Отчёт по самообразованию
опыты и эксперименты по физкультуре
Отчёт по самообразованию - прикладная направленность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕПОДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Современная система физического воспитания школьников требует овладения двигательными умениями и навыками. К сожалению, учебные программы по физической культуре в общеобразовательной школе продолжают оставаться малоэффективными (А.Л. Димова, 2000; А.Н. Борисов,2000) Современные данные свидетельствуют о снижении двигательной активности детей среднего школьного возраста. Главными причинами такого положения исследователи называют отсутствие мотивационной сферы в образовательных учреждениях, формирования здорового образа жизни школьника, ценностного отношения к занятиям физической культурой и недостаточную разработанность методических подходов к поведению занятий на уроках (В.А. Зобков, 1991; И.В. v
Дети приходят в начальные классы уже с патологией, высок уровень детей занимающихся в специальных медицинских группах. Особое внимание занимают подростки. Отмечается пристрастие к табакокурению, алкоголю, наркотикам. Значительно снижена физическая подготовленность, работоспособность. Причем, отрицательный эффект сказывается, прежде всего, на физической подготовленности детей школьного возраста, снижении адаптации к физическим нагрузкам, иммунной системы. Это ведет к различным заболеваниям. По данным литературных источников у школьников увеличился риск общих респираторных заболеваний, искривления позвоночника, опорно — двигательного аппарата, низкий уровень подготовки юношей призывного возраста. В настоящее время, ведущие специалисты поднимают вопрос о необходимости существенной перестройки системы физического воспитания (В.К. Бальсевич, 1995; Л.И. Лубышева, 1996, 1997, 1998; В.И. Столяров, 1998; И.М. Быховская, 1997) и определения основных направлений в физической културе общеобразовательной школы. Немаловажное значение в этом должны сыграть двигательные средства прикладного характера.
Наиболее благоприятный период для развития основных физических качеств средствами прикладных видов спорта, является подростковый возраст, который соответствует возрасту 12-13 лет. Для этого возрастного периода является характерным стремление к творчеству, жажда состязаний. У юношей складываются основные черты личности, формируется характер. Поведение характеризуется сознательной критической установкой, стремлением выработать собственное мнение. Более объективной становится самооценка, мотивация поступков приобретает выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей детей этого возраста стабилизируется, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности.
Физкультурно-спортивная активность может играть важную воспитательную роль, оказывая позитивное влияние на личность, формировать у ребенка новые интересы. Она дает возможность поверить в себя, приобрести душевное равновесие, наладить хорошие отношения с другими людьми.
Учитывая низкий уровень физической подготовленности школьников, достаточно низкий уровень состояния здоровья (до 18% детей старшего школьного возраста относятся к специальной медицинской группе), подготовка юных граждан РФ к военной службе также занимает главный вопрос физического воспитания подрастающей молодежи в системе общего образования. Физическое воспитание юношей 12-13 лет должно быть направлено на закрепление мотивационной сферы к систематическим занятиям физической культурой, формированию сознательного отношения к собственному здоровью и физической подготовленности. Поэтому, организация физического воспитания в школе остается весьма актуальным вопросом.
В настоящее время актуален вопрос разработки и совершенствования новых методик программы по физическому воспитанию школьников в общеобразовательной школе, способствующих укреплению здоровья, воспитанию здорового стиля жизни, развитию физических способностей школьников. Поиск новых средств и методов физической подготовки школьников связан с лимитом времени на уроках физической культуры. Эффективным является использование внеурочных форм физического воспитания. Наиболее доступными средствами физического воспитания школьников на уроках являются физические упражнения прикладной направленности, и спортивное ориентирование. Данные средства реализуют проявление оновных двигательных навыков и не требуют специальных дорогостоящих сооружений, что в настоящее время является весьма актуальным.
Положения выносимые на защиту:
- применение физических упражнений прикладной направленности на основе метода «круговой тренировки» способствует эффективному развитию физических качеств и двигательных навыков школьников 12-13 лет;
- использование средств спортивного ориентирования и физических упражнений прикладной направленности в системе физического воспитания в общеобразовательной школе способствует сопряженному развитию физических качеств и двигательных навыков школьников;
- физические упражнения прикладной направленности способствуют формированию навыков спортивного ориентирования.
1 .Выполненные исследования позволили констатировать, что оценка физической подготовленности школьников 7-8 классов находится на среднем уровне. Процент испытуемых, выполнивших норматив со средней оценкой, равнялся 40%, с оценкой ниже средней-22 %, с оценкой выше средней-20%, с высокой оценкой-8 %, низкой-10%.
2. Наиболее эффективным средством развития основных физических качеств и двигательных навыков учащихся 7-8 классов являются физические упражнения прикладной направленности - метание мяча в цель, челночный бег, лазания по канату, бег по бревну, бег по пересеченной местности, подтягивание на перекладине, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места, лыжная гонка, легкоатлетические упражнения, позволяющие реализовать принцип возрастной адекватности, соразмерного развития физических качеств школьников.
3. Эффективным методом разностороннего развития физических качеств школьников является метод «круговой тренировки», позволяющий переключение с одного вида физической деятельности на другой. Применение метода «круговой тренировки» позволяет повышать моторную плотность урока, способствует более полному использованию потенциальных возможностей подростков и позволяет дозировать физическую нагрузку в соответствии с возрастными особенностями физического развития организма школьников.
4. Спортивное ориентирование является наиболее эффективным средством сопряженного развития основных физических качеств и двигательных навыков учащихся 7-8 классов. Спортивное ориентирование характеризуется проявлением разносторонней физической деятельности, направлено на воспитание общей выносливости и координационных способностей.
5. Доступными средствами спортивного ориентирования являются специальные подготовительные и общеразвивающие упражнения циклического характера, направленные на освоение техники бега. Вспомогательными средствами, способствующими овладению навыками спортивного ориентирования, являются гимнастические упражнения, спортивные и подвижные игры, физические упражнения прикладной направленности.
6. Основные режимы тренировочных нагрузок, применяемые в занятиях по спортивному ориентированию для учащихся 12-13 лет, включают легкоатлетические упражнения, выполняемые переменным методом с интенсивностью нагрузки 50-75% от максимальной, при ЧСС 120-150 уд/мин; и 75-90%, при ЧСС 155-170 уд/мин. Время работы свыше 30 мин.
Интервальный метод включает прохождение коротких отрезков в режиме 70-90% от максимальной при ЧСС 170-180 уд/мин. Интервалы отдыха фиксированы, со снижением пульса до 120 уд/мин.
7. Выполненные исследования показали, что двух занятий физической культурой в неделю по 45 минут, рекомендованных государственной программой для общеобразовательных школ^является недостаточным. Прирост физических показателей, отражающих сопряженное развитие основных физических качеств и двигательных навыков учащихся 12-13 лет наблюдался при введении дополнительных занятий с объемом двигательной активности 1час 30 мин, что в целом составляет 3занягщ в неделю.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для повышения показателей физической подготовленности и всестороннего развития детей и подростков рекомендуется развивать и совершенствовать комплекс базовых двигательных координаций (ловкость, точность, равновесие, гибкость, подвижность, прыгучесть, меткость, ритмичность, пластичность), с учетом их разновидностей и проявлений. Наиболее целесообразно в курс по физической культуре школьников 7-8 классов общеобразовательных школ вводить прикладную физическую подготовку как основу формирования навыков спортивного ориентирования.
Для оценки степени сформированности базовых двигательных координаций рекомендуется использовать систему информативных тестов соответствующих их разновидностям, что позволит более целенаправленно использовать физические упражнения и их разнообразные варианты для решения конкретно поставленной задачи.
Учет основных разновидностей и проявлений базовых двигательных координаций определяет выбор соответствующих средств и методов, условий организации занятий, их длительность и интенсивность, а также возраст, подготовленность занимающихся, вид двигательной деятельности.
Повышение уровня двигательных координаций сопровождается изменением некоторых психо-функциональных показателей. Поэтому рекомендуется использовать не только комплекс количественных и качественных критериев оценки ловкости, точности, прыгучести, пластичности и других двигательных координаций, но и некоторые инструментальные методики для контроля за психо-функциональными показателями, а также точностными характеристиками двигательно-координационных реакций.
При формировании базовых двигательных координаций рекомендуется учитывать их взаимосвязь и взаимовлияние, что в значительной мере определяет последовательность их развития, выбор средств и методов, объем и интенсивность нагрузки в зависимости от разновидностей и проявлений.
Эффективность учебно-воспитательного и тренировочного процесса, направленного на формирование ведущих двигательных координаций, значительно повышается за счет использования средств срочной информации. Наличие обратной связи обеспечивается выбором количественных и качественных критериев оценки и является необходимым условием более объективного контроля и самоконтроля. С их помощью рекомендуется не реже одного раза в месяц определять уровень прироста показателей ловкости, точности, подвижности, равновесия и др. Изменение показателей гибкости («выворотность» голеностопных и тазобедренных суставов) следует оценивать не реже одного раза в неделю, меткости - на каждом занятии.
При определении последовательности формирования двигательных координаций рекомендуется учитывать требования, предъявляемые к взаимодействию двигательных и вегетативных функций. Меткость, точность, равновесие более целесообразно совершенствовать в первой половине занятий, до появления признаков утомления. Гибкость возрастает при большем расслаблении мышц, чему способствует в значительной мере начальная стадия утомления; поэтому более целесообразно ее развивать во второй половине занятий. Проявления ловкости, подвижности, точности лучше формируются в период повышенной работоспособности. Эти двигательные координации рекомендуется совершенствовать в разных частях занятий, с учетом возраста, подготовленности занимающихся, а также задач учебно-воспитательного процесса.
При развитии и совершенствовании базовых двигательных координаций рекомендуется на конкретном занятии выделять основные и фоновые (сопутствующие), с учетом целей и задач учебно-тренировочного процесса. В системе учебных или тренировочных занятий эти двигательные координации могут чередоваться по степени значимости для конкретного вида двигательной деятельности.
На каждом занятии рекомендуется уделять необходимое внимание формированию ритмичности, что позволяет более экономично распределять мышечные усилия, резервные возможности организма. Целесообразно формировать у занимающихся навыки определения ритма каждого двигательного действия, что способствует установлению рационального темпа движений и поддержания необходимой работоспособности.
Пластичность, как она из двигательных координаций, характеризует движения, близкие к совершенству. Недостаточное внимание к ее формированию связано с большим приложением усилий для достижения того же результата. О низком уровне пластичности движений свидетельствует отсутствие слитности, резкие переходы от напряжения к расслаблению и, наоборот, а также нарушение ритма двигательного действия.
Пластичность в значительной мере отражает уровень развития многих двигательных координаций: ловкости, подвижности, точности, гибкости и др., в связи с чем возникает необходимость формирования целостного подхода к содержанию учебно-тренировочных занятий, обеспечивающих комплексное развитие базовых двигательных координаций. Это позволит обеспечить разносторонний подход к развитию и совершенствованию растущего организма, а также постепенное увеличение физической нагрузки, направленной на повышение уровня физической подготовленности.
Метод круговой тренировки включает в себя комплексное содержание самостоятельных двигательных задач. Он основан на применении ряда отдельных видов двигательных действий. При этом возникает задача методически упорядочить их влияние на занимающихся, соответственно организовав в составе целостную комплексную деятельность. Здесь могут использоваться подходы, характерные для методов строго регламентированных упражнений.
Основу «круговой тренировки» составляет серийное (слитное, или с интервалами) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных в комплекс в соответствии с определенной упорядоченной схемой.
Упражнения выполняются в порядке последовательного прохождения 8-10 «станций». Каждая «станция» оснащена специальным оборудованием применительно для конкретного упражнения.
Станции располагаются в спортивном зале, или на спортивной площадке таким образом, чтобы через них образовался замкнутый контур. На каждой «станции» повторяется один вид действия или упражнения. Комплекс упражнений должен иметь относительную направленность, воздействуя на определенную группу мышц, с применением 1-2 упражнений общего воздействия в качестве восстановительного средства.
Число повторений на каждой «станции» устанавливается индивидуально, в зависимости от показателей максимального теста (МТ), т.е. максимума повторений. В качестве тренировочной нормы, т.е. интенсивности необходимо использовать 1/2, 1/3 или 2/3 от максимального повторения заданного упражнения.
Весь «круг» проходят в отдельном занятии от 1 до 3 раз слитно, или интервально, дозируя общее время выполнения задания, интервалы отдыха и число повторений.
Поскольку, упражнения прикладного характера являются наиболее удобным средством физического воспитания занимающихся, они характеризуются кратковременным проявлением физических способностей.
Учитывая, что для разносторонней физической подготовки мы использовали упражнения прикладного характера, включающие - челночный бег, лазание по канату, бег по бревну, бег по пересеченной местности, подтягивание на перекладине, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места, лыжные гонки, ориентирование, плавание, мы их разделили по направленности развития физических качеств.
В круговую тренировку в условиях спортивного зала входят: 1. сгибание-разгибание рук в упоре лежа (силовая тренировка), 2. бег по бревну (координация), 3. прыжок в длину с места (скоростно-силовые качества), 4. упражнения в парах на гибкость, 5. подтягивание на перекладине (силовая тренировка), 6. лазание по канату (сила и координация), 7. упражнения для мышц живота в висе на гимнастической лестнице (сила мышц живота), 8.выпрыгивания вверх (сила нижних конечностей). Круговая тренировка может быть построена от 4 до 8 «станций», которые решают определенные задачи, поставленные перед уроком, задачи разностороннего воспитания силовых качеств, координации движений, гибкости.
За один урок 45' школьники успевают выполнить «круговую тренировку» до трех раз.
Такой метод распределения физических упражнений в зале решал воспитательную задачу тренировки: воспитание силы, гибкости и координации.
В условиях спортивной площадки на улице круговая тренировка строилось по «методу круговой тренировки». Здесь решалась задача воспитания скоростных качеств, координации и выносливости.
• бег по бревну
• прыжок в длину с места
• лазание по канату
• подтягивание на перекладине 8-12 раз
• упражнения в парах на гибкость
• упражнения для мышц живота 15-20 раз, 10 мин.
• выпрыгивания вверх, 10-15 раз.
• сгибание-разгибание p.p. в упоре лежа 15-20рла.
Рис. Ч. Методика круговой тренировки в условиях спортивного зала
Здесь применялись следующие физические упражнения прикладного характера: бег 100 м (скорость), попадание мяча в цель (координация), челночный бег 30*3 (скорость и координация), бег на выносливость-2 км.
Рис.£". Методика круговой тренировки в условиях спортивного стадиона
За урок 45' учащиеся могут выполнить круговую тренировку 1 раз. В дополнительные занятия дети выполняли спортивное ориентирование на местности, плавание. В условиях зимнего времени применяются циклические упражнения на лыжах.
В конце учебного года проводятся финальные соревнования «Сильные, смелые, ловкие» между классами в два дня.
1 день - В программ е финальных соревнований проводится спортивное ориентирование по пересеченной местности;
1 бег 100 м
3 челночный бег 30*3
2 попадание мяча в цель
2 день - соревнований включает в себя: 1. попадание мяча в цель; 2. челночный бег 30*3; 3. подъем на перекладине; 4. бег по бревну; 5.лазание по канату; 6. сгибание- разгибание рук в упоре лежа.
Методика выполнения тестовых упражнений.
ТЕСТ " БЕГ на 500 и 1000 метров" (для определения общей и скоростной выносливости: аэробно-анаэробный режим) проводится на стадионе или ровной грунтовой дорожке после предварительной разминки. Рекомендуется присутствие медперсонала. Обязательно наличие медицинской аптечки. Время засекают с точностью до 0,1 сек. В целях обеспечения медицинской безопасности тестированию обязательно должны предшествовать подготовительные упражнения, позволяющие выполнить необходимый объём нагрузки и осуществить тренировку организма.
Подготовительные упражнения:
4,Пробегание укороченных отрезков (200-400 м) с интенсивностью 50% от максимума и при ЧСС 120-140 уд/мин;
2.Пробегание всей дистанции по отрезкам в интервальном режиме (5 раз по 200 м с 5-минутными интервалами отдыха и ЧСС 120-140 уд/мин);
3. Пробегание всей дистанции по отрезкам в интервальном режиме (5 раз по 200 м с уменьшающимися интервалами отдыха и постепенным увеличением интенсивности с ЧСС от 120-140 уд/миадо 150-170 уд/мин);
4. Контрольные прикидки с учётом времени пробегания всей дистанции с постепенно возрастающей интенсивностью: от 50% до 75% от максимума и
ЧСС от 120-140 уд/мин. Разрешается в процессе бега в случае утомления переходить на ходьбу.
Тест «Подтягивание на перекладине» (для оценки силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса). В висе на перекладине, руки прямые, выполнить максимально возможное число подтягиваний. Подтягивание считается выполненным правильно, когда руки сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются полностью, ноги не сгибаются в коленных суставах, движения без рывков и махов. Неправильно выполненныеподтягивания не засчитываются.
Подготовительные упражнения:
1) Подтягивания на низкой перекладине в висе лёжа, либо на предварительно согнутых руках на высокой перекладине, стоя на стуле, сериями по 5-8 раз.
2) Подтягивания с помощью партнёра: сериями по 5-8 раз.
3) Контрольные прикидки.
Тест «Подъем туловища» за 30 и 60 сек, (для измерения силовой выносливости мышц сгибателей туловища). Из И.П. лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90 градусов, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, партнёр прижимает ступни к полу. По команде "Марш!" выполнить, рационально распределяя усилия, за 30 или 60 сек. (с 11 лет) максимально возможное число подъёмов туловища, сгибаясь до касания локтями бёдер и возвращаясь обратным движением в И.П., разводя локти в стороны до касания пола лопатками, локтями и затылком. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Для безопасности под голову кладут невысокую (не выше 10 см) подушечку или свёрнутую в валик мягкую ткань.
Неправильное выполнение: отсутствие полного касания пола 3-мя частями тела: лопатками, затылком и локтями.
Участник, опуская тело в И.П., должен касаться пола последовательно: сначала лопатками, затем затылком, потом локтями. Однако, в заключительной фазе, тело участника должно прийти в И.П., т.е. касаться пола одновременно 3-мя частями тела: лопатками, затылком и локтями.
Подготовительные упражнения: J. Выполнение упражнения с движением руками: отводя руки назад и маховым движением посылая их вперёд, подняться в сед. аЛодъёмы в сед с полувозвышенности, сериями по 10-14 раз. З.Контрольные прикидки за 20,40, а затем за 60 сек.
Тест « Прыжок в длину с места» (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей).
Из исходного положения стоя стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, сгибает руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и махом рук вперед и толчком двух ног; выполняет прыжок. Тест необходимо проводить на мате (толстом ковре) или мягком грунтовом покрытии (можно использовать песочную яму).Участнику дается три попытки. В зачет идет лучший результат.
Подготовительные упражнения: {Тройные и более прыжки с места с ноги на ногу.2. Многоскоки толчком двух ног. 3. Прыжки в глубину. 4. Контрольные прикидки.