ПК 3.3.
проект
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы исследования: На данный момент практика физического воспитания школьников свидетельствует о том, что общая динамика двигательной и особенно скоростно-силовой подготовленности детей и подростков за последние годы не только не улучшается, но и имеет тенденцию к снижению. Возникает необходимость уточнить, какие именно средства и методы наиболее эффективны для воспитания скоростно-силовых способностей у детей среднего возраста на уроках физической культуры.
Цель исследования: На основе анализа методической литературы выбрать комплекс тестов для оценки скоростно-силовых способностей и разработать программу для развития данного качества на уроках по лыжной подготовке для обучающихся средних классов Методы исследования: Носят теоретический характер: анализ литературы, обобщение и систематизация материала по теме работы.
Задачи исследования: Провести анализ научно-методической литературы по указанной теме. Подобрать комплекс тестов для оценки скоростно-силовых способностей. Подобрать комплекс игр и игр-эстафет, посредством которых будут развивать скоростно-силовые способности.
Глава 1. Оценка развития скоростно-силовых способностей учащихся среднего школьного возраста 1.1 Общая характеристика скоростно-силовых способностей Скоростно-силовые способности – проявляются в двигательных действиях, в которых на ряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. Внешне проявляемая в двигательных действиях сила и скорость связаны обратно пропорциональной зависимостью.
1.2 Возрастные особенности детей среднего школьного возраста Опорно-двигательный аппарат. Мышечная система. Процесс полового созревания. Сердечно-сосудистая система. Особенности изменения дыхательных функций. Особенности изменения энергетического обмена веществ.
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых способностей Автор Возраст А.А. Гужаловский 10-16 лет Н.Н. Гончаров 12-15 лет В.С. Фарфель 8; 14-15 лет
1.4 Факторы определяющие скоростно-силовые способности Для эффективного развития более высоких скоростно-силовых показателей необходимо учитывать следующее: Подвижность нервных процессов. Соотношение различных мышечных волокон, их эластичности растяжимости. Эффективность внутримышечной и межмышечной координации. Совершенство техники движений. Степень развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости. Содержание АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и восстановления
1.5 Средства воспитания скоростно-силовых способностей Упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается. Упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая. Упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений около максимальной и выше.
Глава II РАЗВИТИЕ И ОЦЕНКА СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1 Содержание школьной программы по лыжной подготовке у среднего школьного звена Основная направленность классы 5 6 7 8 9 На освоение техники лыжных ходов Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы. Подъем «полу- елочкой». Тормо- жение «плугом». Повороты переступанием. Прохождение дистанции Одновременный двухшажный и бесшажный ходы. Подъем «елочкой». Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции. Одновременный одношажный ход. Подъем в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Поворот на месте махом. Прохождение дистанции. Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плу гом». Прохождение дистанции . Попеременный четырехшажный ход.. Переход с попеременных ходов на одно- временные. Преодоление контруклона. Прохождение дистанции до . Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий и др.
2.2 Средства лыжной подготовки для развития скоростно-силовых способностей Игровые упражнения широко используются для функциональной подготовки, совершенствования техники выполнения упражнений и развития физических способностей детей (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости). Игры и игровые упражнения включают элементы соревновательных действий, их варианты, а также движения и действия, сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей. Игры и игровые упражнения определяются спецификой данной подготовки, в зависимости от раздела, который изучают ученики. Они направлены на дифференцированное воздействие, на воспитание физических качеств и навыков, необходимых современному школьнику.
2.2.1. Подвижные игры зимой на снегу № Урока Содержание 1 Урок 1. «Лыжники, на места!»; 2. «Салки» 2 Урок 2. «Салки»; 3. «Догонялки» 3 Урок 3. «Догонялки»; 4. «Нападение акулы» 4 Урок 4. «Нападение акулы»; 5. «Охотники и утки на лыжах» 5 Урок 6. «Танки»; 7.«У какой елки меньше ветвей» 6 Урок 7.«У какой елки меньше ветвей»; 8. «Лыжная сороконожка» 7 Урок 9. «Охота на лис»; 10. «Занять место» 8 Урок 1. «Лыжники, на места!»; 10. «Занять место»
2.2.2. Игры-эстафеты зимой на снегу № Урока Содержание 9 Урок 1. «Лыжные гонки» 2. «Гуськом на лыжах» 10 Урок 3. «На горку и с горки» 4. «Лыжные змейки» 11 Урок 5. «Подними предмет» 6. «Построй звезду» 12 Урок Проведение оценочных тестов. 7. «Кто быстрее»
2.3 Оценка скоростно-силовых качеств обучающихся среднего школьного возраста Оценка двумя способами: 1) с помощью измерительных устройств – динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.
Контрольные испытания: Челночный бег 3х10 м. Прыжки через скакалку 30 сек. Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 30 сек/раз. Прыжок в длину с места с двух ног. Метание набивного мяча. Бег на лыжах 100 метров.
Выводы по II главе В ходе исследования мы выяснили, что для эффективного развития скоростно-силовых способностей важно учитывать деятельность учеников на уроках физической культуры и в соответствии с этим подбирать средства для развития скоростно-силовых способностей, а также оценивать имеющиеся умения учеников посредством оценочных тестов.
В выпускной квалификационной работе мы планируем: В выпускной квалификационной работе мы планируем на практике применить перечень подвижных игр и игр-эстафет зимой на снегу для развития скоростно-силовых качеств, а также оценить развитие этого качества у детей посредством оценочных тестов проведенных в начале и в конце практики.
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, я студентка 39 группы, готова представить вашему внимаю тему моей курсовой работы Развитие и оценка скоростно-силовых способностей у обучающихся среднего школьного возраста на уроках лыжной подготовки
СЛАЙД Актуальность проблемы исследования вы можете увидеть на экране.
По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания в школе подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей обучающихся, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких результатов в дальнейшем СЛАЙД
На основании проблемы исследования нами была определена тема исследования
Цель, методы СЛАЙД и задачи исследования, на экране:… (2СЕК СЛАЙД)
Вспомним первую главу Оценка развития скоростно-силовых способностей учащихся среднего школьного возраста
1.1. Под скоростно-силовыми способностями понимают комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которого лежит понятие «сила».
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. СЛАЙД
1.2 Под возрастными особенностями детей среднего школьного возраста: нами были рассмотрены:
Опорно-двигательный аппарат
Подростковый возраст – период активного формирования скелета. В этом возрасте мышечно-связочный аппарат у детей всё ещё недостаточно крепок.
Мышечная система
В пубертатный период быстрыми темпами развивается и мышечная система. К 14-15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий и тканевая дифференциация в скелетных мышцах достигают высокого уровня.
Процесс полового созревания
Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В этот период происходят значительные морфофункциональные перестройки, характерны высокая активность обменных процессов, интенсификация ростовых процессов.
Сердечно-сосудистая система
Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе. Так, сердце от 6 до 14 лет увеличивает свой объём на 30-35%, а в процессе полового созревания объём сердца увеличивается на 60-70%.
Особенности изменения дыхательных функций
Режим дыхания у подростков всё ещё менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл. По мере развития организма изменяется способность адаптироваться к недостатку кислорода.
Особенности изменения энергетического обмена веществ
С началом полового созревания энергетические процессы идут более напряженно по сравнению с взрослыми. При этом следует иметь в виду, что индивидуальные потребности в энергии меняются в широких пределах в зависимости от различий в массе тела, уровня двигательной активности. СЛАЙД
1.3 Сенситивные периоды – это периоды снижения генетического контроля и повышенной чувствительности отдельных признаков организма к средовым влияниям, в том числе педагогическим и тренерским
Анализ литературы выявил некоторые различия в определении сенситивных периодов в развитии скоростно-силовых качеств которые вы можете увидеть на экране
Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Выготским. СЛАЙД
1.4. Рассмотрим факторы, определяющие скоростно-силовые способности, они представлены на экране
Факторы во многом зависят от характера напряжения мышц в том или ином движении, который выражается в различных движениях скоростью развития силового напряжения, его величины и длительности. СЛАЙД
1.5 К средствам воспитания скоростно-силовых способностей относят упражнения как целостного, так и локального воздействия. Одни служат для комплексного укрепления мышечных групп и обеспечивают достаточно высокую нагрузку на весь организм.
Для развития скоростно-силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста используют три группы упражнений, которые представлены на экране.
Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение основной задачи – развития быстроты движений и силы определенной группы мышц. СЛАЙД
Рассмотрим вторую главу РАЗВИТИЕ И ОЦЕНКА СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ: (СЛАЙД)
2.1 В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 5-го по 9-ый классы. Уроки по лыжной подготовке проводятся в школе в третьей четверти, после зимних каникул, в объеме 12 часов в каждом классе.
Что входит в содержание школьной программы по лыжной подготовке у среднего школьного звена вы можете прочесть на экране виде таблицы
Программой предусмотрено: овладение учащимися умениями и навыками в основных способах передвижения на лыжах; навыками самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений; повышение общей работоспособности и развитие основных физических и морально-волевых качеств. СЛАЙД
2.2 Известно что, игровые упражнения — это физические упражнения, в которых используются те или иные методические особенности игры, являются средством лыжной подготовки для развития скоростно-силовых способностей.
На основе изученной литературы было выявлено, что положительное влияние на развитие скоростно-силовых оказывают многие подвижные игры и особенно эстафеты, специально отбираемые и разрабатываемые для этой цели. Это игры и игры-эстафеты способствующие развитию быстроты реакции, быстроты перемещения и ловкости, быстроты ответных действий, преимущественно развивающие силу, быстроту сокращения мышц, прыгучесть. СЛАЙД
2.2.1. План проведения уроков по лыжной подготовке у среднего школьного возраста для развития скоростно-силовых качеств, средствами которого являются подвижные игры зимой на снегу, представлены на экране виде таблицы.
Двигательная деятельность детей зимнее время значительно сокращается, уменьшается и время их нахождения на воздухе, что отрицательно сказывается на их самочувствии и физическом развитии. Поэтому подвижные игры зимой на снегу оказывают благоприятное воздействие на физическое состояние учащихся. СЛАЙД
2.2.2. План проведения уроков по лыжной подготовке у среднего школьного возраста для развития скоростно-силовых качеств, средствами которого являются игры-эстафеты зимой на снегу, так же представлены на экране виде таблицы.
Все игры-эстафеты составляются из движений, выполнение их вполне доступно и интересно школьникам. Игры-эстафеты способствуют совершенствованию двигательных действий и развитию скоростно-силовых способностей. Полное описание игр-эстафет смотреть в приложении. СЛАЙД
2.3 В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами, они представлены на экране:
В школьной практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует, какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. СЛАЙД
Для оценки скоростно-силовых качеств обучающихся в выпускной квалификационной работе будут использованы следующие контрольные испытания которые вы можете увидеть на экране :
По большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (высокий, средний, низкий) СЛАЙД
Выводы по второй главе вы можете увидеть на экране
В заключении хочется сказать, что скоростно-силовые способности предпочтительнее развивать в период обучения детей в 5-9 классах.
Но для эффективного развития скоростно-силовых способностей необходимо учитывать возрастные особенности развития обучающихся. Целесообразно накладывать развитие скоростно-силовых способностей на лыжную подготовку, так как в этом виде спорта существуют все вспомогательные средства для развития этого качества.
В дипломной работе мы планируем на практике применить перечень подвижных игр и игр-эстафет зимой на снегу для развития скоростно-силовых качеств, а также оценить развитие этого качества у детей посредством оценочных тестов проведенных в начале и в конце практики. (СЛАЙД) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, МЫ ГОТОВЫ ОТВЕТИЬ НА ВАШИ ВОПРОсы.
Предварительный просмотр:
Спортивный час «Старты шуток»
Цели:1.Пропаганда здорового образа жизни.
2.Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.
3.Совешенствование связи школы через привлечение к совместным общешкольным мероприятиям.
4.Воспитание « здорового духа соперничества».
Ведущий: В каждом старте доля шутки,
Не стоим мы ни минутки.
Пусть звучит веселый смех
Впереди вас ждет успех.
Мы жюри вам представляем
И успехов всем желаем…
Представление жюри: учитель физической культуры – Маматова С.А. и заведующая филиалом – Баурина С.П.
Ведущий: И так мы начинаем.
Двадцать первый любит век
Тех, кто любит быстрый бег.
Просим участников эстафеты
Не терять кроссовки свои и штиблеты.
1 Конкурс «Бег с мячом»
Участник бежит с мячом до стены, возвращается и передает мяч следующему игроку.
Ведущий: Начинаем спортивный этап второй,
«Веселые старты» зовут нас в бой.
Мячик всем снаряд известный,
И красивый, и полезный,
Много есть с мячом соревнований,
Мы их для Вас подбираем заранее.
2конкурс «Прокати мяч»
Команды выстраиваются в колонны по одному. Первый берет обруч, катит мяч обручем до стойки, возвращается передавая эстафету следующему.
Ведущий: К нам вчера приполз питон.
Всех нас поражает он.
Где тут хвост, где голова…
Мы не поняли сперва.
3конкурс «Перетягивание питона»
Команды перетягивают канат. Дается 2 попытки. Если ничья, то еще одна попытка.
Ведущий: Как послала белка- мать
Деток шишки собирать
Заигрались бельчата,
Помогите им ребят.
4конкурс «Шишка для белочки»
Каждый игрок закидывает по три шишки в ведро. Чья команда соберет больше шишек.
Ведущий: Для друзей не жалко
Спортивного обруча.
Быстрей прокати
И будь впереди!
5 конкурс «Прокати обруч»
На дорожке проводятся две линии на расстоянии 20 - 25 м одна от другой. Каждый игрок должен прокатить обруч от первой до второй линии, вернуться обратно и передать обруч своему товарищу. Выигрывает та команда, которая раньше завершит эстафету.
Ведущий:
Готовы прыгать вы везде?
Кто выше, кто же дальше?
6 конкурс «ЧЕХОРДА» (прыжки в длину)
Первый прыгает приседает, затем второй, третий и т.д.
Ведущий: Встретились подружки
Веселые лягушки,
Прыгают и скачут
Весело им значит.
7 конкурс «Веселые лягушки» (прыжки в длину)
Участники делятся на две команды. На расстоянии 8-10 м. от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала 1-ый, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и бежит назад. 2-ой берет обруч и делает через него три прыжка и идет чередование скакалки и обруча. Чья команда быстрее справится, та и победит.
Ведущий: И последний вид соревнованья,
К нему мы готовились заранее:
Пройди, не упади и быстрей перейди.
8 конкурс «Встречная эстафета».
( Пройди болото по кочкам)
Дети делятся на команды по 4 человек в каждой. Участники строятся во встречных колоннах по одному на расстоянии 8 - 10 м одна от другой. Направляющие колонн первой группы получают по 2 деревянных бруска, . Положив 1 брусок встает на него и передвигает второй. Встает на второй передвигает первый и т.д. Так игрок передвигается до противоположной колонны. Направляющий противоположной колонны, получив бруски за линией старта, выполняет то же. Побеждает команда, игроки которой быстрее поменяются местами в колоннах.
Ведущий: Вы, не зря, друзья старались
Хоть немного запыхались,
Но зато здоровый вид
И прекрасный аппетит.
Жюри подводит итоги
Ведущий: Победителей поздравляем
И награды вручаем.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра естественнонаучных
дисциплин и физического воспитания
Станиславчук Людмила Владимировна
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЯЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Реферат
Реферат защищен Специальность
с оценкой_____________ Курс 2, группа: 29
« »__________201_ года Руководитель: Сайбель М.Н.
преподаватель МДК 01.01.
Кандидат педагогических наук
Челябинск 201
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1.1 ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | |
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1.1 Общая характеристика скоростно-силовых способностей | 4 |
1.2 Возрастные особенности детей среднего школьного возраста | 6 |
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых способностей | 11 |
1.4 Факторы определяющие скоростно-силовые способности | 13 |
1.5 Средства воспитания скоростно-силовых способностей | 15 |
Выводы по 1 главе | 17 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 18 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 19 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. На данный момент актуальность проблемы исследования состоит в необходимости определения эффективности воспитания скоростно-силовых качеств подростков, что дает возможность обосновать содержание уроков физической культуры в среднем школьном возрасте.
Скоростно-силовая подготовка у детей среднего школьного возраста является одним из важных компонентов в повышении результатов на всех этапах обучения.
Всестороннее развитие детей, их высокий культурный и моральный уровень, гармоничное развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), хорошая работоспособность сердечнососудистой системы, дыхательной и других систем организма, здоровье – главная задача образования в физической культуре.
В основе всесторонней подготовки лежит взаимосвязь всех качеств человека: развитие одного их них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание одного или нескольких качеств в развитии задерживает развитие остальных [5].
В связи с тем, что в подростковом возрасте организм человека находится еще в стадии формирования, воздействие физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно. Поэтому для рационального осуществления учебного процесса по физической культуре в школе важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей среднего школьного возраста.
По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания в школе подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей детей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких результатов в дальнейшем [4, 11, 15].
Но на данный момент практика физического воспитания школьников свидетельствует о том, что общая динамика двигательной и особенно скоростно-силовой подготовленности детей и подростков за последние годы не только не улучшается, но и имеет тенденцию к снижению. Общий уровень развития физических качеств явно недостаточен как для дальнейшей спортивной деятельности, так и для успешной будущей трудовой деятельности в различных областях современного предпринимательства и производства, а также службе в армии [16].
Возникает проблема выяснить, какие средства и методы наиболее эффективны для воспитания скоростно-силовых способностей у детей среднего возраста на уроках физической культуры.
На основе актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Оценка скоростно-силовых способностей учащихся среднего школьного возраста».
Цель исследования: теоретически проанализировать особенности развития скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи:
- Провести анализ научно-методической литературы по указанной теме.
- Определить возрастные и половые закономерности развития организма у детей среднего школьного звена.
- Рассмотреть сенситивные периоды развития скоростно-силовых способностей.
- Изучить факторы влияющие на проявление скоростно-силовых способностей.
- Проанализировать средства, посредством которых можно развить скоростно-силовые способности.
Методы исследования: носят теоретический характер: анализ литературы, обобщение и систематизация материала по теме работы.
1.1 Общая характеристика скоростно-силовых способностей
Понятием «силовые способности» широко пользуются для конкретизации представлений о силовых возможностях или о силе как об одном из физических способностей спортсмена. В исследованиях обнаружено, что различные типы силовых проявлений (например, в статических условиях, в продолжительном беге, в скоростно-силовых упражнениях) в спорте и вообще в двигательной деятельности нередко мало связаны или даже отрицательно взаимодействуют друг с другом. Это послужило поводом для дифференциации понятия «сила» [16,17].
Силовые способности необходимы во всех основных видах спорта, но в разной мере и в разных соотношениях. В одних видах спорта в большей мере требуются силовые способности, в других – скоростно-силовые, в третьих – силовая выносливость [8, 16].
Известно, что развитие скоростно-силовых способностей обусловлено развитием силовых способностей. Вместе с тем максимальные показатели скорости движений не связанны прямо пропорционально с максимальным проявлением силы. Напротив, с механической точки зрения они находятся в обратной зависимости – согласно так называемому «основному уравнению мышечной динамики» А. Хилла [6].
Под скоростно-силовыми способностями понимают комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которого лежит понятие «сила».
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины [12]. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках длину и в высоту, с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, метании копья) возрастает значимость скоростного компонента [1, 2, 16].
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов Ю.В. Верхошанский дополнительно выделяют следующие виды соединения силовых способностей с другими двигательными способностями:
- Взрывная сила – отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях).
- Быстрая сила (разновидность скоростно-силовых способностей) - характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.
- Стартовая сила (компонент взрывной силы) – это характеристика
способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. - Ускоряющая сила (компонент взрывной силы) – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.
- Силовая ловкость (к циклической работе и к ациклической работе) -способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц (Ж.К. Холодов). Проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации (регби, борьба, хоккей).
- Как разновидность скоростно-силовых усилий выделяют еще амортизационную силу.
- Амортизационная сила – физическая сила, проявляющаяся при смягчении толчков и ударов с помощью сокращения мышц [1, 2, 12].
1.2 Возрастные особенности детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (5-9 классы).
В подростковом периоде продолжается морфофункциональное созревание различных органов и систем. Совершенствуется нейронная организация коры больших полушарий, в особенности её филогенетически наиболее новых отделов – ассоциативных областей коры, играющих важнейшую роль в осуществлении психофизиологических функций. Существенные преобразования претерпевает мышечный аппарат: дифференцируются мышечные волокна, обеспечивающие совершенствование энергетических процессов и двигательной функции; созревают отдельные звенья сердечнососудистой, дыхательной систем, эндокринные органы [16].
Опорно-двигательный аппарат
Подростковый возраст – период активного формирования скелета. В этом возрасте мышечно-связочный аппарат у детей всё ещё недостаточно крепок.
Процесс окостенения скелета продолжается: если окостенение запястья и пясти заканчивается, то в эпифизарных хрящах и межпозвоночных дисках лишь появляются зоны окостенения. Поэтому позвоночник очень подвижен и податлив. И при неблагоприятных условиях, особенно при недостатке движений, могут возникнуть различного рода искривления позвоночника (лордозы, сколиозы, кифозы).
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков, чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
Фомин Н.А и Филин В.П. утверждают, что тонус мышц сгибателей у подростков превалирует над тонусом мышц разгибателей, поэтому упражнения должны подбираться с таким расчётом, чтобы достаточно нагружались мышцы задней поверхности туловища (спины и шеи). Это поможет избежать «круглой» спины и сутуловатости. С первых же занятий необходимо строго следить за правильностью осанки во время выполнения беговых и прыжковых упражнений.
В подростковом периоде отчётливо проявляются признаки неравномерности роста частей организма.
В связи с возрастом и полом изменяется скорость роста антропометрических показателей. Обусловливают различия в пропорциях тела отдельных соматических типов. В период полового созревания отчётливо прослеживается долихоморфный и брахиморфный соматотипы.
Подростки долихоморфного соматотипа более высокорослы и относительно длины тела характеризуется более длинными ногами, более коротким туловищем, меньшей физиономической высотой лица, меньшей окружностью и диаметром грудной клетки, меньшими размерами плечевого и тазового диаметров, более короткими руками относительно длины ног.
Подростки брахиморфного соматотипа относительно длины тела более коротконоги, большетуловищны, имеют более широкие плечи (мальчики) и широкий таз (девочки), большую окружность и диаметр грудной клетки.
Особенности формирования скелета должны обязательно приниматься во внимание при занятиях физическими упражнениями. Резкие толчки во время приземления в прыжках с большой высоты, неравномерная нагрузка на левую и правую ноги могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если процесс окостенения еще не закончился, приводят к появлению плоскостопия [15].
Мышечная система
Физическое развитие детей в периоде подросткового возраста существенно отличается от предыдущего периода. Происходит интенсивный рост и увеличение размеров тела.
Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела увеличивается за год на 7-9 см, а у девочек в 1-12 лет происходит увеличение роста в среднем на 7 см.
Поскольку период ускоренного роста у девочек начинается раньше, чем у мальчиков, в возрасте с 11 до 13 лет девочки имеют большие размеры тела. После 14-15 лет рост девочек замедляется, и мальчики снова начинают их опережать [16].
В пубертатный период быстрыми темпами развивается и мышечная система. К 14-15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий и тканевая дифференциация в скелетных мышцах достигают высокого уровня. В этот период мышцы растут особенно интенсивно, с 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. С увеличением массы мышц изменяется диаметр мышечных волокон. Масса мышц увеличивается главным образом за счёт увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек – в 11-12 лет и ежегодно увеличивается на 3-6 кг [10].
Н.А. Фомин и В.П. Филин отмечают, что в этом возрасте не только существенно увеличивается объем мышечной массы, но и изменяются функциональные свойства мышц. В этот период мышечная сила у мальчиков растёт значительно быстрее, чем у девочек. Это обстоятельство необходимо учитывать учителям на уроках физической культуры.
Процесс полового созревания
Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. Существенные изменения в функционировании организма, происходят в начале подросткового возраста (11-12 лет у девочек и 12-14 лет у мальчиков) и приходятся на начальные (II и III) стадии полового развития.
Для этих стадий, в течение которых происходят значительные морфофункциональные перестройки, характерны высокая активность обменных процессов, интенсификация ростовых процессов. Следствием этого является избыточная функциональная активность всех органов и систем в состоянии покоя, обусловливающая низкую или чрезмерную реактивность к внешним воздействиям, что приводят к снижению функциональных и адаптационных возможностей организма подростков, находящихся на II и III стадиях полового созревания [16].
На этом этапе развития реакции центральной нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем на нагрузки могут быть хуже, чем у детей 9-10 лет, а нередко чрезмерно усилены и выходят за оптимальные границы. Изменение реактивности физиологических систем подростка к внешним воздействиям может привести к неблагоприятным отклонениям в состоянии здоровья учащихся, что свидетельствует о необходимости особой тщательной дозировки нагрузок и медицинского контроля над здоровьем школьников на этом этапе развития [15].
Сердечнососудистая система
Существенные изменения происходят в сердечнососудистой системе. Так, сердце от 6 до 14 лет увеличивает свой объём на 30-35%, а в процессе полового созревания объём сердца увеличивается на 60-70%. Особенностью сердечнососудистой системы подростков является более выраженное увеличение ёмкостей полости сердца по сравнению с увеличением просвета сосудов. Это одна из причин возникновения так называемой юношеской гипертонии.
Возрастные изменения системы кровообращения в этом периоде характеризуются равномерностью и относительно более медленными темпами увеличения объёма сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Увеличение объёма сердца в периоде полового созревания идёт параллельно с нарастанием массы тела, однако не так стремительно, как увеличение основных антропометрических признаков. Поэтому отношение объёма сердца к массе тела в пубертатном периоде меньше, чем в других возрастах.
Нередко в этом периоде происходит нарушение в гармонии роста тотальных размеров тела и увеличении размеров сердца, что наблюдается чаще у подростков с акселерированным типом развития или, наоборот, редко замедленным половым созреванием. Это может привести к снижению функциональных возможностей растущего организма.
Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей и подростков при мышечной деятельности значительно меньше, чем у юношей, а тем более у взрослых. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердец достигает к 20 годам.
С возрастом постепенно замедляется частота сердечных сокращений (ЧСС).
Таблица 1
Средние показатели частоты сердечных сокращений у мальчиков и девочек
Возраст | ЧСС |
9 лет | 82 88 уд/мин |
10 лет | 80 86 уд/мин |
11 лет | 78-84 уд /мин |
12 лет | 70 82 уд/мин |
13 лет | 74 80 уд/мин |
14 лет | 70-75 уд/мин |
У девочек ЧСС, как правило, несколько выше. У школьников, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом, частота сердечных сокращений меньше [15].
Особенности изменения дыхательных функций
Оценивая возрастные особенности функции дыхания, можно отметить, что если частота дыхания у детей 7-8 лет составляет 20-25 дыхательных движений в минуту, то с возрастом она снижается до 12-16 дыхательный в минуту, ритм дыхания становится более стабильным. Фаза вдоха укорачивается, а выход и дыхательная пауза удлиняется. Одновременно увеличивается дыхательный объём и скорость воздушного потока на вдохе [15].
Режим дыхания у подростков всё ещё менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл.
Каждые 100 мл кислорода взрослый получает из 2.3-2.6 л воздуха, поступающего в легкие, а подросток – из 3 л.
По мере развития организма изменяется способность адаптироваться к недостатку кислорода. Подростки всё ещё меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом, а дыхание после задержки возобновляется при ещё высоком содержании кислорода в крови. Следовательно, подростки уступают взрослым в способности преодолевать недостаток кислорода. Это связывают с тем, что они обладают меньшей, чем взрослые, способностью затормаживать дыхательный центр [10].
Особенности изменения энергетического обмена веществ
Особенности энергического обмена являются ключевыми при мышечной деятельности.
С началом полового созревания энергетические процессы идут более напряженно по сравнению с взрослыми. Рассмотрим некоторые возрастные периоды у мальчиков и девочек:
- 6-летний мальчик – среднем 1970 ккал/сут,
- 7-10 лет мальчики и девочки – 2300 ккал/сут,
- 11-14 лет суточные энергозатраты возрастают до 2459 ккал/сут,
- 16-17 лет – до 3000 ккал/сут у юношей и 2900 ккал/сут у девочек.
При этом следует иметь в виду, что индивидуальные потребности в энергии меняются в широких пределах в зависимости от различий в массе тела, уровня двигательной активности и др. Таким образом, энергетические возможности организма подростков ещё далеки от уровня взрослых.
Организм подростков по-разному реагирует на нагрузки различного характера. Школьники 10-13 лет легче переносят нагрузки скоростного и скоростно-силового характера и значительно труднее - нагрузки силового характера и связанные с проявлением выносливости. Таким образом, в этом возрасте надо отдать предпочтение воспитанию скоростных и скоростно-силовых качеств, а также совершенствованию координационных способностей [10, 15].
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых способностей
Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к следующему является переломным, критическим.
Критические периоды – это такие периоды развития организма, в течении которых он становится наиболее уязвим в действию внешних факторов среды [12].
Основными такими периодами являются:
- 3-4 года, 7-8 лет, 11-14 у девочек;
- 12-15 у мальчиков.
В эти возрастные периоды развивающаяся функция может нарушиться и дать сбой, так как в это время резко снижаются адаптационные возможности организма ребенка. Но есть и такие периоды, которые называются «сенситивными», они создают оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.
Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С Выготским (1896-1934).
Сенситивные периоды – это периоды снижения генетического контроля и повышенной чувствительности отдельных признаков организма к средовым влияниям, в том числе педагогическим и тренерским [12].
Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив эти этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые физические способности могут так и не развиться, или развиться, но на минимальном уровне.
В исследованиях ряда авторов показано, что развитие двигательных качеств, в частности скоростно-силовых, происходит неравномерно [3, 4, 14].
Скоростно-силовые качества зависят от нервно-мышечного аппарата, от абсолютной силы мышц, от способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения [3, 4].
По мнению А.А. Гужаловского, периодом повышенной чувствительности к скоростно-силовым нагрузкам является возраст с 10 до 16 лет, Н.Н. Гончаров наблюдал резкое возрастание скоростно-силовых качеств в 12-15 лет. Согласно исследованиям, осуществленным В.С. Фарфелем, развитие скоростно-силовых качеств начинается с 8 лет и продолжается до 14-15.
Так, Ю. Г. Травин отмечает, что педагогическое значение таких периодов вполне очевидно, и лишь зная особенности периодов онтогенеза и соответственно нормируя воздействия можно рационально управлять индивидуальным развитием, оптимально строить процесс обучения и воспитания.
Теоретические и экспериментальные исследования свидетельствуют о важности повышения уровня развития специальной физической подготовленности и, в частности, роли специальных скоростно-силовых качеств в становлении и дальнейшем повышении эффективности и технического мастерства учеников.
Для тренеров и педагогов, работающих в области физического воспитания и спорта, значение сенситивных периодов чрезвычайно важно, так как один и тот же объем физической нагрузки, количество тренировочных занятий, подходов к снарядам и т.п. лишь в сенситивный период обеспечивают наибольший тренировочный эффект, который другие возрастные периоды не может быть достигнут. К тому же учет сенситивных периодов необходим при проведении спортивного отбора для правильной оценки состояния организма и особенностей физических качеств ребенка.
1.4 Факторы определяющие скоростно-силовые способности
Факторы во многом зависят от характера напряжения мышц в том или ином движении, который выражается в различных движениях скоростью развития силового напряжения, его величины и длительности.
К таким комплексным формам проявления относятся:
- Способность быстро набирать скорость на старте до максимально
возможной, «стартовые скоростные способности» - стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, бобслее, рывки в футболе.
- Способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости,
«дистанционные скоростные способности» - встречаются в беге, плавании, и других циклических видах спорта.
- Способность быстро переключаться с одних действий на другие.
Для эффективного развития более высоких скоростно-силовых показателей необходимо учитывать следующие факторы:
- Подвижности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно;
- Соотношение различных мышечных волокон, их эластичности растяжимости;
- Эффективности внутримышечной и межмышечной координации;
- Совершенства техники движений;
- Степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей,
гибкости;
- Содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и восстановления [7].
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов утверждают, что скоростно-силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность.
Среди них выделяют:
- Собственно мышечные
К собственно мышечным факторам относят сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающиеся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.
- Центрально-нервные
Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.
- Личностно-психические
От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.
- Биомеханические
Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические факторы – они определяют расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величину перемещаемых масс.
Биомеханические – определяют расположение тела в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величину перемещаемых масс.
- Физиологические факторы
Физиологические – определяют особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и других физиологических факторов.
- Биохимические
Биохимические – определяют особенности гормонального развития организма. (холодов).
Матвеев Л.П. выделяет так называемые реактивные свойства мышц. Они проявляются в движениях, включающих мгновенное переключение от уступающего к преодолевающему режиму работы мышц и характеризуется тем, что мощность преодолевающих усилий увеличивается под влиянием предварительного быстрого «принудительного» растягивание работающих мышц за счет кинетической энергии перемещаемой массы [1, 2,9].
На проявление скоростных способностей также влияет и температура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20-22̊̊ С. При температуре +16 ̊ С скорость снижается на 6-9% [7].
1.5 Средства воспитания скоростно-силовых способностей
Основными средствами скоростно-силовой подготовки являются упражнения с различного рода отягощениями (с преодолением собственного веса партнера, со штангой, гантелями, набивными мячами, амортизаторами, и т.п.), мышечные напряжения при их выполнении чаще соответствуют соревновательным требованиям.
При использовании технических средств силовой подготовки необходимо учитывать следующее:
- Тренирующий эффект любого средства снижается по мере повышении уровня специальной физической подготовленности спортсмена, тем более достигнуто этим средством.
- Применяемые средства должны обеспечить оптимальный по силе тренирующий эффект по отношению к текущему состоянию организма.
В качестве основных средств воспитания скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при которых значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть скоростно-силовыми. Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и использованием менее значительных отягощений.
В состав скоростно-силовых упражнений, предусматриваемых программами физического воспитания, входят различного рода прыжки, метания, толкания, броски и быстрые поднимания спортивных снарядов, скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в различных играх и единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (выпрыгивание, отжимание, ускорение).
К средствам силовой тренировки относят упражнения как целостного, так и локального воздействия. Одни служат для комплексного укрепления мышечных групп и обеспечивают достаточно высокую нагрузку на весь организм. Другие применяются для избирательного, целенаправленного укрепления отдельных мышечных групп при относительно небольшой нагрузке на весь организм с вовлечением в работу одной или двух конечностей либо отдельных частей тела [11]
Для развития скоростно-силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста используют три группы упражнений:
- Упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, на дальность, а также упражнения связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью.
- Упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая. Внешним сопротивлением выступает вес различных предметов (мячи, гантели, гири), противодействие партнера (упражнения в парах). Упражнения выполняемые с дополнительным отягощением (пояс, утяжелители): сгибание и выпрямление рук в упорах, подтягивание на перекладине, приседание.
- Упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений около максимальной и выше. Упражнения, связанные с преодолением внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег в гору, по песку).
Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение основной задачи – развития быстроты движений и силы определенной группы мышц [11, 9].
Выводы по 1 главе
В ходе исследования мы выяснили, что для эффективного развития скоростно-силовых способностей важно учитывать возрастные особенности учащихся, и прежде всего, необходимо обращать внимание на сенситивные периоды развития.
В первом параграфе нами рассмотрены особенности понятия «скоростно-силовые способности» и их связующие характеристики: взрывная, быстрая, стартовая, ускоряющая сила; силовая ловкость, амортизационная сила.
Во втором параграфе мы изучили возрастные особенности детей среднего школьного возраста:
- Опорно-двигательный аппарат
- Мышечную систему
- Процесс полового созревания
- Сердечнососудистую систему
- Особенности изменений дыхательной функции
- Особенности изменений энергетического обмена веществ.
В третьем параграфе мы рассмотрели сенситивные периоды развития скоростно-силовых способностей
В четвертом параграфе мы изучили средства для развития скоростно-силовых способностей:
- Упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается.
- Упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая.
- Упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений около максимальной и выше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из анализа литературных источников, можно сделать вывод, что скоростно-силовые способности предпочтительнее развивать в период обучения детей в 5-9 классах. Так как в этот период наблюдается больше сенситивных периодов, которые благоприятно сказываются на развитии скоростно-силовых способностей.
Но для эффективного развития скоростно-силовых способностей необходимо учитывать возрастные особенности развития детей. В этот период у подростков наблюдается половое созревание, которое снижает адаптационные возможности учащихся. Так же в период полового созревания из-за нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Физические упражнения в это период должны быть строго определенного объема.
На фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов.
В среднем школьном возрасте из-за большой подвижности позвоночника нередки случаи деформации нормальных его изгибов.
Все это необходимо учитывать и при занятиях детей физическими упражнениями и трудовом обучении. Поднятие чрезмерных, больших тяжестей, неправильная поза при выполнении различных действий могут привести к нежелательному увеличению грудного и поясничного изгибов.
Скоростно-силовые способности человека очень специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее – другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений, но знание факторов очень важно для практики. Так как для каждого вида деятельности подбираются определенные упражнения, обуславливающие деятельность учащихся.
В курсовой работе мы планируем ознакомиться с тестами для оценки скоростно-силовых способностей учащихся среднего школьного возраста. Узнать организацию проведения тестов, последовательность их проведения, и из набора тестов составить программу проведения тестирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Монография, учебники, учебные пособия
- Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 331 с.
- Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В.ерхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1997. - 215 с.
- Гончаров, В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности / В.Д. Гончаров - М.: СПб 1995, - 36 с.
- Гужаловский, А.А. Проблема критических периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский - М.: ФиС, 1984. - 211с
- Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю.Д. Железняк - М.: Академия, 2010. - 272 с.
