

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГАПОУ СО «СОПК»

____________Д. Д. Каримов

Рабочая образовательная программа

Волейбол

Составитель: Щербакова В.А.

Саратов  2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка.................................................................................3

1.2. Основные задачи............................................................................................3

1.3. Режим работы ................................................................................................4

2. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ......................................................................6

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.............................................................................................7

3.1. Спортивно-оздоровительныйэтап..............................................................7

3.2. Этап начальной подготовки.........................................................................8

3.3. Учебно-тренировочный этап…….................................................................8

3.4. Этап спортивного совершенствования......................................................8

4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.................................................................9

5. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ............................................................................10

6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ....................................................................10

7. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА..................................11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................14

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные научные методические разработки по волейболу отечественных и зарубежных специалистов, применяемые в практике подготовки высококвалифицированных  спортсменов.

Программа является основным документом при организации и

проведении занятий по волейболу в Саратовском областном педагогическом колледже.

Данная программа более полно раскрывает как нормативную, так и

учебно-методическую части с учетом не только современных тенденций развития техники и тактики волейбола. В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных этапах подготовки волейболистов в зависимости уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей занимающихся.

1.2. Основные задачи

Секция по волейболу, как составная часть внеурочной деятельности СОПК, призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных  способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно

способностям.

Изложенный в программе материал предполагает решение следующих

задач:

– содействие гармоничному физическому и психическому развитию,

разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья занимающихся;

– воспитание смелых, волевых, настойчивых, инициативных,

трудолюбивых и дисциплинированных спортсменов, готовых к трудовой  деятельности и защите Родине;

– обучение технике и тактике в волейболе, подготовка

квалифицированных  спортсменов;

– подготовка грамотных инструкторов и судей по волейболу.

В соответствии с положениями определены следующие задачи для секции по волейболу:

– подготовка всесторонне развитых спортсменов;

– подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и

судей по спорту;

– улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие,

повышение уровня физической подготовленности, профилактику вредных привычек и правонарушений.

Студент должен знать /понимать:

– роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни,

организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;

– основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

– способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

 уметь:

– составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей

гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

– выполнять технические действия по волейболу;

– выполнять комплексы упражнений на развитие основных физических качеств,

адаптивной физической культуры с учетом состояния здоровья и физической

подготовленности;

– осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической

подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами

физической нагрузки;

– соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального

телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию

техники движений;

– включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.

1.3. Режим работы

Подготовка спортсменов рассчитана на 4 года работы и предусматривает определенные требования к занимающимся волейболом в соответствии с этапом подготовки. Секция по волейболу комплектуется в соответствии с нормативно-правовыми требованиями с учетом спортивной подготовленности занимающихся.

Главным отличием является подготовленность занимающихся,

зачисляемых в группу. При зачислении занимающиеся проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности.

После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные

программой нормативы. Повышение уровня спортивной подготовки по

волейболу в соответствии с определенными этапами предусмотрено нормативными требованиями. Требования по спортивной подготовленности, наполняемости групп и количеству часов тренировочной работы в неделю

представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Этап подготовки

Год

обучения

Минимальное

число

учащихся

в группе

Максимальное

кол-во

учебных

часов

в неделю

Требования по

спортивной подготовке

Спортивно-

оздоровительный

Весь

период

15

4

Прирост показателей

ОФП

Начально-

подготовительный

До года

15

4

Выполнение нормативов

ОФП

Свыше

года

15-20

4

Учебно-

тренировочный

До года

25

4

Выполнение нормативов

ОФП,

СФП,ТТП,

Свыше

года

15-20

4

Спортивного

совершенствования

До года

15

6

Выполнение нормативов

СФП,ТТП,

Свыше

года

15

6

Режим учебно-тренировочный работы и требования по физической,

технической и спортивной подготовке

Таблица 2

Наименование

 этапа

Год

обучения

Минимальное

количество

учебных

часов

в неделю

Продолжительность

одного занятия

(акад. час.)

Кол-во

занятий

в неделю

Спортивно-

оздоровительный

Весь

период

2-4

1,5

1-2

Начально-

подготовительный

1

2-4

1,5

2

Учебно-

тренировочный

2-3

4

2

2-3

Спортивного

совершенствования

4

4-6

2

3

2. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ

ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

На этап спортивно-оздоровительный зачисляются студенты, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом

этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение  основами техники в волейболе.

На этап начальной подготовки зачисляются студенты, желающие заниматься спортом и имеющие письменное  разрешение врача-педиатра .  На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Учебно-тренировочный этап  формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых студентов, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно- переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены  при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.

Нормативы по технико-тактической подготовке

Спортивно-оздоровительный этап

Тестирование подготовленности

Для общей физической подготовке:

1. Бег 30м.

2. Прыжок в длину с места.

3.Прыжок в высоту с места толчком двух ног.

4. Метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками – сидя., - стоя.

Для  технической подготовке:

5. Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4

6. Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены (чередование)

7. Подача прямая в пределы площадки

8. Прием подачи и первая передача в зону 3

9. Нападающий удар по мячу через сетку с набрасывания тренера

10. Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий)

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

На протяжении периода обучения в СОПК волейболисты проходят несколько этапов, на каждом из них  предусматривается решение определенных задач.

Общая направленность многолетней подготовки  спортсменов от

этапа к этапу следующая:

– постепенный переход от обучениятехнических и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

– постепенное, планомерное увеличение объема тренировочных нагрузок;

– повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование

восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья волейболистов.

Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.

3.1. Спортивно-оздоровительный этап

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного

процесса:

1. Привлечь  студентов к систематическим занятиям по волейболу.

2. Утверждение здорового образа жизни.

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей,

укрепление здоровья, закаливание организма.

4. Овладение базовыми видами по волейболу.

3.2. Этап начальной подготовки

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного

процесса:

1. Отбор способных к занятиям по волейболу студентов.

2. Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям

волейболом.

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей,

укрепление здоровья, закаливание организма.

4. Воспитание специальных способностей (быстроты, ловкости, силы, выносливости) для успешного овладения техникой и тактикой по волейболу.

5. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами по волейболу.

3.3. Учебно-тренировочный этап

(до 2-х лет обучения – этап начальной спортивной специализации)

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного

процесса:

1. Повышение общей физической подготовленности (особенно ловкости, скоростно-силовых способностей, выносливости).

2. Совершенствование специальной физической подготовленности.

3. Овладение всеми основами техническими приемами на уровне

умений и навыков.

4. Овладение техническими и тактическими действиями.

5. Выявление задатков и способностей детей.

6. Начальная специализация. Развитие физических качеств.

7. Воспитание навыков соревновательной деятельности по волейболу.

3.4. Этап спортивного совершенствования

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного

процесса:

1. Развитие и дальнейшее совершенствование специальных физических качеств для волейболистов.

2. Дальнейшее совершенствование техники по волеболу, повышение ее

вариативности, точности, стабильности и устойчивости к сбивающим

факторам.

3. Освоение повышенных тренировочных нагрузок.

4. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых

больших успехов

5. Дальнейшее приобретение соревновательного опыта.

Общая физическая и техническая подготовка имеют тенденцию к

уменьшению в общем соотношении нагрузки. Процент специальной

физической, тактической и соревновательной нагрузки постоянно возрастает.

4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Управление  спортивной  подготовкой  по волейболу

предусматривает постоянное внесение корректив в выполнение тренировочных планов.  Эффективность  управления  находится  в  прямой  зависимости  от систематичности,  своевременности  и  качества  информации,  полученной посредством  измерения,  наблюдений  и  оценок.  С  этой  целью  применяется педагогический  контроль,  который  должен  быть  комплексным  и  включать  в себя следующие разделы:

– контроль соревновательной деятельности;

– контроль тренировочной деятельности;

– контроль за состоянием спортсменов.

Контроль за соревновательной деятельностью осуществляется непосредственно в процессе соревнований по следующим разделам:

–контроль за отношением занимающихся к соревнованиям;

–контроль за переносимостью игроками соревновательных нагрузок;

–контроль тренировочной деятельности;

–контроль за технико-тактическими и техническими показателями волейболистов.

Контроль тренировочной деятельности осуществляется по следующим

направлениям:

–контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу;

–контроль  за  применяемыми  тренировочными  нагрузками (объем,

интенсивность, характер и направленность нагрузок).

Контроль  за  отношением  занимающихся  к  занятиям  осуществляется  по

оценке  их  поведения.  Критерием  оценки  служат  данные  о  посещаемости

занятий, степень проявления занимающимися активности и самостоятельности в выполнении упражнений и требований тренера, трудолюбие и настойчивость в  преодолении  трудностей,  сосредоточенность,  внимание  и  дисциплинированность.  Данные  о  посещаемости  занятий  и  оценку  поведения занимающихся на каждом занятии тренер вносит в журнал или дневник.

Контроль  состояния  спортсмена  осуществляется  по  следующим

разделам:

–состояние здоровья спортсменов;

–функциональное  состояние  организма  и  соответствие  его  этапу

подготовки;

–контроль уровня развития физических качеств;

–степень  переносимости  больших  тренировочных  и  соревновательных

нагрузок.

Состояние  здоровья  и  функциональные  возможности  организма  оцени-

ваются с помощью медико-биологического контроля, описанного ниже, а также в рамках углубленного медицинского обследования, осуществляемого не менее двух  раз  в  год.  Такое  обследование  проводится  врачами  и  специалистами функциональной деятельности.
5.  ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

Медико-биологический  контроль  служит  для  получения  информации  о состоянии  здоровья,  функциональных  возможностях  и  индивидуальных

особенностях  каждого легкоатлета.  Контроль  за  состоянием здоровья  спортсмена  является  одним  из  основных  и  регулярно  проводимых мероприятий.

