Программа секции по волейболу
рабочая программа по физкультуре
В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные научные методические разработки по волейболу отечественных и зарубежных специалистов, применяемые в практике подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Программа является основным документом при организации и
проведении занятий по волейболу в Саратовском областном педагогическом колледже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Саратовский областной педагогический колледж»
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГАПОУ СО «СОПК»
____________Д. Д. Каримов
Рабочая образовательная программа
Волейбол
Составитель: Щербакова В.А.
Саратов 2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.................................................................................3
1.2. Основные задачи............................................................................................3
1.3. Режим работы ................................................................................................4
2. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ......................................................................6
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.............................................................................................7
3.1. Спортивно-оздоровительныйэтап..............................................................7
3.2. Этап начальной подготовки.........................................................................8
3.3. Учебно-тренировочный этап…….................................................................8
3.4. Этап спортивного совершенствования......................................................8
4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.................................................................9
5. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ............................................................................10
6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ....................................................................10
7. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА..................................11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................14
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные научные методические разработки по волейболу отечественных и зарубежных специалистов, применяемые в практике подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Программа является основным документом при организации и
проведении занятий по волейболу в Саратовском областном педагогическом колледже.
Данная программа более полно раскрывает как нормативную, так и
учебно-методическую части с учетом не только современных тенденций развития техники и тактики волейбола. В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных этапах подготовки волейболистов в зависимости уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей занимающихся.
1.2. Основные задачи
Секция по волейболу, как составная часть внеурочной деятельности СОПК, призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно
способностям.
Изложенный в программе материал предполагает решение следующих
задач:
– содействие гармоничному физическому и психическому развитию,
разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья занимающихся;
– воспитание смелых, волевых, настойчивых, инициативных,
трудолюбивых и дисциплинированных спортсменов, готовых к трудовой деятельности и защите Родине;
– обучение технике и тактике в волейболе, подготовка
квалифицированных спортсменов;
– подготовка грамотных инструкторов и судей по волейболу.
В соответствии с положениями определены следующие задачи для секции по волейболу:
– подготовка всесторонне развитых спортсменов;
– подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и
судей по спорту;
– улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие,
повышение уровня физической подготовленности, профилактику вредных привычек и правонарушений.
Студент должен знать /понимать:
– роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни,
организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
– основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
– способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь:
– составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей
гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
– выполнять технические действия по волейболу;
– выполнять комплексы упражнений на развитие основных физических качеств,
адаптивной физической культуры с учетом состояния здоровья и физической
подготовленности;
– осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической
подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами
физической нагрузки;
– соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального
телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию
техники движений;
– включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
1.3. Режим работы
Подготовка спортсменов рассчитана на 4 года работы и предусматривает определенные требования к занимающимся волейболом в соответствии с этапом подготовки. Секция по волейболу комплектуется в соответствии с нормативно-правовыми требованиями с учетом спортивной подготовленности занимающихся.
Главным отличием является подготовленность занимающихся,
зачисляемых в группу. При зачислении занимающиеся проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности.
После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные
программой нормативы. Повышение уровня спортивной подготовки по
волейболу в соответствии с определенными этапами предусмотрено нормативными требованиями. Требования по спортивной подготовленности, наполняемости групп и количеству часов тренировочной работы в неделю
представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Этап подготовки | Год обучения | Минимальное число учащихся в группе | Максимальное кол-во учебных часов в неделю | Требования по спортивной подготовке |
Спортивно- оздоровительный | Весь период | 15 | 4 | Прирост показателей ОФП |
Начально- подготовительный | До года | 15 | 4 | Выполнение нормативов ОФП |
Свыше года | 15-20 | 4 | ||
Учебно- тренировочный | До года | 25 | 4 | Выполнение нормативов ОФП, СФП,ТТП, |
Свыше года | 15-20 | 4 | ||
Спортивного совершенствования | До года | 15 | 6 | Выполнение нормативов СФП,ТТП, |
Свыше года | 15 | 6 |
Режим учебно-тренировочный работы и требования по физической,
технической и спортивной подготовке
Таблица 2
Наименование этапа | Год обучения | Минимальное количество учебных часов в неделю | Продолжительность одного занятия (акад. час.) | Кол-во занятий в неделю |
Спортивно- оздоровительный | Весь период | 2-4 | 1,5 | 1-2 |
Начально- подготовительный | 1 | 2-4 | 1,5 | 2 |
Учебно- тренировочный | 2-3 | 4 | 2 | 2-3 |
Спортивного совершенствования | 4 | 4-6 | 2 | 3 |
2. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ
ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ
На этап спортивно-оздоровительный зачисляются студенты, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом
этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники в волейболе.
