Имидж спортсмена. Факторы влияющего на него.
консультация по физкультуре
Существует мнение, что спортсмены - это люди, зацикленные только на спорте. У них практически не может быть других интересов и не хватает времени на семью и остальное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imidzh_sportsmena._faktory_vliyayushchie_na_nego.docx | 43.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Менеджмент физической культуры и спорта»
По теме:
«Имидж спортсмена. Факторы, влияющие на него»
Исполнитель:
Кузнецова Людмила Васильевна
Москва 2018 год
Содержание
Введение 3
1. Имидж и его понятие 5
2. Значение и использование понятия имиджа в спорте 8
3. Уровни анализа имиджа в спорте 9
Заключение 13
Список использованных источников 15
Введение
Существует мнение, что спортсмены - это люди, зацикленные только на спорте. У них практически не может быть других интересов и не хватает времени на семью и остальное.
Применительно к спортсменам (особенно занимающимся одним видом спорта), понятие имидж можно определить, как стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенную группу людей (в данном случае спортсменов).
Как пример можно привести футбольную команду. Какое впечатление производит на человека команда, или какой образ команды сложился в голове, такое же впечатление будет производить и каждый футболист в отдельности.
В целом существует стереотип, что профессиональный спортсмен и в повседневной жизни одевается по-спортивному, не в состоянии говорить на хоть сколько-то отдаленные от спорта темы. Однако на эту тему можно посмотреть с другой стороны и использовать их достижения как положительный пример.
Вечны вопросы, которые волнуют самую разную общественность: "Есть ли смысл делать ставку на спорт высших достижений?"; "Как развивать массовую физическую культуру и оздоровительный спорт?". В многочисленных публикациях обсуждается широкий круг вопросов, связанных с данной проблемой. Зачастую результат проявляется в пренебрежительном отношении общественности, в том числе непосредственно руководителей, к проблемам развития спорта и физкультурно-массовым формам активности населения.
Еще не так давно находясь на вершине спортивного Олимпа, человек мало заботился о том, какие чувства вызывает его персона у общественности. Сегодня же, когда физкультурно-спортивные услуги все больше приобретают форму товара и спорт активно используется в рекламной индустрии, благоприятный, привлекательный имидж спортсмена становится одним из тех факторов, которые определяют его материальное благосостояние.
Центральным понятием в имиджелогии, предметом которым она занимается, является, естественно, имидж.
Актуальность проблемы имиджа государства и роли в этом спорта сегодня определяется рядом серьезных факторов. Остановимся на основных из них. Имидж государства на международной арене свидетельствует о его экономической силе, мощи, богатстве и уровне развития культуры. Он является показателем его авторитета и успешности действий на международной арене.
Высокий положительный имидж государства играет огромную информационно-воспитательную роль для его граждан, и в первую очередь для подрастающего поколения. Спортивный имидж государства является составной частью его цельного комплексного имиджа. Спорт может поднять имидж государства, а может и понизить.
На формирование спортивного имиджа государства активно влияют его культура, система образования, наука, кадры и т.д. Это подтверждается следующим.
Имидж команды спортсменов непосредственно связан с такими психологическими процессами, явлениями и образованиями как сплоченность, коллектив, взаимозаменяемость. Имидж тренера во многом зависит от его квалификации и авторитета, вклада в развитие теории и методики спорта. Имидж спортсмена представляет за рубежом его страну, ее культуру, систему подготовки; является показателем его спортивного характера, воли, собранности, честности и т.д.
Все вышеотмеченное подчеркивает то огромное значение, которое приобретает сегодня проблема имиджа спорта для поднятия престижа и авторитета государства, воспитания молодежи, развития как профессионального, так и любительского спорта.
Имидж - это визуальная привлекательность личности. Счастлив тот, кому привлекательный имидж дан от Бога. Но, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентации. Без него не достичь крупных успехов в любой сфере деятельности, не постичь радости человеческого общения и понимания.
Важно отметить, что имидж – многофакторный феномен. С одной стороны, каждый фактор воздействует на человека одновременно по нескольким каналам, а с другой стороны, - человек, оперируя многослойными структурами, может обрабатывать каждую из них отдельно и откладывать в своем восприятии на отдельной полочке. При построении имиджа необходимо учитывать не только параметры основной деятельности человека, но и многочисленные составляющие его образа.