- Коц, Я.М. Физиология мышечной деятельности. Учебник для институтов физической культуры / Я.М. Коц - М.: ФиС, 1982. - 415 с.
- Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры в различные периоды жизни человека / Ю.Ф. Курамшин - М.:Академия, 2003.
- Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития/ В.И. Лях - М.: Терра-спорт, 2000. - 192 с
- Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев - М.: ФиС - 271с.
- Сапин, М.Р, Сивоглазов, В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов - М.: Академия, 2013, - 384 с.
- Стрельников, В.А. Силовые и скоростные качества бокса: Учебное пособие / В.А. Стрельников - М.:Улан-Удэ, 1992 - 125 с.
- Суслов, С.П, Вайцеховский, С.М. Толковый словарь спортивных терминов / С.П. Суслов, С.М. Вайцеховский - М.: ФиС, 1993. - 352с.
- Травин, Ю.Г. О развитии двигательных качеств у школьников / Ю.Г. Травин - М.: Физическая культура в школе, 2003.
- Фарфель, В.В, Управление движением в спорте / В.В. Фарфель - М.: ФиС, 2009. - 208 с.
- Фомин, Н.А, Филин, В.П. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В.П. Филин - М.: Физкультура и спорт, 1972 - 176 с.
- Холодов, Ж.К, Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Академия, 2001 - 480 с.
Интернет ресурсы:
Предварительный просмотр:
Имитационная игра – занятие в стихах.
Цель: Расширять и обогащать знания детей о хищниках и травоядных. Создать игровую атмосферу образов, обстановки, звуков и слова.
Создавать у детей во время выполнения упражнений, положительные эмоциональный фон радости и оптимизма.
Реализовывать двигательную активность. Воспитывать интерес и любовь к животным.
Зверобика для Хищников
К нам крокодил плывёт по речке И.п лёжа на полу, на животе,
Плывёт похожий на бревно руки вперёд «Качалочка»
Мы крокодила не боимся И.п тоже имитация браса
Уплывём все быстро от него
1,2,3 - ну-ка повтори
3,4,5 – повтори опять
Пантера села на поляну И.п сидя на корточках.
И стала лапой уши мыть Круговое вращение правой (левой) рукой.
Понаблюдав за ней немножко
Её движенье можно повторить
ПРИПЕВ:
Лев царь зверей все это знают И.п сидя на пятках, руки на коленях,пальцы
Большая грива у него напряжены в стороны. Поворот головы прав.лев
Его конечно уважают Стоя на четвереньках, выгибание и прогибание
Он не боится в джунглях никого спины.
ПРИПЕВ:
На ушках кисточки у рыси И.п сидя на корточках, колени в стороны,
Пятниста шёрстка у него ладошки показывают уши.
Сидит на ветках ждёт добычи Бег по залу на высоких четвереньках.
Все убегайте быстро от неё
ПРИПЕВ:
А тигр большой и весь в полоску Отжимание на полу.
Тигр очень любит воду пить Ходьба на четвереньках.
По Джунглям ходит он не слышно Туловище горизонтально полу.
Как тигр умеем тихо мы ходить
ПРИПЕВ:
А леопард бегун хороший
Он самый быстрый из зверей Бег на месте.
Пятниста шкура леопарда Бег по залу.
Совсем не виден он среди полей
ПРИПЕВ:
С большой медвежьей головою
Гепард шагает по тропе Бег на перегонки
Но если, он поймать захочет
Не убежать ни мне, ни тебе
Зверобика для Травоядных.
Под панцирь скрылась черепаха И.п сидя на пятках
И выползает из него группировка (одна спина)
И никакого у ней страха Выползать медленно, поворот головы
И нам спортсменам делать так легко вправо-влево, вернуться в и.п
ПРИПЕВ:
А носорог бодает рогом И.п стоя на четвереньках в кругу
С ним лучше вовсе не шутить ногами к центру. Вращение головой
Врагов имеет он не много от плеча к плечу, расширяя и
Все к нему боятся подходить сужая круг.
ПРИПЕВ:
Медведи ходят косолапо Ходьба на четвереньках
Их в Джунглях пандою зовут Стать, выброс ноги в сторону
Хоть косолапа у них лапа
Но этой лапой сильно они бьют
ПРИПЕВ:
Вот обезьянки прискакали Прыжки на четвереньках
И стали хвостиком вертеть
Мы также делать не устали Лечь на спину, почесать носком ноги
На обезьянок весело смотреть за ухом.
ПРИПЕВ:
Жираф высокий превысокий Ходьба на носках,
И длинный у него язык руками тянуться вверх
Достанет веточку любую
Быть длинношеим он уже привык
ПРИПЕВ:
Слонов учили очень долго
Лишь на одной ноге стоять Стоя на одной ноге
А нам так делать слишком просто Руки в стороны
Мы можем на одной ноге и поскакать
ПРИПЕВ:
В полоску зебра скачет лихо Прямой голоп
Она боится очень львов
Вы нам потопайте все тихо
Мы убежим от этих хищников
ПРИПЕВ:
Верблюд плюётся как не стыдно Наклоны вперёд, руками рывок назад
Плевать не будем как верблюд
Мы лучше весело станцуем Порот вокруг себя, руки согнуть.
А ты нам громче хлопать не забудь
ПРИПЕВ:
Предварительный просмотр:
И.п. – Пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1. Наклон головы вперед
2. Наклон головы назад
3. Наклон головы вправо
4. Наклон головы влево
5-6. Вращение правой рукой вперед.
7-8. Вращение правой рукой назад.
9-10. Вращение левой рукой вперед.
11-12. Вращение левой рукой вперед.
13-14. Руки перед грудью. Рывки.
15-16. Руки в стороны. Рывки.
17-18. Руки к плечам. Круговое вращение вперед.
19-20. Круговое вращение назад.
21-22. Прямые руки в стороны. Корпус наклонен вперед. Правая рука к носку левой ноги.
23-24. Прямые руки в стороны. Корпус наклонен вперед. Левая рука к носку правой ноги.
25. Прямые руки вверх. Прогиб назад.
26. Касание правой рукой носка левой ноги.
27. Касание левой рукой носка правой ноги.
28. Касание двумя руками пола.
29. Присесть.
30. И.п.
31. Присесть.
32. И.п.
Предварительный просмотр:
Комплекс утренней зарядки для 1-2 класса
1. И. п.—о. с. Ходьбанаместессоблюдением правильнойосанки втечение. 40 сек. Дыхание свободное.
2. И. п.—о. с. Рукивстороны, прогнуться— вдох. Вернуться в и. п.—выдох. 8 раз.
3. И. п.—о. с., рукикплечам. Рукивниз— кплечам—встороны—кплечам. Дыхание свободное. 6 раз.
4.И. п.—широкая стойка ноги врозь, руки е стороны. Три пружинящих наклона вперед, касаясьрукамипоочередноступнилевой, пола и ступни правой. Вернуться в и. п. Дыхание свободное. 6 раз.
5. И. п.—широкаястойканогиврозь. Наклон влево, рукинапояс•—вернутьсяви. п. Тоже вправо. Дыханиесвободное. 8 раз.
6. И. п,—о. с., рукинапояс. Левуюназад, опуститьсяналевоеколено—вернутьсяви. п. То же с правой. Дыхание свободное. 4 раза скаждойноги.
7. И. п.—широкаястойканогиврозь, руки в стороны. Сгибая правую, наклон к левой, коснутьсяноска—выдох. Вернутьсяви. п.— вдох. Тожекдругойноге. 3 разаккаждойноге.
8. И п.—о. с., руки напояс. Два прыжка вперед, двапрыжканазад. Дыханиесвободное. После 32 прыжковперейтинабыструюходьбу спостепеннымзамедлением.
9.И. п.—о. с., рукикплечам. Левуювсторону на носок, руки вверх — вдох. Вернутьсяв и. п.— выдох. То же с правой. 4 раза с каждой ноги.
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ В ПАРАХ
1.И. п. – стояспиной друг к другу, руки внизу; Б держит А за кисти рук.
1. – Отставить левую ногу на носок, поднимая правую руку, наклон влево.
2. – И. п. То же в другую сторону.
Повторить 5– 6 раз.
2.И. п. – стоя лицом друг к другу, ноги врозь, наклонившись вперед, руки на плечи.
1. – Пружинящий наклон вперед.
2. – Поворот налево. То же с поворотом в другую сторону.
Повторить5– 6 раз.
3.И. п. – стояспиной друг к другу, руки вверху.
1. – Выпад левой вперед, наклониться назад.
2. – И. п. То же другой ногой.
Повторить 6– 8 раз.
4.И. п. – стояспиной друг к другу, зацепив руки под локти.
1. – Присесть.
2. – И. п.
Повторить6 – 8 раз.
5.И. п. – стояспиной друг к другу; руки на плечи партнера.
1. – Мах левой ногой вправо – вперед.
2. – И. п. То же другой ногой.
Повторить 6 – 8 раз.
6.И. п. – сидя на полу лицом друг к другу, держась за руки, ноги согнуты в коленях, упираются ступнями.
1. – Выпрямить левую ногу вверх.
2. – и. п.
3 – 4. – То же правой ногой.
5 – 6.– Выпрямить обе ноги вверх.
7 – 8. – и. п.
Повторить5 –6 раз.
7.И. п. – сидя лицом друг к другу, ноги врозь, упираясь ступнями; хват правыми руками.
1. – Один партнер наклоняется вперед (другой назад).
2. – И.п.
3. – Наклониться в другую сторону.
4. – И. п. То же, хват левыми руками.
Повторить5– 6 раз.
8.И. п. – упор лежа, ноги врозь; Б удерживает ноги А у пояса.
1. – А согнуть руки, Б – присесть.
2. – И. п.
Повторить6– 8 раз.
9.И. п. – А стоя на коленях, левую руку вперед, правую вверх; Б стоя к нему лицом, левая нога впереди, правая держит левую руку А.
1 – 2. – Наклониться назад.
3 – 4. – И. п.
Повторить6– 8 раз.
10. И.п. Передвижение вперед с партнером на плечах 20 – 25м.
11. И. п. – стоялицом друг к другу; Б удерживает левую ногу А у пояса.
1 – 3. – Прыжки на правой ноге; смена положения ног.
4. – и. п. То же на другой ноге.
Повторить6 – 8 раз.
А – один партнер, Б – другой.
Предварительный просмотр:
ОРУ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ
1. И. п. – основная стойка, палка за головой.
1. – Левую ногу назад, палку вверх, прогнуться.
2. – Наклониться влево.
3. – Выпрямиться, палку вверх.
4. – И. п. То же в другую сторону.
Повторить 5- 6 раз.
2. И. п. – ноги врозь, палка внизу хватом за концы.
1 – 3. – Левую руку вверх, пружинящие наклоны вправо.
4. – И. п. То же в другую сторону.
Повторить 5- 6 раз.
3. И. п. – основная стойка, палка внизу сзади.
1 – 2. – Наклониться вперед, положить палку на пол сзади.
3 – 4. – Выпрямиться.
5 – 6. Наклониться вперед, взять палку.
7 – 8. – И. п.
Повторить 7- 8 раз.
4. И. п. – ноги врозь, палка вверху.
1 – 3. – Наклониться назад, палку в левую руку, свободным концом коснуться пола.
4. – И. п.
Повторить 4 – 6 раз.
5. И. п. – лежа на животе, палка внизу за спиной хватом за оба конца.
1 – 2. – Медленно прогнуться, отводя палку прямыми руками вверх.
3. – Держать.
4. – И. п.
Повторить 4 – 6 раз.
6. И. п. – лежа на спине, руки вперед, палка горизонтально.
1 – 2. – Продеть ноги между руками, палку за спину (стойка на лопатках).
3. – Держать.
4. – И. п.
Повторить 4 – 6 раз.
7. И. п. – основная стойка, палка одним концом в левой руке, второй на полу у левой стопы.
1. – Опираясь на палку, присесть на левой ноге,правая нога прямая вперед («пистолет»).
2. – И. п. То же на другой ноге.
Повторить 4 – 6 раз.
8. И. п. – основная стойка, палка стоит вертикально и придерживается руками.
1. – Отпустить палку, сделать перемах левой ногой через нее.
2. – Поймать палку – и. п. То же правой ноге.
Повторить 4- 6 раз.
9. И. п. – присед, палка под коленями.
1 – 3. – Сгибая руки в локтях, встать.
4. – И. п.
Повторить 4 – 6 раз.
10.И. п. – основная стойка, палка спереди.
1. – Подбросить палку вверх.
2 – 3. – Присесть, поймать палку двумя руками.
4. – И. п.
Повторить 4 – 6 раз.
11.И. п. – основная стойка, палка внизу.
1. – Прыгнуть вперед через палку.
2. – Прыгнуть назад через палку в и. п.
Повторить 4- 6 раз.