На этап начальной подготовки зачисляются студенты, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра . На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Учебно-тренировочный этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых студентов, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно- переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.
Нормативы по технико-тактической подготовке
Спортивно-оздоровительный этап
Тестирование подготовленности
Для общей физической подготовке:
1. Бег 30м.
2. Прыжок в длину с места.
3.Прыжок в высоту с места толчком двух ног.
4. Метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками – сидя., - стоя.
Для технической подготовке:
5. Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4
6. Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены (чередование)
7. Подача прямая в пределы площадки
8. Прием подачи и первая передача в зону 3
9. Нападающий удар по мячу через сетку с набрасывания тренера
10. Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий)
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
На протяжении периода обучения в СОПК волейболисты проходят несколько этапов, на каждом из них предусматривается решение определенных задач.
Общая направленность многолетней подготовки спортсменов от
этапа к этапу следующая:
– постепенный переход от обучениятехнических и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
– постепенное, планомерное увеличение объема тренировочных нагрузок;
– повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование
восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья волейболистов.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.
3.1. Спортивно-оздоровительный этап
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного
процесса:
1. Привлечь студентов к систематическим занятиям по волейболу.
2. Утверждение здорового образа жизни.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей,
укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Овладение базовыми видами по волейболу.
3.2. Этап начальной подготовки
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного
процесса:
1. Отбор способных к занятиям по волейболу студентов.
2. Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям
волейболом.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей,
укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей (быстроты, ловкости, силы, выносливости) для успешного овладения техникой и тактикой по волейболу.
5. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами по волейболу.
3.3. Учебно-тренировочный этап
(до 2-х лет обучения – этап начальной спортивной специализации)
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного
процесса:
1. Повышение общей физической подготовленности (особенно ловкости, скоростно-силовых способностей, выносливости).
2. Совершенствование специальной физической подготовленности.
3. Овладение всеми основами техническими приемами на уровне
умений и навыков.
4. Овладение техническими и тактическими действиями.
5. Выявление задатков и способностей детей.
6. Начальная специализация. Развитие физических качеств.
7. Воспитание навыков соревновательной деятельности по волейболу.
3.4. Этап спортивного совершенствования
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного
процесса:
1. Развитие и дальнейшее совершенствование специальных физических качеств для волейболистов.
2. Дальнейшее совершенствование техники по волеболу, повышение ее
вариативности, точности, стабильности и устойчивости к сбивающим
факторам.
3. Освоение повышенных тренировочных нагрузок.
4. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых
больших успехов
5. Дальнейшее приобретение соревновательного опыта.
Общая физическая и техническая подготовка имеют тенденцию к
уменьшению в общем соотношении нагрузки. Процент специальной
физической, тактической и соревновательной нагрузки постоянно возрастает.
4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Управление спортивной подготовкой по волейболу
предусматривает постоянное внесение корректив в выполнение тренировочных планов. Эффективность управления находится в прямой зависимости от систематичности, своевременности и качества информации, полученной посредством измерения, наблюдений и оценок. С этой целью применяется педагогический контроль, который должен быть комплексным и включать в себя следующие разделы:
– контроль соревновательной деятельности;
– контроль тренировочной деятельности;
– контроль за состоянием спортсменов.
Контроль за соревновательной деятельностью осуществляется непосредственно в процессе соревнований по следующим разделам:
–контроль за отношением занимающихся к соревнованиям;
–контроль за переносимостью игроками соревновательных нагрузок;
–контроль тренировочной деятельности;
–контроль за технико-тактическими и техническими показателями волейболистов.
Контроль тренировочной деятельности осуществляется по следующим
направлениям:
–контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу;
–контроль за применяемыми тренировочными нагрузками (объем,
интенсивность, характер и направленность нагрузок).
Контроль за отношением занимающихся к занятиям осуществляется по
оценке их поведения. Критерием оценки служат данные о посещаемости
занятий, степень проявления занимающимися активности и самостоятельности в выполнении упражнений и требований тренера, трудолюбие и настойчивость в преодолении трудностей, сосредоточенность, внимание и дисциплинированность. Данные о посещаемости занятий и оценку поведения занимающихся на каждом занятии тренер вносит в журнал или дневник.
Контроль состояния спортсмена осуществляется по следующим
разделам:
–состояние здоровья спортсменов;
–функциональное состояние организма и соответствие его этапу
подготовки;
–контроль уровня развития физических качеств;
–степень переносимости больших тренировочных и соревновательных
нагрузок.
Состояние здоровья и функциональные возможности организма оцени-
ваются с помощью медико-биологического контроля, описанного ниже, а также в рамках углубленного медицинского обследования, осуществляемого не менее двух раз в год. Такое обследование проводится врачами и специалистами функциональной деятельности.
5. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
Медико-биологический контроль служит для получения информации о состоянии здоровья, функциональных возможностях и индивидуальных
особенностях каждого легкоатлета. Контроль за состоянием здоровья спортсмена является одним из основных и регулярно проводимых мероприятий.
Для получения объективной оценки уровня физической работоспо-
собности и функционального состояния спортсмена необходимо стандартизировать методику тестирования:
–режим дня, предшествующий тестированию, должен строиться по
одной схеме; в нем исключаются средние и большие нагрузки, но могут
проводиться занятия восстановительного характера;
–разминка перед тестированием должна быть стандартной (по
длительности, подбору упражнений, последовательности их выполнения);
–тестирование, по возможности, должны проводить одни и те же
умеющие это делать люди;
–схема выполнения теста не должна меняться и оставаться постоянной от
тестирования к тестированию;
–интервалы между повторениями одного и того же теста должны
проводиться после полного восстановления после первой попытки;
–спортсмен должен стремиться показать в тесте максимально возможный
результат.
6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Личностное развитие студента – одна из основных задач СОПК.
Высокий профессионализм педагога способствует формированию у каждого занимающегося способности выстраивать свою жизнь в
границах достойной жизни достойного человека. На протяжении многолетней работы в спортивной подготовке тренер (преподаватель) формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), эстетические
чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.
Воспитательные средства:
-личный пример и педагогическое мастерство тренера;
-высокая организация учебно-тренировочного процесса;
-атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
-дружный коллектив;
-система морального стимулирования;
-наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
-просмотр соревнований (видео и телевидение) и их обсуждение;
-регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
-проведение тематических праздников;
-встречи со знаменитыми спортсменами;
-экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;
-тематические диспуты и беседы;
-оформление стендов и газет.
7. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
В течение всего периода обучения тренер (преподаватель) должен готовить себе помощников, привлекая занимающихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практики проводятся на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований. По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки:
1. Овладеть терминологией по волейболу и применять ее на занятиях.
2. Уметь построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
3. Уметь составить конспект и провести разминку в группе.
4. Уметь определить и исправить ошибку в выполнении техники
упражнений.
5. Провести тренировочное занятие под наблюдением тренера.
6. Уметь составить конспект занятия по волейболу и провести это занятие.
7. Уметь организовать и провести индивидуальную работу с
младшими товарищами по совершенствованию техники.
8. Уметь руководить командой на соревнованиях.
9. Оказать помощь тренеру в проведении занятий в наборе в группу.
10. Уметь самостоятельно составить план тренировки. Вести дневник
самоконтроля. Проводить анализ тренировочных и соревновательных нагрузок.
Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся должен
освоить следующие навыки:
1. Уметь составить положение для проведения первенства колледжа по
волейболу.
2. Уметь вести протоколы соревнований.
3. Участвовать в судействе по волейболу в качестве ведущего судьи, секретаря, главного судьи.
4. Судейство соревнований в роли главного судьи, старшего судьи,
ведущего судьи, главного секретаря.
5.Участие в судействе официальных городских соревнований в роли
судьи, старшего судьи и в составе секретариата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.
2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП), 1983 (УТТ), 1985 (ГСС).
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998.
12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М, 1982.
14. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.
15. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.
16. Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа секции по волейболу
Данная программа может быть использована для внеурочных занятий как в общеобразовательной школе так и ДЮСШ ...
Программа секции по волейболу
Программа расчитана на 2 раза в неделю по 2 часа....
Программа секции по волейболу
Спорт является важной составляющей здоровья детей. Секция волейбола направлена на подготовку обучающихся к школьным и районным соревнованиям, формирование здорового образа жизни, физического...

Рабочая программа секции по волейболу. МБОУ "Родомановская средняя школа"
Данная рабочая программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре....