Программа "Русская лапта"
рабочая программа по физкультуре на тему
Содержание данной образовательной программы определяется общеобразовательными программами по физической культуре, программой дополнительного образования, предназначенной для 5-8 классов внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkoy_lapte_2.docx | 40.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русской лапте предназначена для спортивной секции «Народные подвижные игры» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Селенгинская средняя общеобразовательная школа».
Данная программа является практически внеурочной формой занятий физической культурой в рамках введения третьего часа физкультуры по ФГОС нового поколения.
Введение данного вида занятий продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании школьников, укрепления их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Содержание данной образовательной программы определяется общеобразовательными программами по физической культуре, программой дополнительного образования, предназначенной для 5-8 классов внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного учреждения.
Принята в общеобразовательном учреждении, где используется программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича, согласуется с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, вариативная часть: русская лапта и подвижные игры.
Актуальность
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Игры, подводящие к спортивной деятельности, — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.
Особенно полезны игры на свежем воздухе, в весенне-осенние периоды. Игра должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.
В школьных условиях этого можно добиться методом обучения подвижных игр, с учетом национальных традиций, а именно русских народных игр. Народные игры приносили людям веселье, радость, воспитывали удаль, смелость, находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение между соперниками, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье играющих. «Русская лапта» носит как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривая спортивное совершенствование молодежи.
Использование данной игры, как средства физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, способствует формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, формированию потребности в общении со своими сверстниками и ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера.
Кроме того, «Русская лапта» повышает анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях. «Русская лапта» — такой вид спорта, в котором в равной степени проявляются все физические качества и их разновидности: скоростные качества, быстрая реакция, умение быстро стартовать и поддерживать высокую скорость, ловкость, гибкость, силу.
Несложный инвентарь и оборудование позволяют культивировать лапту в школе почти без материальных затрат.
Цели и задачи
Игра в русскую лапту (мини-лапта) направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры русская лапта (мини-лапта).
Основными задачами программы являются:
- укрепления здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приёмами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу;
- подготовка учащихся к соревнованиям по русской лапте (мини-лапта).
Сроки реализации программы:
Программа составлена на 2017 -2018 учебный год.
Содержание рабочей программы
Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории русской лапты (мини-лапта), правила соревнований.
В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры.
В конце, обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и применять участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Учет возрастных и психологических особенностей детей:
В среднем школьном возрасте техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием координационных способностей. Необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий и, наконец, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях, переходить от стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам.
В свою очередь, в данный период жизни детей развитие координационных способностей необходимо органично увязать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а также выносливости и гибкости. Для этого на уроках постоянно применяются обшеразвивающие и специально развивающие координационные упражнения и чередуются с упражнениями, воздействующими на указанные кондиционные способности.
В данной возрастной группе увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания. В этой связи ставятся дифференцированные задачи, определяется содержание для отдельных групп школьников. Дифференцированный и индивидуальный подходы особенно важны для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в области физической культуры.
Использование программы позволяет учитывать возрастные особенности детей среднего школьного возраста, позволяет правильно организовать двигательную активность учащихся, удовлетворять естественную потребность растущего организма в движениях и повысить сопротивляемость организма неблагоприятным внешним условиям, а также позволяет управлять интенсивным развитием форм и функций организма.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1 часу в неделю.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям лаптой и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Условия реализации рабочей программы
Данная программа, разработана с учетом материально-технической базы школы.
Для решения основных задач программы необходимо:
Спортивная площадка
- Спортивный зал
- Биты
- Теннисные мячи
- Теннисная ракетка
- Мяч набивной (1кг,2кг,3кг)
- Скакалка гимнастическая
- Маты гимнастические
- Скамейка гимнастическая
Учебно-тематический план
Темы | Всего часов | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
1.Общая физическая подготовка | 2 | 2 | ||
2.Специальная физическая подготовка | 7 | 7 | ||
3.Техническая подготовка | 13 | 13 | ||
4.Тактическая подготовка | 4 | 4 | ||
5.Теоретическая подготовка | 2 | 2 | ||
6.Учебные и тренировочные игры | 4 | 4 | ||
7.Участие в соревнованиях | 2 | 2 | ||
Общее количество часов | 34 | 34 |
Система формы контроля уровня достижений учащихся
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьных соревнованиях по Русской лапте.
Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Нормативы
по физической и технической подготовке
игры в русскую лапту
Упражнения | 11лет | 12лет |
Бег 30м (сек) | 5,8 | 5,6 |
Бег 400м (сек) | 1,27 | 1,25 |
6-минутный бег (м) | 1350 | 1400 |
12-минутный бег (м) | - | - |
Прыжок в длину с/м (см) | 150 | 160 |
Метание малого мяча на дальность (м) | 25 | 30 |
Удары по мячу битой ударом сверху (м) | 15 | 20 |
Удары по мячу битой с боку (м) | 25 | 30 |
Удары по мячу снизу (сек) | 2.5 | 2.7 |
Ожидаемый результат
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в русскую лапту, привитие любви к национальным видам спорта.
Рабочий план спортивной секции по русской лапте.
№ п\п | Наиме- нование раздела про- граммы | Тема занятия | Кол- во ча-сов | Тип занятия | Элементы содержания | Требования к уровню под- готовленности обучающихся | Вид контроля | Дата прове- дения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Теория | История лапты | 1 | Изучение нового материала | Правила ТБ на занятиях.История возникновения лапты. Развитие русской лапты, мини-лапты России. Правила игры в русскую лапту Правила соревнований | Знать историю лапты | Текущий | |
2 | Техни-ческая подго-товка | Техника передви- жений, ловля и передача м\мяча | 2 | Изучение нового материала | Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. Ловля и передача мяча в парах на месте. Игра в русскую лапту. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | |
Совершенствования | Перемещение в стойке боком, спиной вперёд. Ловля и передача мяча в парах в движении. Игра в русскую лапту. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | |||||
3 | Техни-ческая подго-товка | Техника передви- жений, ловля и передача м\мяча | Совершенствования | Перемещение в стойке боком, спиной вперёд. Ловля и передача мяча в парах в движении. Игра в русскую лапту. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | ||
4 | Техни-ческая подго-товка | Развитие скоростных способностей | 2 | Изучение нового материала | Специально беговые упражнения. Пробегание отрезков 20, 40, 60 м. Кросс 1000 м. Игра в русскую лапту. | Уметь выполнять беговые упражнения | Текущий | |
Совершенствования | Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 20 м. Ускорение из различных исходных положений. Пробегание отрезков 40, 60 м. Кросс 1000 м. Игра в русскую лапту. | Уметь выполнять беговые упражнения | Текущий | |||||
5 | Техни-ческая подго-товка | Техника ударов по мячу | 2 | Изучен. нового материала | Удары по мячу битой. Удары с боку. Удары на точность: в определенную цель на поле. Подача мяча. Игра в русскую лапту. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | |
Совершенствования | Удары по мячу битой. Удары с боку. Удары на точность: в определенную цель на поле. Подача мяча. Игра в русскую лапту. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | |||||
6 | Теория ОФП | Правила соревно- ваний | 1 | Изучен. нового материала | Правила игры в мини-лапту. Жесты судей | Знать правила игры в мини-лапту | Текущий | |
Контрольные нормативы | Выполнение контрольных нормативов | текущий | ||||||
7 | Техни-ческая подго-товка | Осаливаниефинты (обманные движения) | 3 | Изучен. нового материала | Осаливание и самоосаливание. Финты (обманные движения) при осаливании. Игра в мини-лапту. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | |
Совершенствования | Осаливание и самоосаливание. Финты (обманные движения) при осаливании. Игра в мини-лапту. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | |||||
Совершенствования | Осаливание и самоосаливание. Финты (обманные движения) при осаливании. Игра в мини-лапту. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | |||||
8 | СФП | Развитие специаль-ных двига-тельных действий | 7 | Изучен. нового материала | Специально-беговые упражнения. Челночный бег 3 х10 м. Ускорение из различных исходных положений. Игра в мини-лапту. | Уметь выполнять двигательные действия | Текущий | |
Совершенствования | Специально-беговые упражнения. Челночный бег 3 х10 м. Ускорение из различных исходных положений. Игра в мини-лапту. | Уметь выполнять двиг. действия | Текущий | |||||
Совершенствования | Специально-беговые упражнения. Челночный бег 3 х10 м. Ускорение из различных исходных положений. Игра в мини-лапту. | Уметь выполнять двиг. действия | Текущий | |||||
Совершенствования | Специально-беговые упражнения. Челночный бег 3 х10 м. Ускорение из различных исходных положений. Игра в мини-лапту. | Уметь выполнять двиг. действия | Текущий | |||||
Совершенствования | Специально-беговые упражнения. Челночный бег 3 х10 м. Ускорение из различных исходных положений. Игра в мини-лапту. | Уметь выполнять двиг. действия | Текущий | |||||
Совершенствования | Специально-беговые упражнения. Челночный бег 3 х10 м. Ускорение из различных исходных положений. Игра в мини-лапту. | Уметь выполнять двиг. действия | Текущий | |||||
Совершенствования | Специально-беговые упражнения. Челночный бег 3 х10 м. Ускорение из различных исходных положений. Игра в мини-лапту. | Уметь выполнять двиг. действия | Текущий | |||||
9 Учебно-тренировочные игры Участие в игре | 6 | Игра | Совершенствование тактических и технических приёмов в игре | Уметь выпол- нять тактиче- ские действия в игре | Текущий | |||
Игра | Совершенствование тактических и технических приёмов в игре | Уметь выпол- нять тактиче- ские действия в игре | Текущий | |||||
Игра | Совершенствование тактических и технических приёмов в игре | Уметь выпол- нять тактиче- ские действия в игре | Текущий | |||||
Игра | Совершенствование тактических и технических приёмов в игре | Уметь выпол- нять тактиче- ские действия в игре | Текущий | |||||
.Игра | Совершенствование тактических и технических приёмов в игре | Уметь выпол- нять тактиче- ские действия в игре | Текущий | |||||
Игра | Совершенствование тактических и технических приёмов в игре | Уметь выпол- нять тактиче- ские действия в игре | Текущий | |||||
10 | Такти-ческая подго-товка | Индиви-дуальные и командныедействия | 3 | Изучен. нового материала | Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Игра в мини-лапту. | Уметь выпол- нять тактиче- ские действия | Текущий | |
Изучен. нового материала | Групповые и командные действия в защите и нападении. Игра в мини-лапту. | Уметь выпол- нять тактиче- ские действия | Текущий | |||||
Совершенствования | Групповые и командные действия в защите и нападении. Игра в мини-лапту. | Уметь выпол- нять тактиче- ские действия | Текущий | |||||
11 | Техни-ческая подго-товка | Ловля и передача м\мяча, осаливание | 1 | Изучен. нового материала | Ловля мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча. Осаливание. Игра русскую лапту | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | |
Удары по мячу, подача мяча | 4 | Изучен. нового материала | Удары по мячу битой. Удары с верху. Удар снизу. Удары сбоку. Удары на точность: в определенную цель на поле. Подача мяча. Игра русскую лапту | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | |||
Удары по мячу, подача мяча | Обучение | Удары по мячу битой. Удары с верху. Удар снизу. Удары сбоку. Удары на точность: в определенную цель на поле. Подача мяча. Игра русскую лапту | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | |||||
Удары по мячу, подача мяча | Овладение техникой | Удары по мячу битой. Удары с верху. Удар снизу. Удары сбоку. Удары на точность: в определенную цель на поле. Подача мяча. Игра русскую лапту | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | |||||
Удары по мячу, подача мяча | Закрепление | Удары по мячу битой. Удары с верху. Удар снизу. Удары сбоку. Удары на точность: в определенную цель на поле. Подача мяча. Игра русскую лапту | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | |||||
12 | Участие в соревнованиях | Соревнова-ния | 2 | Совер-шенствова-ния | Совершенствование тактических и технических приёмов в соревнованиях | Уметь выпол- нять технико-тактические действия в соревнованиях | Текущий | |
Совер-шенствова-ния | Совершенствование тактических и технических приёмов в соревнованиях | Уметь выпол- нять технико-тактические действия в соревнованиях | Текущий |
Использованная литература
1. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М.: ФиС, 1986.
2. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. Русская лапта с методикой преподавания. Программа для педагогических институтов. - Уфа: БГПИ, 1996.
3. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. и др. Народная игра лапта. - Уфа: ГУП РБ "Уфимский полиграфкомбинат", 2003.
4. Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелинин В.И. Лапта. Техническая и тактическая подготовка игроков. - Уфа: БГПИ, 1996.
5. Костарев А.Ю., Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г. Русская лапта: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ. - Уфа: БГПУ, 2000.
6. Ковалёв В.Д., Ткаченко В.Д «От русской лапты к софтболу» 2009г.
7.Костарев А.Ю. Программа курса "Русская лапта". - Уфа: Изд-во БГПУ, 2001.
8.Лепёшкин В.А.Подвижные игры для детей «Лапта»-Москва «Школьная Пресса»,2004г Настольная книга учителя физкультуры: Справ.- метод.пособие/Сост.
9.Б.И.Мишин.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,
2003.-526, (2)с.-(Настольная книга).
10.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/Н.Г.Озолин.-М.:
ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.- 863,
(1)с.: ил.- (Профессия-тренер)
11. Найминова Э.Физкультура. Методика преподавания. Спортивные игры нА уроках физкультуры.
Книга для учителя.-Ростов-н/Д: Феникс,2001.- 256 с
.
12.Ноздрин А. М. «Русская лапта в сельской общеобразовательной школе». 2008 г
13.Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки: Учеб. пос. для ИФК. - Киев: Вища школа, 1984.
14.Настольная книга учителя физической культуры/Авт.-сост.Г.И.Погадаев;
Предисл.В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:
Физкультура и спорт, 2000.-496 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по ДО Русская лапта 5-9классы
Программа служит основным документом для эффективного по¬строения подготовки игроков в русскую лапту и решению задач физического воспитания детей школьного возраста. Программа содержит научно обосно...
Программа кружка по "Русской лапте"
Внеурочная деятельность . Обучение игре в русскую лапту. тематическое планирование....
Оценка эффективности программы «Русская лапта в сельской школе», разработанной для системы дополнительного образования.
Key words: russian lapta, school program, system of additional education, federation of Russian lapta, modified program, stage of initial preparation, uchebno-training stage, stage of spor...
ПРОГРАММА Факультатива «Русская лапта»
Программный курс факультатива предназначен для обучения русской лапте и решению задач физического воспитания детей школьного возраста, который содержит рекомендации по построению, содержанию и организ...
Программа Русская лапта
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯРУССКАЯ ЛАПТА...
Презентация программы "Русская лапта"
Приводится презентация программы внеурочной деятельности "Русская лапта"...
Программа "Русская лапта"
Программа составлена для работы в МБУО "Ермаковкая детско-юношеская спортивная школа "Ланс" с учетом опыта работы в образовательных учреждениях спортивной направленности....