Рабочая программа секции волейбола в МАОУ СОШ №2 г.Балаково.
рабочая программа по физкультуре (9, 10, 11 класс)

Рубан Виктор Васильевич

Рабочая программа расчитана на 2 года.Возраст занимающихся 15-17 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voleybol_devushki_8-11_kl.doc.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Балаково Саратовской области

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР

____________________

/Часовитина Г. Н./

«_31_» августа  2017 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ СОШ № 2

__________________

/Солдатова Е. В./

«_01_» _сентября_  2017 г.

Приказ №____от 01.09.2017

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

секция для обучающихся 9-11-х классов (девочки)

«Волейбол»

направление – спортивно-массовое

возраст: 15-17 лет

срок реализации: 1 год

Руководитель:

учитель физической культуры

Рубан Виктор Васильевич

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка.

Цель занятий:

             -формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической      

             культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы,                      

             пропаганда ЗОЖ.

-укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

- теоретическое и практическое обучение игре в волейбол;

-обучение учащихся жизненно- важным двигательным навыкам и умениям;

           - формирование сборной команды школы по волейболу, приобретение

             необходимых    

              волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления

              на районных соревнованиях,

Задача занятий: 

-выявить природные данные обучающегося, для быстрого роста мастерства;

-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;  

-участвовать в спартакиаде школы и в районных соревнованиях по волейболу;      

            -развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту            

             движений, скоростно-силовые качества, выносливость.

           - воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость и волю,

              дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои

             физические и духовные силы,

            -воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность,                        

             настойчивость;

           - учить детей проявлять свои волевые усилия, чтобы побороть неуверенность в    

             себе, а иногда и боязнь.

Условия реализации программы секции спортивных игр  «волейбол»:

Материально-технические условия:

- обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу, пополнение материальной базы  волейбольными мячами, сеткой и др. инвентарём.

 Педагогические условия:

-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;

-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;

-создание условий для развития личности подростка и его способностей.

Методические условия:

- программы деятельности спортивной секции;

- тематического планирования секции спортивных игр: «волейбол».

- наличие другой  необходимой документации:

Ожидаемые результаты работы :

1.Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства;

2.Овладение теоретическими и практическими основами игры в волейбол,

3.Участие в спартакиаде школы по волейболу, формирование сборной команды школы для участия в районной Спартакиаде школьников

 4.Выполнение начальных спортивных разрядов,

5.Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на ответственных соревнованиях,

6.решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время

7.Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию молодёжи

Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материала

        Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

           Задачи кружка заключаются в содействии физическому развитию детей и подростков,

воспитанию гармонично развитых активных членов общества, стойких защитников Родины.

             Непосредственными условиями выполнения этих задач является многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, подготовка общественных физкультурных  организаторов                 (инструкторов и судей) по волейболу для школьного коллектива  физической культуры,

по месту жительства и активных помощников в летних лагерях отдыха.    

              Основной принцип работы кружка по волейболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической  теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.

                            Основной целью занятий, работы в учебно-тренировочных группах является:

  • дальнейшая технико-тактическая подготовка юных волейболистов, а также
  • знакомство с игровой специализацией по функциям игроков.

             В процессе занятий в учебно-тренировочных группах решаются задачи:

укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;

  • содействие правильному физическому развитию детей и подростков;
  • повышение общей физической подготовленности;
  • развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;
  • дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры;
  • приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и    

      соревнований;

  • подготовка и выполнение нормативных требований по видам подготовки.

               В годичном цикле учебно тренировочных занятий в учебно-тренировочных группах

уменьшается объём общей физической подготовки и увеличивается объём тактической подготовки.

        Два раза в год (декабрь, май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке.

Педагогические условия:

-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;

-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;

-создание условий для развития личности подростка и его способностей.

Методические условия:

         Для более успешного решения задач необходимо иметь чёткое планирование

учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию:

  • программа спортивной секции «волейбол»;
  • годовой план - график прохождения материала;
  • поурочные планы;
  • журнал учёта работы, посещаемости.

          Занятия по волей болу должны носить учебно-тренировочную направленность.

В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры и навыки инструктора- общественника.

            С этой целью в учебно-тренировочных группах, на занятиях назначать помощников тренера и давать им задания по проведению упражнений по общей физической подготовке, по обучению и совершенствованию техники и тактики игры

Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей урока.

Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.

Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, в школе, в летнем  лагере отдыха. Каждый член кружка должен уметь вести технический протокол игры, уметь по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта результатов.

            Руководитель кружка должен систематически следить за успеваемостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными руководителями. Он должен прививать навыки к общественно полезному труду, сознательному отношению к занятиям. Воспитывать такие качества, как чувство товарищества, смелость, воля к победе.

Ожидаемые результаты работы:

- учащиеся овладевают техникой и тактикой игры в волейбол;

- овладевают строевыми командами и подбором упражнений по общей физической подготовки (разминки);

- учащиеся приобретают навыки инструктора-общественника;

- самостоятельно осуществляют практическое судейство игры волейбол;

- могут организовывать соревнования в группе, в школе, в лагере отдыха;

- умеют вести технический протокол игры, по форме составить заявку на участие в соревнованиях,        

  таблицу учёта результатов;

- участвуют в соревнованиях и турнирах школьного и муниципального уровней по волейболу;

- комплектование сборной команды школы для участия в районной Спартакиаде школьников;

 - выполнение начальных спортивных разрядов;

Программа

Теоретические занятия – 5 часов

     Физическая культура и спорт в России. Общественно-политическое и государственное значение физической культуры и спорта в России. Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры.

     Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.

     Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.

     Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.

     Основы методики обучения в волейболе. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.

     Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.

     Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.

     Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).

Практические занятия – 29 часов

Общая физическая подготовка.

-Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;

-совершенствование навыков естественных видов движений;

-подготовка к сдаче и выполнение нормативных требований по видам подготовки.

Практические занятия по технике нападения.

Действия без мяча. Перемещения и стойки:  - стартовая стойка(И.п.)в сочетании с перемещениями;

- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; - перемещения приставными шагами спиной вперёд;

- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.

Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками:  - передача на точность, с перемещением в парах;

- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.

Подача мяча:  - нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.

Нападающие удары: -

Практические занятия по технике защиты.

Действия без мяча. Перемещения и стойки:

Действия с мячом.  Приём мяча:

            Блокирование

Практические занятия по тактике нападения.

                                   Индивидуальные действия.

                                   Групповые действия.

                                   Командные действия.

Практические занятия по тактике защиты.

Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).

 Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны  6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;

Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.

Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.

Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.

Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.

Физическое развитие и физическая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (вид испытаний)

девочки

мальчики

1

2

3

4

1.

2.

3.

4.

5.

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:               сидя (м)

                            в прыжке с места (м)

5,0

11,9

150

35

5,0

7,5

4,9

11,2

170

45

6,0

9,5

Техническая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (вид испытаний)

Количественный показатель

1

2

3

1.

2.

3.

4.

5.

Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4

Подача верхняя прямая в пределы площадки

Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3

Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу

Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах

4

3

3

8

3

План - график

прохождения учебного материала по волейболу

№№

пп

Тема и содержание занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

Факти

чески

1

Техника безопасности на занятиях секции волейбола.

1

06.09

2

Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу.

2

13.09, 20.09

3

Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств.

На каждом занятии

4

Перемещения  и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами владения мячом

4

27.09,

04.10,

11.10,

18.10

5

Приём мяча:  

а) снизу двумя руками;

б) нижняя передача на точность;

в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2;

г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину.

5

25.10,

08.11,

15.11,

22.11,

29.11,

6

Передача мяча сверху двумя руками:

а) из глубины площадки для нападающего удара;

б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению;

в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх).

4

06.12,

13.12,

20.12,

27.12,

7

 Подача мяча: - верхняя прямая с места; верхняя прямая в прыжке.

3

10.01,

17.01,

24.01

8

Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач.

Блокирование. Одиночное и групповое блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2.

4

31.01,

07.02,

14.02,

21.02,

10

Индивидуальные действия.

а) выбор места при приёме нижней и верхней подач

б) определение времени для отталкивания при блокировании

в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением)

3

07.03,

14.03,

21.03

11

Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего  и обманного ударов.

3

28.03,

04.04,

11.04

12

Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий.

4

18.04,

25.04,

02.05,

16.05,

23.05

13

Контрольные испытания

1

30.05

14

Практика  судейства

В ходе контрольных испытаний и учебных игр.

15

Участие в соревнованиях

По плану спортивно-массовых мероприятий школы города и района.

Методическое обеспечение реализации программы

секции спортивных игр: «волейбол»:

1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов

2. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол.

(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2004г).

4. Железняк Ю.Д. «К мастерству в волейболе», М., «Физкультура и спорт», 1978г.

5. Хапко В.Е., Белоус В.И. «Волейбол», Киев, «Радянська школа», 1988г.

6. Фурманов А.Г. «Волейбол в школе», Киев, «Радянська школа», 1987г.

7. Фурманов А.Г. «Волейбол на лужайке, в парке, во дворе» - Изд. 2-е, испр., доп., М.,      

   «Физкультура и спорт», 1982г.

8. Клещев Ю., Фурманов А. «Юный волейболист» Изд. 2-е, испр., доп., М.,      

   «Физкультура и спорт», 2004г.

9.Ю.Д.Железняк,Л.Н.Слупский «Волейбол в школе» Пособие для учителя. М.,Просвещение 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа секции "Волейбол"

Рабочая программа секции спортивных игр "Волейбол" содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий....

Рабочая программа секции "Волейбол"

Рабочая программа секции "Волейбол" на 2 года обучения. Возраст 10-17 лет....

Рабочая программа секции "Волейбол"

Рабочая программа секции "Волейбол"...

Рабочая программа секции «Волейбол» для спортивной оздоровительной группы

Достижения высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе;Повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта;Устойчивое овладение умениями и навыками иг...

Рабочая программа секции "Волейбол"

I. Планируемые результаты освоения  1.Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства;2.Овладение теоретическими и практическими основами игры в волейбол,3.Участие в спартаки...

Рабочая программа секции "Волейбол"

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся, в её основу положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности п...