Подготовка и итоги выступления команды МОУ «СОШ с. Новая Порубежка Пугачевского района Саратовской области» в финальном этапе Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания»
статья по физкультуре
Анализ подготовки и итогов выступления команды учащихся МОУ «СОШ с. Новая Порубежка Пугачевского района Саратовской области» в финальном этапе Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания» в 2015 и в 2016 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogi_vystupleniya_komandy_mou.doc | 229 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка и итоги выступления команды МОУ «СОШ с. Новая Порубежка Пугачевского района Саратовской области» в финальном этапе Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания»
Учитель физической культуры
МОУ «СОШ с. Новая Порубежка»
Аюпов Ринат Арсланович
На современном этапе стратегической задачей развития физической культуры в России, является освоение подрастающим поколением основных ценностей, обеспечивающих укрепление физического и нравственного здоровья, умственной и физической работоспособности детей.
Значительный вклад в ее решение вносит современная педагогика. Одним из основных направлений воспитательной работы в школе является воспитание гармонично развитой личности и в большей степени оно ориентировано на систему физического воспитания.
В рамках реализации Указа Президента РФ от 30 июля 2010г. № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников», в целях создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, направленной на совершенствование физической подготовки школьников, их массовое привлечение к занятиям физической культурой и спортом, а также формирования у детей и подростков здорового образа жизни, ежегодно проходят Всероссийские соревнования школьников «Президентские состязания».
Игровая и соревновательная деятельность является наиболее эффективным средством в привлечении учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Программа «Президентские состязания» рассчитана на всех ребят, обучающихся в школе, независимо от их двигательной одаренности.
Новый подход к физическому воспитанию учащихся базируется на расширении, прежде всего, спортивных занятий развивающей направленности, на создание широкого спектра мотивации к занятиям физической культурой и спортом, предоставляет каждому ребенку широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «Я», на самосовершенствовании, стимулирует самого человека к занятиям физическими упражнениями и самоконтролю своего состояния, позволяет каждому человеку следить за собственным уровнем физической кондиции на протяжении практически всей жизни.
«Президентские состязания» рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания школьника, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Вот уже 18 лет учителя физкультуры в школах России проводят соревнования между классами по «Президентским тестам». В основе программы – специально разработанные тесты для определения физического состояния и здоровья школьника при помощи определённого комплекса упражнений, направленных на гибкость, быстроту, выносливость, силу и ловкость. Тестирование уровня физической подготовки участников состязания проводится в начале и в конце учебного года, в результате чего выявляется самый спортивный класс. Наша школа - «МОУ СОШ с. Новая Порубежка» не исключение. В школе, районе, области подводятся итоги этих состязаний. Учащиеся нашей школы на протяжении шести лет принимали участие в муниципальном этапе соревнований «Президентские состязания».
По результатам муниципальных и региональных этапов соревнований в 2015 и 2016 году команды семиклассников и шестиклассников нашей школы представляли Саратовскую область на 17-ых и 18-ых Всероссийских соревнованиях школьников «Президентские состязания» среди сельских класс-команд в г. Анапа, куда приехали состязаться класс – команды из разных регионов России. В 2015 году класс-команда школы заняла первое место в общекомандном зачете среди 72 команд России, второе место в спортивном многоборье и уличном баскетболе. В сентябре 2016 года – второе место в общекомандном зачете среди 76 команд и второе место в спортивном многоборье. Как я добился такого хорошего результата?
После победы в региональном этапе соревнований в 2015 году, мною был проведен тщательный анализ выступления пугачевских класс-команд во Всероссийском этапе «Президентских состязаний» последних пяти лет. Были собраны и проанализированы материалы выступлений по спортивному многоборью, видеоматериалы участия в творческом конкурсе, вопросы теоретических конкурсов; организованы просмотры с сайта ФДЦ «Смена» видеоматериалов проведения соревнований «Президентские состязания» с 2010 по 2014 год, целью которых являлось обучение правильному выполнению упражнений в спортивном многоборье.
Готовя учащихся к выполнению упражнений: бег 60 м., бег 1000м., сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, подтягивание на высокой перекладине, наклоны вперед из положения сидя на полу, прыжки в длину с места, подъем туловища из положения лежа на полу, я в первую очередь обращаю внимание на состояние двигательных качеств: силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости. Для развития двигательных качеств я придерживаюсь следующих правил:
- доступность: суть заключается в том, что нагрузка должна соответствовать возрасту, полу, уровню физической подготовленности учащихся. Доступность нагрузки также обозначает такой объём требований, который создаёт оптимальные предпосылки её воздействия на организм занимающегося без ущерба для здоровья.
-систематичность: добиться положительных сдвигов в развитии двигательных качеств возможно лишь при условии соблюдения строгой повторяемости нагрузочных требований, отдыха и непрерывности процесса занятий.
-постепенность: это правило выражает общую тенденцию постепенного повышения нагрузок.
Одним из основных двигательных качеств является гибкость. Она приобретается в процессе выполнения динамических, статических, стато - динамических упражнений на растягивание мышечно – связочного аппарата.
Комплекс упражнений для развития гибкости я составил из различных видов наклонов, как с положения стоя, так и с положения сидя; упражнения на наклоны в парах, пружинящие наклоны.
Для развития силы ребята выполняли упражнения на брусьях, подтягивания различными хватами на перекладине; сгибание-разгибание рук с различной постановкой; работу со штангой.
Быстрота зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах и от выносливости. Проявление быстроты зависит от состояния нервной системы.
Для развития быстроты я применял: бег на короткие дистанции из разных исходных положений, бег с высоким подниманием бедра в течении минуты, беговые упражнения на месте и в движении с максимальной частотой шагов, челночный бег, повторный бег с максимальной скоростью на короткие дистанции с обязательными паузами для отдыха; прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки; прыжки через короткую и длинную скакалку; многократное повторение в темпе вскоков на возвышение и соскоков.
Для развития выносливости я составил комплекс упражнений, состоящий из наклонов и приседаний в разном темпе, с различной амплитудой и дозировкой, бег и ходьбу на короткие, средние и длинные дистанции в различном темпе, постепенно увеличивая общую продолжительность упражнений по времени. Скорость на дистанции лучше увеличивать за счёт учащения шагов. Применял бег и ходьбу по пересечённой местности с ускорениями, бег в гору, постепенно увеличивая частоту движений ног и рук, бег с горы, медленный бег в течение 8 – 10мин, прохождение дистанции 3-5км в разном темпе и на время.
Развитию скоростной выносливости способствуют повторный бег на дистанции 60 – 300м., многократный пробег коротких отрезков по 20 – 30м., бег на 2 км из 6- 8 ускорений, выполняя их в умеренном темпе,
лазание по канату по 3-5 раз без помощи ног, подтягивание на перекладине 8-12раз ( по3-5 подходов).
Для развития прыгучести использовал прыжковые упражнения через короткую и длинную скакалку, вскоки и соскоки на тумбы разной высоты с последующим отталкиванием ногами.
В дополнительных видах «Президентских состязаний» дартсе и уличном баскетболе 3х3 требовалось проявить такие физические качества как меткость, ловкость, координация движений, быстрота, прыгучесть.
В процессе занятий спортивной направленности (с элементами соревнований) закаляется воля, характер человека, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.
Учащиеся, тренируясь рядом с товарищами, соревнуясь с соперниками, совершенствуют свою физическую подготовку, обогащаются опытом человеческого общения, учатся понимать других, слаженно работать в команде.
Неотъемлемой частью в подготовке к «Президентским состязаниям» является подготовка к теоретическому конкурсу. Ребята, разбившись на произвольные пары, искали ответы на примерные вопросы конкурса в Интернет. Затем ответы на вопросы систематизировались. После изучения вопросов и ответов, проводили групповые и парные проверки знаний к теоретическому конкурсу. Подготовка к конкурсу требовала от ребят полной самоотдачи, высокой умственной работоспособности, ответственности, умения работать с Интернет-ресурсами. Эта работа велась в течение двух месяцев и дала высокие результаты. На Всероссийском этапе «»Президентских состязаний» наша класс-команда заняла 7 место среди 72 команд России в 2015 году, набрав 83 балла из 90 возможных и 6 место в 2016 году, набрав 87 баллов из 90.
Самой интересной, но в то же время непредсказуемой частью «Президентских состязаний» является творческий конкурс. Этот конкурс развивает детей всесторонне: духовно, творчески, физически. Здесь ребенок должен показать себя не только спортсменом, но и поэтом, певцом, танцором. Творческий конкурс требует огромной силы воли, преодоление страха перед сценическим выступлением, умения лаконично и красочно представить свою малую родину, школу, край. Конкурс воспитывает в детях морально-нравственные качества и патриотические чувства. В 2015 году он был посвящен 70-летию Победы в великой Отечественной войне. Основу выступления составила информация, подготовленная ребятами, об участии спортсменов-саратовцев и земляков-односельчан в Великой Отечественной войне.
Тема творческого конкурса в 2016 году - «Россия – родина моя!». В выступлении был использован материал о культурных и технических достижениях знаменитых земляков. В выступлениях первого и второго года участия в Президентских состязаниях, ребята исполняли песни и танцы, читали стихи, соответствующие тематике творческого конкурса. Таким образом, участники состязаний показали себя не только как спортсмены и знатоки истории спорта, но и как таланты художественной самодеятельности. Учитывая опыт предыдущего выступления, в 2016 году был сделан акцент на строгое соблюдение методических рекомендаций по подготовке к творческому конкурсу. В 2015 году команда школы заняла в этом конкурсе 16 место, а в 2016 году 8 место.
Главная задача, связанная с подготовкой школьников к достижению высоких личных результатов через «Президентские состязания» заключается в том, чтобы они были спортивно мотивированными, готовыми бороться за победу в соревнованиях, были морально и нравственно закалены, не прекращая процесс самосовершенствования.