Для  получения  объективной  оценки  уровня  физической  работоспо-

собности  и  функционального  состояния  спортсмена  необходимо  стандартизировать методику тестирования:

–режим  дня,  предшествующий  тестированию,  должен  строиться  по

одной  схеме;  в  нем  исключаются  средние  и  большие  нагрузки,  но  могут

проводиться занятия восстановительного характера;

–разминка  перед  тестированием  должна  быть  стандартной (по

длительности, подбору упражнений, последовательности их выполнения);

–тестирование,  по  возможности,  должны  проводить  одни  и  те  же

умеющие это делать люди;

–схема выполнения теста не должна меняться и оставаться постоянной от

тестирования к тестированию;

–интервалы  между  повторениями  одного  и  того  же  теста  должны

проводиться после полного восстановления после первой попытки;

–спортсмен должен стремиться показать в тесте максимально возможный

результат.

6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Личностное  развитие  студента – одна  из  основных  задач  СОПК.

Высокий  профессионализм  педагога  способствует формированию у каждого занимающегося способности  выстраивать  свою  жизнь  в

границах достойной жизни достойного человека. На протяжении многолетней работы  в  спортивной  подготовке  тренер (преподаватель)  формирует  у  занимающихся  прежде всего  патриотизм,  нравственные  качества (честность,  доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с  волевыми (настойчивость,  смелость,  упорство,  терпеливость),  эстетические  

чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.

Воспитательные средства:

-личный пример и педагогическое мастерство тренера;

-высокая организация учебно-тренировочного процесса;

-атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

-дружный коллектив;

-система морального стимулирования;

-наставничество опытных спортсменов.

Основные воспитательные мероприятия:

-просмотр соревнований (видео и телевидение) и их обсуждение;

-регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;

-проведение тематических праздников;

-встречи со знаменитыми спортсменами;

-экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;

-тематические диспуты и беседы;  

-оформление стендов и газет.

7. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА 

В течение  всего  периода  обучения  тренер (преподаватель)  должен  готовить  себе помощников,  привлекая  занимающихся  к  организации  занятий  и  проведению соревнований. Инструкторская и судейская практики проводятся на занятиях и вне  занятий.  Все  занимающиеся  должны  освоить  некоторые  навыки  учебной работы  и  навыки  судейства  соревнований.  По  учебной  работе  необходимо последовательно освоить следующие навыки:

1. Овладеть  терминологией  по волейболу и  применять  ее  на занятиях.

2. Уметь построить группу и подать основные команды на месте и в движении.

3. Уметь составить конспект и провести разминку в группе.

4. Уметь  определить  и  исправить  ошибку  в  выполнении  техники

 упражнений.

5. Провести тренировочное занятие  под наблюдением тренера.

6. Уметь  составить  конспект  занятия  по  волейболу и провести это занятие.

7. Уметь  организовать  и  провести  индивидуальную  работу  с

младшими товарищами по совершенствованию техники.

8. Уметь руководить командой на соревнованиях.

9. Оказать помощь тренеру в проведении занятий в наборе в группу.

10. Уметь самостоятельно составить план тренировки. Вести дневник

самоконтроля. Проводить анализ тренировочных и соревновательных нагрузок.

 Для  получения  звания  судьи  по  спорту  каждый  занимающийся  должен

освоить следующие навыки:

1. Уметь  составить  положение  для  проведения  первенства  колледжа  по  

волейболу.

2. Уметь вести протоколы соревнований.

3. Участвовать  в  судействе  по волейболу в  качестве  ведущего  судьи, секретаря, главного судьи.

4. Судейство  соревнований  в  роли  главного  судьи,  старшего  судьи,

ведущего судьи, главного секретаря.

5.Участие в судействе официальных городских соревнований в роли

судьи, старшего судьи  и в составе секретариата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.

2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП), 1983 (УТТ), 1985 (ГСС).

3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.

4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.

5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.

 6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.

7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.

8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.

9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.

10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.

11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998.

12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.

13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М, 1982.

14. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.

15. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.

16. Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа секции по волейболу

Программа секции по волейболу...

программа секции по волейболу

Данная программа может быть использована для внеурочных занятий как в общеобразовательной школе так и ДЮСШ ...

Программа секции по волейболу

Краткое методическое пособие для секции по волейболу....

Программа секции по волейболу

Программа расчитана на 2 раза в неделю по 2 часа....

Программа секции по волейболу

Спорт является важной составляющей здоровья детей. Секция волейбола направлена на подготовку обучающихся к школьным и районным соревнованиям,  формирование здорового образа жизни, физического...

Рабочая программа секции по волейболу. МБОУ "Родомановская средняя школа"

Данная рабочая программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре....