ПК 3.3
учебно-методический материал по физкультуре
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курсовое исследование | 78.96 КБ |
Положение "Мама, папа, я - спортивная семья" | 28 КБ |
План физкультурно-оздоровительной работы | 17.62 КБ |
Гимнастика до учебных занятий | 41.5 КБ |
Комплекс ОРУ | 14.55 КБ |
ОРУ с предметами | 15 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Актуальность проблемы исследования: Общероссийское движение «Готов к труду и обороне» (ГТО) – программа физкультурной и патриотической подготовки, существовавшая в нашей стране с 1931 по 1991 год и охватывающая население в возрасте от 10 до 60 лет. С ликвидацией Советского Союза комплекс ГТО прекратил свое существование. С 2014 года комплекс ГТО возрождается, преобразившись в новой форме и новых условиях. Массовая сдача молодежью норм ГТО должно обеспечить укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие молодого поколения, защитников своей Родины и оказывать благоприятное влияние на развитие спорта [15].
Формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни – главная задача на сегодняшний день. Добровольность и доступность предполагают осознанное отношение каждого гражданина к участию в мероприятиях комплекса ГТО.
В наше время, большая часть людей, как правило, ведет малоподвижный образ жизни. Это приводит в результате к снижению функциональных возможностей, различным заболеваниям: опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и так далее. Решение проблем со здоровьем, лежит в профилактике заболеваний путем занятия физической культурой. Эту проблему государство решает и вводит комплекс ГТО для всех групп населения. Это будет способствовать оздоровлению и привитию потребности к занятиям физической культуры и спортом. Развитие физической культуры и спорта служит важнейшим инструментом реализации стратегий социального развития страны, так как они способствуют формированию здорового гармонично развитого общества, повышению качества жизни, увеличению продолжительности жизни и снижению смертности населения страны. В настоящее время значительно возросла роль физической культуры и спорта в жизни современного общества, и студенчества. В наши дни программа ГТО снова актуальна из-за прогрессирующего снижение уровня здоровья нашей молодежи.
Среди обучающихся России лишь 16% являются относительно здоровыми, более 70% обучающихся не занимаются спортом регулярно, только 14% юношей признаются здоровыми и полностью годными к службе в армии [16].
В самой природе человека заложено стремление к духовному, интеллектуальному и физическому совершенствованию. Физическое же совершенствование, в значительной степени, лежащее в основе здоровья, красоты и гармонии тела, должно быть, безусловно, максимально разносторонним.
Достаточно полное и гармоничное развитие необходимых в жизни основных физических качеств – выносливости, силы, быстроты, ловкости, координации движений и гибкости – обеспечивает освоение научно обоснованных нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Овладение им нужно, прежде всего, самим людям, гражданам России. Ведь комплекс ГТО предоставляет широкие возможности для разностороннего физического совершенствования человека, которое, в свою очередь, обеспечивает высокий уровень физического здоровья, причем становится в наши дни все более престижным.
На основании актуальности данной проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Методика подготовки обучающихся к сдаче норм ГТО на уроке физической культуры».
Цель исследования: изучить и проанализировать теоретическую и методическую основы комплекса ГТО.
Задачи:
- изучить научно-методическую литературу по теме комплекс ГТО;
- рассмотрим основные нормативы комплекса ГТО;
- проанализировать методики развития выносливости;
- подобрать упражнения, направленные на подготовку обучающихся к сдаче норм ГТО;
- обобщить результаты теоретического исследования.
Методы исследования:
- анализ;
- синтез;
- систематизация;
- обобщение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КОМПЛЕКСА ГТО
1.1. Возникновение понятия ГТО
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации.
Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Ведущую роль в разработке новых форм и методов физического воспитания сыграл комсомол. Именно он выступил инициатором создания Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне».
24 мая 1930 года газета «Комсомольская правда» напечатала обращение, в котором предлагалось установить всесоюзные испытания на право получения значка «Готов к труду и обороне». Речь шла о необходимости введения единого критерия для оценки физической подготовленности молодежи. Предлагалось установить специальные нормы и требования, а тех, кто их выполнял — награждать значком. Новая инициатива комсомола получила признание в широких кругах общественности, и по поручению Всесоюзного совета физической культуры при, ЦИК СССР был разработан проект комплекса ГТО, который 11 марта 1931 года после общественного обсуждения был утвержден и стал нормативной основой системы физического воспитания для всей страны. В этом же году комплекс ГТО был сформирован и введен официально. Спустя два года появился ГТО-2, который первыми сдали слушатели Военной академии имени Фрунзе [7, 53].
1.2. Развитие комплекса ГТО
Начиная с 1931 года, активисты ведут широкую пропагандистскую деятельность, проводят занятия по противовоздушной и противохимической обороне на заводах и фабриках, в государственных учреждениях и учебных заведениях. К обязательным занятиям привлекаются все обучающиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, личный состав Вооружённых Сил СССР, милиции и некоторых других организаций.
Помимо обязательных занятий граждане проявляют самостоятельную инициативу заниматься физкультурой и спортом в свободное от работы и учёбы время посещают учебно-тренировочные занятия и участвуют в спортивных соревнованиях.
К испытаниям на получение значка «Готов к труду и обороне» первоначально допускались мужчины не моложе 18 лет и женщины не моложе 17 лет. Особым условием было удовлетворительное состояние здоровья. Определял его врач, который устанавливал, что выполнение норм по данному комплексу не принесет ущерба здоровью человека. К соревнованиям допускались физкультурники, организованные в коллективы, и физкультурники-одиночки. Для проведения практических испытаний они распределялись на отдельные группы по полу и возрасту [8, 35].
Теоретические испытания проводились по военным знаниям и знаниям истории физкультурных достижений, основ физкультурного самоконтроля, оказанию первой медицинской помощи. Испытания проводились на всех уровнях — в городах, селах и деревнях, на предприятиях и в организациях. Результаты заносились в билет физкультурника.
Высокая идейная и политическая направленность комплекса ГТО, общедоступность физических упражнений, включенных в его нормативы, их очевидная польза для укрепления здоровья и развития навыков и умений, необходимых в повседневной жизни, сделали комплекс ГТО популярным среди населения и особенно среди молодежи. Нормы ГТО выполнялись в школах, колхозных бригадах, рабочими фабрик, заводов, железных дорог и т.д. Уже в 1931 году значки ГТО получили 24 тысячи советских граждан [15].
Те, кто успешно выполнял испытания и был награжден значком ГТО, имели льготу на поступление в специальное учебное заведение по физкультуре и преимущественное право на участие в спортивных соревнованиях и физкультурных праздниках республиканского, всесоюзного и международного масштаба.
Масштабные соревнования на звание Чемпионов комплекса ГТО по отдельным его видам по популярности не уступали Спартакиадам и центральным футбольным матчам сезона. Носить значок ГТО стало престижным.
Значки ГТО (первые варианты) изготавливались из меди или латуни, и покрывались горячими эмалями (клуазоне), в дальнейшем начался массовый выпуск значков из алюминия с покрытием жидкими (холодными) эмалями. Креплением для значков ГТО служил винт или безопасная булавка.
Проект значка придуман 15-летним обучающимся В. Токтаровым, а окончательный эскиз разработан художником М.С. Ягужинским.
Первым обладателем знака ГТО I ступени стал знаменитый конькобежец Яков Федорович Мельников, первый заслуженный мастер спорта СССР чемпион России 1915 года, чемпион РСФСР 1918, 1919 и 1922 годов; чемпион СССР 1924, 1927-28, 1932-35 годов; чемпион Европы 1927 года по конькобежному спорту.
Со временем появилась необходимость установить повышенные требования к физической подготовке молодежи, которая все в больших масштабах начала успешно выполнять испытания на значок ГТО. В 1932 году Всесоюзным советом физической культуры был утвержден и введен в действие комплекс «Готов к труду и обороне» II ступени [1, 72].
В комплекс ГТО II ступени вошло уже 25 испытаний — 3 теоретических и 22 практических. Для женщин общее количество испытаний составляло 21. В обновленном комплексе II шире представлены спортивные испытания.
Выполнение испытаний Комплекса ГТО II ступени было задачей более сложной и возможным оказалось лишь при систематических тренировках. В 1932 году значки ГТО получили 465 тысяч, а в 1933 году — 835 тысяч физкультурников.
Первыми в стране и в Вооруженных Силах, выполнившими все 25 норм и требований ГТО 2-й ступени, стали десять командиров — слушателей Краснознаменной ордена Ленина военной академии имени М.В. Фрунзе, А. Маслову, B.Н. Поручаеву и другим.
Через несколько лет после введения, комплекс ГТО обрел такую популярность, что уже в 1934 году в стране насчитывалось около 5 миллионов физкультурников, половина из которых гордо носила на груди значок ГТО.
Значок ГТО приобрел настолько высокую значимость, что на Московском физкультурном параде 1934 года он стал «пропуском» в колонну для участия.
Идеи и принципы ГТО получили свое дальнейшее развитие в Единой спортивной классификации (ЕВСК), созданной в 1935 — 1937 гг.
Это повлекло за собой введение разрядных норм, спортивных званий. Классификация дала возможность установить единые принципы определения спортивной подготовки на всей территории СССР. Физкультурный комплекс ГТО был органически связан с Единой Всесоюзной спортивной классификацией, определяющей последовательность роста мастерства, уровень подготовленности спортсменов и развития их достижений от массовых спортивных разрядов до высших классификационных категорий. Спортивные разряды и звания присваивались при условии выполнения спортсменами норм и требований физкультурного комплекса ГТО по 10 видам спорта [4, 18].
Притягательная сила комплекса ГТО открыла дорогу в спорт миллионам советских девушек и юношей. С выполнения нормативов комплекса ГТО начали свой путь знаменитые советские спортсмены, победители крупнейших международных соревнований. С 1938 года начали проводиться Всесоюзные соревнования по различным программам многоборья ГТО: первенства СССР и ВЦСПС (1938 — 1939, 1949 — 1951), чемпионаты СССР и первенства ВЦСПС (1974 — 1982), чемпионаты СССР (1989 — 1991).
Продолжением и развитием комплекса ГТО является полиатлон. Как вид спорта создан в 1992 году на основе существовавших в СССР программ «Многоборий ГТО» и детских многоборий «Старты Надежд». Полиатлон закладывает основы физической подготовки для любого вида спорта и доступен для всех возрастов, начиная с 8 лет. В него включены упражнения из разных видов спорта: легкой атлетики, плавания, гимнастики, пулевой стрельбы, лыжного спорта и других видов. Развитие качеств - выносливость, скорость, силовые качества, а также навыки стрельбы делают полиатлон видом спорта, готовящим молодых людей стать защитниками отечества.
Развитие полиатлона связано с именем Геннадия Галактионова, пришедший в ГТО, в 1987 году Галактионов имел большой опыт тренерской, и организационной работы. В 1989 году многоборцы избрали Геннадия Николаевича президентом "Всесоюзной Ассоциации многоборья ГТО". В 1992 году — после распада СССР — состоялся первый чемпионат СНГ по зимнему многоборью ГТО. С активным участием Галактионова в суверенных государствах, возникших на территории СССР, многоборья ГТО были сохранены под эгидой "Международной Ассоциации Полиатлона", президентом которой он был избран 29 февраля 1992 года. В этом же году зимнее многоборье ГТО переименовано и проведён первый чемпионат Мира по-зимнему полиатлону. Первый Чемпионат мира по-летнему полиатлону состоялся в октябре 1993 года в Чернигове (Украина), в соревнованиях участвовало 324 спортсмена, представлявших одиннадцати государств. С 1994 года стали проводиться Кубки мира по-летнему, а затем и по-зимнему полиатлону, с 1997 года ежегодно проводится первенство мира среди юношей и девушек по-летнему полиатлону [1].
В настоящее время календари международных и всероссийских соревнований по полиатлону насчитывают до 10 соревнований по-зимнему полиатлону и до 20–25 — по-летнему полиатлону для категорий участников всех возрастов. В России с 1993 года действует спортивная классификация по полиатлону — до присвоения звания мастеров спорта международного класса включительно. Международная ассоциация полиатлона присваивает спортсменам звания международного мастера по полиатлону, а судьям — звания международного судьи по полиатлону. С октября 2004 года штаб- квартира Всероссийской федерации полиатлона находится в Рязани. Современный полиатлон представляет вид спорта, активно развивающийся в 47 субъектах Российской Федерации. Полиатлон входит в программу проведения летних сельских спортивных игр, Спартакиаду допризывной и призывной молодежи, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок» [16].
24 марта Президент РФ Путин сообщил о подписании указа, который возрождает ГТО. По его словам, благодаря обязательной физкультурной подготовке выросло не одно поколение здоровых людей. Предполагается, что возрождение нормы ГТО будут сдаваться в 11 возрастных группах, начиная с 6-8 летнего возраста и заканчивая группой старше 70 лет. Существует вероятность, что нормы ГТО будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения. Современные знаки отличия ГТО будут трех видов – золотой, серебряный и бронзовый. Золотой знак отличия будет получен в случае, если выполнивший нормативы, соответствующие серебряному знаку, имеет спортивные звания и разряды не меньше юношеского второго. Обязательные испытания нового ГТО будут включать нормативы на скорость, выносливость, гибкость, силу. В комплекс, возможно, будет включена оценка знаний об истории физической культуры, гигиене занятий физкультуры, методик самостоятельных занятий. Реализация процесса должна полностью завершиться к 2017 году во всех возрастных категориях [1, 61].
Таким образом, можно сказать, что целью вводимого комплекса является «дальнейшее повышение уровня физического воспитания и мобилизационной готовности советского народа, в первую очередь молодого поколения...». Основное содержание комплекса ГТО было ориентировано на качественную физическую подготовку сотен миллионов людей.
1.3. Нормы и награды ГТО для обучающихся
«Готов к труду и обороне» – это наименование спортивного комплекса, который был создан в 30-е годы прошлого века и сразу пришелся по душе советской молодежи. Настоящий пик популярности общественное движение переживало в 50-е годы, тогда на груди каждого четвертого советского юноши и девушки ярко сверкал знак ГТО. Чтобы добиться этого успеха, нужно было сдать нормы ГТО, которые были достаточно сложными. Сменилась историческая эпоха, осталось в прошлом и общественное спортивное движение. И лишь спустя много лет его вновь вернули к жизни, произошло это в 2013 году, а уже со следующего года система была опробована сразу в нескольких регионах [16].
Ступени ГТО для обучающихся:
1 ступень — для обучающихся 6-8 лет
2 ступень — для обучающихся 9-10 лет
3 ступень — для обучающихся 11-12 лет
4 ступень — для обучающихся 13-15 лет
5 ступень — для обучающихся 16-17 лет
1 ступень (нормативы ГТО для обучающихся 6-8 лет). Уровень физического развития и подготовки обучающихся начального звена (6-8 лет) соответствует 1 ступени нормативов ГТО. Сюда входят мальчики и девочки 1-2 классов. Детям предлагается девять тестовых заданий, из которых шесть обязательных и три – по выбору. На выбор предлагается многовариантные тесты. Обучающиеся должны пройти испытания на быстроту, силу, гибкость и выносливость.
Нормативы силовых упражнений включают в себя:
- отжимание корпуса от пола в положении лежа;
- прыжки в длину;
- наклоны;
- подтягивание на перекладине.
Нормативы на определение уровня быстроты у обучающихся состоят из:
- бега на 30 метров;
- челночного бега (3 забега по 10 метров);
- кросс или бег на лыжах с фиксированным временем забега;
- передвижение.
Теперь, по сравнению с прошлым годом, на выбор предлагается еще 4 упражнения:
- плаванье;
- бег на лыжах;
- прыжки в длину;
- метание мячом.
Степень гибкости определяется выполнением упражнения наклонов вперед, а выносливость – кроссами или смешанным передвижением на 1 км, или ходьбой на лыжах. Выполнение 4, 5 и 6 нормативов обучающихся дает право получения бронзового, серебряного или золотого значков ГТО соответственно.
2 ступень (нормативы ГТО для обучающихся 9-10 лет). Уровень норм ГТО физической подготовки обучающихся 3-4 классов (9-10 лет) соответствует 2 ступени сложности. Здесь детям также предлагается сдать 6 обязательных тестов и любые 3 на выбор из предлагаемого перечня. Все тесты также делятся на категории физических нагрузок, включающих упражнения на силу, быстроту, выносливость и гибкость. Перечень упражнений такой же, как для обучающихся 1 ступени, только времени на выполнение дается немного меньше. Считается, что, получив определенный уровень подготовки в начальной школе, с возрастом обучающиеся должны демонстрировать более высокие результаты.
Силовые упражнения для 2 ступени:
- отжимание корпуса от пола в положении лежа;
- прыжки в длину;
- подтягивание на перекладине.
Упражнение на быстроту:
- бег (на время, 30 метров);
- челночный бег (3 забега по 10 метров);
- кросс или бег на лыжах с фиксированным временем забега.
Степень гибкости определяется выполнением упражнения наклонов вперед, а выносливость – кроссами или смешанным передвижением на 1 км, или ходьбой на лыжах на 2 км. Выполнение 4, 5 и 6 нормативов 2 ступени дает право получения обучающимся соответственно бронзового, серебряного или золотого значков ГТО.
3 ступень (нормативы ГТО для обучающихся 11-12 лет). Третья ступень комплекса рассчитана на обучающихся 5-6 классов. Отличием этой ступени от двух предыдущих является то, что здесь внимание начинают уделять не только трудовой, но и оборонной активности обучающихся. Поэтому в список тестов включают метание мяча, стрельба, туристические походы, которые позволяют развивать и наращивать интенсивность двигательного режима, его продолжительность и выносливость.
Из нововведений для обучающихся добавляются и другие нормативы ГТО такие как:
- стрельба;
- туризм;
- метание;
- самозащита;
- подъем торса;
- кросс или бег на выбор.
4 ступень (нормативы ГТО для обучающихся 13-15 лет). Когда у подростков происходит разделение по фазам полового созревания, интенсивность нагрузок включенных в нормативы ГТО также начинают корректироваться.
Тем не менее, если сравнивать нормативы этой ступени с 1, 2 или 3, можно заметить, что упражнения становятся более интенсивными и сложными. Туристические походы, метание мяча и прочие игровые тесты сохраняются на этом этапе. Добавляются нагрузки в силовых упражнениях, тестах на быстроту и выносливость. Подросткам предлагается сдать 6, 7 и 8 нормативов из 11 предложенных, чтобы получить соответственно бронзовый, серебряный или золотой значок.
Для подростков предложено немного больше нормативов ГТО таких как:
- стрельба;
- туризм;
- метание;
- самозащита;
- подъем торса;
- кросс или бег на выбор.
5 ступень (нормативы ГТО для обучающихся 16-17 лет). Комплекс нормативов 5 ступени рассчитан на молодежь 16-17 лет, что соответствует старшему обучающему возрасту. Для тестов этого уровня характерно усиление некоторых видов упражнений (например, метание мяча, заменяется на метание снаряда), повышением их интенсивности. Уровень выносливости обучающихся остается на уровне 4 ступени из-за возможных физиологических изменений в организме подростков, которые связаны с периодом полового созревания.
Сегодня стать участником большого спортивного движения может практически любой желающий. Для этого требуется сдать нормативы ГТО, сделать это можно в разном возрасте: от 6 лет до 70 и старше. Понятно, что у каждой возрастной группы свои тесты, которые ориентированы на особенности организма.
Сдача нормативов ГТО подтверждалась удостоверениями и специальными значками. Чтобы получить такой значок, нужно было выполнить ряд нормативных требований: пробежать на скорость, проплыть, отжаться определенное количество раз, прыгнуть в длину, прыгнуть с вышки в воду, метнуть гранату, выбит из мелкокалиберной винтовки определенное количество очков и т.п. В зависимости от уровня достижений, сдавшие норматив какой-либо ступени, награждались "золотым" или "серебряным" значком "ГТО" в зависимости от результатов. Значок "Отличник ГТО" присуждался сдавшим нормативы на золотой значок IV ступени "Физическое совершенство" и обязательно имевшим один 1-й разряд или два вторых спортивных разряда в любом виде спорта.
Граждане, выполняющие нормативы в течение ряда лет, награждались "Почётным значком ГТО". Коллективы физической культуры предприятий, учреждений, организаций, добившиеся особых успехов по внедрению в трудовые массы (и членов их семей) комплекса ГТО, награждались почетным знаком "За успехи в работе по комплексу ГТО" [15].
Подводя итог, можно сказать, что участие в общественном спортивном движении совершенно добровольное, но с каждым годом ряды его участников растут. Причин этому множество. Например, для многих представителей нового поколения важно сохранить преемственность поколения, стать еще одним членом семейной династии, имеющим золотой знак ГТО. Другие участники желают доказать себе и другим, что они сильные, смелые, ловкие. Третьи мечтают поступить в престижный институт, а золотой знак ГТО дает дополнительные баллы. Какими бы ни были причины участия в большом спортивном проекте, главное, чтобы участник тщательно взвесил свои спортивные возможности. Это позволит ему совершенствовать те умения, которые требуют нормативы [16].
Урок физической культуры – основная форма организации учебного процесса в учреждениях страны. Урок физической культуры также относится к подготовке обучающихся к выполнению норм ГТО. Но прежде чем начать работу по комплексу ГТО с обучающимися необходимо по результатам диспансеризации составить списки обучающихся 1 – 11 классов, которые не допускаются по состоянию здоровья к подготовке и сдаче норм комплекса. Целесообразно иметь отдельные списки по возрастным группам в соответствии со ступенями комплекса [12, 65].
К числу не допущенных относятся обучающиеся, входящие в подготовительную и специальную медицинскую группы. Кроме этого по усмотрению медицинских работников от сдачи норм комплекса могут быть освобождены и те обучающиеся, которые уже после диспансеризации перенесли продолжительные болезни. Списки заверяются врачом и утверждаются директором школы.
Основным документом планирования работы по комплексу ГТО является общешкольный план работы по физическому воспитанию обучающихся на учебный год.
Поэтому перед учителем физической культуры стоит задача подготовить в результате занятий физическими упражнениями максимальное число обучающихся, которые смогли бы выполнить все нормативные показатели требований физической подготовленности комплекса ГТО для награждения бронзовым, серебряным, золотым знаком. Решать данную задачу учителю придётся главным образом путём максимального использования возможностей, которые заложены в уроках физической культуры. Задачи физического развития главным образом решаются в основной части урока (23 – 25 мин.), которые на практике «делятся пополам» с образовательными занятиями. Поэтому по учебному предмету «Физическая культура» разрабатываются четвертные планы, составляются поурочные годовые разработки, тематическое планирование, которые необходимы для целенаправленного развития физических качеств, а тем самым подготовить обучающихся к выполнению норм ГТО [4, 25].
Выводы по I главе
Главная задача на сегодняшний день - формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни.
Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп, установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Цель вводимого комплекса - «дальнейшее повышение уровня физического воспитания и мобилизационной готовности советского народа, в первую очередь молодого поколения...». Основное содержание комплекса ГТО было ориентировано на качественную физическую подготовку сотен миллионов советских людей.
Участие в общественном спортивном движении совершенно добровольное, но с каждым годом ряды его участников растут.
Какими бы ни были причины участия в большом спортивном проекте, главное, чтобы участник тщательно взвесил свои спортивные возможности. Это позволит ему совершенствовать те умения, которые требуют нормативы [16].
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ГТО ПО ЛЫЖАМ
2.1 Физиологические особенности обучающихся 11 – 14 лет
Природной основой координационных способностей являются анатомо-физиологические задатки: уровень развития и соотношения сигнальных систем, природные свойства анализаторов, свойства нервной системы (сила, уравновешенность и подвижность, лабильность), отдельные уровни центральной нервной системы.
В 13 - 14 лет еще часто проявляется недостаточная способность к сохранению равновесия на подвижной опоре.
Возрастной период от 10-14 лет характеризуется достижением максимального развития большинства физических качеств, весьма благоприятный период развития координационных качеств, ловкости.
Сенситивный период развития различных проявлений качества ловкости с 7-10 до 13-15 лет. Именно на протяжении сенситивных периодов применяемые средства и методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего эффекта.
Для характеристики работы сердечно-сосудистой системы чаще всего используются показатели пульса и артериального давления. В возрасте 11 -14 лет частота сердечных сокращений - 80 ударов в минуту в спокойном состоянии. Минутный объем крови (МОК) в подростковом возрасте достигает 2,6 л/мин и более.
В дыхательной системе у детей 11 -14 лет отмечаться временное увеличение чувствительности дыхательного центра, которое устраняется с завершением пубертатных процессов. Жизненная емкость легких у детей 11 -14 лет достигает у мальчиков 1630-1975мл, у девочек 1460-1805 мл.
Уровень физического развития организма и качеств двигательной деятельности зависит от стадии полового созревания. Чем более высокая стадия полового созревания у обучающегося, тем выше его физические возможности и спортивные достижения. В сенситивном периоде отмечается ухудшение двигательных функций и проявление физических качеств.
Подростки в этот период неловки и угловаты. Движения их недостаточно координированы. Большую роль играет мозжечок обучающегося, его основной функцией является регуляция поздно-тонических реакций и координация двигательной деятельности.
В юношеском возрасте в результате созревания опорно-двигательного аппарата и завершения физических качеств достигается высокое совершенство движений. Создается основа формирования наиболее сложных их форм, четкой ориентации во времени и пространстве, с максимальной выраженностью. Различных проявлений силы, ловкости и быстроты.
В возрасте 11-12 лет происходит важнейший этап в биомеханической структуре и функциональной организации локомоций (ходьбы, бега) достигается высокая координационная точность. Уточняются моторные команды к работающим мышцам и совершенствуются межмышечные координации.
Наблюдения показывают, что обучающейся достигает в этом возрасте физической зрелости, нарастает мышечная сила, повышается, работоспособность. Физическое состояние обучающегося придает ему уверенность в выборе профессии, овладении трудовыми навыками и умениями, занятии спортом.
2.2 Подготовка обучающихся на уроках физической культуры к выполнению нормативов ГТО
Нормы для обучающихся Таблица 2.1
СТУПЕНЬ (ВОЗРАСТ) | БЕГ НА ЛЫЖАХ НА ДИСТАНЦИЮ: | МАЛЬЧИКИ | ДЕВОЧКИ | ||||
1 ступень — для 6-8 лет | 1 км (мин., сек.) | 8,45 | 8,3 | 8 | 9,15 | 9 | 8,3 |
2 км (мин., сек.) | Без учета времени | ||||||
2 ступень — для 9-10 лет | 1 км (мин., сек.) | 8,15 | 7,45 | 6,45 | 8,4 | 8,2 | 7,3 |
2 км (мин., сек.) | Без учета времени | ||||||
3 ступень — для 11-12 лет | 2 км (мин., сек.) | 14,1 | 13,5 | 13 | 14,5 | 14,3 | 13,5 |
3 км (мин., сек.) | Без учета времени | ||||||
4 ступень — для 13-15 лет | 3 км (мин., сек.) | 18,45 | 17,45 | 16,3 | 22,3 | 21,3 | 19,3 |
5 км (мин., сек.) | 28 | 27,15 | 26 | ||||
5 ступень — для 16-17 лет | 3 км (мин., сек.) | 19,15 | 18,45 | 17,3 | |||
5 км (мин., сек.) | 25,4 | 25 | 23,4 |
Для бега на лыжах очень важно приобрести удобные штаны. Категорически не стоит это делать в джинсах, которые слишком сковывают движения. Если у вас нет специальных лыжных брюк, наденьте те, в которых вы беспрепятственно можете сделать выпад.
Приобрести самые лучшие и дорогие лыжи – еще ничего не значит. Чтобы хорошо сдать норматив, необходимо освоить одну из техник. Причем, еще при покупке лыж нужно учитывать, что для разных техник нужна разная длина [7].
Что нужно знать:
Работа рук при беге должна быть свободной – почти как при обычной ходьбе. Палки нужно выносить при помощи энергичных отталкивающих движений.
Также для правильного бега нужно научиться дышать особым образом: 2 шага – вдох, 2 шага выдох. Если появляется одышка или неприятные ощущения в сердце, то где-то вами допускается ошибка.
Как проходят испытания:
Испытание в этом виде спорта проводится на дистанциях, которые проложены в местностях со слабопересеченным или среднепересеченным рельефом, преимущественно, на закрытых от ветра территориях.
Сдавать этот норматив ГТО можно только зимой – это единственный норматив, имеющий ограничение на время года. К тому же, это не обязательный тест, он проводится по выбору. (См. табл.2.1)
С 2015/2016 года учебный процесс по физической культуре в школах будет строиться на основе комплекса ГТО. Такой подход должен резко изменит направленность процесса физического воспитания обучающихся, но потребует определённого усилия от всех участников педагогического процесса (и обучающихся, и учителя) по организации подготовки к выполнению нормативов комплексах во всех классах.
Урок физической культуры – основная форма организации учебного процесса в учреждениях страны. Урок физической культуры также относится к подготовке обучающихся к выполнению норм ГТО. Но прежде чем начать работу по комплексу ГТО с обучающихся необходимо по результатам диспансеризации составить списки обучающихся I – XI классов, которые не допускаются по состоянию здоровья к подготовке и сдаче норм комплекса. Целесообразно иметь отдельные списки по возрастным группам в соответствии со ступенями комплекса.
К числу не допущенных относятся обучающиеся, входящие в подготовительную и специальную медицинскую группы. Кроме этого по усмотрению медицинских работников от сдачи норм комплекса могут быть освобождены и те обучающихся, которые уже после диспансеризации перенесли продолжительные болезни. Списки заверяются врачом и утверждаются директором школы.
Учитель физической культуры в своем рабочем журнале должен иметь следующие сведения:
1. Общее количество обучающихся I – XI классов по состоянию на 1 сентября.
2. Количество освобожденных от участия в соревнованиях и сдачи норм комплекса ГТО по классам.
3. Количество обучающихся II, IV, VI, VIII, XI классов, приступающих к сдачи норм комплекса в текущем году.
4. Количество обучающихся из числа допущенных к сдаче норм, не умеющих плавать, то есть, которые не могут проплыть дистанцию, соответствующих данной ступени.
5. Количество обучающихся I, III, V, VII, и IX классов, приступающих к подготовке сдачи норм новой для них ступени или на золотой значок освоенной ими ступени.
6. План работы по физическому воспитанию обучающихся на учебный год, включающий работу по комплексу ГТО.
7. Состав школьной комиссии ГТО и план ее работы на учебный год.
Основным документом планирования работы по комплексу ГТО является общешкольный план работы по физическому воспитанию обучающихся на учебный год.
Поэтому перед учителем физической культуры стоит задача подготовить в результате занятий физическими упражнениями максимальное число обучающихся, которые смогли бы выполнить все нормативные показатели требований физической подготовленности комплекса ГТО для награждения бронзовым, серебряным, золотым знаком. Решать данную задачу учителю придётся главным образом путём максимального использования возможностей, которые заложены в уроках физической культуры. Задачи физического развития главным образом решаются в основной части урока (23 – 25 мин.), которые на практике «делятся пополам» с образовательными занятиями. Поэтому по учебному предмету «Физическая культура» разрабатываются четвертные планы, составляются поурочные годовые разработки, тематическое планирование, которые необходимы для целенаправленного развития физических качеств, а тем самым подготовить обучающихся к выполнению норм.
Приведу пример урока физической культуры, которая направлена исключительно на подготовку обучающихся к выполнению норм и требований ВФСК ГТО.
Данный урок имеет преимущество в том, что его можно использовать с 5 по 11 класс, изменяя лишь силовую нагрузку.
Цель данного урока: подготовка к сдаче нормативов ГТО.
Для функциональной подготовки организма проводится разминка, включающая в себя разновидности бега, прыжков и общеразвивающие упражнения на месте.
На основном этапе урока обучающиеся решают поставленные задачи: выполняют упражнения, совершенствующие координационные способности. Обучающиеся делятся на группы случайным (или по силе физических способностей) образом для реализации работы на 7-х станциях: каждая группа выполняет определённую работу в течение 4-х минут по очереди на каждой станции. Соревновательный метод на каждой станции способствует эмоциональному фону занятий, увеличивает интерес к уроку. Упражнения на каждой станции направлены не только на развитие собственно двигательных качеств, но и на формирование прикладных умений, для этого использовались такие упражнения, как подтягивание, метание в цель, которые могут быть использованы обучающимися в реальной жизни. Освобожденные от физических нагрузок обучающиеся активно принимают участие в уроке, помогая на станциях фиксировать лучшие результаты.
Групповая форма проведения занятий способствует сплочённости обучающихся, повышению их коммуникативных способностей, развитию волевых качеств, самоконтролю, самоорганизации дисциплинированности, сдержанности, взаимовыручке. Существенной проблемой при организации занятий по физической культуре является противоречие: недостаток времени при значительных простоях и потере активного времени. Групповая форма проведения занятий снимает данное противоречие, обеспечивая усвоение и реализацию большего объёма учебной информации за меньший временной отрезок (в сравнении с другими формами).
В заключительной части занятия проводится опрос, направленный на закрепление знаний по физической культуре и спорту, чему способствует не только восстановительный характер, но и эмоциональный фон игры. Возможен опрос по правилам различных соревнований, знаний истории спорта, истории ГТО, знаний полного комплекса ГТО.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществляется преимущественно в устной форме (вопросно-ответная; диалог и монологическое высказывание). У обучающихся также развиваются навыки самоконтроля.
Высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока обеспечивается созданием благоприятного микроклимата и фона за счет разнообразия видов работы и единой её динамичности, хорошего взаимопонимания. Форма проведения урока и эмоциональный настрой позволяют обучающимся на завершающем этапе самостоятельно сделать вывод, а также дать оценку своей деятельности.
Таким образом, задача учителя на уроке физической культуры обратить внимание на все физические качества, а также знания о физической культуре и спорте для того, чтобы подготовить обучающихся для успешного выполнения норм и требований ГТО.
2.3 Методика развития выносливости
Существует несколько видов выносливости: скоростная, силовая, статическая, динамическая, игровая, координационная. Каждая из них может быть объектом целевых установок учителя и обучающихся. Наиболее значимой для практики физического воспитания в общеобразовательных учреждениях является общая и специальная выносливость. Общей называют выносливость, проявляемую во время длительной работы умеренной интенсивности с использованием всего мышечного аппарата человека [6]. Она зависит преимущественно от функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной функциональных систем. Общая выносливость определяется аэробной производительностью человека. Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определённой двигательной деятельности. Она зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов энергии [6].
К основным средствам развития выносливости относятся циклические виды движений (бег, плавание, лыжи, коньки, гребля) или ациклические упражнения, искусственно организованные как циклические (аэробика, ритмика), а также средства комплексного воздействия (подвижные и спортивные игры, полосы препятствий, круговая тренировка). Наиболее доступным и удобным средством развития выносливости в условиях практики общеобразовательных учреждений является бег. Основные методы, которые учитель реализует в процессе физического воспитания, используя бег, — метод непрерывной (длительной) работы, повторный метод, игровой, соревновательный и метод круговой тренировки (вариант длительной работы).
Увеличение показателей выносливости связано, прежде всего, с увеличением максимального потребления кислорода (МПК). Развитие МПК наблюдается, если интенсивность выполняемой работы циклического характера равна примерно 50–60%. Такой интенсивности соответствуют значения пульса, равные 130–140 уд./Мин. Для развития выносливости необходимо руководствоваться следующими положениями:
1) выполнять упражнения до утомления и на фоне утомления;
2) строго координировать дыхание с движением;
3) регулировать нагрузку на организм, руководствуясь главным образом показателями пульса.
Общую выносливость можно развивать с помощью равномерного (непрерывного) или интервального метода. Равномерный метод развития выносливости доступен для всех. Он оказывает благотворное влияние на укрепление здоровья.
Рекомендации для развития общей выносливости с использованием равномерного (непрерывного) бега сводятся к следующему:
1) продолжительность бега должна быть не менее 3–5 мин;
2) скорость бега рекомендуется такая, при которой значения пульса достигают не более 140 уд./Мин;
3) после бега частота пульса через 1 мин должна быть близкой к норме;
4) нагрузку от одного занятия к другому следует увеличивать за счёт увеличения её объёмных показателей.
Рекомендации для развития общей выносливости с использованием интервального бега сводятся к следующему:
1) длина отрезков должна быть 100–150 м, а скорость бега — 75–85% от максимума;
2) частота пульса во время бега должна быть около 160–170 уд./Мин;
3) 3–5 повторений с интервалами для отдыха между повторениями 45–90 с.
Основное различие в методике развития общей выносливости с помощью равномерного и интервального упражнения состоит в том, что в первом случае необходимо один раз преодолеть большую дистанцию с незначительной скоростью, а во втором — несколько раз отдельные отрезки дистанции с относительно высокой скоростью и между повторениями отдыхать непродолжительное время.
В процессе развития общей выносливости используется время непрерывной работы от 4 мин в начале тренирующего воздействия до 15–20 мин в конце тренирующего цикла, который по продолжительности равен одной четверти. Не стоит стремиться повышать темп бега (интенсивность), так как наибольшее значение для развития выносливости обучающихся имеет постепенное увеличение общей продолжительности нагрузки. Результат занятий зависит и от других обстоятельств: места занятий (зал, площадка, на местности), правильного выбора одежды и обуви по сезону и погоде, подбора маршрута бега. Если нет необходимых условий, то можно для тренировок использовать бег на месте, по времени и программе выполнения идентичный времени и программе бега на отрезках.
При развитии выносливости очень важно научиться правильно, дышать (ритмично). Во время продолжительного бега умеренной интенсивности нужно дышать в ритме: 2–3 шага — вдох, 2–3 шага — выдох. При этом акцентируют внимание на выполнении выдоха.
Физические нагрузки могут вызывать в организме значительные изменения, в крайних случаях даже несовместимы с жизнью (то есть приводить к смерти), а могут весьма слабо влиять на протекающие в нем процессы.
Это зависит от интенсивности и длительности физических нагрузок. Чем более интенсивна и длительна нагрузка, чем, соответственно, большие изменения она вызывает в организме.
Длительность нагрузки измеряется в единицах времени (минутах, например). Интенсивность нагрузки измеряется в единицах, оценивающих работу - ваттах, джоулях, калориях и других, сугубо физиологических единицах. Понять, что такое интенсивность работы, удобно на примере: в течение одной минуты можно идти спокойным шагом или бежать. Во втором случае интенсивность нагрузки будет выше, а длительность в обоих случаях одинакова.
Интенсивность нагрузки зависит и от того, какое количество мышечной массы включается в работу. Чем больше это количество, тем интенсивнее работа.
Если нагрузка предельно интенсивна или длительна, то все структуры организма начинают работать на обеспечение такого высокого уровня жизнедеятельности. В этих условиях не остается ни одной системы, ни одного органа, которые были бы индифферентны по отношению к физической нагрузке. Одни системы увеличивают свою деятельность, обеспечивая мышечное сокращение, а другие - затормаживают, освобождая резервы организма.
Даже малоинтенсивная мышечная работа никогда не является работой только одних мышц, это деятельность всего организма.
Физиологические системы, увеличивающие свою деятельность во время мышечной работы и помогающие ее осуществлению, называют системами обеспечения мышечной деятельности.
Физиологические изменения в сердечно-сосудистой системе. К сердечно-сосудистой системе относятся сердце, кровеносные сосуды и лимфатическая система.
Основной функцией сердечно-сосудистой системы является обеспечение тока физиологических жидкостей - крови и лимфы.
Движение крови и лимфы - обязательное условие для жизни высших организмов. Движение крови обеспечивается работой сердца (сокращением сердечной мышцы). Движение лимфы обеспечивается иными механизмами, о которых речь пойдет ниже.
Часто сердечно сосудистую систему называют системой кровообращения.
Из основной функции вытекают другие функции сердечно-сосудистой системы:
Обеспечение клеток питательными веществами и кислородом удаление из клеток продуктов жизнедеятельности, обеспечение переноса гормонов и, соответственно, участие в гормональной регуляции функций организма.
Участие в процессах терморегуляции (за счет расширения или сужения кровеносных сосудов кожи) и обеспечение равномерного распределения температуры тела. Обеспечение перераспределения крови между работающими и неработающими органами. Выработка и передача в кровоток клеток иммунитета и иммунных тел (эту функцию выполняет лимфатическая система - часть сердечно-сосудистой системы). Другие функции, описание которых достаточно сложно, поэтому не приводится.
Деятельность сердечно-сосудистой системы регулируется собственными регуляторными механизмами сердца и сосудов, а также нервной системой и системой желез внутренней секреции.
Выводы по II главе
В первом пункте мы рассмотрели нормы для обучающихся, а также одежду, специально предназначенную для лыжных гонок помимо этого необходимо приобрести лыжи, которые соответствуют индивидуальным данным обучающегося.
Что бы хорошо сдать нормативы, необходимо освоить одну из техник. При подборе лыж нужно учитывать, что для разных техник нужна разная длина. Работа рук при беге должна быть слободой, палки выносить энергичными отталкивающими движениями.
Также для правильного бега нужно научится правильно дышать. Если появляется отдышка или неприятное ощущение в сердце – допускается ошибка.
Урок физической культуры – основная форма организации учебного процесса в учреждениях страны.
Задача учителя на уроке физической культуры обратить внимания на все физические качества, а также знания о физической культуре и спорта чтобы подготовить обучающихся для успешного выполнения норм и требований ГТО.
Во втором подпункте мы рассмотрели методику развития выносливости. Существуют несколько видов выносливости: скоростная, силовая, статическая, динамическая, игровая, координационная. Наиболее значимая является общая и специальная выносливость.
Общая выносливость – выносливость, проявляемую во время двигательной работы умеренной интенсивности с использованием всего мышечного аппарата человека.
Специальная выносливость – выносливости по отношению к определенной двигательной деятельности.
В третьем подпункте мы рассмотрели физиологические особенности обучающихся 11 – 14 лет.
На протяжении сенситивных периодов применяемые средства и методы физическом воспитании достигает наилучшего физического эффекта.
У обучающихся 11 – 14 лет отмечаются временное увеличение чувствительности дыхательного центра, который устраняется завершением пубертатных процессов.
Наблюдение показывают, что обучающийся достигает в этом возрасте физической зрелости, нарастают мышечная сила, повышается работоспособность. Физическое состояние обучающегося придает ему уверенность в выборе профессии, овладение трудовыми навыками и умениями, занятие спортом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, комплекс ГТО играл значительную роль в советские годы. Комплекс ГТО направлен на то, чтобы сформировать моральный и духовный облик советских людей, гармонично и всесторонне развить их физические и нравственные качества, укрепить здоровье и повысить творческую и трудовую активность. Опираясь на пример высокого физического уровня воспитания советских граждан, в России принято решение о возрождении системы ГТО, благодаря которому выросло не одно поколение активных, здоровых людей.
24 марта президент России Владимир Путин подписал указ о введении в действие с 1 сентября 2014 года физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне". А также поручил правительству разработать и утвердить план мероприятий по его внедрению. В рамках обновленного ГТО предусматривается сдача спортивных нормативов в 11 возрастных группах [7].
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что на первый взгляд нормы ГТО для обучающихся 2017 года по сравнению с 2016 годом практически не изменились. А это значит, что обучающимся предоставляется возможность нарастить скорость, силу и выносливость, и подготовиться к более ужесточенным нормативам будущего года. И это, действительно, здорово! В советские времена вряд ли можно было застать обучающихся дома после занятий в школе.
Поколение обучающихся в СССР чаще всего находились во двор, где играли в футбол, волейбол, бегали, прыгали на скакалках.
Сейчас же современные дети с дошкольного возраста сидят дома, уткнувшись в телевизор, монитор компьютера или планшет. Уровень их двигательной активности настолько низок, что ребенку сложно пробежать 100 метров, чтобы не запыхаться. Спортивные секции посещают единицы и то с большой неохотой, только лишь потому, что родители заставляют.
Внедрение в школьную программу нормативов ГТО – это не просто очередная реформа в системе образования, но и, прежде всего, забота о подрастающем поколении, о состоянии его здоровья, готовности к трудовой активности и обороне [7].
Прежде чем начать работу по комплексу ГТО с обучающимися, необходимо по результатам диспансеризации составить списки обучающихся, которые не допускаются по состоянию здоровья к подготовке и сдаче норм комплекса. Целесообразно иметь отдельные списки по возрастным группам в соответствии со ступенями комплекса [12, 65].
К числу не допущенных, относятся обучающиеся, входящие в подготовительную и специальную медицинскую группы. По усмотрению медицинских работников от сдачи норм комплекса могут быть освобождены и те обучающиеся, которые уже после диспансеризации перенесли продолжительные болезни. Списки заверяются врачом и утверждаются директором школы.
Учитель физической культуры в своем рабочем журнале должен иметь следующие сведения:
1. Общее количество обучающихся I – XI классов по состоянию на 1 сентября.
2. Количество освобожденных от участия в соревнованиях и сдачи норм комплекса ГТО по классам.
3. Количество обучающихся II, IV, VI, VIII, XI классов, приступающих к сдачи норм комплекса в текущем году.
4. Количество обучающихся из числа допущенных к сдаче норм, не умеющих плавать, то есть, которые не могут проплыть дистанцию, соответствующих данной ступени.
5. Количество обучающихся I, III, V, VII, и IX классов, приступающих к подготовке сдачи норм новой для них ступени или на золотой значок освоенной ими ступени.
6. План работы по физическому воспитанию обучающихся на учебный год, включающий работу по комплексу ГТО.
7. Состав школьной комиссии ГТО и план ее работы на учебный год.
Основным документом планирования работы по комплексу ГТО является общешкольный план работы по физическому воспитанию обучающихся на учебный год.
Поэтому перед учителем физической культуры стоит задача подготовить в результате занятий физическими упражнениями максимальное число обучающихся, которые смогли бы выполнить все нормативные показатели требований физической подготовленности комплекса ГТО для награждения бронзовым, серебряным, золотым знаком.
В выпускной квалификационной работе мы планируем применить рассмотренные упражнения на обучающихся и сравнить полученные результаты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Монография, учебники, учебные пособия
1. А.Ю. Качановский. Отечественный опыт вовлечения молодёжи в массовые занятия физкультурой и спортом. Среднее профессиональное образование, 2012.
2. В. А. Ивонин. ГТО на марше М.: Физкультура и спорт, 2010.
3. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учеб. Пособие для общеобразовательных. Организаций / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
4. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, - М.: Издательский центр “Академия”, 2009.
5. Гурский, А.В. Возвращение ГТО // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. - №4. – С. 79.
6. Ефремова, Е.В. Нормативы на выносливость в комплексе ГТО и их выполнение обучающимися 5 – 6 классов // Физическая культура в школе. 2015. № 6. С. 19.
7. И.В. Енченко. Эволюция комплекса «готов к труду и обороне». М.: Наука и спорт: современные тенденции. 2014. №4.
8. Кочетков Владимир Нужно подготовиться // Физкультура и спорт. 2015. №2. С. 10 – 12.
9. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), одобренные на заседании Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) протоколом № 1 от 23.07.2014 пункт II/1.
10. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО) от 11 июня 2014 г. № 540
11. Российская Федерация. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Утверждено Правительством РФ 11 июня 2014 г. М, 2014.
12. Справочник учителя физической культуры, П.А Киселёв, С.Б Киселёва; Волгоград: «Учитель», 2008.
13. Спирин В.К. Методика подготовки обучающихся к сдаче нормативов комплекса ГТО // Физическая культура в школе. 2015. № 6. С. 24–27.
14. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"
Интернет источники
15. Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне». - URL: http://gto-site.ru
16. Интернет-журнал о детском здоровье, развитии, психологии, воспитании и обучении детей. - URL: http://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/fizicheskoe-vospitanie
17. Инструкция по организации ГТО для учителя физической культуры. – http://gigabaza.ru.
18. Положение о ВФСК «Горжусь тобой, Отечество (ГТО)» - Москва, 2013. - http://www.minsport.gov.ru.
19. Урок по подготовке к сдаче нормативов ГТО Чебуков И. А. – http://nsportal.ru
20. История ГТО. - URL: http://gto.ru
Предварительный просмотр:
«Мама, папа, я-спортивная семья»
Положение: о проведении школьного конкурса «Мама, папа, я-спортивная семья»
I. Общее положения
1.1.На основание приказа о проведении спортивных мероприятий провести конкурс «Мама, папа, я-спортивная семья»
Цель:
1.2. Повышение интереса к спорту и ФК детей и их родителей.
Задачи:
1.3.
1.Приобщить молодые семья к коллективным формам, организации отдыха.
2.Привлечь детей и взрослых к активному занятию ФК.
3.Укрепить здоровья детей и взрослых.
II. Время и место проведения
2.1. Мероприятие проводится 22 апреля 2019 года в 1-ой половине дня.
2.2. Место проведения
2.3. Мероприятие «Мама, папа, я-спортивная семья» проводится в 1 этап.
1.Школьный.
III. Участники соревнований
3.1. В соревновании принимают участия молодые семьи. Возраст родителей не превышает 40 лет, возраст детей 9 лет.
3.2.В состав команды входит 3 человека мама, папа, (сын, дочь)
3.3.К соревнованию допускаются команды, подавшие заявку, прошедшие
медосмотр и получившие допуск (допуск от нарколога)
3.4. Участники соревнования должны иметь спортивную форму, футболки одного цвета, спортивные штаны, кроссовки на не скользящей подошве.
3.5. Участники соревнований имеют право ознакомиться с программой за неделю до мероприятия.
IV. Программа соревнований включает в себя:
4.1. Спортивные эстафеты, конкурсы.
4.2. В мероприятии принимают участие 5 команд.
4.2. Каждая команда участвует в личном командном зачете.
V. Определение победителей.
5.1. Места эстафеты определяются по баллам.
5.2. Каждая эстафета оценивается по баллам, за ошибку снимается балл;
5.3. Победитель определяется по наибольшему количеству баллов всех этапов.
5.4. Если несколько команд набрали одинаковое количество балов, то победитель определяется по наименьшему количеству ошибок.
VI. Награждение
6.1. Все участники школьного конкурса награждаются дипломами участников соревнования.
6.2. Победители, занявшие I, II, III место награждаются приятными призами.
6.3. Спонсорами конкурса будут являться: Администрация , родительский комитет 2 классов.
Предварительный просмотр:
План физкультурно-оздоровительной работы на июнь 2019 год
Недели Дни недели | I | II | III | IV | V |
Понедельник | 5 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:20 – динамический час «Весёлая прогулка» у отряда №3 10:20-11:00 – аэробика у отряда №1 | 12 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:20 – спортивная секция по пионерболу у отряда №2 10:20-11:00 – аэробика у отряда №3 11:00-11:40 – динамический час «Живой обруч» у отряда №1 | 19 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:20 – спортивная секция по подвижным играм у отряда №2 10:20-11:00 – аэробика у отряда №4 11:00-11:40 – соревнования по волейболу у отряда №6 11:40-12:20 – динамический час «Живой обруч» у отряда №7 | 26 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:20 – аэробика у отряда №6 10:20-11:00 – соревнования по теннису у отряда№7 | |
Вторник | 6 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:20 – динамический час «Весёлая прогулка» у отряда №4 10:20-11:00 – динамический час «Весёлая прогулка» у отряда №5 | 13 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:20 – спортивная секция по подвижным играм у отряда №1 10:20-11:00 – спортивная секция по теннису у отряда №7 11:00-11:40 – динамический час «Живой обруч у отряда №2 | 20 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:20 – спортивная секция по бадминтону у отряда №1 10:20-11:00 – спортивная секция по баскетболу у отряда №7 11:00-11:40 – соревнования по футболу у отряда №4 11:40-12:20 – Динамический час «Живой обруч» у отряда №6 | 27 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:20 – аэробика у отряда №7 | |
Среда | 7 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:40 - Спортивный праздник «На поиски клада» | 14 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:40 – Спортивный праздник «День Нептуна» | 21 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:40 – Спортивный праздник «Открытие олимпийских игр» | ||
Четверг | 1 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:20 -динамический час «Весёлая прогулка» у отряда №1 | 8 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:20 – динамический час «Весёлая прогулка» у отряда №6 10:20-11:00 – динамический час «Весёлая прогулка» у отряда №7 | 15 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:20 – спортивная секция лёгкая атлетика у отряда №3 10:20-11:00 – спортивная секция по футболу у отряда№4 11:00-11:40 – динамический час «Живой обруч» у отряда №5 | 22 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:20 – спортивная секция по бадминтону у отряда №3 10:20-11:00 – спортивная секция по лёгкой атлетике у отряда №4 11:00-11:40 – соревнования по бадминтону у отряда №1 | |
Пятница | 2 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:20 -динамический час «Весёлая прогулка» у отряда №2 10:20-11:00 – аэробика у отряда №5 | 9 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:20 –аэробика у отряда №2 10:20-11:00 – спортивная секция по волейболу у отряда №5 | 16 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:20 – спортивная секция по баскетболу у отряда №6 10:20-11:00 – спортивная секция по лёгкой атлетике у отряда №5 11:00-11:40 – соревнования по пионерболу у отряда №2 11:40-12:20 – динамический час «Живой обруч» у отряда №3 | 23 июня 8:15-8:35 – утренняя гимнастика 9:40-10:20 – спортивная секция по волейболу у отряда №6 10:20-11:00 – соревнования по лёгкой атлетике у отряда №5 11:00-11:40 – соревнования по лёгкой атлетике у отряда №3 11:40-12:20 – динамический час «Живой обруч» у отряда №4 |
Предварительный просмотр:
ГИМНАСТИКА ДО УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Для учащихся 1-4 класс
Комплекс №1:
Упражнение №1
ИП-ОС., ходьба на месте., руки вниз;
1 – руки вверх;
2 – в стороны;
3 – к плечам;
4 – на пояс.