Учитывая, что соревнования школьников «Президентские состязания» многоуровневые (школьный, муниципальный, региональный, Всероссийский этап) они позволяют, ставить конкретные перспективные и промежуточные цели, оценивать свою деятельность в связи со сроками достижения промежуточных целей и степенью приближения перспективной.
Эта особенность спортивной и соревновательной деятельности оказывает определённое влияние на формирование черт характера человека уверенности в себе и своих силах, развитие возможностей достижения намеченной цели.
В процессе подготовки, каждый участник соревнований «Президентские состязания» чувствует себя частицей коллектива, как единого организма, настроенного на выполнение конкретной цели. Совершенно естественно, что как таковой он оценивается коллективом в первую очередь по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции выполняет.
На «Президентских состязаниях» обязательным видом для всех было президентское многоборье, которое является здесь главным. Это самая трудная и, конечно же, самая интересная часть фестиваля. Кроме того, данное многоборье позволяет проанализировать развитие всех основных физических качеств детей, выявить его слабые стороны, наметить направления дальнейшей работы педагогов.
По итогам шести упражнений, определяющих уровень развития силы (подтягивание – мальчики, сгибание и разгибание рук в упоре лежа – девочки, подъем туловища из положения лежа за 30 сек.), скорости (бег 60 м), гибкости (наклон вперед из положения лежа), выносливости (бег 1000 м) и скоростно-силовой подготовки (прыжок в длину с места), была определена сумма очков, набранных каждым участником класс-команды на каждом из этапов фестиваля.
Если дифференцированно рассмотреть уровень развития физических качеств детей от этапа к этапу на диаграмме, то можно определить личностный рост физических качеств каждого участника класс-команды от этапа к этапу.
Уровень развития личных физических качеств девушек 2015 г.
Уровень развития личных физических качеств юношей 2015 г.
Для анализа общего уровня физического развития участников фестиваля используется таблица, в которой уровень подготовленности детей оценивается в зависимости от суммы набранных очков в шести видах президентского многоборья.
Уровень физической подготовки | Сумма очков |
Сверхвысокий | 300 |
Высокий | 220 |
Хороший | 150 |
Допустимый | 80 |
Неудовлетворительный | Менее 80 |
В итоге, пользуясь данной таблицей, мы видим возросший уровень физической подготовки детей, причем не отдельных особо одаренных юных спортсменов, а всей команды в целом. На последнем, Всероссийском этапе соревнований «Президентские состязания», 50% участников класс-команды имеют высокий и 50 % сверхвысокий уровень физической подготовки.
Итоговый результат выступления команды в «Президентских состязаниях» складывается из результатов выступлений каждого члена команды. По данному графику мы можем пронаблюдать рост достижений школьной команды в спортивном многоборье от муниципального к региональному, от регионального к всероссийскому этапу в 2015 – 2016 годах.
Сумма очков в командном зачете по годам выступлений на «Президентских состязаниях»
Таким образом, мы можем сделать вывод, что спортивная деятельность через соревнования школьников «Президентские состязания» влияет на формирование личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело.
«Президентские состязания» не только являются средством укрепления физического совершенствования человека, рациональной формой проведения досуга, но и существенно влияют на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на нравственные, волевые и интеллектуальные качества, на способность человека общаться и работать в коллективе, сочетать в себе внутреннюю и внешнюю красоту человека.
Хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста и развития, имеет большое значение для деятельности человека в зрелые годы, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни.
Список литературы.
1. Андронов О.П. « Физическая культура, как средство влияния на формирование личности » М.: Мир, 1992.
2. Белорусова В.В. « Воспитание в спорте» М., 2005
3. Захарова Е.Л. « Как спорт помогает оценивать себя» М., 1988
4. Крутецкий В.А « Основы педагогической психологии» М., 2003
5. Матвеев Л.П. «Влияние спорта на формирование воли» М.,2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийские соревнования школьников "Президентские состязания" - региональный этап
Справка. Итоги соревнований "Президентские состязания" - региональный этап....
Сценарий праздника Веселые старты» провидение школьного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» в 2017 году
Сценарий праздника Веселые старты» провидение школьного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» в 2017 годупропаганда здорового ...
Положение о проведении школьного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Положение о проведении школьного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»
1. Цель и задачиСоревнования проводятся с целью реализации Указа Президента Российской федерации № 948 от 30 июля 2010 года.Задачи:Укрепление здоровья школьников, повышение их двигательной активности...
Справка по итогам III регионального этапа Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания» среди учащихся 7-х классов.
Справка по итогам III регионального этапа Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания» среди учащихся 7-х классов....
Муниципальный этап Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» 2021 год.
Муниципальный этап Всероссийских спортивных соревнований школьников«Президентские состязания» 2021 год....
Об итогах муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» среди обучающихся общеобразовательных учреждений Большесолдатского района в 2020/2021 учебном году.
Об итогах муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» среди обучающихся общеобразовательных учреждений Большесолдатского района в...
Методическое пособие по подготовке к теоретическому конкурсу Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» для обучающихся 5-11 классов
Методическое пособие, предназначенное для обучающихся 5-11 классов,разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 948 "О проведении всероссийских спортивных ...