ПК 3.3
методическая разработка
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат "Содержание раздела гимнастики в школьнойпрограмме по физической культуре" | 120 КБ |
Физминутки | 13.76 КБ |
Гимнастика до учебных занятий | 13.23 КБ |
Комплекс звееробики | 12.63 КБ |
Программа подвижной перемены | 13.99 КБ |
Конспект динамического часа | 19.49 КБ |
Программа мероприятия "На поиски клада" | 13.24 КБ |
Сценарий спортивного праздника "День нептуна" | 35.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все время. В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья [3]. Гимнастика с методикой преподавания - одна из основных дисциплин учебного плана занятий физической культуры [15]. Важное место в этом курсе отводится методике подготовки и проведения уроков по основной гимнастике в школе. Основная гимнастика является базовой частью комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и государственного стандарта [6]. В последние годы гимнастика обогатилась новыми нетрадиционными видами, такими как ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, стретчинг, шейпинг, ушу, и т. д. Возросли требования к основам знаний учащихся, к использованию на уроках современных средств и методов обучения [5]. Урок физической культуры с гимнастической направленностью как основная форма занятий считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних общеобразовательных школ. Однако, как показывает анализ научно-методической литературы, учебников, в которых более детально и систематизировано раскрывались бы технология планирования учебного материала, обучения и применения на уроках и при самостоятельных занятиях традиционных и нетрадиционных видов упражнений, использование современных методов и средств, на сегодняшний день практически не имеется [2].
На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Содержание раздела гимнастики в школьной программе по физической культуре».
Цель исследования: Рассмотреть гимнастику как систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармонично физического развития и совершенствования двигательных способностей человека.
Задачи:
- Совершенствование двигательной деятельности детей и формирование у них правильной осанки;
- Воспитание здоровых, всесторонне развитых, волевых и
дисциплинированных школьников;
- Воспитание интереса и потребности к занятиям физическими
упражнениями;
- Пропаганда физической культуры и спорта.
Методы: анализ литературы, обобщение и систематизация материала по теме работы.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ГИМНАСТИКИ
В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1 Характерные особенности и задачи урока гимнастики в школе
Гимнастика призвана решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи [9].
К образовательным задачам относятся теоретические знания, практические умения и навыки, формируемые у учащихся в процессе занятий. Так, например, ученик узнает названия упражнений, технику их выполнения, какие способности и качества улучшаются у исполнителя, меры безопасности на занятиях и т.д.
Оздоровительными задачами являются укрепление здоровья учащихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формирование правильной осанки, развитие двигательных и психических качеств, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
К воспитательным задачам следует отнести формирование эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубокого осознанного отношения к занятиям, общественной работе, и к т руду [3].
Уроки гимнастики имеют большие возможности для решения воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д. Оздоровительные и воспитательные задачи должны решаться в неразрывной связи с образовательными [4].
Уроки гимнастики в школе в зависимости от педагогических задач могут быть: вводные, на которых учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала, может проверить уровень физической подготовленности и качество выполнения основных упражнений за предыдущий класс; уроки изучения нового материала; уроки повторения, направленные на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений или комбинаций, они могут предшествовать контрольным, комбинированные уроки,
сочетающие изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных
упражнений. Контрольные уроки проводятся либо после прохождения части раздела программного материала, либо в конце раздела гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся [6].
На таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений или комбинаций. Контрольный урок, проводимый в конце раздела гимнастики, желательно организовывать в виде соревнований по гимнастике [2].
1.2 Структура урока гимнастики в школе
Урок гимнастики, так же как и уроки по другим видам, имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце — заключительная.
Подготовительная часть урока по продолжительности занимает 8-12 мин и имеет собственные задачи:
1. Задачи биологического аспекта — подготовка организма учащихся к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы и вегетативных функций, восстановление индивидуально возможной подвижности в сочленениях, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части урока).
2. Задачи педагогического аспекта — формирование у учащихся умений выполнять двигательные действия в разном темпе, с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движений [9].
В зависимости от класса, типа урока задачи педагогического аспекта могут требовать на одних уроках больше времени, на других — меньше. Например, перед контрольными уроками, когда идет повторение и совершенствование основных упражнений или комбинаций, подготовительную часть целесообразно посвятить разминке, т. е. решению в большей степени задач биологического аспекта. В младших классах или на уроках, направленных преимущественно на освоение новых упражнений, большее внимание следует уделять задачам педагогического аспекта [2].
Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, общеразвивающие и вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения в подготовительную часть включать нецелесообразно, так как они могут снизить работоспособность учащихся в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у учащихся таких двигательных качеств, как сила, выносливость, гибкость.
Основная часть урока занимает 30-35 мин и содержит следующие задачи:
1. Формирование жизненно необходимых и специальных (гимнастических) двигательных навыков.
2. Развитие волевых и физических качеств учащихся.
Для решения этих задач в основной части урока используется значительный объем различных упражнений (прикладные, упражнения на снарядах, акробатические и вольные, общеразвивающие упражнения повышенной интенсивности) [1].
На заключительную часть урока отводится 3-5 мин. Основными ее задачами являются:
- Подготовка организма учащихся к предстоящей деятельности;
- Подведение итогов данного урока, задание на дом.
В заключительной части урока обычно используются успокаивающие упражнения
(ходьба, умеренный бег, упражнения на расслабление и массаж), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, задания, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные, маршировка с песней ) [2].
Урок гимнастики должен отвечать следующим требованиям:
- Он должен иметь определенную учебную цель и частные задачи;
- На уроке соблюдаются единство в решении оздоровительных задач,
образовательных и воспитательных задач;
- К каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения
им, устанавливается дифференцированная норма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психических и личностных свойств;
- В ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебно-
воспитательной работы учителя с занимающимися, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений;
Урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспечена постоянная
руководящая роль учителя [4].
Подготовка мест занятий и меры предупреждения травм на уроках гимнастики
выполнение отдельных упражнений на гимнастических снарядах и опорных прыжков, особенно в старших классах, связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности возможны срывы со снарядов и падения, в результате которых учащиеся могут получить травмы, опасные для здоровья. В связи с этим особую значимость приобретает выяснение причин, приводящих к травмам, а также знание правил безопасности и мер предупреждения травматизма [8].
1.3 Характеристика травм на занятиях по гимнастике
и оказание первой помощи
Гимнастические упражнения, как известно, приносят значительную пользу человеку в его гармоническом развитии, но одновременно они могут нанести занимающимся и непоправимый вред, если на занятиях игнорируются правила предотвращения травм. Любые повреждения во время занятий травмируют ученика и физически и психологически. Получив травму, занимающийся на некоторое время выбывает из строя, вследствие чего понижается его работоспособность. Но это только одна из отрицательных сторон травматизма. В психологическом плане бывает, что занимающийся теряет уверенность в себя, появляется боязнь снаряда, на котором случилась травма. А после тяжелой травмы ребенок длительное время будет бояться выполнять не только, то упражнение, на котором получил травму, но и другие рискованные упражнения. Иногда педагогу приходится тратить много времени и усилий на преодоление этого психологического барьера. Бывает и так, что, истратив много времени и применив все способы, педагог так и не может преодолеть боязнь занимающегося перед тем или иным элементом. Поэтому меры по предупреждению травматизма являются не только очень важным условием укрепления здоровья, но и обеспечения последовательного роста физической подготовленности учащегося [8].
Травмой называется повреждение организма или отдельных его органов. Травмы могут возникать вследствие нарушения техники безопасности, требований к организации и методике проведения занятий. Травмы, которые встречаются во время занятий по гимнастике, могут быть легкими, средними и тяжелыми. Их разделяют на общие и локальные.
К легким травмам относятся:
- удары
- срывы кожи ладонной поверхности кистей и другие, которые не приводят к
потере трудоспособности.
К средним травмам относятся:
- растяжение мышечных волокон и сухожилий
- незначительные ушибы суставов и другие, которые требуют амбулаторного
лечения.
К тяжелым травмам относятся:
- переломы костей
- разрывы мышц и сухожилий
- сотрясение головного мозга и другие, которые могут вывести из строя на длительное время и требуют стационарного лечения.
Учитель физической культуры должны уметь оказать потерпевшему первую помощь, пользуясь аптечкой, которая должна быть в спортивном зале или в медкабинете [7].
Если сорвана кожа ладонной поверхности кистей, нужно срочно обработать рану раствором перекиси водорода, смазать пенициллиновой или стрептомициновой мазью и наложить бинтовую повязку. Ни в коем случае не мыть рану водой, так как можно занести инфекцию и усложнить процесс заживания. При таком повреждении занятия на снарядах, особенно в висах, необходимо прекратить и перейти к выполнению других упражнений, не связанных с нагрузками на поврежденные участки.
При средних и особенно тяжелых травмах надо оказать первую помощь на месте и срочно вызвать врача. Первой помощью в данных случаях может быть иммобилизация поврежденной конечности наложением шины и обеспечение полного спокойствия потерпевшему. Категорически запрещается вправлять вывихи, не имея специального медицинского образования, так как это может привести к тяжелым последствиям. Если разорван кожный покров, надо немедленно остановить кровотечение и обработать рану раствором перекиси водорода или йодом. После средних и тяжелых травм возобновлять занятия можно только с разрешения врача. Особенно внимательно надо относиться к травмам, связанным с ушибами и растяжениям мышц и сухожилий. Возобновление занятий без соблюдения соответствующих требований может
превратить эти травмы в хронические [8].
Подготовка мест занятий и меры предупреждения травм на уроках гимнастики
выполнение отдельных упражнений на гимнастических снарядах и опорных прыжков, особенно в старших классах, связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности возможны срывы со снарядов и падения, в результате которых учащиеся могут получить травмы, опасные для здоровья. В связи с этим особую значимость приобретает выяснение причин, приводящих к травмам, а также знание правил безопасности и мер предупреждения травматизма.
Причинами травм могут быть:
- несоблюдение принципов сознательности и активности, систематичности,
доступности и последовательности в обучении;
- отсутствие систематического контроля за деятельностью учащихся,
страховки и помощи;
- неправильная страховка, незнание приемов самостраховки;
- плохая дисциплина;
- нерациональное размещение занимающихся;
- неисправность инвентаря, ненадежность установки и закрепления
гимнастических снарядов;
- несоответствие мест занятий санитарно-гигиеническим требованиям.
Занятия должны быть четко спланированы и организованы. Ученикам необходимо выполнять все требования учителя, связанные с методикой обучения и организацией класса. Нарушение указаний учителя, попытка сделать упражнение наспех после команды «Закончить упражнения!», выполнение упражнений на неподготовленных и неисправных снарядах, без матов, без страховки и разминки, выполнение неосвоенных упражнений могут привести к травме [10].
Важно правильно размещать снаряды в зале. Располагать их лучше на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы упражнение выполнялось учащимся лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Особенно тщательно необходимо укладывать маты, чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них. Для переноски и установки снарядов и матов необходимо назначать нужное число учеников, предварительно четко разграничив обязанности каждого. При выполнении общеразвивающих упражнений, особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанцию и интервал, чтобы учащиеся не задевали друг друга. Большое внимание нужно уделять установке брусьев и перекладины. На брусьях прежде всего проверяют прочность закрепления вкладышей жердей стопорными винтами. Изменять высоту брусьев следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкладыши), а другой отвернув стопор и надавив пружину защелки. Или делают это вдвоем: один ученик держит жердь, а другой отвертывает и завертывает стопор. Обычно высоту жердей устанавливают одновременно с обоих концов.
При установке перекладины и брусьев разной высоты особое внимание необходимо обратить на правильное положение тросов у гифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крюкам на полу (лягушкам) необходимо следить за тем, чтобы звено цепи предварительно было освобождено и растяжки были закручены надежно. Для проверки правильности и прочности установки нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя [8].
1.4 Подготовка учителя к уроку
Хорошая подготовка учителя к урокам — залог успешного их проведения. Независимо от квалификации и педагогического стажа учитель должен отводить ей значительное место. Основные задачи и содержание урока определяются на основе рабочей программы и плана-графика прохождения учебного материала. Главным документом, которым пользуется учитель для непосредственной подготовки и проведения урока, является план-конспект. Каждый конспект урока должен содержать: задачи; физические упражнения, распределенные по частям (при этом вначале уясняется содержание основной части урока, затем подготовительной и заключительной частей); дозировку физических упражнений, организационно-методические указания; номер урока, класс, место проведения и необходимый инвентарь [11].
При описании упражнений отдельных частей урока необходимо учитывать определенные требования. Так, например, при описании строевых упражнений в подготовительной части урока в графе «Содержание» желательно перечислять названия этих упражнений (движение в обход налево, движение по диагонали, перестроение из одной колонны в три поворотами в движении, размыкание влево приставными шагами и т. п.). В графе «Дозировка» в зависимости от характера упражнения может быть указано время, необходимое на проведение данного упражнения, количество повторений или расстояние, которое преодолевается. В организационно-методических указаниях можно приводить схемы передвижений и перестроений, точное описание команд для выполнения того или иного строевого упражнения, на что и на какие детали необходимо обратить внимание при выполнении этих упражнений [1].
При описании общеразвивающих упражнений в графе «Содержание» указывается исходное положение, затем под счет записывается само упражнение. В связи с тем, что уроки гимнастики желательно проводить с музыкальным сопровождением, в графе «Дозировка» количество повторений каждого упражнения необходимо согласовать с длительностью музыкального периода (32 счета). Поэтому каждое упражнение в зависимости от сложности и класса может быть выполнено на протяжении одного (32 счета) или двух (64 счета) периодов. Если отдельное упражнение записано на два счета, например, 1 — присесть, руки на пояс; 2 — встать, то такое упражнение за один музыкальный период можно повторить 16 раз (32:2), за два периода 32 раза. В случае, когда упражнение рассчитано на 4 счета, то за один музыкальный период его можно выполнить 8 раз, за два периода 16 раз; упражнение на 8 счетов за один музыкальный период можно выполнить всего 4 раза или 8 раз за два периода. Эти же правила необходимо соблюдать при проведении танцевальных упражнений. В организационно-методических указаниях следует называть способ проведения общеразвивающих упражнений (раздельный, поточный, проходной, круговая тренировка), при описании каждого упражнения указывать способ информирования учащихся (показ, рассказ, показ и рассказ, по разделениям), основные элементы техники исполнения [9].
Упражнения основной части урока записываются в последовательности разучивания или совершенствования. Вначале идет наименование гимнастического снаряда или вида упражнения в графе «Дозировка», напротив названия снаряда или вида упражнения указывается продолжительность занятий в минутах, а напротив
подводящих упражнений — количество повторений.
В организационно-методических указаниях могут быть записаны указания по организации урока (порядок смены упражнений, характер организации учащихся и самостоятельной работы, подготовка и уборка мест для занятий, страховка, помощь, способы организации учащихся: фронтальный, групповой) и по методике обучения (изучение нового, повторение, совершенствование, устранение ошибок, оценка упражнения).
Подвижные игры обычно записываются в форме игровой карточки и прилагаются к конспекту урока [6].
1.5 Педагогический контроль и анализ урока
Каждому учителю необходимо владеть умением вести педагогический контроль и анализ уроков как других учителей, так и себя. Правильно организованные наблюдения и анализ уроков способствуют не только лучшему их проведению, но и развитию педагогического мышления, овладению методами научного исследования.
Широко распространенными видами педагогического контроля за проведением урока являются:
1) педагогическое наблюдение за ходом урока;
2) хронометрирование деятельности учащихся на уроке;
3) определение физической нагрузки во время урока [3].
Педагогическое наблюдение за ходом урока
В целях проведения педагогического наблюдения за ходом урока и последующего его анализа необходимо иметь план наблюдений. В литературе имеется значительное число схем анализа уроков физической культуры. Однако во многих случаях они не совсем отвечают требованиям и специфике наблюдений за подготовленностью к уроку и проведением урока гимнастики.
Подготовленность учителя к уроку. Проверяется и оценивается
состояние конспекта урока и подготовка условий для его успешного проведения. В конспекте урока анализу подвергаются:
- правильность и логичность постановки задач;
- соответствие подобранных средств и методов поставленным задачам;
- соответствие формы конспекта установленным требованиям;
- подготовка условий для успешного проведения урока предполагает;
- подготовку мест занятий, инвентаря и учебных карточек;
- использование нестандартного оборудования;
- обеспечение санитарно-гигиенических требований к местам занятий;
- подготовку помощников и технических средств.
Проведение урока наиболее эффективно наблюдение за проведением урока можно осуществлять по частям урока [2].
В подготовительной части урока целесообразно проследить за своевременностью и организованностью начала урока, за четкостью и доступностью сообщения задач урока. При выполнении строевых упражнений необходимо обратить внимание на правильность и своевременность подачи команд, требовательность при их выполнении, умение держаться перед классом, владение командным голосом, умение выбирать правильное место. При проведении общеразвивающих упражнений необходимо обратить внимание на их соответствие конкретному классу и дозировку, направленность на решение задач основной части урока; умение объяснять и показывать упражнения, владение способами проведения общеразвивающих упражнений; умение выполнять упражнения с музыкальным сопровождением; умение исправлять ошибки и вести подсчет по ходу выполнения упражнений. Немаловажным моментом в проведении подготовительной части урока является умение проводить танцевальные упражнения и упражнения на внимание, а также своевременность завершения этой части урока согласно плану-конспекту.
В основной части урока прежде всего оценивается умение пользоваться гимнастической терминологией, владение методом показа, приемами оказания помощи и страховки, умение правильно организовать учащихся при обучении различным видам упражнений. Оценивается также умение провести подвижную игру, владение приемами и методами обучения и устранения ошибок, организация текущего учета успеваемости и проверка домашних заданий.
В заключительной части наблюдению и анализу подвергаются проводимые упражнения, их соответствие задачам этой части, подведение итогов урока, домашние задания, своевременное и организованное окончание урока.
Заключение по уроку. Конечным этапом анализа урока являются выводы и
рекомендации. Делая выводы, нужно остановиться на выполнении задач отдельными
учениками и классом в целом, выделить положительные стороны и недостатки, оценить профессионально-педагогический уровень учителя (теоретическую, методическую, речевую и двигательную подготовленность), высказать предложения по устранению обнаруженных недостатков, дать общую оценку урока [10].
Для этой цели по каждому пункту схемы наблюдения и анализа урока можно проставить соответствующие баллы, например от 1 балла (действие выполнено с грубейшими ошибками или не соответствует требованиям) до 5 баллов (действие или пункт выполнен в соответствии с требованием); после чего, подсчитав наибольшее количество тех или иных оценок за каждый пункт, можно определить оценку за урок [1].
Хронометрирование урока гимнастики
Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического
наблюдения. В школьной практике наибольшее распространение получило хронометрирование различных видов деятельности учащихся на уроке для определения общей и моторной плотности. Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности урока или его части. Моторной (двигательной) плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность занимающихся во время урока, к его общей продолжительности.
Хронометрирование урока гимнастики целесообразно проводить по следующим видам деятельности учителя и учащихся:
- Слушание учителя и наблюдение за выполнением упражнений. Все
объяснения, указания, исправления ошибок учащихся, показ упражнений учителем, наблюдения за выполнением упражнений фиксируются в специальной графе протокола учета данных хронометража;
- Выполнение физических упражнений (элементы строевых упражнений и
общеразвивающие упражнения; упражнения на внимание и танцевальные упражнения; подводящие и основные упражнения; подвижные игры; упражнения на координацию и развитие физических качеств);
- Отдых и ожидание учащимися очередного выполнения задания. В этой
графе отражается время ожидания учащимися очередного выполнения упражнения, а
также кратковременный отдых, предоставленный ученикам в целях регулирования физиологической нагрузки;
- Действия по организации занятий (перестроения, подготовка мест занятий,
уборка снарядов и матов, переходы от одного снаряда к другому и т. п.);
- Простои по вине учителя. К этому виду учета времени относят: опоздание
класса к началу урока или преждевременное отпускание класса с урока, приведение в порядок неисправного оборудования, поиск инвентаря ит. п., т. е. то, что может быть устранено в результате более оперативных и заранее продуманных действий учителя.
Точный учет времени деятельности учителя и учеников на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера. Секундомер пускается со звонком и останавливается после организованного выхода учащихся из зала. В качестве объекта наблюдения избирается так называемый средний ученик, достаточно активный и дисциплинированный. Данные наблюдения и хронометрирования фиксируются в специальном протоколе [2].
Выводы по 1 главе
В ходе исследования мы выяснили, что гимнастика призвана решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. С помощью гимнастики наиболее успешно развиваются умения владеть своим телом. Возможность совершенствовать основные двигательные качества: сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость. Так же психические свойства: воля, смелость, настойчивость.
В первом параграфе мы рассмотрели характерные особенности и задачи урока гимнастики в школе. Гимнастика призвана решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.
Во втором параграфе изучили структуру урока гимнастики в школе. Так же как и уроки по другим видам, гимнастика имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце — заключительная.
В третьем параграфе нами была изучена характеристика травм на занятиях по гимнастике и оказание первой помощи. Травмы, которые встречаются во время занятий по гимнастике, могут быть легкими, средними и тяжелыми. Их разделяют на
общие и локальные.
В четвертом параграфе нами рассмотрена подготовка учителя к уроку.
В пятом параграфе мы изучили педагогический контроль и анализ урока. Основными видами педагогического контроля за проведением урока являются: 1) педагогическое наблюдение за ходом урока; 2) хронометрирование деятельности учащихся на уроке; 3) определение физической нагрузки во время урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вряд ли существуют такие люди, которые считают гимнастику бесполезным занятием. Именно с ее помощью тело человека развивается всесторонне, совершенствуется координация, тренируется выносливость, улучшается работа нервной системы, ускоряется приток крови, нормализуются обменные процессы, организм очищается от накопившихся токсинов и шлаков.
Польза занятий для здоровья проявляется только при регулярных занятиях, когда гимнастикой занимаются постоянно, осанка человека исправляется, становится правильной, а это очень важно иметь сегодня, поскольку всё больше времени люди проводят сидя за компьютером.
Для того, чтобы польза гимнастики для здоровья была планомерной, необходимо каждое занятие заканчивать 5-10 минутам растяжки, так вы восстановите пульс и дыхание.
Особая ценность гимнастики заключена в ее образовательных возможностях. Овладение анализом и синтезом движений тела человека, постепенное усложнение изучаемых двигательных действий, возможность использования бесконечных вариаций гимнастических упражнений (по форме, структуре, последовательности выполнения) позволяют занимающимся гимнастикой наглядно расширять представления о двигательных возможностях организма, познавать их общие закономерности и, таким образом, практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием.
Следует отметить значение гимнастики как важного средства агитации и пропаганды физической культуры. Зрелищность гимнастических упражнений позволяет использовать их как важную составную часть физкультурных парадов, праздников, массовых выступлений.
В курсовой работе мы планируем изучить методику проведения упражнений на гимнастических снарядах у средних школьников на занятиях по физической культуре.
Предварительный просмотр:
ФИЗ.МИНУТКИ
1.
Стихотворение | Упражнения |
На до мною небо | ИП-ОС., руки вверх |
По до мной земля | Наклон вперед., руки вниз |
Между нами ласточки, тополя и я! | ИП- правая рука вперед., левая вниз |
Пух летит на землю | ИП- руки вперед., присед |
Птицы в синеву! | Руки в стороны: волной |
Хорошо на свете | ИП- левая нога вперед., руки вверх |
Судя по всему! | ИП-ОС., руки на пояс. |
2.
Стихотворение | Упражнения |
Раз, два, три, четыре | ИП-ОС., руки в стороны., руки вверх., руки в стороны., руки на пояс |
Муха плавает в кефире | ИП- ноги врозь., развести руки в разные стороны перед собой |
Я согласен, что бокал | ИП-ОС., руки на плечи |
Не Ока | ИП- ноги на ширине плеч., правая рука в сторону |
И не Байкал! | ИП- ноги на ширине плеч., левая рука в сторону |
Но и муха – не карась! | Рука вверх: в замок |
Еле вы- -кара- -бкалась | Руки вперед(в замке)., Руки на пояс., ИП-ОС. |
3.
Стихотворение | Упражнения |
Мы гуляем, Мы гуляем | ИП- шаг на месте., руки параллельны |
В садике садочке. | ИП-ОС., руки на пояс., аклон вперед |
Собираем Собираем | Руки вперед: достать руками до пола |
В садике цветочки! | ИП- ОС |
Вот! Какой у нас букет | Руки вверх., Руки вперед |
Лучше в целом мире нет! | ИП-ОС., развести руки в разные стороны перед собой. |
4.
Стихотворение | Упражнения |
Яркий красный мячик | ИП- ноги врозь., руки вверх: в замок |
Прыгает как зайчик! | ИП-ОС., прыжки на месте |
Покатился по дорожке, | Бег на месте |
Подождал меня немножко | Присесть: сгруппироваться |
Наклонюсь, возьму его | ИП- ноги врозь., наклон вперед: (имитация поднять, что либо) |
И подброшу высоко! | ИП-ОС., высокой прыжок вверх. |
5.
Стихотворение | Упражнения |
Дружно по лесу гуляем | ИП- шаг на месте |
И листочки собираем | Наклон вперед., хлопок в ладоши |
Собирать одно веселье! | ИП- ноги врозь., хлопок под правой ногой., хлопок под левой ногой |
Мы танцуем, мы поем | Выпад левой ногой в сторону., правой в сторону |
Очень дружно мы живем! | ИП-ОС., наклон вперед ИП. |
Предварительный просмотр:
ГИМНАСТИКА ДО УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Для учащихся 1-4 класс
Комплекс №1:
Упражнение №1
ИП-ОС., ходьба на месте., руки вниз;
1 – руки вверх;
2 – в стороны;
3 – к плечам;
4 – на пояс.
(2-3 раза)
Упражнение №2
ИП-ОС;
1;2 - подняться на носки., руки вверх: потянуться;
3;4 – ИП.
(3-4 раза)
Упражнение №3
ИП-ОС;
1 – наклон туловища вперед;
2 – ИП;
3 – наклон туловища назад., руки в стороны;
4 – ИП.
(3-4 раза)
Упражнение №4
ИП-ОС;
1 – полуприсед., руки в стороны;
2 – ИП;
3 – полуприсед., руки вверх;
4 – ИП.
(3-4 раза)
Упражнение №5
ИП-ОС., руки на пояс;
1 – наклон туловища вправо., правую ногу на носок., левую руку вверх;
2 – ИП;
3 – тоже вверх;
4 – ИП.
(3-4 раза)
Упражнение №6
ИП-ОС руки на пояс., прыжки на мячах;
1 – ноги врозь;
2 – ИП;
3 – правая вперед., левая назад;
4 – ИП;
5,6 – Левая вперед., правая назад;
7,8 – ИП.
(3-4 раза)
Для учащихся 5-11 класса
Комплекс №2: Упражнений на стуле
Упражнение №1
ИП– сидя на стуле., руки на бедре;
1,2 – плавный наклон головы вперед;
3,4 – тоже назад.
(3-4 раза)
Упражнение №2
ИП– сидя на стуле, руки на поясе;
1 – махом левую руку завести через правое плечо., голову наклонить влево;
2 – ИП;
3 – тоже правой рукой., наклон головы вправо;
4 – ИП.
(2-3 раза)
Упражнение №3
ИП– сидя на стуле., руки на поясе., ладонями наружу;
1 – свести локти вперед., наклонить голову вперед;
2 – ИП;
3 – Тоже назад;
4 – ИП.
(2-3 раза)
Упражнение №4
ИП– сидя на стуле., руки на пояс;
1 – правую руку вперед., левую вверх;
2 – смена положения рук.
(3-4 раза)
Мышцы туловища
Упражнение №1
ИП сидя на стуле., руки сцеплены за головой;
1,2 – притянущий поворот туловища влево;
3,4 – тоже вправо., ИП.
(3-4 раза)
Упражнение №2
ИП– сидя на стуле., руки на поясе;
1,2 – наклон туловища в сторону., руками дотянуться до пола;
3,4 – ИП;
5,6 – тоже в другую;
7,8 – ИП.
(2-3 раза)
Упражнение №3
ИП– сидя на стуле., руки на поясе;
1 – наклон туловища влево., правую руку вверх;
2 – ИП;
3 – тоже в право;
4 – ИП.
(2-3 раза)
Упражнение №4
ИП– тоже, ноги вместе прямые., вытянуты вперед;
1,2 – наклон туловища вперед., коснуться носков ног;
3.4 – ИП.
(2-3 раза)
Мышцы ног и брюшного пресса
Упражнение №1
ИП– Сидя на стуле., руки на бедре., ноги согнуты;
1 – стопы на носок;
2 – ИП.
(2-3 раза)
Упражнение №2
ИП– сидя на стуле., руки на поясе;
1,3 – встать., руки вниз;
2,4 – ИП.
(2-3 раза)
Упражнение №3
ИП– тоже., ноги прямые вперед;
1 – ноги вверх;
2 – в стороны;
3 – ноги вместе;
4 – ИП.
(3-4 раза)
Упражнение №4
ИП– сидя на стуле., руки на бедре., ноги вперед расслабить;
1 – вдох., руки через стороны вверх;
2 – выдох, ИП.
(2-3 раза)
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС ЗВЕРОБИКИ
1. Уселась кошка на окошко,
И стала лапой уши мыть.
Понаблюдать за ней немножко,
Её движенья повторить.
Припев: Раз –два – три ну –ка повтори ! ( 2 раза )
Три – четыре – пять повтори опять ! ( 2 раза )
2. Змея ползёт лесной тропой ,
Как лента , по земле скользит ,
А мы движение такое
Рукою можем повторить!
Припев: Раз –два – три ну –ка повтори ! ( 2 раза )
Три – четыре – пять повтори опять ! ( 2 раза )
3. Мартышка к нам спустилась с ветки,
Мартышку надо уважать
Ведь – обезьяны наши предки,
А предкам дети надо подражать!
Припев: Раз –два – три ну –ка повтори ! ( 2 раза )
Три – четыре – пять повтори опять ! ( 2 раза )
4. Весь день стоит в болоте цапля
И ловит клювом лягушат.
Не трудно так стоят ни капли
Для нас для тренированных ребят!
Припев: Раз –два – три ну –ка повтори ! ( 2 раза )
Три – четыре – пять повтори опять ! ( 2 раза )
Живет на свете очень много мартышек , кошек , птиц и змей.
Но человек! Ты друг природы и должен знать своих друзей!
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПОДВИЖНОЙ ПЕРЕМЕНЫ
Игровая программа на 8 марта
Программа подвижной перемены
Викторина
"Отгадай"
Содержание:
Каждой команде задаются вопросы по очереди. Задача команд отгадывать слова и составлять их, из выданных им букв.
«международный», «праздник», «девушка»
1-команда «Девушка»
1-незамужнее лицо женского пола в период между отрочеством и юностью (девушка)
2-ставка в игре (куш)
3-назовите синоним слова пища (еда)
4-гигиеническая процедура, заключающаяся в воздействие на тело струи воды (душ)
5-незамужняя женщина (дева)
6-приятный, милы человек (душка)
2-команда «Международный»
1-как называются определенные способности у человека (дар)
2-синоним слова междунациональный (международный)
3-То же, что люди, ребята, толпа (народ)
4-Идет из трубы, когда топим печку (дым)
5-синоним слова жильё (дом)
6-женщина по отношению к мужчине с которым она состоит в браке (жена)
3-команда «Праздник»
1- ваше прозвище или имя в интернете (ник)
2- и на нашей улице будет ... (праздник)
3- кухонный источник воды (кран)
4- есть внутри рыбы, продается в магазине, бывает черная и красная (икра)
5- когда ребенок что-то выпрашивает (каприз)
6- прическа из искусственных или натуральных волос, нашитых на тканевую или другую основу (парик)
Правила:
Нельзя подсказывать и выкрикивать слова.
Метод. указания:
Вопрос задается следующей команде, если в течение 10 сек. не составлено слово.
Шуточный конкурс
"Суп-компот-консервы"
Содержание:
1-я команда называет овощи, из которых будет варить суп. 2-я команда называет сухофрукты, ягоды, из которых будет варить компот. 3-я команда называет ягоды, грибы, из которых будет делать заготовки (консервы).
Правила:
Нельзя выкрикивать и повторяться.
Метод. указания:
Выигрывает та команда, которая больше всех назовёт наименований.
Эстафета
1)"Набери воды"
Содержание:
1-й пустой стакан стоит на полу, а 2-й стакан с водой на стуле. Задача каждой команды с платочком в руках добежать до стула, намочить платок и выжать его в стакан, который находится на полу. Прибежать обратно и отдать платок следующему участнику команды.
Правила:
Нельзя переживать воду из стакана в стакан.
Метод. указания:
Выигрывает та команда, у которой будет наибольшее кол-во воды в стакане, стоявшем на полу.
2)"Внучка"
Содержание:
На против каждой команды стоит своя внучка. Задача 1-го игрока, надев на себя платок добежать до внучки и запеленать её в пеленку. Задача 2-го игрока так же надеть на себя платок, добежать до внучки и распеленать её.
Правила:
Нельзя накидывать пеленку или пеленать с лицом.
Метод. указания:
Выигрывает та команда, которая быстрее всех закончит эстафету.
Подвижная игра
"Уборка"
Содержание:
Ведущий-мама, которая пришла с работы и увидела беспорядок в доме. Она начинает ругаться и после команды: "уборка!", по 2 представителя от каждой команды (в сумме 6 сел) начинают собирать разбросанные вещи в свою корзину.
Правила:
Нельзя отбирать вещи у соперников.
Метод. указания:
Выигрывает так комната, которая соберёт наибольшее кол-во вещей.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОГО ЧАСА
для учащихся 2 класса
Тема урока: Подвижные игры
Цель урока: Привлечь учащихся к выполнению двигательных действий; вызвать положительный эмоциональный настрой от участия в играх и эстафетах.
Задачи урока:
- Образовательные:
- повторить правила ранее изученных подвижных игр.
- Воспитательные:
- воспитание инициативности, сплоченности, коллективизма;
- Оздоровительные:
- укрепление на отдельные группы мышц;
- развивать физические качества ловкость, силу, точность, координацию движений
Место проведения: спортивный зал;
Инвентарь: секундомер, свисток, обруч, платок.
Урок провела: Николаева. Л.И.
Содержание | Дозировка | ОМУ | |
Подготовительная часть 10 мин | |||
1). Построение. Приветствие. Сообщение темы и задач урока. 2). Сдача рапорта 3).Строевые приемы. 4). Бег. 5). Упражнение на восстановление дыхания в ходьбе. | 2 мин 3 мин 1круг | Проверить готовность учащихся к уроку (наличие спортивной одежды и обуви; выявление больных и отсутствующих). Учитель приветствует класс, подаёт команды: «Равняйсь!» «Смирно!» «По порядку рассчитайсь!» «Вольно!» Учитель озвучивает тему и задачи урока. Учитель подаёт строевые команды, команду на движение по залу: «Кру-гом!», «Напра-во!», «Нале-во!», «Кругом!», «В обход налево, шагом марш!» Дистанция 2 шага, следить за осанкой. Учитель подаёт команду: «Медленно бегом-марш!» Темп средний. Бег по залу. Дистанция 2-3 шага. | |
6). ОРУ в движении: -Наклоны головы. И.П- прямо. 1 - наклон головы вперед; 2 - И.п.; 3 - то же назад; 4 - И.п. - Повороты головы. И.П- прямо. 1 – поворот головы вправо; 2 - И.п.; 3 – то же влево; 4 - И.п. -Круговые движения головой. И.П- прямо. 1-4 - вправо 5-8 - влево -Наклоны туловища И.П- прямо. 1-наклон вправо; 2-и.п; 3-влево; 4-и.п. -Круговые движения в тазобедренном суставе. И.П- прямо. 1-4 - вправо 5-8 - влево -Растяжение. И.П- остановка, прямо. 1-2 - наклон к правой ноге 3-4 - И.П 5-6 - наклон к левой ноге 7-8 - И.П. | 7 мин 8-10 раз темп медленный 8-10 раз темп медленный 8-10 раз темп медленный 8 раз темп средний 8 раз темп средний 6 раз темп медленный | Спина прямая.
Спина прямая. Мяч держат оба ученика. Ученики стоят напротив друг друга. Спина прямая. При наклоне ноги в коленном суставе не сгибать Спина прямая. При наклоне ноги в коленном суставе не сгибать | |
Основная часть – 30-35 мин | |||
Подвижная игра «Кот и мыши» С одной стороны зала огораживается участок – это дом мышей. На другой стороне зала дом кота. Воспитатель говорит: «Кот мышей сторожит, притворился, будто спит!» Дети проползают под рейками и бегают. Воспитатель приговаривает: «Тише, мыши, не шумите. И кота не разбудите!» Дети бегают легко и бесшумно. Со словами: «Кот проснулся!», ребенок, изображающий кота, бежит за мышами. Дети вбегают в свой дом через неогороженную часть. «Совушка» Один из играющих - «совушка» - находится в небольшом кругу (в «гнезде»). Остальные свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек лягушек. По сигналу взрослого: «Ночь наступает!» - все останавливаются, а совушка вылетает на охоту. Все играющие замирают на месте. Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в гнездо. Когда играющие услышат: «День!» - все снова начинают двигаться. После двух-трех повторений выбирают новую совушку. Наиболее ловкими и осторожными считаются игроки, ни разу не попавшиеся в гнездо. «Вызов номеров» Играющие рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне — команде. Руководитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибежавшему к финишу первым записывается выигрышное очко. « Волки во рву» На площадке чертится коридор («ров») шириной до 1 метра. Ров можно начертить зигзагообразный, где уже, где шире. Во рву располагаются водящие - «волки». Их немного - всего 2 или 3. Все остальные играющие - «зайцы» - стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или становится «волком». «Волки» могут осалить «зайцев» только находясь во рву. «Зайцы» ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога «зайца» коснулась территории рва, это значит, что он «провалился в ров» и в этом случае также выбывает из игры. |
6 мин 10 мин 8 мин 8 мин | Проследить наличие всех домиков у участников игры. Следить за игрой. Активная смена водящих. Каждый игрок передвигается свободно. Для более частого вызова участников лучше формировать большее количество команд с меньшим числом игроков. Для смены соперника после каждого круга соревнований следует в командах менять порядковые номера. Особое внимание надо обратить на воспитание у детей в этой игре решительности, смелости в преодолении препятствия, а также на то, чтобы волки выполняли правило и не выходили изо рва. . | |
Заключительная часть – 5 мин | |||
- Построение. - Подведение итогов урока, выставление оценок. - Организованный выход из зала. |
5 мин | Учитель даёт команду: «Равняйсь!» «Смирно!» При необходимости выставляет оценки. Команды: «Направо!» « До свидания!» |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ «НА ПОИСКИ КЛАДА»
Станция № 1.
«Бюро находок»
Подвижные игры:
1. «Вспомни сказку»
Содержание: перед тем, как приступить к игре, расскажите детям о том, что
накануне на площадке, где они находятся, побывали герои разных сказок, и каждый из них забыл какой-либо предмет. Ребятам нужно внимательно осмотреть площадку и найти забытые предметы.
Правила: предметы нужно не только отыскать, но и правильно сказать, кому
они принадлежат.
Инвентарь: золотой ключик (вырезка из бумаги) – Буратино, бумажный кораблик - Оловянный Солдатик, золотое яичко - Курочка Ряба, туфля – Золушка, лук – Чипполино, буклет с героями.
Методические указания: времени дается не более 5 минут. Если команда нашла меньше 3 предметов за 5 минут, то игра не засчитана. Если команда, обнаружит нужные предметы и даст правильный ответ, то получит буклет с героями.
2. «Услышал – Получил»
Содержание: ведущий загадывает слово (в нашем случае это - воздушный шарик) и шепчет его первому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что услышал. Обычно это сильно отличается от слова, загаданного ведущим.
Правила: если последний игрок называет, то слово, которое было загадано ведущим, то команда получает этот предмет (воздушный шарик).
Инвентарь: воздушный шарик.
Методические указания: слово нельзя повторять два раза, нельзя вслух произносить слово (только шепотом).
3. «10 бантиков»
Содержание: ведущие за раннее развешивают 10 бантиков на улице. При встречи с детьми, они говорят на площадке развешаны 10 бантиков вы их должны найти.
Правила: время на находку не более 3 минут, если дети не нашли 10 бантиков, игра не засчитана.
Инвентарь: 10 бантиков для развешивания и один большой для вручения.
Методические указания: при находке бантики снимать нельзя, просто показать ведущим и они его засчитают. Если дети нашли все 10 бантиков, им вручается 1 большой на всю команду.
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА
В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
«День Нептуна!»
Описание: Нептуна захватили пираты, потребовали выкуп в качестве морских обитателей, которые находятся в речных и морских глубинах. Каждая команда получает морскую карту и направление следования «корабля». На каждой морской станции, выполняя задания, команда получает фигурку морского или речного обитателя (дельфин, лягушка, русалка, рыбы и др.) После прохождения всего морского пути «корабль» возвращается в «порт». Нептуна освобождают, команды предоставляют картину «Морских глубин» из собранных фигур. Нептун отдает приказ: «Обрызгать пиратов!».
Цель: Развивать навыки ориентирования на местности
Задачи:
-Образовательная: учить взаимодействовать в команде; выполнять двигательные задачи; совершенствовать двигательные действия
-Воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи; желание участвовать в соревнованиях, подчинять свои действия действиям других детей в команде;
-Оздоровительная: способствовать развитию силы, быстроты, выносливости; укрепить мышцы рук, ног, туловища при выполнении двигательных заданий.
Время и место проведения: 14.06.2017., МАОУ Гимназия № 26 г. Челябинска 12:00
Роли: ведущий, Нептун, русалки, пираты (3)
ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ и инвентарь
1. станция «Акватория» (ведро, стул, бутылка, стакан)
2. станция «Море дельфинов» (тарелка с водой, самодельные кораблики, таз с водой, камешки, 2 ведра, 2 маски, 2 пластиковые бутылки)
3. станция «океан побед» (2 мяча(футбольных), 2 пластиковых стаканчика, 2 воздушных шарика, 2 конуса и вода)
4. станция «Остров «Конг» (пластмассовые стаканчики, губки и подносы)
5. станция «Водопад Шалун» (2 таза)
6. станция «Пруд эмоций» (2 таза, 2 палки, 2 верёвки, 6 пластиковых стаканчика, 6 коробочек из-под бахил, 2 платочка, 2 мяча из бумаги в скотче, 2 пластиковые бутылки, вода)
7. станция «Водные чашки» (2 ведра)
8. станция «Озеро русалок» (2 ведра, пластиковые стаканчики, салфетки)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий:
Сегодня в гости царь морей
Придет, чтоб повидать детей,
Придет, чтобы издать указ,
Чтоб порадовать всех нас
Своим согласием, решением,
Своим великим разрешением.
Он разрешит, даю вам слово,
Купаться детям в водоемах!
Ведущий:
Сегодня Нептуна на праздник пригласили,
Улыбкой мило убедили:
Мы будем хохотать и веселиться,
Плескаться, прыгать и резвиться.
Внимание всем! Только что мне сообщили приятную новость! К нам прибыл король морской, князь речной, властелин рек и озер, император, его величество царь Нептун. (ребята зовут Нептуна)
Русалки усаживают Нептуна на заранее приготовленный трон (стульчик) под бурные аплодисменты детей.
Нептун:
Я рад, ребята, встречи с вами.
Прошу вас: будьте мне друзьями!
Здесь жарко так, какое горе!
А я живу в прохладном море.
(Русалки овивают царя опахалом.)
От жителей морской пучины
Привет вам женщины, мужчины!
Привет девчонки и мальчишки,
Привет земные ребятишки!
Нептун:
Эй, вы, морские обитатели! А ну-ка покажите нам что-нибудь веселенькое!
И вдруг Нептуна схватывают пираты.
Пираты:
Говорят, мы бяки –буки,
Как выносит нас земля!
Дайте, что ли, карты в руки-
Погадать на Нептуна!
О-ля-ля! О-ля-ля! Эх-ма!
Сегодня дальняя дорога
Выпадет Нептуну.
У него деньжонок много.
А, я денежки люблю!
У-лю-лю! У-лю-лю! Эх-ма!
Пират 1 : Что вы здесь собрались, не видать вам Нептуна.
Пират 2 : Карамба, сто чертей и одна ведьма! Не видать вам праздника, как своих ушей лопоухих!
Пират 3: не отдадим вам Нептуна.
Вед.: Ну, пираты, миленькие, отдайте нам Нептуна. Посмотрите, сколько ребят собралось на праздник. Ребята, давайте вежливо попросим пиратов, может они сжалятся над нами.
(ребята просят пиратов отпустить Нептуна используя ласковые слова.)
Пират 1: ну ладно, ишь какие вежливенькие.
Пират 2: Хорошо, отдадим вам вашего зелененького, но с начало-выкуп.
Вед.: Какой выкуп? Это ведь дети. Они же денег не зарабатывают!
Пират 3: Да-а-а, тогда пусть они нас развлекают!
Вед.: Ну, что ребята возьмем пиратов с собой на праздник.
Ведущий:
Ваше Морское Преосвященство, что случилось?
Нептун:
Скучно мне! Сегодня мой праздник - День Нептуна, а настроения нет.
Ведущий:
Может быть мы сможем вам помочь?
Нептун:
Кто? Эти малыши? А скажи-ка мне, это все твои детки?
Ведущий:
Так точно.
Нептун:
А они сумеют меня развеселить?
Ведущий:
Запросто, господин Нептун. Только вы прикажите, сделаем.
Нептун:
Приказать? А чего приказать-то?
Ведущий:
Прикажите, чтобы немедленно начался праздник Нептуна в летнем лагере, и стань на нем главным судьей.
Нептун:
И все? Так просто?
Ведущий:
Не все. В конце праздника всех участников наградить придется. Есть у вас подарки?
Нептун:
У меня все есть! Итак, жители рек, морей и океанов, слушай мой приказ! Приказываю всему живому принять участие в веселом празднике День Нептуна в лагере! А еще – судьям не халтурить, болельщикам – свистеть и кричать, участником – на глубину не заплывать! Победителей и призеров призами наградить! Кажется, все! Нет, забыл самое главное! Моей свите всех участников соревнований немедленно благословить, водой окропить, но только не утопить! (приказ для чтения!)
Ведущий: Капитаны кораблей, получите морскую карту!
В подарок Нептуну, каждый корабль привезет морских обитателей
Желаю всем удачи!
__________________________________________________________________
Викторина «Рыбы»
Какие рыбы существуют только с 20 февраля по 20 марта? (знак зодиака)
Какая рыба вооружена лучше всех? (рыба-меч)
Какая рыба, кроме «золотой», способна исполнить желание? (щука)
Каким орудием ловил рыбу старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина? (невод)
Какая игра заканчивается «рыбой»? (домино)
Какая рыба носит имя человека? (карп)
Как звали человека-амфибию? (ихтиандр)
Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу»? (сельдь)
__________________________________________________________________
Ведущий: Капитаны кораблей, сдать морские карты!
Ведущий: Приготовить Нептуну карту «Морских глубин»!
Нептун: так, подать мне сюда, тех кто смел меня украсть.
(дети ловят пиратов и приводят к Нептуну)
Нептун: Велю в ту же минуту искупать пиратов
(обливание всего лагеря)
Нептун: Спасибо милые друзья, повесили вы меня. Ну, а мне уже хочется покоя, отправлюсь я на дно морское. До свидания!
Дети прощаются с Нептуном.
Станция № 1
Река «Акватория»
1. «Водный доставала»
Инвентарь: 2 таза, 2 мешочка, шишки (20-30шт), 4 пластиковые ложки
Содержание: По команде, каждый игрок подбегает к тазу с водой, берет ложку в руки и достаёт 1 шишку из воды, кладет в мешочек, возвращается к команде.
Правила: Можно достать только 1 шишку.
Методические указания: Побеждает та команда, которая быстрей вытащить все шишки из воды.
2. «Наливай-ка»
Инвентарь: 3 ведра; 3 пластиковые бутылка (5л); 3 пластиковых стаканчика; пластиковый шарик.
Содержание: По команде, первые игроки зачерпывает воду и бегут к бутылке, выливают воду в бутылку, возвращается.
Правила: возвращать стаканчик другому игроку.
Методические указания: Игра продолжается до тех пор, пока шарик не поднимется до горлышка бутылки. Побеждает та команда, у которой шарик первым поднялся до горлышка бутылки.
3. «Угадай-ка»
1. По морю идет-идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (Волна)
2. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
3. Чего гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
4. Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. ( Речка)
5. В тихую погоду – нас нет нигде,
А ветер подует, бежим по воде.( Волны)
6. Что бы не было беды,
Жить нельзя нам без…(Воды)
Станция №2
«Океан дельфинов»
1. «Напои животного»
Инвентарь: 2 ведра, вода, 2 палки, 2 маски, 2 пластиковые бутылки
Содержание: Участники, зачерпнув ложкой воду из ведра, должны добежать до «животного», т.е. напоить его водой, затем вернуться обратно. Вода будет сливаться в пластиковую бутылку, которая будет находиться за маской. Побеждает та команда, в чьей емкости будет больше воды.
Правила: Добежать и не разлить воду.
Методические указания: Бежать по одному человеку из команд, затем передать эстафету следующему. Если ложка оказалась пуста, участник возвращается и передает эстафету следующему. Игра длится 2-3 минуты.
2. «Засуши болото»
Инвентарь: Тарелка с водой.
Содержание: Участники делятся на две команды. Задача каждой команды добежать до тарелки с водой. Это и есть «болото», которое предстоит осушить. По сигналу первый игрок каждой команды бежит к тарелке и изо всех сил дует на воду, стараясь, чтобы она выплеснулась, возвращается и передает эстафету следующему.
Правила: Выдуть, как можно больше воды из тарелки.
Методические указания: Бежать по одному человеку из команд, затем передать эстафету следующему. Тарелка с водой на расстоянии от каждой команды, примерно 2-1,5 метра.
3. «Морской бой»
Инвентарь: Самодельные кораблики, тазик с водой, камешки.
Содержание: Участники делятся на две команды. Напротив, каждой команды, на расстоянии 1,5-2м, расположен тазик, наполненный водой. Внутри каждого тазика по 10 корабликов. Задача каждой команды попасть камешком в свой тазик и утопить кораблики. У кого останется меньше корабликов, тот победил.
Правила: Бросать камешки в тазик с водой, и утопить как можно больше корабликов.
Методические указания: Бежать по одному человеку из команд, затем передать эстафету следующему. Тазики стоят на против каждой команды на расстоянии 1,5-2 метра. Бросать только по одному камешку, затем бросавший идет в конец своей команды.
Станция №3
«Океан Побед»
1. «Самый быстрый, самый ловкий»
Инвентарь: 2 мяча (футбольных), 2 пластиковых стакана, вода, 2 конуса.
Подготовка: дети делятся на две команды, стоя в колонне по одному. У направляющих в одной руке стакан, наполненный водой, а рядом лежит мяч. Перед каждой командой на расстоянии 10 метров установлен конус.
Проведение: По команде направляющий бежит, ведя мяч ногой и держа в руке стакан воды. Обегает конус, возвращается назад, передовая инвентарь следующему, встает в конце строя.
Методические указания: побеждает тот, у кого останется наибольшее количество воды в стакане.
2. «Передай шарик»
Инвентарь: 2 воздушные шара, наполненные водой.
Подготовка: дети делятся на две команды, стоя в колонне по одному. Размыкаются назад на расстоянии вытянутой руки, шарик с водой у направляющего.
Проведение: По сигналу капитан передает шарик передает шарик назад руками с верху второму, второй – третьему. Последний передает шарик по низу между ногами, до первого.
Методические указания: выигрывает та команда, которая сделает быстрее и у которой не лопнет мяч с водой.
Подвижные игры:
3. «Невод»
Содержание: Двое играющих берутся за руки, образуя «невод» (они будут являться водящими). Остальные ребята «плавающие рыбы». Задача водящих, то есть «невода» – поймать как можно больше «плавающих рыб». Если «рыбку» поймали, то она присоединяется к водящим и становится частью «невода».
Правила:
1) устанавливаются границы за которые нельзя выбегать;
2) если игрока поймали, то он сразу становится в «невод»;
3) если игрок вышел за пределы границ, то он тоже становится в «невод».
Методические указания: 1) должно быть большое и просторное место для игры;
2) если водящие не могут догнать никого в течении 2-3 минут, то смена водящих;
3) следить что бы водящие не бегали за одними и теме же людьми;
4) следить за тем, чтобы дети не толкались, «не подрезали» друг друга.
Станция №4
«Остров Конг»
1.«Держи крепче»
Инвентарь: Стаканы с водой, ракетка.
Содержание: Ученики делятся на 2 команды, даются стаканы с водой и ставится на ракетку.
Правила: Дойти до конусов и обратно, не разлив воды и передать другому.
Методические указания: Следить что бы не держали стакан руками.
2. «Попади в мишень»
Инвентарь: губки, мелки.
Содержание: Нарисовать на асфальте мишень с баллами по возрастанию.
Правила: Поочередно кидать в мишень мокрыми губками и считать быллы.
Методические указания: Проследить что бы губки были хорошо намочены и не заходили за линию.
Станция №5
«Водопад Шалун»
1. «Нарисуй красиво»
Инвентарь: 2 кисточки, 16 альбомных листов, 2 стакана, 2 стула, мел, краски.
Содержание: За чертой становятся дети в две равные колоны. На противоположной стороне стоит 2 стула на которых лежит 1 лист бумаги, кисть, стакан с водой краски. На листе каждый из детей должен будет нарисовать 1любую часть морского обитателя. Из 2колон
выбираются по 1человеку которые стоят спиной к участникам и не смотрят что рисуют остальные дети. После того как последний ребенок нарисовал часть рисунка, дети которые стояли спиной должны одновременно повернутся посмотреть на рисунок и сказать что на нём нарисовано в течении 35 сек. Кто скажет первый тот и победил.
Правила: Нельзя кричать, подсказывать человеку который стоит спиной к команде.
Методические указания: Выигрывает та команда которая наиболее тише выполняла задание, и быстрее сказала , что нарисовано на рисунке.
2. «Ответь на вопрос»
1) Самая зубастая рыба в море (Акула.)
2) Какое слизистое растение бывает в воде зелёного цвета (Водоросли.)
3) В присосках восемь ног…Кто Бродит он по дну один. Все же это? (Осьминог!)
4) Вильнёт хвостом туда-сюда, Вильнёт – и нет ее следа. (Рыбка)
5) Вот так рыба - просто чудо! Очень плоская, как блюдо. Оба глаза на спине, И живёт на самом дне. Очень странные дела. Эта рыба …(Камбала)
6) Не море, не земля – корабли не плавают, и ходить нельзя. (Болото)
7) Без чего не умыться, не напиться? (Без воды)
8) С неба пришёл и в землю ушёл. (Дождь)
3. «Суша и вода»
Инвентарь: мел.
Содержание: Конкурс на внимательность. Участвовать может много человек, главное, что все должны стоять на одной линии. Участники совершают прыжки вперёд и назад при словах “суша” и “вода”соответственно.
Правила: Тот, кто не успевает прыгать или прыгает, когда звучит слово, выбивают из игры. Победит самый внимательный.
Методические указания: Менять слова нужно быстро, чтобы было интересней. Запутать игроков можно, если вместо нужных слов произносить синонимы. Например, для суши это берег, земля, а для вода это океан, речка озеро.
Станция №6
«Пруд эмоций»
Эстафеты:
1. «Закинь удочку»
Инвентарь: 2 таза с водой, 2 палки, 2 веревки, 2 пластиковых стаканчика, 4-6 коробочки из-под бахил.
Содержание: За чертой становятся дети в две равные колоны. На противоположной стороне устанавливаются 2 таза с водой (пруд), в которых находятся коробочки из-под бахил (рыбка). Первым номерам из колон выдаются удочки. Задача первого номера добежать до пруда, при помощи удочки поймать одну рыбку, убежать обратно и отдать удочку второму номеру. Задача второго номеру добежать до пруда, поймать две рыбки, убежать обратно и отдать удочку третьему номеру. Задача третьего номера добежав до пруда, выпустить всех рыбок. Рыбалка продолжается до последнего номера в колоне.
Правила: Если упала рыбка, то ее следует поднять и продолжить рыбалку.
Методические указания: Привязать один конец верёвки к палке, другой к пластиковому стаканчику.
2. «Осуши водоем»
Инвентарь: 2 таза, 2 пластиковых стаканчика, 2 платочка, вода в 2-х пластиковых стаканчиках.
Содержание: 1-й пустой стакан стоит на земле, а 2-й стакан с водой на перевёрнутом тазе. Задача каждой команды с платочком в руках добежать до таза, намочить платок и выжать его в стакан, который находится на земле. Прибежать обратно и отдать платок следующему участнику команды.
Правила: Нельзя переливать воду из стакана в стакан.
Методические указания: Выигрывает та команда, у которой будет наибольшее кол-во воды в стакане, стоявшем на земле.
- «Нажива»
Инвентарь: 2 таза с водой, 2 мяча из бумаги в скотче, 2 пластиковые бутылки.
Содержание: Дети делятся на 2 равные части и становятся в круг. Два ведущих встают в круг и крутят бутылку. Горлышко бутылки указывает на того, кто будет бросать камень (мячик из бумаги в скотче), в таз с водой (пруд).
Правила: Бросая камень, нельзя заступать за линию.
Методические указания: Если горлышко бутылки указывает между детьми, то бросает ребёнок с правой стороны.
Станция №7
Станция №8
«Русалочка»
1. «Нарисуй»
Инвентарь: водный пистолет.
Правила: каждый игрок из команды рисует водным пистолетом что - нибудь связанное водой.
2. «Нарисуй картину»
Инвентарь: мелки.
Правила: дети должны мелками нарисовать картину в рамке.
Оценочный материал: за каждое нарушение отнимается один балл, за правильно выполненное задание 5 баллов.