(2-3 раза)
Упражнение №2
ИП-ОС;
1;2 - подняться на носки., руки вверх: потянуться;
3;4 – ИП.
(3-4 раза)
Упражнение №3
ИП-ОС;
1 – наклон туловища вперед;
2 – ИП;
3 – наклон туловища назад., руки в стороны;
4 – ИП.
(3-4 раза)
Упражнение №4
ИП-ОС;
1 – полуприсед., руки в стороны;
2 – ИП;
3 – полуприсед., руки вверх;
4 – ИП.
(3-4 раза)
Упражнение №5
ИП-ОС., руки на пояс;
1 – наклон туловища вправо., правую ногу на носок., левую руку вверх;
2 – ИП;
3 – тоже вверх;
4 – ИП.
(3-4 раза)
Упражнение №6
ИП-ОС руки на пояс., прыжки на мячах;
1 – ноги врозь;
2 – ИП;
3 – правая вперед., левая назад;
4 – ИП;
5,6 – Левая вперед., правая назад;
7,8 – ИП.
(3-4 раза)
Для учащихся 5-11 класса
Комплекс №2: Упражнений на стуле
Упражнение №1
ИП– сидя на стуле., руки на бедре;
1,2 – плавный наклон головы вперед;
3,4 – тоже назад.
(3-4 раза)
Упражнение №2
ИП– сидя на стуле, руки на поясе;
1 – махом левую руку завести через правое плечо., голову наклонить влево;
2 – ИП;
3 – тоже правой рукой., наклон головы вправо;
4 – ИП.
(2-3 раза)
Упражнение №3
ИП– сидя на стуле., руки на поясе., ладонями наружу;
1 – свести локти вперед., наклонить голову вперед;
2 – ИП;
3 – Тоже назад;
4 – ИП.
(2-3 раза)
Упражнение №4
ИП– сидя на стуле., руки на пояс;
1 – правую руку вперед., левую вверх;
2 – смена положения рук.
(3-4 раза)
Мышцы туловища
Упражнение №1
ИП сидя на стуле., руки сцеплены за головой;
1,2 – притянущий поворот туловища влево;
3,4 – тоже вправо., ИП.
(3-4 раза)
Упражнение №2
ИП– сидя на стуле., руки на поясе;
1,2 – наклон туловища в сторону., руками дотянуться до пола;
3,4 – ИП;
5,6 – тоже в другую;
7,8 – ИП.
(2-3 раза)
Упражнение №3
ИП– сидя на стуле., руки на поясе;
1 – наклон туловища влево., правую руку вверх;
2 – ИП;
3 – тоже в право;
4 – ИП.
(2-3 раза)
Упражнение №4
ИП– тоже, ноги вместе прямые., вытянуты вперед;
1,2 – наклон туловища вперед., коснуться носков ног;
3.4 – ИП.
(2-3 раза)
Мышцы ног и брюшного пресса
Упражнение №1
ИП– Сидя на стуле., руки на бедре., ноги согнуты;
1 – стопы на носок;
2 – ИП.
(2-3 раза)
Упражнение №2
ИП– сидя на стуле., руки на поясе;
1,3 – встать., руки вниз;
2,4 – ИП.
(2-3 раза)
Упражнение №3
ИП– тоже., ноги прямые вперед;
1 – ноги вверх;
2 – в стороны;
3 – ноги вместе;
4 – ИП.
(3-4 раза)
Упражнение №4
ИП– сидя на стуле., руки на бедре., ноги вперед расслабить;
1 – вдох., руки через стороны вверх;
2 – выдох, ИП.
(2-3 раза)
Предварительный просмотр:
Комплекс ОРУ для учащихся 3-го класса
1) И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 - наклон головы вправо;
2 - И.п.;
3 - то же влево;
4 - И.п.
(темп медленный, 6-8 раз)
2) И.п. - то же.
1 - поворот головы вправо;
2 - И.п.;
3 - поворот головы влево
4 - И.п.
(темп медленный, 6-8 раз)
3) И.п. - О.с.
1-4 - круговые движения рук вперёд;
5-8 - то же назад.
(темп средний, 6-8 раз)
4) И.п. - узкая стойка, руки к плечам.
1-4 - круговые движения рук в плечевом суставе вперёд:
5-8 - то же назад.
(темп средний, 6-8 раз)
5) И.п. - руки в замок.
1-4 - круговые движения кистями вправо;
5-8 - то же влево.
(темп средний. 6-8 раз)
6) И.п. - широкая стойка, руки вниз.
1 - наклон вперёд, руками коснуться носков;
2 - И.п.
(темп средний, 6-8 раз)
7) И.п. - узкая стойка, руки на пояс.
1-2 - правая рука на пояс, левая вверху, наклон вправо;
3-4 - И.п.;
5-6 - левая рука на пояс, правая вверху, наклон влево;
7-8 - И.п.
(темп средний, 6-8 раз)
8) И.п. - О.с.
1 - выпад правой в сторону;
1-3 - покачивание;
4 - смена ног;
5-7 - покачивание;
8 - И.п.
(темп средний, 6-8 раз)
9) И.п. - ноги вместе, руки на пояс.
1 - выпад вперёд;
1-3 - покачивание;
4 - смена ног прыжком;
5-7 - покачивание;
8 - И.п.
(темп средний, 6-8 раз)
11) И.п. - узкая стойка, руки вниз.
1-4 - круговые движения голеностопа вправо;
5-8 - то же влево.
(темп средний, 6-8 раз)
Предварительный просмотр:
Комплекс ОРУ с гимнастической палкой для учащихся 3-го класса.
1) И.п. - узкая стойка, палка внизу, хват сверху.
1 - палка вперёд, поворот головы направо;
2 - И.п.;
3 - то же влево.
(темп медленный, 8-10 раз)
2) И.п - стойка ноги врозь, палка к груди.
1 - палка вверх, наклон головы вправо;
2 - И.п.;
3 - то же влево;
4 - И.п.
(темп медленный, 8-10 раз)
3) И.п. - палка внизу.
1 - палка вперёд;
2 - палка вверх;
3 - палка вперёд;
4 - И.п.
(темп средний, 8-10 раз)
4) И.п. - палка вперёд.
1-3 - согнуть руки;
2-4 - И.п.
(темп средний, 8-10 раз)
5) И.п. - палка внизу.
1 - палка вверх, подняться на носки;
2 - наклон вперёд, до касания палкой пола;
3 - палка вперёд, полуприсед;
4 - И.п.
(темп средний, 8-10 раз)
6) И.п. - стойка ноги врозь, палка вверх.
1 - наклон вправо;
2 - И.п.;
3 - наклон влево;
4 - И.п.
(темп средний, 8-10 раз)
7) И.п. - стойка ноги вместе, палка внизу.
1 - палка вверх, выпад правой вперёд;
2 - И.п.;
3 - то же левой;
4 - И.п.
(темп средний, 8-10 раз)
8) И.п. - стойка ноги вместе, палка внизу.
1 - палка вперёд, выпад правой в сторону;
2 - И.п.;
3 - то же левой;
4 - И.п.
(средний темп, 8-10 раз)
9) И.п. - узкая стойка, палка внизу.
1 - палка вперёд, полуприсед;
2 - И.п.
(средний темп, 8-10 раз)
10) И.п. - стойка ноги вместе, палка внизу.
1-3 - палка вверх, прыжок ноги врозь;
2-4 - И.п.
(быстрый темп, 8-10 раз)