СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
методическая разработка по физкультуре

Жильцова Вера Ивановна

Спортивно-оздоровительный туризм как средство духовного и физического развития личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно- образовательный (профильный) центр «Юниор»

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Директор МОУ ДО ДООЦ «Юниор» Жильцова Вера Ивановна

п.Воскресенское

2017год

Если раскрывать тему нашей площадки, то самое лучшее средство профилактики асоциального поведения – это спортивно- оздоровительный туризм.

Туризм —  это экскурсии, походы и путешествия, в которых активный отдых сочетается с познавательными и образовательными целями.

  1. Разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста. Экскурсии, походы выходного дня, степенные и категорийные походы — один из методов внеклассной работы.

2. Значение туризма для формирования жизненно важных умений и навыков.

Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового закаленного человека.

Он учит дружбе, трудолюбию, дисциплинированности, инициативе, взаимопомощи. Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь. Он помогает при выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника.

Туристско-краеведческая деятельность является действенным профилактическим средством девиантного поведения учащихся, которое в сегодняшних социально-экономических условиях России проявляется в массовых явлениях наркомании и токсикомании, алкоголизма. Охота к перемене мест, романтика дальних дорог, зачастую стимулирующие бродяжничество детей и подростков со всеми вытекающими последствиями, педагогически правильно используемые, находят удовлетворение в активных занятиях туризмом.

3.  Влияние занятий туризмом на здоровье человека.

. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно-сосудистую систему. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность. Туризм как средство физического воспитания создает наиболее благоприятные условия для оздоровления детей. В туристических походах получают непосредственное применение изученные на уроках физкультуры двигательные действия (преодоление препятствий, водных преград, лазание, ходьба и др), по-новому звучат приобретенные на уроках географии, биологии, астрономии знания.

4.  Функции спортивно-оздоровительного туризма

Анализ составных частей спортивно-оздоровительного туризма и его различных аспектов позволяет выделить такие функции, как:

оздоровление,

физическое и спортивное совершенствование,

общественное воспитание,

нравственное развитие,

развитие общественной активности,

умственное развитие,

эстетическая функция,

прикладная функция,

экологическое воспитание,

лечебная функция,

экономическая функция,

создание радостного жизнеощущения.

  1. Туризм в школе.

В программах общеобразовательных школ в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, ежемесячных днях здоровья и спорта, внутришкольных соревнованиях к сожалению не большое место уделяется туризму. Вот многие классные руководители заканчивают учебный год походами выходного дня, привлекая к их проведению родителей, бывших своих учеников. Походы становятся для детей праздниками природы и здоровья.

Поход, как вид спортивно- озоровительного туризма.

особенные условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных свойств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, больших организаторских свойств.

  1. Воспитание в туристском походе.

Участие в туристских походах способствует развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения. Пешие и лыжные походы и путешествия способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе ,воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время путешествий нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстановление работоспособности.

Хочется поделиться своим опытом работы по подготовке и проведению походов.

путешествие строится целиком или частично на самообслуживании. туристы сами намечают маршрут , способ передвижения, сроки похода,  намечают объекты для осмотра, распределяют обязанности, составляют меню и список продуктов,  расходы на хозяйственные и культурные нужды

составляют смету расходов,  список группового снаряжения,

- список личного снаряжения,  проговаривается правильность укладки рюкзака. Список вещей и их выбор: обувь, одежда..

Перед походом оформляется приказ по школе, выдается Расписка для родителей (лиц их заменяющих)

повторяются правила безопасности и поведения в походе. Законы туристов.

- составление маршрута

- способы передвижения и сроки.

- распределение обязанностей и их значение

- меню

- список продуктов

- смета расходов

-Краеведческая работа

- список группового снаряжения

- список личного снаряжения и проговаривается правильность укладки рюкзака. Список вещей и их выбор: обувь, одежда..

- повторяются правила безопасности и поведения в походе. Законы туристов.

Расписка 

Проверка веса рюкзаков и их укладка.

Современные школьники постоянно находятся в положении опекаемых, многие из них освобождены от домашних обязанностей, не знают стоимости продуктов, не имеют понятия о том, как сварить макароны, не держали молотка в руках. Иногда в походе Мальчик не знает, что у него в рюкзаке, потому что собирала его мама, к сожалению, весьма распространено мнение, что чем сытнее, чем беззаботнее жизнь человека, тем лучше для него. А наукой доказано обратное: для полноценного развития человеку обязательно необходим дефицит жизненных благ, некоторая некомфортность условий жизни.

Перед выходом на маршрут обязательно проверяются рюкзаки:  

 вес, содержание, добавляется групповое снаряжение и продукты.

Уже только одна организационно-хозяйственная деятельность туристов по подготовке и проведению похода содержит в себе огромный педагогический потенциал в привитии трудовых навыков, в социальной адаптации. А ведь есть еще и другая деятельность - краеведческая, познавательная, в процессе которой также весьма успешно решаются многие вопросы подготовки школьников к труду.

В походе дети обеспечивают сами себе питание , ночлег и место отдыха,. Им самим приходится оборудовать лагерные стоянки, собирать топливо для костров. Готовить пищу, в пути преодолевать разные препятствия, устраивать переправы, расчищать завалы и пр. да просто взаимопомощь при переправе через ручей, завал: подать руку- помочь товарищу. Придержать ветку, чтобы не хлестнуло следующего за тобой человека..

..

. Очевидно, что человек не может любить то, чего не знает, и беречь и защищать то, чего не любит. Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой Родины пробуждает желание внести и свою лепту в ее развитие и процветание, т.е. закладывает основы деятельного патриотизма.

 

«Вход» в туристскую группу должен всегда быть свободным для всех, кроме тех, кому по состоянию здоровья противопоказаны большие физические нагрузки. Нельзя отказывать в приеме ни «трудным» , ни неуспевающим. Конечно, влияние детей друг на друга в туристской группе неизбежно, и здесь могут быть заразительны дурные примеры, но это не причина, чтобы не брать в походы «трудных» школьников. Практикой давно доказано, что туристские походы очень способствуют исправлению недостатков характера, поведения плохо воспитанных детей, углублению познавательных интересов ребят, отстающих в учебе.

Труд юных туристов как в период подготовки, так и в самом походе - вот основа воспитательной работы..  Конечно, вовремя сделанное замечание, понятное только Вам. Взгляд, улыбка, поддержка, а возможно и порицание – играет большую роль в становлении туриста в группе.

Я всегда говорю, что в походе каждый человек открывается по своему. Здесь видны все положительные и отрицательные качества. Бывает успевающий и примерный ученик в походе проявляется как эгоистичный и ленивый потребитель. А ученик с плохой дисциплиной и успеваемостью оказывается отзывчивым и трудолюбивым и находчивым и проявляет инициативу в решении трудных ситуаций.

Походный труд имеет и свои особенности, которые необходимо учитывать для достижения педагогических целей. Во-первых, поход объективно ставит каждого человека перед необходимостью трудиться. Здесь как нигде подходит выражение: «Кто не работает, тот не ест». Во-вторых, труд в походе носит общественный характер, работа одного необходима для всех. В-третьих, в процессе труда учащиеся приобретают жизненно необходимые навыки (приготовление пищи в полевых условиях, разведение костра в любую погоду, обустройство походного быта). И, наконец, поход воспитывает организаторские способности, развивает инициативу, деловитость, активность.

Человек всегда находится в обществе и зависит от общества. И должен уметь приспосабливаться к любому коллективу. Даже если придется подчинить личные интересы общественным. Все хорошо забытое старое. Идея хорошая. Воспитание коллективом. И в автономном существовании ты никуда не денешься и придется принимать общественное мнение.

В походе почти все его участники получают определенную должность (командир, казначей, завхоз и т.п.) и каждый несет ответственность перед коллективом за выполнение своей работы. Важно, чтобы поручения получили все без исключения участники группы.

Выводы по походам.