- Имидж и его понятие
Частью культуры делового общения является создание привлекательного имиджа. Без этого наивно рассчитывать на достойную репутацию в обществе. Слово «имидж» прочно вошло в наш быт, оно употребляется в разговорной речи, мелькает в прессе. Тем не менее не редко встречаются деловые люди, политические деятели и представители спорта, которые не придают значения своему имиджу или отводят ему второстепенную роль. Это свидетельствует о недостаточном уровне их общей культуры.
В научное употребление понятие имидж было введено только в начале 60-х годов ХХ столетия. Имидж происходит от латинского слова imago - образ, которое связано с другой лексемой - imitari, т.е. имитировать. Толковый словарь Вебстера дает следующее определение этого понятия: имидж - искусственная имитация или подача внешней формы определенного объекта, особенно личности. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, направленно формируемым в общественном сознании с помощью паблисити, рекламы или пропаганды.
Другие исследователи утверждают, что термин "имидж" имеет англоязычные корни и наиболее часто употребляется для определения того образа, который конструируется, создается с целью вызвать желаемые изменения в сознании и поведении людей, оказать на них определенное социально-психологическое воздействие.
Одним из первых, кто ввел это понятие в специальную русскоязычную литературу, был О. Феофанов. В своей известной книге «США: реклама и общество», опубликованной в 1974 году, он рассматривает имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя. Интересно отметить, что этот термин, органично вошедший в современный предпринимательский и политический сленг, почти не встречается в таких фундаментальных трудах американских авторов, как "Основы маркетинга" Ф. Котлера, "Реклама: теория и практика" Ч. Сэндиджа, В. Фрайбургера, К. Ротцола, где, казалось, сам Бог велел ему быть. В то же время Ф. Котлер много пишет о формировании образа фирмы. Что это? Позиция переводчика, заменившего английское слово image русским словом образ, или неприятие термина автором?
Но, так или иначе, слово имидж прочно вошло сегодня в украинский, русский и другие славянские языки, и думается, что своим присутствием их не засорило. Об этом можно судить по тому, как широко им пользуются в настоящее время рекламисты, журналисты, социологи, политологи, специалисты ПР и др.
В отечественной литературе понятие имидж обычно означает искусственно сформированный образ кого-либо или чего-либо - политика, предпринимателя, фирмы, товара.
В литературе, посвященной проблеме имиджа, встречаются различные определения этого понятия. М. Поплавский пишет: "имидж – это общее впечатление, которое оказывает человек на окружающих. Ваш имидж – это восприятие Вас другими людьми". Г. Почепцов характеризует имидж как "взгляд другого, восприятие меня другими", как "знаковый заменитель, отражающий основные черты человека". Л. Браун определяет имидж как путь к успеху. О. В. Данчеева и Ю. М. Швалб подчеркивают, что имидж - это набор значений, благодаря которым какой-либо объект становится известным и, с помощью которых люди определенным образом описывают его, запоминают, относятся к нему. Они рассматривают имидж как систему представлений людей о каком-либо объекте. Наиболее часто в литературе встречаются следующие определения.
Имидж – это искусственно сконструированный по определенным правилам и со специальными целями образ (политика, партии, бизнесмена, спортсмена, фирмы, спортивной команды, учреждения, руководителя и т.д.).
Имидж – это образ, который целенаправленно формируется и оказывает эмоционально-психологическое воздействие на определенных лиц с целью популяризации, рекламы и т.д. Имидж – это визуальная привлекательность личности. В словаре "Психология" (Москва, 1990) читаем такое определение имиджа: сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Этот список можно продолжать, однако достаточно приведенных определений чтобы, обобщив их, сказать: имидж – это тот образ, который формируется у окружающих, определенное отражение чего-либо. С другой стороны, имидж - не всегда пассивный образ, в большинстве случаев он конструируется с определенными целями.
С точки зрения социологии, имидж - это мнимое положение человека относительно других.
В определенной мере имидж близок понятию «социальный стереотип». Правда, стереотип чаще формируется стихийно.
Жизнеспособность имиджа основывается на подмеченном еще Гераклитом эффекте восприятия: «Главное – не то, что есть, а то, как мы это понимаем».
Имидж можно рассматривать как относительно устойчивое представление о каком-либо объекте. Много из того, что мы знаем об окружающем мире, – это знания на уровне имиджа.
2. Значение и использование понятия «имидж» в спорте
Подходя к вопросу о значении и использовании имиджа в спорте, необходимо отметить, что несмотря на важность и актуальность этой проблемы, до настоящего времени ей не было уделено должного внимания со стороны имиджмейкеров, специалистов в области ПР, спортивных психологов и др.
На проходящем в Киеве Олимпийском конгрессе (1996 г.), посвященном 100-летию Олимпийских игр, среди множества вопросов, касающихся перспектив развития Олимпийского спорта, были подняты такие, которые непосредственно связаны с рассматриваемой проблемой: коммерциализация Олимпийского спорта и массовое привлечение людей к занятию спортом.
Реалии сегодняшнего дня говорят о том, что государственные, коммерческие организации уделяют исключительное внимание формированию своего имиджа, особенно имиджа руководителей и персонала.
Что касается коммерциализации спорта, новый виток которой начался в 1991 году, необходимо подчеркнуть, что любая коммерческая деятельность с целью получения наибольшей прибыли требует привлечения специалистов в области рекламы, ПР, имиджмейкеров. Конечно, имидж спорта в этом контексте приобретает четкие, конкретные очертания, и при более детальном рассмотрении здесь имеют место нежелательные моменты. Как правило, инициативу в формировании имиджа берет на себя фирма, обслуживающая данную спортивную команду или спортсмена. В большинстве случаев из поля зрения общественности исчезает сама личность спортсмена, а остаются лишь те детали, которые способны привлечь наибольшее количество людей: экипировка спортсмена, его участие в рекламе фирмы, в престижных соревнованиях, наличие долгосрочного контракта с этой фирмой и т.д.
Таким образом, имидж спортсмена выводится за рамки его спортивной деятельности, т.е. общественность и, в частности, болельщики начинают увязывать личность спортсмена с определенной фирмой и ее коммерческой деятельностью.
Противоположные цели преследуют те, кто занят формированием имиджа, связанного с привлечением людей к занятиям спортом. И, если в первом случае главным является вопрос получения наибольшей прибыли от деятельности спортсмена, то во втором случае важным представляется целый комплекс проблем: возраст и интересы физкультурников, болельщиков, зрителей, географическое, экономическое положение страны и многое другое. В связи с этим формирование имиджа спорта в стране представляет собой очень сложный процесс, требующий учета большого количества факторов.
3. Уровни построения имиджа в спорте
Проблема имиджа в спорте является комплексной, многогранной и содержательной. Ее можно анализировать по определенным уровням. Взаимосвязь уровней анализа имиджа в спорте с его проявлением, формированием и проблемами показана в таблице 1.
Уровни анализа имиджа в спорте (по Г.В. Ложкину) Таблица 1
№ | Имидж | Проявление | Формирование | Проблемы | Сферы существования |
1. | Спортивный имидж | Общественное мнение, информация в СМИ | Посредством государственных программ, финансирования, СМИ, деятельности крупных клубов, выдающихся спортсменов | Финансовые, политические, расовые, национальные | Исторический, духовный, культурный, экономический, политический |
2. | Имидж спортивной команды | Представления болельщиков, поклонников, любителей, тренеров, информация в СМИ | Через СМИ, болельщиков, любителей, поклонников, тренеров | Финансовые, социальные, психологические | Педагогический, юридический, социально психологический |
3. | Имидж тренера | Представления болельщиков, поклонников, любителей, спортсменов, информация в СМИ | Через образование, опыт, аккредитацию, повышение квалификации | Финансовые, социально-психологические, психологические | Педагогический, психологический |
4. | Имидж спортсмена | Представления болельщиков, поклонников, любителей, спортсменов, тренеров, информация в СМИ | Через образование, воспитание, тренера, систему тренировок, СМИ | Финансовые, социально-психологические, психологические | Педагогический, психологический, психофизиологи-ческий |
Проблему имиджа спорта следует рассматривать по таким основным аспектам: психологический, педагогический, профессиональный, физиологический, коммуникативный, социологический, политологический.
В психологическом аспекте эта проблема в основном связана с изучением таких вопросов, как роль познавательной функции психики в создании имиджа; особенности создания имиджа как системы ярких ощущений, восприятий и представлений; роль мышления, эмоций, памяти, речи, воображения в процессе создания имиджа в спорте; роль потребностей, подсознания в формировании имиджа; зависимость имиджа спортсмена от проявления его темперамента, характера, воли, возможности саморегуляции, саморасслабления, самовнушения; коррекция личностного имиджа спортсмена, тренера; роль в формировании имиджа таких качеств, как коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость; роль эффективного невербального общения в процессе создания имиджа; особенности действия обыденного и теоретического сознания в формировании разновидностей имиджа в спорте; роль эффектов фасцинации, аттракции и психологических свойств цвета в процессе создания имиджа.
Психологический аспект проблемы имиджа в спорте затрагивает следующие вопросы: выработка эффективных моделей поведения спортсменов, тренеров, спортивных руководителей, менеджеров; учет психологии толпы в процессе создания имиджей в спорте; особенности воздействия на сознание, подсознание людей в процессе формирования имиджа в спорте; поиск и изучение активных средств психологического воздействия с целью формирования имиджа спорта; роль и возможности нейролингвистического программирования (НЛП) в формировании имиджа в спорте; психологические условия формирования личностного имиджа спортсмена, тренера, спортивного менеджера; психологическая подготовка к работе с представителями средств массовой информации и др.
Педагогическая сторона имиджа в спорте непосредственно отражает такие важные проблемы, как воспитание через спорт чувства любви к своей Родине, государству; формирование и усиление престижа, имиджа государства через успехи на спортивной арене. Уровень развития спорта в государстве является показателем его демократизации, его возможностей и успехов. История нашей цивилизации говорит о том, что во все времена воспитание подрастающего поколения неразрывно было связано со спортом.
Профессиональный аспект проблемы имиджа в спорте характеризуется главным образом, изучением инструментария деятельности, связанной с формированием имиджа (позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, формат, вербализация, детализация, акцентирование информации, архаизация, дистанцирование, метафоризация, визуализация и т.д.). Этим занимается имиджелогия, а используют указанный инструментарий специалисты в этой области – имиджмейкеры и работники ПР.
Основным предметом изучения физиологических особенностей создания имиджа в спорте являются проблемы функциональной готовности быть носителем определенного имиджа в спорте; физиологических механизмов регуляции процессов формирования имиджа; влияния физиологических качеств спортсмена на его имидж в спорте; физиологические реакции организма на различные воздействия, связанные с наличием определенного имиджа.
Коммуникативный аспект проблемы - это изучение роли общения в формировании имиджа в спорте, закономерностей и особенностей распространения информации в процессе создания имиджа, особенностей функционирования информации в средствах массовой информации (СМИ), значения самих СМИ в процессе формирования имиджа в спорте.
Социологический аспект проблемы отражает стремление изучить закономерности возникновения и развития имиджа в спорте в рамках социологии спорта, его место в мировой структуре; влияние на формирование имиджа в спорте разнообразных социальных образований, различных по сложности социальных систем, форм общности, социальных институтов, процессов; изучить особенности формирования имиджа в такой специфической области труда и деятельности, как спорт.
В политологическом плане рассматриваемая проблема в основном связана с изучением закономерностей формирования политического имиджа страны за счет использования престижного имиджа ее спортсменов, отдельных видов спорта, достижений спортивных команд на различных международных соревнованиях, Олимпийских играх; влияния на формирование имиджа спорта разнообразных общественных объединений и политических партий; особенностей процесса формирования имиджа спорта в зависимости от форм государственного правления (монархия, республика и т.д.), политических режимов (тоталитаризм, авторитаризм, демократия и т.д.), в зависимости от форм государственного устройства ( унитарное государство, федеративное государство и т.д.).
Определенный интерес представляет изучение социально-психологических особенностей формирования имиджа спорта в условиях действия таких факторов, как демократизация, коммерциализация, профессионализация, эмансипация и гигантизм.
Необходимо также отметить, что с появлением профессионального спорта как одного из направлений современного спортивного движения, где спортивные соревнования организовываются как шоу с целью получения максимальной финансовой прибыли, взгляды на имидж спортсмена и спорта в целом существенно изменились. Частые драки на спортивной арене (хоккей, американский футбол), некорректные заявления в адрес своих соперников (бокс), признаки «звездной болезни» (теннис, формула 1) и другие отрицательные факторы умышленно используются спортсменами и их имиджмейкерами с целью привлечения к себе внимания широкой аудитории и получения больших доходов.
В новых социально-экономических условиях деятельность, направленная на формирование имиджа в спорте, приобретает особую значимость как в сфере привлечения детей и молодежи к занятиям спортом, так и в сфере профессионального спорта с целью получения максимальной прибыли. Создание имиджа невозможно без учета его психологических основ, в первую очередь закономерностей формирования представлений. Имидж, который удалось создать с учетом отмеченных факторов, позволит расширить сферу распространения спорта среди населения, а также будет способствовать развитию коммерческой деятельности спортсменов.
Заключение
Имидж в спорте – это образ спортсмена, тренера, команды и т.д., который целенаправленно или стихийно формируется и оказывает психологическое воздействие на различные социальные группы, связанные со спортом.
Целенаправленно формируемый имидж в спорте используется в целях популяризации (или дискредитации) спортсмена, тренера, команды и т.д.
Проблема имиджа в спорте является комплексной, многогранной и содержательной. Ее можно анализировать по таким уровням: имидж спорта; имидж спортивной команды; имидж тренера; имидж спортсмена.
Этот имидж может проявляться через информацию в СМИ, общественное мнение, представления спортсменов, болельщиков, поклонников, любителей, тренеров и т.д.
Формирование имиджа спорта, имиджа спортивной команды, имиджа тренера, имиджа спортсмена может происходить посредством действия целого комплекса разнообразных факторов. Это могут быть государственные программы, государственное финансирование, система образования, воспитания и аккредитации, повышение квалификации, система тренировок, деятельность СМИ, крупных спортивных клубов, тренеров, спортсменов, болельщиков, поклонников.
Проблемами, которые придется решать в ходе формирования требуемого имиджа, будут финансовые, социальные, политические, расовые, национальные, психологические.
Сферами общественной жизни, в которых будет происходить процесс формирования и функционирования спортивного имиджа, могут быть информационная, историческая, духовная, культурная, экономическая, политическая, социальная, педагогическая, юридическая, психологическая, психофизиологическая и другие сферы.
Факторами, влияющими в разной степени на формирование положительного имиджа спортсмена, в результате исследований автора были определены следующие: спортивные достижения, участие в международных соревнованиях, годовой доход, участие в благотворительной деятельности, участие в коммерческой деятельности, наличие спонсорской поддержки, спортивный характер, культура поведения, умение общаться с представителями СМИ, умение общаться с болельщиками, коммуникабельность, этическая и адекватная реакция на провокационные вопросы, положительные отношения с тренером, позитивные отношения с партнерами по команде, позитивные отношения с судьями, позитивные отношения со спортивными менеджерами, позитивные отношения со вспомогательными работниками, общая культура, интеллект, образование, научная деятельность, владение иностранными языками, профессиональные знания (спортивная физиология, спортивная психология и т.д.), внешние данные (лицо, рост, фигура), умение одеваться.
Список использованных источников
- Зуев В.Н. Менеджмент и менеджеры отечественной сферы физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. Учеб.-метод. объединением по образованию в области физической культуры и спорта. – М.: Физическая культура, 2006. – 387 с.
- http://www.biblion.ru/product/1053957/
- Гуськов С.И. Спонсор и спорт. С.И Гуськов. – Москва, 1995- 68с.
- Гуськов С.И. Спортивный маркетинг. С.И Гуськов. – К., 1996-48с.
- Платонов В.Н. Олимпийский спорт. В.Н Платонов. – К., 1996- 23с.
- Джейн Э. Эффективная презентация. Э.Джейн. – М., 1997-95с.
- Почепцов Г.Г. Профессия – имиджмейкер. Г.Г Почепцов – К., 1998-56с.
- Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: Учеб. Пособие // А.В. Починкин. – Малаховка: МГАФК, 2010. – 210 с.
- http://rucont.ru/efd/280564
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по химии в школе для глухих детей ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ
ТЕМА: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ. ЦЕЛЬ: Изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции.ЗАДАЧИ:...
Факторы, влияющие на качество дополнительного образования в ДШИ
Каждый работающий в образовании сразу может сказать, что основные показатели качества образования – это показатели ЗУНов, результаты поступления выпускников, итоги...
Педагогический совет«Возможности школы по преодолению некоторых факторов, влияющих на физическое, психическое, социальное здоровье школьников»
В папке предлагается тема, цели и задачи педсовета, подробный план, доклады, презентации....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР. Факторы, влияющие на климат России.
1. Цели и задачи урока:Цель:познакомить с основными факторами, влияющими на климат России: географическом положении, солнечной радиации, циркуляции воздушных масс.З...
Статья "Факторы, влияющие на школьную успеваемость: психологические факторы"
Факторы, влияющие на школьную успеваемость: психологические факторы...
Спрос и факторы влияющие на него
Перечень факторов, влияющих на спрос с пояснением...
Предложение и факторы влияющие на него
Перечень факторов, влияющих на предложение...