Поход поможет глубже понять и изучить натуру каждого ребенка установить доверительные отношения между педагогами и учениками, удовлетворить потребности в новизне, приключениях романтике.

Туризм средство обогащения жизненного опыта учеников знакомство с различными профессиями, средство познания красоты природы

В процессе туристско-краеведческой деятельности

- расширяется сфера общения учащихся,

- приобретается навык социального взаимодействия,

- накапливается положительный  опыт  поведения,

- создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Прежде всего, это качества, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме - коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

        

  1.  Массовые туристские соревнования школьников.

Туристские соревнования учащихся являются одной из важных форм подготовки к совершению безаварийного, содержательного туристского похода и проверки готовности туристских групп, 

 В некоторых школах района проходят Туристские слеты. К сожалению не в каждой школе имеется специальное снаряжение. Но Педагоги «Юниора» всегда готовы прийти на помощь. Так же организуются соревнования по туристским навыкам между школами. Так Галибихинская школа, проводя свой турслет приглашает Задворковскую и Благовещенскую школы. Таким образом команды обмениваются опытом проведения соревнований, подготовки спортсменов и готовятся к районным соревнованиям. Такой опыт проведения соревнований практикует и Задворковская и Благовещенская школы.

Кроме того Центр проводит районные соревнования по спортивному ориентированию и спортивному туризму в рамках проведения районных фестивалей, массовых мероприятий: во время проведения дня здоровья, дня физкультурника, дня бега, дня молодежи, и, конечно проводим фестиваль, посвященный всемирному дню туризма  27 сентября.

  1. И, наконец, самое массовое мероприятие, это

 Стационарный палаточный лагерь туристско– краеведческой направленности        «Озерское », который проходит ежегодно с 2009 года в конце учебного года.

Стационарный палаточный лагерь туристско– краеведческой направленности        «Озерское» открывается на основании Постановления администрации Воскресенского муниципального района НО проходит 5 дней в первой половине июня.

Находится Лагерь  в 300 метрах от д. Озерское, Нахратовской с\администрации.

                О сроках и месте проведения заранее извещены (в письменной форме): все службы района.

администрация муниципального района, управление образования,  роспотребнадзор, службы МВД и МЧС района, редакции районной газеты «Воскресенская жизнь», съемочная группа программы «Наш край», глава Нахратовской сельской администрации, природный парк «Воскресенское Поветлужье», бюро экологии и природопользования администрации Воскресенского района.

Все находятся в тесном контакте со штабом лагеря и оказывают  помощь в организации и проведении смены.

  1. Заключаются  договора: на приобретение спортинвентаря, на поставку продуктов, на поставку канцтоваров

- С ИП Сумин В.П. на приобретение спортинвентаря для награждения призеров и победителей.

-  с ПО «Мир продуктов» на поставку продуктов.

-  с ИП  Маслов Е.В.  на поставку канцтоваров.

-  с ИП Соловьев С.В. на поставку хоз товаров.

- с ООО «Светлояр» на поставку бутилированной воды.

                Место расположения лагеря было заблаговременно выкошено работниками «Юниор» и проведена аккорицидная обработка сотрудниками ООО «Дезконтроль», и пройден медосмотр всеми работниками лагеря. А в этом году все прошли регистрацию в госуслугах и заказали справки об отсутствии судимости.

Было утверждено общее меню лагеря на 5 дней.

Комендантской службой оборудованы места расположения палаточных лагерей, туалеты, площадка для общего построения.  

Тесное взаимодействие служб и организаций района помогло провести лагерь без нарушений и происшествий.  

                Перед организаторами лагеря ставились основные цели и задачи:

Цель:

         Создание благоприятных условий для привлечения молодежи к систематическим занятиям физкультурой и спортом, укрепление физического и психологического здоровья, организации активного отдыха, расширения и углубления знаний по туризму, получения навыков жизни в полевых условиях, развития интересов учащихся к туризму и краеведению.

 Задачи:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, формирование здорового образа жизни; создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого участника лагерной жизни.
  2. Профилактика асоциального поведения путем вовлечения в активные виды отдыха и экстремальные виды спорта.

          3. Организация  активного отдыха и получение детьми навыков жизни в природных  условиях, воспитание нравственных качеств.

          4.  Поиск новых форм привлечения детей к различным видам творчества, привития первичных  знаний, умений и навыков при адаптации в условиях природной среды, развития коллективно-творческого мышления, инициативы, самоуправления, самостоятельности и сотрудничество с тренерско-педагогическим составом.

          5. Формирование навыков бережного отношения и уважения к окружающей природе, округу, Родине: Проведение культурно – массовых мероприятий экологической направленности. Проведение экологических акций на территории  Воскресенского района;

          6. Укрепление дружеских отношений между учащимися школ Воскресенского района.

         7. Демонстрация потенциала внутреннего туризма Воскресенского района, закрепл ение приобретенных основных знаний о своем крае.

                Организаторами за время работы лагеря было проведено 18 мероприятий физкультурной, экологической, туристско- краеведческой, социально- культурной направленности.  Большая часть мероприятий была направлена на решение основной задачи – формирование бережного отношения к природе и традициям родного края. Совмещение эколого-краеведческого и туристского направлений помогло максимально заинтересовать учащихся в повышении уровня экологической культуры, понять важность своего участия в сохранении окружающего мира. Знакомство детей с экологическими проблемами района происходило в естественных условиях.

        На открытии лагеря был проведен инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в лагере.

                 При проведении туристских мероприятий учащиеся показали отличную физическую подготовку и знания основ туризма: завязывание туристских узлов, умение переправляться через препятствия с помощью туристкого снаряжения, оказывать первую помощь условно пострадавшему, изготавливать носилки из подручных материалов.  Организовывали бивуак в полевых условиях: установка палаток, организация костра и столовой, приготовление пищи, в соответствии с санитарными нормами - это еще один ценный опыт для детей.  Надеемся, что знания и навыки полученные детьми в лагере   найдут практическое применение в жизни.  Приучат детей к культуре поведения на природе.  

Каждое утро начинается с зарядки, в которой принимают участие все участники и по возможности и педагоги и судьи. Еще один момент и воспитательный и оздоровительный. Надеемся, что по возвращению из лагеря эта хорошая привычка останется у детей.

В первый день проводятся игры на сплочение команды, прохождение веревочного городка, Соревнования по спортивному ориентированию «Лабиринт»,  «велотриал»

        В рамках лагеря проходит соревновательная программа по туристским навыкам.

1. Спортивное ориентирование - ребята отрабатывают навыки  ориентирования на местности.  Лично- командные соревнования. На старте спортсмены получают карту местности для спортивного ориентирования с нанесенными в виде кружков контрольными пунктами. Участникам требуется за контрольное время посетить максимальное количество КП. Отметить их в зачетном листе. Зачет проводился среди мальчиков и девочек. По четырем лучшим результатам подсчитывался командный результат.

2. Контрольно- туристский маршрут. Прохождение командой сначала предстартовой проверки- это знание границ полигона, наличие необходимого содержание аптечки и ремонтного набора в походе. Затем преодоление непроходимых препятствий с помощью веревочного курса. И еще на маршруте были этапы бивуак, краеведческие, топографические и географические викторины, знание флоры и фауны, завязывание туристских узлов.  Команды показывали умение преодолевать препятствия с помощью организованных веревочных переправ, грамотно и быстро разбить лагерь, развести костер. Убрать место лагеря, так чтобы не оставить за собой следов. Умение слаженно работать в команде, взаимовыручка, собранность и быстрота принятия необходимого решения это те навыки, которые пригодятся в жизни.

3. Короткая туристская полоса препятствий. Быстрое прохождение командой веревочных переправ, снятие и установка палатки, кочки, мышеловка и мн. Др.

                 Конкурсы проводимые в рамках лагеря предоставляли детям возможность раскрыть свои творческие способности.

  1. Конкурс «Визитная карточка» команды и ОУ проводился в третий раз  в виде электронных презентаций. Хотелось посмотреть, что могут показать школы и насколько возможно проведение такого конкурса в природных условиях. Проведение этого конкурса показало, что весьма реально его проведение. Презентации команд были насыщенными, интересными, оставили много ярких впечатлений. Были домашние заготовки о школьной жизни детей в течении всего учебного года. Были презентации, которые снимались там же в лагере, и тем были интересны. Сам факт просмотра фильмов в природных условиях на большом экране вызывает у детей восторг. (хочется сказать, что Есть фотографии с прошлых лет, и некоторые узнают себя.)  и очень эмоционально реагируют в положительном плане.

Кроме того проводились следующие конкурсы:

2. художественная самодеятельность на эколого-краеведческую тематику. Тут ребята раскрывают все свои таланты.

3.  Краеведческая викторина, по курсу краеведения. Есть вопросы по району и области.

4.  Конкурс завязывания узлов; тоже проходит зрелищно.

5.  Конкурс организации быта в полевых условиях (проводился в течении всего лагеря) оцениваются: порядок в лагере и в палатках, организация костра, сливной ямы, умывальника, складирование дров, и мн. Др.

6.  Соревнования по волейболу. Проводятся на протяжении всего лагеря.

7.  В рамках лагеря проводится правовая викторина. Ее проводят: Методист по организации летнего отдыха управления образования Смирнова В.В..; секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Зайцева С.А.;   инспектор ПДН отдела МВД России по Воскресенскому району Махалов А.В.  

На протяжении всего лагеря  дети  имеют возможность проявить себя в разных направлениях, показать, чему научились за год, посмотреть на успехи  других, и поставить перед собой более высокие задачи.  

Второй год  организуем туристскую баню.

Все участники были открыты для общения, познакомились с ребятами из других школ и , соревновательный момент не мешал им болеть за другие команды, и сохранять дух здорового соперничества. Общие интересы объединяют, создают  хорошее настроение и помогают преодолевать трудности в жизни.  Все это стирает рамки и границы между детьми из разных школ и лагерь становится единым целым, не потеряв  дух состязаний.

                По традиции участники и команды, отличившиеся в мероприятиях лагеря,  были награждены дипломами и памятными подарками.

                Организаторы Воскресенского экологического- краеведческого лагеря «Озерское 2017» , считают,  что  поставленные цели  достигнуты, и  лучшее тому подтверждение -  это радостные улыбки детей  и желание вернуться снова.

9. выводы.

Из вышеизложенного вытекает вывод, что спортивно-оздоровительный туризм благодаря своему характеру, большому образовательно-воспитательному потенциалу, значительным возможностям формирования положительных эмоций, удовлетворения стремления подростков к передвижению, романтике, риску является одним из оптимальных средств формирования у них ценностной ориентации на здоровый образ жизни, поэтому поиск оптимальных путей организации деятельности подростков в условиях окружающей среды средствами спортивно-оздоровительного туризма в целях формирования у них ценностной ориентации на здоровый образ жизни представляет исключительно актуальную задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Проблема использования народного творчества для духовного и творческого развития личности»

В единый проект интегрируются знания, умения и навыки, получаемые школьниками на уроках истории, литературы,  изобразительного искусства, трудового обучения...

Анализ текста на уроках литературы как средство духовного становления и развития личности школьника

Статья содержит разработку урока на тему : "Иван Александрович Гончаров Жизнь и творчество. (Обзор).Роман «Обломов». Хорошее и дурное в характере Обломова."...

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» на основе учебной программы «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов.

Пояснительная запискаРабочая программа по  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор»  разработана на основе Федерального государ­ственного образо...

Педагогический проект "Содействие физическому развитию личности ребенка средствами предмета физической культуры"

Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет - самые важные периоды интенсивного развития детского организма.   Формирование здоровья   совпадает с важнейшим...

Значение музыкального образования в духовном становлении и развитии личности ребёнка.

Значение музыкального образования в духовном становлении и развитии личности ребёнка....

Воспитание духовно и физически здоровой личности

Воспитание духовно и физически здоровой личности...

Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).

В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...